Программа взаимодействия педагога-психолога

  • docx
  • 20.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа взаимодействия педагога-психолога с ребенком ОВЗ.docx

Программа взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательного процесса в рамках службы

психолого-медико-педагогического сопровождения с ребенком ОВЗ

                           

 

Пояснительная записка

Обучающиеся с особенностями развития – это неоднородная группа детей, поэтому можно утверждать, что не существует универсальной для всех единой модели инклюзии. Все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту обучающиеся с  ОВЗ) нуждаются в поддержке и сопровождении при обучении в школе, но объем помощи может значительным образом варьироваться в зависимости от выраженности симптомов нарушений развития у каждого ребенка.

Психолого-педагогическая медицинская, социальная помощь (далее ППМС помощь) обучающимся с ОВЗ предоставляется в соответствии с:

 • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

       Порядком оказания психологической  помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, своём развитии  и социальной адаптации.  (Положение  МБОУ НШ «Прогимназия» от 15.11.2018 №12-ПИЯ-13-478/18 «О центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе при реализации адаптированных общеобразовательных программ»).

В  процессе ППМС сопровождения педагог-психолог  взаимодействует с участниками образовательных отношений в рамках своих функциональных обязанностей, соблюдения этических принципов, реализуя цель и задачи комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ.

 

Цель программы: оказание своевременной, качественной ППМС помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- скоординировать деятельность специалистов для ППМС сопровождения обучающегося с ОВЗ;

- разработать алгоритм сопровождения обучающегося с ОВЗ  участниками ППМС сопровождения.

Ожидаемые результаты:

1.       Организация своевременной, качественной ППМС помощи ребенку с ОВЗ всеми участниками образовательного процесса;

2.     Оптимизация психолого – педагогических условий сопровождения обучающихся;

3.   Повышение  оперативности  реагирования  на  запросы участников образовательного процесса;

4.     Повышение     психологической      компетентности педагогов и родителей;

5.     Формирование активной родительской позиции в сотрудничестве со специалистами ППМС сопровождения.

Основные этические принципы деятельности педагога-психолога

  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип компетентности.
  • Принцип ответственности.
  • Принцип этической и юридической правомочности.
  • Принцип квалификационной пропаганды психологии.
  • Принцип благополучия клиента.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе.

 

Основные направления программы взаимодействия педагога-психолога в рамках ППМС сопровождения обусловлены особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ:

Диагностическое направление - заключается в проведении первичного обследования, организованного в рамках комплексного изучения развития обучающихся с ОВЗ специалистами школьного психолого-медико педагогического консилиума (далее по тексту ПМПк), и дальнейшего динамического наблюдения за развитием обучающегося с ОВЗ.

Коррекционно-развивающее направление - разработка и реализация  программы коррекционно-развивающих занятий, планирование содержания занятий.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление - обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями обучающихся, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей (законных представителей) в решение коррекционно-воспитательных задач.

Организационно-методическое направление - включает подготовку и участие специалистов ППМПС сопровождения в консилиуме, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации.

Планирование программы сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк), исходя из рекомендаций ТПМПК, потребностей, особенностей развития и возможностей обучающегося с ОВЗ, с участием его родителей (законных представителей).

Деятельность ПМПк определяется «Положением о ПМПк».

Специалисты ПМПк:

•осуществляют углубленное психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся  с ОВЗ;

•разрабатывают индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, с целью коррекции имеющихся трудностей в обучении и развитии;

•проводят коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые);

•организуют консультативную работу с родителями (законными представителями), обучающихся  с ОВЗ.

Педагог-психолог выявляет особенности интеллектуального развития обучающихся, личностные и поведенческие реакции, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально - волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Учитель - логопед - осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии устной и письменной речи у обучающихся. Проводит диагностическое обследование обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у обучающегося нарушения. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии устной и письменной речи, восстановлению нарушенных функций.

Социальный педагог - осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите личности обучающихся. Выступает посредником между учащимся и образовательной организацией, семьей, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, проводят входящую диагностику знаний обучающихся ОВЗ, с целью определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательной программы.

 

Структура и содержание Программы

Программа включает в себя диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, аналитико-обобщающий, организационно-профилактический модули.

Диагностико-консультативный модуль

Цель -  продумать содержание диагностики всеми участниками образовательных отношений для определения трудностей ребенка с ОВЗ, зоны актуального и ближайшего развития.

Психолого – медико - педагогическое изучение трудностей ребенка

Направление

Содержание работы

Ответственные

Педагогическое

Педагогическая диагностика знаний, умений, навыков; выявление трудностей, которые испытывают обучающиеся в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Отмечаются особенности личности, поведения в различных ситуациях.

Классный руководитель

Медицинское

Определение состояния физического и психического здоровья через изучение медицинской документации: истории развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов.

Медицинский работник, педагог.

Наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр и т. д. (педагог).

 

Психологическое, логопедическое, дефектологическое (по необходимости)

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика, речь.

 

 

 

 

 

 

Педагог – психолог, учитель- логопед.

