программа за 4 класс

  • docx
  • 29.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4А. Слесарь. Русский язык.docx

«Рассмотрено»                                                        «Согласовано»                                                          «Утверждаю»

на заседании МО                                                    Заместитель директора                                              Директор МБОУ «СОШ № 67»

Протокол № 1                                                         по УВР МБОУ «СОШ № 67»                                    ………………… (Подопригора Г.М.)

от  «» августа 2019 г.                                              ………………… (Яковлева М.Н.)                             Приказ №            от «» августа 2019 г.

Руководитель МО…… (Шарина Н.А.)                «» августа 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 г. Владивостока»

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ)

4 «А» КЛАСС

на 2019-2020 учебный год

 

Количество часов в год – 136

 

 

 

 

 

 

 

Слесарь Е.С.

учитель начальных классов

 

 

 

                                                                                                      

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе:

·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

·         Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

·         авторской программы Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной «Русский язык». 4 класс (УМК «Планета знаний»),

·         основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 67 г. Владивостока».

 

Целью данного курса является организация регулярного, интенсивного, систематического усвоения норм литературного языка и формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами русского языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка.

 

Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:

1) дать представление о богатстве и выразительности средств русского языка;

2) обеспечить усвоение знаний в области лексики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;

3) сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

4) развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас и способствовать развитию познавательных, творческих способностей детей.

 

Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, о связи русского языка с историей культуры народа, о ценностях и нравственных устоях наших предков, отражённых в слове, пословицах, фразеологизмах.

 

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных диктантов, изложений, тестов, практических работ по разделам.

Итоговая аттестация – в форме административной контрольной работы.

 

Программа рассчитана на 136 часов: 34 учебных недели по 4 часа.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Речевое общение

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений.

Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Формы речи: устная и письменная, монологическая и диалогическая, внутренняя речь (обдумывание). Основные виды речевой деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами: восприятие смысла – слушание, чтение, передача смысла – говорение, письмо. Речевая ситуация (с кем? – зачем? – при каких условиях? – о чём? – как? я буду говорить/слушать). Выбор формы, объёма, типа и жанра высказывания в зависимости от речевой ситуации.

Наблюдение над качеством речи: информативность, логичность, правильность уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др.  Упражнения по культуре речи: в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словооупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимика, жесты). Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой образной, точной, живой речи.

Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена словами текста, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.

Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге). Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Особенности развития, распространения мысли в тексте, отражение её в структурных особенностях (композиции) текста. Наблюдение над способами связи частей текста, предложений в тексте.

Речевые жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.

Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет. Извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

 

Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи собеседника: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):

- слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слов, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

- читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130 — 140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;

- выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;

- ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

- понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

- определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2-3 микротемами):

- продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

- понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

- выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);

- произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

- писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;

- писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

- интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;

- составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родными друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

- вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

 

Язык как средство общения

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений.

Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).

Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.      

Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа. Лингвистика и разделы науки о языке.

Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) среде языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденциям социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

Графика. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач. 

Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш-м, к-х, л-я, н-ы, у-ц, и-ее, м-ле, щ-из, но-ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.

Лексика (слово и его значение). Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

Морфемика (состав слова). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова. Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов). Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

Морфология (слово как часть речи). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени, прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях. Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия, причастия, деепричастия (без терминов).

Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.        

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенные член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Назначение имён прилагательных-в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами. Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

 Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов. Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

Служебные части, речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок. Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений. «Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении. Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений. Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете). Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложения.

Предложение. Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженно го чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности.  Использование интонационных и пунктуационных средств порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена, существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложении.

Орфография и пунктуация. Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа. Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа. Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему). Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял). Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости. Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами. Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Количество контрольных работ

Сроки

1

Общаемся устно и письменно… вспоминаем, повторяем.

19

1

1-5 неделя

2

Анализируем и строим предложение.

27

1

5-12 неделя

3

Развёртываем, распространяем мысли…

18

1

12-17 неделя

4

Части речи, их формы и правописание.

47

1

17-28 неделя

5

Используем средства языка в речи (повторяем, систематизируем).

