«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ № 67»
Протокол № 1 по УВР МБОУ «СОШ № 67» ………………… (Подопригора Г.М.)
от «» августа 2019 г. ………………… (Яковлева М.Н.) Приказ № от «» августа 2019 г.
Руководитель МО…… (Шарина Н.А.) «» августа 2019 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 г. Владивостока»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)
4 «А» КЛАСС
на 2019-2020 учебный год
Количество часов в год – 136
Слесарь Е.С.
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
· авторской программы Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной «Русский язык». 4 класс (УМК «Планета знаний»),
· основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 67 г. Владивостока».
Целью данного курса является организация регулярного, интенсивного, систематического усвоения норм литературного языка и формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка.
Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:
1) дать представление о богатстве и выразительности средств русского языка;
2) обеспечить усвоение знаний в области лексики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
3) сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
4) развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас и способствовать развитию познавательных, творческих способностей детей.
Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, о связи русского языка с историей культуры народа, о ценностях и нравственных устоях наших предков, отражённых в слове, пословицах, фразеологизмах.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных диктантов, изложений, тестов, практических работ по разделам.
Итоговая аттестация – в форме административной контрольной работы.
Программа рассчитана на 136 часов: 34 учебных недели по 4 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Речевое общение
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений.
Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Формы речи: устная и письменная, монологическая и диалогическая, внутренняя речь (обдумывание). Основные виды речевой деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами: восприятие смысла – слушание, чтение, передача смысла – говорение, письмо. Речевая ситуация (с кем? – зачем? – при каких условиях? – о чём? – как? я буду говорить/слушать). Выбор формы, объёма, типа и жанра высказывания в зависимости от речевой ситуации.
Наблюдение над качеством речи: информативность, логичность, правильность уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Упражнения по культуре речи: в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словооупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимика, жесты). Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена словами текста, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге). Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Особенности развития, распространения мысли в тексте, отражение её в структурных особенностях (композиции) текста. Наблюдение над способами связи частей текста, предложений в тексте.
Речевые жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет. Извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи собеседника: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
- слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слов, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
- читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130 — 140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
- выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;
- ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
- понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
- определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2-3 микротемами):
- продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
- понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
- выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
- произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
- писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
- интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
- составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родными друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
- вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
Язык как средство общения
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений.
Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа. Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) среде языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденциям социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш-м, к-х, л-я, н-ы, у-ц, и-ее, м-ле, щ-из, но-ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение). Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Морфемика (состав слова). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова. Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов). Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени, прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях. Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия, причастия, деепричастия (без терминов).
Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенные член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Назначение имён прилагательных-в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами. Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов. Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части, речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок. Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений. «Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении. Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений. Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете). Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложения.
Предложение. Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженно го чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена, существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложении.
