Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 26.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа "Детская глиняная игрушка» даёт учащимся начальной школы возможность окунуться в удивительный мир популярной в прошлом в России и возрождающейся ныне лепной глиняной игрушки, глубже узнать народные промыслы, ознакомиться с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества; углубить знания о пластической выразительности формы игрушек различных художественных школ: Филимоновской, Дымковской, Каргопольской, Абашевской; овладеть приёмами работы с глиной, техникой декоративного оформления, приёмами стилизации, особенностями образа в декоративном искусстве.
Иконка файла материала программа Детская глиняная игрушка.doc
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Волок                                                                          Утверждено                                                                                                                              Директор  _________ Е. В. Степанова                                          Образовательная программа                                   дополнительного образования детей                                      Детская глиняная                               игрушка                                   возраст детей    ___6 – 11 лет                                   срок реализации   ____4 года  __  ___                                                                           составитель:     Федорова                                                       Татьяна  Александровна                                                                       учитель начальных классов                                                                         высшей категории г. Боровичи Новгородской области__2012__год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность, педагогическая  целесообразность программы             Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи,  связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место,  отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенной.     Всё начинается с детства. Любой человек, независимо от возраста и профессии,  независимо от того, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства.  Существенное значение имеет и то, как и кем они сделаны – эти первые жизненные и  культурные ориентиры. Уже более ста лет внимание учёных привлекает народная  глиняная игрушка, исследование  и  изучение её традиций помогает приобщению  к  национальной духовной культуре, к многовековой народной мудрости и красоте.       Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать.  Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем  целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное  мышление, внимание, наблюдательность и воображение. Гармоническое развитие и развитие творческой самореализации детей заложены в  основу  программы данного объединения.       Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре,  попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать  микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и  творчеству других людей. Очень важным моментом является и развитие руки, её  тактильных ощущений поверхностной фактуры.      Новизна программы заключается в том, что при ее реализации используются  разнообразные электронные образовательные ресурсы. Данная программа  представляет собой обобщение большинства известных видов глиняной игрушки.        Учебное объединение «Детская глиняная игрушка» даёт учащимся, проявляющим склонность и интерес, возможность окунуться в удивительный мир популярной в  прошлом в России и возрождающейся ныне лепной глиняной игрушки,  глубже узнать  народные промыслы, ознакомиться с глиняной игрушкой как одним из видов  народного творчества; углубить знания о пластической выразительности формы  игрушек различных художественных школ: Филимоновской, Дымковской,  Каргопольской, Абашевской; овладеть приёмами работы с глиной, техникой  декоративного оформления, приёмами стилизации, особенностями образа в  декоративном искусстве. У детей формируется объёмное видение предметов,  осмысление пластических особенностей формы, развивается чувство цельности  композиции. Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий  процесс.      Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от её  пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка  развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук (моторику),способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему  освоению пространства, объёма, глубины. Дети этого возраста с большим успехом  передают движения в осязаемом объёме. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости,  гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.      Занятия развивают умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию  творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду.       Дополнительная   образовательная   программа   «Детская   глиняная   игрушка» составлена   на   основании     программы   «Лепка   на   занятиях   в   школьном   кружке» автор – Мартынова В. И. Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные  творческие  способности, заложенные в ребёнке. Задачи: 1. Познакомить  с  основными  видами  декоративно­прикладного  искусства,  раскрыть комплексный характер народного художественного творчества,  совершенствовать трудовые умения и навыки. 2. Развивать познавательную и творческую активность детей, художественный вкус,  фантазию, пространственное воображение, активизировать самостоятельный  творческий поиск в решении художественных задач. 3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки  работы в группе. Поощрять толерантность.      Данная программа рассчитана на 4 года обучения, включает в себя теоретический  и практический курс. Она рассчитана на работу с детьми    6­11 лет и состоит из следующих этапов:      ­ ознакомительный ­ 1 год обучения  ­ 66 ч.(33 учебные недели);      ­ развивающий – 2 год  обучения   ­ 68 ч. (34 учебные недели),                                    3 год  обучения   ­ 68 ч. (34 учебные недели),                                    4 год  обучения   ­ 68 ч. (34 учебные недели),  Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Численный состав:  1 год обучения –  не менее 12 чел.                                   2­4 год обучения – не менее 10 чел.ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ       В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: ­беседа, рассказ, дискуссия; ­практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием; ­игра­путешествие, игра­конкурс, игра­викторина, выставка, экскурсия; Общие требования к занятиям Занятия лепкой сочетают в себе теорию и практику. Поэтому нельзя четко  разграничить их на практические и теоретические.  На занятиях необходимо  производить показ образцов. Можно выделить несколько этапов в организации  показа: ­эмоциональное восприятие предметов; ­определение наиболее общих свойств анализируемых изделий; ­анализ закономерностей формы и конструкции предметов; ­обсуждение приемов художественного решения; ­повторное общее восприятие всех типов изделий, продемонстрированных на  первом этапе. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ      1. Материально – техническая база (глина, краски, основной и вспомогательный  инструмент)      2. Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)      3. Методическое обеспечение (методическая и техническая литература;  специальная литература по прикладному искусству)      4. Техника безопасности  Материалы и инструменты:     1. Глина, гуашь, краски, кисти, палитра.      2. Стеки, кисти, различные инструменты и материалы для работы с глиной.      3. Деревянные досочки.      4. Гончарный ручной станок.                                РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.  Способы отслеживания и контроля результатов.     Для определения ожидаемого результата на кружке существует система оценки  обучения детей по программе в форме: открытых занятий, мероприятий, выставок,  конкурсов. Такой контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидетьрезультаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе. По  окончании учебного года по программе дети выполняют итоговую работу, оценка за  которую заносится в журнал мониторинга за учебный год. Обучающиеся,  освоившие  программу, получают свидетельства и проходят итоговую аттестацию в форме  отчетной выставки. КОНТРОЛЬ. Способы отслеживания и контроля результатов. Программа имеет следующие уровни контроля: ­ Текущий контроль направлен на выявление  уровня усвоения знаний, умений,  полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в  течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), кроссвордов, тестов, мини  – выставок (с одного занятия) и др. ­ Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме тематической выставки с анализом  работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение  анализировать работу). ­ Итоговым контролем по каждому году обучения являются выставки. Формой  контроля служат итоговые игровые занятия, направленные на обобщение полученных  знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков. После окончания  индивидуального года обучения проводятся персональные выставки.       Главным итогом результативности кружка являются выставки, участие в  конкурсах. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого ребенка. Учебно­тематический план (первый год обучения) № п\п 1 2 3 4 5 6  Раздел программы Всего часов В том числе теор. практ. Чудесный материал (глина и использование её  человеком) Что умеют делать золотые руки (о народных  умельцах) Первые шаги  Основы художественной обработки глины У нас получаются красивые изделия Экскурсии и выставки Всего часов: 4 6 8 10 34 4    66 3 4 2 3 6 18 1 2 6 7 28 4 48 Содержание программы (первый год обучения)Чудесный материал (4 ч.) Глина как художественный материал; подготовка материала (глины) к работе; особенности формообразования; знакомство с планом работы на год Что умеют делать золотые руки (6 ч.) Беседы по истории возникновения художественных промыслов изготовления  глиняной игрушки в России: Дымковская, Филимоновская игрушки. Первые шаги (8 ч.)  Знакомство с инструментами и приспособлениями, используемыми при лепке (стека,  доска, блюдце для воды, тряпочка);   условия безопасной работы; организация рабочего места;  соблюдение правил безопасной работы; формообразование в работе с глиной; средства и способы изображения в пластике; отработка приёмов лепки: вытягивания и прищипывания. Основы художественной обработки глины (12 ч.) Знакомство с правилами и приёмами обработки глины; простейшие приёмы декора изделий из глины; передача формы, пропорций; овладение простейшими приёмами декора изделий: защипы, налепы; отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей. У нас получаются красивые изделия (34 ч.) Основные цвета красок, используемые в росписи глиняных игрушек в традиционных  народных промыслах: Дымковская, Филимоновская игрушка. Знакомство с элементами росписей и узорными композициями используемыми в  росписи игрушек в народных промыслах. Упражнения в выполнении элементов и  узорных композиций росписей  используемых в традиционных народных промыслах. Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов. Отработка приёма – наращивание по частям. Лепка с натуры по образам народной игрушки: Дымковская игрушка ­ Петушок,  Лошадка, Барашек, Козлик, Всадник на коне и др. Филимоновская игрушка – Петушок, Коровушка и др.  Создание несложных по технике выполнения творческих работ. Экскурсии и выставки (4 ч.) Экскурсии на выставки. Выставки работ детей. Конкурсы.о г е с в в о с а ч 4 6 8 Теоретические знания ­ глина как  художественный материал; ­ особенности  формообразования; ­ знакомство с планом  работы на год ­ беседы по истории  возникновения различных  художественных  промыслов изготовления  глиняной игрушки в России (Дымковской,  Филимоновской) с показом  иллюстративного и  предметного материала; ­ знакомство с  инструментами и  приспособлениями,  используемыми при лепке  (стека, доска, блюдце для  воды, тряпочка);  ­ условия безопасной  работы; ­организация рабочего  места; ­ формообразование в  работе с глиной; ­ средства и способы  изображения в пластике; ­ знакомство с правилами и  приёмами обработки глины; ­ простейшие приёмы  декора изделий из глины; ­ передача формы,  пропорций; №  п\п Наименование раздела Чудесный  материал Что умеют  делать золотые  руки Первые шаги 1 2 3 4 5 Основы  художественной  обработки глины 10 У нас  получаются  красивые  изделия 34 6 ­ основные цвета красок,  используемые в росписи  глиняных игрушек в  традиционных народных  промыслах: Дымковская,  Филимоновская игрушка; ­ знакомство с элементами  о в ­ л о к в о с а ч 1 2 6 7 28 о в ­ л о к в о с а ч 3 Практические работы ­ подготовка  материала (глины) к работе; 4 2 3 ­ отработка  приема: лепка из  целого куска ­ отработка  приёмов лепки:  вытягивания и  прищипывания; ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной работы; ­ отработка  приёма: лепка из  целого куска с  добавлением  деталей; ­ овладение  простейшими  приёмами декора  изделий: защипы,  налепы; ­ отработка  приёма –  наращивание по  частям; ­ лепка с натуры  по образам  народнойросписей и узорными  композициями  используемыми в росписи  игрушек в народных  промыслах; игрушки; ­ создание  несложных по  технике  выполнения  творческих работ; ­ упражнения в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   используемых в  традиционных  народных  промыслах; ­ роспись игрушек с использованием  традиционных  приёмов; ­ экскурсии на  выставки; ­ выставки работ  детей; ­ конкурсы 4 Экскурсии и  выставки 6 4                              Итого:    66 ч                                                         18 ч.                                           48 ч    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: К концу 1 года обучения учащиеся Должны знать: ­ иметь первичные представления о традиционных русских народных промыслах  лепной игрушки – Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка; ­ название и назначение материалов, инструментов и приспособлений,  предусмотренных программой; ­ правила безопасности труда; ­ правила организации рабочего места; ­ правила и приёмы обработки глины; ­ правила общения  Должны уметь:­ узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых  по программе; ­ различать инструменты и приспособления, предусмотренные программой;  ­ пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по  назначению и бережно относится к ним; ­ находить глину, пригодную для лепки; ­ пользоваться кистями, гуашью при росписи по образцу; ­ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; ­ правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы; ­ выполнять правила и приёмы обработки глины. Учебно­тематический план (второй год обучения) № п\п 1 2 3 4 5 6  Раздел программы Всего часов В том числе теор. практ. Чудесный материал (глина и использование её  человеком) Что умеют делать золотые руки (о народных  умельцах) Послушная глина  Основы художественной обработки глины У нас получаются красивые изделия Экскурсии и выставки Всего часов: 2 6 4 12 40 4    68 1 4 2 4 8 19 1 2 2 8 32 4 49 Содержание программы (второй год обучения) Чудесный материал (2 ч.) Отличительные свойства различных глин;  особенности формообразования; подготовка материала (глины) к работе. Знакомство с планом работы на год. Что умеют делать золотые руки (6 ч.)