Муниципальное образовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа №2»
Программа воспитания
учащихся 1 «в» класса
«Раз-ступенька, два-ступенька…»
Составила: Ширяева С.Б.,
учитель начальных классов
МБОУ «Березовская СОШ №2»
2018 год
Пояснительная
записка. «Детство - важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства, поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества: воспитание человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитательная работа в классе выстраивается в соответствии с целями и задачами воспитательной системы всего образовательного учреждения. Составить программу воспитания и развития – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты. Я адаптировала программу воспитательной работы «Раз-ступенька, два-ступенька…» в начальной школе, которая поможет организовать воспитание и развитие обучающихся в классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих. Во втором классе закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие». Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Цель программы: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование общепринятой системы ценностей, создание условий для развития и социализации каждого учащегося. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности. Задачи программы: 1.Создать наиболее оптимальные условия для вхождения детей в школьную жизнь. 2.Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся. 4.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. 5.Формирование основ здорового образа жизни. 6.Привитие норм человеческой морали, этического поведения, уважительного отношения к членам ученического коллектива и общества в целом. 7.Организовать работу родительского комитета, направленную на сплочение коллектива обучающихся
Системообразующим компонентом воспитательной деятельности является гражданско – патриотическое и духовно-нравственное развитие, которое выступает основанием для реализации цели и задач воспитания. Для каждого года обучения и личностного роста ребенка определены посильные цели, отражающие будущую деятельность учащихся, это обеспечивает единый уровень образования, особенно в степени формирования основных качеств личности. Но, прежде всего, ориентиром в планировании воспитательной деятельности с учащимися, является образ выпускника начальной школы.
Образ выпускника 1 ступени 4 класса начальной школы: -любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; -любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; -владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; -доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; -выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа: Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям: 1. Спортивно-оздоровительное: • работа спортивного кружка; • организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований; • проведение бесед по охране здоровья; • применение на уроках игровых моментов, физ. минуток; • участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях. 2. Художественно-эстетическое: • работа кружка; • организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; • проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; • участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края 3. Научно-познавательное: • работа кружка; • предметная неделя; • библиотечные уроки; 4. Гражданско-патриотическое: • выставки рисунков; • тематические классные часы; • поздравление ветеранов ВОВ и труда; • конкурсы рисунков; 5. Общественно-полезное: • проведение субботников; • акции 6. Проектная деятельность: • разработка проектов. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы. Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой. Ведущие виды деятельности: • познавательная • интеллектуальная • эстетическая • физическая • спортивная • духовная Основные формы воспитательной работы по вышеизложенным направлениям могут быть следующие: · классные часы · экскурсии · ролевые игры · конкурсы · походы · родительские собрания · индивидуальные консультации с детьми и родителями · психологические тренинги В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила: • умение выслушивать его до конца; • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно; • открытость и доступность учащимся. Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Исходя из основной цели программы, ставятся задачи воспитательной работы на каждом этапе и определяется содержание воспитательной работы.
На 2018-2019 учебный год (1 класс):
Основные задачи воспитательной деятельности на 2019-2020 учебный год (2 класс):
Содержание воспитательной работы 2 класса- «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких. Основные задачи воспитательной деятельности на 2020-2021 учебный год (3 класс):
Содержание воспитательной работы 3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива. Основные задачи воспитательной деятельности на 2021-2022 учебный год (4 класс):
Содержание воспитательной работы 4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников будут трех уровней: Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. В реализации программы участвуют:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внеурочная деятельность 1 «в» класса
Спортивно-оздоровительное направление Задачи воспитания: 1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; 2. Воспитание потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом; 3. Формирование чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты: У детей формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни
Художественно – эстетическое направление Задачи воспитания:
Ожидаемые результаты: 1. Дети знакомятся основными направлениями эстетической культуры. 2. Получат развитие художественных способностей. 3. Воспитывается любовь к прекрасному.
Научно – познавательное направление Задачи воспитания: 1. Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы; 2. Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами. 3. Изучить кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения.
Ожидаемые результаты: 1. Дети научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами; 2. Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Гражданско – патриотическое направление Задачи воспитания: 1.Формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; 2.Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; 3.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; 4.Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты: 1. Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Общественно – полезная деятельность Задачи:
Проектная деятельность Проектная (исследовательская) деятельность - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта). Задачи : 1.Развивать познавательные способности младших школьников; 2.Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; 3.Формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска; 4.Формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности
Работа с родителями:
Родительский комитет: 1. 2. 3. 4.