Орфография и пунктуация. Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа. Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа. Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему). Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял). Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости. Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами. Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Сроки |
1 |
Общаемся устно и письменно… вспоминаем, повторяем. |
19 |
1 |
1-5 неделя |
2 |
Анализируем и строим предложение. |
27 |
1 |
5-12 неделя |
3 |
Развёртываем, распространяем мысли… |
18 |
1 |
12-17 неделя |
4 |
Части речи, их формы и правописание. |
47 |
1 |
17-28 неделя |
5 |
Используем средства языка в речи (повторяем, систематизируем). |
25 |
1 |
28-34неделя |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тематический блок |
Тема урока |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Учебно-методическое обеспечение |
Сроки |
|||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
|||||||
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
||||||||
1 |
Общаемся устно и письменно… вспоминаем, повторяем (19 часа)
|
Особенности устной речи. |
знакомство с учебником и его знаковой системой ориентирования; формирование представлений о важности четкого и грамотного произношения; различать звуки и буквы |
У выпускника будут сформированы: -Осознание своей гражданской и национальной принадлежности -восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений; -осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи; -внимание к мелодичности народной звучащей речи; -положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка; -способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи, способность ориентироваться в понимании причин успешности и не успешности в учёбе; -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; -ориентация в нравственном содержании, смысле собственных поступков и поступков других людей. Выпускник получит возможность для формирования: -внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; -выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа; -эстетических чувств на основе выбора языковых среде при общении; -личностного смысла учения для определения дальнейшего образовательного маршрута; -способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;
-способности понимать чувства других людей и сопереживать им; -ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
|
Регулятивные Выпускник научится на доступном уровне: -принимать и сохранять учебную задачу, осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы -ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания, осуществлять выбор задания, основываясь на своём целеполагании;
-самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания; -различать способ и результат действий: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения; -выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; -выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки; -распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель; -руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника); -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, само и взаимопроверкуи взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оказывать взаимопомощь; -оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка; -адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками; -вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач на основе оценки и учёта сделанных ошибок, редактировать устные и письменные высказывания; -ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её. Выпускник получит возможность научиться: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации; -планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.; -регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями. Познавательные Выпускник научится: -предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников; -ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; строить модели слов (звуко-буквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе с однородными членами предложения); -ориентироваться на разные способы и приёмы решения орфографических задач; -дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты); -находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; -осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов); -классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице; -устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать приёмы и общий способ проверки орфограмм в словах, осваивать новые приёмы, способы; -передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций. Выпускник получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -создавать и преобразовывать модели (схемы) языковых средств; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, самостоятельно делать выводы; -осуществлять сравнение, сериацию и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографических и пунктуационных задач. Коммуникативные Выпускник научится: -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), передавая содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций; -понимать тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты; -высказывать оценочное суждение о свою точку зрения о прочитанном тексте; -обнаруживать пробелы в информации, находить пути восполнения этих пробелов; -владеть диалоговой формой речи, в том числе, дистанционного общения; -формулировать собственное мнение и позицию; -отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к общему решению при работе в пар, в группе; -строить речевое высказывание с позиции передачи информации, доступной для понимания слушателем; -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; -соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Выпускник получит возможность научиться: -сопоставлять различные точки зрения; -с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; -при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, содействовать разрешению конфликтов; -адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач; -выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
|