Беседы по истории возникновения художественных промыслов изготовления  глиняной игрушки в России: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Отработка приёма: лепка из целого куска. Послушная глина (4 ч.) Инструменты и приспособления, используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для  воды, тряпочка). Условия и правила безопасной работы; правильная организация рабочего места. Формообразование в работе с глиной; отработка приёмов лепки: вытягивания и  прищипывания, лепка из целого куска; Средства и способы изображения в пластике.   Основы художественной обработки глины (12 ч.) Правила и приёмы обработки глины.  Отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей. Простейшие приёмы декора изделий из глины; овладение простейшими приёмами  декора изделий: защипы, налепы. Передача формы, пропорций. У нас получаются красивые изделия (40 ч.) Основные цвета красок, используемые в росписи глиняных игрушек в традиционных  народных промыслах: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Знакомство с элементами росписей и узорными композициями используемыми в  росписи игрушек в народных промыслах, упражнения в выполнении элементов и  узорных композиций росписей  используемых в традиционных народных промыслах  (Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушки). Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов. Отработка приёма – наращивание по частям; Лепка с натуры по образам народной игрушки:  Дымковской ­ Барыня, Водоноска,  Скоморох, композиции «На свинье» и. др.  Филимоновской ­ Барыня, Солдат и др. Каргопольской – Берегиня, Мужик и. др. Создание несложных по технике выполнения творческих работ. Экскурсии и выставки (4 ч.) Экскурсии на выставки. Выставки работ детей. Конкурсы.о г е с в в о с а ч 2 6 4 Теоретические знания ­ отличительные свойства  различных глин; ­ особенности  формообразования; ­ знакомство с планом  работы на год ­ беседы по истории  возникновения различных  художественных промыслов  изготовления глиняной  игрушки в России  (Филимоновской,  Дымковской,  Каргопольской) с показом  иллюстративного и  предметного материала. ­ инструменты и  приспособления,  используемыми при лепке  (стека, доска, блюдце для  воды, тряпочка);  ­ условия безопасной работы; ­организация рабочего места; ­ формообразование в работе с глиной; ­ средства и способы  изображения в пластике; ­ правила и приёмы  обработки глины; ­ простейшие приёмы декора  изделий из глины; ­ передача формы,  пропорций; №  п\п Наименование раздела Чудесный  материал Что умеют  делать золо­тые  руки Послушная  глина 1 2 3 4 5 Основы  художественной  обработки глины 12 40 У нас  получаются  красивые  изделия 8 ­ основные цвета красок,  используемые в росписи  глиняных игрушек в  традиционных народных  промыслах: Дымковская,  Филимоновская,  Каргопольская игрушки; ­ знакомство с элементами  о в ­ л о к в о с а ч 1 2 2 8 32 о в ­ л о к в о с а ч 1 Практические работы ­ подготовка  материала (глины) к работе; 4 2 4 ­ отработка  приёма: лепка из  целого куска; ­ отработка  приёмов лепки:  вытягивания и  прищипывания;  лепка из целого  куска; ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной работы; ­ отработка  приёма: лепка из  целого куска с  добавлением  деталей; ­ овладение  простейшими  приёмами декора  изделий: защипы,  налепы; ­ отработка  приёма –  наращивание по  частям; ­ лепка с натуры  по образам  народной игрушки ­ Дымковской,росписей и узорными  композициями  используемыми в росписи  игрушек в народных  промыслах; Филимоновской,  Каргопольской; ­ создание  несложных по  технике  выполнения  творческих работ; ­ упражнения в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   используемых в  традиционных  народных  промыслах  (Дымковской,  Филимоновской,  Каргопольской); ­ роспись игрушек с использованием  традиционных  приёмов; ­ экскурсии на  выставки; ­ выставки работ  детей; ­ конкурсы 4 Экскурсии и  выставки 6 4                               Итого:     68 ч                                                            19 ч.                                       49 ч ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: К концу 2 года обучения учащиеся Должны знать: ­ общие сведения о традиционных русских народных промыслах лепной игрушки –  Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушка; ­ название и назначение материалов, инструментов и приспособлений,  предусмотренных программой; ­ знать особенности лепки и росписи народных игрушек; ­ правила безопасности труда; ­ правила организации рабочего места; ­ правила и приёмы обработки глины; ­ правила общения  Должны уметь:­ узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых  по программе; ­ различать инструменты и приспособления, предусмотренные программой;  ­ пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по  назначению и бережно относится к ним; ­ готовить пригодную для лепки глину к работе; ­ владеть основными приемами лепки; ­ лепить игрушки различных промыслов по образцу; ­ расписывать изделия по образцу;  ­ выполнять правила и приёмы обработки глины; ­ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; ­ правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы. Учебно­тематический план (третий год обучения) № п\п 1 2 3 4 5 6  Раздел программы Народные художественные промыслы русской  лепной игрушки (филимоновской,  дымковской, каргопольской, абашевской) Послушная глина Секреты мастеров Основы художественной обработки глины У нас получаются красивые изделия Экскурсии и выставки Всего часов: Всего часов 8 4 8 8 36 4    68 В том числе теор. практ. 6 2 4 3 4 19 2 2 4 5 32 4 49Содержание программы (третий год обучения) Народные художественные промыслы русской лепной игрушки (Филимоновской, Дымковской, Каргопольской, Абашевской)  (8 ч.) Из истории развития  народных художественных промыслов глиняной игрушки в  России: Филимоновской, Дымковской, Каргопольской, Абашевской. Правильная организация рабочего места;  соблюдение правил безопасной работы. Знакомство с планом работы на год. Послушная глина (4 ч.) Разнообразие глин, их назначение и основные свойства: цвет, пластичность,  водонепроницаемость. Основные приёмы работы с глиной; подготовка материала  (глины) к работе. Особенности формообразования в глиняной пластике Инструменты и приспособления для работы с глиной: разные по форме стеки, кисть,  станок для лепки, тряпочка, баночка для воды; их назначение. Правила и приёмы  безопасной работы и хранение. Правильная организация рабочего места. Соблюдение правил безопасной работы.   