Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 79»
Программа
жизни ученического сообщества
«Азбука коллективной силы»
2 «б» класс (8 лет)
2019-2020 учебный год_139 часов
Автор: Чутченко Марина Владимировна
классный руководитель
учитель начальных классов
Омск -2019
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Азбука коллективной силы» являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С.Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Сюда относятся знания, необходимые человеку для успешной деятельности, знания общекультурного характера, а также набор социально-личностных качеств.
Необходимость создания программы «Азбука коллективной силы» связано с ранним обучением жизненно важным навыкам, которые заложат основные знания и навыки безопасного поведения, здорового образа жизни, поспособствуют положительным межличностным отношениям и умению вести ответственность за свои действия, решать проблемы, критически мыслить, справляться с эмоциями и стрессом.
Программой предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семей учащихся к проведению праздников, коллективных творческих дел.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы:
1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
2 Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
3. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
Ценностные установки
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются:
· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине; служение Отечеству);
· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
· человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления и ценностные основы
Общие задачи воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Организация воспитания учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Духовно – нравственное направление (ДН)
Задачи:
· создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно ‑ нравственной компетенции — «становиться лучше»;
· способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
· способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
· развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;
· создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Военно–патриотическое направление (ВП)
Задачи:
· воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
· усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
· формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;
· воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;
· развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
Общекультурное направление (ОК)
Задачи:
· воспитание основ эстетической культуры, способность различать и видеть прекрасное;
· развитие художественных способностей;
· воспитание чувства любви к прекрасному;
· развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
· формирование коммуникативной общекультурной компетенций;
· овладение навыками межличностного общения;
· формирование интереса к творческим профессиям.
.
Спортивно – оздоровительное направление (СО)
Задачи:
· создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
· формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом;
· развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей;
· привитие интереса к физической культуре и спорту.
Общеинтеллектуальное направление (ОИ)
Задачи:
· обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами;
· способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.
Социальное направление (С)
Задачи:
· формирование позитивного отношения к базовым ценностям;
· формирование навыков труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
· выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
· стремление активно участвовать в общих интересах в делах класса, школы, города.
Планируемые результаты
· воспитание в себе таких качества, как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка;
· ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
· обучающиеся получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
· знания об основных направлениях эстетической культуры, получение возможности для развития художественных способностей и эстетического вкуса;
· приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной культуры родного края;
· умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома;
· приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
· практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки;
· получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания;
· приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий;
· формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;
· получение элементарных представлений о значении участия человека в общественно-полезной деятельности;
· приобретение начального опыта участия в различных видах общественно-полезной деятельности;
· приобщение к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни;
· участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школу социуме;
· участие в акциях художественно - эстетического направления в окружающем школу социуме;
· приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых), формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план
Программа жизни ученического сообщества «Азбука коллективной силы» состоит из модулей:
Ø Моё здоровье
Ø Самоуправление
Ø Моя семья
Ø Человек
Ø Гражданин
Ø Интеллект
Ø Творчество
№ |
Темы |
Всего часов |
В том числе |
|
направление |
форма |
|||
1 |
Вводное занятие
|
1 |
|
|
2 |
Здоровье и безопасность (З)
|
40 |
СО, С |
час безопасности, соревнование |
3 |
Самоуправление (У)
|
21 |
С, ДН |
круглый стол, час общения |
4 |
Моя семья (С)
|
8 |
ДН, ОК |
час общения, час информации, праздники, концертная программа |
5 |
Человек (Ч) |
29 |
ДН, С, ОК |
экскурсия час информации час общения, досуговый час час познания себя |
6 |
Гражданин (Г)
|
18 |
ДН, ВП |
акция час информации |
7 |
Интеллект (И)
|
13 |
ОИ |
конкурс олимпиада соревнование |
8 |
Творчество (Т)
|
8 |
ДН, С |
выставка соревнование конкурс КТД |
9 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
|
ИТОГО |
139 |
|
|
Содержание программы
Здоровье и безопасность
Часы безопасности: ОБЖ. Правила перехода дороги, перекрёстка;
-правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
-особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
-характеристики водоёмов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
-способы и средства спасения утопающих, основные спасательные средства;
-правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма;
-меры пожарной безопасности при разведении костра;
-правила личной безопасности в различных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте;
-наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
-систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в местах проживания;
-опасные погодные явления. Наиболее характерные для региона проживания;
-места с неблагоприятной экологической обстановкой в районе проживания и правила безопасного поведения в них;
-основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни.