25

1

28-34неделя

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ урока

Тематический блок

Тема урока

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Учебно-методическое обеспечение

Сроки

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Общаемся устно и письменно… вспоминаем, повторяем (19 часа)

 

 

 

 

Особенности устной речи.

знакомство с учебником и его знаковой системой ориентирования; формирование представлений о важности четкого и грамотного произношения;

различать звуки и буквы

У выпускника будут сформированы:

-Осознание своей гражданской и национальной принадлежности

-восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

-осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

-внимание к

мелодичности народной звучащей речи;

-положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

-способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи, способность ориентироваться в понимании причин успешности и не успешности в учёбе;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-ориентация в нравственном содержании, смысле собственных поступков и поступков других людей.

Выпускник получит

возможность для формирования:

-внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

-эстетических чувств на основе выбора языковых среде при общении;

-личностного смысла учения для определения дальнейшего образовательного маршрута;

-способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;

 

-способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

-ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

 

Регулятивные

Выпускник научится на доступном уровне:

-принимать и сохранять учебную задачу, осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы

-ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания, осуществлять выбор задания, основываясь на своём целеполагании;

 

-самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

-различать способ и результат действий: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;

-выполнять учебные   действия   в   материализованной, громкоречевой и умственной форме;

-выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки;

-распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;

-руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, само и взаимопроверкуи взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оказывать взаимопомощь;

-оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;

-адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

-вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач на основе оценки и учёта сделанных ошибок, редактировать устные и письменные высказывания;

-ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.

Выпускник получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации;

-планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;

-регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные

Выпускник научится:

-предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;

-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; строить модели слов (звуко-буквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе с однородными членами предложения);

-ориентироваться на разные способы и приёмы решения орфографических задач;

-дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

-находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

-осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

-классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

-устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать приёмы и общий способ проверки орфограмм в словах, осваивать новые приёмы, способы;

-передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-создавать и преобразовывать модели (схемы) языковых средств;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, самостоятельно делать выводы;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографических и пунктуационных задач.

Коммуникативные

Выпускник научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач;

-строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), передавая содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;

-понимать тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;

-высказывать оценочное суждение о свою точку зрения о прочитанном тексте;

-обнаруживать пробелы в информации, находить пути восполнения этих пробелов;

-владеть диалоговой формой речи, в том числе, дистанционного общения;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к общему решению при работе в пар, в группе;

-строить речевое высказывание с позиции передачи информации, доступной для понимания слушателем;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Выпускник получит возможность научиться:

-сопоставлять различные точки зрения;

-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

-при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, содействовать разрешению конфликтов;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

-выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

 

 

Раздел «Фонетика и графика»

-различать звуки и буквы;

-различать и характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

-использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях учебника.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

-различать изменяемые и неизменяемые слова;

-различать однокоренные слова и формы слова;

-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, окончание, приставку, суффикс.

Раздел «Лексика»

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Раздел «Морфология»

-распознавать грамматические признаки слов;

-по совокупности грамматических признаков (что называет, на какие вопросы отвечает) относить слова к определённой группе основных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);

-определять: формы единственного и множественного числа имён существительных, имён прилагательных, глаголов; форму времени глаголов; род имён существительных и форму рода имён прилагательных и глаголов прошедшего времени; тип склонения имён существительных, форму падежа имён существительных и прилагательных.

Раздел «Синтаксис»

-различать слово, словосочетание, предложение и текст;

-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

-осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

-классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения;

-определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения;

-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

-выделять предложения с однородными членами «Орфография и пунктуация»

-применять правила правописания (в объёме содержания курса), определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

-использовать при записи небуквенные графические средства: пробел, знак переноса, абзац;

-использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от их местонахождения в слове;

-использовать знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединённых перечислительной интонацией, союзами

-безошибочно списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом 80 – 90 слов, писать под диктовку тексты в 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

-проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

 «Развитие речи»

-оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

-выражать собственное мнение и аргументировать его;

-понимать прочитанное при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;

-осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

-осознавать признаки текста как более объёмного высказывания;

-самостоятельно выделять основную мысль текста, озаглавливать текст;

-составлять план текста;

-распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

-создавать тексты по предложенному заголовку;

-подробно или выборочно пересказывать текст, воспроизводить содержание текста, оформляя запись в соответствии с изученными правилами;

-пересказывать текст от другого лица;

-составлять устные и письменные рассказы на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

-анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями, соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложения) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (смс-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 

-производить звуко-буквенный анализ слов простой звуковой структуры;

-пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нём для упорядочивания слов и поиска нужной информации в различных словарях.

