Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)
Оценка 4.7

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
26.11.2017
Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)
Программа "Детская глиняная игрушка» даёт учащимся начальной школы возможность окунуться в удивительный мир популярной в прошлом в России и возрождающейся ныне лепной глиняной игрушки, глубже узнать народные промыслы, ознакомиться с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества; углубить знания о пластической выразительности формы игрушек различных художественных школ: Филимоновской, Дымковской, Каргопольской, Абашевской; овладеть приёмами работы с глиной, техникой декоративного оформления, приёмами стилизации, особенностями образа в декоративном искусстве.
программа Детская глиняная игрушка.doc
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Волок                                                                          Утверждено                                                                                                                              Директор  _________ Е. В. Степанова                                          Образовательная программа                                   дополнительного образования детей                                      Детская глиняная                               игрушка                                   возраст детей    ___6 – 11 лет                                   срок реализации   ____4 года  __  ___                                                                           составитель:     Федорова                                                       Татьяна  Александровна                                                                       учитель начальных классов                                                                         высшей категории г. Боровичи Новгородской области __2012__год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность, педагогическая  целесообразность программы             Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи,  связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место,  отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенной.     Всё начинается с детства. Любой человек, независимо от возраста и профессии,  независимо от того, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства.  Существенное значение имеет и то, как и кем они сделаны – эти первые жизненные и  культурные ориентиры. Уже более ста лет внимание учёных привлекает народная  глиняная игрушка, исследование  и  изучение её традиций помогает приобщению  к  национальной духовной культуре, к многовековой народной мудрости и красоте.       Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать.  Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем  целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное  мышление, внимание, наблюдательность и воображение. Гармоническое развитие и развитие творческой самореализации детей заложены в  основу  программы данного объединения.       Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре,  попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать  микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и  творчеству других людей. Очень важным моментом является и развитие руки, её  тактильных ощущений поверхностной фактуры.      Новизна программы заключается в том, что при ее реализации используются  разнообразные электронные образовательные ресурсы. Данная программа  представляет собой обобщение большинства известных видов глиняной игрушки.        Учебное объединение «Детская глиняная игрушка» даёт учащимся, проявляющим склонность и интерес, возможность окунуться в удивительный мир популярной в  прошлом в России и возрождающейся ныне лепной глиняной игрушки,  глубже узнать  народные промыслы, ознакомиться с глиняной игрушкой как одним из видов  народного творчества; углубить знания о пластической выразительности формы  игрушек различных художественных школ: Филимоновской, Дымковской,  Каргопольской, Абашевской; овладеть приёмами работы с глиной, техникой  декоративного оформления, приёмами стилизации, особенностями образа в  декоративном искусстве. У детей формируется объёмное видение предметов,  осмысление пластических особенностей формы, развивается чувство цельности  композиции. Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий  процесс.      Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от её  пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка  развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему  освоению пространства, объёма, глубины. Дети этого возраста с большим успехом  передают движения в осязаемом объёме. