программа за 4 класс

  • docx
  • 29.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4А. Слесарь. Литературное чтение на родном языке.docx

«Рассмотрено»                                                                            «Согласовано»                                                            «Утверждаю»

на заседании МО                                                                         Заместитель директора                                              Директор МБОУ «СОШ № 67»             Протокол № 1                                                                              по УВР МБОУ «СОШ № 67»                                                              

от «» августа 2019 г.                                                                                                                                                         ………………… (Подопригора Г.М.)

                                                                                                       ………………… (Яковлева М.Н.)                           Приказ № от «» августа 2019 г. Руководитель МО…………… (Шарина Н.А.)                          «» августа 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 г. Владивостока»

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

(НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)

4 «А» КЛАСС

на 2019-2020 учебный год

 

Количество часов – 17

 

.

 

 

 

 

 

 

Слесарь Елена Сергеевна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                  учитель начальных классов

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса разработана на основе:

·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

·         Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

·         примерной программы по учебному предмету «литературное чтение» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования;

·         основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 67 г. Владивостока».

 

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе являются:

·         помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной детской литературы, обогатить читательский опыт;

·         развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);

·         воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

 

Предметные задачи:

·         формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

·         развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

 

Программа рассчитана на 17 часов: 17 недель по 1 часу.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Слово о родной земле. С.А. Есенин «С добрым утром!». И.С. Никитин «Русь».

О прошлом Родины. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин».

Прошла по земле война. Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».

О добре и красоте. А.А. Фет «На рассвете». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Х.К. Андерсен «Соловей». А. Блок «Летний вечер».

Мир детства. Л.Н. Толстой «Детство» (отрывок). И.А. Бунин «Детство». Марк Твен. Главы из книги «Приключения Тома Сойера». В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». Р.Л. Стивенсон «Страна кровати». А.П. Чехов «Мальчики».

Удивительные приключения. Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Количество контрольных работ

Сроки

1

Слово о родной земле.

2

 

18-19 неделя

2

О прошлом Родины.

2

 

 20-21 неделя

3

Прошла по земле война.

1

 

 22 неделя

4

О добре и красоте.

4

 

 23-26 неделя

5

Мир детства.

6

 

 27-32 неделя

6

Удивительные приключения.

2

 

33-34 неделя

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ урока

Тематический блок

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Учебно-методическое обеспечение

Сроки

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Слово о родной земле (2 часа)

С.А. Есенин «С добрым утром!»

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

У учащихся будут сформированы:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке;

чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;

регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

выделять существенную информацию из текстов разных видов;

сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

владеть диалогической формой речи;

корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

различать последовательность событий и последовательность их изложения;

обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;

ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам;

ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

соотносить поступки героев с нравственными нормами;

ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

читать по ролям художественное произведение;

придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.

выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

 

составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

создавать иллюстрации к произведениям.

делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

 

Учебник, дополнительная художественная литература

18 неделя

2

И.С. Никитин «Русь»

19 неделя

3

О прошлом Родины (2 часа)

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

20 неделя

4

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

Обогащение знаний о персоналии русской истории.

21 неделя

5

Прошла по земле война (1 час)

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

Обогащение знаний о средствах передачи внутреннего состояния человека в художественной литературе.

22 неделя

6

О добре и красоте (4 часа)

А.А. Фет «На рассвете»

Обогащение знаний о богатстве, красоте родной природы. Закрепление знаний об изобразительных средствах языка.

23 неделя

7

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

24 неделя

8

Х.К. Андерсен «Соловей»

Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем

25 неделя

9

А. Блок «Летний вечер»

Формирование умений передавать переживания, вызванные литературным произведением

26 неделя

10

Мир детства (6 часов)

Л.Н. Толстой «Детство» (отрывок)

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях

27 неделя

11

И.А. Бунин «Детство»

28 неделя

12

Марк Твен. Главы из книги «Приключения Тома Сойера»

Формирование критериев оценки человеческих поступков

29 неделя

13

В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

30 неделя

14

Р.Л. Стивенсон «Страна кровати»

31 неделя

15

А.П. Чехов «Мальчики»

32 неделя

16-17

Удивительные приключения (2 часа)

Д. Свифт «Путешествия Гулливера»

33-34 неделя

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

·         ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

·         способность к самооценке;

·         чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

·         представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

·         ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;

·         регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

·         эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

·         эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

·         познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

·         чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

·         устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

·         толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

·         планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

·         учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

·         выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

·         вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

·         самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

·         планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

·         находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

·         выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·         сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

·         устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

·         устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

·         сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

·         строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

·         работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

·         работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·         аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

·         точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

·         оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

·         владеть диалогической формой речи;

·         корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

·         задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

·         читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

·         прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

·         находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

·         различать последовательность событий и последовательность их изложения;

·         обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;

·         ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

·         составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам;

·         ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

·         соотносить поступки героев с нравственными нормами;

·         ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

·         высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

·         высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

·         создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

·         читать по ролям художественное произведение;

·         придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

·         читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

·         создавать иллюстрации к произведениям.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

·         выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

·         выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

·         вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

·         определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

·         находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

·         делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

·         Э.Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Учебник в 3-х частях. Астрель. Москва. 2014 г.;

·         Э.Э. Кац. Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях. Астрель. Москва. 2019 г.;

·         Портреты русских и зарубежных писателей и поэтов.;

·         Аудиозаписи литературных и музыкальных произведений.


 

Скачано с www.znanio.ru