Раздел «Орфоэпия»

-соблюдать произносительные нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

-при сомнении в правильности при постановке ударения или произношения слова находить ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

-выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

-использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

-определять значения многозначных слов по словарику;

-оценивать уместность использования слов в тексте;

-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

-проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

-находить в тексте личные местоимения, определять значение лица и форму падежа личных местоимений;

-находить в тексте наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах

-различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

-различать простые и сложные предложения.

-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

-подбирать примеры с определённой орфограммой;

-при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

 

Учебник, рабочая тетрадь

1 неделя

2

О нормах произношения и правописания гласных в словах.

актуализация уже известных сведений о произношении и правописании гласных в словах, значимых частях слов, способах решения орфографических задач;

различать и характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные

1 неделя

3

О нормах произношения и правописания согласных в словах.

различать и характеризовать звуки русского языка: согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие

1 неделя

4

Употребление Ь и Ъ знаков.

наблюдение за правописанием мягкого и твердого знака в словах, анализ строения предложения, характеристика имен существительных как частей речи

1 неделя

5-6

Упражнение в написании слов с разными типами орфограмм.

использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от их местонахождения в слове

2 неделя

7

Различение и оформление предложений по цели высказывания.

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения;

определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения

2 неделя

8

Входная контрольная работа.

демонстрация уровня остаточных знаний и умений

2 неделя

9

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами

3 неделя

10

Различение и оформление предложений по цели высказывания.

Контрольный словарный диктант №1.

 

актуализация знаний об интонационных средствах и их роли в устной речи; углубить представления о взаимосвязи интонации и знаков препинания при выделении предложений и их частей;

определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения; демонстрация остаточных знаний о словах из словаря, изученных в 3 классе

3 неделя

11

Уточняем смысл высказывания.

знакомство с интонационными средствами (логическим ударением, смысловой паузой) выделения в предложении слов для подчёркивания их смысловой значимости, упражнения в выделении важных по смыслу слов при письме с помощью логического ударения с помощью его графического обозначения

3 неделя

12

Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста (с. 38 № 3).

демонстрация умения определять границы предложения, использовать знаки препинания для передачи интонации предложения

3 неделя

13

Творческая работа с текстом (с. 44 № 1).

4 неделя

14

Выделяем этикетные слова и фразы.

наблюдение за выделением этикетных фраз на письме с помощью восклицательного знака, выделением обращений запятой, над употреблением многоточия, упражнения в употреблении и оформлении на письме этикетных фраз в ситуации приветствия, прощания, благодарности, извинения, знакомство с правилом речевого этикета: приветствовать всех присутствующих, узнавать мнение каждого собеседника

4 неделя

15

Перечисляем… (перечислительная интонация).

знакомство с однородными членами предложения и их выделением на письме, закрепление знаний об интонации высказываний

4неделя

16

Используем средства пунктуации.

обобщение сведений о функциях знаков препинания в конце предложения; упражнения в правильном «чтении» знаков препинания, в расстановке знаков препинания при восприятии текста на слух (диктовке) с предварительной подготовкой

4 неделя

17-18

Свободный диктант (с.39 № 5) и его анализ.

обучение воспроизведению содержания текста, воспринимаемого на слух, по мини-частям (близко к исходному тексту), подбор заголовка в соответствии с главной мыслью текста;

работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами

5 неделя

19

Составление текста поздравления с днём рождения.

анализ особенностей содержания, структуры и языка, редактирование текста поздравления и составление собственных текстов; оценка текстов, составленных одноклассниками, советы по их корректировке

5 неделя

20

Анализируем и строим предложение (27часов)

Выражаем мысли и чувства… Предложение.

