Программа "Я - школьник"
Оценка 5

Программа "Я - школьник"

Оценка 5
docx
28.01.2020
Программа "Я - школьник"
Профессия-школьник.docx

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

«ПРОФЕССИЯ - ШКОЛЬНИК»

 

 

 

 

 

 

 

  Составила: педагог-психолог Вахрушева Татьяна Фёдоровна

 

 

 

 

 

 

Пермь

2019

 

Пояснительная записка.

1.     Актуальность программы.

В современной отечественной психолого-педагогической литературе предложено большое количество разнообразных технологий и методик ведения коррекционно-развивающих занятий, с различными возрастными и проблемными группами. Они могут существенно отличаться по своим задачам, но их сближает то, что практически все коррекционно-развивающие программы построены по принципу тренинга. То есть детям предлагаются различные игры, в процессе которых происходит закрепление тех или иных навыков, умений. При этом сами дети часто не знают, на что именно направлено упражнение, и что оно в них изменяет или формирует.

К решению различных психологических проблем, имеющихся у ребенка, к развитию его психических и личностных возможностей необходимо подходить комплексно. Вместо формирования отдельных процессов и умений - создание условий для развития ребенка как субъекта успешной деятельности, вместо неосознаваемого закрепления нужных свойств и навыков – осознание формирование эффективного для данной личности стиля деятельности. Смысл коррекционно-развивающей, формирующей работы психолога и педагога, во-первых, в создании таких условий, при которых ребенок мог бы осознать, какие свойства ему необходимо сформировать для успешной деятельности и дальнейшего психологического развития, какие индивидуальные резервы для этого у него имеются; во-вторых, в разработке для каждого ребенка путей и способов формирования необходимых свойств.

Ребенок школьного возраста является одновременно субъектом многих самых разнообразных видов деятельности, и задача выработки индивидуального эффективного стиля стоит по отношению к каждому из этих видов. В данной разработке речь идет о младшем школьном возрасте, о ведущей деятельности этого возрастного периода – учебной, и о возможностях формирования у младших школьников эффективного стиля учебной деятельности, прежде всего, ее познавательного компонента.

2.     Целеполагание и задачи.

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.

Для достижения детьми поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

v Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. («Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это даст?»)

v Сформировать у школьников и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии. («Кто Я?»)

v Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий. («Что я могу делать хорошо и как мне это использовать в учебе?»)

v Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития или приспособления к ним, компенсации другими возможностями. («Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам?»

3.     Целевая группа.

Курс рассчитан на третьеклассников.

4.     Основные условия реализации.

Программа включат в себя 24 развивающих занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия проходят в форме игр, подвижных упражнений, обсуждений в круге. По ходу занятия обязательно проводятся минутки отдыха.

 

Содержание и структура обучения.

1.   Механизмы реализации.

В структуре курса выделяются следующие разделы:

1)    Вводный раздел. Тема «какой Я?»

2)    Раздел «Познавательные процессы». Темы «Память» «Восприятие».

3)    Раздел «Внимание»

4)    Раздел «Ведущее полушарие мозга». Тема «Левши и правши».

2.Структура занятия.

1)    Ритуал приветствия.

2)    Разминка.

3)    Основное содержание занятия.

4)    Рефлексия текущего занятия.

5)    Ритуал прощания.

 

1.     Тема «Какой Я?»

Цель: ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы, формирование первичных навыков самоанализа и познания себя как субъекта учебной деятельности.

 

Урок №1. «Введение в тему» (1 час)

Урок №2. «Мои сильные и слабые стороны» (1 час)

Урок №3. «Что я могу и чего не могу?» (1 час)

Урок №4. «Итоговый урок по теме» (1 час)

 

2.     Тема «Память».

Цель: познакомить детей с особенностями процессов памяти, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.

 

Урок №5. «Знакомься: твоя память» (1 час)

Урок №6. «Учись запоминать» (1 час)

Урок №7. «Учись запоминать» (1 час)

Урок №8. «Как я слышу слово» (1 час)

Урок №9. «Как мне легче запоминать: составляем истории» (1 час)

Урок №10. «Как мне легче запоминать: ищем новые способы» (1 час)

Урок №11. «Итоговый урок по теме». (1 час)

 

3.     Тема «Левши и правши»

Цель: формирование у детей представлений о доминировании левого или правого полушария, формирование представлений о ведущей руке.

 

Урок №12. «Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука» (1 час)

Урок №13. «Кто я: левша или правша?» (1 час)

Урок №14. «Теперь я знаю, кто я» (1 час)

 

4.     Тема «Внимание»

Цель: познакомить детей с особенностями процессов внимания, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.

