«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ № 67»
Протокол № 1 по УВР МБОУ «СОШ № 67» ………………… (Подопригора Г.М.)
от «» августа 2019 г. ………………… (Яковлева М.Н.) Приказ от «» августа 2019 г.
Руководитель МО…………… (Шарина Н.А.) «» августа 2019 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 г. Владивостока»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)
4 «А» КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
Количество часов в год – 34
Слесарь Е.С.
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
· авторской программы Н.М. Сокольниковой «Изобразительное искусство». 4 класс (УМК «Планета знаний»),
· основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 67 г. Владивостока».
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
· приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
· освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
· эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
· ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
· арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
· информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
· сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
· сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
· ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
· сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
· сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
· обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
· обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
· обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
· развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
· обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
· обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
· обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
· развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
· развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Программа рассчитана на 34 часа: 34 учебных недели по 1часу.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство (15 ч.)
Путешествие в мир искусства (1 ч.). Знакомство с необычными художественными музеями.
Виды и жанры изобразительного искусства (14 ч.). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.
Декоративное искусство (8 ч.)
Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.
Народное искусство (7 ч.)
Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.
Мир дизайна и архитектуры (4 ч.)
Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Сроки |
1 |
Изобразительное искусство. |
15 |
|
1-15 неделя |
2 |
Декоративное искусство. |
8 |
|
16-23 неделя |
3 |
Народное искусство. |
7 |
|
24-30 неделя |
4 |
Мир дизайна и архитектуры. |
4 |
|
31-34 неделя |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тематический блок |
Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Учебно-методическое обеспечение |
Сроки |
|||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||||||
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
||||||||
1 |
Изобразительное искусство (15 часов)
|
Необычные музеи.
|
Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Знакомятся с необычными музеями страны. |
У учащихся будут сформированы: осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека; представление о роли искусства в жизни человека; восприятие изобразительного искусства как части народной культуры; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры; понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру; основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности. Учащиеся получат возможность для формирования: устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром; понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских); Восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры; художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке. |
Регулятивные Учащиеся научатся: самостоятельно выполнять художественно-творческую работу; планировать свои действия при создании художественно-творческой работы; следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия; руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы; определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям. Учащиеся получат возможность научиться: ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач; осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ; анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев. Познавательные Учащиеся научатся: находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах; устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при разной погоде); различать разнообразие форм предметного мира; сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам; группировать и соотносить произведения разных видов искусства по характеру и эмоциональному состоянию; выполнять несложные модели дизайнерских объектов; выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами последовательность событий; конструировать по свободному замыслу. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия фонды библиотек и Интернет; анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа; моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов; сопоставлять форма природных объектов с формами окружающих предметов; использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языки графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности; понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником; узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Коммуникативные Учащиеся научатся: высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе; договариваться и приходить к общему решению; владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры. Учащиеся получат возможность научиться: оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе; аргументировать собственную позицию и координировать её с учётом позиций партнёров при выработке решений творческих задач. |
узнавать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистичекий) произведений изобразительного искусства и его виды: графику (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптуру; называть ведущие художественные музеи России и мира; различать и называть цвета цветового круга (12 цветов) основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе; применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а так же способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.); выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры по памяти и воображению в разных художественных техниках; изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений; передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени; использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека; изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы; передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр; определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.); изготавливать изделия в традициях народных промыслов; выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты; выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. |
Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений; Узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; Использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе; Использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности; Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции; Моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме; Выполнять ассоциативные рисунки и лепку; Различать и называть центры традиционных народных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления; Использовать стилизацию форм для создания орнамента; Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы человека, природы, животного (в программе Paint); Оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др. |
Учебник, рабочая тетрадь
|
1 неделя |
2 |
Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики. |
Знакомятся с анималистическим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Знакомятся с выдающимися произведениями отечественных и зарубежных художников. |
2 неделя |
||||||
3 |
Школа живописи. «Храбрый лев». |
Обучаются рисованию льва. Создают образ храброго льва. Совершенствование живописной техники (гуашь) |
3 неделя |
||||||
4 |
Исторический жанр. |
Знакомятся с историческим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Знакомятся с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной культуры. |
4 неделя |
||||||
5 |
Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики. «Богатырское сражение». |
Знакомятся с батальным жанром, с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной культуры. Обучаются рисованию многофигурной композиции, передаче движения. Знакомятся с музеем оружия в Туле. Решают творческую задачу: продумать композицию «Богатырское сражение». |
5 неделя |
||||||
6 |
Бытовой жанр. |
Знакомятся с выдающимися произведениями художников. Участвовать в беседе по картинам. Выражают собственное эмоциональное отношение к классическому и современному искусству. Решают творческую задачу: выбирают сюжет на тему чаепития. Продумывают композицию рисунка. Рисуют композицию «Семейное чаепитие» (гуашь). Определяют критерии оценки работ, анализируют и оценивают результаты художественно-творческой работы по выбранным критериям. |
6 неделя |
||||||
7 |
Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомимся с пропорциями. Учимся у мастеров. Школа графики. Фигура человека. |
Знакомятся с пропорциями фигуры человека, с отличиями пропорций маленького ребёнка и взрослого. Участвуют в беседе по картинам М. Шагала, К. Малевича, П. Пикассо. Решают творческую задачу: наметить пропорции фигуры человека и схему движения.
