Программа "Бисерное рукоделие"
Оценка 4.6

Программа "Бисерное рукоделие"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
технология +1
Взрослым
04.05.2018
Программа "Бисерное рукоделие"
Модифицированная программа педагога Чилихиной О.Н. трехгодичная по 144 часа в год, ориентирована на детей 7-12 лет. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально- культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Программа включает в себя следующие разделы: «Бисерная азбука», «Бисерные сувениры», «Рукотворное чудо», «Оплетение пасхального яйца», «Уроки мастерства», «Творческая мастерская»,«Ткачество и вышивка бисером», «Творческий проект». В процессе занятий используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры, сказки, конкурсы и др. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия по 45 мин.Программа "Бисерное рукоделие"
biser.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краткая история бисерного рукоделия      У современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости  животных, ракушки,  глину, деревянные   палочки  и  семена  растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. После изобретения стекла стали делать стеклянные бусы.          Родиной бисера считается Древний Египет. Там из непрозрачного стекла изготавливались крупные бусы, которые потом становились все мельче и мельче. Так появился бисер.      На Руси бисер был известен с давних времен. Уже во времена Киевской Руси (1Х – ХП вв.) в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы,   браслеты,   но   и   бисер.   Он   получил   популярность   наряду   с   жемчугом, который особо любили на Руси. В русских толковых словарях ХУ – ХУП веков словом «бисер» обозначали жемчуг («бисер», «перлы», «жемчуг»). Только во второй половине ХУП века в письменных источниках упоминается цветной, то есть   стеклянный   бисер.   В   конце   Х1Х   в.   в   Подмосковье,   в   Тульской   и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства.       История   украшений   –   составная   часть   истории   культуры   и   истории   человечества вообще. Стремление украсить себя, жилище, предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства. Носить украшения люди начали   раньше,   чем   одеваться.   На   рисунках   эпохи   неолита   встречаются изображения обнаженных людей с ожерельями.           Изначально   украшения   были   не   просто   нарядными   безделушками,   а средством   общения   с   божествами   и   духами.   Как   это   ни   покажется   сейчас странным,   носили   их   чаще   мужчины.   Амулеты,   бусы,   ожерелья   и   фигурки должны были обеспечивать удачу на охоте и в бою, отпугивать злые силы,  т.е. были   оберегом.   Бусам   отводилась   важная   роль   в   ритуалах,   церемониях, праздниках.   Без   них   не   обходились   шаманы,   знахари,   колдуны.     Народы, избежавшие   влияния   европейской   цивилизации,   сохранили   эти   традиции   до сегодняшнего дня.       Назначения украшений не ограничивалось защитой от злых сил. Они стали выполнять   и   роль   «визитной   карточки»   владельца.   Своего   эстетического, декоративного значения украшения никогда не утрачивали.     В старину на Руси особое внимание уделяли воротникам мужских кафтанов – «козырям».   Их   украшали   пышно,   отделывая   вышивкой   шелком,   жемчугом, бисером   и   камнями.   Привозной,   очень   нарядный   бисер   ценился   высоко   и нередко соседствовал с драгоценными камнями и золотом. Но были и исключительно женские украшения – кокошники: головной убор русских красавиц густо покрывали вышитыми узорами из жемчуга, перламутра и бисера. На лобовую часть спускалась коднизь – сетка из бисера, стекляруса или перламутра. На юге России бисером, бусинами, лентами расшивали поневу – верхнюю юбку. На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, обувь (унты), головные уборы, оленью упряжь.        Современные модельеры тоже используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает  платья роскошной бисерной вышивкой. Многочисленные  бисерные подвески делают платья от Эмануэля Унгаро и Бернара Перри похожими на водопады   и   языки   пламени.   Жан­Поль   Готье   украшает   бисером   и   бусинами сумочки, а Осимар Версолато – пояса и воротники. Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан – целое платье. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки, расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники,   шубы.   А   разнообразие   ожерелий,   бус,   браслетов   и   других украшений просто не поддается описанию.          Отрадно, что сегодня бисерное рукоделие вновь стало популярным. Как   неотъемлемая   часть   декоративно­прикладного   искусства   бисероплетение всегда   было   и   остается   почвой   для   общения,   неисчерпаемым   источником познания   истории   и   культуры.   В   наши   дни   сохранилась   преемственность обучения детей рукоделию. Это имеет огромное значение и влияние на развитие физических,   умственных,   духовных   и   творческих   качеств   личности   ребенка. Бисероплетение – это рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее   терпение,   приучающее   к   аккуратности.   Занятия   бисером обогащают нашу жизнь, и приносят удовольствие от выполненной работы. Занятие бисером – это хорошая тренировка для пальцев рук. Моторика пальцев рук развивает мозг, улучшает произношение, каллиграфию при письме, что особенно важно для ребят, так как в школе им приходится много писать, развивает   внимание,   терпение,   стимулирует   фантазию,   помогает   проявить творческие   способности,   а   так   же   учит   уверенно   управлять   своим   телом. Занятия с проволокой, иголкой и нитками укрепляют  мышцы рук, помогают сосредоточиться   во   время   урока,   что   поможет   им   терпеливо   выполнять домашние задания. Актуальность образовательной программы      Как вид декоративно­прикладного искусства бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя, его любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой у него характер, привычки. Разными будут украшения у Царевны­Лебедь и Бабы –Бабарихи.          Главный смысловой стержень программы – это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном бытии. Программа строится так, чтобы дать учащимся   представления   о   значении   бисерного   рукоделия   в   их   личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров   из   окружающей   действительности.   Работа   на   основе   наблюдения окружающей   реальности   является   важным   условием   освоения   учащимися программного   материала.   Стремление   к   выражению   своего   отношения   к действительности должно служить источником образного мышления учащихся.             Процесс   обучения   тесно   связан   с   изучением   народного   творчества   и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. Систематическое   освоение   художественного   наследия   помогает   учащимся осознать искусство  как духовную летопись человечества.  Поэтому сочетание практических   занятий   с   познанием   прекрасного   мира   народного   искусства является   наиболее   эффективной   формой   воспитания   эстетических   начал   у детей,   их   трудовой   активности   и   создания   условий   для   самостоятельного творчества.          В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности. Во­первых,   оптимизм,   потому   что   с   помощью   педагога   дети   учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой, у них развивается способность радоваться каждому моменту в жизни не только в детстве, но и в зрелые годы. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе   помогает   пробудить   у   них   чувство   радости   от   общения   друг   с другом,     интерес   к   жизни   других   людей.  