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости,  гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.      Занятия развивают умственные способности детей, расширяют их художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию  творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду.       Дополнительная   образовательная   программа   «Детская   глиняная   игрушка» составлена   на   основании     программы   «Лепка   на   занятиях   в   школьном   кружке» автор – Мартынова В. И. Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные  творческие  способности, заложенные в ребёнке. Задачи: 1. Познакомить  с  основными  видами  декоративно­прикладного  искусства,  раскрыть комплексный характер народного художественного творчества,  совершенствовать трудовые умения и навыки. 2. Развивать познавательную и творческую активность детей, художественный вкус,  фантазию, пространственное воображение, активизировать самостоятельный  творческий поиск в решении художественных задач. 3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки  работы в группе. Поощрять толерантность.      Данная программа рассчитана на 4 года обучения, включает в себя теоретический  и практический курс. Она рассчитана на работу с детьми    6­11 лет и состоит из следующих этапов:      ­ ознакомительный ­ 1 год обучения  ­ 66 ч.(33 учебные недели);      ­ развивающий – 2 год  обучения   ­ 68 ч. (34 учебные недели),                                    3 год  обучения   ­ 68 ч. (34 учебные недели),                                    4 год  обучения   ­ 68 ч. (34 учебные недели),  Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Численный состав:  1 год обучения –  не менее 12 чел.                                   2­4 год обучения – не менее 10 чел. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ       В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: ­беседа, рассказ, дискуссия; ­практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием; ­игра­путешествие, игра­конкурс, игра­викторина, выставка, экскурсия; Общие требования к занятиям Занятия лепкой сочетают в себе теорию и практику. Поэтому нельзя четко  разграничить их на практические и теоретические.  На занятиях необходимо  производить показ образцов. Можно выделить несколько этапов в организации  показа: ­эмоциональное восприятие предметов; ­определение наиболее общих свойств анализируемых изделий; ­анализ закономерностей формы и конструкции предметов; ­обсуждение приемов художественного решения; ­повторное общее восприятие всех типов изделий, продемонстрированных на  первом этапе. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ      1. Материально – техническая база (глина, краски, основной и вспомогательный  инструмент)      2. Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)      3. Методическое обеспечение (методическая и техническая литература;  специальная литература по прикладному искусству)      4. Техника безопасности  Материалы и инструменты:     1. Глина, гуашь, краски, кисти, палитра.      2. Стеки, кисти, различные инструменты и материалы для работы с глиной.      3. Деревянные досочки.      4. Гончарный ручной станок.                                РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.  Способы отслеживания и контроля результатов.     Для определения ожидаемого результата на кружке существует система оценки  обучения детей по программе в форме: открытых занятий, мероприятий, выставок,  конкурсов. Такой контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе. По  окончании учебного года по программе дети выполняют итоговую работу, оценка за  которую заносится в журнал мониторинга за учебный год. Обучающиеся,  освоившие  программу, получают свидетельства и проходят итоговую аттестацию в форме  отчетной выставки. КОНТРОЛЬ. Способы отслеживания и контроля результатов. Программа имеет следующие уровни контроля: ­ Текущий контроль направлен на выявление  уровня усвоения знаний, умений,  полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в  течение всего занятия, в форме беседы (проверки знаний), кроссвордов, тестов, мини  – выставок (с одного занятия) и др. ­ Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в конце темы по программе. Контроль проходит в форме тематической выставки с анализом  работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение  анализировать работу). ­ Итоговым контролем по каждому году обучения являются выставки. Формой  контроля служат итоговые игровые занятия, направленные на обобщение полученных  знаний, проверку уровня сформированности умений и навыков. После окончания  индивидуального года обучения проводятся персональные выставки.       