актуализация знаний о термине «синтаксис» (названии раздела русского языка), типах предложений, роли главных членов предложения, их названиях, о словосочетаниях; упражнения в анализе предложений с опорой на памятку

5 неделя

21

Части речи и члены предложения.

углубление представлений о функциях частей речи в словосочетании и предложении, наблюдение над назначением, «работой» частей речи в предложениях, над связью второстепенных членов предложения с главными (группа подлежащего, группа сказуемого), над вариантами выражения подлежащего и сказуемого словосочетаниями, упражнение в построении предложений по схемам, опорным словам

6 неделя

22

Глагол как двигатель всей фразы.

повторение имеющихся знаний о глаголе и его роли в предложении, осмысленное употребление глаголов в речи с точки зрения смысла

6 неделя

23

Неопределённая форма глагола.

повторение имеющихся знаний о глаголе и его роли в предложении, осмысленное употребление глаголов в речи с точки зрения смысла

6 неделя

24

Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени.

повторение и обобщение сведений о временных формах глаголов, упражнения в определении форм глаголов, подборе окончаний глаголов прошедшего времени

6 неделя

25

Формы глаголов в настоящем и будущем времени.

повторение и обобщение сведений о временных формах глаголов, упражнения в определении форм глаголов, образовании форм глаголов по заданным параметрам

7 неделя

26-27

Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.

знакомство с новой категорией глагола – спряжением, наблюдение над признаками двух типов спряжения, упражнения в дифференциации по спряжениям глаголов настоящего времени;

наблюдение над особенностями спряжения глаголов будущего времени в простой и сложной форме, упражнения в дифференциации глаголов по спряжениям, употреблении глаголов в заданной форме

7 неделя

28-29

Употребление Ь после шипящих на конце глаголов.

знакомство с новой орфограммой, её признаками, упражнение в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2 лице единственного числа (режешь); закрепление

правописания глаголов с мягким знаком после шипящих, упражнение в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2 лице единственного числа (режешь), в повелительных формах (режь).

7-8 неделя

30

Контрольная работа за 1 четверть.

демонстрация уровня приобретенных навыков и умений

8 неделя

31

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами

8 неделя

32-33

Гласные Е-И в безударных личных окончаниях глаголов.

знакомство с условиями проявления и признаками орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных е-и в зависимости от соотнесенности глагола с определенным спряжением

8-9

неделя

34-35

Упражнения в написании личных окончаниях глаголов.

наблюдение за правописанием ударных и безударных окончаний глаголов, закрепление умения применять правило при правописании окончаний глаголов.

9 неделя

36-37

Проверочная работа и её анализ.

решение орфографических задач;

выявление индивидуальных затруднений, отработка определения изученных форм частей речи, грамотного употребления форм слов в речи

9-10

неделя

38-39

Гласные Е-И в безударных личных окончаниях глаголов.

наблюдение за правописанием глаголов-исключений, закрепление умения применять правило при правописании окончаний глаголов

10 неделя

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок-тренинг.

 

упражнения в анализе предложений со стороны структуры их главных членов, в выборе гласных в безударных личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

наблюдение за правописанием ударных и безударных окончаний глаголов, закрепление умения применять правило при правописании окончаний глаголов

10 неделя

41

Общие сведения о формах времени глаголов.

закрепление умения применять правило при правописании окончаний глаголов.

11 неделя

42

Выражение сказуемого «повелительными» формами в побудительных предложениях.

наблюдение над признаками побудительных предложений, над выражением сказуемых «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях, глаголами прошедшего времени с частицей бы в условных предложениях

11 неделя

43-44

Свободный диктант и его анализ (с. 90 № 1).

обучение воспроизведению содержания текста, воспринимаемого на слух, по мини-частям (близко к исходному тексту);

работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами

11 неделя

45

Творческое списывание (с. 90-91 № 3, 4, 5).

демонстрация уровня приобретенных   знаний и умений.

12 неделя

46

Повторение, обобщение изученного.

