Программа воспитания школьников "Я – гражданин России"

  • doc
  • 27.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Я-гражданин России.doc

Программа воспитания школьников "Я – гражданин России"

 

 

 

Патриотизм – это не значит

 

только одна любовь к своей Родине.

 

                                 Это гораздо большее.

 

                                                             Это – сознание своей неотъемлемости

 

                                                                от Родины и неотъемлемое переживание

 

                                      вместе с ней счастливых

 

                             и несчастных дней.

 

Л.Толстой

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны всё чаще.

И если гражданин вы настоящий,

Большой отдачи ждёт от вас страна.

Пояснительная записка

 

         Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – человек, любящий свою Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

          Главное в программе “Я – гражданин России” – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

         Программа используется в школе со 5-го по 11-й класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России, также основными направлениями реализации программы являются:

Учебная деятельность через предметы;

Система тематических, творческих классных часов;

Проведение военно-патриотических, спортивных праздников;

Проведение конкурсов;

Создание и проведение познавательных игр, викторин;

Выставки творческих работ;

Организация работы школьного самоуправления;

Система работы мероприятий школьной библиотеки.

         Цель программы “Я – Гражданин России” состоит в реализации такого взаимодействия, между участниками воспитательного процесса которое обеспечило бы воспитание достойного гражданина России.

- Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре и праве и т.д.

- Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории ответственности за будущее страны.

- Воспитывать у учащихся любовь к своему родному посёлку и краю как к малой Родине.

- Воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России.

- Формировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну.

- Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

- Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.

   Основная цель: Воспитание интеллектуальной личности сформированными  нравственными качествами, способной к самосовершенствованию и творческому преобразованию окружающего мира.

 

 

Задачи программы:

1.Формирование целостной и научно-обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

2. Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;

3.Формирование гуманистического отношения к окружающему миру;

4.От воспитания к любви к родной школе, отчему краю, к формированию гражданского самосознания.

5.Формирование стремления  к здоровому образу жизни.

6.Воспитание гражданина любящего свой Отечество, свой край, дом в котором живёт и учится.

7.Воспитание у ребёнка общечеловеческой культуры поведения;

8.Воспитание у ребёнка нравственных категорий;

9. Овладение учащимися суммы знаний, умений, навыков помогающих раскрытию его личностного потенциала.

10. Развитие творческих способностей;

11. Пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

        При этом в результате совместного, достойного воспитания ребёнка семьей и школой, личность ученика должна иметь определённые качества.

 

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

 

доброжелательность;

порядочность;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

 

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др

     В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

 

Принципы реализации воспитательной системы:

 

Первый принцип - заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру.

 

Второй принцип - совместной деятельности детей и взрослых.

 

Третий принцип – целесообразности

 

Четвертый принцип - творческого отношения  к делу.

 

Спроектирован образ выпускника школы

 

Нравственный потенциал:

 

Познавательный потенциал

 

Коммуникативный  потенциал

 

Физический потенциал

 

     

Модель выпускника

 

   Цель воспитательной программы: воспитание выпускника школы - гражданина России.

    Выпускник школы – это:

    Личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуации морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом.

    Гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической культурой, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей.

    Человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, способствующий свободному выбору области деятельности.

    Семьянин, являющийся одновременно умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью.

    Человек, свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий законы страны, общества, человечества.

    Личность, общая культура которой предполагает высокий уровень физической культуры, и потребность в здоровом образе жизни.

    Житель планеты Земля, осознающий себя частью её природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части вселенной.

 

Программа способствует:

 

- формированию у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, толерантности, общей культуры, инициативности, самостоятельности, способов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;

- становлению общественно-активной, социально-компетентной  личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, наделенной гражданским самосознанием. Программа соответствует требованиям социального заказа общества и основным нормативным документам в области образования

 

Принципы деятельности

 

все дела творчески, иначе зачем?

коллективные Творческие Дела - это жизнь рядом и вместе.

на рассвете вставать и, помышляя о чуде, рукой обнажённой солнце достать и подарить его людям.

чтобы дети выросли  такими, какими мы хотим их видеть, нужно самим стать такими

воспитывай душой и сердцем.

 

Диагностика

 

Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более качественной   и эффективной.

 

Направления диагностики:                                                                                                                   

 

общие сведения;                                                   

способности;                                                         

темперамент;                                                           

 

тип личности в общении;

самооценка;

успешность в деятельности;

уровень воспитанности;

уровень развития коллектива;

социометрия;

социально-психологический климат в классе

 

Формы диагностики:

 

анкетирование

тестирование

наблюдение    

беседы

 

Направления воспитательной работы

 

   Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, определения ступени развития коллектива, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях.

 

Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.

 

Формирование гражданского отношения к себе «Я - самый обаятельный и привлекательный»;

Формирование гражданского отношения к коллективу «Мы - сто тысяч Я»;

Формирование гражданского отношения к школе «Дом, в котором я учусь»

Формирование гражданского отношения к своей семье «Мир дому твоему»

Формирование гражданского отношения к родному краю, городу «Я здесь родился, здесь родина моя»

Формирование гражданского отношения к Отечеству «Я – гражданин России».

 

Механизмы  реализации программы

 

Выбирая механизмы направления реализации проекта, я не просто ставлю задачу информационного сопровождения педагогического процесса, но стремлюсь открывать детям новое, то, что пригодится им в жизни, поможет почувствовать себя более комфортно в наше информационное время.

 

Цели воспитательной  программы   класса

 

Для классного руководителя:

 

- управление процессом развития личности,

- взаимодействие всех участников воспитательного процесса,

- создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, - побуждающей интерес учащихся к качественной учёбе и реализации своих способностей;    - развивать коллектив по ступеням от «песчаной россыпи» до «горящего факела».

 

Для учащихся:

 

- формирование  индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков,

- самореализация,

- формирование Я - концепции и Мы - граждане.

 

Для родителей:

 

- научение социальным навыкам;

- воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней;

- адаптация к социуму.

 

Для школы:

 

- активное  участие класса в воспитательной системе школы в качестве ее компонента:

- создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. “Я и Я”. Формирование гражданского отношения к себе.

Два мира есть у человека –

 

                                                                                   Один, который нас творит,

 

Другой, который мы от века

 

Творим, по мере наших сил.

 

Н.Заболоцкий

 

Задачи:

- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

 

         Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

 

Концептуальное обоснование:

 

Самопознание – это открытие себя, своего характера, способностей.

 

Каждый человек – личность. Личность со своим, только ей присущим характером и волей. Я – часть природы. Мое жизненное предназначение. Мои увлечения. Мои друзья. Мои права и обязанности.

 

Как сформировать свою личность, чувство человеческого достоинства, умение анализировать свое поведение и управлять им, знания и умения самоанализа, самооценки, самокоррекции? Как знать и пользоваться своими правами и обязанностями, обозначенными в Конституции (Основном Законе) РФ?

