«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ № 67»
Протокол № 1 по УВР МБОУ «СОШ № 67» ………………… (Подопригора Г.М.)
от «» августа 2019 г. ………………… (Яковлева М.Н.) Приказ № от «» августа 2019 г.
Руководитель МО…………… (Шарина Н.А.) «» августа 2019 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 г. Владивостока»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)
4 «А» КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
Количество часов в год – 68
Слесарь Е.С.
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
· авторской программы Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова «Окружающий мир» 4 класс. (УМК «Планета знаний»),
· основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 67 г. Владивостока».
Основными целями начального обучения окружающего мира являются:
· готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
· достаточно высокий уровень учебной мотивации самоконтроля и самооценки;
· личностные качества позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
· сформированность ценностного взгляда на окружающий мир.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального обучения окружающего мира:
• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
• обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
• овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Программа рассчитана на 68 часов: 34 учебных недели по 2 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наш край
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате разрушения естественных горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края. Их виды.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле, сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами – условия их существования.
Наша Родина на планете Земля
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла – основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озёра, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы.
История нашей Родины
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в 13-17 веках. Александр Невский, Дмитрий Донской и Куликовская битва. Иван III. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых.
Российское государство в 17-19 веках. Пётр I и петровская эпоха. Правление Екатерины II. Суворов, Ушаков, Ломоносов. Правление Александра I и война с Наполеоном. Отмена крепостного права.
Россия в 20 веке. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20-30 годы. Великая Отечественная война. Развитие России во 2 половине 20-го века. Ближние и дальние соседи России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Сроки |
1 |
Наш край |
22 |
|
1-11 неделя |
2 |
Наша Родина на планете Земля |
12 |
|
12-17 неделя |
3 |
История нашей Родины |
34 |
|
18-34 неделя |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тематический блок |
Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Учебно-методическое обеспечение |
Сроки |
|||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||||||
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
||||||||
1 |
Наш край (22 часа) |
Что такое погода. |
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты; давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц. |
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны; осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями; способность к самооценке; устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны; понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения; знание основные правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение |
принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. |
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты; давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц |
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра; предсказывать погоду по местным признакам; объяснять причины смены времён года; делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу |
Учебник, рабочая тетрадь.
|
1неделя |
2 |
Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. |
1неделя |
|||||||
3 |
Предсказание погоды. |
2неделя |
|||||||
4 |
Экскурсия в смешанный лес. |
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей. Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт. Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате разрушения естественных горных пород. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. |
различать план местности и географическую карту; читать план с помощью условных знаков; различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека |
применять масштаб при чтении плана и карты; объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком |
2неделя |
||||
5 |
Экскурсия к реке или озеру (пруду). |
3неделя |
|||||||
6 |
Экскурсия на луг или в поле. |
3неделя |
|||||||
7 |
Наша местность на плане и карте. |
4неделя |
|||||||
8 |
План местности. |
4неделя |
|||||||
9 |
Географическая карта. |
5неделя |
|||||||
10 |
Равнины. |
5неделя |
|||||||
11 |
Горы. |
6неделя |
|||||||
12 |
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. |
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком); |
6неделя |
||||||
13 |
Как деятельность человека изменяет поверхность суши. |
давать оценку влиянию деятельности человека на природу; участвовать в мероприятиях по охране природы. определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведении |
7неделя |
||||||
14 |
Богатства недр. |
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека. Почвы нашего края. Их виды. Значение природных условий края для жизни и деятельности людей. |
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране |
7неделя |
|||||
15 |
Разнообразие почв |
характеризовать основные виды почв |
8неделя |
||||||
16 |
Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. |
Различать, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране. |
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком); |
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных; приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни; |
8неделя |
||||
17 |
Животные – обитатели луга. Луг в жизни человека. |
9неделя
|
|||||||
18 |
Какие растения растут в лесу. |
9неделя |
|||||||
19 |
Животные – обитатели леса. Лес в жизни человека. |
10неделя |
|||||||
20 |
Река, озеро (пруд). |
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты; |
10неделя |
||||||
21 |
Искусственные сообщества. Поле. Животные – обитатели полей. |
Искусственные сообщества: поле, сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами – условия их существования. |
11неделя |
||||||
22 |
Сад. |
Понимать положительные и отрицательные изменения в природе в результате хозяйственной деятельности человека. |
11неделя |
||||||
23 |
Наша Родина на планете Земля (12 часов) |
Какую форму имеет Земля. |
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны. |
осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие; знание основные правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения; чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье; основы экологической культуры.
