ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Первые ступеньки»
Пояснительная записка
Воспитание один из сложнейших социальных процессов. Его сложность - в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и т.д.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа - как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности - позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Убеждена, что, если ребенку добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям - это повседневная реальность современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда.
Программа «Первые ступеньки»” предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах. Программа поможет профессионально и грамотно организовать внеклассную работу с детьми на протяжении четырех лет.
Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей, работников учреждении культуры, дополнительного образования и др. Программа помогает ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
Цели и задачи программы
Целью программы является создание воспитательной системы
класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание возрастных особенностей детей.
Программа осуществляется:
Методы:
Формы работы:
Программа реализуется в четыре этапа:
Программа рассчитана на четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.
Содержание
Этап "Познай себя – это интересно!"
Цели этапа "Познай себя – это интересно!":
Задачи этапа:
Роль учителя в рамках работы на этапе "Познай себя – это интересно!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Источник информации" |
Ознакомление родителей с Уставом школы. Предъявление единых требований к родителям и детям. Знакомство родителей и детей с работниками школы. Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе |
"Хранитель школьных |
Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний, Посвящение в ученики, Масленица, спортивные праздники, новогодний утренник, осенний бал и др. Создание классных традиций. Выявление детских талантов |
"Аналитик" |
Анализ выполнения плана воспитательной работы. Определение степени реализации воспитательной программы. Проведение и анализ диагностики |
"Организатор" |
Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей |
Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это интересно!":
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
Этап "Сотвори себя – это необходимо!"
Цель этапа "Сотвори себя – это необходимо!": обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
Роль учителя в рамках работы на этапе "Сотвори себя – это необходимо!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Лучший слушатель" |
Организация обсуждений, дискуссий. Обучение детей "слушать" и "слышать" друг друга |
"Штурман" |
Направление работы актива класса, организация работы творческих групп |
"Организатор" |
Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей |
Критерии успешного завершения этапа "Сотвори себя – это необходимо!":
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
Этап "Утверди себя – это возможно!"
Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
Роль учителя в рамках работы на этапе "Утверди себя – это возможно!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Старший товарищ" |
Помощь во включении в различные виды деятельности. Забота об учащихся. Организация различных творческих дел |
"Корректор" |
Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка |
"Организатор" |
Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса. Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации |
Критерии успешного завершения этапа "Утверди себя – это
возможно!":
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
Этап "Прояви себя – это реально!"
Цель этапа "Прояви себя – это
реально!": формирование ценностно-ориентированного единства в
процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
Роль учителя в рамках работы на этапе "Прояви себя – это реально!"
Роль учителя |
Характеристика деятельности |
"Организатор" |
Организация общественно-значимых мероприятий на уровне школы, района, республики |
"Сподвижник" |
Оказание детям помощи в самореализации |
"Носитель культуры" |
Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов) |
Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!":
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
Направления программы
Программа структурирована по шести направлениям:
· "Страна знаний"; (направление «Общеинтеллектуальное»)
· "Страна здоровья"; (направление «Спортивно-оздоровительное»)
· "Семейная бухта"; (направление «Социальное»)
· "Островок творчества"; (направление «Общекультурное»)
· "Гражданская республика"; (направление «Духовно – нравственное», «Патриотическое»)
Работа по каждому направлению имеет свою специфику. Все направления программы взаимосвязаны. План реализации программы «Первые ступеньки» дан в приложении 1. Характеристики блоков программы – девиз, цели, задачи и формы реализации – представлены в приложении 2.
Организация ученического самоуправления в классе
Главным исполнительным органом в классе является актив класса. Его члены руководят работой микрогрупп – малых планет (инициативные группы). В актив входят командиры малых планет (они сменные) и президент.
Смена поручений с обязательным подведением итогов происходит на классном собрании. В ходе собрания дети учатся анализировать и оценивать свою работу, а также работу одноклассников.
В классе организована работа следующих малых инициативных групп:
· "Малая планета знаний": помощь отстающим, выпуск познавательных газет, работа в клубе "Почемучек";
· "Малая планета здоровья": посещение ребят, которые болеют; сбор и отправка писем ребятам, находящимся на больничном; подготовка устных журналов и газет; выпуск информационной газеты "В здоровом теле – здоровый дух"; награждение «Здоровячками» тех ребят, которые не болели.