 

 Разобраться в самом себе поможет подпрограмма «Я» и «Я».

 

Заповеди подпрограммы «Я» и «Я»:

 

-         помни, что сила твоя, ценность для тебя и окружающих – это твоё стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью;

 

-         раскрой себя в любой инициативе;

 

-         сам побеждай свои слабости и недостатки;

 

-         отвечай за свои поступки;

 

-         правда – всего дороже;

 

-         различай «можно» и «нельзя»;

 

-         помни: сознаться в проступке – мужество, скрыть – трусость;

 

-         честь – это незапятнанная репутация, доброе имя;

 

-         честный – значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный.

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

№       

 

Название мероприятия           

Форма

 

Класс 

 

Ответственные           

 

Время проведения

 

1

“Мой режим дня”

Беседа

 

5

Кл. руково-дитель

Сентябрь.

 

2

“Кто я? Какой я?”,

“ Моё хобби”.

Беседы

5-7      

 

Кл.руководители.

2-3 четверть.

 

3

“Познай себя”.

Тест

7-8      

 

Кл.руководители, психолог.

4 четверть.

 

4

“Письмо самому себе”

Конкурс на лучшее письмо

7-8      

 

Творч. Группа класса

4 четверть.

 

5

“Мой сосед по парте”

Час откровенного разговора

6-7

Старосты классов         

 

3 четверть

 

6

“Наш портфель”

Игра-экспромт

5

Кл. руководители

3 четверть

 

7

“Я и мы”

Конференция

 

9-10    

 

Кл. руководители

3 четверть

 

8

“Правила счастливого человека”      

 

Психологический практикум

10-11  

 

Психолог      

 

Апрель

 

9

“Кем быть?”-(профессиональное самоопределение)

Тест

9-11    

 

Психолог      

 

1 раз в четверть

 

10

“Что такое личность?”, “Человек среди людей”.           

 

Беседы

9-11    

 

Кл.руководители

Ноябрь

 

11

“Быть человеком”

Дискуссия

10

Кл. руководители

Февраль

 

12

“Урок милосердия и доброты”      

 

Беседы

8-9

Кл. руководители

Март

 

13

“Добро и зло”, “Чью старость ты утешил”           

 

Диспуты

7-8

Кл.руководители

Апрель

 

14

“Гайдарики” (помощь пожилым людям)     

 

Акция милосердия

7-11    

 

Вожатые, учителя истории           

 

В течении года

 

15

“Нам жизнь дана на добрые дела”

 

КТД   

 

6-9

Вожатая, школьный совет.           

 

Январь

 

16

“Гигиена подростка”

Беседы

7-9

Кл.руководители, медсестра.

Октябрь

 

17

“Берегите здоровье”, “В здоровом теле– здоровый дух”

Беседа, лекция

8-9      

 

Медсестра     

 

Декабрь

 

18

“Курить или не курить– вот в чём вопрос”

Внеклассные мероприятия, театральные представления

9-11

Педагог-организатор, зам.дир. по ВР           

 

Апрель

 

19

“Чёрные буквы” (о наркомании”

Тренинг

9-11    

 

Психолог, педагог-организатор.

Декабрь

 

20

“Внимание! Наркомания”

 

Беседа

 

10-11  

 

Врач  

 

Ноябрь

 

21

“Наши профессиональные намерения”   

 

Анкетирование

9-11    

 

Психолог.

Май.

 

22

“Дороги, которые мы выбираем”

Беседы по проф. ориентации

9-11

Кл.руководители

Май

 

23

Ученик года 

 

Конкурс

10-11  

 

Администрация школы

Апрель

 

24

Курить и пить – здоровью вредить.

Выставка рисунков

2-11

Кл.руководители, учитель ИЗО

Сентябрь

 

25

День здоровья

Общешкольное мероприятие

2-11    

Учителя физкультуры

7 число месяца.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ІІ. “ Я и СЕМЬЯ”.

Формирование гражданского отношения к своей семье.

«Мир дому твоему»

 

Дом-это то куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Радостным, добрым, нежным, злым,

Еле живым, еле живым.

Дом-это там, где  вас поймут,

Там, где надеются и ждут.

Где ты забудешь обо всём.

Это твой дом, это твой дом!!!

                       Домашний очаг

 

                                                         должен быть не местопребыванием,

 

                                                                а местом, куда мы всегда возвращаемся.

 

А.Монтерлан

Задачи:

- формировать уважение к членам семьи;

- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

 

Предполагаемый результат деятельности:

- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Концептуальное обоснование:

 

Основное содержание данной подпрограммы – подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, матери, отца.

 

Исходное положение: семья – главный фактор воспитания семьянина. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

 

А как сделать так, чтобы ребенок понимал своих близких и сам был понят, чтобы ему доверяли и он доверял другим?

 

В этом поможет направление «Я и семья».

 

Заповеди подпрограммы «Я и семья»:

 

-         свято храни честь своей семьи;

 

-         люби свою семью и делай ее лучше;

 

-         будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

 

-         проявляй заботу и участие в судьбе близких и далеких родственников;

 

-         подари родителям радость;

 

-         умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Названия мероприятия

Форма

 

Класс 

 

Ответственные

Время проведения

 

1

Чистота – залог здоровья

беседы

5

Кл. руководители

октябрь

2

“Что значит быть хорошим сыном и дочерью”

Беседа

 

5

Кл. руководители

Февраль

 

3

“Я и моя семья”, “Золотые бабушкины руки”    

 

Конкурсы стихотворений и рисунков

5

Кл. руководители

Март

 

4

“Мама, папа я –

спортивная семья”

Праздники

5

Кл. руководители, учителя физкультуры

Апрель

 

5

“От всей души”

Концерт для родителей

5-7      

 

Кл. руководители

Март

 

6

“Славим руки матери”, “Семейные традиции”.

Праздники

5

Кл. руководители

Март

 

7

“Я и мои родственники”, “Об отце говорю с уважением”.

Конкурсы сочинений

7

Кл. руководители

Март

 

8

“Фотографии из семейного альбома”

Беседа

6

Кл. руководители

Апрель

 

9

“Дети + родители+ учитель”

Совместные вечера

5-8      

 

Кл. руководители

В течении года

 

10

“Мои родные – защитники Родины

Фотовыставка

5-8

Кл. руководители

Февраль

11

“Мамы и дочки”

Конкурс

5-6

Кл. руководители

Март

 

12

“Только раз в году” (совместное празднование дней рождения)

Праздники

5-11

Кл. руководители

В течении года

 

13

“С любовью к бабушке”      

Беседа

 

5-6

Кл. руководители

Март

14

“Отцы и дети”, “Каково на дому, таково и самому”     

Родительское собрание

8

Кл. руководители

Февраль

 

15

“Педагогика для родителей”   

Педагогический родительский лекторий

5-11

Кл. руководители

Раз в четверть

 

16

“Как уберечь детей от наркотиков”

Советы для родителей

8-10    

Кл. руководители

Декабрь

 

17       

“Школьный день вместе”         

 

День открытых дверей

2-11

 

Февраль

 

18

“Моя будущая семья”

Литературная беседа

9-11

Кл. руководители

Апрель

 

19

“Дружба, любовь, семья”

Вечер вопросов и ответов

9-11    

 

Кл. руководители

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

                                              

III. “Я и Школа”.

Формирование гражданского отношения к школе.

