Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.9

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
Детсад
20.06.2017
Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Данная программа направлена на развитие компонентов эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Программа является актуальной в следствии того, что в чувствах и эмоциях ребенок выражает личностное выражение к предметам, явлениям и самому процессу познания.Нарушение эмоциональных компонентов приводит к последствиям, одним из которых являются трудности социальной адаптации детей, невозможности выстраивать контакты со сверстниками и т.д.Проблема воспитания и обучение детей с нарушением эмоциональной сферы является одной из наиболее важных и актуальных проблем в педагогики. Нарушения проявляются в виде расстройств эмоционально-волевой сферы, поведения и личности в целом. Данная проблема побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать эмоциональное развитие каждого ребенка. В чувствах и эмоциях человек выражает личностное отношение к предметам, явлениям, к процессу и содержанию познания. Как известно эмоции и чувства взаимосвязаны. А у детей старшего дошкольного возраста все чаще проявляется нарушение развития эмоциональной сферы, начиная от некомпетентности в восприятии и оценке своих и чужих эмоциональных состояний и заканчивая вербализацией и воспроизведением эмоций. Все это говорит о необходимости проведения коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их эмоциональной сферы и формирования коммуникативных умений. Данная программа поможет детям научиться лучше распознавать эмоции других людей и свои собственные, выражать эмоции социально приемлемым способом.
Экспериментальная программа.docx
Экспериментальная программа, направленная на развитие компонентов эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста  Пояснительная записка. Проблема воспитания и обучение детей с нарушением эмоциональной сферы   является   одной   из   наиболее   важных   и   актуальных   проблем   в педагогики.   Нарушения   проявляются   в   виде   расстройств   эмоционально­ волевой сферы, поведения и личности в целом.  Данная   проблема   побудила   нас   к   поиску   путей   повышения эффективности   коррекционной   работы,   чтобы   максимальным   образом стимулировать эмоциональное развитие каждого ребенка. В   чувствах   и   эмоциях   человек   выражает   личностное   отношение   к предметам,   явлениям,   к   процессу   и   содержанию   познания.   Как   известно эмоции и чувства взаимосвязаны. А у детей старшего дошкольного возраста все чаще проявляется нарушение развития эмоциональной сферы, начиная от некомпетентности   в   восприятии   и   оценке   своих   и   чужих   эмоциональных состояний и заканчивая вербализацией и воспроизведением эмоций. Все это говорит о необходимости проведения коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их эмоциональной сферы   и   формирования   коммуникативных   умений.   Данная   программа поможет детям научиться лучше распознавать эмоции других людей и свои собственные, выражать эмоции социально приемлемым способом. Цель программы –  развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: ­ расширить знания детей об эмоциях; ­ научить детей понимать и дифференцировать эмоции; ­ развить у детей старшего дошкольного возраста умение адекватно выражать и вербализировать собственные эмоции; ­ развить у детей навыки адекватного выражения собственных чувств и эмоций. При проведении коррекционно­развивающей программы мы опирались на следующие принципы: ­   принцип   единства   диагностики   и   коррекции,   который   отражает непрерывность   и   взаимодополняемость   этих   двух   видов   работ,   так   как   в процессе коррекционной работы нами проводится оценка ее эффективности, и   в   случае   необходимости   происходит   корректирование   методов,   форм   и средств коррекционно­развивающей работы; ­ принцип коррекции «сверху­вниз», который отражает направленность