· "Малая планета затейников": организация перемен; помощь в подготовке и проведении классных вечеров, праздников, конкурсов; выпуск поздравительных и развлекательных газет; поздравление ветеранов;
· "Малая планета порядка": организация дежурств в классе, в столовой, в рекреации, в школе; контроль выполнения обязанностей дежурными; выпуск листовок по итогам дежурства; контроль соблюдения порядка во время проведения праздников и экскурсий;
· "Малая планета охраны природы": забота о растениях в классе, организация помощи бездомным животным, забота о зимующих птицах (изготовление скворечников), выпуск познавательных газет.
Критерии эффективности программы:
- Выявление уровня сформированности ученического коллектива;
- Выявление уровня творческой активности;
- Определение уровня воспитанности по методике Н.П.Капустиной
Прогнозируемый результат:
- Повысится уровень ученической мотивации;
- Сформируется ученический коллектив;
- Повысится уверенность в своих силах;
- Раскроется творческий потенциал детей;
- Сформируются коммуникативные навыки
План реализации программы "Первые ступеньки"
Приложение 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Страна Знаний (общеинтеллектуаль- ное направление) |
Страна здоровья (спортивно-оздоровительное направление) |
Семейная бухта (социальное направление) |
Остров творчества (общекультурное направление) |
Гражданская республика (духовно нравственное, патриотическое направление) |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Работа кружка "Умники и умницы», кружка «Роботландия» Проведение игры "Знаешь ли ты свой край" Участие в олимпиаде «Русский с Пушкиным» |
Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Инструктажи (по профилактике ДДТТ) в рамках акции «Внимание – дети!»
Оформление стендов, уголков безопасности, тематических альбомов «Безопасное колесо»
Разработка маршрутов безопасности «Безопасный путь домой» |
1 класс 1 четверть Проведение родительского собрания "Особенности УВП в 1 классе". Индивидуальные консультации родителей Проведение праздника "День рождения класса". Организация работы родительского комитета |
Работа кружков "Театр", «Оригами» Проведение игры "Давайте знакомиться". Организация конкурса плакатов "Давайте знакомиться"
Посвящение в первоклассники |
Организация поздравления учителей с Днем учителя Акция «Сюрприз для бабушки» ко дню пожилого человека
|
Работа кружка "Умники и умницы», кружка «Роботландия». Посвящение в читатели Участие в олимпиаде по математике «Плюс» |
Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Посещение бассейна. Работа танцевального кружка. Организация лыжного похода |
2 четверть Монтаж «Лучше мамы друга нет, поверьте!» Проведение Новогоднего утренника. Организация зимнего похода. Проведение родительского собрания "Об итогах адаптации" Организация работы родительского комитета |
Работа кружков "Театр", «Оригами»
Изготовление подарков
Украшение класса Организация конкурса рисунков "Зимние забавы".