 

По учителю судят об учениках,

 

                                                                               По ученикам узнают учителей.

 

В.Сухомлинский

 

 «Мы – сто тысяч « Я»

 

«Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». Б. Шоу

«Дом, в котором я учусь»

 

Мы учились, мы влюблялись, мы с тобой делили тайны.

Эти десять лет промчались, прозвенел звонок прощальный.

В сентябре откроешь двери ты совсем другим ребятам.

Школа, школа, я не верю, что прошло всё без возврата!

 

Наша школа, наша школа! Породнились мы с тобою.

Мы обласканы судьбою, что сошлись в твоих стенах.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Концептуальное обоснование:

 

Исходные положения: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить. Школа – источник формирования необходимых качеств гражданина.

 

 

 

Заповеди подпрограммы «Я и школа»:

 

-         оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам;

 

-         поступками и делами улучшай окружающую жизнь;

 

-         не бросай товарищей в беде,

 

-         каждое дело – творчески, иначе – зачем?

 

-         трудно одному – под силу всем вместе,

 

-         помогай товарищу, чем можешь, отзовись на его нужду душой и сердцем, делай это с радостью,

 

-         оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

 

Форма

Класс

 

Ответственные

Время проведения

 

1

Праздник первого звонка

Торжественная линейка

2-11    

 

Зам. дир. по ВР

Сентябрь

 

2

“Мой школьный дом”

Экскурсия по школе

 

5

Кл. руководители

Сентябрь

 

3

Правила поведения в школе”

Беседа

5

Кл. руководители           

Сентябрь

 

4

«Наши классные обязанности»

Организация дежурства, распределение поручений

5-11

Кл. руководители

Сентябрь

 

5

“Моя школа” «Самоуправление в классе»

Конкурс сочинений и рисунков

5-7

Кл. руководители

Сентябрь

 

6

“Самое сильное звено”

«Проще простого о вежливости»

Игра  

 

5-6

Кл. руководители

2-3 четверть

 

7

«Мои права и обязанности»

Беседа о школьном уставе

5-9

Кл. руководители

1 четверть

8

“Наша школа в будущем”      

 

Конкурс сочинений

5-7      

 

Кл. руководители

Январь

9

«Поздравь учителя» (ко дню учителя)

Конкурс поздравлений, выпуск плакатов

5-11

Редколлегия класса

октябрь

10       

«По каким правилам мы живем?»

игра

5-6

Кл. руководители

1 четверть

11

“Мы шефы”

Подвижные игры

2-4

Учителя физкультуры

В течении 2-3 четверти

 

12

«Библиотеке – нашу помощь»

Акция

6-8

Актив класса

апрель

13

Школьная символика “Придумай герб, гимн, флаг школы”

Конкурс

6-11    

 

Зам. дир. по ВР

Октябрь

 

14

“Уютный класс”

Смотр классных комнат

2-11

Администрация

Ноябрь

 

15

Декадники по предметам

Викторины, игры, олимпиады

2-11

предметники

1 четверть

16

“Дом, в котором мы живем”

Беседа

 

7-8

Кл. руководители

Апрель

 

17

“Мой сосед по парте”

Час откровенного разговора

5-7

Кл. руководители

Апрель

 

18

“О, счастливчик”

Интеллектуальная игра

6

Зам. дир. по ВР

Январь

 

19

Язык мой – друг мой

Викторина

7

Учителя русского языка           

 

Январь

 

20

Укрась территорию школы           

 

Трудовой десант

5-11

Кл. руководители

Апрель, Май

 

21

Неделя пятерок           

 

Акция

 

5-11

Школьный совет

Январь

 

22

Листая школьные страницы

Концерт для учителей

2-11

Педагог-организатор

Октябрь

 

23

В начале жизни школу помню я            

 

Галл-концерт

9-11

Вожатая

Май

 

24

Вечер встречи с выпускниками           

 

концерт

2-11    

 

Зам. дир. по ВР

Февраль

 

25

Праздник последнего звонка

Торжественная линейка

1-11    

 

Зам. дир. по ВР

Май

 

26

Выпускной бал

Школьный вечер

11

Кл. руководители,

Июнь

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

IV. «Я И КУЛЬТУРА»

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ

Задачи:

- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

     Советы классному руководителю:  вовлечение учащихся в кружки  с учетом их интересов, проведение классных часов, праздников, расширяющих знания об искусстве.

     Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1

Экскурсии на художеств. выставки, фотовыставки

Экскурсии

2-9

Кл. руководители

в теч.года

2

«Фильм! Фильм! Фильм»

Посещение кинотеатров

2-11

кл.руковод

в течение года

3

Хореография. Вокал.

Занятия по интересам

5-11

руководители кружков

В течение года

4

Наряды для кукол

Конкурс

2-4

кл. руководители

Март

5

«Что такое красота»

Беседа

5-9

кл. руководители

Апрель

6

Культпоход в театр 

Посещение театра, спектаклей

5-11

кл. руководители

В течение года

7

Встречи с замечательными творческими людьми

Встреча

2-11

кл. руководители

по плану кл. руководител.

8

Фестиваль «Ступеньки к звездам»

конкурс

2-11

руков. кружков, зам.директора по ВР

по плану ЦВР «Спектр»

9

Фестиваль патриотической песни «Мы Вас помним»

вокальный конкурс

2-11

зам. директора по ВР, кл.рук

Февраль

10

«Золотые хиты осени», «Мисс осени»

конкурс, дискотека

5-11

зам.директора по ВР, руков. кружков,

Октябрь

11

Фантазии осени «Чудеса из лукошка»

Конкурс-выставка плодов, цветов

5-11

кл.руководители

Октябрь

12

«Волшебный мир руками детей»

Конкурс-выставка поделок для новогоднего оформления

2-11

кл.руководители, учитель технологии

Декабрь

13

«Сделай сам»

Выставка детского творчества

2-11

кл.руководители, учитель технологии

Март

14

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию»

Музыкальная иг­ра  

5-7

Учитель музыки

Ноябрь

15

Традиционные русские    народные   праздники: «Рождество», «Масленица»

Праздники

2-8

педагог ДО   

3-4    чет­верть

16

«Прикоснуться к вечности»

Поездки, экскур­сии

5-11

педагоги доп.образования

Октябрь, апрель

17

Мои любимые книги.