Во­вторых,   большое   трудолюбие   и терпение, т.к. занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от учащихся.   Занимаясь   с   мелкими   предметами   (бисером,   бусинами   и   т.п.), учащиеся развивают мелкую психомоторику, а это напрямую влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания. Цель программы: Цель  –  научить  детей  делать  работы  из  бисера, развить   способности  к творческому   самовыражению   и   самореализации   через   теоретическое   и практическое знакомство с декоративно­прикладным творчеством. Задачи: 1. 2. Нравственное и художественно­эстетическое воспитание учащихся; Освоение знаний, умений и навыков в бисерном рукоделии и связанных с ним предметах декоративно­прикладного искусства; Выявление и развитие творческих способностей учащихся; Поддержка одаренных и талантливых детей; Стремление   достигать   профессионального   уровня   изготовления украшений и других предметов декоративно­прикладного творчества; Познакомить учащихся с древнейшим промыслом нашего народа, вызвать к нему интерес; Углубить   познания   об   изготовлении,   качестве,   цвете,   окрашиванию   и обесцвечиванию бисера; Обучить  основным приемам и навыкам плетения из бисера; Обучить составлению схем плетения в графической форме и цвете; 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Формировать представления учащихся о значении орнамента; 11. Использовать в работе с бисером национально­региональный компонент; 12. Развивать терпение, фантазию, а также аккуратность в выполнении своих работ; 13. Формировать   навыки   аккуратности   и   чувство   ответственности   за   свое рабочее место и его состояние; 14. Формировать представление своих изделий в готовом виде, в конкретной 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. среде;   Развивать   у   ребят   навыки   общения   в   совместной   деятельности   в разновозрастной группе;   Научить   ребят   распределять   работу   между   собой     при   оформлении композиции;  Формировать представление о том, что от работы каждого зависит общий результат; Развивать   чувство   ответственности   и   поддержки   старших   и   опытных ребят вновь прибывшим  в объединение учащимся;   Вызывать у ребят чувство радости за удачно сделанную свою работу и работу своих товарищей;  Вызвать желание сделать приятное своим родным и близким;    Дать учащимся представления об устройстве выставки (подбор изделий, размещение их для просмотра). Педагогические идеи и принципы      Процесс обучения основывается на правиле – работа ради детей, для детей, в интересах детей. Задача   личностно­ориентированного   обучения   решается   на   основе нескольких принципов: ­ опора на уже имеющийся социально­полезный опыт ребенка; ­ учет   индивидуально­познавательных   и   реактивных   особенностей учащихся; ­ доверительные,   гуманные   формы   и   методы   общения   в   процессе обучения, воспитания и развития детей. Обучение построено по принципу «от жизни – через искусство – к жизни», что способствует   творческой   наблюдательности   за   окружающей   реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей.       Тема самовыражения человека в искусстве акцентируется в каждом задании учащимся и закрепляется через процесс восприятия и процесс созидания.          Одна из форм воспитательной работы – игра «Ищем положительное» как средство   ненавязчивого   формирования   у   детей   способности   видеть   в окружающей реальности прежде всего положительные образы.  Особенности организации образовательного процесса      Данная программа по бисероплетению создавалась и реализовывалась 3 года, корректировалась   педагогом   по   соответствию   содержания   программы психофизиологическим   возрастным   особенностям   детей,   на   которых   она рассчитана.          Предлагаемая программа предусматривает постепенный переход от одной техники бисероплетения к другой, более сложной, от одной схемы (упрощенной) к другой (усложненной).      Изучая технику бисероплетения, учащиеся обучаются практическим умениям и   навыкам   работы   с   различными   материалами   и   инструментами.   Поэтому программа   включает   тему   материаловедения,     с   которой   она   и   начинается. Чтобы познакомить учащихся с истоками бисероплетения, в программу входит тема   «Русское   народное   декоративно­прикладное   искусство».   Без   обучения основам   композиции   и   цветоведения   нельзя   научить   детей   создавать гармоничные украшения из бисера. Поэтому этот раздел и темы проходят через весь процесс обучения.       Все эти темы – «сквозные», так как они плавно переходят от одного этапа обучения к другому по принципу роста и усложнения. «Сквозные» темы могут пересекаться между собой и взаимопроникать друг в друга.      Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 3­х лет детьми разных возрастных групп: 6—8 лет (1­ый год обучения), 9 ­11 лет (2­ой год   обучения),   12   –   14   (3­й   год   обучения).   В   зависимости   от   желания   и способностей   ребенка   он   может   быть   зачислен   в   группу   независимо   от возрастных   рамок,   но   не   раньше   10   лет.   Особенность   курса   обучения   по программе в том, что она рассчитана на психофизические возможности детей не моложе 6 лет.      Бисерное рукоделие требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения,   зрительной   нагрузки,   а   от   педагога   –   постоянного   наблюдения   за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности предмета бисероплетения, для эффективности выполнения данной программы  группы 1­ го года обучения должны состоять из 10­12 человек,  2­го и 3­го года обучения – не более 8­10 человек.      Основной учебно­тематический план составлен на 504 академических часа из расчета для первого года обучения 144 часа занятий в год, для второго года обучения 216 часов в год, и для третьего года обучения 144 часа в год. По каждой   теме   учебного   плана   определено   общее   количество   часов,   часы практических   и   теоретических   занятий.   В   зависимости   от   индивидуальных особенностей   детей,   их   способности   усваивать   и   закреплять   материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках часов коррекции, которые также специально указаны в плане работы.     Учитывая возрастные особенности детей обучающиеся по данной программе первого года обучения могут заниматься до 4 часов в неделю (2 раза по 2 часа), второго года обучения до 6 часов в неделю. А учитывая полученные навыки и возрастные   особенности   обучающихся   третьего   года   обучения,   детям достаточно заниматься до 4­х часов в неделю (2 раза по 2 часа). Учащиеся, успешно прошедшие обучение в течение 3­х лет, работают далее по индивидуальным планам над авторскими проектами.          Учащиеся разного возраста и разных лет обучения могут объединяться в общей работе над одной творческой темой, сюжетной композицией.          Курс обучения бисероплетению тесно связан с курсом ручной вышивки. Многие   учащиеся   приходят   в   коллектив   бисероплетения,   пройдя   обучение вышивке.   И   в   конце   2­го   года   обучения     бисерному   рукоделию   есть   тема «вышивка бисером». Формы и методы образовательного процесса                     Для   более эффективной   реализации   программы «Бисероплетение» предлагается   использовать   различные   формы   занятий.   Прежде   всего, это   занятия   в   группах   и   подгруппах.   Групповые   занятия   помогают освоить   детям   теоретический   материал,   формировать   определенные умения и навыки в области рукоделия. По подгруппам целесообразно проводить   занятия   по   сложным   темам,   требующим   многократного повторения   и   закрепления   пройденного   материала.   