ПДД. Дорожные знаки. Сигналы светофора, регулировщика и транспортных средств. Различные виды транспорта. Как безопасно перейти улицу и перекресток. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта). Обязанности пассажиров и пешеходов. Дорожная разметка и ее предназначение. Предназначение железнодорожного переезда.
Спортивные соревнования:
Весёлые старты
«Путешествие в Спортландию»
Спортивно-развлекательный час «Детские забавы»
Всемирный день здоровья.
Спортивный час «Трудностей мы не боимся – быть здоровыми стремимся!»
Самоуправление
Структура самоуправления:
Ø Классное собрание
Ø Совет класса
Ø Огонек друзей
Жизнь классного коллектива организуется по микрогруппам: «Друзья Золушки», «Друзья Дюймовочки», «Друзья Самоделкина», «Друзья Чипполино», «Друзья Буратино», «Друзья Веселого карандаша», «Друзья Петрушкина», «Друзья Айболита».
У каждой группы свои задачи:
«Знайка» - ответственный за учебу, первый помощник учителя на всех уроках;
«Друзья Чипполино» -борцы за справедливость, должны быть среди нас и разбирать наши споры и ссоры, пусть они нас примеряют, не дают нам драться;
«Друзья Буратино» - пусть живут на наших партах или в наших портфелях и следят , что бы мы не забывали достать учебники, ручки …
«Друзья Дюймовочки» - пусть они живут на цветах и ухаживают за ними;
«Друзья Веселого Карандаша» - первые помощники на уроках рисования;
«Друзья Самоделкина» - первые помощники на уроках труда;
«Друзья Петрушки» - первые помощники на уроках музыки;
«Друзья Золушки» - ответственные за порядок в классе, за дежурство;
«Друзья Айболита» - ответственные за соблюдение личной гигиены
Моя семья
В рамках направления организуется работа с привлечением родителей обучающихся: праздники, концертные программы, часы общения, КТД:
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы)
-Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества.
Международный день матери. Концертная программа «Всем мамам посвящается!»
Праздник «История новогодней елки»
КТД «Широкая масленица»
Программа «Светлый праздник Пасхи»
Международный день семьи. «Семейные посиделки»
Праздник «Прощай, 2 класс!»
Человек
В рамках этого направления проводятся мероприятия по изучению своего «Я», часы общения, экскурсии, походы в театры, музеи.
Экскурсия в Ботанический сад
Викторина по экологии «Экологический калейдоскоп»
Час общения. Международный день учителя.
Всемирная неделя космоса. «Животные, побывавшие в космосе»
Конкурсная программа «Забавы богатырские»
Час общения. «Сделай мир добрее!»
Международный женский день. Конкурсная программа для девочек «Умница»
Международный день школьных библиотек. Акция «Помоги книжке»
Всероссийская неделя детской и юношеской книги.
День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы»
Беседа «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Час общения. Великий победный май
Беседа «Посеешь привычку, пожнёшь характер»
Гражданин
Мероприятия духовно-нравственного и военно-патриотического направления: акции, досуговые и информационные часы, часы общения:
«Марш солидарности»
Экологический час в рамках проекта «Лес Победы»
День воинской славы России: День победы русских полков во главе с Д. Донским над монголо–татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)
«За что человека уважают в семье и обществе?»
Участие в благотворительном марафоне
День Неизвестного Солдата
85 лет со дня образования Омской области с центром в городе Омске (1934 год)
День Конституции Российской Федерации. «Мои права и обязанности»
Подготовка к смотру строя и песни
День воинской славы России. Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)
«В объективе родной край»
«Я - гражданин России»
«Чем богат наш край»
Подготовка к конкурсу инсценированной военной песни
Конкурс рисунков «Я рисую Россию!»
