Управление образования города Батайска
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр развития детей и юношества на основе инновационных технологий»
(МБУ ДО «ЦИТ»)
ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического/ методического совета протокол от «20» ноября 2024 № 2
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ЦИТ» _______________Н.В. Кузьменко |
Приказ от «20» ноября 2024 № 119 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
«Занимательная робототехника»
Подвид программы: краткосрочная
Уровень программы: базовый
Целевая группа (возраст): 4 – 6 лет
Срок реализации: 16 часов
Форма обучения: очная
Разработчик: Виноградова Наталья Юрьевна педагог дополнительного образования
г. Батайск
2024
СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ....................................3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)..........3
1.2. Цель и задачи программы...........................................................................6
1.3. Содержание программы..............................................................................7
Учебный план...............................................................................................7
Содержание учебного плана.......................................................................7
1.4. Планируемые результаты............................................................................8
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ..........................9
2.1. Календарный учебный график.........................................................................9
2.2.Условия реализации программы.....................................................................9
2.3.Методическое обеспечение.............................................................................10
2.4.Формы аттестации............................................................................................10
2.5.Диагностический инструментарий( оценочные материалы).......................12
2.6. Рабочая программа воспитания. Календарный воспитательный план работы…………………………………………………………………………….12
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................15
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................................17
Приложение 1.....................................................................................................17
Приложение 2.....................................................................................................18
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту«Образование» от 07.12.2018 № 3.
6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации от 30.11.2016 № 11.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
11. Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно- технологического и культурного развития страны»).
18. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
19. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
20. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020
№ 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
21. Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 01.08.2023 № 718 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ в Ростовской области».
22. Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.08.2023 № 724 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской области.
Направленность Образовательная программа «Занимательная робототехника» имеет техническую направленность и ориентирована на научно-техническую подготовку дошкольников, формирование творческого мышления, расширение словарного запаса и развития мелкой моторики.
Актуальность развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий.
Развитие образовательной робототехники в России сегодня идет в двух направлениях: в рамках общей и дополнительной системы образования.
Реализация Образовательная робототехника позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная с дошкольного возраста, дает возможность создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем.
В настоящее время в образовании применяют различные робототехнические комплексы, одним из которых является конструктор LEGO. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет дошкольникам в форме игры исследовать основы механики.
Сборка и построение модели позволяет ребятам самостоятельно освоить целый набор знаний из разных областей, в том числе робототехники, механики, что способствует повышению интереса к быстроразвивающейся науке робототехнике.
Программой предусмотрена возможность участия в олимпиадах, конкурсах и т.д.
Адресат программы:
Программа адресована детям от 4 до 6 лет
Программа будет полезна и интересна детям, которые интересуются современными компьютерными технологиями и хотят в будущем приобрести престижную профессию в сфере IT-инженерии.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная робототехника» – 16 часов. На реализацию учебного материала данной образовательной программы учебным планом отведено – 12 часов (4 часа на теоретические занятия, 12 часов на выполнение практических заданий);
Организационные формы обучения:
· Групповая;
· Парная;
· Индивидуальная.
в разновозрастных группах.
Используются различные виды занятий: лекции, проекты, деловая и ролевая игра, «мозговой штурм», олимпиады, творческий отчет, тренинг и др.
Форма обучения - очная.
Уровень программы - базовая.
Особенности организации образовательного процесса:
форма реализации образовательной программы – традиционная.
Режим занятий:
16 часов - 2 раза в неделю, по 2 академических часа продолжительностью по 30 минут, перерыв 10 минут;
При выполнении практических работ за компьютером, через каждые 15 минут работы предусмотрен отдых, учащимися выполняется разминка или гимнастика для снятия утомления. Занятия состоят из теоретической и практической части без использования компьютера, и практическую, с использованием компьютера. Для снятия утомления организуются физкультминутки, выполняется гимнастика (Приложение 1, Приложение 2).
1.2. Цель и задачи
Цель:
· Создание условий для формирования у учащихся теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования;
· Развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка;
· Формирование ранней профориентации.
Задачи:
образовательные (предметные)
1. Формировать умение работать с конструктором LEGO.
2. Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
развивающие (метапредметные):
· информатика;
· математика;
· технология.
воспитательные (личностные):
1. Воспитывать у ребят чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники;
2. Воспитывать высокую культуру труда учащихся;
3. Воспитывать смекалку учащихся, находчивость, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.
4. Научить учащихся работать в группах.
Количество детей в группе:
16 часов обучения – не более 10 человек.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Таблица 1
№ п/п |
Раздел программы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Форма /аттестации контроля/ дистанционная |
1 |
Роботы вокруг нас. |
4 |
2 |
2 |
Практическая работа-соревнование |
2 |
Основы механики и конструирования с Lego |
12 |
2 |
10 |
Практическая работа. Итоговый проект |
|
Итого |
16 |
4 |
12 |
|
Содержание учебного плана.
