Программа здоровьесбережения на уроках информатики
Оценка 4.6

Программа здоровьесбережения на уроках информатики

Оценка 4.6
doc
11.09.2021
Программа здоровьесбережения на уроках информатики
Программа здоровьесбережения.doc

Здоровьесбережение на уроках информатики

    Учеба – тяжелый, универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Изучение предмета «информатика» кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым можно нанести гораздо больший вред здоровью растущего организма, чем на обычном уроке.

Вредные факторы, влияющие на здоровье учащихся.

Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека:

·         Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;
Сидя за компьютером, ребенок вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. 

·         Воздействие электромагнитного излучения;  Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение. 

·         Утомление глаз, нагрузка на зрение; Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. 

·         Перегрузка суставов кистей; Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. 

·         Стресс при потере информации; Если компьютер "зависает", в результате сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна. 

·         Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает в книгах, в просмотрах TV, в  компьютере. 

   Я, как учитель информатики и ИКТ, на своих уроках могу внести посильный вклад в формирование ценности здорового и безопасного образа жизни  у учащихся, посредством систематического использования здоровьесберегающих образовательных технологий.

  Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе и информатики, считаю следующие:

·         создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;

·         создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Для реализации данных целей решаю следующие задачи:

·         поддержание  в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий;

·         создание психологически комфортной среды в процессе обучения;

·         грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;

·         давать знания по предмету, несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образ жизни учащихся;

·         использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих).

Термин “здоровьесберегающие образовательные технологии” можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её “сертификат безопасности для здоровья”, и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Первоначально выделю основные требования к любому уроку, учитывая здоровьесберегающий фактор:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы.

3. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно  превращаются из   “потребителей знаний” в  субъектов действия по их получению и созиданию. Это   такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на   самопознание и развитие  (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

7. Место и длительность применения   ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать  их как   возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли  учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии  с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных  моментов на уроке: физминутки, динамические  паузы,   минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия  в классе для проведения  таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из  3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

10. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность и т.п.); между учениками (сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность, заинтересованность-безразличие, активность - пассивность).

13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

Что касается уроков информатики, то помимо общих требований к уроку, нельзя забывать о гигиенических требованиях к использованию компьютеров на уроке, несоблюдение которых вызывает ухудшение зрения и психофизическое утомление учащихся. Неблагоприятное воздействие характера и условий работы на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы учащихся с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления.

При составлении тематического планирования я  предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни. Содержание уроков составляют устные и письменные задачи, упражнения, однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

Помимо этого, при изучении графических редакторов учащиеся 5-7 классов выполняют рисунки на тему “Здоровый образ жизни”, учащиеся старших классов создают проекты “Жизнь без сигарет”, “Здоровое питание” и т.п., которые используются на уроках ОБЖ и для проведения классных часов.

Работа по формированию здорового образа продолжается во внеурочное время: дети пишут статьи в школьную газету (о секциях, в которых они занимаются, о спортивных соревнованиях, проводят анкетирование и т.д.), участвуют в районных и городских конкурсах творческих работ, связанных со здоровым образом жизни.

В эффективности проводимой работы по формированию ЗОЖ большое значение играет и работа с родителями. С этой целью провожу тематические родительские собрания. Например, “Здоровый человек у компьютера”, “Подростки в социальных сетях” и пр.

Итогом своей работы как учителя-предметника, и как классного руководителя считаю: хорошую психологическую атмосферу на уроках; заинтересованность детей в посещении спортивных секций и в выполнении творческих заданий, направленных на формирование здорового образа жизни.


Здоровьесбережение на уроках информатики

Здоровьесбережение на уроках информатики

Для реализации данных целей решаю следующие задачи: · поддержание в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий; · создание психологически комфортной среды в процессе обучения; · грамотное построение…

Для реализации данных целей решаю следующие задачи: · поддержание в классе обоснованных санитарно-гигиенических условий; · создание психологически комфортной среды в процессе обучения; · грамотное построение…

Место и длительность применения

Место и длительность применения

Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами

Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами
Скачать файл