Секреты мастеров (8 ч.) Композиция в пластике. Искусство композиции в творчестве народных мастеров. Использование цвета в росписи изделий для отражения эмоционального состояния.  Работа над образом. Отработка приёма лепки способами кругового налепа. Основы художественной обработки глины (8 ч.) Обобщение ранее изученных правил и приёмов обработки глины. Приёмы стилизации в лепке. Отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей. У нас получаются красивые изделия (36 ч.) Создание единой композиции. Лепка с натуры по образам народной игрушки: Дымковской – Индюк, композиции  «На горке» , «Музыканты» и. др.  Филимоновской ­  Всадник, композиции «Танцующая пара» и др. Каргопольской –  Полкан,  композиции «Медведи», «На лодке» и. др. Абашевская – Олень, Баран  и др. Лепка с сохранением стиля. Создание коллективных композиций. Создание творческих работ. Элементы росписей и узорные композиции используемые в росписи игрушек  народных промыслов: Филимоновской, Дымковской, Каргопольской, Абашевской.  Упражнения в выполнении элементов и узорных композиций росписей  используемыхв традиционных народных промыслах (Филимоновской, Дымковской, Каргопольской,  Абашевской игрушки). Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов. Экскурсии и выставки (4 ч.) Экскурсии на тематические выставки. Индивидуальные и коллективные выставки работ детей. Конкурсы. №  п\п Наименование раздела Народные  художественные  промыслы русской лепной игрушки Послушная глина 1 2 3 о г е с в в о с а ч 8 4 Теоретические знания ­ беседы по истории развития  народных художественных  промыслов глиняной игрушки  в России (Филимоновской,  Дымковской, Каргопольской,  Абашевской); ­ знакомство с планом работы  на год ­разнообразие глин, их  назначение и основные  свойства: цвет, пластичность,  водонепроницаемость; ­ инструменты и  приспособления для работы с  глиной: разные по форме  стеки, кисть, станок для  лепки, тряпочка, баночка для  воды;  ­ их назначение; ­ правила и приёмы  безопасной работы и  хранение;  ­ основные приёмы работы с  глиной; ­ особенности  формообразования в глиняной пластике; ­организация рабочего места; ­ композиция в пластике; ­ искусство композиции в  творчестве народных  мастеров; ­ использование цвета в  росписи изделий для  отражения эмоционального  о в ­ л о к в о с а ч 2 о в ­ л о к в о с а ч 6 Практические работы ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной работы; 2 ­ подготовка  материала (глины) к работе; 2 ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной работы; 4 ­ отработка  приёма лепки  способами  кругового налепа; 4 Секреты мастеров 83 4 состояния; ­ работа над образом; ­ обобщение ранее изученных  правил и приёмов обработки  глины; ­ приёмы стилизации в лепке; ­ создание единой  композиции; ­ элементы росписей и  узорные композиции  используемые в росписи  игрушек народных  промыслов: Филимоновской,  Дымковской, Каргопольской,  Абашевской.  ­ упражнения в выполнении  элементов и узорных  композиций росписей   используемых в традиционных народных промыслах  (Филимоновской,  Дымковской, Каргопольской,  Абашевской игрушки). 8 36 4 Основы  художественной  обработки глины У нас получаются  красивые изделия 4 5 6 Экскурсии и  выставки 5 32 4 ­ отработка  приёма: лепка из  целого куска с  добавлением  деталей; ­ лепка с натуры  по образам  народной  игрушки; ­ лепка с  сохранением  стиля; ­ создание  коллективных  композиций; ­ создание  творческих работ; ­ роспись игрушек с использованием  традиционных  приёмов. ­ экскурсии на  тематические  выставки; ­ индивидуальные  и коллективные  выставки работ  детей; ­ конкурсы                                Итого:     68 ч                                                              19 ч.                                     49 ч ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: К концу 3 года обучения учащиеся Должны знать:  ­ особенности и отличия  изделий традиционных народных промыслов лепной  игрушки, изучаемых по программе – Дымковская, Филимоновская, Каргопольская,  Абашевская игрушка; ­ основные различия в лепке и росписи различных промыслов;­ технологическую последовательность, выполняемой работы; ­ способы декорирования изделий из глины; ­ название, назначение  и правила пользования инструментами и приспособлениями,  предусмотренными программой; ­ правила безопасности труда и личной гигиены при работе инструментами и  приспособлениями; ­ правила и приёмы обработки глины; ­ правила организации рабочего места; ­ правила общения Должны уметь: ­ различать  по внешнему виду изделия народных промыслов, изучаемых по  программе; ­ правильно называть и самостоятельно использовать в работе строго по назначению  инструменты и приспособления; ­ самостоятельно и безукоризненно выполнять правила безопасности труда и личной  гигиены; ­ правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы; ­ правильно выполнять изученные технологические операции. Учебно­тематический план (четвёртый год обучения) № п\п 1  Раздел программы Народные художественные промыслы русской  лепной игрушки (филимоновской,  Всего часов 8 В том числе теор. практ. 4 4дымковской, абашевской, тверской)  Народные художественные промыслы  Новгородской лепной игрушки: старинный  (XVI век) ­  Солецкая глиняная игрушка,  современный ( с1992г.)  новгородская игрушка (студия Святослава Тарасова) Послушная глина Секреты мастеров Основы художественной обработки глины У нас получаются красивые изделия Экскурсии и выставки Всего часов: 2 3 4 5 6 4 8 6 38 4     68 2 4 2 6 18 2 4 4 32 4 50 Содержание программы (четвёртый год обучения) Народные художественные промыслы русской лепной игрушки (8 ч.) Из  истории развития  народных художественных промыслов глиняной игрушки в  России (филимоновской, дымковской, абашевской, тверской).  Народные художественные промыслы Новгородской лепной игрушки: старинный ­   Солецкая глиняная игрушка, современный новгородская игрушка (студия Святослава Тарасова). Правильная организация рабочего места;  соблюдение правил безопасной работы. Знакомство с планом работы на год Послушная глина (4 ч.) Разнообразие глин, их назначение и основные свойства: цвет, пластичность,  водонепроницаемость. Инструменты и приспособления для работы с глиной,  их назначение, правила и  приёмы безопасной работы и хранение.  Основные приёмы работы с глиной. Особенности формообразования в глиняной пластике. Подготовка материала (глины) к работе. Соблюдение правил безопасной работы. Секреты мастеров (8 ч.) Композиция в пластике.  Искусство круглой многофигурной композиции в творчестве народных мастеров. Использование цвета в росписи изделий для отражения эмоционального состояния; ­  работа над образом. Отработка приёма лепки способами кругового налепа.Основы художественной обработки глины (6 ч.) Обобщение ранее изученных правил и приёмов обработки глины. Отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей. Приёмы стилизации в лепке. У нас получаются красивые изделия (38ч.) Создание единой композиции. Лепка с натуры по образам народной игрушки с внесением изменений.  Дымковской –композиции «Ярмарка» и др.  