Главным итогом результативности кружка являются выставки, участие в  конкурсах. По ним можно судить об успехах и достижениях каждого ребенка. Учебно­тематический план (первый год обучения) № п\п 1 2 3 4 5 6  Раздел программы Всего часов В том числе теор. практ. Чудесный материал (глина и использование её  человеком) Что умеют делать золотые руки (о народных  умельцах) Первые шаги  Основы художественной обработки глины У нас получаются красивые изделия Экскурсии и выставки Всего часов: 4 6 8 10 34 4    66 3 4 2 3 6 18 1 2 6 7 28 4 48 Содержание программы (первый год обучения) Чудесный материал (4 ч.) Глина как художественный материал; подготовка материала (глины) к работе; особенности формообразования; знакомство с планом работы на год Что умеют делать золотые руки (6 ч.) Беседы по истории возникновения художественных промыслов изготовления  глиняной игрушки в России: Дымковская, Филимоновская игрушки. Первые шаги (8 ч.)  Знакомство с инструментами и приспособлениями, используемыми при лепке (стека,  доска, блюдце для воды, тряпочка);   условия безопасной работы; организация рабочего места;  соблюдение правил безопасной работы; формообразование в работе с глиной; средства и способы изображения в пластике; отработка приёмов лепки: вытягивания и прищипывания. Основы художественной обработки глины (12 ч.) Знакомство с правилами и приёмами обработки глины; простейшие приёмы декора изделий из глины; передача формы, пропорций; овладение простейшими приёмами декора изделий: защипы, налепы; отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей. У нас получаются красивые изделия (34 ч.) Основные цвета красок, используемые в росписи глиняных игрушек в традиционных  народных промыслах: Дымковская, Филимоновская игрушка. Знакомство с элементами росписей и узорными композициями используемыми в  росписи игрушек в народных промыслах. Упражнения в выполнении элементов и  узорных композиций росписей  используемых в традиционных народных промыслах. Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов. Отработка приёма – наращивание по частям. Лепка с натуры по образам народной игрушки: Дымковская игрушка ­ Петушок,  Лошадка, Барашек, Козлик, Всадник на коне и др. Филимоновская игрушка – Петушок, Коровушка и др.  Создание несложных по технике выполнения творческих работ. Экскурсии и выставки (4 ч.) Экскурсии на выставки. Выставки работ детей. Конкурсы. о г е с в в о с а ч 4 6 8 Теоретические знания ­ глина как  художественный материал; ­ особенности  формообразования; ­ знакомство с планом  работы на год ­ беседы по истории  возникновения различных  художественных  промыслов изготовления  глиняной игрушки в России (Дымковской,  Филимоновской) с показом  иллюстративного и  предметного материала; ­ знакомство с  инструментами и  приспособлениями,  используемыми при лепке  (стека, доска, блюдце для  воды, тряпочка);  ­ условия безопасной  работы; ­организация рабочего  места; ­ формообразование в  работе с глиной; ­ средства и способы  изображения в пластике; ­ знакомство с правилами и  приёмами обработки глины; ­ простейшие приёмы  декора изделий из глины; ­ передача формы,  пропорций; №  п\п Наименование раздела Чудесный  материал Что умеют  делать золотые  руки Первые шаги 1 2 3 4 5 Основы  художественной  обработки глины 10 У нас  получаются  красивые  изделия 34 6 ­ основные цвета красок,  используемые в росписи  глиняных игрушек в  традиционных народных  промыслах: Дымковская,  Филимоновская игрушка; ­ знакомство с элементами  о в ­ л о к в о с а ч 1 2 6 7 28 о в ­ л о к в о с а ч 3 Практические работы ­ подготовка  материала (глины) к работе; 4 2 3 ­ отработка  приема: лепка из  целого куска ­ отработка  приёмов лепки:  вытягивания и  прищипывания; ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной работы; ­ отработка  приёма: лепка из  целого куска с  добавлением  деталей; ­ овладение  простейшими  приёмами декора  изделий: защипы,  налепы; ­ отработка  приёма –  наращивание по  частям; ­ лепка с натуры  по образам  народной росписей и узорными  композициями  используемыми в росписи  игрушек в народных  промыслах; игрушки; ­ создание  несложных по  технике  выполнения  творческих работ; ­ упражнения в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   используемых в  традиционных  народных  промыслах; ­ роспись игрушек с использованием  традиционных  приёмов; ­ экскурсии на  выставки; ­ выставки работ  детей; ­ конкурсы 4 Экскурсии и  выставки 6 4                              Итого:    66 ч                                                         18 ч.                                           48 ч    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: К концу 1 