Раздел «Фонетика и графика» -различать звуки и буквы; -различать и характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; -использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях учебника. Раздел «Состав слова (морфемика)» -различать изменяемые и неизменяемые слова; -различать однокоренные слова и формы слова; -находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, окончание, приставку, суффикс. Раздел «Лексика» выявлять слова, значение которых требует уточнения; -определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; -подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. Раздел «Морфология» -распознавать грамматические признаки слов; -по совокупности грамматических признаков (что называет, на какие вопросы отвечает) относить слова к определённой группе основных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол); -определять: формы единственного и множественного числа имён существительных, имён прилагательных, глаголов; форму времени глаголов; род имён существительных и форму рода имён прилагательных и глаголов прошедшего времени; тип склонения имён существительных, форму падежа имён существительных и прилагательных. Раздел «Синтаксис» -различать слово, словосочетание, предложение и текст; -устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; -осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача); -классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения; -определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения; -находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; -выделять предложения с однородными членами «Орфография и пунктуация» -применять правила правописания (в объёме содержания курса), определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; -использовать при записи небуквенные графические средства: пробел, знак переноса, абзац; -использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от их местонахождения в слове; -использовать знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединённых перечислительной интонацией, союзами -безошибочно списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом 80 – 90 слов, писать под диктовку тексты в 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; -проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. «Развитие речи» -оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; -соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); -выражать собственное мнение и аргументировать его; -понимать прочитанное при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании; -осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность); -осознавать признаки текста как более объёмного высказывания; -самостоятельно выделять основную мысль текста, озаглавливать текст; -составлять план текста; -распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение; -сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться: -создавать тексты по предложенному заголовку; -подробно или выборочно пересказывать текст, воспроизводить содержание текста, оформляя запись в соответствии с изученными правилами; -пересказывать текст от другого лица; -составлять устные и письменные рассказы на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; -анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; -корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; -анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями, соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложения) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); -соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (смс-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
|
-производить звуко-буквенный анализ слов простой звуковой структуры; -пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нём для упорядочивания слов и поиска нужной информации в различных словарях. Раздел «Орфоэпия» -соблюдать произносительные нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); -при сомнении в правильности при постановке ударения или произношения слова находить ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. -выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения; -использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач. -подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; -различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); -определять значения многозначных слов по словарику; -оценивать уместность использования слов в тексте; -выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. -проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора; -находить в тексте личные местоимения, определять значение лица и форму падежа личных местоимений; -находить в тексте наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах -различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства; -выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; -различать простые и сложные предложения. -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -подбирать примеры с определённой орфограммой; -при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; -при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
|
Учебник, рабочая тетрадь |
1 неделя |
2 |
О нормах произношения и правописания гласных в словах. |
актуализация уже известных сведений о произношении и правописании гласных в словах, значимых частях слов, способах решения орфографических задач; различать и характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные |
1 неделя |
||||||
3 |
О нормах произношения и правописания согласных в словах. |
различать и характеризовать звуки русского языка: согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие |
1 неделя |
||||||
4 |
Употребление Ь и Ъ знаков. |
наблюдение за правописанием мягкого и твердого знака в словах, анализ строения предложения, характеристика имен существительных как частей речи |
1 неделя |
||||||
5-6 |
Упражнение в написании слов с разными типами орфограмм. |
использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от их местонахождения в слове |
2 неделя |
||||||
7 |
Различение и оформление предложений по цели высказывания. |
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения; определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения |
2 неделя |
||||||
8 |
Входная контрольная работа. |
демонстрация уровня остаточных знаний и умений |
2 неделя |
||||||
9 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами |
3 неделя |
||||||
10 |
Различение и оформление предложений по цели высказывания. Контрольный словарный диктант №1.
|
актуализация знаний об интонационных средствах и их роли в устной речи; углубить представления о взаимосвязи интонации и знаков препинания при выделении предложений и их частей; определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения; демонстрация остаточных знаний о словах из словаря, изученных в 3 классе |
3 неделя |
||||||
11 |
Уточняем смысл высказывания. |
знакомство с интонационными средствами (логическим ударением, смысловой паузой) выделения в предложении слов для подчёркивания их смысловой значимости, упражнения в выделении важных по смыслу слов при письме с помощью логического ударения с помощью его графического обозначения |
3 неделя |
||||||
12 |
Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста (с. 38 № 3). |
демонстрация умения определять границы предложения, использовать знаки препинания для передачи интонации предложения |
3 неделя |
||||||
13 |
Творческая работа с текстом (с. 44 № 1). |
4 неделя |
|||||||
14 |
Выделяем этикетные слова и фразы. |
наблюдение за выделением этикетных фраз на письме с помощью восклицательного знака, выделением обращений запятой, над употреблением многоточия, упражнения в употреблении и оформлении на письме этикетных фраз в ситуации приветствия, прощания, благодарности, извинения, знакомство с правилом речевого этикета: приветствовать всех присутствующих, узнавать мнение каждого собеседника |
4 неделя |
||||||
15 |
Перечисляем… (перечислительная интонация). |
знакомство с однородными членами предложения и их выделением на письме, закрепление знаний об интонации высказываний |
4неделя |
||||||
16 |
Используем средства пунктуации. |
обобщение сведений о функциях знаков препинания в конце предложения; упражнения в правильном «чтении» знаков препинания, в расстановке знаков препинания при восприятии текста на слух (диктовке) с предварительной подготовкой |
4 неделя |
||||||
17-18 |
Свободный диктант (с.39 № 5) и его анализ. |
обучение воспроизведению содержания текста, воспринимаемого на слух, по мини-частям (близко к исходному тексту), подбор заголовка в соответствии с главной мыслью текста; работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами |
5 неделя |
||||||
19 |
Составление текста поздравления с днём рождения. |
анализ особенностей содержания, структуры и языка, редактирование текста поздравления и составление собственных текстов; оценка текстов, составленных одноклассниками, советы по их корректировке |
5 неделя |
||||||
20 |
Анализируем и строим предложение (27часов) |
Выражаем мысли и чувства… Предложение. |
актуализация знаний о термине «синтаксис» (названии раздела русского языка), типах предложений, роли главных членов предложения, их названиях, о словосочетаниях; упражнения в анализе предложений с опорой на памятку |
5 неделя |
|||||
21 |
Части речи и члены предложения. |
углубление представлений о функциях частей речи в словосочетании и предложении, наблюдение над назначением, «работой» частей речи в предложениях, над связью второстепенных членов предложения с главными (группа подлежащего, группа сказуемого), над вариантами выражения подлежащего и сказуемого словосочетаниями, упражнение в построении предложений по схемам, опорным словам |
6 неделя |
||||||
22 |
Глагол как двигатель всей фразы. |
повторение имеющихся знаний о глаголе и его роли в предложении, осмысленное употребление глаголов в речи с точки зрения смысла |
6 неделя |
||||||
23 |
Неопределённая форма глагола. |
повторение имеющихся знаний о глаголе и его роли в предложении, осмысленное употребление глаголов в речи с точки зрения смысла |
6 неделя |
||||||
24 |
Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени. |
повторение и обобщение сведений о временных формах глаголов, упражнения в определении форм глаголов, подборе окончаний глаголов прошедшего времени |
6 неделя |
||||||
25 |
Формы глаголов в настоящем и будущем времени. |
повторение и обобщение сведений о временных формах глаголов, упражнения в определении форм глаголов, образовании форм глаголов по заданным параметрам |
7 неделя |
||||||
26-27 |
Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения. |
знакомство с новой категорией глагола – спряжением, наблюдение над признаками двух типов спряжения, упражнения в дифференциации по спряжениям глаголов настоящего времени; наблюдение над особенностями спряжения глаголов будущего времени в простой и сложной форме, упражнения в дифференциации глаголов по спряжениям, употреблении глаголов в заданной форме |
7 неделя |
||||||
28-29 |
Употребление Ь после шипящих на конце глаголов. |
знакомство с новой орфограммой, её признаками, упражнение в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2 лице единственного числа (режешь); закрепление правописания глаголов с мягким знаком после шипящих, упражнение в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2 лице единственного числа (режешь), в повелительных формах (режь). |
7-8 неделя |
||||||
30 |
Контрольная работа за 1 четверть. |
демонстрация уровня приобретенных навыков и умений |
8 неделя |
||||||
31 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами |
8 неделя |
||||||
32-33 |
Гласные Е-И в безударных личных окончаниях глаголов. |
знакомство с условиями проявления и признаками орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных е-и в зависимости от соотнесенности глагола с определенным спряжением |
8-9 неделя |
||||||
34-35 |
Упражнения в написании личных окончаниях глаголов. |
наблюдение за правописанием ударных и безударных окончаний глаголов, закрепление умения применять правило при правописании окончаний глаголов. |
9 неделя |
||||||
36-37 |
Проверочная работа и её анализ. |
решение орфографических задач; выявление индивидуальных затруднений, отработка определения изученных форм частей речи, грамотного употребления форм слов в речи |
9-10 неделя |
||||||
38-39 |
Гласные Е-И в безударных личных окончаниях глаголов. |
наблюдение за правописанием глаголов-исключений, закрепление умения применять правило при правописании окончаний глаголов |
10 неделя |
||||||
40 |
|
Урок-тренинг.