Филимоновской ­  композиции «Рождество» и др. Абашевская – композиции «Ладья» и др. Тверская –  композиции «Царь­рыба», «» и. др. Солецкая –  «Медведь» , композиции «Деревенька» др. Новгородская  –  композиции «Новгородская ярмарка», «Наше Лукоморье» и. др. Лепка с сохранением стиля. Создание коллективных композиций. Создание творческих работ. Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов. Экскурсии и выставки (4 ч.) Экскурсии на тематические выставки. Индивидуальные и коллективные выставки работ детей. Конкурсы. №  п\п Наименование раздела 1 Народные  художественные  промыслы русской лепной игрушки о г е с в в о с а ч 8 Послушная глина Теоретические знания ­ беседы по истории  развития  народных  художественных промыслов глиняной игрушки в России  (филимоновской,  дымковской, абашевской,  тверской)  ­ народные художественные  промыслы Новгородской  лепной игрушки: старинный ­  Солецкая глиняная  игрушка, современный  новгородская игрушка  (студия Святослава  Тарасова) ­ знакомство с планом  работы на год ­разнообразие глин, их  о в ­ л о к в о с а ч 4 о в ­ л о к в о с а ч 4 Практические работы ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной  работы; ­ подготовка2 3 4 5 4 8 6 Секреты мастеров Основы  художественной  обработки глины У нас получаются  красивые изделия 38 назначение и основные  свойства: цвет,  пластичность,  водонепроницаемость; ­ инструменты и  приспособления для работы с глиной: разные по форме  стеки, кисть, станок для  лепки, тряпочка, баночка  для воды;  ­ их назначение; ­ правила и приёмы  безопасной работы и  хранение;  ­ основные приёмы работы  с глиной; ­ особенности  формообразования в  глиняной пластике; ­организация рабочего  места; ­ композиция в пластике; ­ искусство круглой  многофигурной композиции в творчестве народных  мастеров; ­ использование цвета в  росписи изделий для  отражения эмоционального  состояния; ­ работа над образом; ­ обобщение ранее  изученных правил и  приёмов обработки глины; ­ приёмы стилизации в  лепке; ­ создание единой  композиции; 2 материала (глины)  к работе; 2 ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной  работы; 4 2 6 4 4 32 ­ отработка приёма  лепки способами  кругового налепа; ­ отработка приёма: лепка из целого  куска с  добавлением  деталей; ­ лепка с натуры по  образам народной  игрушки с внесе­ нием изменений; ­ лепка с сохране­ нием стиля; ­ создание  коллективных  композиций; ­ создание  творческих работ; ­ роспись игрушек с использованием  традиционных  приёмов.Экскурсии и  выставки 6 4 4 ­ экскурсии на  тематические  выставки; ­ индивидуальные и  коллективные  выставки работ  детей; ­ конкурсы                                  Итого:     68 ч                                                        18 ч.                                         50 ч К концу 4 года обучения учащиеся ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Должны знать:  ­ особенности и отличия  изделий традиционных народных промыслов лепной  игрушки, изучаемых по программе – Дымковская, Филимоновская, Абашевская,  Тверская, Солецкая, современная Новгородская игрушка; ­ название, назначение  и правила пользования инструментами и приспособлениями,  предусмотренными программой; ­ правила безопасности труда и личной гигиены при работе инструментами и  приспособлениями; ­ правила и приёмы обработки глины; ­ правила организации рабочего места; ­ правила общения Должны уметь: ­ различать  по внешнему виду изделия народных промыслов, изучаемых по  программе; ­ правильно называть и самостоятельно использовать в работе строго по назначению  инструменты и приспособления; ­ самостоятельно и безукоризненно выполнять правила безопасности труда и личной  гигиены; ­ правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы; ­ правильно выполнять изученные технологические операции; ­ лепить и расписывать игрушки различных промыслов по памяти; ­ самостоятельно составлять композиции; ­ творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности для  участия в выставках. Лепить предметы простой и сложной формы. ­ демонстрировать свои изделия на выставках; ­ работать в парах и малых группах, распределять и согласовывать свой труд с  другими. Методическое обеспечениеОбразовательный процесс включает в себя различные методы обучения:      ­ репродуктивный (воспроизводящий);      ­ иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного  материала);      ­ эвристический.     В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и  коллективного творчества. Некоторые занятия требуют объединения детей в  подгруппы.     Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром как иллюстративного, так и наглядного материала и подкрепляется практическим освоением.     Учебный  материал  программы  составлен  в  виде  единых блоков, что даёт  возможность последовательно вести усвоение знаний, умений и организовать  итоговые занятия в конце четверти.     Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятия­ путешествия,  занятия­игры, занятия­экскурсии.  Основные формы отслеживания результативности: зачётные занятия, выставки.Литература: для учителя: 1. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке», М. Просвещение,      1986г. 2. Богуславская «Русская глиняная игрушка» (учителю о народных      промыслах), Л. 1985г. 3. Гунн Г. П. «Каргополье и Онега». М.: Искусство, 1989г. 4. Дайн Г. Л. «Игрушечных дел мастера», М. Просвещение, 1994г 5. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л.: Художник, 1986. 6. Конышева Н. М. «Лепка в начальных классах», М. Просвещение, 1985г. 7. Мартынова В. И. «Изготовление народной глиняной игрушки»,     В.­ Новгород НРЦРО, 1998г. 8. Максимов Ю. В. «У истоков мастерства», М. Просвещение, 1983г. 9. Рогов А. «Кладовая радости», М.  Просвещение, 1982г.  10. Рогов А. П. «Черная роза». Книга о русском народном искусстве. М.:       Современник, 1987г. 11. Федотов Г. Я. «Послушная глина», М. АСТ­ ПРЕСС, 2000г. 12. Шевчук «Дети и народное творчество», М. Просвещение, 1985г. 13. Интернет: http://home.valley.ru/~kolbaser http://xposition.dax.ru/toy.htm. http://www.gov­vyatka.ru. http://stup.ac.ru/win/penza/mnt/k_p.html для учащихся: 1.  Анохин Ю. «В музее игрушек», изд «Малыш» М., 1986 г. 2.  Величкина Г. А. Шпикалова Т. Я. «Дымковская игрушка», М. «Мозаика­      Синтез», 2004 г. 3.  Величкина Г. А. Шпикалова Т. Я. «Каргопольская  игрушка», М. «Мозаика­      Синтез», 2004 г. 4.  Вохринцева С.В. «Народное творчество» (познавательная и обучающая       книжка­раскраска для детей младшего школьного возраста), Екатеринбург        изд. «ИП Вохринцева» 2001г. 5.   Вохринцева С.В. «Дымковская игрушка» (познавательная и обучающая       книжка­раскраска для детей младшего школьного возраста), Екатеринбург       изд. «ИП Вохринцева» 2001г. 6.  Лыкова И. А. «Филимоновская игрушка», изд.  «Малыш», 2002г.7.  Лыкова И. А. «Ярославская игрушка», изд.  «Малыш», 2002г. 8.  Книжка­раскраска «Дымково» (серия «Народные промыслы»), ООО ИПФ       «Околица», 1997г.94. 9.   Книжка­раскраска «Филимоновская игрушка» (серия «Народные        промыслы»), ООО ИПФ «Околица», 1998г. 10.  Рогов А. «Про филимоновские свистульки», изд «Малыш» М., 1987г. Наглядно­дидактические пособия  «Мир в картинках» 1. «Филимоновская народная игрушка», М. Мозаика­Синтез, 2004 г. 2. «Каргопольская народная игрушка», М. Мозаика­Синтез, 2005 г. 3. «Дымковская народная игрушка», М. Мозаика­Синтез, 2004 г.