Выставка книг

5-8

Библиотекарь, кл. руководители

В течение года,  по плану библиотеки

18

Любовь – это песня

Прослушивание песен

9 - 11

Зав.библиотекой

Апрель

19

Новогодние программы

Утренник, пьеса, вечер отдыха

 5-7, 8-11

зам. дир. по ВР

Декабрь

20

О красоте, моде и хорошем вкусе

Диспут

9,10

Кл. руководители

Апрель

 

 

 

 

 

 

                                                           

                                                                                                                     

                                                          

V. «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВУ

Россия! Россия!

Россия- родина моя!

                                                    Любовь к Отечеству и любовь к людям –

 

это два быстрых потока, которые, сливаясь,

 

                                                          образуют могучую реку патриотизма.

 

В.Сухомлинский

 

Задачи:

• развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, к защите ее свободы и независимости;

• воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

 

Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Концептуальное обоснование:

 

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, её гражданина и патриота.

 

         Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.

 

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо большее. Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней счастливых и несчастных дней.

 

Нет более верного признака общего упадка нравственности в стране, чем отсутствие стремления у её жителей приносить пользу своему Отечеству.

 

Узнать о крае, где живем, познакомиться и принять участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремесел, сформировать национальное самосознание, лучшие черты национального характера, изучить историю и духовные ценности народа, узнать, чем живет наша Родина сегодня, поможет подпрограмма «Я и Отечество». 

 

Заповеди подпрограммы «Я и Отечество»:

 

-         цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее;

 

-         овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;

 

-         береги красоту своего языка, помогай другим овладеть им;

 

-         изучай историю людей, которые жили до тебя, дорожи историей своего народа;

 

-         свято относись к символике своего народа;

 

-         знай и умей найти объект нуждающийся в государственной охране, помоги сохранить его для будущих поколений.

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные           

Время про­ведения

1

Туристические походы по родным местам

 

 

Зам. дир по ВР

Сентябрь-март

2

Посещение выставки в худ. музее

кл.час

1-4

Кл. руководители

Сентябрь

3

«Символы государства»

Классный час

2-11

Кл. руководители

Декабрь

4

Государственная символика РФ          

Оформление стендов в каждом классе

1-11

Кл. руководители

Декабрь

5

Об ответственности несовершеннолетних

Встреча с работником прокуратуры

5-11

инспектор ОДН, учитель граждановедения

Октябрь

6

Совет профилактики правонарушений

Встреча и беседа с детьми (состоящими на учете и шк. контроле)

5- 11

Зам. дир. по ВР Родител.комитет

1 раз в четверть

7

Права несовершеннолетних. Знание законов и их практическое применение

Лекция

7-9

Кл. руководители, инспектор ОДН

Декабрь

8

«Наше право и наш интерес»

Беседа

8-9

Кл. руководители

1-2 четверть

9

«Что значит жить достойно?»

Диспут

7-9

Кл. руководители

Январь

10

«Чтобы выжить»

Познавательная Игра

8-10

Кл. руководители

Январь

11

«Твой друг - адвокат»

Час общения

5-6          

Кл. руководители

Декабрь

12

«Мой выбор» (серия классных часов): «Учимся строить отношения», «Я и политика», «Преступление и наказание»   

Беседы

8-10          

Кл. руководители

Январь; март

13

Лучшая организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Конкурс

5-11

кл.руководители

Октябрь

14

Театрализованный конкурс агитбригад, пропагандирующих безопасность дорожного движения

Конкурс

 

педагоги ДО

Октябрь

15

«Кто хочет стать знатоком истории и природы Ставропольского края?»

Интеллектуальная игра

7

зам. дир. по ВР, учитель географии

Декабрь

16

Родной край.

Игра-путешествие

5-6

зам. дир. по ВР

Декабрь

17

Юные мастера художественного слова

«Благовест»

Конкурс чтецов, поэтическая гостиная

8-11

Кл.   руководители, учителя литературы

Май

18

День пожилого человека

Акция милосердия

 

Учителя нач. кл. и русского языка

Ноябрь

19

Встреча учащихся с известными людьми села

Беседы

2-11

Кл.   руководители

Сентябрь -февраль

20

Экскурсии в районный краеведческий музей

Экскурсии

2-11

Кл.   руководители

Октябрь -февраль

21

«Моя Родина»

Конкурс    рисунков      

2-11

Совет старшеклассников

Октябрь

22

«Красная книга Ставропольского края»

Устный   журнал

2-7

зав. библиотекой

По     плану библиотеки

23

«Подстепки вчера, сегодня, завтра»       

Викторина

5-8

кл.   руководители

Январь

24

Пою мое Отечество

Конкурс стихотворений

2-11          

Учителя литературы

Декабрь

25

Зарница

Военно-спортивная игра

2-11          

учителя физкультуры, ВПК «Дельта»

Май

26

Школа безопасности

Соревнования по туризму

8-11

Учителя физкультуры, ОБЖ

Май

27

Встреча поколений

Встреча         

9-11

Зам.директора по ВР

Февраль

28

Уроки мужества

Беседы, встречи с ветеранами

 

Кл. руководители

Апрель

29

Вахта памяти

 

 

 

Май

30

Поклон тебе, солдат России

Фестиваль инсценированной песни

2-11

кл.руков, педагоги ДО

Февраль

31

Говорят города-герои

защита проектов

2-11

Зам.директора по ВР, кл. руководители

Апрель, май

32

«Они защищали Родину» (о земляках – участниках войны

Кл. час

5 – 6

Кл. рук-ль

февраль

 

«Этих дней не смолкнет слава»

Выпуск газеты,

кл.час, поздравления ветеранов

5 – 11

Кл. рук-ль

май

33

«Правонарушения, возраст, ответственность»

Беседа

6 – 7

Работник правоохран. органов

февраль

34

«Люди легенды»

Выпуск газеты

7

Редколлегия класса

май

 

35

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Беседа

8

Кл. рук-ль

январь

 

36

«Об ответственности несовершеннолетних»

Встреча с работниками прокуратуры

10-11

Кл. рук-ль,

октябрь

37

«Имею право»

Игра-конкурс

8 - 10

Кл. рук-ль

январь

38

«Учимся строить отношения»

Серия

кл. часов

8 - 10

Кл. рук-ль

январь-март

 

39

«Ученому и книги в руки» (о получении высшего образования)

Ток-шоу

9 - 11

Кл. рук-ль

ноябрь

 

40

Правила дорожного движения

Беседа

5 - 7

Кл. рук-ль

в течение года

 

41

«Моя малая родина»

Конкурс фотографий

5 – 11

Кл. рук-ль

по плану

                                              

                       

Примерный план месячника по патриотическому воспитанию “Я и Отечество”

 

Содержание

Класс

Сроки

 

1

Классные часы (тематические), посвящённые истории России: “Поклонимся великим тем годам”,

“Жизнь замечательных людей”.

