Программа занятий педагога-психолога с детьми ОВЗ(ЗПР) 9 класс

  • docx
  • 14.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа 9д ЗПР.docx

Программа коррекционно – развивающих занятий  «Я другой»

для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психических процессов)

9 класс

Пояснительная записка

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема особенно остро стоит перед педагогами, которые на своих уроках решают задачу интеграции учебных предметов для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в адаптации к окружающему миру, восприятию пространства и времени, зрительно-моторной координации, у них нарушены базовые познавательные функции, отчего страдают: память, внимание и все мыслительные операции.

В последнее время количество детей, нуждающихся в системном психолого-педагогическом сопровождении неуклонно растет. Это во многом связанно с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие, слабовидящие, дети с речевыми и двигательными нарушениями,  дети с задержкой психических процессов, дети с расстройствами аутистического спектра и т.д.). Дети данной категории отличаются особенностями развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Это и низкий уровень познавательной активности, незрелость школьной мотивации, сниженная способность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, недостаточная сформированность интеллектуальных операций. Очень часто у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются незрелость эмоционально-волевой сферы: импульсивность, несоответствие эмоций социальным нормам и требованиям, отсутствие возможности длительное время выполнять непривлекательные задания. Эмоционально-волевая незрелость может проявляться в интеллектуальной недостаточности следующих функций: внимания, восприятия, памяти, мышления, речи.

Данная программа для детей с ОВЗ с задержкой психических процессов (далее ЗПР) 9-х классов.

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм  психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых, а также психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья,   дети с задержкой психического развития  составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.   

 Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами поведения и эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими.

Характерной особенностью подросткового периода становится развитие форм понятийного мышления, усложняются используемые коммуникативные средства и способы организации учебного сотрудничества в отношениях с учителями и сверстниками. Акцент в коммуникативной деятельности смещается на межличностное общение со сверстниками, которое приобретает для обучающегося подросткового возраста особую значимость. В личностном развитии происходят многочисленные качественные изменения прежних интересов и склонностей, качественно изменяются самоотношение и самооценка в связи с появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний.

У обучающихся с ЗПР подросткового возраста часто наблюдаются признаки личностной незрелости, многие из них чрезмерно внушаемы, не способны отстаивать собственную позицию. Особые сложности могут создавать нарушения произвольной регуляции: для школьников часто характерны импульсивные реакции, они не могут сдерживать свои стремления и порывы, не контролируют проявления эмоций, склонны к переменчивости настроения. В целом у всех обучающихся с ЗПР отмечается слабая способность к волевым усилиям, направленным на преодоление учебных и иных затруднений. Не сформированы внутренние критерии самооценки, что снижает их устойчивость к внешним негативным воздействиям со стороны окружающих, проявляется в несамостоятельности и шаблонности суждений. Обучающиеся с ЗПР нередко демонстрируют некритично завышенный уровень притязаний, проявления эгоцентризма. Недостатки саморегуляции снижают способность к планированию, приводят к неопределенности интересов и жизненных перспектив.

Обучающиеся с ЗПР демонстрируют слабую познавательную и поисковую активность в решении мыслительных задач, поверхностность при выборе способа действия, отсутствие стремления к поиску рационального решения. В операциональных характеристиках мышления отмечаются трудности при выполнении логических действий анализа и синтеза, классификации, сравнения и обобщения, основанных на актуализации существенных признаков объектов. Трудности вызывает построение логических рассуждений, опирающихся на установление причинно-следственных связей, на необходимость доказательного обоснования ответа, способность делать вывод на основе анализа полученной информации. При выполнении классификации, объединении предметов и явлений в группы по определенным признакам сложности возникают при самостоятельном определении основания для классификации и его вербальном обозначении.

Для обучающихся с ЗПР характерна слабость речевой регуляции действий, они испытывают затруднения в речевом оформлении, не могут спланировать свои действия и дать о них вербальный отчет.

Изучив данные виды нарушений и их особенности, а также заключения территориальной психолого-медико-педагогический комиссии (ПМПК) и результаты мониторинга достижений обучающегося,  можно сделать вывод, что  для детей  с данными нарушениями характерны  -  различные нарушения и/или дефициты развития психофизических функций (внимания, памяти, восприятия, мелкой ручной моторики, зрительно-пространственных представлений, фонематических процессов и проч.),  которые мешают овладению содержанием учебных предметов.

