Программа взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательного процесса в рамках службы
психолого-медико-педагогического сопровождения с ребенком ОВЗ
Пояснительная записка
Обучающиеся с особенностями развития – это неоднородная группа детей, поэтому можно утверждать, что не существует универсальной для всех единой модели инклюзии. Все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту обучающиеся с ОВЗ) нуждаются в поддержке и сопровождении при обучении в школе, но объем помощи может значительным образом варьироваться в зависимости от выраженности симптомов нарушений развития у каждого ребенка.
Психолого-педагогическая медицинская, социальная помощь (далее ППМС помощь) обучающимся с ОВЗ предоставляется в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
• Порядком оказания психологической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, своём развитии и социальной адаптации. (Положение МБОУ НШ «Прогимназия» от 15.11.2018 №12-ПИЯ-13-478/18 «О центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе при реализации адаптированных общеобразовательных программ»).
В процессе ППМС сопровождения педагог-психолог взаимодействует с участниками образовательных отношений в рамках своих функциональных обязанностей, соблюдения этических принципов, реализуя цель и задачи комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ.
Цель программы: оказание своевременной, качественной ППМС помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- скоординировать деятельность специалистов для ППМС сопровождения обучающегося с ОВЗ;
- разработать алгоритм сопровождения обучающегося с ОВЗ участниками ППМС сопровождения.
Ожидаемые результаты:
1. Организация своевременной, качественной ППМС помощи ребенку с ОВЗ всеми участниками образовательного процесса;
2. Оптимизация психолого – педагогических условий сопровождения обучающихся;
3. Повышение оперативности реагирования на запросы участников образовательного процесса;
4. Повышение психологической компетентности педагогов и родителей;
5. Формирование активной родительской позиции в сотрудничестве со специалистами ППМС сопровождения.
Основные этические принципы деятельности педагога-психолога
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе.
Основные направления программы взаимодействия педагога-психолога в рамках ППМС сопровождения обусловлены особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ:
Диагностическое направление - заключается в проведении первичного обследования, организованного в рамках комплексного изучения развития обучающихся с ОВЗ специалистами школьного психолого-медико педагогического консилиума (далее по тексту ПМПк), и дальнейшего динамического наблюдения за развитием обучающегося с ОВЗ.
Коррекционно-развивающее направление - разработка и реализация программы коррекционно-развивающих занятий, планирование содержания занятий.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление - обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями обучающихся, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей (законных представителей) в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно-методическое направление - включает подготовку и участие специалистов ППМПС сопровождения в консилиуме, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.
Планирование программы сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк), исходя из рекомендаций ТПМПК, потребностей, особенностей развития и возможностей обучающегося с ОВЗ, с участием его родителей (законных представителей).
Деятельность ПМПк определяется «Положением о ПМПк».
Специалисты ПМПк:
•осуществляют углубленное психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с ОВЗ;
•разрабатывают индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, с целью коррекции имеющихся трудностей в обучении и развитии;
•проводят коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые);
•организуют консультативную работу с родителями (законными представителями), обучающихся с ОВЗ.
Педагог-психолог выявляет особенности интеллектуального развития обучающихся, личностные и поведенческие реакции, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально - волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.
Учитель - логопед - осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии устной и письменной речи у обучающихся. Проводит диагностическое обследование обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у обучающегося нарушения. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии устной и письменной речи, восстановлению нарушенных функций.
Социальный педагог - осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите личности обучающихся. Выступает посредником между учащимся и образовательной организацией, семьей, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, проводят входящую диагностику знаний обучающихся ОВЗ, с целью определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательной программы.
Структура и содержание Программы
Программа включает в себя диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, аналитико-обобщающий, организационно-профилактический модули.
Диагностико-консультативный модуль
Цель - продумать содержание диагностики всеми участниками образовательных отношений для определения трудностей ребенка с ОВЗ, зоны актуального и ближайшего развития.
