Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ № 67» Протокол № 1 по УВР МБОУ «СОШ № 67»
от « » августа 2019 г. ……………… (Подопригора Г.М.)
………………… (Яковлева М.Н.) Приказ № от « » августа 2019 г. Руководитель МО…………… (Шарина Н.А.) « » августа 2019 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 г. Владивостока»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
(НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)
4 «А» КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
Количество часов в год – 34
Слесарь Е.С.
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по музыке для 4 класса разработана на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
· авторской программы Баклановой Т.И. «Музыка». 4 класс. (УМК «Планета знаний»),
· основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 67 г. Владивостока».
Главная цель музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Основными целями изучения курса музыки в начальной школе являются:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации
Для эффективного достижения целей предусматривается в процессе обучения решение следующих задач:
· формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев, Интернета и т. д.);
· формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально — слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств;
· формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей учащихся, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков, навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных музыкальных инструментах;
· формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии);
· формирование и развитие творческих способностей учащихся, а именно потребности в самостоятельной музыкально-творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции;
· формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, а именно системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.
Для эффективного достижения целей общего музыкального образования предусматривается в процессе обучения решение системы ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Программа рассчитана на 34 часа: 34 учебных недели по 1 часу.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)…
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор-исполнитель-слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD-DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Сроки |
1 |
Встречи со знаменитыми композиторами. |
8 |
|
1-8 неделя |
2 |
Музыкальное путешествие от Руси до России. |
11 |
|
9-19 неделя |
3 |
Музыкальное путешествие по России 20 века. |
9 |
|
20-28 неделя |
4 |
В гостях у народов России. |
6 |
|
29-34 неделя |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
|
Тематический блок |
Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Учебно-методическое обеспечение |
Сроки |
|||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||||||
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
||||||||
1 |
Встречи со знаменитыми композиторами (8 часов) |
Иоганн Себастьян Бах |
Слушать одно из произведений И.С. Баха для органа (по выбору учителя); пьесу И.С. Баха «Волынка»; песню В. Егорова «Играет Бах». Исполнять песню И.С. Баха «За рекою старый дом» (русский текст Д. Тонского). Выразительно читать нараспев текст песни В. Егорова «Играет Бах». Дополнительные виды учебной деятельности Знакомиться с портретами И.С. Баха и его семьи, с изображениями органа и клавесина, с фотографиями музея и других памятных мест, связанных с И.С. Бахом, на его родине. Побывать на виртуальной музыкальной экскурсии по Германии. |
У учащихся будут сформированы: понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей; положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры; уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России. Учащиеся получат возможность для формирования: основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства; эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях; понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества; художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы; понимания причин успеха в творческой деятельности; готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; готовности и способности к самооценке, к саморазвитию
|
Регулятивные Учащиеся научатся: самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач; планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий; следовать при выполнении музыкально-творческой работы инструкциям учителя; руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы; определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы; определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Учащиеся получат возможность научиться: ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения; осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально-творческих задач; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально-творческой деятельности; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих работ; анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы с учётом разных критериев; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье. Познавательные Учащиеся научатся: находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам); сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы; выделять художественный смысл