Интеллект
Подготовка и участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, КВН, соревнованиях, викторинах.
Конкурс «Король письма»
Международный конкурс «Старт»
Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» (осенний сезон)
Интеллектуальная игра «Самый умный»
Конкурс «Знай-ка»
Международный конкурс – игра «Муравей»
Международный конкурс – игра по математике «СЛОН»
Конкурс-исследование «Эму-эрудит»
КВН «Созвездие умников»
Интеллектуальная игра «Хочу все знать»
Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» (зимний сезон)
Международный день родного языка. Международный конкурс – игра по русскому языку «ЁЖ»
«Математический турнир»
Конкурс «Цветные вопросы»
Творчество
В рамках этого направления реализуется творческий потенциал обучающихся: участие в творческих конкурсах, выставках, КТД.
Оформление выставки-презентации «Мои увлечения»
Конкурсные поделки из природных материалов.
Конкурс рисунков «Мой четвероногий друг»
Час творчества «Новогодний марафон»
Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»
Конкурс чтецов «Весенняя лирика»
Творческий марафон по станциям
Конкурс поделок из отходов.
Календарно-тематический план
№ |
Раздел |
Тема |
Направление |
Кол-во часов |
Дата |
|
Декада безопасности(17ч) |
||||||
1 |
|
Вводное занятие
|
С |
1 |
2.09 |
|
2 |
Гражданин |
Досуговый час. «Марш солидарности» |
ВП |
1 |
3.09 |
|
3 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. ОБЖ Чрезвычайные ситуации. Что это такое? ПДД Безопасный путь из школы домой. |
С |
1 |
5.09 |
|
4 |
Самоуправление |
Совет класса. Распределение учащихся по микрогруппам. |
С |
1 |
6.09 |
|
5 |
Гражданин |
Час информации. Международный день распространения грамотности. Подготовка к классному часу «Экологический час в рамках проекта «Лес Победы». |
ДН |
1 |
9.09 |
|
6 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. ОБЖ Чрезвычайные ситуации природного происхождения. |
С |
1 |
10.09 |
|
7 |
Здоровье и безопасность |
Спортивный час «Весёлые старты». |
СО |
1 |
12.09 |
|
8 |
Самоуправление |
Час общения «Огонёк друзей». |
С |
1 |
13.09 |
|
9 |
Интеллект
|
Интеллектуальный час. Конкурс «Король письма». |
ОИ |
1 |
16.09 |
|
10 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. ОБЖ Наводнения. Причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. |
С |
1 |
17.09 |
|
11 |
Гражданин |
Час информации. День воинской славы России: День победы русских полков во главе с Д. Донским над монголо–татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год). |
ВП |
1 |
18.09 |
|
12 |
Творчество
|
Час творчества. Оформление выставки-презентации «Мои увлечения». |
ДН |
1 |
19.09 |
|
13 |
Интеллект
|
Интеллектуальный час. Международный конкурс «Старт». |
ОИ |
1 |
23.09 |
|
14 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Службы экстренной помощи. |
С |
1 |
25.09 |
|
15 |
Творчество
|
Час творчества. Конкурсные поделки из природных материалов. |
ДН |
1 |
26.09 |
|
16 |
Человек |
Экскурсия в Ботанический сад. |
ОК |
1 |
27.09 |
|
17 |
Самоуправление |
Час общения «Огонёк друзей». |
С |
1 |
30.09 |
|
Декада естествознания (19ч) |
||||||
18 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. От чего зависит наше здоровье. |
С |
1 |
1.10 |
|
19 |
Самоуправление |
Круглый стол. Классное собрание. |
ДН |
1 |
2.10 |
|
20 |
Человек |
Час общения. Международный день учителя. |
С |
1 |
4.10 |
|
21 |
Интеллект |
Интеллектуальный час. Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» (осенний сезон). |
ОИ |
1 |
7.10 |
|
22 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Как живет наш организм. Из чего состоит тело человека. |
СО |
1 |
8.10 |
|
23 |
Человек |
Час информации. Всемирная неделя космоса. «Животные, побывавшие в космосе». |
ОК |
1 |
10.10 |