5-11    

 

2

Военно-патриотическая экспедиция, посвящённая Дню защитника Отечества (газетная галерея)         

5-11    

 

3

Конкурс “Армейский калейдоскоп”

8-10

 

4

Экскурсии по достопримечательным местам области

5-11

В течение года

 

5

Конкурсы:

 

– рисунков, посвящённых Знаменательным датам;

 

– военно – патриотической песни.

1-11    

 

6

Праздники:

 

– “А ну-ка, мальчики”;

 

– “А ну-ка, парни” (ко Дню защитника Отечества);

 

– День Победы.        

1-11    

 

                                   

VI. «Я и планета»

  Формирование гражданского отношения к планете Земля

Ногами человек должен врасти

 

                                    в землю своей Родины,

 

но глаза его пусть обозревают весь мир. 

 

Д.Сантаяна

Задачи:

воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой

формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

 

Предполагаемый результат деятельности:

- учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Концептуальное обоснование:

 

         В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе  не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за всю Планету.

 

         Мир сегодня – это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход из кризисной ситуации во всем мире связанной с социальными, гуманитарными, экологическими и другими проблемами. 

 

Заповеди подпрограммы «Я и мир»:

 

-         изучай окружающий мир и умей делать его лучше;

 

-         отзовись на нужды человека душой и сердцем, ты приобретешь в нем друга и поможешь делу мира;

 

-         старайся овладеть всем хорошим, что сотворила человеческая мысль;

 

-         знакомься с культурой других народов, уважай их традиции, изучай их язык;

 

-         поддерживай движение за мир на всей Планете;

 

-         преображая и совершенствуя себя, - преображаешь мир.

 

 

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

Название мероприятия

Форма

Класс

Ответственные

Время проведения

1

«Я - житель планеты Земля»

Круглый стол

8-10

Кл.   руководители, учителя биологии

Апрель

2

«День Земли»

Праздник

1-10

Зам.директора по ВР, 9 кл.

22 апреля

3

«Береги природу - наш дом»

Конкурс   рисунков

5-7

творческ. группы классов

Март

4

«Природа в поэзии»

Конкурс стихотворений

5

Кл.   руководители

Апрель

5

«Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы»

Уборка   территории   вокруг школы

5-11

Учителя технологии, кл.   руководители

Апрель

6

«Пусть всегда будет солнце»

Экологический вечер

6-7

Учителя биологии, 7 кл.

Апрель

7

Мир вокруг нас (цветы в легендах и преданиях)

КТД с элементами вик­торины

5

Кл.   руководители

Март

8

Мы в ответе за тех, кого приручили

 

2-8

Защита проектов, 8 кл.           

Апрель

9

«Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке»

Экскурсии в природу

5

Кл.   руководители

По     плану учителей

10

Синичкин день

Мастерская кормушек, викторина

1-5

Кл.   руководители

Ноябрь

11

Экологическое лото «В мире флоры и фауны»         

Выставка плакатов и рисунков;    мастерская скворечников;   викторины и игры

2-6

Учитель биологии

Октябрь (Всемирный день защиты животных)

12

Дни экологической безопасности

Акции

5-10

Кл.   руководители

Апрель-май

 

 

 

 

 

 

 

Темы классных часов и мероприятий для учащихся 5– 11-х классов

5-й класс

“Что значит любить Родину?”.

“Духовное наследие России”.

“Наши права и обязанности”.

“История моего имени и фамилии”.

“Герб, флаг, гимн России”.

“Вот она, какая моя Родина большая”.

“Я – Россиянин”.

 

6-й класс

“Защищать Родину – это почётный долг”.

“Отец, Отчизна, Отечество”.

“Литературное наследие России”.

“Праздники русского народа”.

“История моей улицы”.

“Мои семейные реликвии”.

“Славные сыны нашего Отечества”.

 

7-й класс

“Что значит быть ответственным?”

“Праздники народов России”.

“Искусство России”.

“История моего посёлка”.

“Моя родословная”.

“Обычаи и традиции”.

“Правила поведения учащихся”.

 

8-й класс

“Отстаивай свои права, не забывай о правах других”.

“Гражданин ли я России?”

“Что мы знаем о народах, населяющих Россию?”

“Русские за границей”.

“Обычаи и традиции народов России”.

“Дисциплина и ответственность”.

“Красота русской природы”.

 

9-й класс

“Обязанность, долг, присяга”.

“Я патриот своей Родины?

“Дети на защите Отечества”.

“Семейные праздники и традиции”.

 

10-й класс

“Можно ли меня назвать гражданином России?”

“Достижение русских учёных и изобретателей”.

“Мои замечательные земляки”.

“Памятные места моего посёлка”.

 

11-й класс

“Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?”

“За что я люблю Россию?”

 

3. “Народ и я – единая семья”.

 

4. “Чем я могу помочь тем, кто в помощи нуждается?”

 

                       

             Список использованной литературы:

 

  1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль, 1998.

 

  1. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: содержание и методика деятельности. М., 1993.

 

  1. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя– воспитателя. М.1997.

 

  1. Шишарина Н.В. Методика воспитательной работы. Иркутск. 2005.

 

  1. Щуркова Н.Е “Классное руководство: теория, методика, технология.

 

  1. Классный руководитель.М.2009, №1.

 

  1. Административная работа в школе, №1, 2007

 

  1. Классные часы в выпускных классах/Е.П. Сгибнева. Ростов-на-Дону: Феникс.2005

 

  1. Когда заканчиваются уроки: конкурсы, викторины, праздничные вечера. 7-5 классы/авт.-сост. Г.В.Погорелова и др. - Волгоград: Учитель,2008

 

  1. Классный руководитель, №№ 3,4, 2006г.

 

  1. Работа с родителями в средней школе/сост. О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2008

 

  1. Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №8, 2007

 

  1. А.Н. Лутошкин. Как вести за собой.

 

  1. Журнал «Классный руководитель», №3, 2008

 

 

                                   

I. «Я И Я»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

№ Название мероприятия Форма Класс Ответственные Время

1. Каждому дело по душе (выбор актива класса) Кл. час 5 -11 Кл. рук-ль сентябрь

2. День здоровья Поход в лес 5- 11 Администрация школы сентябрь,

май

3. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» Урок вежливости 5 Кл.рук-ль, шт.«Родничок» январь

4. «Как выработать внимание» Беседа 5 Кл. рук-ль ноябрь

5. «Твоя личная гигиена» Беседа 6 Школьный врач декабрь

6. «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей» Дискуссия 6 Кл. рук-ль октябрь

7. «Рыцарский турнир» Игра-конкурс 5 - 7 Кл. рук-ль,

Шт. «Родничок» февраль

8. «Твое здоровье в твоих руках» Беседа 6 Школьный врач апрель

9. «Все мы разные» Диагностика классного коллектива 7 Школьный психолог октябрь

10. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» Беседа 7 Школьный врач декабрь