Модуль 1. Роботы вокруг нас. (2 часа)
1. История робототехники.
2. Виды роботов, области применения. Техника безопасности на рабочем месте.
Практика:
1. Фантазийный рисунок на тему, «Какие бывают роботы».
2. Игра – викторина «Робот».
Модуль 2. Основы механики и конструирования с Lego (12 часов)
Практика.
1. Состав, перечень деталей.
2. Механические конструкции.
3. Создание первых конструкций улитка.
4. Создание первых конструкций вентилятор.
5. Зубчатая передача.
6. Ножничный механизм.
7. Ударно-вращательный механизм.
8. Формула 1 болид.
9. Электромобиль - 1.
10. Электромобиль - 2.
11. Тест-драйв.
12. Итоговая работа Робо-мобиль.
1.4. Планируемые результаты
· Ожидаемый результат по образовательному компоненту программы: по завершении курса обучающийся научится работать с конструктором LEGO;
· Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы: курс будет способствовать развитию алгоритмического мышления;
· Ожидаемый результат по воспитательному компоненту программы: будет сформирован у учащихся интерес к профессиям, связанным с конструированием.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
Год обучения (уровень) |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год |
2025г. |
2026 г. |
4 |
8 |
16 часов 4 часа в неделю |
2 раза в неделю по 2 час |
2.2. Условия реализации программы
Материально-технические обеспечение
Для проведения занятий необходим кабинет с вычислительной техникой, а также:
● Ноутбук со встроенными динамиками и установленным необходимым программным обеспечением (для педагога)
● Ноутбуки с встроенными динамиками и установленным необходимым программным обеспечением (для детей)
● Проектор
● МФУ (принтер, сканер. ксерокс)
● Интерактивная доска
● Наличие доступа в сеть Интернет по технологии Wi-Fi
● Парты
● Стулья
● Шкафы для хранения методического и дидактического материала
● Наглядные пособия
● Операционная система – Windows 8, Windows 10.
● Персональный компьютер – 10 шт.
● Конструктор ПервоРобот.
● Электронный конструктор Робототехника машины. – 10 шт.
● Ресурсный набор конструктора – 8 шт.
● Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем и др.).
● Браузер (входит в состав операционных систем или др.)
● Программа для просмотра pdf-файлов
● Акустические колонки
● Наушники
Кадровое обеспечение.
Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная робототехника» осуществляет педагог дополнительного образования Виноградова Наталья Юрьевна, образование – среднее специальное, квалификационная категория - высшая.
2.3. Методическое обеспечение.
· http://mon.gov.ru Министерство образования и науки Российской Федерации.
· http://www.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений.
· http://www.junior.ru/wwwexam/ Тесты по информатике и информационным технологиям
· http://ya-uznayu.ru/Детская энциклопедия «Хочу все знать!»
· http://chudo-udo.org/ Детский развивающий портал
· https://iqsha.ru/ Детский образовательный ресурс
· http://www.infoznaika.ru/ Сайт олимпиады «Инфознайка»
· http://konkurskit.org/ Сайт олимпиады «КИТ»
· https://solncesvet.ru/ Международный педагогический портал
· http://www.coderussia.ru/ Сайт информационного проекта «Час кода»
· https://learningapps.org/createApp.php LearningApps создаём интерактивные упражнения для проверки знаний.
· infourok.ru Официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты...
Образовательный процесс осуществляется в очной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В образовательном процессе используются следующие методы:
· объяснительно-иллюстративный;
· метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её самостоятельно или группой);
· проектно-исследовательский;
· наглядный (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм; использование технических средств; просмотр видеоматериалов);
· практический (практические задания; анализ и решение проблемных ситуаций и т. д.).
Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся к освоению содержания модуля, степени сложности материала, типа учебного занятия. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей.
Методы воспитания:
· мотивация;
· убеждение,
· поощрение,
· упражнение,
· стимулирование,
· создание ситуации успеха и др.
Формы организации образовательного процесса:
· индивидуальная;
· групповая.
Формы проведения занятия:
В образовательном процессе помимо традиционного учебного занятия используются многообразные формы, которые несут учебную нагрузку и могут использоваться как активные способы освоения детьми образовательной программы, в соответствии с возрастом обучающихся, составом группы, содержанием учебного модуля:
· беседа,
· лекция,
· практическое занятие,
· защита проектов,
· тестирование.
Педагогические технологии:
· индивидуализации обучения;
· группового обучения;
· коллективного взаимообучения;
· дифференцированного обучения;
· разноуровневого обучения;
· проблемного обучения;
· развивающего обучения;
· дистанционного обучения;
· игровой деятельности;
· коммуникативная технология обучения;
· коллективной творческой деятельности;
· решения изобретательских задач;
· здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающая деятельность реализуется:
· через создание безопасных материально-технических условий;
· через включение в занятие динамических пауз, периодической смены деятельности обучающихся;
· через контроль педагога за соблюдением обучающимися правил работы за ПК;
· через создание благоприятного психологического климата в учебной группе в целом.