года обучения учащиеся Должны знать: ­ иметь первичные представления о традиционных русских народных промыслах  лепной игрушки – Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка; ­ название и назначение материалов, инструментов и приспособлений,  предусмотренных программой; ­ правила безопасности труда; ­ правила организации рабочего места; ­ правила и приёмы обработки глины; ­ правила общения  Должны уметь: ­ узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых  по программе; ­ различать инструменты и приспособления, предусмотренные программой;  ­ пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по  назначению и бережно относится к ним; ­ находить глину, пригодную для лепки; ­ пользоваться кистями, гуашью при росписи по образцу; ­ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; ­ правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы; ­ выполнять правила и приёмы обработки глины. Учебно­тематический план (второй год обучения) № п\п 1 2 3 4 5 6  Раздел программы Всего часов В том числе теор. практ. Чудесный материал (глина и использование её  человеком) Что умеют делать золотые руки (о народных  умельцах) Послушная глина  Основы художественной обработки глины У нас получаются красивые изделия Экскурсии и выставки Всего часов: 2 6 4 12 40 4    68 1 4 2 4 8 19 1 2 2 8 32 4 49 Содержание программы (второй год обучения) Чудесный материал (2 ч.) Отличительные свойства различных глин;  особенности формообразования; подготовка материала (глины) к работе. Знакомство с планом работы на год. Что умеют делать золотые руки (6 ч.) Беседы по истории возникновения художественных промыслов изготовления  глиняной игрушки в России: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Отработка приёма: лепка из целого куска. Послушная глина (4 ч.) Инструменты и приспособления, используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для  воды, тряпочка). Условия и правила безопасной работы; правильная организация рабочего места. Формообразование в работе с глиной; отработка приёмов лепки: вытягивания и  прищипывания, лепка из целого куска; Средства и способы изображения в пластике.   Основы художественной обработки глины (12 ч.) Правила и приёмы обработки глины.  Отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей. Простейшие приёмы декора изделий из глины; овладение простейшими приёмами  декора изделий: защипы, налепы. Передача формы, пропорций. У нас получаются красивые изделия (40 ч.) Основные цвета красок, используемые в росписи глиняных игрушек в традиционных  народных промыслах: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Знакомство с элементами росписей и узорными композициями используемыми в  росписи игрушек в народных промыслах, упражнения в выполнении элементов и  узорных композиций росписей  используемых в традиционных народных промыслах  (Дымковской, Филимоновской, Каргопольской игрушки). Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов. Отработка приёма – наращивание по частям; Лепка с натуры по образам народной игрушки:  Дымковской ­ Барыня, Водоноска,  Скоморох, композиции «На свинье» и. др.  Филимоновской ­ Барыня, Солдат и др. Каргопольской – Берегиня, Мужик и. др. Создание несложных по технике выполнения творческих работ. Экскурсии и выставки (4 ч.) Экскурсии на выставки. Выставки работ детей. Конкурсы. о г е с в в о с а ч 2 6 4 Теоретические знания ­ отличительные свойства  различных глин; ­ особенности  формообразования; ­ знакомство с планом  работы на год ­ беседы по истории  возникновения различных  художественных промыслов  изготовления глиняной  игрушки в России  (Филимоновской,  Дымковской,  Каргопольской) с показом  иллюстративного и  предметного материала. ­ инструменты и  приспособления,  используемыми при лепке  (стека, доска, блюдце для  воды, тряпочка);  ­ условия безопасной работы; ­организация рабочего места; ­ формообразование в работе с глиной; ­ средства и способы  изображения в пластике; ­ правила и приёмы  обработки глины; ­ простейшие приёмы декора  изделий из глины; ­ передача формы,  пропорций; №  п\п Наименование раздела Чудесный  материал Что умеют  делать золо­тые  руки Послушная  глина 1 2 3 4 5 Основы  художественной  обработки глины 12 40 У нас  получаются  красивые  изделия 8 ­ основные цвета красок,  используемые в росписи  глиняных игрушек в  традиционных народных  промыслах: Дымковская,  Филимоновская,  Каргопольская игрушки; ­ знакомство с элементами  о в ­ л о к в о с а ч 1 2 2 8 32 о в ­ л о к в о с а ч 1 Практические работы ­ подготовка  материала (глины) к работе; 4 2 4 ­ отработка  приёма: лепка из  целого куска; ­ отработка  приёмов лепки:  вытягивания и  прищипывания;  лепка из