|
7 неделя |
||||||
8 |
Портрет. Эмоции на лице. Школа графики рисуем автопортрет |
Знакомятся с пропорциями лица человека: линия глаз, волос, основание носа, расстояние между глазами и др. Участвуют в беседе о выражении лица человека. Учатся передавать (графически) эмоции на лице. |
8 неделя |
||||||
9 |
Пейзаж. Учимся у мастеров. Линия горизонта. Школа живописи. «Рассвет». «Лунная ночь». |
Наблюдают природу и природные явления, различают их характер и эмоциональное состояние; понимают разницу в изображении природы в разное время суток. Изображают глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы. Решают творческую задачу: рисовать на альбомном листе композиции по выбору. |
9 неделя |
||||||
10 |
Натюрморт. Перспектива (фронтальная и угловая). Школа живописи и графики. «Натюрморт с двумя книгами». |
Изучают способы изображения книги во фронтальной и угловой перспективе. Изображают глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной перспективы. Рисуют натюрморт с двумя книгами (карандаш, акварель). |
10 неделя |
||||||
11 |
Книжная графика как вид изобразительного искусства. Школа книжной графики. Иллюстрирование басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». |
Участвуют в беседе о художниках книги, видах иллюстраций. Соотносят новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражают собственное эмоциональное отношение к книжной графике как искусству. Учатся у мастеров использованию средств выразительности для наилучшего воплощения замысла. Решают творческую задачу: выбрать сюжет из басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Продумать композицию рисунка. |
11 неделя |
||||||
12 |
Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. «Чудо-звери». |
Знакомятся с каллиграфией как видом искусства, с выдающимися произведениями каллиграфии. Декорируют с помощью каллиграфических знаков (например, петелек) на бумаге зайчика или слона. |
12 неделя |
||||||
13 |
Компьютерная графика. |
Знакомятся с компьютерной графикой как видом искусства. Изучают порядок работы, выполняют задания (с. 48–52 учебника). Выражают собственное эмоциональное отношение к компьютерной графике как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира. Изучают последовательность выполнения коллажа (с. 52 учебника). Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной работы; вносят необходимые коррективы в ходе её выполнения. |
13 неделя |
||||||
14 |
Школа компьютерной графики. «Игрушечный мишка». |
Изучают порядок работы. Выполняют контурные рисунки «Девочка с собачкой», «Игрушечный мишка», раскрашивают их. |
14 неделя |
||||||
15 |
Проверочный урок. Твои творческие достижения. |
Сравнивают произведения графики, классифицируют их по видам и жанрам. Выполняют задания учебника. Делают фотоколлаж «Ребята и зверята». Используют для него свои собственные снимки или вырезки из журналов. Продумывают интересное размещение объектов композиции. Следят за пропорциональными отношениями. Объясняют причины успеха в творческой деятельности; осуществляют самооценку творческих достижений. |
15 неделя |
||||||
16 |
Декоративное искусство (8 часов)
|
Художественная керамика и фарфор. Школа декора. «Девочка с птицей». |
Принимают участие в обсуждении художественных достоинств изделий. Выражают собственное эмоциональное отношение к художественным керамическим и фарфоровым изделиям как произведениям искусства. Соотносят новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Различают керамику тонкую и грубую. Выполняют задания. Решают творческую задачу: лепят, расписывают и декорируют скульптуру «Девочка с птицей» (глина или пластилин). Оценивают результаты работы. |
16 неделя |
|||||
17 |
Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя. |
Принимают участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из стекла. Анализируют приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Соотносят новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражают собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из стекла как произведениям искусства. Знакомятся с мастерством стеклодувов. Выполняют задания учебника. Ищут информацию о составе стекла и способах изготовления изделий из него. |
17 неделя |
||||||
18 |
Декоративные звери и птицы. Школа декора. |
Знакомятся с мифологическими символами петух, лев, медведь и их использованием в декоративном искусстве. Изучают порядок работы в учебнике. Решают творческую задачу: продумывают этапы и расписывают декоративную тарелку «Петушок». Планируют совместную работу, согласовывают действия, договариваются о результате и оценивают его. |
18 неделя |
||||||
19 |
Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Школа декоративного искусства. «Чугунное кружево». «Волшебный фонарь». |
Принимают участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств изделий из металла. Выражают собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из металла как произведениям искусства. Соотносят новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Осуществляют поиск информации о видах работ с художественным металлом. Различают в изделиях ковку и литьё. Решают творческую задачу: выполняют эскиз фонарей или нарисовать чугунную ограду с кружевными узорами. |
19 неделя |
||||||
20 |
Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок. |
Принимают участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств текстильных изделий. Анализируют приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Выражают собственное эмоциональное отношение к текстильным художественным изделиям как произведениям искусства. Познакомятся с ручной росписью ткани, традициями и видами батика. Узнают о технологии изготовления валенок. Познакомятся с музеем валенок. Различают виды изделий, относящиеся к художественному текстилю. |
20 неделя |
||||||
21 |
Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки. |
