Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)
Оценка 4.7

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
24.01.2017
Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)
Программа дополнительного образования "Умелые ручки" разработана с учётом новых требований. Пояснительная записка чётко раскрывает актуальность, новизну, цели, задачи и направление данной программы. Программа рассчитана для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Основное направление - развитие творческих способностей у обучающихся. В программе изложен подробный тематический план для работы с детьми.Программа дополнительного образования "Умелые ручки" (дошкольное образование)
Умелые ручки.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 556 (ГБОУ СОШ № 556) 117570, Москва, ул. Днепропетровская,  д.33 А    тел./факс (495)313­74­10     E­mail: [email protected] http://sch556u.mskobr.ru УТВЕРЖДАЮ                ДИРЕКТОР ГБОУ СОШ №556                ЯКОВЛЕВ Г.С. <<_____>>____________ 2016г НАПРАВЛЕННОСТЬ:  художественная  ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» Уровень усвоения программы: ознакомительный Педагог дополнительного образования                                                      Ташаева Бэла Саламбековна  СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 года  ВОЗРАСТ: 4 ­ 7 ЛЕТ                                                                                                                                      Программа принята  Педагогическим советом От “ 26 “ сентября 2016г «Согласовано»                ________________ Методист ДО№3 ГБОУ СОШ №556  ________________ г. МОСКВА 2016 год Пояснительная записка Направленность: дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» направлена на воспитание у детей художественного вкуса, развитие творческой самостоятельности, приобретение навыков и опыта при изготовлении простых, а затем и более сложных изделий из бумаги, картона, пластилина, солёного теста, природного, а также бросового материала. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно­конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем   художественное   творчество,   жизненной   ситуации,   в   любой   сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Актуальность:  программы обусловлена тем, что в настоящее время  – время компьютерных   технологий,   изобилия   различных   игр   и   игрушек,   когда современные дети больше не делают игрушки своими руками, не радуют близких подарками,   больше   времени   проводят   у   телевизоров   и   компьютеров,   больше общаются не со сверстниками, а с игровыми персонажами,  проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных. Данная программа обеспечит возможность решения этой проблемы,  так как ручной труд помогает развивать   у   детей   фантазию,   творческое   мышление,  внимание,   логическое мышление и усидчивость, а также развивает мелкую моторику рук ребёнка, что очень важно для его дальнейшего развития. Новизна: Программа «Умелые ручки» объединяет несколько видов деятельности и   более   углублённо   знакомит   детей   с   оригами,   пластилинографией, бумагопластикой,   аппликацией,   нетрадиционным   рисованием,   с   бросовым   и природным   материалом.   Разнообразие   видов   деятельности   и   материалов, использованных для работы, позволяет удерживать интерес детей на протяжении всего   учебного   года.   Ребенок   получает   опыт   и   знания   в   различных   областях художественного труда, создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Педагогической   целесообразностью  программы   является   то,   что   на   основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою   социальность,   принадлежность   к   определенной   системе   позитивных социальных   ценностей.   У   него   повышается   самоуважение,   поскольку   оно опирается   на   понимание   ребенком   того,   что   существуют   вещи,   предметы, которые он может изготовить  сам, причем так, что это доставляет  радость и другим. Цель программы: Обучение   способам   нетрадиционной   техники   рисования,   приёмам конструирования,   художественному   моделированию,   воспитание   любви   и уважения к своему и чужому труду.  Развитие творческих способностей детей в процессе организации ручного труда. Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:  1. Познакомить детей со свойствами различных материалов (бумага, картон, природный материал) 2. Обучить детей владению инструментами (ножницы, кисти, стеки) и  приспособлениями. 