|
24 |
Самоуправление |
Час общения «Совет класса». |
ДН |
1 |
11.10 |
|
25 |
Человек |
Час познания себя. Сформированность представлений о поведении в коллективе. |
С |
1 |
14.10 |
|
26 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Наши органы. Органы дыхания. |
СО |
1 |
15.10 |
|
27 |
Интеллект |
Интеллектуальная игра «Самый умный»» |
ОИ |
1 |
16.10 |
|
28 |
Моя семья |
Час общения. Семейный марафон «Люби живое». |
ОК |
1 |
18.10 |
|
29 |
Гражданин |
Час общения. «За что человека уважают в семье и обществе?» |
ДН |
1 |
21.10 |
|
30 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных болезней. |
СО |
1 |
22.10 |
|
31 |
Интеллект |
Конкурс «Знай-ка». |
ОИ |
1 |
24.10 |
|
32 |
Человек |
Международный день школьных библиотек. Акция «Помоги книжке». |
ОК |
1 |
25.10 |
|
33 |
Творчество
|
Конкурс рисунков «Мой четвероногий друг». |
С |
1 |
28.10 |
|
34 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Оказание первой помощи при занозе, кровотечении, укусе, ушибе. |
СО |
1 |
30.10 |
|
35 |
Самоуправление |
Час общения «Огонёк друзей». |
ДН |
1 |
31.10 |
|
36 |
Человек |
Час общения «Итоги 1 четверти». |
С |
1 |
01.11 |
|
Декада филологии (12ч) |
||||||
37 |
Гражданин |
Час информации. День Сибири. История сибирского города. |
ДН |
1 |
11.11 |
|
38 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Травмы, порезы, ссадины и царапины. Оказание первой помощи. |
С |
1 |
12.11 |
|
39 |
Самоуправление |
Круглый стол. Совет класса. |
С |
1 |
13.11 |
|
40 |
Гражданин |
КТД. Участие в благотворительном марафоне. |
ДН |
1 |
15.11 |
|
41 |
Интеллект |
КВН «Созвездие умников» |
ОИ |
1 |
18.11 |
|
42 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Ожоги. Обморожения. Оказание первой мед. Помощи при ожогах, обморожениях. |
С |
1 |
19.11 |
|
43 |
Самоуправление |
Час общения «Огонёк друзей». |
С |
1 |
20.11 |
|
44 |
Моя семья |
Международный день матери. Концертная программа «Всем мамам посвящается». |
ОК |
1 |
21.11 |
|
45 |
Человек |
Час познания себя. Эмоциональное отношение к нравственным и безнравственным поступкам. |
ДН |
1 |
25.11 |
|
46 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Отравления. Причины, признаки отравлений. Первая помощи при отравлении. |
СО |
1 |
26.11 |
|
47 |
Интеллект |
Интеллектуальный час. Международный конкурс – игра «Муравей». |
ОИ |
1 |
27.11 |
|
48 |
Человек |
Досуговый час. |
ОК |
1 |
29.11 |
|
Декада безопасности и творчества (17ч) |
||||||
49 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Чистый воздух, его значение для жизни человека. Причины загрязнения ПДД Правила перехода улицы. Безопасность пешеходов. |
С |
1 |
2.12 |
|
50 |
Гражданин |
Час информации. День Неизвестного Солдата |
ВП |
1 |
3.12 |
|
51 |
Самоуправление |
Круглый стол. Совет класса. |
ДН |
1 |
4.12 |
|
52 |
Гражданин |
Час информации. 85 лет со дня образования Омской области с центром в городе Омске (1934 год). |
ДН |
1 |
6.12 |
|
53 |
Самоуправление |
Час общения «Классное собрание». |
С |
1 |
9.12 |
|
54 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад. |
С |
1 |
11.12 |
|
55 |
Гражданин |
Час информации. День Конституции Российской Федерации. «Мои права и обязанности». |
ДН |
1 |
12.12 |
|
56 |
Интеллект |
Интеллектуальный час. Международный конкурс – игра по математике «СЛОН». |
ОИ |
1 |
13.12 |
|
57 |
Творчество
|
Час творчества «Новогодний марафон». |
ДН |
1 |
16.12 |
|
58 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности. |
С |
1 |
17.12 |
|
59 |
Здоровье и безопасность |
Спортивный час «Путешествие в Спортландию» |
СО |
1 |
18.12 |
|
60 |
Человек |
Досуговый час. |
ОК |
1 |
20.12 |
|
61 |
Самоуправление |
Час общения «Огонёк друзей». |
ДН |
1 |
23.12 |
|
62 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры предосторожности. |