2.4. Формы аттестации
Формы, способы и средства проверки результатов обучения
Применяются следующие формы контроля:
· Наблюдение,
· Беседа,
· Устный
· Письменный опросы,
· Тестирование,
· Практические работы,
· Творческие проекты.
По итогу учащиеся выполняют итоговый проект.
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы).
Модуль 1. Роботы вокруг нас. (4 часа) (Приложение 1)
Модуль 2. Основы механики и конструирования с Lego (12 часов) (Приложение 2)
Методическое обеспечение:
· Карточки-задания по темам;
· Ребусы, кроссворды, загадки;
· Олимпиадные задания («Эйнштейн», «КИТ», «Час кода», «Урок Цифры», «Ступенька»);
· Компьютерные презентации по темам;
· Интерактивные задания по РОБОТОТЕХНИКЕ;
· Клавиатурный тренажер;
· Обучающие видеоролики ПРО-Роботов.;
· Обучающие видеоролики безопасности в сети;
2.6. Рабочая программа воспитания.
Календарный план воспитательной работы
Цель воспитательного процесса обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни.
Задачи воспитательного процесса
· способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
· развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
· способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
Планируемые результаты
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.
Приоритетные направления воспитания
1. Гражданско-патриотическое воспитание: формирование патриотических и ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине.
2. Духовно-нравственное воспитание: формирование ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики, о духовных ценностях народов России.
3. Художественно-эстетическое воспитание: формирование характера и нравственных качеств, развитие хорошего вкуса и поведения.
4. Спортивно-оздоровительное воспитание: содействие здоровому образу жизни.
5. Трудовое и профориентационное воспитание: формирование знаний и представлений о трудовой деятельности, выявление творческих способностей и профессиональных направлений обучающихся.
6. Воспитание познавательных интересов: формирование потребности в приобретении новых знаний, интереса к творческой деятельности.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия.
При организации и проведении воспитательных мероприятий в объединении «Занимательная робототехника» применяются традиционные технологии:
· критическое мышление;
· здоровьесберегающие;
· ситуации успеха;
· личностно-ориентированная;
· дискуссии
Календарный план воспитательной работы
объединения «Занимательная робототехника» на 2025-2026 учебный год
Педагог дополнительного образования Виноградова Наталья Юрьевна
Календарный план воспитательной работы
Таблица 3
№ п/п |
Название мероприятия, события |
Цель |
Краткое содержание |
Форма проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 |
День программиста в России |
Знакомство с историей возникновения профессии. |
|
Беседа, презентация |
в теч. года |
Виноградова Н.Ю. |
2 |
День информатики в России |
привлечь внимание ребят к событию государственного значения и сформировать представление о важной роли информатики в жизни каждого человека. |
|
Беседа, тренажер Урок цифры |
в теч. года |
Виноградова Н.Ю. |
3 |
Международный день безопасного интернета |
обеспечение информационной безопасности обучающихся в сети Интернет. |
|
Беседа, правила безопасности в сети интернет |
в теч. года |
Виноградова Н.Ю. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. К книге прилагается компакт – диск с видеофильмами, открывающими занятия по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – Москва: Просвещение, 2011. –159 С.
3. Игнатьев, П.А. Программа курса «Первые шаги в робототехнику» [Электронный ресурс]: персональный сайт – www.ignatiev.hdd1.ru/informatika/lego.htm – Загл. с экрана
4. Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие)
5. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2017.
6. Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.
7. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 2016.
8. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н.Хижнякова, Н.М. Малыгина, – Ставрополь: СКИПКРО, 2019 )
9. Технология и физика. Книга учителя LEGO Education WeDo (электронное пособие)
10. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2017 г.
11. Интернет ресурсы
Список литературы для учащегося
1. Автоматизированное устройство. ПервоРобот. Книга для учителя. по теме. LEGO WeDo, - 177 с., илл.
2. Аревшатян А. Lego. Книга идей.- М.: Эксмо, 2019
3. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 2018.
Интернет-ресурсы
1. Живой журнал LiveJournal - справочно-навигационный сервис.
2. Статья ««Школа» Лего-роботов» / / Автор: Александр Попов. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный.
3. http://russos.livejournal.com/817254.html,— Загл. с экрана
4. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: , свободный http://robotics.ru/.— Загл. с экрана.
5. http://www.lego.com/education/
Приложение 1
Модуль 1. Роботы вокруг нас.
Приложение 2
Модуль 2. Основы механики и конструирования с Lego (12 часов)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.