Наблюдение за

ребенком на занятиях

и во внеурочное время. Психологическая диагностика.

Беседы с ребенком, с родителями. Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Изучение письменных работ.

Диагностика речевого развития.

Социально-педагогическое

Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания.

Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома.

Социальный педагог. Посещение семьи ребенка (кл.руководитель, социальный педагог, психолог). Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика (педагог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).

Беседа с родителями и

учителями-

предметниками.

На начальном этапе работы с ребенком и для оценивания результатов коррекционной работы подобраны психолого-педагогические методики. Педагог- психолог использует в своей работе с ребенком методики (выборочно), ориентируясь на запрос родителей (законных представителей), классного руководителя, личных наблюдений.

Сфера изучения

Методика

Назначение

Тип семейного воспитания

Тест «Стиль воспитания»

Стиль семейного воспитания

Сфера нарушения школьной адаптации

Экспертный опрос учителя (карта наблюдений М.Битяновой)

Изучение школьной адаптации

Сложности в воспитании

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

Нарушения в поведении

Взаимоотношения с педагогами, учащимися

«Я в школе», «Мой класс», ЭПК Г.А. Карпова

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Интеллектуальные особенности

Л.А Ясюкова «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»,

Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р.Амтхауера

Определение зрелости отдельных психических функций

Мышление

Методика «Исключение слов»

Методика «Простые аналогии» «4-й лишний» (картинки, слова); тест матрицы Равена, «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн).

 

Вербально-логическое

мышление

Определение понимания логических связей и отношений между понятиями

Внимание

Методика «Корректурная проба» (Тулуз-Пьерона)

Определение объема внимания и его концентрации

Память

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Особенности памяти

Эмоционально-личностные характеристики

Самооценка

Тест «Лесенка» В.Г. Щур

Уровень самооценки

Тревожность

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан), тест тревожности в картинках Р.Темпл, М. Дорки, В. Амен)

Уровень тревожности

Агрессивность

Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей учащихся начальной школы)

Уровень агрессивности

Мотивация

Оценка уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова,  Изучение учебной мотивации младших школьников М.Р. Гинсбурга

Учебная мотивация

Интересы

Беседа с родителями

Ведущие интересы

Представления о будущем

Беседа с родителями

Временная перспектива

Выявленные в процессе диагностики особенности обучающихся,  обсуждаются на заседании школьного ПМПк, учитываются при  составлении индивидуальной программы психолого- медико – педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Взаимодействие специалистов ППМС сопровождения:

                    составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ по результатам использования методов наблюдения, беседы, педагогического обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;

                    составление индивидуальной программы сопровождения обучающегося с ОВЗ (совместно с психологом, логопедом, социальным педагогом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы в знаниях и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

                    поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным педагогом - психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

Коррекционно-развивающий модуль

Цель коррекционно-развивающих занятий - коррекция недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сферах обучающегося с ОВЗ.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

•        создание условий для развития сохранных функций;

•        формирование положительной мотивации к обучению;

•        повышение уровня общего развития;

•        коррекция  отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.

 

Психолого-педагогическая коррекция обучающихся с ОВЗ

Направление

Цель

Форма

Содержание

Предполагаемый результат

Педагогическая коррекция

Исправление

или

сглаживание

отклонений и

нарушений

развития,

преодоление

трудностей

обучения

Уроки и внеурочные занятия

Реализация адаптированных образовательных программ на основе УМК программы «Школа России» Осуществление индивидуального подхода обучения ребенка с ОВЗ.

Освоение учащимися образовательной программы

Психологическая коррекция

Коррекция и развитие познавательной и

Эмоционально волевой сферы ребенка

Коррекционно – развивающие занятия

Реализация коррекционно - развивающих программ и методических разработок с учащимися с ОВЗ

Сформированн

ость

психических процессов, необходимых для освоения образовательн ой программы

Логопедическая коррекция

Коррекция речевого развития учащихся с ОВЗ

Коррекционно - развивающие групповые и индивидуальные занятия

Реализация программ и методических разработок с детьми с ОВЗ

Реализация программ и методических разработок с детьми с ОВЗ

Коррекционно-развивающая деятельность предусматривает вариативные формы сопровождения обучающихся с ОВЗ. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей учащихся и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности, при изучении предметов учебного плана, на занятиях педагога – психолога, учителя-дефектолога и на логопедических занятиях, проводимых на базе МБОУ НШ «Прогимназия», где осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, работа по формированию полноценной рече-мыслительной деятельности.

На этом этапе работы важное место отводится своевременной коррекции индивидуальной программы сопровождения обучающегося с ОВЗ. Промежуточные результаты диагностики всех участников сопровождения обсуждаются на плановом заседании школьного ПМПк и вносятся дополнения в содержание программы коррекционно-развивающих занятий.

 

Аналитико-обобщающий модуль

Цель - подведение итогов коррекционно-развивающих занятий всеми участниками ППМС сопровождения.