С |
1 |
25.12 |
|
63 |
Человек |
Досуговый час. |
ОК |
1 |
26.12 |
|
64 |
Моя семья |
Праздник «История новогодней елки». |
ОК |
1 |
27.12 |
|
65 |
Человек |
Час общения «Итоги 2 четверти». |
С |
1 |
28.12 |
|
Декада литературы (12ч) |
||||||
66 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Ориентирование на местности. |
С |
1 |
13.01 |
|
67 |
Самоуправление |
Круглый стол. Совет класса. |
ДН |
1 |
15.01 |
|
68 |
Интеллект |
Интеллектуальная игра «Хочу все знать». |
ОИ |
1 |
16.01 |
|
69 |
Человек |
Досуговый час. |
ОК |
1 |
17.01 |
|
70 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Наши озеро, река, пруд. |
С |
1 |
20.01 |
|
71 |
Самоуправление |
Час общения «Огонёк друзей». |
ДН |
1 |
22.01 |
|
72 |
Здоровье и безопасность |
Спортивно-развлекательный час «Детские забавы». |
СО |
1 |
23.01 |
|
73 |
Творчество
|
Час творчества «Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой». |
ДН |
1 |
24.01 |
|
74 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Меры безопасности в осеннее и зимнее время.
|
С |
1 |
27.01 |
|
75 |
Гражданин |
Подготовка к смотру строя и песни. |
ВП |
1 |
29.01 |
|
76 |
Интеллект |
Интеллектуальный час. Чемпионат начальной школы «Вундеркинд» (зимний сезон). |
ОИ |
1 |
30.01 |
|
77 |
Гражданин |
Подготовка к смотру строя и песни. |
ВП |
1 |
31.01 |
|
Военно-патриотическая декада (16ч) |
||||||
78 |
Гражданин |
Час информации. День воинской славы России. Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год). |
ВП |
1 |
3.02 |
|
79 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. |
С |
1 |
5.02 |
|
80 |
Самоуправление |
Круглый стол. Совет класса. |
ДН |
1 |
6.02 |
|
81 |
Человек |
Досуговый час. |
ОК |
1 |
7.02 |
|
82 |
Человек |
Час общения. «Сделай мир добрее!» |
ДН |
1 |
10.02 |
|
83 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Движение пешеходов по дорогам. |
С |
1 |
12.02 |
|
84 |
Моя семья |
Проект «Наша дружная семья». |
ОК |
1 |
13.02 |
|
85 |
Самоуправление |
Час общения «Огонёк друзей». |
ДН |
1 |
14.02 |
|
86 |
Гражданин |
Час общения «В объективе родной край». |
ДН |
1 |
17.02 |
|
87 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Элементы дорог. Правила перехода дорог. |
С |
1 |
19.02 |
|
88 |
Интеллект |
Интеллектуальный час. Международный день родного языка. Международный конкурс – игра по русскому языку «ЁЖ» |
ОИ |
1 |
20.02 |
|
89 |
Человек |
Конкурсная программа «Забавы богатырские». |
ОК |
1 |
21.02 |
|
90 |
Человек |
Досуговый час. |
ДН |
1 |
24.02 |
|
91 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. |
С |
1 |
26.02 |
|
92 |
Гражданин |
Час общения. «Я - гражданин России». |
ВП |
1 |
27.02 |
|
93 |
Моя семья |
КТД «Широкая масленица». |
ОК |
1 |
28.02 |
|
Декада математики (12ч) |
||||||
94 |
Самоуправление |
Круглый стол. Совет класса. |
ДН |
1 |
2.03 |
|
95 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Дорожные знаки. ПДД «Дорожные знаки в загадках и стихах». |
С |
1 |
4.03 |
|
96 |
Человек |
Час общения. Подготовка к конкурсной программе для девочек «Хозяюшки». |
ОК |
1 |
5.03 |
|
97 |
Человек |
Досуговый час. Международный женский день. Программа для девочек «Хозяюшки» |
ОК |
1 |
6.03 |
|
98 |
Самоуправление |
Час общения «Огонёк друзей». |
ДН |
1 |
10.03 |
|
99 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. Обязанности пассажиров. |
С |
1 |
11.03 |
|
1000 |
Человек |
Досуговый час. |
ОК |
1 |
12.03 |
|
101 |
Гражданин |
Час общения «Чем богат наш край». |
ДН |
1 |
13.03 |
|
102 |
Интеллект |
Интеллектуальный час. «Математический турнир». |
ОИ |
1 |
16.03 |
|
103 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Будь внимателен, пешеход! Тест по теме «Безопасное поведение на дорогах. |
С |
1 |
18.03 |
|