упражнение в выборе гласных в безударных личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения

12 неделя

47

Развёртываем, распространяем мысли…

(18 часов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используем второстепенные члены предложения.

анализ строения предложений, наблюдение за развертыванием мысли в словосочетаниях и предложениях, упражнения в дополнении предложений второстепенными членами

12 неделя

48-49

Падежные формы склоняемых частей речи (повторение).

наблюдение над ролью падежных форм имен существительных и прилагательных в предложениях, упражнения в составлении предложений с учетом форм частей речи

12-13

неделя

50-51

Однородные подлежащие и сказуемые.

наблюдение за строением предложений, связью однородных членов, обобщение и формулирование отличительных признаков однородных членов

13 неделя

52-53

Однородные второстепенные члены предложения.

наблюдение над различными по строению предложениями, анализ моделей предложений, подбор предложений под модель

13-14

неделя

54-55

Знаки препинания при однородных членах предложения.

наблюдение над предложениями с союзами, знакомство с пунктуационными особенностями таких предложений, решение пунктуационных задач

14 неделя

56

Решение общих пунктуационных задач.

Самостоятельная работа.

закрепление знаний об особенностях пунктуации в предложениях с однородными членами, списывание предложений и текстов, составление моделей предложений

14 неделя

57

Строение текстов разных типов.

Подготовка к изложению.

Анализ и сравнение текстов разных типов, их описаний, выделение существенных признаков

15 неделя

58-59

Изложение и его анализ (с. 124 № 1)

работа над восприятием (пониманием) содержания текста и воспроизведение его близко к тексту с опорой на предварительно самостоятельно составленный план;

анализ созданных текстов с точки зрения их соответствия нормам русского языка

15 неделя

60

Осложнённое списывание текста (с. 121 № 3).

демонстрация уровня приобретенных   знаний и умений

15 неделя

61

Контрольная работа за 2 четверть.

демонстрация уровня приобретенных навыков и умений

16 неделя

62

 

 

 

Анализ контрольной работы работа над ошибками.

индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами

16 неделя

63-64

Повторение, обобщение изученного.

упражнения в применении изученных пунктуационных и орфографических правил.

16 неделя

65

Части речи, их формы и правописание (47 часов)

 

 

 

Слово как часть речи.

повторение изученных частей речи, определение частей речи в предложениях, наблюдение за строением предложений, текстов

17 неделя

66

Изменение частей речи по числам и родам.

повторение о частях речи, имеющих форму числа, изменение частей речи по числам;

повторение о частях речи, имеющих форму рода, определение родовой принадлежности имен существительных и прилагательных;

повторение форм числа личных местоимений, наблюдение над случаями изменения корня слова во множественном числе (ребенок-дети, я – мы и т.п.).

17 неделя

67

Урок-тренинг.

Контрольный словарный диктант №2.

упражнения в определении форм числа и рода имен существительных и личных местоимений

17 неделя

68

Спряжение и склонение.

повторение о формах глагола, роли глаголов в речи, классификация глаголов по форме;

повторение о спряжении глагола как изменении по лицам и числам, использование правильных форм глаголов в речи;

повторение о склонении слов, расширение лексического запаса

17 неделя

69-70

Имена существительные 1, 2, и 3 склонений.

наблюдение за общими признаками склонения имен существительных разного рода, классификация слов по общим признакам, знакомство с типами склонения имен существительных;

наблюдение за окончаниями существительных с мягкой и твердой основой, упражнения в определении типа склонения имен существительных

18 неделя

71-72

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.

наблюдение за орфограммами в словах, способами их проверки, классификация орфограмм по способу проверки;

упражнения в правописании безударных окончаний существительных в зависимости от типа склонения.

18 неделя

73-74

Проверочный диктант «Правописание безударных падежных окончаний в ед.ч.» и его анализ (с. 89 № 4).

демонстрация уровня приобретенных навыков и умений;

анализировать свои ошибки, применять алгоритмы действий и изученные правила при решении орфографических задач

19 неделя

75-76

Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе.

выбор способа проверки безударных окончаний существительных во множественном числе

19 неделя

77-78

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.

упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

20 неделя

79

Уроки-тренинги.

упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных

20 неделя

80

Повторение, обобщение изученного.

упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных

20 неделя

81-82

Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа.

повторение роли прилагательных в речи, взаимосвязи с существительными, наблюдение за склонением имен прилагательных;

наблюдение за правописанием ударных и безударных окончаний имен прилагательных в косвенных падежах, обобщение, вывод алгоритма правописания;

21 неделя

83-86

Проверка безударные падежные окончания имён прилагательных.

применение алгоритма правописания безударных окончаний имен прилагательных с опорой на таблицу окончаний;

упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных и прилагательных

21-22

неделя

87

Закрепление. Самостоятельная работа.

упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных и прилагательных

22 неделя

88-89

Правописание падежных форм личных местоимений.

наблюдение за формами личных местоимений в косвенных падежах, в т.ч.  с предлогами, упражнения в склонении личных местоимений

22-23

неделя

90-93

Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение).

тренировка в склонении и употреблении личных местоимений, знакомство с формами притяжательных местоимений (без термина);

анализ текста поздравления;

написание собственного текста по образцу

23-24

неделя

94

Урок-тренинг.

обобщение темы о склоняемых частях речи, упражнения в правописании безударных окончаний склоняемых частей речи

24 неделя

95-96

Краткое изложение и его анализ (с.94 №1).

кратко передавать содержание текста;

индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами

24

неделя

97

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение)

наблюдение за ролью самостоятельных и служебных частей речи, знакомство с термином «морфология», морфологический разбор имени существительного

25 неделя

98

Формы имён прилагательных.

сравнение полной и краткой формы прилагательного, характеристика кратких прилагательных, сравнение употребления в речи похожих по звучанию прилагательных (бархатный, бархатистый)

25 неделя

99-100

Творческая работа и её анализ (с. 95 № 2, 3).

демонстрация уровня приобретенных навыков и умений;

индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами

25 неделя

101

Контрольная работа за 3 четверть.

демонстрация уровня приобретенных навыков и умений

26неделя

102

 

 

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами

26

неделя

103

Знакомство с именами числительными.

знакомство с именами числительными

26 неделя

104

Морфологический разбор прилагательного. Причастие.

знакомство с причастием как особой частью речи, включающей признаки глагола и прилагательного, морфологический разбор прилагательного.

26 неделя

105

Морфологический разбор глагола. 

Наречие – признак действия.

выделение новых частей речи – наречий, определение их особенностей, морфологический разбор глагола

27 неделя

106

Глаголы и деепричастия.

Наблюдение за переносным смыслом глаголов, знакомство с деепричастиями как специальной формой глагола и их грамотным употреблением в речи

27 неделя

107

Частицы – служебные части речи.

обобщение признаков служебных частей речи, знакомство с частицами, их ролью в речи, выделение частиц в предложениях

27 неделя

108

Предлоги, союзы – служебные части речи.

отличать частицы, предлоги, союзы от других служебных частей речи, рассказывать об их роли в языке и речи

27 неделя

109-110

Проверочный диктант и его анализ.

демонстрация уровня приобретенных навыков и умений;

индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами

28 неделя

111

Повторение, обобщение изученного.

упражнения в различении предлогов и приставок, правописании слов с предлогами и приставками. Знакомство с междометиями, звукоподражаниями, этикетными словами

28 неделя

112

Используем средства языка в речи (повторяем, систематизируем) (25 часов)

Слово. Называть, обозначать, давать имя.

обобщение о роли речи в жизни человека, способах выражения мыслей и чувств в речи

28 неделя

113

Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог.

наблюдение за лексическим значением слов в контексте, применение словарей для уточнения лексического значения слова, знакомство с формами речи – диалогом и монологом

29 неделя

114

Лексическое и грамматическое значение слова.

повторение и обобщение о лексическом значении слова, многозначности слов, их грамматических признаках

29 неделя

115-116

Правописание слов.

повторение изученных правил проверки орфограмм в различных частях слова в зависимости от части речи, выделение и обобщение закономерностей; упражнения в применении изученных орфографических правил

29 неделя

117

Предложение. Текст. Контрольный словарный диктант № 3.