11. «Как бороться с конфликтами» Психологический урок-тренинг 7 Школьный психолог март

12. «Урок милосердия и доброты» Беседа 8 Кл. рук-ль ноябрь

13. «Яд на острие иглы», «Безвредного табака не бывает» Беседа, лекция 8 Кл. рук-ль,

медсестра Сентябрь январь

14. «Нам жизнь дана на добрые дела» Дискуссия 8 Кл. рук-ль март

15. «Черные буквы» (о наркомании) Тренинг, интеллектуальная игра 9 – 11 Кл. рук-ль декабрь

16. «Мои потребности и мои возможности» Кл. час 8 Кл. рук-ль сентябрь

17. «Проявление характера в жизненных ситуациях» Практическое занятие 8 - 9 Школьный психолог ноябрь

18. «Талант, одаренность, гениальность» Беседа 9 Кл. рук-ль январь

19. «Внимание! Наркотики» беседа 9 Кл. рук-ль март

20. «Наши профессиональные намерения» Анкетирование 9,11 Психолог, социолог май

21. «Дороги, которые мы выбираем» Беседы по профориентации 9,11 Кл. рук-ль май

22. «Курить и пить – здоровью вредить» Выставка рисунков 5 - 11 Учитель ИЗО,

кл. рук-ль сентябрь

23. «Выход есть: живи без наркотиков» Акция 9 - 11 Зам. дир. по ВР декабрь

 

II. «Я И СЕМЬЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

№ Название мероприятия Форма Класс Ответственные Время

1. «Забота о родителях – дело совести» Беседа 5 – 6 Кл. рук-ль апрель

1. «День Матери» Внеклассное мероприятие 5 - 8 Кл. рук-ль, «Родничок» ноябрь

3. «Слово о матери» Литературно-музыкальная композиция 7 Кл. рук-ль, учитель лит-ры март

4. «Я и мои родственники», «»Об отце говорю с уважением» Сочинения 7 Учитель русского языка январь

5. «День веселый и мимозный» Классный вечер 7 Кл. рук-ль, «Родничок» март

6. «Мои родные на фронтах войны» Кл. час 7 - 8 «Красная гвоздика» май

7. «Из семейного архива: судьба твоей семьи в годы войны» Фотовыставка 8 Кл. рук-ль февраль

8. «Друзья моего ребенка. Кто они? Какие они?» Родительское собрание 6 Кл. рук-ль октябрь

9. «Знаете ли вы своих детей» Родительское собрание (результаты диагностик) 5 Кл. рук-ль январь

10. «Роль отца и матери в семье» Родительское собрание 7 Кл. рук-ль ноябрь

11. «Отцы и дети», «Каково на дому, таково и самому» Родительское собрание 8 Кл. рук-ль октябрь

12. «Педагогика для родителей» Родительский лекторий 5 - 11 Кл. рук-ль, зам. дир. по ВР Раз в полгода

13. «Как уберечь детей от наркотиков» Советы для родителей 8 - 11 Кл. рук-ль, зам. дир. по ВР декабрь

14. «Моя будущая семья», «Дружба, любовь, семья» Вечер вопросов и ответов, литературная беседа 9 - 11 Кл. рук-ль апрель

 

 

 

 

III. «Я И КУЛЬТУРА»

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ

 

 

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

№ Название мероприятия Форма Класс Ответственные Время

1. «Счастливый случай» Интеллектуальная игра 5 Кл. рук-ль,

«Родничок» декабрь

2. «Мисс Каприз» Конкурс 6 Кл. рук-ль март

3. «Music Box» (направления современной музыки) Кл. час 6 «Родничок» ноябрь

4. «Кумиры, кумиры, кумиры» Кл.час 6 - 7 зам. дир. по ВР декабрь

5. «Периодические молодежные издания» Информационный час 7 Библиотекарь январь

6. «Осенний брейн-ринг» Конкурс 5- 11 Зам. дир. по ВР ноябрь

7. Экскурсии на художественные выставки, фотовыставки Экскурсии 5 - 11 Кл. рук-ль в течение года

8. «Что такое красота?» Беседа 8 Кл. рук-ль апрель

9. «Радуга детских талантов» Смотр детского творчества 5 - 11 Зам. дир. по ВР апрель

10. «Танцуй, пока молодой!» Кл. вечер 9 Кл. рук-ль октябрь

11. «Золотое кольцо России» Кл.час 9 Кл. рук-ль январь

12. Книжкина неделя Обзор книжных новинок 5 - 9 Библиотекарь апрель

13. Новогодние программы Дискотеки, вечера отдыха 5 - 11 Кл. рук-ль, зам. дир. по ВР декабрь

14. «Кто родился в сентябре, октябре и ноябре» Поздравления именинников 5 - 11 Кл. рук-ль в течение года

15. «О красоте, моде и хорошем вкусе» Диспут 9 - 11 Кл. рук-ль декабрь

16. «Мировые шедевры искусства» Уроки МХК 8 - 9 Учитель МХК в течение года

 

 

IV. «Я И ШКОЛА»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

№ Название мероприятия Форма Класс Ответственные Время

1. «Праздник первого звонка» Торжественная линейка 5 - 11 Зам. дир. по ВР сентябрь

2. «Мой школьный дом» Экскурсия по школе 5 Кл. рук-ль сентябрь

3. «Правила поведения в школе» Беседа 5 Кл. рук-ль сентябрь

4. «Как научиться беречь время» Азбука учебного труда 5 Кл. рук-ль октябрь

5. «Минута час бережет» Устный журнал 6 Кл. рук-ль декабрь

6. «Мои права и обязанности» Беседа о школьном уставе 5 - 9 Кл. рук-ль ноябрь

7. «День Учителя» Поздравления, выпуск газет 5 - 11 Редколлегия класса октябрь

8. «Древо желаний» Выборы актива класса 8 -11 Кл. рук-ль сентябрь

9. «Мой сосед по парте» Час откровенного разговора 7 Кл. рук-ль январь

10. «Дом, в котором мы живем» Беседа 8 Кл. рук-ль февраль

11. «За страницами учебников» Устный журнал 8 Кл. рук-ль март

12. «Хочу все знать» Интеллектуальная игра 8 – 9 Кл. рук-ль апрель

 

 

сентябрь

 

 

VI. «Я И ПЛАНЕТА»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ

 

Мероприятия по реализации воспитательной программы

 

№ Название мероприятия Форма Класс Ответственные Время

1. «Я – житель планеты Земля» Круглый стол 8 Кл. рук-ль апрель

2. «Путешествие в космос» Кл. час 6 – 7 Кл. рук-ль апрель

3. «Домашние животные. Кто они? Какие они?» Кл. час 7 Кл. рук-ль октябрь

4. «Домашняя экология» Интеллектуальный марафон 7 – 8 Кл. рук-ль ноябрь

5. «День Земли» Праздник 9 - 10 Кл. рук-ль апрель

6. «Береги природу – наш дом» Конкурс рисунков 5 - 8 Учитель ИЗО апрель

7. «Мы в ответе за тех, кого приручили» Рассказы детей, беседа 5 – 8 Кл. рук-ль январь