|
Участие в акции «Добрая кормушка» Классный час, посвященный Дню народного единства Классные часы, посвящённые Международному дню толерантности (16 ноября) |
Работа кружка "Умники и умницы», кружка «Роботландия». Посещение школьного музея Праздник «Прощай, азбука!» |
Воспитание привычек здорового питания. Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Проведение соревнования "Папа, мама, я – спортивная семья" Проведение инструктажей по правилам безопасного поведения на дороге Организация практических занятий по правилам дорожного движения в кабинете ПДД
|
3 четверть Проведение классных мероприятий, посвященных Индивидуальные консультации родителей Проведение родительского собрания «Родителям о внимании и внимательности.". Организация работы родительского комитета |
Работа кружков "Театр", «Оригами» Оформление поздравительной открытки "Любимой мамочке". Организация выставки рисунков, конкурса стихов, проекта "Рисуем книгу". Выпуск поздравительных газет |
Проведение акции "Милосердие"
|
Работа кружка "Умники и умницы», кружка «Роботландия». Конкурс «Ученик года» (по результатам портфолио)
|
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок. Организация похода Проведение инструктажей по правилам безопасного поведения на дороге Проведение инструктажей по правилам безопасного поведения на дороге
|
4 четверть Проведение открытого урока "Чему мы научились",
родительского собрания Индивидуальные консультации родителей Организация работы родительского |
Работа кружков "Театр", «Оригами» Конкурс декоративно-прикладного творчества «Называем чудесами то, что делаем мы сами» Конкурсы рисунков, поделок в рамках акции «Спасти и сохранить» Организация конкурса рисунков на асфальте "Пусть всегда будет солнце", проекта "Дом, в котором мы живем" |
Конкурс рисунков, поделок, посвящённый Международному дню птиц Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, посильная помощь им (акция «Ветеран живёт рядом») Проведение экскурсии в школьный музей Боевой Славы Показ и обсуждение научно- популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами локальных войн
|
Характеристики блоков программы "Первые ступеньки"
Приложение 2
Девиз |
Цели |
Задачи |
Формы реализации |
Направление "Страна знаний" |
|||
"Ученье
свет, |
Развитие познавательной активности обучающихся |
Формирование
потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной
деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие
самостоятельности |
Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры ("Русский медвежонок", "Кенгуру", "ЭМУ", «Старт»); викторины, КВН; интегрированные образовательные путешествия; кружок "МИД"; кружок «Умники и умницы»; смотры знаний |
Направление "Страна здоровья" |
|||
"В здоровом теле – здоровый дух" |
Сохранение
|
Приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение навыкам самосохранения; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурением |
Организация горячего питания; посещение спортивных секций; прогулки (динамическая пауза); физкультурные минутки; зарядка (до начала уроков); дни здоровья; походы; конкурсы плакатов, газет по теме "Здоровый образ жизни"; цикл бесед, диспутов; спортивные соревнования (спартакиада, "Веселые старты", "Мама, папа, я – спортивная семья"); ролевые игры |
Направление "Семейная бухта" |
|||
"В
дружбе взрослых |
Взаимодействие
|
Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс |
Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; открытые уроки (Дни открытых дверей); общешкольные конференции; посещение учащихся на дому; анкетирования; консультации; проведение совместных походов и внеклассных мероприятий |
Направление "Островок творчества" |
|||
"Дело мастера боится" |
Развитие творческой активности |
Выявление
и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков |
Конкурсы (классные, школьные, муниципальные, региональные и т. д.); уроки творчества; выставки работ; кружки, позволяющие развить творческие способности; творческие мастерские; театральные постановки; тематические вечера; проектная деятельность |
Направление "Гражданская республика" |
|||
"Ты
тоже родился |
Формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры |
Знакомство с историей государственной символики страны; расширение исторических знаний об истории своей семьи, города, округа; повышение социальной активности учащихся; развитие чувства милосердия, сострадания |
Уроки мужества; диспуты; социальная акция "Милосердие"; акция «Ветеран живёт рядом» и др. |
Взаимодействие классного руководителя
и классного коллектива с социальными службами
Схема взаимодействия с субъектами воспитания по реализации программы «Первые ступеньки»
Работа с родителями
Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.
Групповые формы работы с родителями:
ü организационные
ü тематические
ü итоговые
ü родительский клуб
Индивидуальные формы работы с родителями:
ü беседы с родителями
ü консультации (групповые и тематические)
ü посещение семьи
Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:
ü различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
ü совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);
ü семейные праздники и традиции, конкурсы.
Литература
1. Байбородова Л. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 2009.
2. Изучение личности школьника учителем / Под. ред. 3. И. Васильевой" и др.М., 2012
3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
4. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. Л., 2010.
5. Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н. Б. Щуркова, В. Н. Шнырева.М.,2014.
6. Педагогическая диагностика в школе / Под. ред. А. И. Кочетова. Мн., 1987.
7. Шилова М, И. Учителю о воспитании школьников. М., 1990.
8. Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
9. Разработки мероприятий ж. «Начальная школа» и г. «Начальная школа».
10.Н. И. Дереклеева. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., «Вербум»., 2015.
11. Н. И. Дереклеева. Родительские собрания в 1-11 классах. / М., «Вербум»., 2015.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.