Коррекционная работа в соответствии с ФГОС ООО должна быть направлена нам коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, помощь в освоении ими программы основного общего образования. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление индивидуальных образовательных потребностей у обучающихся с ОВЗ. Осуществлять психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной, творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.

Оказание психолого-педагогичкеской поддержки, консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей, в том числе диагностику мотивации, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения получения образования и выбора профессии.

Все это обусловило  создание программы  коррекционно-развивающего курса сопровождения детей с задержкой психических процессов,  как части адаптированной образовательной программы.

Основной формой воздействия педагога-психолога на детей с ЗПР,   являются организованные игровые, практические  индивидуальные и/или групповые занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослому.

Цель коррекционно-развивающего курса: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Задачи:

·                Формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов.

·                Коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля.

·                Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.

·                Развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я».

·                Развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества.

·                Стимулирование интереса к себе и социальному окружению.

·                Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.

Становление и расширение сферы жизненной компетенции.

Общая характеристика коррекционного курса

Программа коррекционно-развивающего курса «Я - Другой!» предназначена для детей 9-х классов с ЗПР.

Предметом коррекции являются различные задачи развития: когнитивного, эмоционального, социального, коммуникативного и поведенческого   характера.

Программа включает  упражнения, игры ориентированные на коррекцию когнитивной, регуляторной и эмоционально-личностной сфер, коммуникативных навыков, расширению социальных контактов, повышение учебной мотивации.

На занятиях используется:

- Сборник тестов «Диагностика познавательных процессов», И. Ю. Бондаренко;

- Диагностика эмоционального состояния. Рисуночные тесты  А.Л. Венгер;

- Методика «Тест Векслера»

- Диагностика психических состояний (Г. Ю. Айзенк), (Приложение 1).

- Игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

Направлены на развитие пространственных ориентировок, психических процессов;

- Банк упражнений для коррекционно-развивающей работы 5-9 классов с ОВЗ, https://multiurok.ru

Направлены на развитие пространственных ориентировок, психических процессов;

- Дневник профессионального самоопределении школьника, 9 класс.

Направлен на развитие личностного и профессионального самоопределения;

- Рабочая тетрадь Личностный тренинг для подростков»;

Направлен на развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, навыков сотрудничества с собой окружающими;

- Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов.

- Упражнения и игры на развитие межполушарных связей.

-  Игровой комплект «Палитра эмоций» для развития эмоционального интеллекта и личностного потенциала.

Общее количество занятий – 68. В том числе по два занятия на стартовую, контрольную  и итоговую диагностику.

Все занятия построены следующим образом:

1. Ритуал приветствия (5 мин.).

2. Разминка, настрой на занятие. (5-10 мин).

3. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (15-20 мин.).

4. Рефлексия занятия. (5-10 мин.).

5. Ритуал прощания (5 мин.).

Параллельно с занятиями с детьми ведется работа с родителями и оказывается групповая просветительская работа и индивидуальная консультативная помощь (при необходимости).

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий - 2 раза в неделю, продолжительностью до 40 минут в течение одного учебного года.

Форма организации – индивидуальные и/или групповые  занятия.

Описание ценностных ориентиров  содержания коррекционного курса

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия – это планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, умений и навыков, исправление имеющихся недостатков в психическом развитии детей, метод активного практического обучения и воспитания, где повышается роль самостоятельного преодоления ребенком различных трудностей. Занятия по развитию психических процессов, зрительно-пространственной ориентировки, развитие языкового анализа и синтеза, имеют важное значение  для полноценного развития личности детей с ОВЗ, а так же  получению полноценного образования в средней  школе  и на последующих этапах обучения. Формирование коммуникативных навыков, нормализации  самооценки, положительного эмоционального состояния, социализации, мелкой моторики  способствуют усвоению такого круга образовательных  знаний, умений и навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды.

