Рабочая программа «Занимательная математика»
учитель МАОУ «СОШ № 124» г. Перми
Вахрушева Татьяна Фёдоровна
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры. Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся.
Задачи программы:
1. Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики.
2. Развивать психические познавательные процессы.
3. Формировать навыки творческого мышления.
4. Развивать умение решать нестандартные задачи.
5. Формировать и развивать коммуникативные умения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлѐнности, умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приѐмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием; - контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Формы и режим занятий.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Математические игры:
«Весѐлый счѐт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками, «Чья сумма больше?», «Лучший счетовод»,
«Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения», «Волшебная палочка», «Лучший счѐтчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Магазин», «Какой ряд дружнее?», игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Тема занятия |
Основное содержание каждой темы |
Виды учебной деятельности |
1. |
Математика – царица наук. |
Значение математики в жизни людей и общества. Применение математики в разных сферах деятельности человека. |
Выступление учителя. Обсуждение в группе «Математика в жизни людей». |
2. |
Как люди научились считать. |
Правила счета у древних людей. Отношение «много» и «один». Счет – требование жизни. |
Беседа. Рассказ учителя. Практическая работа в парах. Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой. |
3. |
Как люди научились записывать цифры. |
Способы записывать числа. Запись чисел у разных народов. |
Рассказ учителя. Игры «Сколько», «Поставь числа». |
4. |
Все началось с пятерни. Первобытный «компьютер», который всегда с нами. |
Первые пять цифр – самые главные. Ручной счет разных народов. |
Творческая работа. Игры: «Правильно расставь вагоны», «Рисунок и число» |
5. |
Геометрия вокруг нас. |
Геометрические фигуры. Из истории круга. Квадрата, треугольника. |
Инсценировка «Круг и треугольник». Игра «Танграм» |
6. |
Игра – занятие «Путешествие по стране МАТЕМАТИКА» |
Пространственные представления. Геометрические фигуры. |
Математические лабиринты. Инсценировки. Магические квадраты. |
7. |
Развивающие игры. Путешествие по стране «Красная Шапочка» |
Решение математических закономерностей. |
Лабиринты. Закономерности. Графические диктанты. Игры: «Что изменилось», «Найди то что спрятано» |
8. |
Цифра ноль. История открытия ноля. |
Загадочная и необычная цифра, которой обозначают отсутствие чего – либо. |
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Игры «Число и цифру я знаю» |
9. |
Экскурс в историю чисел. |
История чисел от 1 до 10. |
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Математические цепочки. |
10. |
История возникновения знаков «+», «-», «=». |
Откуда в тетрадках и учебниках появились простые знаки «+», «-», «=». |
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
11. |
История линейки. |
Линейке исполнилось 220 лет. |
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
12. |
Праздник от 1 до 10. |
Обобщение знаний о числах. |
Представление – презентация «От 1 до 10». Чтение стихов, разыгрывание сценок, решение веселых задач. |
13. |
Внеклассное занятие «Кто нам в школе помогает: чертит, пишет и стирает?» |
Знакомство со школьными принадлежностями: циркуль, ручка, линейка, карандаш. Ластик. |
Инсценировки, сообщения детей, разгадывание загадок, чтение стихотворений. |
14. |
Математические игры. |
Обобщение знаний о числах. |
Игры: «Бегущие минутки», «Угадай фигуру», «Угадай-ка». |
15. |
Математические ребусы. |
Задания на развитие математического представления. |
Ребусы. Работа в парах и группах. |
16. |
Заседание Клуба знатоков математики. |
Отношения «больше», «меньше», «равно». Знаки операций сложения и вычитания. |
Математический диктант, игра «Рыбалка». Математическая эстафета. |
17. |
Математический КВН. |
Участие в конкурсах с математической направленностью. |
Конкурсы «Сосчитай треугольники», «Бой скороговорок», «Театрализованный» |
18 |
История игры «Танграм». |
История игры «Танграм» |
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. Складывание фигурок. |
. |
|
|
|
19. |
Задачи в стихах. |
Решение занимательных задач в стихах. |
Самостоятельное решение. Работа в группах. Индивидуальная работа. |
20. |
Математические сказки. |
Как родилась линия? Приключения точки. |
Упражнения в черчении разных отрезков, сравнение по длине. |
21. |
Час веселой математики. |
Участие в математических конкурсах. |
Конкурсы «Кто решит раньше», «Таблица сложения», «Не собьюсь», «По порядку номеров», «Узнай свое число». |
22. |
Математический бой. |
Участие в дидактических играх соревновательного характера. |
Игры: «В какой дом отнести телеграмму», «Найди себе пару», «Угадай место игрушки», «Воздушные шары». |
23. |
Проект «Создание задачника по математике» |
Подбор задач о животных и растениях нашего края. |
Работа в группах и парах. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
24. |
Решение олимпиадных задач. |
Задачи повышенной сложности. |
Коллективная работа. Работа в группах и парах. |
25. |
Математика и профессии людей. |
Знакомство с профессиями людей. |
Презентация – проект «Профессии и математика» |
26. |
Знакомьтесь: ПИФАГОР! |
Вклад Пифагора в развитие математики. |
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
27. |
Математические цепочки. |
Решение математических цепочек. |
Работа в парах и группах. |
28. |
Знакомьтесь: АРХИМЕД! |
Вклад Архимед в развитие математики. |
Рассказ учителя. Работа с энциклопедической и справочной литературой. |
29. |
Практикум «Подумай и реши» |
Сложение и вычитание чисел, решение задач. |
Самостоятельная работа, решение задач и выражений на заданные темы. Игра «Лучший счетчик» |
30. |
Игра «Самый внимательный» |
Закрепление навыков сложения и вычитания через игру. |
Коллективная работа |
31. |
Общественный смотр знаний |
Решение математических заданий. |
Веселый задачи, решение примеров, математические квадраты. |
32- 33 |
Математический КВН. |
|
Литература:
1. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.
2. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс» Москва «Просвещение»1985г
3.Волкова С.И., ПчелкинаО.Л. Математика и конструирование в 1 классе. –М.:Просвещение, 1993.
4.Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 классе. –М.:Новая школа, 1997.
5. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. – С.:Лицей, 2000.
6. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М.:Просвещение, 1975.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.