коррекционной работы на «зону ближайшего развития» ребенка; ­   принцип   коррекции   «снизу­вверх»   отражает   направленность коррекционной   работы   на   «зону   актуального   развития»,   то   есть,   на тренировку уже сформированных умений и навыков ребенка; ­   принцип   комплексности   подразумевает   использование   в   процессе коррекционной работы различных методов и средств коррекции и развития; ­   принцип   деятельностного   подхода  определяет   сам   предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. При реализации программы используются следующие формы и методы работы: ­   игровые   техники,   которые   служат   формированию   у   детей заинтересованности   в   занятии,   снятии   эмоциональной   напряженности   во время   коррекционной   работы,   формированию   у   детей   положительной мотивации; ­ упражнения из фонда психогимнастики, направленные на развитие детского воображения, мимики, пантомимики, жестикуляции; ­   арттерапия   (изотерапия   и   пластилинография),   которые   служат развитию у ребенка интереса к самому себе, развитию эмпатии, внимания к людям   и   повышению   самооценки,   так   как   в   конце   арттерапевтических упражнений обязательно дается положительная оценка деятельности каждого ребенка; ­   просветительские   беседы,   направленные   на   знакомство   детей   с разного рода эмоциями и чувствами. Форма проведения коррекционных занятий – групповая. Количество участников – 8­10 человек. Количество занятий – 11. Продолжительность занятия– 25­30 мин.  Ориентировочная структура занятия: 1. Ритуал приветствия. Разминка. 2. Основная часть – направлена на решение задач данной программы. 3.   Заключительная   часть   –   подведение   итогов,   получение   обратной связи. Ритуал прощания. Содержание занятий представлено в приложении. Оценка эффективности работы. Эффективность работы отслеживается по результатам анкетирования педагогов   (экспертная   оценка),   наблюдений   за   воспитанниками   на   каждом занятии,   психологической   диагностики   проводимой   перед   началом   серии занятий и по их окончанию. Предполагаемый результат. Умение понимать и дифференцировать эмоциональное состояние свое и окружающих, адекватно отражать собственные эмоции и чувства, а также уметь вербализировать собственные эмоциональные состояния. № 1. 2. Тематический план Тема Цель Длитель­ ность «Давай Формирование положительной мотивации, 25 мин. познакомимся» заинтересованности детей в занятии. «Какой я?»  Развитие интереса к себе, формирование позитивного отношения ребенка к своему 30 мин. 3. 4. «Волшебные» средства взаимопонимания»  «Как понять настроение человека?»  5. «Рисуем настроение» «Я». Знакомство со средствами понимания – мимикой, интонацией. Формирование 30 мин. эмпатии. Обучение распознавать эмоции человека по мимике, пантомимике, жестикуляции и 30 мин. голосу. Закрепление понятий пантомимики, жестов, развитие внимания к чувствам 25 мин. других. 6. «Мы поссорились и Знакомство с чувством злости, обучение 25 мин. помирились» детей отреагированию эмоций в конфликте. 7. 8. 9. 10 . 11 . «Гнев» Обучение приемлемым способам 30 мин. выражения гнева, навыкам контроля при вспышке гнева. «Страдание, печаль, Научить детей распознавать свои чувства в 25 мин. доброта» «Я учусь владеть собой» различных ситуациях. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки. 30 мин. «Смешные клоуны» Снятие эмоционального напряжения, 25 мин. развитие воображения, мимики, пантомимики. «Путешествие в Подведение итогов. Максимальное 30 мин. страну Понимание» приближение ситуаций общения к жизни. Развитие эмпатии. Содержание занятий по программе эмоционального развития «Планета эмоций» Занятие 1 «Давай познакомимся» Цель:   формирование   положительной   мотивации,   заинтересованности детей в занятиях; снятие эмоциональной напряженности. 1) Приветствие 2) Игра «Знакомство» Каждому участнику предлагается выбрать себе имя, которым он хочет, чтобы его называли другие. Затем дети по очереди (по кругу) повторяют свои имена. 