различных форм построения музыки; различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам; устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека. Учащиеся получат возможность научиться: применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации; сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях; выступать с аудио, видео и графическим сопровождением. Коммуникативные Учащиеся научатся: строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составлять тексты о музыке в устной и письменной формах; выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности; выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Учащиеся получат возможность научиться: участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; задавать вопросы, необходимые для органи-зации работы в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками |
воспринимать музыку различных жанров; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; находить и передавать информацию: о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов; о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси; – о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально-выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки; о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании; об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах; о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин; о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России; – об авторской песне; воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен; называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира; определять выразительность и изобразительность интонации в музыке; определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях(фрагментах); определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
|
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках); различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально-выразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки; соотносить выразительные и изобразительные интонации; характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях; использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.); раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности); использовать доступные методы арт-терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека); основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
|
Учебник, рабочая тетрадь, аудиоряд
|
1 неделя |
2 |
Вольфганг Амадей Моцарт. |
Слушать «Рондо в турецком стиле (из сонаты №11 ля минор)». В.А. Моцарта; фрагмент первой части «Симфонии № 40 (соль минор)». Исполнять канон «Слава солнцу, слава миру!» (муз. В.А. Моцарта, русский текст А. Мурина). Дополнительные виды учебной деятельности Знакомиться с портретами В.А. Моцарта и его семьи, с фотографиями памятника и музея В.А. Моцарта в Австрии. Совершить виртуальную музыкальную экскурсию по Австрии (городам Вене и Зальцбургу). |
2 неделя |
||||||
3 |
В рыцарских замках. |
Слушать «Рыцарский романс» из цикла «Прощание с Петербургом» (муз. М.И. Глинки, сл. Н. Кукольника). Исполнять песню «В старом замке» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Дополнительные виды учебной деятельности Сочинять рыцарский романс в честь Прекрасной дамы. Знакомиться с изображениями рыцарей с музыкальными инструментами. |
3 неделя |
||||||
4 |
На балах. |
Слушать сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах. Повторять исполнение песен танцевального характера из программ для 1–3 классов. Дополнительные виды учебной деятельности Вести поиск изображения сцен балов в произведениях изобразительного искусства. Совершить виртуальную музыкальную экскурсию по европейским дворцам-музеям с «посещением» парадных залов для балов. |
4 неделя |
||||||
5 |
На балах. Полонез. |
Слушать полонез (доминор) Ф. Шопена; полонез «Прощание с Родиной» М.К. Огинского; другие полонезы (например, Ф. Шопена). Разучить танцевальные движения полонеза. Участвовать в инсценировке на тему «На балу танцуют полонез». Дополнительные виды учебной деятельности Сочинять текст о Родине к мелодии «Полонеза» М. Огинского. |
5 неделя |
||||||
6 |
На балах. Вальс и его «король» -композитор Иоганн Штраус. |
Слушать фрагменты вальсов из программы для 1–3 классов; вальсы И. Штрауса (например, «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Прощание с Петербургом», и др.). Исполнять на звук «А» мелодии одного из вальсов И. Штрауса; повторять исполнение песен в ритме вальса из программ для 1–3 классов. Дополнительные виды учебной деятельности. Сочинять текст о природе к мелодии одного из вальсов И. Штрауса (сына). Знакомиться с портретами и скульптурами композитора И. Штрауса (сына). |
6 неделя |
||||||
7 |
На балах. Менуэт, гавот, мазурка, полька. |
Слушать «Менуэт» В.А. Моцарта; гавот (из «Французской сюиты») И.С. Баха; мазурки Ф. Шопена (по выбору учителя), польки И. Штрауса (сына), «Итальянскую польку» С. Рахманинова. Исполнять на звук «А» мелодии одного из менуэтов. Повторять песни танцевального характера из программ для 1–4 классов. Разучить танцевальные движения одного из бальных танцев: менуэта, гавота, мазурки или польки. Дополнительные виды учебной деятельности. Сочинять текст к мелодии менуэта на темы «Комплименты даме» или «Комплименты кавалеру». |
7 неделя |
||||||
8 |