8. «День птиц» Выставка плакатов, рисунков 5 - 11 Учитель ИЗО апрель

9. Уборка территории школы 5 – 11 Учитель ИЗО Октябрь, апрель

 

 

             

 

Выбор тематики мероприятий неслучаен, потому что только темы, затрагивающие интересы и чувства ребят могут быть эффективными. И главным механизмом является игра и коллективное творческое дело (методика И.П. Иванова). Это подтверждает видный отечественный ученый – психолог Л.С. Выгодский – «Только через игру в своем развитии и движется ребенок». И только пройдя по ступеням развития от «Песчаной россыпи» до ступени «Горящий факел» (методика А. Н. Лутошкина), коллектив может называться сплочённым. Очень интересны ребятам интеллектуальные игры: КВН, дебаты, конкурсы, викторины, коллективное обсуждение, а также и другие методы и формы: театрализация,  книжные выставки, экскурсии, предметные недели (математики, естественных наук, русского языка и литературы, искусства и книги), библиотечные уроки.

 

Данный проект может быть реализован только тогда, когда у детей сформированы мотивы совершенствования отношений друг с другом.

 

А эти мотивы формируются, когда дети убеждаются в преимуществе оптимального общения для самореализации и самоутверждения.

 

Обновление жизненного пространства учащихся. Оформление тематической предметно-пространственной среды в  классе (оформление классного уголка,  выпуск различных стенгазет и презентаций, организация встреч с ветеранами ВОВ и локальных войн, с трудовыми династиями города, посещение музеев, театра и других культурно-просветительских заведений, экскурсионно-познавательные поездки), классные часы, праздники.

 

Внедрение в практику  педагогических технологий проектной деятельности (проектные игры, школы социального проектирования, социальные практики, конкурсы проектов и т.д.), современных коммуникативных образовательных технологий.

 

Ресурсное обеспечение программы

 

Кадровое: в проекте принимают участие дети 10 класса, родители, учителя.

 

Занятия проводятся в  классном кабинете, читальном зале библиотеки, массовые мероприятия в актовом зале школы, в городских учреждениях, экскурсии в других городах России.

 

Для эффективной реализации программы привлекаются молодежные учреждения, клубы, центры, привлечение специалистов к реализации программы, центры и объединения военно-патриотического воспитания, совет ветеранов, военкомат, родительский комитет, книги и методические  пособия, опыт других ОУ

 

Материально-техническое обеспечение: к услугам школьников  предоставляются: фонд художественной, справочной, научно-популярной литературы, детская периодика.

 

Для реализации проекта необходимо создать комфортные условиям участникам  воспитательной программы: приобрести видеокамеру, цифровой фотоаппарат,  компьютер, принтер, сканер, ксерокс, DVD плеер, различные полиграфические плакаты для оформления праздников и мероприятий, государственная символика, диски с музыкальными и видео программами, грамоты и призы для победителей соревнований и памятные подарки для приглашённых ветеранов и гостей, канцтовары (ватман, цветная бумага, фломастеры, клей, магниты для доски, папки с файлами, бумага для ксерокса).

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К КОЛЛЕКТИВУ

 

 

 Задачи:

 

*    формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность за коллектив и перед коллективом;

*    воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины  в малом коллективе, именуемом «классо» и культуры поведения, ответственности  друг перед другом,  соблюдение Устава школы;

 

*    формировать потребность к самоуправлению, воспитанию своих морально-волевых качеств, нравственных норм, определяющих отношение учащихся к окружающим людям,  учителям, друг к другу, толерантности;

 

Вести развитие коллектива  по методике А. Н. Лутошкина от «песчаной россыпи» до  «горящего факела»

 

Предполагаемый результат деятельности:

 

высокий уровень коммуникабельности и самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, толерантного отношения, ответственности друг за друга и друг перед другом.

 

Мероприятия по реализации программы

 

1.    «Я и мы» - Коллективная беседа. - Классный  руководитель, психолог (сентябрь)

2.    Ответственность дежурных. Залог здоровья каждого. – Беседа. Медработник (сентябрь)

3.    «Что   такое    личность?». «Человек среди людей» -  Беседа. Классный  руководитель (октябрь)

4.    «Нам жизнь дана на добрые дела». Классный  руководитель (октябрь)

5.   «Наркомания и здоровье». Оформление стенда. Творческие  группы. (ноябрь)

6.   «Дороги,    которые мы выбираем». Беседы по профориентации - Классный  руководитель (ноябрь)

7.   «Ступени роста коллектива»    Анкетирование, исследование. Самоуправление класса,  классный  руководитель (декабрь)

8.    «Учеба? Это личное дело  каждого или общее дело?»    Коллективная беседа.  Классный  руководитель. (декабрь)

9.    «Наши    профессиональные намерения». Анкетирование. Психолог,   социолог (январь)

10.   Курить   и    пить - здоровью вредить. Выставка    рисунков. Классный  руководитель, учитель  ИЗО (январь)

11.    «Мониторинг успеваемости»    Беседы. Классный  руководитель, актив (февраль)

12.    «Рейд  актива по домам «Мое рабочее место». Дискуссия. Классный  руководитель, самоуправление (февраль)

13.    «Конкурс на лучший дневник». Конкурс. Актив класса (март)

14.   «Твоё и наше». Диспут. Классный  руководитель (март)

15.   «Выход  есть:   живи без наркотиков». Акция. Врач-нарколог (апрель)

16.   «Вместе весело шагать». Экскурсия в музей, театр. Родители, классный руководитель (апрель)

17.   «Фильм! Фильм! Фильм!». Поход в кино. Классный руководитель, актив (май)

18.   «Наши достижения!»  (определение ступени развития коллектива). Составление карты достижений. Самоуправление класса (май)

 

ФОРМИРОВАНИЕ   ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ

 

 

Задачи:

 

*    формировать у детей осознание  принадлежности к школьному  коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; за бережное отношение к школьному имуществу;

*    воспитывать у детей сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

*    воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

*    вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

*    способствовать  комфортному  и бесконфликтному проживанию в общем «доме».

