ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ПРОФЕССИЯ - ШКОЛЬНИК»
Составила: педагог-психолог Вахрушева Татьяна Фёдоровна
Пермь
2019
Пояснительная записка.
1. Актуальность программы.
В современной отечественной психолого-педагогической литературе предложено большое количество разнообразных технологий и методик ведения коррекционно-развивающих занятий, с различными возрастными и проблемными группами. Они могут существенно отличаться по своим задачам, но их сближает то, что практически все коррекционно-развивающие программы построены по принципу тренинга. То есть детям предлагаются различные игры, в процессе которых происходит закрепление тех или иных навыков, умений. При этом сами дети часто не знают, на что именно направлено упражнение, и что оно в них изменяет или формирует.
К решению различных психологических проблем, имеющихся у ребенка, к развитию его психических и личностных возможностей необходимо подходить комплексно. Вместо формирования отдельных процессов и умений - создание условий для развития ребенка как субъекта успешной деятельности, вместо неосознаваемого закрепления нужных свойств и навыков – осознание формирование эффективного для данной личности стиля деятельности. Смысл коррекционно-развивающей, формирующей работы психолога и педагога, во-первых, в создании таких условий, при которых ребенок мог бы осознать, какие свойства ему необходимо сформировать для успешной деятельности и дальнейшего психологического развития, какие индивидуальные резервы для этого у него имеются; во-вторых, в разработке для каждого ребенка путей и способов формирования необходимых свойств.
Ребенок школьного возраста является одновременно субъектом многих самых разнообразных видов деятельности, и задача выработки индивидуального эффективного стиля стоит по отношению к каждому из этих видов. В данной разработке речь идет о младшем школьном возрасте, о ведущей деятельности этого возрастного периода – учебной, и о возможностях формирования у младших школьников эффективного стиля учебной деятельности, прежде всего, ее познавательного компонента.
2. Целеполагание и задачи.
Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.
Для достижения детьми поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
v Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. («Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это даст?»)
v Сформировать у школьников и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии. («Кто Я?»)
v Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий. («Что я могу делать хорошо и как мне это использовать в учебе?»)
v Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития или приспособления к ним, компенсации другими возможностями. («Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам?»
3. Целевая группа.
Курс рассчитан на третьеклассников.
4. Основные условия реализации.
Программа включат в себя 24 развивающих занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия проходят в форме игр, подвижных упражнений, обсуждений в круге. По ходу занятия обязательно проводятся минутки отдыха.
Содержание и структура обучения.
1. Механизмы реализации.
В структуре курса выделяются следующие разделы:
1) Вводный раздел. Тема «какой Я?»
2) Раздел «Познавательные процессы». Темы «Память» «Восприятие».
3) Раздел «Внимание»
4) Раздел «Ведущее полушарие мозга». Тема «Левши и правши».
2.Структура занятия.
1) Ритуал приветствия.
2) Разминка.
3) Основное содержание занятия.
4) Рефлексия текущего занятия.
5) Ритуал прощания.
1. Тема «Какой Я?»
Цель: ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы, формирование первичных навыков самоанализа и познания себя как субъекта учебной деятельности.
Урок №1. «Введение в тему» (1 час)
Урок №2. «Мои сильные и слабые стороны» (1 час)
Урок №3. «Что я могу и чего не могу?» (1 час)
Урок №4. «Итоговый урок по теме» (1 час)
2. Тема «Память».
Цель: познакомить детей с особенностями процессов памяти, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.
Урок №5. «Знакомься: твоя память» (1 час)
Урок №6. «Учись запоминать» (1 час)
Урок №7. «Учись запоминать» (1 час)
Урок №8. «Как я слышу слово» (1 час)
Урок №9. «Как мне легче запоминать: составляем истории» (1 час)
Урок №10. «Как мне легче запоминать: ищем новые способы» (1 час)
Урок №11. «Итоговый урок по теме». (1 час)
3. Тема «Левши и правши»
Цель: формирование у детей представлений о доминировании левого или правого полушария, формирование представлений о ведущей руке.
Урок №12. «Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука» (1 час)
Урок №13. «Кто я: левша или правша?» (1 час)
Урок №14. «Теперь я знаю, кто я» (1 час)
4. Тема «Внимание»
Цель: познакомить детей с особенностями процессов внимания, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.
Урок №15. «Знакомься: твое внимание» (1 час)
Урок №16. «Внимание: продолжаем знакомиться» (1 час)
Урок №17. «Наш пострел везде поспел» (1 час)
Урок №18. «Внимание и интерес» (1 час)
Урок №19. «Я знаю, как быть внимательным» (1 час)
5. Тема «Восприятие»
Цель: познакомить детей с особенностями процессов восприятия, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.