|
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; понимать информацию, представленную в виде-текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе; обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя); сравнивать исторические события, делать обобщения. |
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий; объяснять, что такое: природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне; выполнять правила поведения в природе.
|
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных; приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни; объяснять причины смены времён года; применять масштаб при чтении плана и карты; отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты; объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком; давать оценку влиянию деятельности человека на природу; определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения; делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; участвовать в мероприятиях по охране природы.
|
Учебник, рабочая тетрадь.
|
12неделя |
24 |
Карта полушарий |
12неделя |
|||||||
25 |
Движение Земли. |
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. |
13неделя |
||||||
26 |
В пустынях Африки. |
Тепловые пояса. Распределение света и тепла – основная причина разнообразия условий жизни на Земле. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия. |
13неделя |
||||||
27 |
Экваториальные леса Южной Америки. |
14неделя |
|||||||
28 |
Антарктида. Австралия. Евразия. |
14неделя |
|||||||
29 |
Карта России
|
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озёра, моря. Некоторые крупные города России. |
15неделя |
||||||
30 |
Зона арктических пустынь. |
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. |
15неделя
|
||||||
31 |
Тундра. |
16неделя |
|||||||
32 |
Зона лесов. |
16неделя |
|||||||
33 |
Степи. |
17неделя
|
|||||||
34 |
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы.
|
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне. Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации. Международное сотрудничество по охране природы |
17неделя
|
||||||
35 |
История нашей Родины (34 часа) |
История на карте. Исторические источники.
|
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте. История Отечества. |
устойчивый интерес к изучению истории своей страны; умение оценивать трудность предлагаемого задания; адекватная самооценка; чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям |
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;' принимать и сохранять цель познавательной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. |
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации; различать права и обязанности гражданина, ребёнка; описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
|
описывать государственное устройство Российской Федерации, основные положения Конституции; сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Александр II, Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, маршал Г.К. Жуков, действующий Президент РФ);. характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны; описывать культурные достопримечательности своего края. |
Учебник, рабочая тетрадь.
|
18неделя |
36 |
Первые русские князья. |
Знакомство с основными этапами и событиями истории государства. Древняя Русь. |
18неделя |
||||||
37 |
Князь Владимир. Крещение Руси |
Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства. |
19неделя |
||||||
38 |
Культура Древней Руси. |
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство); называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории- (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941-1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г.— полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством); соотносить исторические события, е датами, конкретную дату с веком; соотносить дату с «лентой времени»; находить на каре места важнейших исторических событий российской истории; рассказывать о ключевых событиях истории государства; рассказывать об основных событиях истории своего края.
|
19неделя |
||||||
39 |
Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. |
Российское государство в 13-17 веках. Александр Невский, Дмитрий Донской и Куликовская битва. |
20неделя |
||||||
40 |
Куликовская битва. Дмитрий Донской. |
20неделя |
|||||||
41 |
Первый русский царь. Преобразования в государстве. |
Иван III. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси.
|
21неделя |
||||||
42 |
Как жили люди на Руси в 14 – 16 веках. |
21неделя |
|||||||
43 |
Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский |
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых.