Календарный план учебно­воспитательной работы по образовательной программе дополнительного образования «Детская глиняная игрушка»: (первый год обучения) ы Практические с а ч занятия ы Средства обучения с а ч Воспитательная работа месяц Теоретические занятия сентябрь Игра­путешествие  «Что умеют делать  золотые руки»  (знакомство с  образцами игрушек  русских народных  промыслов) Глина как  художественный  материал. 2 1 Подготовка материала (глины) к работе. Знакомство с планом  работы на год. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Знакомство с  инструментами и  приспособлениями,  используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды,  тряпочка);   Формообразование  в работе с глиной. 1 условия безопасной  работы. 1 Правильная  организация рабочего  места.  1 Учебные  пособия на  печатной  основе; осуществле­ ния практи­ ческих  действий 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Познакомить детей  с удивительным  миром популярной  в прошлом в России и возраждающейся  ныне лепной  глиняной игрушки:  Филимоновской,  Дымковской.  Помочь глубже  узнать народные  промыслы, озна­ комиться с глиня­ ной игрушкой как  одним из видов  народного твор­ чества; Прививать детям  любовь к труду;  уважение к труду  других людей; Посещать выставки  народныхпромыслов в  музеях; Принимать участие  в школьных,  городских  конкурсах. октябрь Передача формы,  пропорций. Дымковская  игрушка. Беседа по истории  возникновения  художественного  промысла  изготовления  глиняной игрушки в России (с показом  иллюстративного и  предметного  материала). Основные цвета  красок,  используемые в  росписи глиняных  игрушек в  традиционных  народных  промыслах:  Дымковская  игрушка. ноябрь 1 2 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 средства  наглядности 1 2 1 Знакомство с  правилами и приёмами обработки глины. Отработка приёма  лепки: вытягивания. Соблюдение правил  безопасной работы. Отработка приёмов  лепки: вытягивания и  прищипывания.  Средства и способы  изображения в  пластике. Лепка с натуры по  образам народной  (дымковской)  игрушки  «Петушок». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «Лошадка». Отработка приёма –  наращивание по  частям.1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Знакомство с  элементами  росписей  используемыми в  росписи  Дымковских  игрушек. декабрь Простейшие  приёмы декора  1 Овладение  простейшими  приёмами декора  изделий: защипы,  налепы. Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «Барашек». Отработка приёма –  наращивание по  частям. Упражнения в  выполнении элементов росписей   используемых в  традиционном  народном промысле  Дымковская игрушка. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Выставки работ детей. Конкурс   «Дымковская  игрушка». январь Простейшие  приёмы декора  изделий из глины. 1 Простейшие приёмы  декора изделий из  глины. Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «Козлик». Отработка приёма –  наращивание по  частям 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 1 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядностиУпражнения в  выполнении элементов росписей   используемых в  традиционном  народном промысле  Дымковская игрушка. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «Всадник на  коне». Отработка приёма –  наращивание по  частям Создание несложных  по технике  выполнения  творческих работ  (дымковская  игрушка). Роспись игрушек с  использованием  традиционных  приёмов. 2 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 2 2 средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Особенности  формообразования. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки  «Петушок». 2 февраль Филимоновская  игрушка. Беседа по истории  возникновения  художественного  промысла  изготовления  глиняной игрушки в России (с показом  иллюстративного и  предметного  материала). Особенности  формообразования. март1 1 Основные цвета  красок,  используемые в  росписи глиняных  игрушек в  традиционных  народных  промыслах:  Филимоновская  игрушка. Упражнения в  выполнении  элементов росписей используемых в  традиционном  народном промысле Филимоновская  игрушка. Знакомство с  элементами росписей  используемыми в  росписи  Филимоновских  игрушек. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Отработка приёма:  лепка из целого куска  с добавлением  деталей. Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки   «Коровушка». 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности Простейшие  приёмы декора  изделий из глины. 1 Отработка приёма:  лепка из целого куска  с добавлением  деталей. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности Создание несложных  по технике  выполнения  творческих работ  (филимоновская  игрушка). Роспись игрушек с  использованием  традиционных  приёмов. Выставки работ детей. Конкурс   «Филимоновская   игрушка». 2 2 2 апрель майИтого: 18 48 Календарный план учебно­воспитательной работы по образовательной программе дополнительного образования «Детская глиняная игрушка»: (второй год обучения) месяц Теоретические занятия ы Практические с а ч занятия ы Средства обучения с а ч Воспитательная работаПознакомить детей  с удивительным  миром популярной  в прошлом в России и возраждающейся  ныне лепной  глиняной игрушки:  Филимоновской,  Дымковской,  Каргопольской.  Помочь глубже  узнать народные  промыслы, озна­ комиться с глиня­ ной игрушкой как  одним из видов  народного твор­ чества; Прививать детям  любовь к труду;  уважение к труду  других людей; Посещать выставки  народных  промыслов в  музеях; Принимать участие  в школьных,  городских и  областных  конкурсах. сентябрь «Дымковские  мастерицы» ­ беседа по истории  возникновения  художественного  промысла  изготовления  глиняной игрушки в России (с показом  иллюстративного и  предметного  материала). Отличительные  свойства различных глин; особенности  формообразования; Инструменты и  приспособления,  используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды,  тряпочка). Передача формы,  пропорций. 2 1 подготовка материала  (глины) к работе. Знакомство с планом  работы на год. 1 Условия и правила  безопасной работы;  правильная  организация рабочего  места. Формообразование в  работе с глиной;  отработка приёмов  лепки: вытягивания и  прищипывания. 1 Правила и приёмы  обработки глины.  Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе; осуществле­ ния практи­ ческих  действий 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности октябрь Лепка с натуры по  образам народной  (дымковской)  игрушки  «Барыня». 2 1 Знакомство с  элементами росписей  и узорными  композициями  используемыми в  росписи игрушек в  народных промыслах. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Основные цвета  красок,  используемые в  росписи глиняных  игрушек в  традиционных  народных  промыслах:  Дымковская  игрушка.1 Учебные  Элементы и  узорные  композиции  росписей   дымковской  игрушки.  1 Упражнения в  выполнении элементов и узорных композиций росписей  дымковской игрушки. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. ноябрь Простейшие  приёмы декора  изделий из глины. 1 Простейшие приёмы  декора изделий из  глины. 