целого  куска; ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной работы; ­ отработка  приёма: лепка из  целого куска с  добавлением  деталей; ­ овладение  простейшими  приёмами декора  изделий: защипы,  налепы; ­ отработка  приёма –  наращивание по  частям; ­ лепка с натуры  по образам  народной игрушки ­ Дымковской, росписей и узорными  композициями  используемыми в росписи  игрушек в народных  промыслах; Филимоновской,  Каргопольской; ­ создание  несложных по  технике  выполнения  творческих работ; ­ упражнения в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   используемых в  традиционных  народных  промыслах  (Дымковской,  Филимоновской,  Каргопольской); ­ роспись игрушек с использованием  традиционных  приёмов; ­ экскурсии на  выставки; ­ выставки работ  детей; ­ конкурсы 4 Экскурсии и  выставки 6 4                               Итого:     68 ч                                                            19 ч.                                       49 ч ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: К концу 2 года обучения учащиеся Должны знать: ­ общие сведения о традиционных русских народных промыслах лепной игрушки –  Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушка; ­ название и назначение материалов, инструментов и приспособлений,  предусмотренных программой; ­ знать особенности лепки и росписи народных игрушек; ­ правила безопасности труда; ­ правила организации рабочего места; ­ правила и приёмы обработки глины; ­ правила общения  Должны уметь: ­ узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов, изучаемых  по программе; ­ различать инструменты и приспособления, предусмотренные программой;  ­ пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по  назначению и бережно относится к ним; ­ готовить пригодную для лепки глину к работе; ­ владеть основными приемами лепки; ­ лепить игрушки различных промыслов по образцу; ­ расписывать изделия по образцу;  ­ выполнять правила и приёмы обработки глины; ­ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; ­ правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы. Учебно­тематический план (третий год обучения) № п\п 1 2 3 4 5 6  Раздел программы Народные художественные промыслы русской  лепной игрушки (филимоновской,  дымковской, каргопольской, абашевской) Послушная глина Секреты мастеров Основы художественной обработки глины У нас получаются красивые изделия Экскурсии и выставки Всего часов: Всего часов 8 4 8 8 36 4    68 В том числе теор. практ. 6 2 4 3 4 19 2 2 4 5 32 4 49 Содержание программы (третий год обучения) Народные художественные промыслы русской лепной игрушки (Филимоновской, Дымковской, Каргопольской, Абашевской)  (8 ч.) Из истории развития  народных художественных промыслов глиняной игрушки в  России: Филимоновской, Дымковской, Каргопольской, Абашевской. Правильная организация рабочего места;  соблюдение правил безопасной работы. Знакомство с планом работы на год. Послушная глина (4 ч.) Разнообразие глин, их назначение и основные свойства: цвет, пластичность,  водонепроницаемость. Основные приёмы работы с глиной; подготовка материала  (глины) к работе. Особенности формообразования в глиняной пластике Инструменты и приспособления для работы с глиной: разные по форме стеки, кисть,  станок для лепки, тряпочка, баночка для воды; их назначение. Правила и приёмы  безопасной работы и хранение. Правильная организация рабочего места. Соблюдение правил безопасной работы.   Секреты мастеров (8 ч.) Композиция в пластике. Искусство композиции в творчестве народных мастеров. Использование цвета в росписи изделий для отражения эмоционального состояния.  Работа над образом. Отработка приёма лепки способами кругового налепа. Основы художественной обработки глины (8 ч.) Обобщение ранее изученных правил и приёмов обработки глины. Приёмы стилизации в лепке. Отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей. У нас получаются красивые изделия (36 ч.) Создание единой композиции. Лепка с натуры по образам народной игрушки: Дымковской – Индюк, композиции  «На горке» , «Музыканты» и. др.  Филимоновской ­  Всадник, композиции «Танцующая пара» и др. Каргопольской –  Полкан,  композиции «Медведи», «На лодке» и. др. Абашевская – Олень, Баран  и др. Лепка с сохранением стиля. Создание коллективных композиций. Создание творческих работ. Элементы росписей и узорные композиции используемые в росписи игрушек  народных промыслов: Филимоновской, Дымковской, Каргопольской, Абашевской.  Упражнения в выполнении элементов и узорных композиций росписей  используемых в традиционных народных промыслах (Филимоновской, Дымковской, Каргопольской,  Абашевской игрушки). Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов. Экскурсии и выставки (4 ч.) Экскурсии на тематические выставки. Индивидуальные и коллективные выставки работ детей. Конкурсы. №  п\п Наименование раздела Народные  художественные  промыслы русской лепной игрушки Послушная глина 1 2 3 о г е с в в о с а ч 8 4 Теоретические знания ­ беседы по истории развития  народных художественных  промыслов глиняной игрушки  в России (Филимоновской,  Дымковской, Каргопольской,  Абашевской); ­ знакомство с планом работы  на год ­разнообразие глин, их  назначение и основные  свойства: цвет, пластичность,  водонепроницаемость; ­ инструменты и  приспособления для работы с  глиной: разные по форме  стеки, кисть, станок для  лепки, тряпочка, баночка для  воды;  ­ их назначение; ­ правила и приёмы  безопасной работы и  хранение;  ­ основные приёмы работы с  глиной; ­ особенности  формообразования в глиняной пластике; ­организация рабочего места; ­ композиция в пластике; ­ искусство композиции в  творчестве народных  мастеров; ­ использование цвета в  росписи изделий для  отражения эмоционального  о в ­ л о к в о с а ч 2 о в ­ л о к в о с а ч 6 Практические работы ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной работы; 2 ­ подготовка  материала (глины) к работе; 2 ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной работы; 4 ­ отработка  приёма лепки  способами  кругового налепа; 4 Секреты мастеров 8 3 4 состояния; ­ работа над образом; ­ обобщение ранее изученных  правил и приёмов обработки  глины; ­ приёмы стилизации в лепке; ­ создание единой  композиции; ­ элементы росписей и  узорные композиции  используемые в росписи  игрушек народных  промыслов: Филимоновской,  Дымковской, Каргопольской,  Абашевской.  ­ упражнения в выполнении  элементов и узорных  композиций росписей   используемых в традиционных народных промыслах  (Филимоновской,  Дымковской, Каргопольской,  Абашевской игрушки). 8 36 4 Основы  художественной  обработки глины У нас получаются  красивые изделия 4 5 6 Экскурсии и  выставки 5 32 4 ­ отработка  приёма: лепка из  целого куска с  добавлением  деталей; ­ лепка с натуры  по образам  народной  игрушки; ­ лепка с  сохранением  стиля; ­ создание  коллективных  композиций; ­ создание  творческих работ; ­ роспись игрушек с использованием  традиционных  приёмов. ­ экскурсии на  тематические  выставки; ­ индивидуальные  и коллективные  выставки работ  детей; ­ конкурсы                                Итого:     68 ч                                                              19 ч.                                     49 ч ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: К концу 3 года обучения учащиеся Должны знать:  ­ особенности и отличия  изделий традиционных народных промыслов лепной  игрушки, изучаемых по программе – Дымковская, Филимоновская, Каргопольская,  Абашевская игрушка; ­ основные различия в лепке и росписи различных промыслов; ­ технологическую последовательность, выполняемой работы; ­ способы декорирования изделий из глины; ­ название, назначение  и правила пользования инструментами и приспособлениями,  предусмотренными программой; ­ правила безопасности труда и личной гигиены при работе инструментами и  приспособлениями; ­ правила и приёмы обработки глины; ­ правила организации рабочего места; ­ правила общения Должны уметь: ­ различать  по внешнему виду изделия народных промыслов, изучаемых по  программе; ­ правильно называть и самостоятельно использовать в работе строго по назначению  инструменты и приспособления; ­ самостоятельно и безукоризненно выполнять правила безопасности труда и личной  гигиены; ­ правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы; ­ правильно выполнять изученные технологические операции. Учебно­тематический план (четвёртый год обучения) № п\п 1  Раздел программы Народные художественные промыслы русской  лепной игрушки (филимоновской,  Всего часов 8 В том числе теор. практ. 4 4 дымковской, абашевской, тверской)  Народные художественные промыслы  Новгородской лепной игрушки: старинный  (XVI век) ­  Солецкая глиняная игрушка,  современный ( с1992г.)  новгородская игрушка (студия Святослава Тарасова) Послушная глина Секреты мастеров Основы художественной обработки глины У нас получаются красивые изделия Экскурсии и выставки Всего часов: 2 3 4 5 6 4 8 6 38 4     68 2 4 2 6 18 2 4 4 32 4 50 Содержание программы (четвёртый год обучения) Народные художественные промыслы русской лепной игрушки (8 ч.) Из  истории развития  народных художественных промыслов глиняной игрушки в  России (филимоновской, дымковской, абашевской, тверской).  