104 |
Человек |
Час информации. Всероссийская неделя детской и юношеской книги. |
ОК |
1 |
19.03 |
|
105 |
Человек |
Час общения «Итоги 3 четверти». |
С |
1 |
20.03 |
|
Декада творчества (18ч) |
||||||
106 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Наиболее безопасный путь в школу и домой. ПДД История возникновения светофора. |
С |
1 |
1.04 |
|
107 |
Самоуправление |
Круглый стол. Совет класса. |
ДН |
1 |
2.04 |
|
108 |
Творчество
|
Час общения Конкурс чтецов «Весенняя лирика». |
ДН |
1 |
3.04 |
|
109 |
Интеллект |
Интеллектуальный час. Конкурс «Цветные вопросы». |
ОИ |
1 |
6.04 |
|
110 |
Здоровье и безопасность |
Спортивный час. Всемирный день здоровья. |
СО |
1 |
8.04 |
|
111 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Современное жилище. Чем оно опасно для человека. Электричество и газ как источники возможной опасности. |
С |
1 |
9.04 |
|
112 |
Человек |
Час познания себя. Альтруистическая направленность учащихся |
С |
1 |
10.04 |
|
113 |
Человек |
Час информации. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы». |
ОК |
1 |
13.04 |
|
114 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Лекарство и средства бытовой химии как источники опасности. |
С |
1 |
15.04 |
|
115 |
Самоуправление |
Час общения «Огонёк друзей». |
ДН |
1 |
16.04 |
|
116 |
Творчество
|
Час творчества. Творческий марафон по станциям. |
С |
1 |
17.04 |
|
117 |
Моя семья |
КТД « Светлый праздник Пасхи». |
ОК |
1 |
20.04 |
|
118 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Как вести себя со злоумышленниками. |
С |
1 |
22.04 |
|
119 |
Человек |
Час общения. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» |
ОК |
1 |
23.04 |
|
120 |
Творчество
|
Час творчества. Конкурс поделок из отходов. |
С |
1 |
24.04 |
|
121 |
Человек |
Час познания себя. Участие школьников в домашнем труде |
С |
1 |
27.04 |
|
122 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. |
С |
1 |
29.04 |
|
123 |
Гражданин |
Час общения. Подготовка к конкурсу инсценированной военной песни. |
ВП |
1 |
30.04 |
|
Патриотическая декада (16ч) |
||||||
124 |
Самоуправление |
Круглый стол. Совет класса. |
ДН |
1 |
4.05 |
|
125 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при пожаре. |
С |
1 |
6.05 |
|
126 |
Гражданин |
Час общения. Подготовка к конкурсу инсценированной военной песни. |
ВП |
1 |
7.05 |
|
127 |
Человек |
Час общения. Великий победный май. |
ДН |
1 |
8.05 |
|
128 |
Гражданин |
Час творчества. Конкурс рисунков «Я рисую Россию!» |
ВП |
1 |
11.05 |
|
129 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Лесные пожары, действия школьников по их предупреждению. |
С |
1 |
13.05 |
|
130 |
Человек |
Досуговый час. |
ОК |
1 |
14.05 |
|
131 |
Моя семья |
КТД. Международный день семьи. «Семейные посиделки». |
ОК |
1 |
15.05 |
|
132 |
Самоуправление |
Час общения «Огонёк друзей». |
ДН |
1 |
18.05 |
|
133 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Проектная работа по теме: «Зимняя дорога». |
СО |
1 |
20.05 |
|
134 |
Здоровье и безопасность |
Спортивный час «Трудностей мы не боимся – быть здоровыми стремимся». |
СО |
1 |
21.05 |
|
135 |
Человек |
Час общения «Посеешь привычку, пожнёшь характер». |
ОК |
1 |
22.05 |
|
136 |
Человек |
Досуговый час. |
ДН |
1 |
25.05 |
|
137 |
Здоровье и безопасность |
Час безопасности. Праздник «Зелёный огонёк». |
С |
1 |
27.05 |
|
138 |
Моя семья |
Праздник «Прощай, 2 класс!». |
ОК |
1 |
28.05 |
|
139 |
|
Итоговое занятие |
С |
1 |
29.05 |
|
Контрольно-оценочные средства
1) Для мониторинга результатов духовно-нравственного развития обучающихся используется комплект «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» А.А.Логиновой и А.Я.Данилюк.
Блоки исследования |
Параметры исследования |
Входная диагностика |
Контрольный этап |