2 1 Элементы и  узорные  композиции   росписи  дымковских  игрушек. декабрь Узорные  композиции   росписи  дымковских  игрушек. 1 1 пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности Лепка с натуры по  образам народной  игрушки   «Водоноска». Отработка приёма –  наращивание по  частям. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 2 1 2 Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «Скоморох». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «На свинье». Отработка приёма –  наращивание по  частям.1 Узорные  композиции   росписи  дымковских  игрушек. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Выставки работ детей. Конкурс   «Дымковская  игрушка». 2 1 Отработка приёма:  1 Учебные  лепка из целого куска. пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности январь «Мастера  филимоновской  игрушки» ­ беседа  по истории  возникновения  художественного  промысла  изготовления  глиняной игрушки в России (с показом  иллюстративного и  предметного  материала).  2 2 средства  наглядности средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Отработка приёма:  лепка из целого куска  с добавлением  деталей. Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки  «Барыня». Элементы росписей и  узорные композиции  используемые в  росписи  филимоновской  игрушки. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Основные цвета  красок,  используемые в  росписи глиняных  игрушек в  традиционных  народных  промыслах:  Филимоновская  игрушка.февраль март Простейшие  приёмы декора  изделий из глины. Упражнения в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   филимоновской  игрушки.  Каргопольская  игрушка. Беседа по истории  возникновения  художественного  промысла  изготовления  глиняной игрушки в России (с показом  иллюстративного и  предметного  материала). Овладение  простейшими  приёмами декора  изделий: защипы,  налепы. Передача формы,  пропорций. Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки  «Солдат». 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности 1 Передача формы,  1 Учебные  пропорций 1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Отработка приёма:  1 Учебные  лепка из целого куска. пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Формообразование в  работе с глиной;  отработка приёма:  лепка из целого куска. Средства и способы  изображения в  пластике. Лепка с натуры по  образам народной  (каргопольской)  игрушки  «Берегиня». 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядностиОсновные цвета  красок,  используемые в  росписи глиняных  игрушек в  традиционных  народных  промыслах:  Каргопольская  игрушка. Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  каргопольская  игрушки. Упражнения в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   каргорпольской  игрушки.  апрель май Правила и приёмы  обработки глины.  1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Лепка с натуры по  образам народной  (каргопольской)  игрушки  «Мужик». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Создание несложных  по технике  выполнения  творческих работ. 1 Передача формы,  пропорций. Роспись игрушек с  использованием  традиционных  приёмов. 2 средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 1 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Выставки работ детей. Конкурс   «Каргопольская  игрушка». 2 49 Итого: 19Календарный план учебно­воспитательной работы по образовательной программе дополнительного образования «Детская глиняная игрушка»: (третий год обучения) ы Практические с а ч занятия ы Средства обучения с а ч Воспитательная работа Познакомить детей  с удивительным  миром популярной  в прошлом в России и возраждающейся  ныне лепной  глиняной игрушки:  Филимоновской,  Дымковской,  Каргопольской,  Абашевской.  Помочь глубже  узнать народные  промыслы, озна­ комиться с глиня­ ной игрушкой как  одним из видов  народного твор­ чества; месяц Теоретические занятия сентябрь Игра –путешествие  «Игрушечных дел  мастера» . Из истории  развития   народного  художественного  промысла глиняной игрушки в России:  Дымковская  игрушка.  1 Правильная  организация рабочего  места;  соблюдение  правил безопасной  работы. Знакомство с планом работы на год. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Разнообразие глин,  их назначение и  основные свойства:  цвет, пластичность,  водонепроницаемос ть.  Правильная  организация  рабочего места.  1 Основные приёмы  работы с глиной;  подготовка материала  (глины) к работе.  Соблюдение правил  безопасной работы. Особенности  формообразования в  глиняной пластике. 1 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядностиИнструменты и  приспособления  для работы с  глиной: разные по  форме стеки, кисть, станок для лепки,  тряпочка, баночка  для воды; их  назначение.  Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  дымковских  игрушек.  Композиция в  пластике.  октябрь Упражнение в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   дымковской  игрушки. ноябрь 1 Правила и приёмы  безопасной работы и  хранение.  Особенности  формообразования в  глиняной пластике. Лепка с натуры по  образам народной  (дымковской)  игрушки  «Индюк». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 1 Отработка приёма  лепки способами  кругового налепа. Создание единой  композиции. Лепка с натуры по  образам народной  (дымковской)  игрушки  «На горке». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Обобщение ранее  изученных правил и  приёмов обработки  глины. Создание  коллективной  композиции  «Музыканты» Прививать детям  любовь к труду;  уважение к труду  других людей; Посещать выставки  народных  промыслов в  музеях; Принимать участие  в школьных,  городских и  областных  конкурсах. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе; осуществле­ ния практи­ ческих  действий 2 средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности 2 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядностиРоспись композиции с  использованием  традиционных  приёмов. 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 Игра –путешествие  «Свистунья» . Из истории  развития   народного  художественного  промысла глиняной игрушки в России:  Филимоновская  игрушка. декабрь Искусство  композиции в  творчестве  народных мастеров. 1 Искусство композиции в творчестве   народных мастеров.   1 Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  филимоновских  игрушек.  Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки  «Всадник». Роспись   игрушки   с использованием традиционных приёмов. Экскурсия на  тематическую  выставку. 1 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 январь Приёмы стилизации в лепке. 1 Приёмы   стилизации   в 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности 2 лепке. Лепка с сохранением  стиля. Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки  «Танцующая пара».Роспись композиции с использованием традиционных приёмов. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 2 Упражнение в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   филимоновской  игрушки. Игра –путешествие  «Хранители  промысла» . Из истории  развития   народного  художественного  промысла глиняной игрушки в России:  Каргопольская  игрушка.  февраль Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  каргопольских  игрушек.  