повторение о строении речи и языка, роли синтаксических единиц в речи

30 неделя

118

Распространение мыслей в предложении и тексте.

повторение о главных и второстепенных членах предложения, упражнения в распространении предложений

30 неделя

119

Связи частей и предложений в тексте.

повторение о словосочетании, решение орфографических задач

30 неделя

120

Составление инструкции как разновидности текста-повествования.

знакомство с новыми видами текстов-повествований, наблюдение за строением текстов-инструкций, рецептов

30 неделя

121

Композиция (построение) текста.

наблюдение за строением текста-повествования, рассуждения, описания; выделение смысловых частей (вступление, завязка, развязка, заключение),

31 неделя

122

Описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

знать особенности построения текста-описания, создавать собственные творческие работы на заданную тему, грамотно строить высказывания

31 неделя

123

Повторение, обобщение изученного.

обобщение и закрепление знаний о частях речи, орфограммах в различных частях слова

31 неделя

124

Контрольное списывание текста с учебника.

применение навыков внимательного чтения и списывания; проверка уровня графической и орфографической зоркости

31 неделя

125

Предупредительный или объяснительный диктант (с. 126 № 12).

подготовка к записи текста на слух

32 неделя

126-127

Контрольный диктант и его анализ (с. 124 – 126).

демонстрация уровня приобретенных навыков и умений;

индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами

32 неделя

128-129

Комплексная работа (с.127 № 13). Анализ работы.

проверка уровня сформированности предметных и метапредметных умений по разным учебным дисциплинам

32-33 неделя

130

О роли языка в жизни человека.

обобщение о значении знания языка в жизни человека, историческом развитии языка

33 неделя

131

Контрольная работа за год.

проверка уровня сформированности предметных и метапредметных умений

33 неделя

132

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

индивидуальная работа с выявленными проблемами, закрепление навыков записи слов с орфограммами

33 неделя

133

Повторение правил составления письма.

анализ текста письма, составление памятки по этикету написания писем, повторение основных правил создания текста письма; написание текста письма с соблюдением правил этикета и культуры речи

34 неделя

134

Друзья мои – книги (составление отзыва о прочитанной книге).

демонстрация уровня приобретенных навыков и умений; составление рассказа о любимой книге по готовому алгоритму с опорой на образец

34 неделя

135-136

Проект.

Комплексное повторение, обобщение изученного.

презентация проектов; взаимооценка в соответствии с критериями оценки

34 неделя

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

У выпускника будут сформированы:

·         Осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

·         восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

·         осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

·         внимание к мелодичности народной звучащей речи;

·         положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

·         способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи, способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе;

·         знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

·         ориентация в нравственном содержании, смысле собственных поступков и поступков других людей.

Выпускник получит возможность для формирования:

·         внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

·         выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·         чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

·                 эстетических чувств на основе выбора языковых среде при общении;

·                 личностного смысла учения для определения дальнейшего образовательного маршрута;

·                 способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;

·                 способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

·                 ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Выпускник научится на доступном уровне:

·         принимать и сохранять учебную задачу, осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

·         ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания, осуществлять выбор задания, основываясь на своём целеполагании;

·         самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;

·         различать способ и результат действий: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения;

·         выполнять учебные   действия   в   материализованной, громкоречевой и умственной форме;

·         выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки;

·         распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;

·         руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

·         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, само и взаимопроверку и взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оказывать взаимопомощь;

·         оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;

·         адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

·         вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач на основе оценки и учёта сделанных ошибок, редактировать устные и письменные высказывания;

·         ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать её.

Выпускник получит возможность научиться:

·         в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·         проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·         самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации;

·         планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;

·         регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.

 

Познавательные

Выпускник научится:

·         предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников;

·         ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

·         использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; строить модели слов (звуко-буквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе с однородными членами предложения);

·         ориентироваться на разные способы и приёмы решения орфографических задач;

·         дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

·         находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

·         осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

·         классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

·         устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать приёмы и общий способ проверки орфограмм в словах, осваивать новые приёмы, способы;

·         передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

·         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·         осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·         создавать и преобразовывать модели (схемы) языковых средств;

·         строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, самостоятельно делать выводы;

·         осуществлять сравнение, сериацию и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·         осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения орфографических и пунктуационных задач.