Задачи:

- проанализировать динамику развития обучающегося с ОВЗ;

- проанализировать результаты деятельности специалистов по работе с ребенком с ОВЗ;

- перспективное планирование индивидуальной программы  коррекционно-развивающих занятий с ребенком ОВЗ;

Данный модуль приходится на конец учебного года, когда на итоговом заседании школьного ПМПк подводятся результаты ППМС сопровождения обучающихся с ОВЗ. По результатам которого организуется встреча педагога-психолога с родителями (законными представителями) ребенка. ПО необходимости приглашаются все участники ППМС сопровождения, для планирования работы с ребенком ОВЗ на следующий учебный год.

 

Организационно-профилактический модуль

Направления деятельности этого модуля являются неотъемлемой частью программы взаимодействия специалистов ППМС сопровождения:

1.                 Повышение профессиональной компетентности педагогов. Педагог должен быть знаком с особенностями развития обучающихся с ОВЗ. Это необходимо для того, чтобы разобраться в комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед педагогами-психологами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать работу учителей-предметников и родителей, вести коррекционные занятия с обучающими.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ педагоги повышают свой уровень квалификации через самообразование, посещение курсов повышения квалификации, внутрикорпоративное обучение.

Направление

Содержание работы

Ответственный

Консультирование

Ознакомление с психологическими, возрастными особенностями, нарушениями физического здоровья и развития, по проблемам воспитания и обучения обучающихся с ОВЗ

Заместитель директора по УВР,

учитель-логопед, педагог-психолог,

Семинары, лектории, внутрикорпоративное обучение

Обучающие тренинги и семинары с педагогами по взаимодействию с учащимися ОВЗ, участие в педагогических советах, консилиумах по вопросам обучения и воспитания.

Педагог-психолог, учитель-логопед.

2.                 Работа с семьей обучающегося с ОВЗ.

Одним из важных направлений в деятельности ППМС сопровождения является работа с семьёй обучающегося с ОВЗ. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Работа с родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ предполагает— «партнерство», та как наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог).

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями обучающихся с ОВЗ: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Основными задачами  по взаимодействию с семьей являются:

1.     Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих обучающихся ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.

2.     Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.

3.     Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.

4.     Повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей.

5.     Актуализация в сознании родителей о ценности школьного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.

Работа педагога-психолога с семьёй ребенка ОВЗ:

Первый этап – диагностический. На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях.

Второй этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей, выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем адекватные способы и средства помощи. Намечаем пути организации совместной деятельности с семьями воспитывающих детей с ОВЗ.

Третий этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в себя следующие направления:

  • теоретическое направление обусловлено необходимостью психолого-педагогического просвещения родителей
  • практическое направление обусловлено необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию. В рамках этого направления применяем наиболее эффективные формы работы с родителями – наглядно-информационные, познавательные и досуговые:

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

Наглядно-информационные формы работы:

Оформление родительских уголков, изготовление памяток, буклетов, консультации и беседы, материал на сайте школы, в разделе «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов».

Познавательные и досуговые формы работы:

Родительские собрания, круглые столы, психологические игры, упражнения, занятия для родителей, практикумы, решение педагогических ситуаций, совместные мероприятия детей и родителей.

Темы групповых консультаций: «Развитие познавательных процессов детей», «Секреты психологического здоровья», «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?», «Особенности детей с ОВЗ», «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка» и др.

В результате такой работы: формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, появляется интерес родителей к работе специалистов сопровождения, повышается компетентность родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Надпись: Заявление родителей (законных представителей)Алгоритм сопровождения обучающегося с ОВЗ специалистами ППМС сопровождения

 

 

 

 


Надпись: Углубленная диагностика участниками ППМС сопровожденияДиагностический модуль

 

 

 

 

 

 


Надпись: Разработка и утверждение коррекционно-развивающих занятий всеми участниками сопровождения. Согласование графика посещения занятийКоррекционно-развивающий модуль

 

 

 

 

 

 


Надпись: Оценка результата ППМС сопровождения, динамики коррекционно-развивающих занятий. Плановое итоговое заседание школьного ПМПк. Принятие решения всеми участниками сопровождения о дальнейшей работе с ребенком ОВЗ Аналитико-обобщающий модуль

 

 

 

 

 

 

 


Список литературы:

1.   Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012. – С.82.

2.   Ахметова Д.З., З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие– Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204с.

3.   Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.: Совершенство, 1997. — 298 с.

4.   Игровые технологии в комплексной работе с «особым» ребенком. Сб. науч.-метод, материалов / Под ред. А.К). Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В. Поликашевой. - М.: «Федеральный институт развития образования», 2013. -275 с.

5.   Коротовских Т.В., Некрасова О.А., Спирина А.В. Формирование психологической готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования // Инновации и инвестиции. - 2015. - №3. – С. 156 – 159.

6.   Королева Ю. А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 36–40. –URL:http://e-koncept.ru/2014/14144.htm.

7.    Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М, 2000. –519 с.

8.       Насибуллина А. Д. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 57–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56326.htm.

9.   Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. – 2005. – № 5., – С 16-25.  


 

10.   Скачано с www.znanio.ru