март Использование  цвета в росписи  изделий для  отражения  эмоционального  состояния. Лепка с натуры по  образам народной  (каргопольской)  игрушки  «Полкан». Отработка приёма:  лепка из целого куска  с добавлением  деталей. 2 2 средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности 1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 1 Создание единой  композиции. Лепка с натуры по  образам народной  (каргопольской)  игрушки  «На лодке». 1 Использование цвета в росписи изделий для  отражения  эмоционального  состояния. средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядностиУпражнение в  выполнении элементов и узорных композиций росписей   каргопольской  игрушки. Роспись композиции с  использованием  традиционных  приёмов. Работа над образом. Отработка приёма  лепки способами  кругового налепа. Лепка с натуры по  образам народной  (абашевской) игрушки «Олень». Создание творческих  работ. Приёмы стилизации в  лепке. 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 средства  наглядности 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 1 Абашевская  игрушка. Из истории  развития   народного  художественного  промысла глиняной игрушки в России:  Абашевская  игрушка.  Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  каргопольских  игрушек.  Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. апрель майСредства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Роспись игрушек с  использованием  традиционных  приёмов народных  промыслов. Индивидуальные и  коллективные  выставки работ детей. Конкурс  «Русская  народная глиняная  игрушка». 2 2 49 Итого: 19 Календарный план учебно­воспитательной работы по образовательной программе дополнительного образования «Детская глиняная игрушка»: месяц Теоретические занятия с а ч занятия (четвертый год обучения) ы Практические ы Средства обучения с а ч Воспитательная работасентябрь Игра –путешествие  «Народные  художественные  промыслы глиняной игрушки в России»  (филимоновской,  дымковской,  абашевской).  Разнообразие глин,  их назначение и  основные свойства. Инструменты и  приспособления  для работы с  глиной,  их  назначение, правила и приёмы  безопасной работы  и хранение. Искусство круглой  многофигурной  композиции в  творчестве  народных мастеров. 1 Правильная  организация рабочего  места;  соблюдение  правил безопасной  работы. Знакомство с планом  работы на год 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Подготовка материала (глины) к работе. Соблюдение правил  безопасной работы. 1 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности 1 Искусство круглой  1 Учебные  многофигурной  композиции в  творчестве народных  мастеров. Создание единой  композиции. 1 Лепка с натуры по  образам дымковской  игрушки – композиции «Ярмарка» с  внесением изменений. октябрь 1 Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  дымковских  игрушек.  Обобщение ранее  изученных правил и  приёмов обработки  глины. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Познакомить детей  с удивительным  миром популярной  в прошлом в России и возраждающейся  ныне лепной  глиняной игрушки:  Филимоновской,  Дымковской,  Абашевской,  Тверской;  С народными  художественными   промыслами  Новгородской  лепной игрушки:  старинный ­   Солецкая глиняная  игрушка,  современный  ­новгородская  игрушка (студия  Святослава  Тарасова). Помочь глубже  узнать народные  промыслы, озна­ комиться с глиня­ ной игрушкой как  одним из видов  народного твор­ чества; Прививать детям  любовь к труду;  уважение к труду  других людей; Посещать выставки  народных  промыслов в  музеях; пособия на  печатной  основе; осуществле­ ния практи­ ческих  действий Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядности 1 2 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Создание творческих  работ. 2 средства  наглядности Принимать участие  в школьных,ноябрь Композиция в  пластике.  Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  филимоновских  игрушек.  декабрь Работа над образом. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Лепка с натуры по  образам  филимоновской  игрушки – композиции «Рождество» с  внесением изменений. 1 Отработка приёма  1 лепки способами  кругового налепа. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Лепка с сохранением  стиля народной  (абашевской) игрушки – композиции  «Ладья». 1 Отработка   лепки кругового налепа.   приёма способами 1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  абашевских  игрушек.  Индивидуальные и  коллективные  выставки работ детей.   «Русская Конкурс   народная   глиняная игрушка». городских и  областных  конкурсах. 2 2 1 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядности средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядности 2 1 1 22 Игра –путешествие  «Игрушка из  Торжка» Из  истории  развития  народных художественных  промыслов  глиняной игрушки в России: Тверская  игрушка.  январь Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Лепка с сохранением  стиля народной  (тверской)  игрушки  «Царь­рыба» с  внесением изменений. Отработка приёма:  лепка из целого куска  с добавлением  деталей. 2 2 1 Роспись   игрушки   с использованием традиционных приёмов. 1 Лепка с натуры по  образам Солецкой  игрушки Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи тверских  игрушек.  Игра –путешествие  «Новгородская  глиняная игрушка». Народные  художественные  промыслы  Новгородской  лепной игрушки:  Солецкая глиняная  игрушка (XVI век). февраль Лепка с сохранением  стиля народной  (солецкой) игрушки  «Медведь». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи солецких  игрушек.  1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядностиСоздание  коллективных  композиций  «Деревенька». Лепка с натуры по  образам народной  игрушки с внесением  изменений. Основные приёмы  работы с глиной. Особенности  формообразования в  глиняной пластике. 2 средства  наглядности 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности март Приёмы стилизации в лепке. 1 Приёмы стилизации в  лепке. 1 Учебные  Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 2 пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Игра –путешествие  «Город мастеров» Народные  художественные  промыслы  Новгородской  лепной игрушки:  современная  новгородская  игрушка (студия  Святослава  Тарасова). апрель 1 Лепка с натуры по  образам Новгородской игрушки 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 2 Лепка с натуры по  образам Новгородской игрушки  «Новгородская  ярмарка» Использование цвета в росписи изделий для  отражения  эмоционального  состояния. средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядностиЭлементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  новгородских   игрушек.  май Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  новгородских   игрушек.  1 Роспись   игрушки   с использованием традиционных приёмов. Создание  коллективных  композиций «Наше  Лукоморье». Лепка с натуры по  образам народной  игрушки с внесением  изменений. Создание творческих  работ. 1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 средства  наглядности 2 средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Индивидуальные и  коллективные  выставки работ детей. Конкурс   «Новгородская  глиняная игрушка». 2 50 Итого: 18

Посмотрите также