3. Обучить правилам безопасности во время работы с инструментами 4. Развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка. 5. Развивать внимание, память, логическое мышление. 6. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. 7. Формировать у детей умение трудиться в коллективе. 8. самостоятельность.  9. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.  Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность,  Отличительные   особенности:  данной   образовательной   программы   от   уже существующих в этой области, заключаются в том, что практические занятия по программе   ориентированы   на   применение   широкого   комплекса   различного дополнительного материала по художественному творчеству.  Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы:  от 4 до 7 лет.  Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло­красный и   тёмно­красный).   Внимание   детей   становится   более   устойчивым   и произвольным.   Они   могут   заниматься   не   очень   привлекательным,   но   нужным делом   в  течение  20—25  мин   вместе   с   взрослым.  Ребёнок   этого   возраста   уже способен   действовать   по   правилу,   которое   задаётся   взрослым.   Объём   памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре.   Это   проявляется   в   том,   что   прежде   рождается   замысел   и   сюжет.   И постепенно   дети   приобретают   способность   действовать   по   предварительному замыслу в продуктивной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Воображение детей данного возраста, становится с одной стороны богаче и оригинальнее, а с другой  ­   более   логичным   и   последовательным   В   этом   возрасте   продолжается развитие наглядно­образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные   задачи   с   использованием   обобщённых   наглядных   средств   (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений  В   продуктивной   деятельности   дети   знают,   что   хотят   изобразить,   и   могут целенаправленно   следовать   к   своей   цели,   преодолевая   препятствия   и   не отказываясь от своего замысла, который становится опережающим. Срок реализации программы: программа рассчитана на два года. Первый год обучения: средний дошкольный возраст (4­5 лет). Формирование у обучающихся   интереса   к   изодеятельности,   к   ручному   труду.   Знакомство   с различными   материалами   и   инструментами   для   изготовления   простейших поделок. Второй   год   обучения:   старший   дошкольный   возраст   (6­7   лет).   Продолжаем развивать   творческие   способности   обучающихся.   Учить   активно   и   творчески применять   ранее   усвоенные   способы   изображения   в   рисовании,   лепке   и аппликации.   Выполнять   более   сложные   изделия.   Продолжать   развивать коллективное   творчество.   Формировать   умение   замечать   недостатки   в   своих работах и исправлять их. Форма и режим занятий: Занятия проходят во второй половине дня, 2 раза в неделю, продолжительность  занятия – 30 минут. Занятия   включают   в   себя   организационную,   теоретическую   и   практическую части.  Организационная   часть  –  обеспечение   необходимых   для   работы   материалов   и иллюстраций. Теоретическая   часть   ­   педагог   даёт   необходимую   информацию   о   выполнении предстоящей работы. Практическая часть – самостоятельная творческая деятельность детей. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: ­ интерес к изготовлению поделок из различного материала. ­ умение работать в коллективе. ­ умение доводить начатое до конца (усидчивость, терпение). Образовательные результаты Обучающийся будет знать: ­   название   и   назначение   материалов   –   бумага,   картон,   пластилин,   природный материал, бросовый материал. ­   название   и   назначение   ручных   инструментов   (ножницы,   кисточка   для   клея, стеки) ­ правила безопасности труда во время работы с инструментами и материалами. Обучающийся будет уметь: ­   пользоваться   необходимыми   инструментами   (ножницы,   стеки,   кисточки   для рисования, кисточки для клея).  ­  работать по образцу ­   изготавливать   поделки   из   бумаги,   пластилина,   природного   и   бросового материала с помощью педагога. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: ­   интерес   к   новым   видам   художественного   творчества,  к   новым   способам самовыражения; ­ умение планировать свои действия, работать в коллективе, договариваться с партнёром, учитывать другое мнение, оказывать необходимую взаимопомощь ­ умение доводить начатое до конца (усидчивость, терпение) ­ умение анализировать свою работу, подводить итог Образовательные результаты Обучающийся будет знать: ­ название и назначение материалов – бумага, картон, пластилин и т.