Программа " Развитие речи" ШРР " Малышок"(предшкольная подготовка"
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
чтение
Детсад
14.04.2017
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка
Данная рабочая программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю). Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речиПрограмма "Развитие речи" ШРР " Малышок"
МАЛЫШОК-Христолюбовапрограмма развития речи малышок.doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рабочая программа
по развитию речи
ШРР «Малышок»
Учитель: Христолюбова.О.Г,
учитель начальных классов Пояснительная записка
Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок
усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает
красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности,
«экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на
грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в
основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к
овладению всеми богатствами родного языка
Данная рабочая программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю). Курс нацелен на
разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого
мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс
позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки
культуры речи.
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в
режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.
Главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка:
формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей,
увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания,
выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к
школьному обучению.
формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического,
Задачи:
грамматического;
формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной
речи, развитие речевого общения;
формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;
развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.
Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;
формирование личности ребенкадошкольника: изучение потребностей и индивидуальных
особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
развитие воображения и творческих способностей.
адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет
детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в
речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно
рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать
правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и
развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно
будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком,
совершенствования речи.
На каждом занятии решаются и воспитательные задачи: развитие культуры речевого общения;
формирование нравственных качеств личности (сопереживание, сочувствие), при этом большое
положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений,
картин. Содержание программы
1. Чтение.
Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических
процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механиз-
мов, среди которых решающую роль играют:
1) зрительный;
2) речедвигательный;
3) речеслуховой;
4) смысловой.
Учитывая эти особенности акта чтения, содержание данного
курса направленно на развитие определённых компетенций до-
школьника и решает следующие задачи:
– развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговор-
ками и скороговорками, проведение артикуляционной гим-
настики, направленной на развитие и укрепление мышц губ,
языка, челюстей, рта;
– развитие фонематического слуха (выделение звуков в зву-
чащем слове, определение последовательности звуков, ха-
рактеристика звуков: гласный, согласный, твёрдый, мяг-
кий); работа со звуковыми и слоговыми моделями слова, вы-
деление ударного слога, деление слов на слоги, хоровое и ин-
дивидуальное размеренное произнесение слогов и слов; ра-
бота с рифмами;
– з накомство со зрительным образом всех букв русского алфа-
вита, запоминание букв (только печатный шрифт);
– обогащение и активизация словаря и, что особенно важно,
работа над пониманием смысла слова.
Особое внимание в данном курсе уделено механизму обучения
чтению. Используется позиционный принцип, сущность которого
состоит в требовании выработать у ребёнка ориентацию на после-
дующую букву. При этом важной задачей является дифференци-
ация, с одной стороны, гласных и согласных, с другой – мягких и
твёрдых согласных фонем.
2. Письмо.
Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структу-
ру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зри-
тельную память и зрительный контроль, зрительно-моторные ко-
ординации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и
комплекс лингвистических умений.
Процесс письма - это синтетический акт мышечной и интел-
лектуальной деятельности. В связи с вышесказанным в данном
разделе программы решаются следующие задачи:
– повышение уровня наглядно-образного мышления детей;
– совершенствование способности к зрительному восприятию
различных форм;
– умение ориентироваться в пространстве листа;
– укрепление руки;
– улучшение координации движений;
– знакомство с гигиеническими правилами письма;
– формирование зрительно-двигательного образа буквы (кон-
струирование буквы из различных материалов, письмо пе-
чатных букв, письмо слов);
3. Общее развитие детей.
Как и вся программа в целом, данный раздел носит общеразви-
вающий характер и способствует формированию предпосылок к учебной деятельности:
– развитие познавательных процессов;
– умение работать по инструкции;
– умение работать сосредоточенно и выполнять задание до
конца;
– умение задавать вопрос и отвечать на вопросы;
– развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ,
синтез);
– развитие логического мышления;
– развитие любознательности.
4. Формирование представлений:
– виды речи (говорение, слушание, чтение, письмо);
– алфавит;
– гласные и согласные звуки;
– ударение;
– правила речи;
– гигиенические правила письма;
– ребус;
– рифма.
Условия реализации программы
Программа развития речи реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности
дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему
усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи,
сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия
напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
К концу года дети должны уметь:
составить рассказ по картинке, серии сюжетных картинок, собственный рассказ
правильно ставить вопросы, вести диалог
составлять предложения и словосочетания из заданных слов
описывать предметы, их свойства, состояния, явления природы
классифицировать слова по темам, подбирать слова по тематическим группам
определить первый, последний звук в слове, определять место звука в слове, придумывать слова
на заданный звук или слог, уметь составлять слова из звуков, слогов
читать буквы, слоги
назвать любимые сказки, рассказать их
знать разнообразные стихотворения, скороговорки, считалочки, песенки, потешки, и рассказать их,
уметь отгадывать загадки
уметь вести и поддерживать беседу Календарнотематическое планирование
№ Дата
1
Тема
Вводное.Осень.Речь устная и письменная.
2
3
4
5
6
7
8
Звуки вокруг нас.В лесу.
Гласные звуки. Ягоды.
Согласные звуки.Штриховка.
Слог.Спорт.
Слог. Овощи.
Ударение. Дикие и домашние животные
Словапредметы, признаки, действия.
Характеристика деятельности
Наблюдать за оформлением границ
предложения в устной речи,
оценивать речь как понятную и
непонятную,
выявлять средства
оформления предложений в устной
речи, соотносить их со способами
оформления в письменной речи
Сопоставлять первый и последний
звуки в слове , наблюдать за
особенностями их произнесения.
