«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ № 67» Протокол № 1 по УВР МБОУ «СОШ № 67»
от «» августа 2019 г. ………………… (Подопригора Г.М.)
………………… (Яковлева М.Н.) Приказ № от «» августа 2019 г. Руководитель МО…………… (Шарина Н.А.) «» августа 2019 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 г. Владивостока»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
(НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)
4 «А» КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
Количество часов – 17
.
Слесарь Елена Сергеевна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса разработана на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
· примерной программы по учебному предмету «литературное чтение» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования;
· основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 67 г. Владивостока».
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:
· помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной детской литературы, обогатить читательский опыт;
· развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);
· воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Предметные задачи:
· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
· развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Программа рассчитана на 17 часов: 17 недель по 1 часу.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Слово о родной земле. С.А. Есенин «С добрым утром!». И.С. Никитин «Русь».
О прошлом Родины. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин».
Прошла по земле война. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».
О добре и красоте. А.А. Фет «На рассвете». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Х.К. Андерсен «Соловей». А. Блок «Летний вечер».
Мир детства. Л.Н. Толстой «Детство» (отрывок). И.А. Бунин «Детство». Марк Твен. Главы из книги «Приключения Тома Сойера». В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». Р.Л. Стивенсон «Страна кровати». А.П. Чехов «Мальчики».
Удивительные приключения. Д. Свифт «Путешествия Гулливера».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Сроки |
1 |
Слово о родной земле. |
2 |
|
18-19 неделя |
2 |
О прошлом Родины. |
2 |
|
20-21 неделя |
3 |
Прошла по земле война. |
1 |
|
22 неделя |
4 |
О добре и красоте. |
4 |
|
23-26 неделя |
5 |
Мир детства. |
6 |
|
27-32 неделя |
6 |
Удивительные приключения. |
2 |
|
33-34 неделя |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тематический блок |
Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Учебно-методическое обеспечение |
Сроки |
|||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||||||
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
||||||||
1 |
Слово о родной земле (2 часа) |
С.А. Есенин «С добрым утром!» |
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением |
У учащихся будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке; чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности; представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями; эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения; могут быть сформированы: чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней; устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам; толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий. |
Регулятивные Учащиеся научатся: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. Учащиеся получат возможность научиться: ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность. Познавательные Учащиеся научатся: находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); выделять существенную информацию из текстов разных видов; сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; устанавливать аналогии. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта; работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи). Коммуникативные Учащиеся научатся: работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Учащиеся получат возможность научиться: понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы; задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе. |
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного; прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; различать последовательность событий и последовательность их изложения; обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке; составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах; соотносить поступки героев с нравственными нормами; ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. читать по ролям художественное произведение; придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего; читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов. выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения; выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания; вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование; определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено; находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
|
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи; высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме; создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме. создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета; создавать иллюстрации к произведениям. делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
|
Учебник, дополнительная художественная литература |
18 неделя |
2 |
И.С. Никитин «Русь» |
19 неделя |
|||||||
3 |
О прошлом Родины (2 часа) |
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» |
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением |
20 неделя |
|||||
4 |
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» |
Обогащение знаний о персоналии русской истории. |
21 неделя |
||||||
5 |
Прошла по земле война (1 час) |
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина» |
Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе. |
22 неделя |
|||||
6 |
О добре и красоте (4 часа) |
А.А. Фет «На рассвете» |
Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка. |
23 неделя |
|||||
7 |
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением |
24 неделя |
||||||
8 |
Х.К. Андерсен «Соловей» |
Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем |
25 неделя |
||||||
9 |
А. Блок «Летний вечер» |
Формирование умений передавать переживания, вызванные литературным произведением |
26 неделя |
||||||
10 |
Мир детства (6 часов) |
Л.Н. Толстой «Детство» (отрывок) |
Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях |
27 неделя |
|||||
11 |
И.А. Бунин «Детство» |
28 неделя |
|||||||
12 |
Марк Твен. Главы из книги «Приключения Тома Сойера» |
Формирование критериев оценки человеческих поступков |
29 неделя |
||||||
13 |
В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» |
30 неделя |
|||||||
14 |
Р.Л. Стивенсон «Страна кровати» |
31 неделя |
|||||||
15 |
А.П. Чехов «Мальчики» |
32 неделя |
|||||||
16-17 |
Удивительные приключения (2 часа) |
Д. Свифт «Путешествия Гулливера» |
33-34 неделя |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
· способность к самооценке;
· чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
· представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
· ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;
· регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
· эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
· эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
· познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
· чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
· устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
· толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
· выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
· вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
· ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
· самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
· планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
· выделять существенную информацию из текстов разных видов;
· сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
· устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
· сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
· строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
· работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
· точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
· оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
· владеть диалогической формой речи;
· корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
· задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
· читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
· прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
· находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
· различать последовательность событий и последовательность их изложения;
· обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;
· ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
· составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам;
· ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
· соотносить поступки героев с нравственными нормами;
· ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
· составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
· высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
· высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
· создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
· читать по ролям художественное произведение;
· придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
· читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.
Учащиеся получат возможность научиться:
· создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
· создавать иллюстрации к произведениям.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
· выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
· выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
· вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
· определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
· находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
· делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
· Э.Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник в 3-х частях. Астрель. Москва. 2014 г.;
· Э.Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Астрель. Москва. 2019 г.;
· Портреты русских и зарубежных писателей и поэтов.;
· Аудиозаписи литературных и музыкальных произведений.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.