Урок №20. «Знакомься: твое восприятие» (1 час)
Урок № 21. «Что я могу воспринимать?» (1 час)
Урок №22. «Свойства моего восприятия» (1 час)
Урок №23. Слушатель, зритель, деятель – кто я?» (1 час)
Урок №24. «Теперь я знаю себя!» (итоговый урок) (1 час)
Тематический план занятий
«Профессия – школьник»
№
|
Тема уроков |
Задачи |
Количество часов |
Тема «Какой я?» |
4 |
||
1 |
«Введение в тему» |
× познакомить школьников с целями и задачами данной программы, заинтересовать содержанием работы; × помочь сформировать первичные навыки самоанализа. |
1 |
2 |
«Мои сильные и слабые стороны» |
× научить детей анализировать свои сильные и слабые стороны; × помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей. |
1 |
3 |
«Что я могу и чего не могу?» |
× формировать у детей умение анализировать свои сильные и слабые стороны; × обучать детей навыкам оценивания своих психологических возможностей; × показать учащимся, как можно использовать новые знания о себе в жизни и учебе. |
1 |
4 |
«Итоговый урок па теме» |
× закрепить материал по теме «Какой я?»; × сформировать у детей навыки письменного психологического самоанализа. |
1 |
Тема «Память» |
7 |
||
5 |
«Знакомься: твоя память» |
× познакомить с понятием «память»; × изучить с детьми особенностей их зрительной памяти; × помочь осознать роль зрительной памяти в жизни и учебе. |
1 |
6 7 |
«Учись запоминать» |
× отработать приемы запоминания зрительно предъявляемого материала; × помочь в поиске индивидуальных способов запоминания. |
2 |
8 |
«Как я слышу слово» |
× знакомство с понятием «слуховая память»; × изучение детьми особенностей своей слуховой памяти; × осознание роли слуховой памяти в жизни и учебе. |
1 |
9 |
«Как мне легче запоминать: составляем истории» |
× отработка новых способов запоминания.
|
1 |
10 |
«Как мне легче запоминать: ищем новые способы» |
× отработка новых способов запоминания; × осознание детьми своих особенностей и возможностей. |
1 |
11 |
«Итоговый урок по теме» |
× закрепление полученных знаний по теме «Память»; × отработка изученных приемов запоминания. |
1 |
Тема «Левши и правши» |
3 |
||
12 |
«Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука» |
× ознакомление детей с новой темой; × формирование представлений о ведущей руке. |
1 |
13 |
«Кто я: левша или правша?» |
× формирование у детей представлений о доминировании левого или правого полушария; × расширение представлений об их психологических особенностях. |
1 |
14 |
«Теперь я знаю, кто я» |
× закрепление материала по теме; × формирование представлений о влиянии доминирования того или иного полушария на деятельность. |
1 |
Тема «Внимание» |
5 |
||
15 |
«Знакомься: твое внимание» |
× ознакомление детей с процессом внимания и его общими свойствами; × развитие навыков самоанализа и рефлексии. |
1 |
16 |
«Внимание: продолжаем знакомиться» |
× формирование представлений об объеме внимания; × развитие навыков сосредоточения и концентрации внимания. |
1 |
17 |
«Наш пострел везде поспел» |
× формирование у детей представления о распределении внимания; × развитие навыка распределения внимания между двумя видами деятельности, |
1 |
18 |
«Внимание и интерес» |
- формирование представления о различных видах внимания; - развитие произвольного внимания. |
1 |
19 |
«Я знаю, как быть внимательным» |
× закрепление знаний по теме; × выведение «правил внимания», приемлемых для каждого ученика. |
1 |
Тема «Восприятие» |
4 |
||
20 |
«Знакомься: твое восприятие» |
× познакомить с понятием «восприятия» и его видами; × помочь детям осознать особенности присущего им стиля восприятия. |
1 |
21 |
«Что я могу воспринимать?» |
× продолжение знакомство с понятием «восприятие» (восприятие времени, расстояния и движения); × осознание детьми своих особенностей получения информации. |
1 |
22 |
«Свойства моего восприятия» |
× знакомство со свойствами восприятия; × осознание детьми особенностей своего восприятия. |
1 |
23 |
«Слушатель, зритель, деятель – кто я?» |
× обобщение знаний по теме; × осознание детьми своих индивидуальных познавательных возможностей и особенностей. |
1 |
24 |
«Теперь я знаю себя!» |
× подвести итог пройденному курсу; × найти место новым знаниям в реальной жизни, учебной деятельности. |
1 |
Список литературы
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия-школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М., Генезис, 2000.
4. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
5. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. – М., 1995.
6. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М.,1993.
7. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М., 1993.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.