 

Урок №15. «Знакомься: твое внимание» (1 час)

Урок №16. «Внимание: продолжаем знакомиться» (1 час)

Урок №17.  «Наш пострел везде поспел» (1 час)

Урок №18.  «Внимание и интерес» (1 час)

Урок №19. «Я знаю, как быть внимательным» (1 час)

 

5.     Тема «Восприятие»

Цель: познакомить детей с особенностями процессов восприятия, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.

 

Урок №20. «Знакомься: твое восприятие» (1 час)

Урок № 21. «Что я могу воспринимать?» (1 час)

Урок №22. «Свойства моего восприятия» (1 час)

Урок №23. Слушатель, зритель, деятель – кто я?» (1 час)

Урок №24. «Теперь я знаю себя!» (итоговый урок) (1 час)

 

Тематический план занятий

 «Профессия – школьник»

 

Тема уроков

Задачи

Количество часов

Тема «Какой я?»

4

1

«Введение в тему»

×       познакомить школьников с целями и задачами данной программы, заинтересовать содержанием работы;

×       помочь сформировать первичные навыки самоанализа.

1

2

«Мои сильные и слабые стороны»

×    научить детей анализировать свои сильные и слабые стороны;

×    помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей.

1

3

«Что я могу и чего не могу?»

×   формировать у детей умение анализировать свои сильные и слабые стороны;

×   обучать детей навыкам оценивания своих психологических возможностей;

×   показать учащимся, как можно использовать новые знания о себе в жизни и учебе.

1

4

«Итоговый урок па теме»

×    закрепить материал по теме «Какой я?»;

×    сформировать у детей навыки письменного психологического самоанализа.

1

Тема «Память»

7

5

«Знакомься: твоя память»

×   познакомить  с понятием «память»;

×   изучить с детьми особенностей их зрительной памяти;

×   помочь осознать  роль зрительной памяти в жизни и учебе.

1

6

7

«Учись запоминать»

×    отработать  приемы  запоминания зрительно предъявляемого материала;

×    помочь в поиске индивидуальных способов запоминания.

2

8

«Как я слышу слово»

×   знакомство с понятием «слуховая память»;

×   изучение детьми особенностей своей слуховой памяти;

×   осознание роли слуховой памяти в жизни и учебе.

1

9

«Как мне легче запоминать: составляем истории»

×   отработка новых способов запоминания.

 

1

10

«Как мне легче запоминать: ищем новые способы»

×   отработка новых способов запоминания;

×   осознание детьми своих особенностей и возможностей.

1

11

«Итоговый урок по теме»

×    закрепление полученных знаний по теме «Память»;

×    отработка изученных приемов запоминания.

1

Тема «Левши и правши»

3

12

«Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука»

×   ознакомление детей с новой темой;

×   формирование представлений о ведущей руке.

1

13

«Кто я: левша или правша?»

×   формирование у детей представлений о доминировании левого или правого полушария;

×   расширение представлений об их психологических особенностях.

1

14

«Теперь я знаю, кто я»

×   закрепление материала по теме;

×   формирование представлений о влиянии доминирования того или иного полушария на деятельность.

1

Тема «Внимание»

5

15

«Знакомься: твое внимание»

×    ознакомление детей с процессом внимания и его общими свойствами;

×    развитие навыков самоанализа и рефлексии.

1

16

«Внимание: продолжаем знакомиться»

×    формирование представлений об объеме внимания;

×    развитие навыков сосредоточения и концентрации внимания.

1

17

«Наш пострел везде поспел»

×   формирование у детей представления о распределении внимания;

×   развитие навыка распределения внимания между двумя видами деятельности,

1

18

«Внимание и интерес»

- формирование   представления о различных видах внимания;

- развитие произвольного внимания.

1

19

«Я знаю, как быть внимательным»

×    закрепление знаний по теме;

×    выведение «правил внимания», приемлемых для каждого ученика.

1

Тема «Восприятие»

4

20

«Знакомься: твое восприятие»

×    познакомить с понятием «восприятия» и его видами;

×    помочь детям осознать особенности присущего им стиля восприятия.

1

21

«Что я могу воспринимать?»

×    продолжение знакомство с понятием «восприятие» (восприятие времени, расстояния и движения);

×    осознание детьми своих особенностей получения информации.

1

22

«Свойства моего восприятия»

×   знакомство со свойствами восприятия;

×   осознание детьми особенностей своего восприятия.

1

23

«Слушатель, зритель, деятель – кто я?»

×    обобщение знаний по теме;

×    осознание детьми своих индивидуальных познавательных возможностей и особенностей.

1

24

«Теперь я знаю себя!»

×   подвести итог пройденному курсу;

×    найти место новым знаниям в реальной жизни, учебной деятельности.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.

2.     Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.

3.     Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия-школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М., Генезис, 2000.

4.     Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.

5.     Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. – М., 1995.

6.     Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М.,1993.

7.     Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М., 1993.

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"

Программа "Я - школьник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020