Психолого – медико - педагогическое изучение трудностей ребенка
Направление |
Содержание работы |
Ответственные |
Педагогическое |
Педагогическая диагностика знаний, умений, навыков; выявление трудностей, которые испытывают обучающиеся в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Отмечаются особенности личности, поведения в различных ситуациях. |
Классный руководитель |
Медицинское |
Определение состояния физического и психического здоровья через изучение медицинской документации: истории развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов. |
Медицинский работник, педагог. Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр и т. д. (педагог).
|
Психологическое, логопедическое, дефектологическое (по необходимости) |
Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика, речь.
|
Педагог – психолог, учитель- логопед. Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Психологическая диагностика. Беседы с ребенком, с родителями. Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Изучение письменных работ. Диагностика речевого развития. |
Социально-педагогическое |
Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания. Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. |
Социальный педагог. Посещение семьи ребенка (кл.руководитель, социальный педагог, психолог). Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика (педагог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель). Беседа с родителями и учителями- предметниками. |
На начальном этапе работы с ребенком и для оценивания результатов коррекционной работы подобраны психолого-педагогические методики. Педагог- психолог использует в своей работе с ребенком методики (выборочно), ориентируясь на запрос родителей (законных представителей), классного руководителя, личных наблюдений.
Сфера изучения |
Методика |
Назначение |
Тип семейного воспитания |
Тест «Стиль воспитания» |
Стиль семейного воспитания |
Сфера нарушения школьной адаптации |
Экспертный опрос учителя (карта наблюдений М.Битяновой) |
Изучение школьной адаптации |
Сложности в воспитании |
Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте» |
Нарушения в поведении |
Взаимоотношения с педагогами, учащимися |
«Я в школе», «Мой класс», ЭПК Г.А. Карпова |
Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам |
Интеллектуальные особенности |
Л.А Ясюкова «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе», Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р.Амтхауера |
Определение зрелости отдельных психических функций |
Мышление |
Методика «Исключение слов» Методика «Простые аналогии» «4-й лишний» (картинки, слова); тест матрицы Равена, «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн).
|
Вербально-логическое мышление Определение понимания логических связей и отношений между понятиями |
Внимание |
Методика «Корректурная проба» (Тулуз-Пьерона) |
Определение объема внимания и его концентрации |
Память |
Методика «10 слов» А.Р. Лурия |
Особенности памяти |
Эмоционально-личностные характеристики |
||
Самооценка |
Тест «Лесенка» В.Г. Щур |
Уровень самооценки |
Тревожность |
Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), тест тревожности в картинках Р.Темпл, М. Дорки, В. Амен) |
Уровень тревожности |
Агрессивность |
Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей учащихся начальной школы) |
Уровень агрессивности |
Мотивация |
Оценка уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова, Изучение учебной мотивации младших школьников М.Р. Гинсбурга |
Учебная мотивация |
Интересы |
Беседа с родителями |
Ведущие интересы |
Представления о будущем |
Беседа с родителями |
Временная перспектива |
Выявленные в процессе диагностики особенности обучающихся, обсуждаются на заседании школьного ПМПк, учитываются при составлении индивидуальной программы психолого- медико – педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Взаимодействие специалистов ППМС сопровождения:
• составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ по результатам использования методов наблюдения, беседы, педагогического обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
• составление индивидуальной программы сопровождения обучающегося с ОВЗ (совместно с психологом, логопедом, социальным педагогом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы в знаниях и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
• поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным педагогом - психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
Коррекционно-развивающий модуль
Цель коррекционно-развивающих занятий - коррекция недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сферах обучающегося с ОВЗ.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
• создание условий для развития сохранных функций;
• формирование положительной мотивации к обучению;
• повышение уровня общего развития;
• коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.
Психолого-педагогическая коррекция обучающихся с ОВЗ
Направление |
Цель |
Форма |
Содержание |
Предполагаемый результат |
Педагогическая коррекция |
Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения |
Уроки и внеурочные занятия |
Реализация адаптированных образовательных программ на основе УМК программы «Школа России» Осуществление индивидуального подхода обучения ребенка с ОВЗ. |
Освоение учащимися образовательной программы |
Психологическая коррекция |
Коррекция и развитие познавательной и Эмоционально волевой сферы ребенка |
Коррекционно – развивающие занятия |
Реализация коррекционно - развивающих программ и методических разработок с учащимися с ОВЗ |
Сформированн ость психических процессов, необходимых для освоения образовательн ой программы |
Логопедическая коррекция |
Коррекция речевого развития учащихся с ОВЗ |
Коррекционно - развивающие групповые и индивидуальные занятия |
Реализация программ и методических разработок с детьми с ОВЗ |
Реализация программ и методических разработок с детьми с ОВЗ |
Коррекционно-развивающая деятельность предусматривает вариативные формы сопровождения обучающихся с ОВЗ. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей учащихся и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности, при изучении предметов учебного плана, на занятиях педагога – психолога, учителя-дефектолога и на логопедических занятиях, проводимых на базе МБОУ НШ «Прогимназия», где осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, работа по формированию полноценной рече-мыслительной деятельности.