д. ­   название   и   назначение   ручных   инструментов   и   приспособлений   (ножницы, кисточка для клея, стеки) ­ правила безопасности труда во время работы с инструментами и материалами Обучающийся будет уметь: ­ правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы ­ анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал   из   которого   оно   изготовлено,   способы   соединения   деталей, последовательность изготовления) ­ уметь составлять композиции из цветов. ­   изготавливать   поделки   из   бумаги,   пластилина,   природного   и   бросового материала. Способы определения результативности: Подведение   итогов   по   результатам   освоения   материала   данной   программы выражается в форме представления детских работ на тематических выставках детского сада, районных выставках детского творчества, конкурсов различного уровня. Текущий контроль  –  проходит на каждом занятии (педагог наблюдает за тем, как   обучающийся   понимает   поставленную   задачу,   как   выполняет   различные элементы   работы   (складывает   лист   бумаги,   правильно   пользуется   ножницами, кисточкой и т.д.). Итог – выполнение работы.  Мониторинг освоения результатов Критерии качества освоения ребенком ручного труда 1 Имеет представление о материале, из которого сделана поделка. 2 Владеет приемами работы с различными материалами. 3 Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. 4 Умеет самостоятельно провести анализ поделки. 5 Использует свои конструктивные решения в процессе работы. 6 Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки. 7 Выполняет работу по замыслу. 8 Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и  способы скрепления, соединения деталей. 9 Показывает уровень воображения и фантазии. 10 Использует в работе разные способы ручного труда. Формы подведения итогов: 1. Составление альбома лучших работ. 2. Изготовление игрушек, сувениров для воспитанников детского сада. 3. Проведение тематических выставок работ учащихся: – в группе – в ДОУ 4.  Участие в районных, городских конкурсах. Учебно­тематический план 1 год обучения № 1. 2. 3. 4. Наименование тем Вводное занятие Работа с природным материалом Работа с бросовым материалом Работа с бумагой, картоном: аппликация,  оригами Количество часов Всего Теория Практика 1 6 4 15 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5,5 3,5 14,5 5. Лепка. Пластилинография 6. Нетрадиционная техника рисования 7. Организационные мероприятия Всего 5 5 2 38 0,5 0,5 0,5 3,5 4,5 4,5 1,5 34,5 Содержание 1. Вводное занятие. Знакомство   с   кабинетом   кружковой   деятельности,  Введение   в   программу. Требования   к   поведению   во   время   занятия.   Соблюдение   порядка   на   рабочем месте. Знакомство с правилами техники безопасности.  2. Работа с природным материалом. «Ёжик»   (работа   с   манной   и   гречневой   крупой),   «Лесовичок»   (сосновые шишки),   «Сова   с   совёнком»   (кедровые   шишки),   «Гриб»   (листья   деревьев, гречневая   крупа),   «Мишка   косолапый»   (каштаны),   «Осенний   лес»   (листья различных   деревьев),   «Зайчик»   (манная   крупа),   «Подсолнухи»   (семечки подсолнечные), «Цыплёнок» (пшено). 3. Работа с бросовым материалом. «Овечка» (ватные диски), «Домик» (палочки), «Бусы для мамы» (бисер), «Кукла»   (лоскутки   ткани),   «Зимняя   шапочка»   (одноразовые   тарелки), «Весенний лес» (веточки деревьев), «Автомобиль» (спичечные коробки),  «Пасхальное яйцо» (упаковки от киндер сюрприза). 4.  Работа с бумагой, картоном: аппликация, оригами. «Гусеница»   (аппликация   объёмная:   салфетки   бумажные),   «Кошечка» (оригами: цветная бумага), «Лягушка на болоте» (оригами: цветная бумага),  «Поздравительная открытка» (аппликация: цветная бумага),   «Сумочка для мамы» (оригами: картон, цв. бумага), «Дед Мороз» (аппликация: ват. диски, цв.   бумага),   «Ёлочка   нарядная»   (объёмная   аппликация:   цв.   бумага), «Новогодний   шар»   (аппликация:   цв.   бумага),   «Новогодняя   открытка» (аппликация: картон, цв. бумага), «Открытка для папы» (аппликация: картон, цв. бумага), «Подснежник» (оригами: цв. бумага), «Подарок маме» (оригами: цв.   Бумага),   «Коллективная   работа.   «Перелетные   птицы»   (аппликация), «Космос» (аппликация: цв. бумага), «Рыбки в аквариуме» (аппликация: цв. бумага), «Цветы» (оригами: цв. бумага), «Бабочка» (аппликация: цв. бумага), «Салют»   (аппликация:   цв.   бумага),   «Фоторамка»   (аппликация:   картон,   цв. бумага),   «Одуванчики»   (оригами:   цв.   