1 блок. Исследование социального развития |
Сформированность представлений о поведении в коллективе |
Упражнение 2 «Дела класса, жизнь в школе» |
Упражнение 12 «Мои обязанности и дела в коллективе» |
2 блок. Исследование нравственной сферы |
Эмоциональное отношение к нравственным и безнравственным поступкам. |
Упражнение 3 «Чувства и поступки» |
Упражнение 13 «Чувства и поступки» |
Альтруистическая направленность учащихся |
Упражнение 4 «Я и другие» |
Упражнение 14 «Что я могу? Что я хочу?» |
|
3 блок. Исследование отношений к учёбе и к труду |
Участие школьников в домашнем труде |
Упражнение 5 «Домашние дела» |
Упражнение 15 «Мои домашние обязанности?» |
Эмоциональное отношение школьников к обучению |
Упражнение 6 «Интерес к учению» |
Упражнение 16 «Интерес к учению» |
|
4 блок. Исследование ценностного отношения к природе и окружающей среде |
Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде |
Упражнение 7 «Окружающий мир»
|
Упражнение 17 «Я и окружающая среда?» |
Ценностное отношение к природе |
Упражнение 8 «Красота природы» |
Упражнение 18 «Береги красоту природы»
|
|
5 блок. Исследование эстетического развития |
Знание этических норм поведения |
Упражнение 9 «Правила поведения» |
Упражнение 19 «Правила этикета» |
Включенность ребенка в культурную среду
|
Упражнение 10 «Мои увлечения» |
Упражнение 20 «Мое свободное время» |
2) Для определения уровня развития самоуправления используется «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» (подготовлена профессором М.И.Рожковым)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предупреждениями:
43210 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
43210 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
43210 3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
43210 4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
43210 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
43210 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
43210 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
43210 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
43210 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
43210 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
43210 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
43210 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
43210 14. Учащиеся моего класса постоянно участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.
43210 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива в решении задач, стоящих перед ними.
43210 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
43210 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.
43210 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
43210 19. Мы стремимся помочь другим(младшим) коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
43210 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
43210 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
43210 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
43210 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
43210 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп (блоков). Данная систематизация обусловлена на выявление различных аспектов самоуправления:
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1,2,3,4);
2) организованность классного коллектива (предложений 5,6,7,8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9,10,11,12);
4) включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13,14,15,16);
5) отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17,18,19,20);
6) ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21,22,23,24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, то ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 – высокий.