На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал. |
Слушать фрагменты «Карнавала» Р. Шумана; песни о карнавале («Карнавал» муз. В. Назарова, сл. А. Перова). Исполнять и инсценировать «Песню Зайца и Волка на карнавале» из мультфильма «Ну, погоди!» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). Дополнительные виды учебной деятельности. Сочинять музыкальные «портреты» карнавальных «масок». Знакомиться с карнавальными образами и их персонажами в живописи и других видах изобразительного искусства. Совершить виртуальное музыкальное путешествие на карнавал в Венецию. |
8 неделя |
||||||
9 |
Музыкальное путешествие от Руси до России (11 часов) |
С чего начинается Родина? |
Слушать песню «С чего начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера). Исполнять песню «С чего начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера). |
9 неделя |
|||||
10 |
Русь изначальная. И. Стравинский. Балет «Весна священная». |
Слушать оркестровое вступление к балету И. Стравинского «Весна священная»; другие фрагменты балета. Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизацию — озвучивание картины Н. Рериха «Поцелуй Земли». Исполнять под музыку пластические импровизации с элементами русских народных танцев на тему «Вешние хороводы». Дополнительные виды учебной деятельности Знакомиться с эскизом декорации Н. Рериха к балету «Весна священная». |
10 неделя |
||||||
11 |
М.Балакирев Симфоническая поэма «Русь». |
Слушать симфоническую поэму М. Балакирева «Русь». Повторять исполнение русской народной песни (по выбору учащихся). |
11 неделя |
||||||
12 |
Г.Свиридов. Кантата «Деревянная Русь». |
Слушать: Г. Свиридов. Кантата «Деревянная Русь». Повторять исполнение русской народной песни (по выбору учащихся). |
12 неделя |
||||||
13 |
Русь православная: церковные песнопения. |
Слушать партесное хоровое пение; обиходные песнопения различных жанров; фрагмент одного из старинных хоровых партесных концертов (например, М. Березовского или Д. Бортнянского). Исполнять песню «Вербочки» (муз. А. Гречанинова, сл. А. Блока); обиходные песнопения. Дополнительные виды учебной деятельности Подобрать церковные песнопения к картинам религиозного содержания и к иконам. Искать информацию для сообщения о русских святых (например, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Александре Невском, князьях Борисе и Глебе). |
13 неделя |
||||||
14 |
Русь скоморошья. |
Слушать фрагменты сцен из опер с участием скоморохов (например, А. Бородин «Князь Игорь», Н. Римский-Корсаков «Садко» и «Снегурочка»); П.И. Чайковского «Пляска скоморохов» (из сюиты к сказке А.Н. Островского «Снегурочка»). Исполнять русскую народную песню «Скоморошья плясовая». Инсценировать старинную скоморошину (по выбору учителя и учеников). Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнение арт-терапии «Улыбка — смех — хохот» (повторение). Знакомиться с образами скоморохов в русской живописи (например, В. Васнецов. «В костюме скомороха», Ф.Н. Рисс «Скоморохи в деревне» и др.). |
14 неделя |
||||||
15 |
Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица». |
Слушать фрагменты музыки к балету И.Ф. Стравинского «Жар-птица» («Пляска Жар-птицы», «Колыбельная», «Хоровод царевен», «Пляс поганого Кощеева царства»). Смотреть фильм-балет «Возвращение Жар-птицы». Исполнять восходящие мелодические рисунки на звук «А» (исполнение светлым, полётным звуком). Дополнительные виды учебной деятельности Знакомиться с иллюстрациями сказки «Жар-птица», с эскизами декораций и костюмов к балету И. Стравинского «Жар-птица». Рисовать под музыку эскиз занавеса к балетному спектаклю «Жар-птица». |
15 неделя |
||||||
16 |
Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». |
Слушать фрагменты оперы (например, хор «С крепкий дуб тебе повырасти…», ария Царевны-Лебеди, «Полёт шмеля» и «Три чуда»). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание иллюстраций И. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. Читать нараспев (мелодекламация) по ролям фрагмент «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнение арт-терапии «Волны» (повторение). Создать музыкальный «портрет» одного из сказочных персонажей оперы Н.А. Римского-Корсакова. |
16 неделя |
||||||
17 |
Русь былинная: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко». |
Слушать фрагменты оперы-былины Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (например, песни Садко, ария Любавы, колыбельная песня Волховы); фрагменты из 4 картины оперы, происходящей на торговой площади. Смотреть видеозапись оперы «Садко». Исполнять начало песен Садко и колыбельной песни Волховы; русскую народную песню «На торгу»; былинный напев «Отъезд Добрыни из дома» (чтение нараспев). Дополнительные виды учебной деятельности Знакомиться с фотографиями памятников древнерусской архитектуры в Великом Новгороде (Новгородским кремлём, Софийским собором, торговыми рядами и др.); образами Садко, Волховы и других былинных персонажей в произведениях художников В. Васнецова, М. Врубеля, И. Репина, К. Васильева; с эскизами декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане». |
17 неделя |
||||||
18 |
Русь героическая: А. Бородин. Опера «Князь Игорь». |