Осуществляют поиск информации о технологии валяния валенок вручную, о старинной обуви. Готовят сообщение о музее валенок. Приводят примеры, в каких народных песнях, пословицах, поговорках, сказках валенки играют главную роль. Решают творческую задачу: нарисовать эскиз арт-объекта из валенок. Составляют коллекцию изображений «Сёстры и братья валенка». Готовят презентацию своей работы. |
21 неделя |
||||||
22 |
Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира. |
Различают виды сетчатого орнамента и его мотивы. Выполняют сетчатый орнамент. Знакомятся самостоятельно с орнаментами народов мира. |
22 неделя |
||||||
23 |
Проверочный урок. Твои творческие достижения. |
Вылепить из глины кашпо в виде черепашки. Использовать разнообразные приёмы декорирования. Сделать декоративный коврик «Стрекозы». Анализировать и оценивать результаты собственной художественно-творческой работы, свои творческие достижения. |
23 неделя |
||||||
24 |
Народное искусство (7 часов)
|
Лаковая миниатюра (Федоскино, Мстёра, Палех, Холуй). Школа народного искусства. Палехские деревья. |
Знакомятся с лаковой миниатюрой. Выражают собственное эмоционально-ценностное отношение к народному искусству как части национальной культуры. Сравнить изделия миниатюрной живописи Палеха, Мстёры и Холуя. Осуществить поиск информации о мастерах Палеха. Скопировать деревья с изделий палехских мастеров (карандаш, гуашь). |
24 неделя |
|||||
25 |
Русское кружево. Вологодские узоры. |
Принимают участие в обсуждении по теме урока о вологодском, елецком и михайловском кружеве. Учиться их различать. Выражать собственное эмоциональное отношение к кружевным изделиям как произведениям народного искусства. Повторить элементы орнамента вологодского кружева. Выполнить эскизы изделий из вологодского кружева. |
25 неделя |
||||||
26 |
Резьба по кости. Холмогорские узоры. |
Знакомятся с резьбой по кости мастеров русского Севера. Выражают собственное эмоциональное отношение к народному искусству как части национальной культуры. Решают творческую задачу: нарисовать эскиз карандашницы из кости, украшенной резьбой (белый карандаш на цветном фоне). |
26 неделя |
||||||
27 |
Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы. |
Принимают участие в обсуждении народного женского костюма. Выполняют эскизы русских народных костюмов. Развивают устойчивый интерес к художественным традициям своего народа. Изготавливают праздничные женские головные уборы русского Севера. |
27 неделя |
||||||
28 |
Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда народов Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. Школа народного искусства. |
Принимают участие в обсуждении народного мужского костюма. Знакомятся с Музеем утюга. Находят информацию о технических возможностях и художественных достоинствах старинных утюгов. Выполняют эскизы русских народных костюмов. |
28 неделя |
||||||
29 |
Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски. |
Знакомятся с видами изделий тульских мастеров. Выражают собственное эмоционально- ценностное отношение к традициям своего народа. Рисуют эскиз подарочного пряника в тульских традициях. Решают творческую задачу: слепить из соленого теста пряник-козулю. Расписать его красками (гуашь). Осуществить поиск информации про пряники- козули, традиционно изготавливаемые на русском Севере. |
29 неделя |
||||||
30 |
Проверочный урок. Твои творческие достижения. |
Анализируют приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Группируют, сравнивают произведения народного искусства. Определяют критерии оценки работ, анализируют и оценивают результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы. Объясняют причины успеха в творческой деятельности. |
30 неделя |
||||||
31 |
Мир дизайна и архитектуры (4 часа)
|
Бионическая архитектура. Природные формы. Бионические формы в дизайне. Школа дизайна. Мой первый автомобиль. Мебель для детской комнаты. Стульчики «Чудо-звери». |
Прослеживают взаимосвязь формы и функции объекта, то есть его назначения. Группируют, сравнивают объекты дизайна и архитектуры по их форме, используя открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Решают творческую задачу: выполнить эскизный проект «Природные формы в архитектуре». Рисуют на альбомном листе: а) дом-цветок; б) дом-зверь; в) дом-дерево (карандаш, акварель, гуашь). Принимают участие в обсуждении эстетических качеств и конструктивных возможностей бионических форм в объектах дизайна, используют материалы учебника, открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Конструируют из плотного картона автомобиль и скамейку для детской комнаты. Определяют критерии оценки работ, анализируют и оценивают результаты художественно-творческой работы по выбранным критериям. |
31 неделя |
|||||
32 |
Человек в дизайне. Школа дизайна. Дизайн костюма. |
Принимают участие в обсуждении темы «Человек в дизайне», используют открытки, журналы и видео-фрагменты по теме урока. Соотносят новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Решают творческую задачу: моделируют мебель (стул, стол, пуфик, кресло и др.) на основе фигуры человека. Принимают участие в обсуждении эстетических качеств и конструктивных возможностей бионических форм в объектах дизайна, используют материалы учебника, открытки, журналы и видеофрагменты по теме урока. Выражают собственное эмоциональное отношение к дизайнерскому костюму как произведению искусства. Решают творческую задачу: выполнить эскизы моделей современной одежды в альбоме на основе бионических форм. |
32 неделя |
||||||
33 |
Школа дизайна. Фитодизайн. Игрушки из природных материалов. |
Анализируют средства выразительности и материалы, применяемые для создания произведений фитодизайна учебника. Решают творческую задачу: сделать лесных человечков или зверюшек из шишек, веток, желудей и др. Украшают этими композициями домашний или школьный интерьер. Конструируют из плотного картона упаковку для тульского пряника. Декорируют упаковку аппликацией или росписью. Оценивают результаты работы. |
33 неделя |
||||||
34 |
Проверочный урок. Твои творческие достижения. |