По   подгруппам проводятся занятия с учащимися, которые работают над собственным авторским проектом, коллективной работой.             Педагогический   процесс   основывается   на   принципе   индивидуального подхода   к   каждому   ребенку.   Задача   индивидуального   подхода   –   наиболее полное   выявление   персональных   способов   развития   возможностей   ребенка, формирование   его   личности.   Индивидуальный   подход   помогает   отстающему ребенку   наиболее   успешно   усвоить   материал   и   стимулирует   его   творческие способности.      По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие виды: 1. Занятие   –   знакомство   с   историей   бисероплетения,   русским   народным декоративно­прикладным искусством, основам цветоведения и т.д. (занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала курса). Занятие   ­     практическая   работа,   задание,   упражнение   (занятие   освоения практических умений и навыков курса). Занятие – викторина, конкурс, смотр, выставка  (занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений и навыков). Занятие – беседа, диспут, игра (занятие решения воспитательных задач). 2. 3. 4. Главный критерий отбора методов обучения по программе «Бисероплетение»   ­   это   соответствие   принципам   образовательного процесса,   в   том   числе:   эффективности   и   продуктивности,   сообразности намеченным целям и задачам обучения, доступности для детей, развития их заинтересованности в занятиях творческим трудом.         Методика   обучения   также   основана   на   принципах   природосообразности (образовательный   процесс   строится   для   ребенка   с   учетом   его психофизиологических   качеств),   гуманизации   (формирование   системы ценностей духовного развития). В программе используется спиральный метод обучения, т.е. развитие одной темы поэтапно в течение 3­х лет обучения от простого к сложному. Например, тема   «Техника   бисероплетения»   начинается   с   простых   схем,   украшений,   а заканчивается техникой бисерного мха с полудрагоценными камнями.          В процессе занятий   бисероплетением в рамках программы все формы и методы   взаимообусловлены   и   применяются   в   комплексе.   Вместе   с   такими методами,  как рассказ, объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно­иллюстративные: показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем. Для гармонизации монотонных   заданий, упражнений, для создания   положительного   эмоционального   настроя   в   группе   на   занятиях прослушиваются: классическая музыка, народные и бардовские песни,  (только с созидающими установками).     Особенностью данной программы является  использование в методике  игр по развитию у детей зрительной памяти, глазомера,   внимания, мелкой моторики, мышления и т.д.      В процессе обучения по программе «Бисероплетение» педагог оставляет за собой   право   использовать   и   другие   формы,   методы   проведения   занятий, руководствуясь   принципами   целесообразности   и   мобильности   самого образовательного процесса.         Для   снятия   утомляемости   при   длительной   нагрузке   во   время   занятий учащимся предлагается несложная гимнастика для глаз, которая занимает около 3­х   минут.   Также   предлагается   игра­упражнение   для   укрепления   зрения   и шейного отдела позвоночника под названием «Пишем носом, пишем глазками» по методике профессора Л.И.Латохиной. Упражнения выполняются в два этапа, сидя прямо сначала «прописываются»  в пространстве диктуемые педагогом 7­ 10 слов только глазами,  а затем – носом. В конце упражнений обучающиеся, по желанию, выполняют и называют все слова в заданном порядке.       Занятия бисероплетением требуют использования определенной методики. Методика проведения занятий (Три основных этапа)   1 этап (создание мотивации): ­ ­ подготовка к восприятию нового материала (теоретические вопросы); ­ ознакомление   с   изделием,   которое   предстоит   выполнить, сообщение темы и цели занятия;   его характеристиками; зарисовка схемы изделия; ­ ­ подготовка материала и инструмента. 2 этап (практический). 3 этап (контрольный).          Показ учащимся выполненной работы. Оценка   правильности и качества работы педагогом. «Зачет» по итогам заносится в личные творческие книжки. В конце обучения всем успешно освоившим программу бисерного рукоделия выдается свидетельство об окончании этого курса. Механизм оценки получаемых результатов      При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на   правильность   и   качество   выполненных   работ,   поощряет   творческую активность   детей,   учитывая   индивидуальные   особенности,   психофизические качества   каждого   ребенка.   Обращается   внимание   на   малейшие   проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося.      При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались ребенку с трудом, но он  смог выполнить задание.       Лучшие изделия  демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и награждаются грамотами, дипломами, призами, благодарностями. Прогнозируемый результат     Результаты   обучения   по   предложенной   программе   дифференцируются   по следующим знаниям, умениям и навыкам поэтапно: К концу 1­го года обучения учащийся должен знать: ­ основные свойства материалов для бисерного рукоделия; ­ ­ о композиции как целостности и образном строе произведения; ­ о   роли   выразительных   средств   (форме,   цвете,   фактуре)   в   построении  правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами; декоративного произведения; ­ о цветовом круге; ­ особенности техники плетения на проволоке; ­ особенности техники плетения «Крест»; ­ особенности техники ажурного плетения; ­ что такое «декоративно­прикладное искусство» ­ несколько видов декоративно­прикладного искусства; ­ знать предысторию бисера, где он применялся раньше и используется сейчас; ­ методы низания на проволоку и уметь выбирать для определенного изделия ­ способ низания;  комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике для снятия усталости и  самостоятельно применять их. Условия реализации образовательной программы             Для   организации   успешной   работы   необходимо   иметь   оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно­ информационные   материалы,   хорошее   верхнее   освещение   и   дополнительное боковое, наличие необходимых инструментов и материалов. Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике   безопасности по всем видам рукоделия, предусмотренным в программе.       Занятие бисероплетением требует отдельного рабочего места для каждого ребенка. Материально­техническое оснащение Для работы по программе необходимо: ­ помещение (кабинет) не менее 30 кв. м. и подсобное помещение для склада не менее 10 кв. м.; ­ качественное электроосвещение; ­ столы и стулья не менее 10 шт.; ­ шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий; ­ инструменты и материалы для бисероплетения (бисерные иглы, нити, леска, бисер,   бусы,   стеклярус,   ножницы,   пайетки,   проволока,   цветные   нитки, тканевые салфетки, клей ПВА, калька, воск, фурнитура для украшений); ­ канцелярские принадлежности. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения  Темы Теоретические занятия Практические занятия Всего  часов № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Вводные занятия (материаловедение) Все   о   бисере   и бусинах. Основы композиции и цветоведения. 