3) Игра «Я вижу» Участники,   сидя   в   кругу,   по   очереди   называют   предметы,   которые находятся   в   комнате,   начиная   каждое   свое   высказывание   словами   «Я вижу…». Повторять один и тот же предмет нельзя. 4) Игра «Зеркало» Группа разбивается на пары. Первые номера – «зеркала», вторые – люди перед   зеркалом.   Игра   проходит   в   полной   тишине.   Задача:   добиться взаимопонимания   и   синхронизировать   действия.   Затем   ребята   меняются ролями. 5) Рефлексия. Ритуал прощания. Занятие 2 «Какой я?» Цель: развитие интереса к себе, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». 1) Приветствие 2) Игра «Назови себя» Участники,   сидя   в   кругу,   по   очереди   должны   назвать   себя   и охарактеризовать несколькими словами. 3) Беседа «Какие мы разные» Группа обсуждает индивидуальность каждого человека. 4) Игра «На какое растение/животное ты похож?» Каждому участнику дается возможность рассказать, на какое растение или животное он похож и с чем связаны его ассоциации. 4) Игра «Мне в себе нравится…» Участники по очереди делятся с группой своими чувствами, тем, что им в себе нравится и почему, затем участники обсуждают услышанное. 5) Рефлексия. Ритуал прощания. Занятие 3 «Волшебные» средства взаимопонимания» Цель:  знакомство  со  средствами понимания –  интонацией  и мимикой; развитие сочувствия и внимания к людям, эмпатии. 1) Приветствие 2) Упражнение «Назови эмоцию» Работа   с   пиктограммами,   детям   дается   список   эмоций,   которые   они должны зарисовать и распознать, обменявшись листами. 3) Игра «Волшебники» Участники представляют себя в роли волшебников и с помощью мимики показывают эмоции, а остальные должны распознать их. 4) Рефлексия. Ритуал прощания. Занятие 4 «Как понять настроение человека?» Цель:   учить   детей   распознавать   эмоции   человека   по   мимике, пантомимике,   жестикуляции   и   голосу,   ввести   понятие   положительной   и отрицательной эмоции. 1) Приветствие 2) Беседа «Какие мы разные» Участники   группы   обсуждают,   какие   люди   разные,   обсуждают,   как выглядит   грустный   человек,   как   выглядит   веселый   человек,   чем   они отличаются, а чем сходятся. 3) Игра «Кто тебя позвал?» Один   из   ребят   становится   в   центр   круга  и   закрывает   глаза.  Ведущий (психолог) указывает на кого­то из остальных и просит, не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал. Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, – в центр. 4) Рефлексия. Ритуал прощания. Занятие 5 «Рисуем настроение» Цель: закрепление понятий пантомимики и жестов, развитие внимания ко всем детям в группе, развитие эмпатии, повышение самооценки. 1) Приветствие 2) Упражнение «Угадай настроение» Участники   с   помощью   мимики   и   жестов   показывают   различные настроения, а все остальные участники должны угадать. 3) Рисование «Мое настроение» На   общем   ватмане   дети   рисуют   свои   эмоции,   которые   испытывали   в данный момент. 4) Рефлексия. Ритуал прощания. Занятие 6 «Мы поссорились и помирились» Цель:   знакомство   с   чувством   злости,   обучить   детей   способам отреагирования на конфликтную ситуацию, формирование адекватных форм поведения;   тренировка   умения   различать   положительные   и   отрицательные эмоции. 1) Приветствие 2) Беседа «Как поступают друзья» Обсуждение участниками группы, как поступают друзья, на различных примерах из жизни и из книг. 3) Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Мирись и больше не дерись» Участники по парам продумывают и разыгрывают предложенные сценки, а потом обсуждают их. 4) Игра «Два барана» Два   участника   показывают   двух   сцепившихся   баранов,   а   остальные участники предлагают пути решения. 5) Рефлексия. Ритуал прощания. Занятие 7 «Гнев» Цель: установление положительного эмоционального контакта; перенос нового   позитивного   опыта   в   реальную   жизнь;   обучение   агрессивных   детей приемлемым способам выражения гнева, навыкам распознавания и контроля над собой при вспышке гнева. 