Планируемые  результаты изучения коррекционного курса

Личностные результаты

-        демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;

-        иметь представление о своих личностных особенностях и уметь презентировать себя социально одобряемым способом;

-        иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения;

-        иметь представление об ответственном и безответственном, в том числе наказуемом, поведении, уметь принимать на себя посильную ответственность;

-        оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения;

-        оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил;

-        выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи;

-        ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда;

-        иметь представления о собственных профессиональных склонностях, способностях и профессиональном потенциале;

-        знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;

-        иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

-        иметь представление об экономических реалиях и адекватный уровень материальных притязаний, соотносимый с выбираемой профессией;

-        с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Коммуникативные результаты

-        владеть навыками конструктивного общения;

-        использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социально-эмоциональному контексту ситуации;

-        выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях с учетом статуса, возраста, социальной роли и особенностей собеседника;

-        владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях;

-        конструктивно и корректно доносить свою позицию до других участников коммуникации;

-        критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-        самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его);

-        находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы.

Регулятивные результаты познавательной деятельности и поведения

-        планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости;

-        самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности;

-        осуществлять промежуточный и итоговый контроль результата деятельности, объективно оценивать собственные достижения;

-        регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;

-        сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора;

-        владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение;

-        прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена;

-        сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих.

Содержание коррекционного курса для 9-х классов

В соответствии с целями и задачами, выделяются следующие модули программы:

- Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» (Развитие регуляции познавательных процессов, Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний), (42 часа);

- Модуль «Формирование личностного самоопределения» (Развитие личностного самоопределения, Развитие профессионального самоопределения), (10 часов);

- Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» (Развитие коммуникативных навыков», «Развитие навыков сотрудничества), (10 часов).

В начале и конце учебного года проводится стартовая контрольная и итоговая диагностика уровня развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, психических состояний, школьной мотивации, самооценки личности, нравственно-этической ориентации и др.. (6 часов)

.


 Тематическое планирование программы «Я – другой» для детей 9-х классов ОВЗ (ЗПР)

Этап, блок программы

№ п/п

Кол-во

часов

Тема занятия

Срок проведения

Предметное содержание

Основные виды деятельности

Диагностический этап (2ч)

1-2

2

Стартовая диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки.

02.09

03.09

Приветствие

Упражнение на знакомство

Диагностика

Беседа

Прощание

Диагностика, беседа, рефлексия

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» (Развитие регуляции познавательных процессов, Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний), (30 часов)

 

1-2

2

Развитие вербального, понятийного мышления и пространственных представлений.

09.09

10.09

Приветствие

Принятие правил

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку))

Работа в тетради «Личностный тренинг для подростков» (1, 2 задание)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

3-4

2

Развитие мышления, зрительной памяти и пространственных представлений.

16.09

17.09

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку))

Работа в тетради «Личностный тренинг для подростков» (3, 4 задание)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

5-6

2

Развитие внутреннего плана действий, произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов) и умения сравнивать.

23.09

24.09

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку))

Работа в тетради «Личностный тренинг для подростков» (5,6 задание)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

7-8

2

Развитие мышления, воображения и произвольности движений.

30.09

01.10

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку))

Работа в тетради «Личностный тренинг для подростков» (7, 8 задание)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

9-10

2

Развитие вербального и понятийного мышления, осязательного восприятия и вербально-смыслового анализа.

08.10

07.10

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

11-12

2

Развитие глазомера и зрительно-моторных координаций.

14.10

15.10

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

13-14

2

Развитие памяти, вербального и понятийного мышления.

21.10

22.10

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

15-16

2

Развитие внутреннего плана действия, логического мышления и произвольного внимания.

 

05.11

06.11

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

17-18

2

Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности), наглядно-образного мышления и произвольности движений (точность).

 

11.11

12.11

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

19-20

2

Развитие произвольной памяти, понятийного мышления и пространственных представлений.

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

21-22

 

Развитие опосредованной памяти, глазомера и зрительно-моторных координации.

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

23-24

2

Развитие внутреннего плана действия, мышления (установление закономерностей) и произвольности движений.

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

25-26

2

Развитие мышления (анализ через синтез), мышления (абстрагирование) и пространственных представлений.

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

27-28

2

Развитие произвольного и произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

29-30

2

Развитие логического мышления и произвольного внимания.

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов.