2 2 5 Низание на проволоку Низание  петельками Параллельное  низание Плетение из пайеток Низание дугами 3 4 2 2 Плетение на леске, капроновой нити 2 2 4 10 20 8 24 8 8 10 12 2 4 4 9 13 24 10 26 10 10 14 16 4 Цепочки и ленты Объемные изделия. Жгуты 10. Круговое низание или петельная техника Ажурное плетение 11. 12. Оформление выставок, внеклассные мероприятия 2 2 4 4 2 Итого  34 110 144 Раздел 1. Вводные звнятия. 1. 1.  Материаловедение (4часа). Вводные   занятия   рассчитаны   на   знакомство   с   детьми.   На   этих   занятиях необходимо вызвать интерес у ребят к этому ремеслу, заинтересовать их уже готовыми изделиями из бисера и этим вызвать желание посещать объединение бисероплетение.  Прежде   чем   приступить   к   работе   с   бисером,   необходимо   запастись терпением,   а   также   всеми   необходимыми   инструментами   и   материалами, которые будут необходимы для работы на занятиях. Провести   беседу   по   технике   безопасности   при   работе   с   ножницами, проволокой,   иглой   и   другими   инструментами   и   материалами,   которые   буду задействованы во время занятий. Ознакомить   с   темами   занятий,   с   правилами   поведения   не   только   в учреждении, но и в кабинете, в котором будут проходить занятия и бережном обращении с окружающими предметами этого кабинета. Постараться   создать   дружелюбную   атмосферу   внутри   рождающего коллектива. 1. 2.Все о бисере и бусина (4 часа). Рассказать о родословной бусинки, о видах бисера, его качестве, цвете, а также о восстановлении и окрашивании бисера.      Декоративно­прикладное искусство и его виды. Понятие «декор». Беседа «Зачем людям украшения?». История бисероплетения Бисер в народном костюме. История русского народного костюма. 1. 3. Основы композиции и цветоведения (9 часов.)          Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения.   Знакомство   с   основными   и   составными   цветами. Дополнительные   цвета.   Цветовой   круг.   Теплые   и   холодные   цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.          Роль выразительных средств   построения декоративного произведения (форма, цвет, фактура…).       Понятия: «ритмический ряд», «орнамент».   композиция украшений.      Зарисовка цветового круга.      Материалы: гуашь, кисти, бумага.           Зрительный   ряд:   таблицы   и   наглядные   пособия   по   цветоведению. Произведения   импрессионистов,   постимпрессионистов   и   российских художников   конца   ХIХ   и   ХХ   веков   с   ярко   выраженным   состоянием   и фактурной живописью.         Основные   законы   композиции   декоративно­прикладного   изделия   – Раздел 2.  Низание на проволоку Низание на проволоку чаще всего используют для изготовления различных сувениров   в   виде   растений,   животных,   насекомых   и   человечков.   Проволока очень податливый материал, и изделиям из нее можно придать любую форму и изогнуть отдельные детали. Важно, чтобы фигурки хорошо сохраняли форму, не мялись. Существует несколько методов низания на проволоку, обеспечивающих достаточную жесткость изделий Проволока   для   плетения  из   бисера   в   применении   легка   и  удобна.  Для работы   рекомендуется   специальная   медная   проволока   различных   цветов диаметром 0,28 – 0,34 мм. 2. 1. Низание петельками (13 часов). Низание петелькой используется для изготовления цветов, веточек и деревьев. Изделия из петелек просты в исполнении. 2. 2. Параллельное низание (24 часа). Методом   параллельного   низания,   используя   тонкую   проволоку,   делают цветы и листья самых разнообразных форм. Очертания, размеры лепестков и листьев определяются количеством рядов в схемах и их длиной. Несмотря на кажущуюся   простоту,   метод   параллельного   низания   позволяет   создавать плоские  детали или фрагменты, а затем из них собирают объемные изделия, такие как цветы, ягоды, животные, насекомые и забавные игрушки. Цветы и листочки можно поместить в рамку, повесить на стену, а можно собрать букетик и поставить в вазочку. 2. 3. Плетение из пайеток (10 часов). Пайетки – маленькие тонкие чешуйки с отверстием в центре, иногда и сбоку. Они могут быть разной формы, размера и цвета. Их поверхность делают плоской или в виде вогнутой чашечки с гранями и с приподнятыми краями. Сторона с углублением   считается   лицевой.   Граненые   пайетки­чашечки   блестят значительно   сильней,   чем   плоские.   Изделия   из   этого   материала   получаются легкие и воздушные, насыщая пространство светом и игрой бликов. 2. 4. Низание дугами (26 часов). Этот метод лучше всего подходит для изготовления как цветков всевозможных форм и расцветок, так и для целых декоративных цветочных композиций, не затрачивая   при   этом   особых   усилий.   Особенно   этот   метод   низание   дугами позволяет очень быстро изготовлять одноцветные листочки и лепестки. Раздел 3. Плетение на леске, капроновой нити. Низание  на нить – самый древний вид рукоделия с использованием бусин. В   бисерных   украшениях   наблюдается   разнообразие   способов изготовления.  Осваивать   технику   низания   лучше   всего,  выполняя   образцы   из мелких  бусин  или  крупного бисера, нанизывая   их  на хлопчатобумажные  или льняные   нити.   По   количеству   иголок   и   ниток,   необходимых   для   работы, различают низание в одну нить или одной иголкой, то есть ниткой или иголкой; в две нити или двумя иголками – низание ниткой с иголками с двух сторон. 3. 1. Цепочки и ленты (10 часов). Почти   все   цепочки   и   ленты   могут   быть   не   только   самостоятельным украшением, но и составной частью изделий из бисера и стекляруса. Украшения в   виде   цепочки   или   ленты   могут   состоять   из   «цветочков»,   «квадратиков», «колечек»,   могут   быть   как   многоцветными,   так   и   однотонными.   Цепочки   и ленты   изготавливаются   различными   способами     ­   плотным   плетением   или ажурным. Чаще всего  они плетутся на нитке одной или двумя иголками, но некоторые виды выполняются на леске. 3. 2. Обьемные изделия. Жгуты.(10 часов). Жгут   представляет   собой   полый   шнур   плотного   или   ажурного   плетения. Толщина его зависит от того, сколько петель в ряду: чем их больше, тем толще жгут.   Количество   петель   связано   с   количеством   бисерин   первого   ряда («кольца»). Для каждого вида техники рекомендуется свое количество бисерин в «кольце». В старину жгуты низали на нескольких нитках, получали плоскую ленту, потом соединяли ее по длине в шнур. Позже плетение стало осуществляться на одной нити. 3. 3. Круговое низание  или петельная техника(14 часов). Петельная   техника   –   это   полуобъемное   плетении.   Оно   применяется   для изготовления воротников, гривен, колье, салфеток и других изделий, а также как дополнение к другим видам плетения. Работа выполняется на капроновой нити   однорядными   и   многорядными   петлями.   Изделия   могут   быть одноцветными,   двухцветными   и   многоцветными.   Петли   можно   делать одинаковой или разной длины. Их размеры зависят от вида изделия. 3. 4. Ажурное плетение (16 часов). В этой технике, используя разные формы ячеек (при плетении одной или двумя иголками), можно изготовить украшения одежды и интерьера: гайтаны, кулоны, подвески,   колье,  гривны,  шапочки,   сумочки,  салфетки,   чехлы   для   различных предметов, воротники (круглой, прямоугольной и уголковой формы), различные по  ширине.  Можно  оплетать  шкатулки и всевозможные  сосуды.   Изделия из сеток   с   маленькими   ячейками   хорошо   держат   форму.   Сетки   с   большими ячейками очень пластичны, податливы, легко растягиваются. Низание   сеток   чаще   всего   осуществляется   на   одну   нить.   