На этом этапе работы важное место отводится своевременной коррекции индивидуальной программы сопровождения обучающегося с ОВЗ. Промежуточные результаты диагностики всех участников сопровождения обсуждаются на плановом заседании школьного ПМПк и вносятся дополнения в содержание программы коррекционно-развивающих занятий.
Аналитико-обобщающий модуль
Цель - подведение итогов коррекционно-развивающих занятий всеми участниками ППМС сопровождения.
Задачи:
- проанализировать динамику развития обучающегося с ОВЗ;
- проанализировать результаты деятельности специалистов по работе с ребенком с ОВЗ;
- перспективное планирование индивидуальной программы коррекционно-развивающих занятий с ребенком ОВЗ;
Данный модуль приходится на конец учебного года, когда на итоговом заседании школьного ПМПк подводятся результаты ППМС сопровождения обучающихся с ОВЗ. По результатам которого организуется встреча педагога-психолога с родителями (законными представителями) ребенка. ПО необходимости приглашаются все участники ППМС сопровождения, для планирования работы с ребенком ОВЗ на следующий учебный год.
Организационно-профилактический модуль
Направления деятельности этого модуля являются неотъемлемой частью программы взаимодействия специалистов ППМС сопровождения:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития обучающихся с ОВЗ. Это необходимо для того, чтобы разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед педагогами-психологами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекционные занятия с обучающими.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ педагоги повышают свой уровень квалификации через самообразование, посещение курсов повышения квалификации, внутрикорпоративное обучение.
Направление |
Содержание работы |
Ответственный |
Консультирование |
Ознакомление с психологическими, возрастными особенностями, нарушениями физического здоровья и развития, по проблемам воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ |
Заместитель директора по УВР, учитель-логопед, педагог-психолог, |
Семинары, лектории, внутрикорпоративное обучение |
Обучающие тренинги и семинары с педагогами по взаимодействию с учащимися ОВЗ, участие в педагогических советах, консилиумах по вопросам обучения и воспитания. |
Педагог-психолог, учитель-логопед. |
2. Работа с семьей обучающегося с ОВЗ.
Одним из важных направлений в деятельности ППМС сопровождения является работа с семьёй обучающегося с ОВЗ. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Работа с родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ предполагает— «партнерство», та как наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог).
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями обучающихся с ОВЗ: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Основными задачами по взаимодействию с семьей являются:
1. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих обучающихся ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.
2. Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
3. Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
4. Повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей.
5. Актуализация в сознании родителей о ценности школьного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.
Работа педагога-психолога с семьёй ребенка ОВЗ:
Первый этап – диагностический. На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях.
Второй этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей, выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем адекватные способы и средства помощи. Намечаем пути организации совместной деятельности с семьями воспитывающих детей с ОВЗ.
Третий этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в себя следующие направления:
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
Наглядно-информационные формы работы:
Оформление родительских уголков, изготовление памяток, буклетов, консультации и беседы, материал на сайте школы, в разделе «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов».
Познавательные и досуговые формы работы:
Родительские собрания, круглые столы, психологические игры, упражнения, занятия для родителей, практикумы, решение педагогических ситуаций, совместные мероприятия детей и родителей.
Темы групповых консультаций: «Развитие познавательных процессов детей», «Секреты психологического здоровья», «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?», «Особенности детей с ОВЗ», «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка» и др.
В результате такой работы: формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, появляется интерес родителей к работе специалистов сопровождения, повышается компетентность родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в школе.
Приложение 1
Алгоритм
сопровождения обучающегося с ОВЗ специалистами ППМС сопровождения
![]() |
Диагностический модуль
![]() |
|||
![]() |
Коррекционно-развивающий
модуль
![]() |
|||
![]() |
Аналитико-обобщающий
модуль
![]() |
Список литературы:
1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012. – С.82.
2. Ахметова Д.З., З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие– Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204с.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
4. Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.-метод, материалов / Под ред. А.К). Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В. Поликашевой. - М.: «Федеральный институт развития образования», 2013. -275 с.
5. Коротовских Т.В., Некрасова О.А., Спирина А.В. Формирование психологической готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования // Инновации и инвестиции. - 2015. - №3. – С. 156 – 159.
6. Королева Ю. А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 36–40. –URL:http://e-koncept.ru/2014/14144.htm.
7. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М, 2000. –519 с.
8. Насибуллина А. Д. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 57–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56326.htm.
9. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. – 2005. – № 5., – С 16-25.
10. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.