1) Приветствие 2) Игра «Злюка» Один   из   участников   садится   на   стул.   В   руках   у   него   платочек.   Дети подходят к нему, всячески дразнят, пытаясь разозлить. Когда игрок не может вытерпеть, он встает и дотрагивается платочком до того, кто раздразнил его больше всех. 3) Рисование «Злое лицо» От участников требуется нарисовать злую рожицу или ситуацию, которая им не по душе. Когда все готово, можно позволить детям порвать рисунки. 4) Упражнение «Гневный листок» То же самое, что и с рисованием, только от ребенка требуется написать все то, что ему не нравится, все плохие эмоции, и затем порвать листок. 5) Рефлексия. Ритуал прощания. Занятие 8 «Страдание, печаль, доброта» Цель:   развивать   эмпатию   и   сочувствие   к   другим;   способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество; научить детей осознавать свои чувства в различных ситуациях. 1) Приветствие 2) Игра «Передай эмоцию» Вся   группа   садится   в   круг   и   закрывает   глаза.   Один   из   участников передает какое­либо чувство своему соседу с помощью прикосновения. А тот, в свою очередь, должен передать это чувство дальше, своему другому соседу. Таким образом, масса чувств, прикосновений обходит весь круг. 3) Игра «Волшебный стул» Участники должны по очереди садиться на стул и рассказывать об одном из предложенных чувств (страдание, печаль, доброта). Выполняется каждым ребенком   по   очереди.   В   конце   занятия   обсуждаются   схожие   и   различные мнения по поводу всех эмоций. 4) Упражнение «Нарисуй свое настроение» Каждый участник рисует свое настроение. 5) Рефлексия. Ритуал прощания. Занятие 9 «Я учусь владеть собой» Цель:   формирование   эмоциональной   стабильности   и   положительной самооценки   у   детей,   закрепить   навыки   работы   с   позитивными   мыслями   и эмоциями. 1) Приветствие 2) Упражнение «Гора с плеч» Каждый участник представляет, что у них тяжелый мешок на плече, как тяжело с ним идти и как от него избавиться. 3) Беседа «Настроение» Группа   обсуждает   настроения   людей,   от   чего   оно   зависит   и   как   оно меняется. 4) Игра «Скала. Я справлюсь» Участники   по   очереди   показывают   и   рассказывают,   как   они   бы преодолевали скалу, как это тяжело и как они с этим справляются. 5) Рефлексия. Ритуал прощании. Занятие 10 «Смешные клоуны» Цель: снятие эмоционального напряжения, научить детей понимать свои   пантомимики,   развитие   детского   воображения, чувства,   мимики, жестикуляции. 1) Приветствие 2) Игра «Возьми и передай!» Один   из   участников   группы   начинает   действие   с   воображаемым предметом   таким   образом,   чтобы   это   действие   можно   было   продолжать. Сосед  продолжает  это  действие  и,  таким  образом,  воображаемый  предмет обходит весь круг. 3) Игра «Зеркало» Группа разбивается на пары. Первые номера – «зеркала», вторые – люди перед   зеркалом.   Игра   проходит   в   полной   тишине.   Задача:   добиться взаимопонимания   и   синхронизировать   действия.   Затем   ребята   меняются ролями. 4) Игра «Я иду по воде» Участники   представляют,   как   можно   легко   проходить   по   воде,  какие ощущения при этом можно испытывать. 5) Рефлексия. Ритуал прощания Занятие 11 «Путешествие в страну Понимание» Цель:   подведение   итогов   всех   занятий,   максимальное   приближение ситуаций общения к жизни, развитие эмпатии. 1) Приветствие 2) Игра «Поводырь» Все   дети   закрывают   глаза,   кроме   первого   ребенка,   и   становятся паровозиком. Задача первого – провести всех по кабинету и вернуть обратно. 3) Игра «Диспетчер» Дети разбиваются на пары. Одному завязывают глаза и ему предстоит выполнить задание, которое диктует второй (перемещение в пространстве). 4) Лепка «Эмоции» Ведущий предлагает вылепить из пластилина на бумаге любую эмоцию по выбору. 5) Рефлексия. Ритуал прощания

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Программа для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017