|
упражнения в анализе предложений со стороны структуры их главных членов, в выборе гласных в безударных личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; наблюдение за правописанием ударных и безударных окончаний глаголов, закрепление умения применять правило при правописании окончаний глаголов |
10 неделя |
|||||
41 |
Общие сведения о формах времени глаголов. |
закрепление умения применять правило при правописании окончаний глаголов. |
11 неделя |
||||||
42 |
Выражение сказуемого «повелительными» формами в побудительных предложениях. |
наблюдение над признаками побудительных предложений, над выражением сказуемых «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях, глаголами прошедшего времени с частицей бы в условных предложениях |
11 неделя |
||||||
43-44 |
Свободный диктант и его анализ (с. 90 № 1). |
обучение воспроизведению содержания текста, воспринимаемого на слух, по мини-частям (близко к исходному тексту); работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами |
11 неделя |
||||||
45 |
Творческое списывание (с. 90-91 № 3, 4, 5). |
демонстрация уровня приобретенных знаний и умений. |
12 неделя |
||||||
46 |
Повторение, обобщение изученного. |
упражнение в выборе гласных в безударных личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения |
12 неделя |
||||||
47 |
Развёртываем, распространяем мысли… (18 часов)
|
Используем второстепенные члены предложения. |
анализ строения предложений, наблюдение за развертыванием мысли в словосочетаниях и предложениях, упражнения в дополнении предложений второстепенными членами |
12 неделя |
|||||
48-49 |
Падежные формы склоняемых частей речи (повторение). |
наблюдение над ролью падежных форм имен существительных и прилагательных в предложениях, упражнения в составлении предложений с учетом форм частей речи |
12-13 неделя |
||||||
50-51 |
Однородные подлежащие и сказуемые. |
наблюдение за строением предложений, связью однородных членов, обобщение и формулирование отличительных признаков однородных членов |
13 неделя |
||||||
52-53 |
Однородные второстепенные члены предложения. |
наблюдение над различными по строению предложениями, анализ моделей предложений, подбор предложений под модель |
13-14 неделя |
||||||
54-55 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
наблюдение над предложениями с союзами, знакомство с пунктуационными особенностями таких предложений, решение пунктуационных задач |
14 неделя |
||||||
56 |
Решение общих пунктуационных задач. Самостоятельная работа. |
закрепление знаний об особенностях пунктуации в предложениях с однородными членами, списывание предложений и текстов, составление моделей предложений |
14 неделя |
||||||
57 |
Строение текстов разных типов. Подготовка к изложению. |
Анализ и сравнение текстов разных типов, их описаний, выделение существенных признаков |
15 неделя |
||||||
58-59 |
Изложение и его анализ (с. 124 № 1) |
работа над восприятием (пониманием) содержания текста и воспроизведение его близко к тексту с опорой на предварительно самостоятельно составленный план; анализ созданных текстов с точки зрения их соответствия нормам русского языка |
15 неделя |
||||||
60 |
Осложнённое списывание текста (с. 121 № 3). |
демонстрация уровня приобретенных знаний и умений |
15 неделя |
||||||
61 |
Контрольная работа за 2 четверть. |
демонстрация уровня приобретенных навыков и умений |
16 неделя |
||||||
62
|
Анализ контрольной работы работа над ошибками. |
индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами |
16 неделя |
||||||
63-64 |
Повторение, обобщение изученного. |
упражнения в применении изученных пунктуационных и орфографических правил. |
16 неделя |
||||||
65 |
Части речи, их формы и правописание (47 часов)
|
Слово как часть речи. |
повторение изученных частей речи, определение частей речи в предложениях, наблюдение за строением предложений, текстов |
17 неделя |
|||||
66 |
Изменение частей речи по числам и родам. |
повторение о частях речи, имеющих форму числа, изменение частей речи по числам; повторение о частях речи, имеющих форму рода, определение родовой принадлежности имен существительных и прилагательных; повторение форм числа личных местоимений, наблюдение над случаями изменения корня слова во множественном числе (ребенок-дети, я – мы и т.п.). |
17 неделя |
||||||
67 |
Урок-тренинг. Контрольный словарный диктант №2. |
упражнения в определении форм числа и рода имен существительных и личных местоимений |
17 неделя |
||||||
68 |
Спряжение и склонение. |
повторение о формах глагола, роли глаголов в речи, классификация глаголов по форме; повторение о спряжении глагола как изменении по лицам и числам, использование правильных форм глаголов в речи; повторение о склонении слов, расширение лексического запаса |
17 неделя |
||||||
69-70 |
Имена существительные 1, 2, и 3 склонений. |