|
22неделя |
||||||
44 |
Русское государство при первых Романовых |
22неделя |
|||||||
45 |
Расширение границ России в 17 веке. |
Российское государство в 17-19 веках. Пётр I и петровская эпоха. |
23неделя |
||||||
46 |
Повторение, обобщение изученного |
23неделя |
|||||||
47 |
Пётр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре и быту. |
24неделя
|
|||||||
48 |
Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина Вторая. |
Правление Екатерины II. Суворов, Ушаков, Ломоносов. Правление Александра I |
24неделя |
||||||
49 |
Образование и наука в 18 веке. |
25неделя |
|||||||
50 |
Война 1812 года. |
Война с Наполеоном. Отмена крепостного права. находить на карте места важнейших исторических событий российской истории; рассказывать о ключевых событиях истории государства; рассказывать об основных событиях истории своего края. |
25неделя |
||||||
51 |
Отмена крепостного права. |
26неделя |
|||||||
52 |
Наука и техника в 19 веке. |
26неделя |
|||||||
53 |
Город и горожане. Мода 19 века. |
27неделя |
|||||||
54 |
Культура 19 века. |
27неделя |
|||||||
55 |
Повторение, обобщение изученного |
28неделя |
|||||||
56 |
Революция в России. |
Россия в 20 веке. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20-30 годы. |
28неделя |
||||||
57 |
Россия в годы Советской власти. |
29неделя |
|||||||
58 |
Великая Отечественная война. |
Великая Отечественная война. Развитие России во 2 половине 20-го века. Ближние и дальние соседи России.
|
29неделя |
||||||
59 |
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. |
30неделя |
|||||||
60 |
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения 20 века. |
30неделя
|
|||||||
61 |
По северным городам России. |
Находить на карте места важнейших исторических событий российской истории; рассказывать о ключевых событиях истории государства; рассказывать об основных событиях истории своего края.
|
31неделя |
||||||
62 |
По городам Центральной России. |
31неделя
|
|||||||
63 |
Города Урала и Сибири. |
32неделя
|
|||||||
64 |
Дальний Восток. Южные города России. |
32неделя |
|||||||
65 |
Повторение, обобщение изученного |
33неделя |
|||||||
66 |
Россия в мировом сообществе |
33неделя
|
|||||||
67 |
Жизнь современного человека. |
34неделя
|
|||||||
68 |
Повторение, обобщение изученного |
34неделя
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ.
У учащихся будут сформированы:
· положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
· осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
· способность к самооценке;
· осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие;
· знание основные правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
· понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
· чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
· понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
· устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
· умение оценивать трудность предлагаемого задания;
· адекватная самооценка;
· чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
· установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
· осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
· осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
· основы экологической культуры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
· осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
Учащиеся могут научиться:
· самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
· понимать информацию, представленную в виде-текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
· использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
· осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
· проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
· устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
· обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
· выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
· устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
· сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся могут научиться:
· осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;'
· моделировать цени питания и схему круговорота веществ в природе;
· сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
· сопоставлять информацию, представленную: в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
· устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
·
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
· собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
· распределять обязанности при работе в группе;
· учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибка, обосновывать своё решение.
ПРЕДМЕТНЫЕ.
Человек и природа
Учащиеся научатся:
· проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
· давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
· различать план местности и географическую карту;
· читать план с помощью условных знаков;
· различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
· показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
· приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
· объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
· характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
· устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
· рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
· объяснять, что такое: природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
· выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
· рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
· предсказывать погоду по местным признакам;
· характеризовать основные виды почв;
· характеризовать распределение воды и суши на Земле;
· объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
· приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
· объяснять причины смены времён года;
· применять масштаб при чтении плана и карты;
· отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
· объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
· давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
· определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
· делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
· участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
· различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
· различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
· описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
· описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
· называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории- (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941-1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г.— полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
· соотносить исторические события, е датами, конкретную дату с веком; соотносить дату с «лентой времени»;
· находить на каре места важнейших исторических событий российской истории;
· рассказывать о ключевых событиях истории государства;
· рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
· описывать государственное устройство Российской Федерации, основные положения Конституции;
· сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Александр II, Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, маршал Г.К. Жуков, действующий Президент РФ);.
· характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
· описывать культурные достопримечательности своего края.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
· Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. «Окружающий мир». 4 класс. Учебник в 2 ч. Москва. Астрель. 2013.
· Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. «Окружающий мир». Рабочие тетради № 1, № 2. Москва. 4 класс. Астрель. 2018.
· Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. «Окружающий мир». Обучение в 4 классе по учебнику. Методическое пособие. Москва. Астрель. 2015.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.