3) Для изучения психологического климата в коллективе используется методика «Психологический климат классного коллектива»
Автор: В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева
Цель: определение психологического климата коллектива по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому.
Инструкция.
Испытуемым предлагается три вопроса:
а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
б} Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?
Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».
Всегда волнует - 5.
Чаще волнует - 4,
Волнует в половине случаев - 3.
Чаще не волнует - 2.
Совсем не волнует - 1.
Обработка и интерпретация результатов
Вычисляется средний балл группы:(А+Б+В)/ЗхП
где А, Б, В - балльные оценки по вопросам; П - число испытуемых.
Критерии оценки. Если:
A) X > 4,5 балла, показатель психологического климата высокий.
Б) 3,5< Х< 4,5- показатель психологического климата средний.
B) В остальных случаях показатель психологического климата низкий.
Условия реализации программы
Для реализации программы воспитания и социализации должны быть созданы следующие условия:
Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, воспитательного пространства (встречи с интересными людьми, благотворительность, шефство и т.д.), информационно-просветительской среды (художественная литература, видеотека (мультфильмы, видео сказки), аудио-продукция и др.).
Создание социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы гражданских и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
· в способах организации совместной деятельности взрослых и детей;
· в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
· в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
· в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
· нравственного примера учителя, взрослых, старших;
· социально-педагогического партнёрства;
· индивидуально-личностного развития ребёнка.
Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, органов детского самоуправления, социума.
Связи, устанавливаемые для реализации программы:
· ТЮЗ
· БУК города Омска «Библиотека им. Зои Космодемьянской»
· КДЦ им. Свердлова
· Экскурсионное бюро «Элефан-тур»
· Музеи г. Омска
· ДШИ №13
· КРК «Галактика»
· БУ «Дом кино»
· Мультимедийный исторический парк «Россия – моя история»
Список литературы
Нормативные документы
· Закон «Об образовании» Российской Федерации.
· Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).
· Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников.
· Федеральный закон от 01.12.2007г. №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.
· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10. 2009, №373
Основная литература
· 30 детских утренников для начальной школы / авт.-сост. Давыдова М.М. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2003.
· Дик Н.Ф. Весёлые классные часы во 2 – 3-х классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н / Д:Феникс, 2005.
· Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым / авт.-сост. О.В.Белоножкина. – Волгоград: Учитель, 2006.
· Истратова О.Н. справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
· Классные часы в 1 -4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
· Логинова А. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 3 класс / А. А. Логинова, А. Я. Данилюк. М.: Просвещение, 2013, 40 с. (Работаем по новым стандартам).
· Логинова А. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 3 класс / А. А. Логинова, А. Я. Данилюк. М.: Просвещение, 2013.
· Логинова А. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Рабочий блокнот учителя / А. А. Логинова, А. Я. Данилюк. М.: Просвещение, 2013.
· Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1 – 4 классы. – М.: «ВАКО», 2006.
Литература для родителей
· Ада Дела Торе. Ошибки родителей / Торе Ада Дела. – М.: Прогресс, 1985.
· Дарите детям любовь. Лекции для родителей / авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2006.
· Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
· Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - N 11. - c.15-17
· Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Правда, 1985.
· Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1989.
· Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
· Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
· Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. – М.: новая школа, 1997.
· Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
Литература для обучающихся
· Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы /Н.Г. Белицкая, А.О.Орг – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
· Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
· Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов /О.А. Ефремушкина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
· Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
· Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
· Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
· Пашнина В.М. Праздник хорошего настроения. Сценарии для начальной школы / В.М. Паршина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Сайты
· Экокласс https://ecoclass.me
· Центр развития молодёжи https://cerm.ru
· Портал «Совушка» https://kssovushka.ru/
· Портал «Мультиурок» https://multiurok.ru
· Образовательный портал «Учи-ру» https://uchi.ru
· Центр дополнительного образования «Снейл» https://nic-snail.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.