Решают творческие задачи: конструируют детскую площадку. Составляют фигурки девочек из лепестков цветов. Создают фантастические портреты из одежды. Конструируют новогоднюю елочку: а) из фитомате-риалов; б) из бумаги, упаковки, картона. Анализируют причины успеха в творческой деятельности; осуществляют самооценку творческих достижений. |
34 неделя |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
· Представление о роли искусства в жизни человека;
· Восприятие изобразительного искусства как части народной культуры;
· Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
· Понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
· Основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· Устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
· Понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
· Понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;
· Потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· Эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);
· Восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;
· Художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
· Способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
· Понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· Самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
· Планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
· Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
· Руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
· Определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
· Ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
· Осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;
· Осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;
· Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;
· Вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;
· Анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· Находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
· Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
· Использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
· Устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при разной погоде);
· Различать разнообразие форм предметного мира;
· Сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
· Группировать и соотносить произведения разных видов искусства по характеру и эмоциональному состоянию;
· Выполнять несложные модели дизайнерских объектов;
· Выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами последовательность событий;
· Конструировать по свободному замыслу.
Учащиеся получат возможность научиться:
· Осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия фонды библиотек и Интернет;
· Анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
· Моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
· Сопоставлять форма природных объектов с формами окружающих предметов;
· Использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языки графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
· Понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;
· Узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
· Задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;
· Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
· Договариваться и приходить к общему решению;
· Владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
· Владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.
Учащиеся получат возможность научиться:
· Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· Задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;
· Аргументировать собственную позицию и координировать её с учётом позиций партнёров при выработке решений творческих задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· Узнавать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистичекий) произведений изобразительного искусства и его виды: графику (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптуру;
· Называть ведущие художественные музеи России и мира;
· Различать и называть цвета цветового круга (12 цветов) основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
· Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
· Правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а так же способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);
· Выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры по памяти и воображению в разных художественных техниках;
· Изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
· Передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
· Использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
· Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
· Передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
· Определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);
· Изготавливать изделия в традициях народных промыслов;
· Выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
· Выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Учащиеся получат возможность научиться:
· Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;
· Узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
· Использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;
· Использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
· Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
· Моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
· Выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
· Различать и называть центры традиционных народных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;
· Использовать стилизацию форм для создания орнамента;
· Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы человека, природы, животного (в программе Paint);
· Оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. Астрель. Москва. 2014г.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. Дрофа-Астрель. Москва. 2018г.
Н.М. Сокольникова. Рабочая программа. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Дрофа-Астрель. Москва. 2017г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.