Слушать фрагменты оперы «Князь Игорь» (например, ария Игоря, плач Ярославны, хоры «Солнцу красному слава!», «Ох, не буйный ветер завывал», сцена половецких плясок с хором половецких девушек «Улетай на крыльях ветра», реплики скоморохов Скулы и Ерошки, колокольные звоны). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах ритмические рисунки колокольных звонов из пролога или финала оперы «Князь Игорь». Дополнительные виды учебной деятельности Знакомиться с эскизами декораций и костюмов к опере А. Бородина «Князь Игорь». |
18 неделя |
||||||
19 |
Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). |
Слушать фрагменты оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (например, ария Ивана Сусанина, рондо Антониды, песня Вани, хор «Разгулялися, разливалися воды вешние», полонез, краковяк, вальс и мазурка, заключительный хор «Славься!»). Исполнять хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; марш «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева). Разучивать и исполнять под музыку танцевальные движения бальных танцев из сцены польского бала в опере «Иван Сусанин» (полонеза, краковяка, вальса или мазурки). Дополнительные виды учебной деятельности Знакомиться с эскизами декораций и костюмов к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». |
19 неделя |
||||||
20 |
Музыкальное путешествие по России 20 века (9 часов) |
Музыка революции. |
Слушать русскую народную песню «Дубинушка» в исполнении Ф. Шаляпина; записи революционных песен в исполнении хоровых коллективов. Исполнять песню «Крейсер “Аврора”» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского). Дополнительные виды учебной деятельности. Знакомиться с репродукциями картин, посвящённых революционным темам. |
20 неделя |
|||||
21 |
У пионерского костра. |
Слушать пионерские песни: «Взвейтесь кострами, синие ночи» (муз. С. Кайда-Дёжкина, сл. А. Жарова) и др. Исполнять песню «Картошка» (муз. В. Попова, сл. В. Попова и А. Жарова). |
21 неделя |
||||||
22 |
В кинотеатре и у телевизора. |
Слушать и исполнять «Марш весёлых ребят» из кинофильма «Весёлые ребята» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). Исполнять песню «Спой нам, ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача) фильмов. Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание фрагмента «немого» кинофильма (например, «Броненосец Потемкин»). Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнение арт-терапии «Улыбка — смех — хохот» (повторение). |
22 неделя |
||||||
23 |
Музыка о войне и на войне: песни советских композиторов. |
Слушать и исполнять песни военных лет («Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача и другие); песни о войне, написанные в послевоенный период. Например: «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского), «Хотят ли русские войны?» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко), «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова). Инсценировать песни о войне (по выбору учителя и учащихся). |
23 неделя |
||||||
24 |
Музыка о войне и на войне: Д. Шостакович. Симфония №7 (Ленинградская). |
Слушать симфонию № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича — первая часть. Исполнять тему нашествия из симфонии № 7 Д. Шостаковича — на звук «А» и с закрытым ртом; песню «Мальчишки» (муз. А. Островского, сл. И. Шаферана). Дополнительные виды учебной деятельности Иллюстрировать одну из песен о войне. Искать информацию о композиторе Д. Шостаковиче. |
24 неделя |
||||||
25 |
Музыка на защите мира: Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра, весны и мира». |
Слушать песни советских композиторов о защите мира. Например, «Гимн демократической молодёжи» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), «Песня мира» Д. Шостаковича (из кинофильма «Встреча на Эльбе»), «Бухенвальдский набат» (муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева); кантату «Песня утра, весны и мира» (муз. Д. Кабалевского, сл. Ц. Солодаря). Исполнять песню «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина). Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать плакат, призывающий к защите мира. Подобрать к нему музыкальные «краски». |
25 неделя |
||||||
26 |
На космодроме. |
Слушать песни о космосе и космонавтах; «Музыку космоса» А. Рыбникова. Исполнять песню «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание картин о космосе; ритмические импровизации «Метеоритный дождь». Исполнять пластические импровизации на темы «Звёздный вальс» и «Хоровод летающих тарелок». |
26 неделя |
||||||
27 |
На стадионе. |
Слушать и исполнять песни «Спортивный марш» из кинофильма «Вратарь» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). «До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова). Исполнять Государственный гимн РФ (повторение); песню «Трус не играет в хоккей» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова). Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять дыхательную гимнастику. |
27 неделя |
||||||
28 |
На фестивале Авторской песни. |
Слушать песни Ю. Визбора, В. Высоцкого, В. Егорова, Ю. Кима, С. Никитина, Б. Окуджавы и др. (по выбору учителя). Исполнять авторские песни (по выбору учителя и учащихся). Дополнительные виды учебной деятельности Искать информацию для творческого портрета одного из создателей и исполнителей авторской песни и для рассказа о концерте или (и) фестивале авторской песни. |
28 неделя |
||||||
29 |
В гостях у народов России (6 часов) |
У колыбели. |