Мероприятия родителей для детей
Реализация образовательного проекта « Путешествие по Берёзовке»
Встреча с интересными людьми.
Диагностическое сопровождение процесса реализации программы:
1.Психологические методики: · Личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики». · Социометрия · Эмоционально-личностной сферы «Какой я» 2.Наблюдение 3.Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и результатом воспитательной деятельности 4. Анкетирование родителей.
|
Предполагаемый результат:
В результате реализации данной воспитательной программы предполагаются следующие
результаты:
1.Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение статуса школьника.
2.Повысится уровень воспитанности учащихся. У детей появится возможность реализации
интеллектуальных, творческих способностей.
3.Сформируется классный коллектив.
4.Родители станут активными участниками в жизни класса и школы.
Литература.
1.Бачева Е.В.Уроки семейной любви. Пермь, 2005.
2.Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М.-«ВАКО»,2014.
3. Журнал «Классный руководитель» (сайт «1сентября»
5.Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья. М. «ВАКО», 2012г.
5. Ресурсы Интернет
Тематика классных часов в 1 «в» классе на 2018 -2019 уч.г.
1.Тематические классные часы.
|
Темы классных часов
|
Форма проведения |
Время проведения |
1. |
Твоя безопасность в твоих руках. |
|
сентябрь |
2. |
Учителями славится Россия. |
|
октябрь |
3. |
Родительский дом начало начал. |
|
ноябрь |
4. |
Новый год у ворот. |
|
декабрь |
5. |
Мы за здоровый образ жизни. |
|
январь |
6. |
Месяц мужской доблести и славы. |
|
февраль |
7. |
Школа-город мастеров. |
|
март |
8. |
Живи Земля! |
|
апрель |
9. |
До свидания, школа! |
|
май |
2.Классные часы по программе.
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками. Это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классные часы по Программе проводят и социальный педагог, и психолог
Классный час может проводиться в форме
· классного собрания воспитательного часа (час классного руководителя);
· экскурсии;
· тематической лекции;
· беседа (этическая, нравственная);
· диспуты;
· встречи с интересными людьми;
· викторины по различным областям знаний;
· дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
· КВНы;
· интерактивные игры;
· игры — путешествия;
· театральные премьеры;
· психологические игры и тренинги;
· читательские конференции.
Классный час выполняет функции:
|
|
|||
№ п.п. |
|
Тема |
Дата |
|
|
План. |
Факт. |
||
1 |
|
Первый раз в первый класс! |
||
2 |
|
ПДД. Дорога, её элементы и правила поведения на ней. |
||
3 |
|
Школа-это хорошо! |
||
5 |
|
Я-ученик. |
||
6 |
|
Учимся общаться. |
||
7 |
|
ПДД. Дорожные знаки. |
||
8 |
|
Мои права и обязанности. |
||
9 |
|
О детской дружбе и выборе друзей. |
||
10 |
|
ПДД. Пешеходные переходы. |
||
11 |
|
Что такое здоровье и как его сохранить. |
||
12 |
|
Телевизор, компьютер и дети. |
||
13 |
|
Как подарить радость другому? |
||
14 |
|
Вежливые слова и поступки. |
||
15 |
|
Ссора между детьми, к чему это может привести? |
||
16 |
|
Мои успехи в школе. |
||
17 |
|
ПДД. Итоговый тест |
|
|
18 |
|
Как мы прожили первый учебный год в школе - итоги. |
|
|
Психолог– Фирсова Н.Н. Программа адаптации первоклассников к обучению "Играем вместе".
Цель программы: создание условий для оптимальной адаптации учащихся
Задачи программы:
1.Создать положительную мотивацию к учебной деятельности.
2.Формировать адекватное, конструктивное, поведение ребенка в
социуме.
3.Оптимизировать эмоциональное состояние
4.Формировать, актуализировать, содействовать развитию
произвольной регуляции деятельности.
Занятие 1. Знакомство
Занятие 2. Учимся внимательно слушать и точно выполнять инструкцию.
Занятие 3. Для чего ходят в школу.
Занятие 4. Радуга настроений
Занятие 5. Радость.
Занятие 6. Учимся преодолевать страх.
Занятие 7. Учимся выражать обиду.
Занятие 8. Учимся выражать гнев.
Занятие 9. Кто я и какие другие.
Занятие 10. Умение договориться.
3.Ситуативные классные часы – 6 часов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.