Бусины, соединяющие ряды, называются связками. Длина стороны ячейки определяется числом бусин между соседними связками. Прежде всего, следует подробно изучить процесс низания простых сеток, чтобы потом легко читать схемы. Раздел   4.   Оформление   выставок.   Внеклассные   мероприятия(4 часа). К концу 1­го года обучения учащийся должен знать: ­ основные свойства материалов для бисерного рукоделия; ­ ­ о композиции как целостности и образном строе произведения; ­ о   роли   выразительных   средств   (форме,   цвете,   фактуре)   в   построении  правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами; декоративного произведения; ­ о цветовом круге; ­ особенности техники плетения на проволоке; ­ особенности техники плетения «Крест»; ­ особенности техники ажурного плетения; ­ что такое «декоративно­прикладное искусство» ­ несколько видов декоративно­прикладного искусства; ­ знать предысторию бисера, где он применялся раньше и используется сейчас; ­ методы низания на проволоку и уметь выбирать для определенного изделия ­ способ низания;  комплекс упражнений по оздоровительной гимнастике для снятия усталости и  самостоятельно применять их. Учащийся должен уметь: ­ правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения; ­ определять номер бусины; ­ обрабатывать нить воском; ­ отличать теплые и холодные цвета; ­ находить цветовой контраст; ­ пользоваться основными законами композиции; ­ закреплять аккуратно нити и замочки в изделии; ­ читать схемы украшений; ­ отличать по схемам  технику исполнения; ­ выполнять бисерные работы в разных техниках («Крест», ажурная, плетение на проволоке); выполнить бисерную бахрому; ­ ­    правильно организовать свое рабочее место; ­   самостоятельно   подбирать,   окрашивать,   обесцвечивать   и   восстанавливать бисер и бусины;  доводить начатую работу до конца;  работать в коллективе;   радоваться   не   только   своей   выполненной   работой,   но   и   работой   других ребят;   обсуждать   и   договариваться   о   сюжете   и   композиции   при   коллективной работе; ­ ­ ­ ­ Второй год обучения Учебно­тематический план Темы Теоретические занятия Практические занятия Всего  часов   занятия Вводные (материаловедение) Основы композиции и цветоведения. Орнаментальные мотивы 2 1 2                                                 Низание на проволоку Низание петельками Параллельное низание Низание дугами Плетение из пайеток 1 2 1 1 Плетение на леске, капроновой нити № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 2 1 6 7 12 9 5 7 7 7 7 5 12 5 7 8 8 3 4 2 8 8 14 10 6 8 8 8 8 6 14 6 8 10 10 6 118 144 Ажурное плетение Объемные   изделия. Жгуты 10. Мозайка   (кирпичный стежок) 11. Низание крестиком 12. низания Техника сотами   13. Цветы и листья 14. Имитация ткачества 15. Техника   ткачества   на станке Вышивка по канве 16. 17. Фигурная вышивка 18. Оформление выставок, внеклассные мероприятия              Итого 1 1 1 1 1 2 Ткачество 1 1 Вышивка 2 2 3 26                                             Раздел 1. Вводные звнятия. 1. 1.  Материаловедение (4часа). Вводные занятия рассчитаны на повторение пройденного материала.Прежде чем приступить к работе с бисером, необходимо запастись терпением, а также всеми необходимыми инструментами и материалами, которые будут необходимы для работы на занятиях. Провести   беседу   по   технике   безопасности   при   работе   с   ножницами, проволокой,   иглой   и   другими   инструментами   и   материалами,   которые   буду задействованы во время занятий. Оберег из бус и бисера в народном костюме. Знакомство с народными обычаями, традициями. Ознакомить   с   темами   занятий,   с   правилами   поведения   не   только   в учреждении, но и в кабинете, в котором будут проходить занятия и бережном обращении с окружающими предметами этого кабинета. Постараться создать дружелюбную атмосферу внутри коллектива. 1. 2.  Основы композиции и цветоведения (10 часов.)         Основные   законы   композиции   декоративно­прикладного   изделия   –          Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения.        Понятия: «ритмический ряд», «орнамент».   композиция украшений.      Зарисовка цветового круга.       Гармония цвета. Законы композиции. Закон цельности и соразмерности. Гармоничное сочетание цветов. Составление композиции оберега из бисера. Эскиз. Схема. Понятие: “Хроматические и ахроматические цвета”. 1. 3.  Орнаментальные мотивы (10 часов). Народное   искусство     создавалось   и   видоизменялось   на   протяжении столетий  в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его сознании и развитии принимали участие многие поколения безвестных мастеров, большую роль играли условия быта, хозяйства, культуры, торговых связей. У каждого народа сложились самобытные способы  изготовления и оформления вещей,   одежды   и   украшений.  У   многих   мастеров   был   свой,  индивидуальный почерк, свое понятие о красоте, и поэтому каждое изделие народного искусства остается неповторимым. В этом его прелесть и ценность. В   изготовлении   украшений   из   бисера,   как   и   другие   виды   рукоделий, безымянные мастера вложили много изобретательности, художественного вкуса и фантазии. При низании украшений мастера не только фантазировали, сочиняли новые   приемы   и   виды   изделий,   но   и   пользовали   старинные   узоры   вышивок, тканых изделий, которые хорошо поддавались исполнению бисером. Узор – это рисунок, состоящий из сочетаний линий, форм, красок и их оттенков,   располагающихся   в   определенном   порядке   и   создающих   в совокупности   декоративный   эффект.   Многие   узоры   не   только   украшали жилище, предметы обихода и одежды, но должны были охранять, защищать от злых духов и приносить счастье. Поэтому их называли оберегами. Со временем первоначальные представления древних охотников, рыболовов и земледельцев были утрачены, и узоры превратились в декоративные мотивы с теми или иными типичными   элементами,   характерными   для   разных   местностей. Последовательные повторения отдельных узоров и целой их группы создавали орнаменты, что в переводе с латинского значит – украшать. Наибольшее распространение орнамент нашел в народном творчестве, где на протяжении веков складывались свои формы и принципы его построения, самобытные   национальные   черты,   местные   особенности,   эстетические   вкусы, понятие   о   красоте   того   или   иного   народа.   Орнамент   своим   построением, формой и цветом подчеркивает назначение украшаемого предмета. Существует понятие раппорт – ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента. Орнаментальные мотивы не только украшали изделие, но и подчеркивали его форму и размер: широкие и узкие, продольные, поперечные, косые, отдельно разбросанные фигуры – розетки, точки и черточки, волнистые полоски краев изделий и т.п. По   своим   мотивам   орнаменты   бывают   геометрические,   растительные, животные, антропоморфные (изображение людей). Раздел 2.  Низание на проволоку Низание на проволоку чаще всего используют для изготовления различных сувениров   в   виде   растений,   животных,   насекомых   и   человечков.   Проволока очень податливый материал, и изделиям из нее можно придать любую форму и изогнуть отдельные детали. Важно, чтобы фигурки хорошо сохраняли форму, не мялись. Существует несколько методов низания на проволоку, обеспечивающих достаточную жесткость изделий 2. 1. Низание петельками (12 часов). Низание петелькой используется для изготовления цветов, веточек и деревьев. Изделия из петелек просты в исполнении. 2. 