наблюдение за общими признаками склонения имен существительных разного рода, классификация слов по общим признакам, знакомство с типами склонения имен существительных; наблюдение за окончаниями существительных с мягкой и твердой основой, упражнения в определении типа склонения имен существительных |
18 неделя |
||||||
71-72 |
Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе. |
наблюдение за орфограммами в словах, способами их проверки, классификация орфограмм по способу проверки; упражнения в правописании безударных окончаний существительных в зависимости от типа склонения. |
18 неделя |
||||||
73-74 |
Проверочный диктант «Правописание безударных падежных окончаний в ед.ч.» и его анализ (с. 89 № 4). |
демонстрация уровня приобретенных навыков и умений; анализировать свои ошибки, применять алгоритмы действий и изученные правила при решении орфографических задач |
19 неделя |
||||||
75-76 |
Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе. |
выбор способа проверки безударных окончаний существительных во множественном числе |
19 неделя |
||||||
77-78 |
Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. |
упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных. |
20 неделя |
||||||
79 |
Уроки-тренинги. |
упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных |
20 неделя |
||||||
80 |
Повторение, обобщение изученного. |
упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных |
20 неделя |
||||||
81-82 |
Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа. |
повторение роли прилагательных в речи, взаимосвязи с существительными, наблюдение за склонением имен прилагательных; наблюдение за правописанием ударных и безударных окончаний имен прилагательных в косвенных падежах, обобщение, вывод алгоритма правописания; |
21 неделя |
||||||
83-86 |
Проверка безударные падежные окончания имён прилагательных. |
применение алгоритма правописания безударных окончаний имен прилагательных с опорой на таблицу окончаний; упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных и прилагательных |
21-22 неделя |
||||||
87 |
Закрепление. Самостоятельная работа. |
упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных и прилагательных |
22 неделя |
||||||
88-89 |
Правописание падежных форм личных местоимений. |
наблюдение за формами личных местоимений в косвенных падежах, в т.ч. с предлогами, упражнения в склонении личных местоимений |
22-23 неделя |
||||||
90-93 |
Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение). |
тренировка в склонении и употреблении личных местоимений, знакомство с формами притяжательных местоимений (без термина); анализ текста поздравления; написание собственного текста по образцу |
23-24 неделя |
||||||
94 |
Урок-тренинг. |
обобщение темы о склоняемых частях речи, упражнения в правописании безударных окончаний склоняемых частей речи |
24 неделя |
||||||
95-96 |
Краткое изложение и его анализ (с.94 №1). |
кратко передавать содержание текста; индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами |
24 неделя |
||||||
97 |
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение) |
наблюдение за ролью самостоятельных и служебных частей речи, знакомство с термином «морфология», морфологический разбор имени существительного |
25 неделя |
||||||
98 |
Формы имён прилагательных. |
сравнение полной и краткой формы прилагательного, характеристика кратких прилагательных, сравнение употребления в речи похожих по звучанию прилагательных (бархатный, бархатистый) |
25 неделя |
||||||
99-100 |
Творческая работа и её анализ (с. 95 № 2, 3). |
демонстрация уровня приобретенных навыков и умений; индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами |
25 неделя |
||||||
101 |
Контрольная работа за 3 четверть. |
демонстрация уровня приобретенных навыков и умений |
26неделя |
||||||
102
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами |
26 неделя |
||||||
103 |
Знакомство с именами числительными. |
знакомство с именами числительными |
26 неделя |
||||||
104 |
Морфологический разбор прилагательного. Причастие. |
знакомство с причастием как особой частью речи, включающей признаки глагола и прилагательного, морфологический разбор прилагательного. |
26 неделя |
||||||
105 |
Морфологический разбор глагола. Наречие – признак действия. |
выделение новых частей речи – наречий, определение их особенностей, морфологический разбор глагола |
27 неделя |
||||||
106 |
Глаголы и деепричастия. |
Наблюдение за переносным смыслом глаголов, знакомство с деепричастиями как специальной формой глагола и их грамотным употреблением в речи |
27 неделя |
||||||
107 |
Частицы – служебные части речи. |
обобщение признаков служебных частей речи, знакомство с частицами, их ролью в речи, выделение частиц в предложениях |
27 неделя |
||||||
108 |
Предлоги, союзы – служебные части речи. |
отличать частицы, предлоги, союзы от других служебных частей речи, рассказывать об их роли в языке и речи |