Народные художественные промыслы Новгородской лепной игрушки: старинный ­   Солецкая глиняная игрушка, современный новгородская игрушка (студия Святослава Тарасова). Правильная организация рабочего места;  соблюдение правил безопасной работы. Знакомство с планом работы на год Послушная глина (4 ч.) Разнообразие глин, их назначение и основные свойства: цвет, пластичность,  водонепроницаемость. Инструменты и приспособления для работы с глиной,  их назначение, правила и  приёмы безопасной работы и хранение.  Основные приёмы работы с глиной. Особенности формообразования в глиняной пластике. Подготовка материала (глины) к работе. Соблюдение правил безопасной работы. Секреты мастеров (8 ч.) Композиция в пластике.  Искусство круглой многофигурной композиции в творчестве народных мастеров. Использование цвета в росписи изделий для отражения эмоционального состояния; ­  работа над образом. Отработка приёма лепки способами кругового налепа. Основы художественной обработки глины (6 ч.) Обобщение ранее изученных правил и приёмов обработки глины. Отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей. Приёмы стилизации в лепке. У нас получаются красивые изделия (38ч.) Создание единой композиции. Лепка с натуры по образам народной игрушки с внесением изменений.  Дымковской –композиции «Ярмарка» и др.  Филимоновской ­  композиции «Рождество» и др. Абашевская – композиции «Ладья» и др. Тверская –  композиции «Царь­рыба», «» и. др. Солецкая –  «Медведь» , композиции «Деревенька» др. Новгородская  –  композиции «Новгородская ярмарка», «Наше Лукоморье» и. др. Лепка с сохранением стиля. Создание коллективных композиций. Создание творческих работ. Роспись игрушек с использованием традиционных приёмов. Экскурсии и выставки (4 ч.) Экскурсии на тематические выставки. Индивидуальные и коллективные выставки работ детей. Конкурсы. №  п\п Наименование раздела 1 Народные  художественные  промыслы русской лепной игрушки о г е с в в о с а ч 8 Послушная глина Теоретические знания ­ беседы по истории  развития  народных  художественных промыслов глиняной игрушки в России  (филимоновской,  дымковской, абашевской,  тверской)  ­ народные художественные  промыслы Новгородской  лепной игрушки: старинный ­  Солецкая глиняная  игрушка, современный  новгородская игрушка  (студия Святослава  Тарасова) ­ знакомство с планом  работы на год ­разнообразие глин, их  о в ­ л о к в о с а ч 4 о в ­ л о к в о с а ч 4 Практические работы ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной  работы; ­ подготовка 2 3 4 5 4 8 6 Секреты мастеров Основы  художественной  обработки глины У нас получаются  красивые изделия 38 назначение и основные  свойства: цвет,  пластичность,  водонепроницаемость; ­ инструменты и  приспособления для работы с глиной: разные по форме  стеки, кисть, станок для  лепки, тряпочка, баночка  для воды;  ­ их назначение; ­ правила и приёмы  безопасной работы и  хранение;  ­ основные приёмы работы  с глиной; ­ особенности  формообразования в  глиняной пластике; ­организация рабочего  места; ­ композиция в пластике; ­ искусство круглой  многофигурной композиции в творчестве народных  мастеров; ­ использование цвета в  росписи изделий для  отражения эмоционального  состояния; ­ работа над образом; ­ обобщение ранее  изученных правил и  приёмов обработки глины; ­ приёмы стилизации в  лепке; ­ создание единой  композиции; 2 материала (глины)  к работе; 2 ­ правильная  организация  рабочего места; ­ соблюдение  правил безопасной  работы; 4 2 6 4 4 32 ­ отработка приёма  лепки способами  кругового налепа; ­ отработка приёма: лепка из целого  куска с  добавлением  деталей; ­ лепка с натуры по  образам народной  игрушки с внесе­ нием изменений; ­ лепка с сохране­ нием стиля; ­ создание  коллективных  композиций; ­ создание  творческих работ; ­ роспись игрушек с использованием  традиционных  приёмов. Экскурсии и  выставки 6 4 4 ­ экскурсии на  тематические  выставки; ­ индивидуальные и  коллективные  выставки работ  детей; ­ конкурсы                                  Итого:     68 ч                                                        18 ч.                                         50 ч К концу 4 года обучения учащиеся ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Должны знать:  ­ особенности и отличия  изделий традиционных народных промыслов лепной  игрушки, изучаемых по программе – Дымковская, Филимоновская, Абашевская,  Тверская, Солецкая, современная Новгородская игрушка; ­ название, назначение  и правила пользования инструментами и приспособлениями,  предусмотренными программой; ­ правила безопасности труда и личной гигиены при работе инструментами и  приспособлениями; ­ правила и приёмы обработки глины; ­ правила организации рабочего места; ­ правила общения Должны уметь: ­ различать  по внешнему виду