2. Параллельное низание (20 часов). Методом   параллельного   низания,   используя   тонкую   проволоку,   делают цветы и листья самых разнообразных форм. Очертания, размеры лепестков и листьев определяются количеством рядов в схемах и их длиной. Несмотря на кажущуюся   простоту,   метод   параллельного   низания   позволяет   создавать плоские  детали или фрагменты, а затем из них собирают объемные изделия, такие как цветы, ягоды, животные, насекомые и забавные игрушки. Цветы и листочки можно поместить в рамку, повесить на стену, а можно собрать букетик и поставить в вазочку. 2. 3. Плетение из пайеток (8 часов). Пайетки – маленькие тонкие чешуйки с отверстием в центре, иногда и сбоку. Они могут быть разной формы, размера и цвета. Их поверхность делают плоской или в виде вогнутой чашечки с гранями и с приподнятыми краями. Сторона с углублением   считается   лицевой.   Граненые   пайетки­чашечки   блестят значительно   сильней,   чем   плоские.   Изделия   из   этого   материала   получаются легкие и воздушные, насыщая пространство светом и игрой бликов. 2. 4. Низание дугами (18часов). Этот метод лучше всего подходит для изготовления как цветков всевозможных форм и расцветок, так и для целых декоративных цветочных композиций, не затрачивая   при   этом   особых   усилий.   Особенно   этот   метод   низание   дугами позволяет очень быстро изготовлять одноцветные листочки и лепестки. Раздел 3. Плетение на леске, капроновой нити. Низание  на нить – самый древний вид рукоделия с использованием бусин. В   бисерных   украшениях   наблюдается   разнообразие   способов изготовления.  Осваивать   технику   низания   лучше   всего,  выполняя   образцы   из мелких  бусин  или  крупного бисера, нанизывая   их  на хлопчатобумажные  или льняные   нити.   По   количеству   иголок   и   ниток,   необходимых   для   работы, различают низание в одну нить или одной иголкой, то есть ниткой или иголкой; в две нити или двумя иголками – низание ниткой с иголками с двух сторон. 3. 1.  Обьемные изделия. Жгуты.(8 часов). Жгут   представляет   собой   полый   шнур   плотного   или   ажурного   плетения. Толщина его зависит от того, сколько петель в ряду: чем их больше, тем толще жгут.   Количество   петель   связано   с   количеством   бисерин   первого   ряда («кольца»). Для каждого вида техники рекомендуется свое количество бисерин в «кольце». В старину жгуты низали на нескольких нитках, получали плоскую ленту, потом соединяли ее по длине в шнур. Позже плетение стало осуществляться на одной нити. 3. 2.  Ажурное плетение (16 часов). В этой технике, используя разные формы ячеек (при плетении одной или двумя иголками), можно изготовить украшения одежды и интерьера: гайтаны, кулоны, подвески,   колье,  гривны,  шапочки,   сумочки,  салфетки,   чехлы   для   различных предметов, воротники (круглой, прямоугольной и уголковой формы), различные по  ширине.  Можно  оплетать  шкатулки и всевозможные  сосуды.   Изделия из сеток   с   маленькими   ячейками   хорошо   держат   форму.   Сетки   с   большими ячейками очень пластичны, податливы, легко растягиваются. Низание   сеток   чаще   всего   осуществляется   на   одну   нить.   Бусины, соединяющие ряды, называются связками. Длина стороны ячейки определяется числом бусин между соседними связками. Прежде всего, следует подробно изучить процесс низания простых сеток, чтобы потом легко читать схемы. 3. 3. Мозайка или кирпичный стежок (12 часов). Мозаика самый плотный метод низания. Она может выполняться на одну или две нити. При низании на одну нить получается полоска с четным числом бусин по ширине, при низании на две нити – с нечетным. Бусины располагаются в полотне   ряда,   смещенными   подобно   кирпичной   кладке.   Изделия   из цилиндрических   бусин   или   рубленого   бисера   получаются   жесткими, негнущимися   поперек   рядов.   Этим   методом   создают   воротники   –   стойки, браслеты   и   пояса,   которые   должны   хорошо   сохранять   форму.   Именно   эта техник   идеально   подходит   для   оплетки   различных   округлых   и   плоских предметов. 3. 4. Низание крестиком (12 часов). Низание   крестиками   применяется   для   изготовления   достаточно   плотных цепочек,   ожерелий,   поясов,   галстуков   и   салфеток.   Это   сложный   метод, требующий повышенного внимания и сосредоточенности во время работы. При использовании круглых бусин получается изделие с ровной красивой структурой. Изделия из мелкого бисера на ощупь напоминают тяжелый плотный шелк. Низание крестиками выполняется на две нити. 3. 5. Техника низания сотами (12 часов). Этот способ низания позволяет получить очень ровную бисерную поверхность. Внешне изделие, выполненное в технике ткачество, очень напоминает вышивку крестиком.   Обязательным   условием   изготовления   изделия   этим   способом является одинаковая форма и величина бисеринок. 3. 6. Цветы и листья (10 часов). В основе плетения «листика» ­ цепочка ступенчатая. Размеры «листика» могут быть различны, и зависят от количества ступенек в цепочке. Раздел 4. Ткачество. 4. 1. Ручное ткачество (14 часов). Техника   ручного   ткачества   очень   проста   и   вместе   с   тем   позволяет выполнять   из   бисера   самые   разнообразные   изделия:   браслеты   любых   форм, кулоны, кошельки, сумочки. Все эти милые вещицы можно сделать одной иглой на руке без использования  специального станка. Они выполнены из круглого бисера с большими отверстиями, так как нить должна проходить через каждую бисеринку три и более раз. 4. 2. Ткачество на станке (16 часов). Эта техника требует усидчивости, внимательности, умения составлять схему в цвете,   рассчитывать   точный   размер   изделия,   хотя   сам   процесс   плетения   на станке не такой уж сложный. Как и в технике ручного ткачества с помощью станка можно изготовить много   разных   изделий:   гайтаны,   кулоны,   колье,   галстуки,   пояса,   браслеты, различные   футляры,   очечники,   обложки   для   книг,   рамки   для   фотографий   и многие другие украшения одежды и быта, но самое главное, что эта техника позволяет изготавливать миниатюры и небольшие гобелены. 5. 1. Вышивка по канве (10 часов). Раздел 5. Вышивка. Вышивку выполняют вертикальными или горизонтальными рядами. Можно  использовать швы стебельчатый, вприкреп, арочный и т. д. Для вышивки  параллельными рядами годятся рисунки, разбитые на клетки и предназначенные  для вышивок крестом, гобеленовым швом. 5. 2.Фигурная вышивка (10 часов). При фигурной вышивке по свободному контуру ряды бусин располагаются  вдоль линий рисунка. Последующие ряды нашивают вплотную к предыдущим,  подчеркивая направлением шва форму предметов. Для такой вышивки годится  любое изображение. Раздел 4. Оформление выставок. Внеклассные мероприятия(6 часов).  гармонию цвета, гармоничные сочетаниях цветов; законы композиции; К концу 2­го года обучения учащийся должен знать: ­     инструкцию по  технике безопасности; ­ ­ ­ особенности техники косого плетения; ­ как ровно плести жгуты; ­ особенности оплетения; приемы оплетения; ­ особенности работы со стеклярусом; ­ особенности техники «Бисерный мох»; ­ понятие «оберег»; ­ о народных обычаях и традициях; ­ истоки и специфику образного языка декоративно­прикладного искусства; ­ семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки).  