Рабочая программа курса «Я учусь правильно говорить, читать, писать» соответствует следующим нормативно-правовым документам:
- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6_октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 22.12.2009 г., регистрационный № 15785) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707), от 22.09.2011г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540), от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993), от 29.12.2014 г. № 1643(зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 06.02.2015 г., регистрационный № 35916), от 18.05.2015 г. №507 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 18.06.2015 г., регистрационный № 37714), от 31.12.2015 №1576 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 02.02.2016 г., регистрационный № 40936);
- Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ МОиН РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 « Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 03.02.2015 г. регистрационный №35847);
Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях
Начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных
стандартах второго поколения, что современная система образования должна быть
направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с
целостным представлением картины мира. Ведь образование в начальной школе является
фундаментом всего последующего образования.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед нами новые цели. Теперь в
начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и
должен привить две группы новых умений:
1) Универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.
2) Формировать у детей мотивацию к обучению.
В начальной школе, изучая разные предметы, обучающийся на уровне возможностей
своего возраста должен освоить различные способы познавательной, творческой
деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями и быть готовым к
продолжению образования.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в
условиях введения федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования ответственность существенно возрастает.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к
ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности
ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения
учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного
процесса.
Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
По сути, происходит переход:
от обучения как преподавания системы знаний к работе (активной деятельности) над
заданиями (проблемами) с целью выработки определённых решений;
от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному (межпредметному)
изучению сложных жизненных ситуаций;
к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями,
к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности УУД, которые обеспечивают возможность каждому ученику
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и
оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности
и ее самореализации.Основное овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в
контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по
формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и
не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться
большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но
в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных
учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного
процесса и внеучебной деятельности. А главное в работе учителя – это найти такие методы
работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и
внеучебных занятий.