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

Диагностический этап (2ч)

1-2

2

Контрольная  диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки.

 

Приветствие

Упражнение на знакомство

Диагностика

Беседа

Прощание

Диагностика, беседа, рефлексия

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» (Развитие регуляции познавательных процессов, Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний), (12 часов)

 

31-32

2

Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»), наглядно-образного мышления и произвольности движений (помехоустойчивость).

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

33-34

2

Развитие мышления (обобщение, абстрагирование).

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

35-36

2

Развитие мышления (обобщение, абстрагирование).

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

37-38

2

Развитие наглядно-образного мышления, непосредственной, смысловой вербальной памяти.

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

39-40

2

Развитие вербального мышления (отношения последовательности), произвольного внимания (устойчивость) и произвольных движений.

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

41-42

2

Развитие наглядно-образного мышления и осязательного восприятия.

 

 

Приветствие

Настрой на занятие

Банк упражнений (упражнения на развитие психических процессов (по порядку)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

Модуль «Формирование личностного самоопределения» (Развитие личностного самоопределения, Развитие профессионального самоопределения), (10 часов)

1-2

2

Оценка профессиональной предрасположенности.

 

Приветствие

Настрой на занятие

Дневник профессионального самоопределения

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

3-4

2

Пошаговый алгоритм выбора профессии.

 

Приветствие

Дневник профессионального самоопределения

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

5-6

2

Исследование профессий. Общий обзор.

 

Приветствие

Настрой на занятие

Дневник профессионального самоопределения

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

 

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

7-8

2

Исследование возможностей получения образования.

 

Приветствие

Настрой на занятие

Дневник профессионального самоопределения

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

9-10

2

Профессия и темперамент

 

Приветствие

Настрой на занятие

Дневник профессионального самоопределения

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» (Развитие коммуникативных навыков», «Развитие навыков сотрудничества), (10 часов)

 

1-2

2

Я и другие

 

Приветствие

Настрой на занятие

  Работа в тетради «Личностный тренинг для подростков» (9, 10 задание)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

3-4

2

Мой замок и конфликты

 

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Личностный тренинг для подростков» (11, 12 задание)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

5-6

2

Мои претензии и трудности

 

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Личностный тренинг для подростков» (13, 14 задание)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

7-8

2

Планируем  будущее

 

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Личностный тренинг для подростков» (15, 16 задание)

Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа в тетради

Работа с логическими листами, таблицами

Тренировка межполушарных связей

Рисование, письмо

 

9-10

2

Колесо жизненного баланса.

 

Приветствие

Настрой на занятие

Работа в тетради «Личностный тренинг для подростков» (17, 18 задание) Нейротренажеры, логические таблицы, логорасскраски, рабочие листы на  развитие психических процессов

Дидактические игры и пособия

Рефлексия

Прощание

Беседа

Работа с логическими листами, таблицами

Рисование, письмо

Итого 62 часа

 

 

 

 

 

 

Диагностический этап (2ч)

1-2

2

Итоговая диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы. Диагностика адаптации, самооценки.

 

Приветствие.

Диагностика когнитивной, эмоционально –

волевой сферы

Прощание

Оценка динамики развития

когнитивной, эмоционально –

волевой сферы

 

Итого 6 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Описание материально-технического обеспечения

 

            - Рабочие тетради  на развитие социальной, регуляторной и эмоционально-личностной сферы,  коммуникативных  и поведенческих навыков, личностного и профессионального самоопределения.

- Дидактический материал по развитию психических процессов, эмоционального интеллекта.

- Индивидуальные карточки с заданиями, упражнения по темам.

- Игры, игрушки.

- Материал для творческих заданий (цветные карандаши, бумага, маркеры, фломастеры, клей, пластилин и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Сборник тестов «Диагностика познавательных процессов», И. Ю. Бондаренко;

2. А.Л. Венгер. Психологические рисуночные тесты. – М.: Владос-Пресс, 2003.

3. Рабочая тетрадь Личностный тренинг для подростков», МБУ «ЦСППДиМ «Форпост»;

4. Дневник профессионального самоопределении школьника, 9 класс. – К.: Институт развития образования.

5. Банк упражнений для коррекционно-развивающей работы 5-9 классов с ОВЗ, https://multiurok.ru