устройство станка для бисероплетения; ­ ­ особенности техники «Коралл»; ­ как выполнить расчет нитей для плетения бисером на станке; ­ о роли народных промыслов в современной жизни; ­ об истории и культуре народного костюма. ­ знать техники низания и уметь их различать; ­   комплекс   здоровьесберегающих   упражнений   для   снятия   усталости   и самостоятельно применять их. составлять композицию для оберега из бисера, схему; Учащийся должен уметь: ­   пользоваться материалами и инструментами для бисероплетения; ­ подбирать гармоничные сочетания цветов для бисерных работ; ­ ­ использовать навыки в технике косого плетения; ­ владеть техникой «Жгуты», оплетения кулонов; ­ оплетать небольшие объемы; ­ передавать единство формы и декора в бисерной работе; ­ оформить вышитое изделие. ­ натягивать нити для плетения на станке; ­   определять элементы народного костюма ­ различать   народные   художественные   промыслы     по   характеру   росписи, форме, фактуре, материалу; ­     самостоятельно   и   творчески   применять   умения   и   навыки,   полученные   на предшествующих занятиях; ­ ­ ­ ­  работать по готовым схемам и составлять самостоятельно свои схемы;  доводить работу до конца;  работать и общаться в коллективе;  радоваться не только своей выполненной работе, но и работам других ребят. Третий год обучения Учебно­тематический план Темы Теоретические занятия Практические занятия Всего  часов № п/п 1. 2. 3.   занятия Вводные (материаловедение) Основы композиции и цветоведения. Орнаментальные мотивы 1 1 2                                                 Низание на проволоку 4. 5. 6. Параллельное низание Низание дугами Плетение из пайеток 2 2 2 1 1 4 8 14 8 2 2 6 10 16 10 Плетение на леске, капроновой нити Ажурное плетение 7. 8. Мозайка   (кирпичный стежок) 9. Жабо 10. Цветы и листья 11. Имитация ткачества 12. Техника   ткачества   на станке 13. Вышивка по канве 14. Фигурная вышивка Выкладка по воску 15. 16. Оформление выставок, внеклассные мероприятия              Итого 4 2 2 2 Ткачество 2 2 Вышивка 2 2 Другие техники 2 3 33 8 8 8 8 6 8 8 10 8 3 12 10 10 10 8 10 10 12 10 6 111 144 Раздел 1. Вводные звнятия. 6. 1.  Материаловедение (4часа). Вводные занятия рассчитаны на повторение пройденного материала.Прежде чем приступить к работе с бисером, необходимо запастись терпением, а также всеми необходимыми инструментами и материалами, которые будут необходимы для работы на занятиях. Провести   беседу   по   технике   безопасности   при   работе   с   ножницами, проволокой,   иглой   и   другими   инструментами   и   материалами,   которые   буду задействованы во время занятий. Оберег из бус и бисера в народном костюме. Знакомство с народными обычаями, традициями. Ознакомить   с   темами   занятий,   с   правилами   поведения   не   только   в учреждении, но и в кабинете, в котором будут проходить занятия и бережном обращении с окружающими предметами этого кабинета. Постараться создать дружелюбную атмосферу внутри коллектива. 7. 2.  Основы композиции и цветоведения (4 часа).          Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения.        Понятия: «ритмический ряд», «орнамент». Основные   законы   композиции   декоративно­прикладного   изделия   –   композиция украшений.      Зарисовка цветового круга.       Гармония цвета. Законы композиции. Закон цельности и соразмерности. Гармоничное сочетание цветов. Составление композиции оберега из бисера. Эскиз. Схема. Понятие: “Хроматические и ахроматические цвета”. 8. 3.  Орнаментальные мотивы (6 часов). Народное   искусство     создавалось   и   видоизменялось   на   протяжении столетий  в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа. В его сознании и развитии принимали участие многие поколения безвестных мастеров, большую роль играли условия быта, хозяйства, культуры, торговых связей. У каждого народа сложились самобытные способы  изготовления и оформления вещей,   одежды   и   украшений.  У   многих   мастеров   был   свой,  индивидуальный почерк, свое понятие о красоте, и поэтому каждое изделие народного искусства остается неповторимым. В этом его прелесть и ценность. В   изготовлении   украшений   из   бисера,   как   и   другие   виды   рукоделий, безымянные мастера вложили много изобретательности, художественного вкуса и фантазии. При низании украшений мастера не только фантазировали, сочиняли новые   приемы   и   виды   изделий,   но   и   пользовали   старинные   узоры   вышивок, тканых изделий, которые хорошо поддавались исполнению бисером. Узор – это рисунок, состоящий из сочетаний линий, форм, красок и их оттенков,   располагающихся   в   определенном   порядке   и   создающих   в совокупности   декоративный   эффект.   Многие   узоры   не   только   украшали жилище, предметы обихода и одежды, но должны были охранять, защищать от злых духов и приносить счастье. Поэтому их называли оберегами. Со временем первоначальные представления древних охотников, рыболовов и земледельцев были утрачены, и узоры превратились в декоративные мотивы с теми или иными типичными   элементами,   характерными   для   разных   местностей. Последовательные повторения отдельных узоров и целой их группы создавали орнаменты, что в переводе с латинского значит – украшать. Наибольшее распространение орнамент нашел в народном творчестве, где на протяжении веков складывались свои формы и принципы его построения, самобытные   национальные   черты,   местные   особенности,   эстетические   вкусы, понятие   о   красоте   того   или   иного   народа.   Орнамент   своим   построением, формой и цветом подчеркивает назначение украшаемого предмета. Существует понятие раппорт – ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента. Орнаментальные мотивы не только украшали изделие, но и подчеркивали его форму и размер: широкие и узкие, продольные, поперечные, косые, отдельно разбросанные фигуры – розетки, точки и черточки, волнистые полоски краев изделий и т.п. По   своим   мотивам   орнаменты   бывают   геометрические,   растительные, животные, антропоморфные (изображение людей). Раздел 2.  Низание на проволоку Низание на проволоку чаще всего используют для изготовления различных сувениров   в   виде   растений,   животных,   насекомых   и   человечков.   Проволока очень податливый материал, и изделиям из нее можно придать любую форму и изогнуть отдельные детали. Важно, чтобы фигурки хорошо сохраняли форму, не мялись. Существует несколько методов низания на проволоку, обеспечивающих достаточную жесткость изделий 2. 1. Параллельное низание (10 часов). Методом   параллельного   низания,   используя   тонкую   проволоку,   делают цветы и листья самых разнообразных форм. Очертания, размеры лепестков и листьев определяются количеством рядов в схемах и их длиной. Несмотря на кажущуюся   простоту,   метод   параллельного   низания   позволяет   создавать плоские  детали или фрагменты, а затем из них собирают объемные изделия, такие как цветы, ягоды, животные, насекомые и забавные игрушки. Цветы и листочки можно поместить в рамку, повесить на стену, а можно собрать букетик и поставить в вазочку. 2. 2. Плетение из пайеток (8 часов). 2. 3. Низание дугами (18часов). Этот метод лучше всего подходит для изготовления как цветков всевозможных форм и расцветок, так и для целых декоративных цветочных композиций, не затрачивая   при   этом   особых   усилий.   Особенно   этот   метод   низание   дугами позволяет очень быстро изготовлять одноцветные листочки и лепестки. Раздел 3. Плетение на леске, капроновой нити. Низание  на нить – самый древний вид рукоделия с использованием бусин. В   бисерных   украшениях   наблюдается   разнообразие   способов изготовления.  Осваивать   технику   низания   лучше   всего,  выполняя   образцы   из мелких  бусин  или  крупного бисера, нанизывая   их  на хлопчатобумажные  или льняные   нити.   По   количеству   иголок   и   ниток,   необходимых   для   работы, различают низание в одну нить или одной иголкой, то есть ниткой или иголкой; в две нити или двумя иголками – низание ниткой с иголками с двух сторон. 3. 2.  Ажурное плетение (12 часов). В этой технике, используя разные формы ячеек (при плетении одной или двумя иголками), можно изготовить украшения одежды и интерьера: гайтаны, кулоны, подвески,   колье,  гривны,  шапочки,   сумочки,  салфетки,   чехлы   для   различных предметов, воротники (круглой, прямоугольной и уголковой формы), различные по  ширине.  