27 неделя |
||||||
109-110 |
Проверочный диктант и его анализ. |
демонстрация уровня приобретенных навыков и умений; индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами |
28 неделя |
||||||
111 |
Повторение, обобщение изученного. |
упражнения в различении предлогов и приставок, правописании слов с предлогами и приставками. Знакомство с междометиями, звукоподражаниями, этикетными словами |
28 неделя |
||||||
112 |
Используем средства языка в речи (повторяем, систематизируем) (25 часов) |
Слово. Называть, обозначать, давать имя. |
обобщение о роли речи в жизни человека, способах выражения мыслей и чувств в речи |
28 неделя |
|||||
113 |
Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог. |
наблюдение за лексическим значением слов в контексте, применение словарей для уточнения лексического значения слова, знакомство с формами речи – диалогом и монологом |
29 неделя |
||||||
114 |
Лексическое и грамматическое значение слова. |
повторение и обобщение о лексическом значении слова, многозначности слов, их грамматических признаках |
29 неделя |
||||||
115-116 |
Правописание слов. |
повторение изученных правил проверки орфограмм в различных частях слова в зависимости от части речи, выделение и обобщение закономерностей; упражнения в применении изученных орфографических правил |
29 неделя |
||||||
117 |
Предложение. Текст. Контрольный словарный диктант № 3. |
повторение о строении речи и языка, роли синтаксических единиц в речи |
30 неделя |
||||||
118 |
Распространение мыслей в предложении и тексте. |
повторение о главных и второстепенных членах предложения, упражнения в распространении предложений |
30 неделя |
||||||
119 |
Связи частей и предложений в тексте. |
повторение о словосочетании, решение орфографических задач |
30 неделя |
||||||
120 |
Составление инструкции как разновидности текста-повествования. |
знакомство с новыми видами текстов-повествований, наблюдение за строением текстов-инструкций, рецептов |
30 неделя |
||||||
121 |
Композиция (построение) текста. |
наблюдение за строением текста-повествования, рассуждения, описания; выделение смысловых частей (вступление, завязка, развязка, заключение), |
31 неделя |
||||||
122 |
Описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». |
знать особенности построения текста-описания, создавать собственные творческие работы на заданную тему, грамотно строить высказывания |
31 неделя |
||||||
123 |
Повторение, обобщение изученного. |
обобщение и закрепление знаний о частях речи, орфограммах в различных частях слова |
31 неделя |
||||||
124 |
Контрольное списывание текста с учебника. |
применение навыков внимательного чтения и списывания; проверка уровня графической и орфографической зоркости |
31 неделя |
||||||
125 |
Предупредительный или объяснительный диктант (с. 126 № 12). |
подготовка к записи текста на слух |
32 неделя |
||||||
126-127 |
Контрольный диктант и его анализ (с. 124 – 126). |
демонстрация уровня приобретенных навыков и умений; индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами |
32 неделя |
||||||
128-129 |
Комплексная работа (с.127 № 13). Анализ работы. |
проверка уровня сформированности предметных и метапредметных умений по разным учебным дисциплинам |
32-33 неделя |
||||||
130 |
О роли языка в жизни человека. |
обобщение о значении знания языка в жизни человека, историческом развитии языка |
33 неделя |
||||||
131 |
Контрольная работа за год. |
проверка уровня сформированности предметных и метапредметных умений |
33 неделя |
||||||
132 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами |
33 неделя |
||||||
133 |
Повторение правил составления письма. |
анализ текста письма, составление памятки по этикету написания писем, повторение основных правил создания текста письма; написание текста письма с соблюдением правил этикета и культуры речи |
34 неделя |
||||||
134 |
Друзья мои – книги (составление отзыва о прочитанной книге). |
демонстрация уровня приобретенных навыков и умений; составление рассказа о любимой книге по готовому алгоритму с опорой на образец |
34 неделя |
||||||
135-136 |
Проект. Комплексное повторение, обобщение изученного. |
презентация проектов; взаимооценка в соответствии с критериями оценки |
34 неделя |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У выпускника будут сформированы:
· Осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
· восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
· осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;
· внимание к мелодичности народной звучащей речи;
· положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
· способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи, способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· ориентация в нравственном содержании, смысле собственных поступков и поступков других людей.