 

Коммуникативные

Выпускник научится:

·         адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач;

·         строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), передавая содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций;

·         понимать тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты;

·         высказывать оценочное суждение о свою точку зрения о прочитанном тексте;

·         обнаруживать пробелы в информации, находить пути восполнения этих пробелов;

·         владеть диалоговой формой речи, в том числе, дистанционного общения;

·         формулировать собственное мнение и позицию;

·         отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании;

·         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к общему решению при работе в пар, в группе;

·         строить речевое высказывание с позиции передачи информации, доступной для понимания слушателем;

·         оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

·         соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Выпускник получит возможность научиться:

·         сопоставлять различные точки зрения;

·         с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·         аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

·         при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, содействовать разрешению конфликтов;

·         адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

·         выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

Содержательная линия «Система языка»

 

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

·         различать звуки и буквы;

·         различать и характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

·         использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях учебника.

Выпускник получит возможность научиться:

·         производить звуко-буквенный анализ слов простой звуковой структуры;

·         пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нём для упорядочивания слов и поиска нужной информации в различных словарях.

 

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

·         соблюдать произносительные нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

·         при сомнении в правильности при постановке ударения или произношения слова находить ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

 

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

·         различать изменяемые и неизменяемые слова;

·         различать однокоренные слова и формы слова;

·         находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами корень, окончание, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

·         выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

·         использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

 

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

·         выявлять слова, значение которых требует уточнения;

·         определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

·         подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

·         подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

·         различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

·         определять значения многозначных слов по словарику;

·         оценивать уместность использования слов в тексте;

·         выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

 

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

·         распознавать грамматические признаки слов;

·         по совокупности грамматических признаков (что называет, на какие вопросы отвечает) относить слова к определённой группе основных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);

·         определять: формы единственного и множественного числа имён существительных, имён прилагательных, глаголов; форму времени глаголов; род имён существительных и форму рода имён прилагательных и глаголов прошедшего времени; тип склонения имён существительных, форму падежа имён существительных и прилагательных.

Выпускник получит возможность научиться:

·         проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

·         находить в тексте личные местоимения, определять значение лица и форму падежа личных местоимений;

·         находить в тексте наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

 

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

·         различать слово, словосочетание, предложение и текст;

·         устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

·         осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

·         классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения;

·         определять восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения;

·         находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

·         выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

·         различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;

·         выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

·         различать простые и сложные предложения.

 

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

·         применять правила правописания (в объёме содержания курса), определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

·         использовать при записи небуквенные графические средства: пробел, знак переноса, абзац;

·         использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от их местонахождения в слове;

·         использовать знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединённых перечислительной интонацией, союзами

·         безошибочно списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом 80 – 90 слов, писать под диктовку тексты в 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

·         проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

·         осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

·         подбирать примеры с определённой орфограммой;

·         при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

·         при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

 

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

·         оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

·         соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

·         выражать собственное мнение и аргументировать его;

·         понимать прочитанное при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;

·         осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

·         осознавать признаки текста как более объёмного высказывания;

·         самостоятельно выделять основную мысль текста, озаглавливать текст;

·         составлять план текста;

·         распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

·         сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

·         создавать тексты по предложенному заголовку;

·         подробно или выборочно пересказывать текст, воспроизводить содержание текста, оформляя запись в соответствии с изученными правилами;

·         пересказывать текст от другого лица;

·         составлять устные и письменные рассказы на определённую тему с использованием разных типов речи:: описание, повествование, рассуждение;

·         анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

·         корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

·         анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями, соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложения) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

·         соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (смс-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

·         Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. Москва. Астрель. 2013 г.

·         Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. Москва. Астрель. 2018.

·         Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. Рабочая программа. 1 – 4 класс. Москва. Дрофа-Астрель. 2017.

·         Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык». Москва. Астрель. 2015.