Слушать колыбельные песни народов России. Исполнять народные колыбельные песни из программ для 1–3 классов (по выбору учащихся). Выразительно читать нараспев (мелодекламация) и инсценировать стихотворения М. Джалиля «Колыбельная дочери». Дополнительные виды учебной деятельности Сочинение плавной, убаюкивающей мелодии к первому четверостишию стихотворения М. Джалиля «Колыбельная дочери». Знакомиться с образами матери с младенцем в живописи и декоративно-прикладном творчестве народов России. Искать информацию о роли традиций семейного воспитания детей у разных народов России и о роли колыбельных песен в семейном воспитании. |
29 неделя |
|||||
30 |
На свадьбе. |
Слушать записи старинных русских свадебных песен в исполнении народных певцов; музыкальные «отражения» народных свадебных песен в русской классической музыке (например, в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и А. Даргомыжского «Русалка»). Исполнять русские народные песни «Отдавали молоду», «Семейка»; свадебные песни народов России (по выбору). Выразительно читать текст старинной русской свадебной песни (с элементами инсценирования). Дополнительные виды учебной деятельности Поиск информации о свадебных традициях народов России, о звучащих на свадьбах народных музыкальных инструментах и песнях, о свадебных танцах и народных свадебных костюмах. |
30 неделя |
||||||
31 |
На фольклорном фестивале: выступают фольклорные ансамбли. |
Смотреть видеозаписи фрагментов фольклорных фестивалей, выступлений известных фольклорных ансамблей. Слушать записи песен народов России. Повторять народные песни. |
31 неделя |
||||||
32 |
На фольклорном фестивале: кто на чём играет? |
Слушать записи звучания музыкальных инструментов народов России. Играть на народных музыкальных инструментах. |
32 неделя |
||||||
33 |
Выступают ансамбли народного танца. |
Слушать, исполнять и инсценировать песню «Московская кадриль» (муз. Б. Темнова, сл. О. Левицкого). Разучить народные танцы (например, орнаментальный хоровод, кадриль, перепляс). |
33 неделя |
||||||
34 |
Итоговое повторение. |
Слушать записи фольклора (песен, инструментальных наигрышей). Повторять народные танцы. Дополнительные виды учебной деятельности Знакомиться с современными источниками информации и способами её фиксации, включая информационно-компьютерные технологии. |
34 неделя |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;
• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;
• эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
• понимания причин успеха в творческой деятельности;
• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
• следовать при выполнении музыкально-творческой работы инструкциям учителя;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы;
• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;
• осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально-творческих задач;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы с учётом разных критериев;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;
• выделять художественный смысл различных форм построения музыки;
• различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
• различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;
• устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
• составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;
• выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности;
• выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства; ПО МИРУ СТАРИННОЙ
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• воспринимать музыку различных жанров;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• находить и передавать информацию:
– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
– о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
– о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально-выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
– о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;
– об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
– о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
– о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;
– об авторской песне;
• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
• называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;
• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях(фрагментах);
• определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);
• различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально-выразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
• соотносить выразительные и изобразительные интонации;
• характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;
• использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в
• пении, слове, движении, играх, действах и др.);
• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);
• использовать доступные методы арт-терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
• представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
• собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);
• основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Т.И. Бакланова. Музыка. 4 класс. Учебник. Москва. Астрель. 2013;
Т.И. Бакланова. Музыка. 4 класс. Рабочая тетрадь. Москва. Астрель. 2019;
Т.И. Бакланова. Обучение в 4 классе по учебнику «Музыка». Методическое пособие. Москва. Астрель. 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.