Можно  оплетать  шкатулки и всевозможные  сосуды.   Изделия из сеток   с   маленькими   ячейками   хорошо   держат   форму.   Сетки   с   большими ячейками очень пластичны, податливы, легко растягиваются. Низание   сеток   чаще   всего   осуществляется   на   одну   нить.   Бусины, соединяющие ряды, называются связками. Длина стороны ячейки определяется числом бусин между соседними связками. Прежде всего, следует подробно изучить процесс низания простых сеток, чтобы потом легко читать схемы. 3. 3. Мозайка или кирпичный стежок (10 часов). Мозаика самый плотный метод низания. Она может выполняться на одну или две нити. При низании на одну нить получается полоска с четным числом бусин по ширине, при низании на две нити – с нечетным. Бусины располагаются в полотне   ряда,   смещенными   подобно   кирпичной   кладке.   Изделия   из цилиндрических   бусин   или   рубленого   бисера   получаются   жесткими, негнущимися   поперек   рядов.   Этим   методом   создают   воротники   –   стойки, браслеты   и   пояса,   которые   должны   хорошо   сохранять   форму.   Именно   эта техник   идеально   подходит   для   оплетки   различных   округлых   и   плоских предметов. 3. 4. Жабо(10 часов). 3. 5. Цветы и листья (10 часов). Раздел 4. Ткачество. 4.1. Ручное ткачество (8 часов). Техника   ручного   ткачества   очень   проста   и   вместе   с   тем   позволяет выполнять   из   бисера   самые   разнообразные   изделия:   браслеты   любых   форм, кулоны, кошельки, сумочки. Все эти милые вещицы можно сделать одной иглой на руке без использования  специального станка. Они выполнены из круглого бисера с большими отверстиями, так как нить должна проходить через каждую бисеринку три и более раз. 9. 2. Ткачество на станке (10 часов). Эта техника требует усидчивости, внимательности, умения составлять схему в цвете,   рассчитывать   точный   размер   изделия,   хотя   сам   процесс   плетения   на станке не такой уж сложный. Как и в технике ручного ткачества с помощью станка можно изготовить много   разных   изделий:   гайтаны,   кулоны,   колье,   галстуки,   пояса,   браслеты, различные   футляры,   очечники,   обложки   для   книг,   рамки   для   фотографий   и многие другие украшения одежды и быта, но самое главное, что эта техника позволяет изготавливать миниатюры и небольшие гобелены. Раздел 5. Вышивка. 10.1. Вышивка по канве (10 часов). 11.2. Фигурная вышивка (12 часов). Раздел 6. Выкладка по воску. (10 часов) В качестве основы для выкладки не годятся парафин и другие материалы, из которых изготовляют декоративные и хозяйственные свечи, ­ в эти материалы бисер не вдавливается. Нужен именно натуральный пчелиный воск. Благодаря появлению новых материалов, в том числе клея для стекла, выкладка бисером получила дальнейшее развитие как выкладка по клею, лаку. Вдавливанием   бисера   можно   украсить   изделия   из   пластилина   и   пластики. Современные картинки из бисера на воске или клее выполняют, как правило, не по строгим схемам, а свободно располагая бисеринки и бусинки на основе, как мазки краски на полотне. Раздел 7. Оформление выставок. Внеклассные мероприятия(6 часов). К концу 3­го года обучения учащийся должен знать: гармонию цвета, гармоничные сочетаниях цветов; законы композиции; ­   инструкцию по  технике безопасности; ­ ­ ­ особенности техники косого плетения; ­ особенности оплетения; приемы оплетения; ­ понятие «оберег»; ­ о народных обычаях и традициях; ­ истоки и специфику образного языка декоративно­прикладного искусства; ­ семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки).  устройство станка для бисероплетения; ­ ­ как выполнить расчет нитей для плетения бисером на станке; ­ о роли народных промыслов в современной жизни; ­ как самостоятельно составлять схемы; ­ об истории и культуре народного костюма. Учащийся должен уметь: ­   пользоваться материалами и инструментами для бисероплетения; ­ подбирать гармоничные сочетания цветов для бисерных работ; ­ ­ использовать навыки в технике косого плетения; ­ оплетать большие объемы; ­ передавать единство формы и декора в бисерной работе; составлять композицию для оберега из бисера, схему; ­ выстраивать орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе   повтора   (ритмического)   изобразительных   или   геометрических элементов; ­ оформить вышитое изделие; ­ натягивать нити для плетения на станке; ­   определять элементы народного костюма; ­ различать   народные   художественные   промыслы     по   характеру   росписи, форме, фактуре, материалу; самостоятельно разрабатывать и зарисовывать эскизы изделий. ­ Список литературы 1. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999. 2. Ануфриева   М.Я.   Искусство   бисероплетения.   Современная   школа.   –   М.: Культура и традиции, 1999. 3. Божко Л.А.  Бисер. ­ М.: Мартин, 2000. 4. Виноградова   Е.Г.   Бисер   для   детей:   игрушки   и   украшения.   –   М.:   Изд­во 5. «Эксмо»; СПб.: «Валерии» СПД. 2003.     Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов н/Д: Проф­Пресс, 2001.  6. Доуэлп К.Б. Цветы из бисера/ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21­й век», 2005.  7. Дубинина С.М. Плетение бисером. – М.: Изд­во «Вече», 2000. 8. Дюмина Г. Бисер. – М.: ООО Изд­во АСТ, ООО Изд­во Астрель, 2001. 9. Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. ­ М., 1996. 10.Каменева Е. Какого цвета радуга. ­ М.: Детская литература, 1984. 11.Кемпбелл – Хардинг В. Уоттс П. Шьем бисером. – М.: Издательский дом «Ниола 21 – век. 2003. 12.Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский Дом МСП, 2005.  13.Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб.:  Шк.комплект, 1997. 14.Маерова К., Дубинская М. Русское народное прикладное искусство. ­ М., 1990. 15.Маркман Л.А. Бисерная фантазия. /Издатель И.В.Балабанов. ­ М., 1999. 16.Новые   исследования   в   психологии   и   возрастной   физиологии.   ­   М.: Педагогика, 1991. 17.Норбеков  М. Дорога в молодость и здоровье. ­ СПб, 2001. 18.Пармон Ф.М. Русский народный костюм. ­ М.: 1994. 19. Подшивка   журналов   «Модный   журнал.   Бисер»   за   2004   –   2006   г.г., Издательство ООО «Мода и рукоделие». 20.Подшивка   журналов   «Чудесные   мгновения.   Бисер»   за   2003   –   2007   г.г., Издатель «Агентство Дистрибьютор Прессы». 21.Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров. ­ М., 1993. 22.Рузина М.С., Афонькин С.Ю., Страна пальчиковых игр. – СПб.: «Кристалл», 19998. 23.Сокольникова Н.М. Основы живописи. ­ Обнинск: Титул, 1996. 24.Сокольникова Н.М. Основы композиции. ­ Обнинск: Титул,1996. 25.Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2005.  26.Художественные промыслы Подмосковья. ­ М.: Московский рабочий, 1982. 27.Юрова Е.С.Старинные русские работы из бисера. – М.: Истоки, 1995. 28.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ­ПРЕСС КНИГА, 2005.  29.М.В. Федотова, Г.М. Валюх. Цветы из бисера. Культура и традиции, 2004. Нормативно – правовая база образовательной программы «Бисерное рукоделие» 1. Конституция РФ; 2.Закон РФ «Об образовании»; 3.нормативные акты Правительства РФ, Министерства образования РФ,  Государственной Думы и Правительства РФ по вопросам молодежной политики; 4.нормативные акты и документы Центра развития системы дополнительного  образования детей  Министерства общего общего и профессионального  образования РФ; 5.Конвенция ООН о  правах ребенка; 6. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей.

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"

Программа "Бисерное рукоделие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2018