Выпускник получит возможность для формирования:
· внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
· эстетических чувств на основе выбора языковых среде при общении;
· личностного смысла учения для определения дальнейшего образовательного маршрута;
· способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;
· способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
· ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Выпускник научится на доступном уровне:
· принимать и сохранять учебную задачу, осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
· ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания, осуществлять выбор задания, основываясь на своём целеполагании;
· самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
· различать способ и результат действий: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;
· выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
· выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки;
· распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
· руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, само и взаимопроверку и взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оказывать взаимопомощь;
· оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
· адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
· вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач на основе оценки и учёта сделанных ошибок, редактировать устные и письменные высказывания;
· ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации;
· планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
· регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Выпускник научится:
· предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;
· ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
· использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; строить модели слов (звуко-буквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе с однородными членами предложения);
· ориентироваться на разные способы и приёмы решения орфографических задач;
· дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
· находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
· осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
· классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
· устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать приёмы и общий способ проверки орфограмм в словах, осваивать новые приёмы, способы;
· передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· создавать и преобразовывать модели (схемы) языковых средств;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, самостоятельно делать выводы;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографических и пунктуационных задач.
Коммуникативные
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач;
· строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), передавая содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;
· понимать тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;
· высказывать оценочное суждение о свою точку зрения о прочитанном тексте;
· обнаруживать пробелы в информации, находить пути восполнения этих пробелов;
· владеть диалоговой формой речи, в том числе, дистанционного общения;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к общему решению при работе в пар, в группе;
· строить речевое высказывание с позиции передачи информации, доступной для понимания слушателем;
· оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Выпускник получит возможность научиться:
· сопоставлять различные точки зрения;
· с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
· при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, содействовать разрешению конфликтов;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
· выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
· различать звуки и буквы;
· различать и характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
· использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях учебника.
Выпускник получит возможность научиться:
· производить звуко-буквенный анализ слов простой звуковой структуры;
· пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нём для упорядочивания слов и поиска нужной информации в различных словарях.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
· соблюдать произносительные нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
· при сомнении в правильности при постановке ударения или произношения слова находить ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
· различать изменяемые и неизменяемые слова;
· различать однокоренные слова и формы слова;
· находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, окончание, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
· выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
· использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
· выявлять слова, значение которых требует уточнения;
· определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
· подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
· различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
· определять значения многозначных слов по словарику;
· оценивать уместность использования слов в тексте;
· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
· распознавать грамматические признаки слов;
· по совокупности грамматических признаков (что называет, на какие вопросы отвечает) относить слова к определённой группе основных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);
· определять: формы единственного и множественного числа имён существительных, имён прилагательных, глаголов; форму времени глаголов; род имён существительных и форму рода имён прилагательных и глаголов прошедшего времени; тип склонения имён существительных, форму падежа имён существительных и прилагательных.
Выпускник получит возможность научиться:
· проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
· находить в тексте личные местоимения, определять значение лица и форму падежа личных местоимений;
· находить в тексте наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
· различать слово, словосочетание, предложение и текст;
· устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
· осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
· классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения;
· определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения;
· находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
· выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
· различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
· выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
· различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
· применять правила правописания (в объёме содержания курса), определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
· использовать при записи небуквенные графические средства: пробел, знак переноса, абзац;
· использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от их местонахождения в слове;
· использовать знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединённых перечислительной интонацией, союзами
· безошибочно списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом 80 – 90 слов, писать под диктовку тексты в 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
· проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
· осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
· подбирать примеры с определённой орфограммой;
· при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
· оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
· выражать собственное мнение и аргументировать его;
· понимать прочитанное при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;
· осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
· осознавать признаки текста как более объёмного высказывания;
· самостоятельно выделять основную мысль текста, озаглавливать текст;
· составлять план текста;
· распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
· сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
· создавать тексты по предложенному заголовку;
· подробно или выборочно пересказывать текст, воспроизводить содержание текста, оформляя запись в соответствии с изученными правилами;
· пересказывать текст от другого лица;
· составлять устные и письменные рассказы на определённую тему с использованием разных типов речи:: описание, повествование, рассуждение;
· анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
· корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
· анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями, соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложения) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
· соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (смс-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
· Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Москва. Астрель. 2013 г.
· Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. Москва. Астрель. 2018.
· Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. Рабочая программа. 1 – 4 класс. Москва. Дрофа-Астрель. 2017.
· Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык». Москва. Астрель. 2015.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.