 

Предполагаемый результат деятельности:

 

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учеников обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

 

Мероприятия по реализации программы

 

1. «Устав моего учебного учреждения. Мои права и обязанности». Беседа. Министерство классного органа самоуправления (сентябрь)

2    «Инструктаж по технике безопасности « Как вести себя в кабинетах». Беседа об обязанностях дежурных. Медработник (сентябрь)

3. «Чистота – залог здоровья». Беседы. Учащиеся, классный  руководитель, родители (октябрь)

4. «Комфортно ли тебе в школе?». «Взаимоотношения в классе». Тест. Классный  руководитель, психолог (октябрь)

5. «Инструктаж по технике безопасности « Как вести себя на физкультуре». Конкурс на лучшее письмо самому себе. Творческие  группы. (ноябрь)

6. «Школьная мода – деловой стиль». Фотовыставка причёсок, костюмов и формы. Самоуправление  класса (ноябрь)

7. «Инструктаж по технике безопасности « Как вести себя на переменах». Игра-экспромт. Самоуправление класса. Классный  руководитель (декабрь)

8. «Школьное питание – забота о здоровье детей». Коллективная беседа. Классный  руководитель, зав. столовой, родители (декабрь)

9. «Береги здоровье смолоду. О вреде шума, громкого разговора, звуков мобильных телефонов». Психологический практикум. Психолог, классный  руководитель (январь)

10. «Какую пищу  мы едим?». Тест. Классный  руководитель (январь)

11. «Школа – мой дом и я хозяин в нем». Беседа о бережном отношении к имуществу школы. Классный  руководитель (февраль)

12. «Кто за мной должен убирать?». Дискуссия. Классный  руководитель (февраль)

13. «Неделя пятёрок». Смотр дневников. Классный  руководитель (март)

14. «О красоте, моде и хорошем вкусе». Диспут. Классный  руководитель (март)

15. «Книге вторую жизнь». Акция  милосердия по ремонту библиотечных книг. Библиотекарь (апрель)

16. «День рождения школы». Посещение школьного музея. Самоуправление класса    (апрель)

17. «Листая школьные страницы». Летопись класса. Классный  руководитель (май)

18. «Вот и стали мы на год взрослей». Концерт для родителей, выставка наших достижений Самоуправление, классный руководитель (май)

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ

 

 

 

Задачи:

 

*    формировать  уважительное отношение к членам своей семьи (маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре);

*    воспитывать  хорошего семьянина, любящего своих родителей;

*    формировать потребность к продолжению и преумножению семейных традиций, созданию семейных династий.

 

Предполагаемый результат деятельности:

 

- Сформировано представление о том, что  настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- Сформировано представление о том, что  настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать и терпеть;

 

- Сформировано представление о том, что  настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботясь о своей семье.

 

Мероприятия по реализации программы

 

1. «Знакомьтесь: я и моя семья». Что означает мое имя? Заполнение анкеты    . Классный час (фотовыставка, фотоальбом, стенгазета, визитная  карточка, портфолио семьи)

(визитная карточка семьи)    Министерство классного органа самоуправления (сентябрь)

2. «Здесь живёт моя семья» (помощь в доме по:….)  Заочное путешествие. Творческие группы (сентябрь)

3. «Мы идем  в гости». Очное  путешествие-знакомство с семьёй. Классный руководитель, родители, учащиеся (октябрь)

4. «Мы принимаем гостей». Очное путешествие в гости к семье. Классный   руководитель, родители, учащиеся (октябрь)

5.  «Золотые бабушкины руки», «Акция ко дню пожилого человека». Конкурсы на лучшее сочинение о маме (бабушке), стихотворений  и     Творческие группы    (ноябрь)

6. «День Матери». Праздник. Самоуправление. Классный   руководитель, родители, учащиеся (ноябрь)

7. «Новый год - семейный праздник». Театрализованное представление. Самоуправление класса,  классный   руководитель, родители (декабрь)

8. «Что значит быть хорошим сыном и дочерью?». Коллективная беседа, анкетирование    Классный   руководитель, психолог (декабрь)

9. «Каково на дому, таково и самому». Психологический практикум на родительском собрании. Психолог, классный руководитель (январь)

10. ««Боевой путь моих родственников». Встреча с участниками ВОВ. Психолог, классный руководитель (январь)

11. «Об отце говорю с уважением». Беседы, сочинения. Классный руководитель (февраль)

12. «А ну-ка, мальчики, а ну-ка, папы!». Конкурс. Классный  руководитель,  родители, дети (февраль)

13. «Мамы разные нужны». Кл руководитель, дети, родители     (март)

14. «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мамы!». Конкурс. Классный руководитель, мамы (март)

15. «Путешествие по родному краю» ( Русскинское). Маршрут выходного дня. Родители    (апрель)

16. «Здоровый образ жизни - наше кредо». Прогулка в парк на Сайме.  Родители (апрель)

17. «Дружба, любовь, семья».  Беседа. Час  откровенного разговора. Медсестра, классный руководитель (май)

18. «2008-год семьи». Праздник, концерт, творческий отчет семей. Министерство классного органа самоуправления. Классный   руководитель, родители, учащиеся (май)

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВУ

 

«Я  - гражданин России»

 

Россия! Россия! Россия- родина моя!

 

Задачи:

*    развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;

*    воспитывать у детей политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

 

Предполагаемый результат деятельности:

 

Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурно, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

 

Мероприятия по реализации программы

 

1. «Овеянные славою флаг наш и герб». Заочное путешествие. Министерство классного органа самоуправления  (сентябрь)

2. «История памятников Сургута».    Творческие проекты «Семь чудес Сургута». Библиотекарь (сентябрь)

3. «Ханты – мансийские народные промыслы». Беседа – выставка. Учащиеся, классный  руководитель, родители (октябрь)

4. «Забота о стариках – дело совести каждого». Акция заботы о бабушках и дедушках. Классный  руководитель, психолог (октябрь)

5. «19 ноября – день ракетных войск и артиллерии (наступление под Сталинградом). Встреча с участником ВОВ. Совет ветеранов    (ноябрь)

6. «Боевая и трудовая слава Сургута». Экскурсия в музей. Самоуправление  класса (ноябрь)

7. «Сургут – город  многонациональный». Фестиваль народов г. Сургута. Самоуправление класса, классный  руководитель (декабрь)

8. «Урок России». Беседа. Классный    руководитель (декабрь)

9. «Я горжусь продукцией местных  производителей». Урок  - дегустация. Классный  руководитель (январь)

10. «Родные картины». Конкурс фото сюжетов о природе. Классный руководитель    (январь)

11. «2 февраля – день победы под Сталинградом». Беседы.    Классный руководитель (февраль)

12. «Русский воин в огне не горит». Дискуссия. Классный руководитель, самоуправление (февраль)

13. «Мать солдата». Праздник. Классный руководитель (март)

14. «Пою мое Отечество». Конкурс патриотического стихотворения и стихотворений собственного сочинения. Классный руководитель (март)

15. «День освобождения узников концлагерей». Классный час. Классный  руководитель,

самоуправление (апрель)

16. «Служу Отечеству». Военкомат, классный руководитель, родители (апрель)

17. «Этот день  Победы». Урок мужества. Классный руководитель (май)

18. «Города – герои и города  воинской славы». Творческие задания. Классный  руководитель, учащиеся, родители (май)

 

 

 

 

   Главное в программе «Я - гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

   Программа используется в школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.