Подражая учителю, протяжно или
многократно
(усиленно)
произносить отдельные звуки и их
последовательность в слове;
обозначать каждый звук условным
значком.
Сопоставлять первый и последний
звуки в слове , наблюдать за
особенностями их произнесения.
Ставить фонетический опыт:
пытаться произносить первый звук
с закрытым ртом, а последний – с
открытым. Слушать информацию
учителя о делении звуков на
гласные и согласные.
Наблюдать за делением слова на
части, слушать сообщение учителя
о названии этих частей. Делить
слова
путём
скандирования.
Наблюдать за делением слова на
части, слушать сообщение учителя
о названии этих частей. Делить
слова
путём
скандирования.
Наблюдать за произнесением с
интонацией удивления слова ;
сравнивать характер произнесения
слогов.
информацию
учителя об ударных и безударных
слогах и их обозначении в схеме.
Переносить понятие «ударный» и
«безударный» на гласный звук как
основу слога; обозначать ударные
и безударные гласные звуки
условными значками. Определять
место ударения в слове
Сравнивать предметы и слова как
их названия;
делать выводы, а
потом доказывать, что слово и
называемый им предмет – не одно
Слушать
слоги
слоги
на
на Слова.Назови одним словом.Штриховка.
БукваА,а и буква Я,я..Штриховка
Буква О,о и буква Е,е. Комнатные растения
Буква У,у и буква Ю,ю.В саду.
Буква Э,э и буква Е,е
Новогодний утренник.
Буква И,и и буква ы
Закрепление.Игровое занятие .
Буква М,м и буква Н,н.Моя Родина.
Буква Г,г и буква К,к
Буква З,з и буква С,с. Светофор.
Буква Д,д и буква Т,т.
Буква Б,б и буква П,п. Профессии.
Буква Ж,ж и буква Ш,ш.
и
Выделять слова из
и то же.
предложения, конструировать,
Сравнивать предметы и слова как
их названия;
делать выводы, а
потом доказывать, что слово и
называемый им предмет – не одно
и то же.
Выделять слова из
предложения, конструировать,
Знакомство с буквой и
звуком,письмо
печатных
букв,развитие
фонематического слуха..
Знакомство с буквой и
звуком,письмо
печатных
букв,развитие
фонематического слуха..
Слушать
воспроизводить
названия букв. Называть изученные
буквы
Знакомство с буквой и
звуком,письмо
печатных
букв,развитие
фонематического слуха..
Знакомство с буквой и
звуком,письмо
печатных
букв,развитие
фонематического слуха..
Знакомство с буквой и
звуком,письмо
печатных
букв,развитие
фонематического слуха..
буквами,
Наблюдать
по
обозначающими парные
звуки.
глухостизвонкости
Классифицировать буквы парных
или непарных по глухости
звонкости согласных
Знакомство с буквой и
звуком,письмо
печатных
букв,развитие
фонематического слуха..
Проводить звуковой анализ слов,
выделять
отдельные звуки и
обозначать их буквами. Слушать и
воспроизводить названия букв.
Читать слоги
Знакомство с буквой и
звуком,письмо
печатных
букв,развитие
фонематического слуха..
Вычленять непарные по глухости
звонкости звуки из слов, слушать
учителя об обозначении этих
звуков буквами, запоминая их
название.
за
Буква В,в и буква Ф,ф.
Знакомство с буквой и
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23 Буква Л,л, буква Р,р.
Игровое занятие «Буква заблудилась»
Мягкий знак.
Твердый знак.
печатных
звуком,письмо
букв,развитие
фонематического слуха..
Конструировать слова из готовых
слогов Наблюдать
делать
обобщение о буквах непарных
звонких согласных звуков
Знакомство с новыми буквами и их
ролью.Читать
Уметь
выделить нужный звук.
слоги.
и
Буква и краткое.
Закрепление. Игровое занятие « В гости к
Деду Буквоеду»
Итоговое занятие. Праздник «Волшебные
превращения».
Знакомство с буквой и
звуком,письмо
печатных
букв,развитие
фонематического слуха..
24
25
26
27
28
29
30
Материальнотехническое обеспечение:
Для учителя:
1. Методические рекомендации «Математическая подготовка к чтению и письму».
О.И. Бадулина. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010г.
Для учащихся:
1. Бадулина О.И. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного
возраста (в 3х частях). Тетрадь с печатной основой. Смоленск «Ассоциация XXI век»
2014г.
Оборудование
1.Персональный компьютер
2.Мультимедийный проектор
3. Магнитная доска
4. Экран
5. Видеофрагменты и другие информационные материалы
(изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы
курса.
6.Магнитная азбука (демонстрационная)
7.
Касса букв и слогов (раздаточный материал)
8. Плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей»
9. Наглядный материал: игрушки
10. Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
. ru
. umk
garm
Интернет-ресурс:
www
http://school-collection.edu.ru/
http://www.uchportal.ru/
http://nsportal.ru/
http://festival.1september.ru/
http://www.nachalka.com/
Программа " Развитие речи" ШРР " Малышок"(предшкольная подготовка"
Программа " Развитие речи" ШРР " Малышок"(предшкольная подготовка"
Программа " Развитие речи" ШРР " Малышок"(предшкольная подготовка"
Программа " Развитие речи" ШРР " Малышок"(предшкольная подготовка"
Программа " Развитие речи" ШРР " Малышок"(предшкольная подготовка"
Программа " Развитие речи" ШРР " Малышок"(предшкольная подготовка"
Программа " Развитие речи" ШРР " Малышок"(предшкольная подготовка"
Программа " Развитие речи" ШРР " Малышок"(предшкольная подготовка"
Программа " Развитие речи" ШРР " Малышок"(предшкольная подготовка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.