бумага,   ват.   диски),   «Коллективная работа «Цветочный луг» ( аппликация: цв.бумага). 5. Лепка. Пластилинография   «Овечка» «Ягоды»   (пластилинография), (пластилинография),   «Зайчик   зимой»   (пластилинография),   «Снеговик» (лепка), Земля» (пластилинография), «Уточка с утятами» (лепка).   «Божья   коровка»   (лепка), (пластилинография),   «Планета     «Снежинка»   6. Нетрадиционная техника рисования «Дорожка   для   коня»   (декоративное   рисование),   «Волшебная   картинка» (рисование   ватными   палочками),   «Козлик»   (декоративное   рисование), «Лебедь»   (рисование   ладошкой),   «Бабочка»   (оттиск   поролоном),   «Весна пришла»   (свеча   и   акварель),   «Ветка   мимозы»   (рисование   пальчиками), «Ромашка» (тычкование жёсткой кистью), «Хвост павлина» (ватные палочки), «Цветочная поляна»  (штампование). 7. Организационные мероприятия     Подготовка   специального   кабинета:   мебели   и   оборудования,   материалов   и инструментов   для   занятий,   разработка   и   сбор   методических   материалов   по направлению   деятельности   кружка,   организационные   встречи   детей, руководителя кружка и родителей, сбор сведений об участниках кружка в журнал и учет кружковой работы с указанием конкретной даты проведения мероприятий.   № 1. 2. Учебно­тематический план 2 года обучения Наименование тем Вводное занятие  Работа с природным материалом Количество часов Всего Теория Практика 1 6 0,5 0,5 0,5 5,5 3. 4.  Работа с бросовым материалом Работа с бумагой, картоном: аппликация,  оригами Лепка. Пластилинография 5. 6. Нетрадиционная техника рисования 7.  Организационные мероприятия Всего Содержание   6 13 5 5 2 38 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 5,5 12,5 4,5 4,5 1,5 34,5 1. Вводное занятие. Введение   в   образовательную   программу   2   года   обучения.   Требования   к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.  2.Работа с природным материалом. «Ёжик»   (работа   с   манной   и   гречневой   крупой),   «В   гостях   у   сказки   (шишки, веточки),   «Осенний   вальс»   (сухие   листья),   «   Бусы   для   мамы»   (макаронные изделия),   «Снежинка»   (манная   крупа),   «Зимние   узоры»   (манная   крупа), «Новогодняя красавица» (соль), «Насекомые» (скорлупа грецкого ореха). 3.Работа с бросовым материалом. «Жираф»   (крышки   от   бутылочек),   «Цветы»   (упаковки   от   киндер­сюрприза), «Подарок   маме»  (бисер), «Игрушки   на  ёлку»  (упаковки   от   киндер­сюрприза), «Веер»   (пластиковые   ложки),   «Комнатный   цветок»   (пластиковые   бутылки), «Ракета» (спичечные коробки) 4.Работа с бумагой, картоном: аппликация, оригами. «Натюрморт»   (объёмная   аппликация:   цв.   бумага),   «Кораблик»   (модульное оригами: цв.модули),   «Животные зоопарка» (оригами: цв.бумага), «Новогодние снежинки»   (оригами:   цв.бумага),   «Ёлочка   нарядная»   (оригами:   цв.   бумага), «Открытка   новогодняя»   (аппликация:   картон,   цв.   бумага),   «Подарок   папе» (аппликация:   картон,   цв.бумага),   «Паук   в   паутине»   (обрывная   аппликация), «Цветы для мамы» (оригами), «Овечки на лугу» (салфетки «Цветочная поляна» (оригами) 5. Лепка. Пластилинография «Ветка рябины» (пластилинография), «Насекомые» (лепка), «Лесовик» (лепка), «Дымка»   (пластилинография),   «Зимние   виды   спорта»   (коллективная   работа   – лепка), «Дед Мороз» (лепка), «Портрет папы» (пластилинография). 6. Нетрадиционная техника рисования «Осень» (печать листьями), «Гжель» (декоративное рисование), «Портрет мамы»  (набрызг), «Зимние узоры» (рисование солью), « Морозное окно» (свеча,  акварель), «Розы» (кляксография), «Планета Земля» (штампование),  «Берёзовая роща» (оттиск поролоном), «Городецкая роспись» (декоративное  рисование). Методическое обеспечение: В   структуру   программы   входят   образовательные   блоки:   (теория,   практика, выставки).   Все   образовательные   блоки   предусматривают   не   только   усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно­практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели.  Для того, чтобы подвести детей к освоению того или иного задания используется метод эстетического восприятия, который побуждает детей к самостоятельному творчеству, формированию ручных умений и навыков работы с разнообразным материалом, художественных способностей, эстетических чувств и нравственно­ волевых качеств.  Прохождение   каждой   новой   теоретической   темы   предполагает   постоянное повторение   пройденных   тем,   обращение   к   которым   диктует   практика.   Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», способствуют последовательному освоению материала в данной программе. Ребенок   должен   не   только   грамотно   и   убедительно   решать   каждую   из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их   следования.   Поэтому   важным   методом   обучения   продуктивных   видов деятельности   является   разъяснение   ребенку   последовательности   действий   и операций,   в   основе   чего   лежит   метод   практического   обучения.   Основными средствами   является   различный   материал   для   продуктивной   и   творческой деятельности.  В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; физкультурные  минутки, игры, конкурсы, соревнования.  А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:  ­ словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)  ­ наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,  показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)  ­ практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: ­ объяснительно­иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую  информацию ­ репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные  способы деятельности ­ частично­поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение  поставленной задачи совместно с педагогом ­ исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся  на занятиях: ­ фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися ­ индивидуально­фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных  форм работы ­  групповой – организация работы в группах ­  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Условия реализации программы Для   работы   кружковой   деятельностью   оборудован   специальный   кабинет   с необходимой мебелью: столы, стулья, шкафы. А также необходимые для занятий оборудование,   материалы,   инструменты:  магнитофон,   фотоаппарат,   кассеты   и диски с записями классической и русской народной музыки, фотоальбомы, книги, художественная литература. Материал для работы с детьми: 1 Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеящаяся). 2 Картон (однослойный и многослойный). 3 Бросовый материал. 4 Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома). 5 Фломастеры, маркеры, карандаши. 6 Цветные иллюстрации. 7 Клей.  8 Пластилин. Инструменты для работы 1 Ножницы. 2 Линейка. 3 Шило, игла.      4. Маркер. 5. Дырокол. Для педагога Список литературы 1.   Трудовое   воспитание   в   детском   саду.   Программа   и   методические рекомендации для работы с детьми 2­7 лет Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. ­ М. : Мозаика­Синтез, 2005. 2. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Л. В. Куцакова. ­ М. : Совершенство,1999. 3. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л. В. Куцакова. ­ М: Просвещение, 1990. 4. Объёмная аппликация Петрова И. М. ­ СПб. : Детство­пресс, 2002. 5. Рукотворный мир. Сценарии игр­занятий для дошкольников. О. В. Дыбина. ­ М: Сфера, 2001. 6. Давыдова Г.Н. «Бумагопластика» (М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г 7. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.; 8.  «Поделки из бросового материала».  Давыдова Г.Н.   9.  Силаева К.В. «Соленое тесто» ­  М, 2010 г. 10. «Оригами для самых маленьких». Соколова С. В. 11. «Пластилинография  ­ Детский дизайн 3».   Давыдова Г.Н. Для родителей 1. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4–7 лет Л. В. Куцакова, ­ Синтез, 2003. 2. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология. М. В. Крулехт. ­ СПб. Детство­Пресс, 2003. 4. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2­7 лет. «Цветные ладошки» И. А. Лыкова. ­ М. : «Карапуз». 5. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Л. В. Куцакова. ­ М. : Совершенство,1999. Для детей 1. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного  творчества детей 5­7 лет. – Москва, 2001. 2. ped­kopilka.ru›blogs…klas…smeshariki…iz…testa.html 3. maam.ru›…korzinochka­iz­myla­i­atlasnyh­lent. 4. stranamasterov.ru›Источник›Ежики из соленого теста 5. Рабочие тетради по художественному труду: “Тайны бумажного листа”, Н.Р.  Макарова, “Ситцевый лоскуток”, Ю. Дорожин, “Я все умею делать сам”, Т.  Геронимус. 6. Учебно­наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста  “Школа волшебников”, С.И. Мусиенко. 7.Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего  возраста “Сделаю сам” Т.Н. Доронова, С.И. Мусиенко.

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)

Программа допобразования. Кружок "Умелые ручки" (средний и старший дошкольный возраст)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017