изделия народных промыслов, изучаемых по  программе; ­ правильно называть и самостоятельно использовать в работе строго по назначению  инструменты и приспособления; ­ самостоятельно и безукоризненно выполнять правила безопасности труда и личной  гигиены; ­ правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы; ­ правильно выполнять изученные технологические операции; ­ лепить и расписывать игрушки различных промыслов по памяти; ­ самостоятельно составлять композиции; ­ творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности для  участия в выставках. Лепить предметы простой и сложной формы. ­ демонстрировать свои изделия на выставках; ­ работать в парах и малых группах, распределять и согласовывать свой труд с  другими. Методическое обеспечение Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:      ­ репродуктивный (воспроизводящий);      ­ иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного  материала);      ­ эвристический.     В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и  коллективного творчества. Некоторые занятия требуют объединения детей в  подгруппы.     Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром как иллюстративного, так и наглядного материала и подкрепляется практическим освоением.     Учебный  материал  программы  составлен  в  виде  единых блоков, что даёт  возможность последовательно вести усвоение знаний, умений и организовать  итоговые занятия в конце четверти.     Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть занятия­ путешествия,  занятия­игры, занятия­экскурсии.  Основные формы отслеживания результативности: зачётные занятия, выставки. Литература: для учителя: 1. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке», М. Просвещение,      1986г. 2. Богуславская «Русская глиняная игрушка» (учителю о народных      промыслах), Л. 1985г. 3. Гунн Г. П. «Каргополье и Онега». М.: Искусство, 1989г. 4. Дайн Г. Л. «Игрушечных дел мастера», М. Просвещение, 1994г 5. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л.: Художник, 1986. 6. Конышева Н. М. «Лепка в начальных классах», М. Просвещение, 1985г. 7. Мартынова В. И. «Изготовление народной глиняной игрушки»,     В.­ Новгород НРЦРО, 1998г. 8. Максимов Ю. В. «У истоков мастерства», М. Просвещение, 1983г. 9. Рогов А. «Кладовая радости», М.  Просвещение, 1982г.  10. Рогов А. П. «Черная роза». Книга о русском народном искусстве. М.:       Современник, 1987г. 11. Федотов Г. Я. «Послушная глина», М. АСТ­ ПРЕСС, 2000г. 12. Шевчук «Дети и народное творчество», М. Просвещение, 1985г. 13. Интернет: http://home.valley.ru/~kolbaser http://xposition.dax.ru/toy.htm. http://www.gov­vyatka.ru. http://stup.ac.ru/win/penza/mnt/k_p.html для учащихся: 1.  Анохин Ю. «В музее игрушек», изд «Малыш» М., 1986 г. 2.  Величкина Г. А. Шпикалова Т. Я. «Дымковская игрушка», М. «Мозаика­      Синтез», 2004 г. 3.  Величкина Г. А. Шпикалова Т. Я. «Каргопольская  игрушка», М. «Мозаика­      Синтез», 2004 г. 4.  Вохринцева С.В. «Народное творчество» (познавательная и обучающая       книжка­раскраска для детей младшего школьного возраста), Екатеринбург        изд. «ИП Вохринцева» 2001г. 5.   Вохринцева С.В. «Дымковская игрушка» (познавательная и обучающая       книжка­раскраска для детей младшего школьного возраста), Екатеринбург       изд. «ИП Вохринцева» 2001г. 6.  Лыкова И. А. «Филимоновская игрушка», изд.  «Малыш», 2002г. 7.  Лыкова И. А. «Ярославская игрушка», изд.  «Малыш», 2002г. 8.  Книжка­раскраска «Дымково» (серия «Народные промыслы»), ООО ИПФ       «Околица», 1997г.94. 9.   Книжка­раскраска «Филимоновская игрушка» (серия «Народные        промыслы»), ООО ИПФ «Околица», 1998г. 10.  Рогов А. «Про филимоновские свистульки», изд «Малыш» М., 1987г. Наглядно­дидактические пособия  «Мир в картинках» 1. «Филимоновская народная игрушка», М. Мозаика­Синтез, 2004 г. 2. «Каргопольская народная игрушка», М. Мозаика­Синтез, 2005 г. 3. «Дымковская народная игрушка», М. Мозаика­Синтез, 2004 г. Календарный план учебно­воспитательной работы по образовательной программе дополнительного образования «Детская глиняная игрушка»: (первый год обучения) ы Практические с а ч занятия ы Средства обучения с а ч Воспитательная работа месяц Теоретические занятия сентябрь Игра­путешествие  «Что умеют делать  золотые руки»  (знакомство с  образцами игрушек  русских народных  промыслов) Глина как  художественный  материал. 2 1 Подготовка материала (глины) к работе. Знакомство с планом  работы на год. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Знакомство с  инструментами и  приспособлениями,  используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды,  тряпочка);   Формообразование  в работе с глиной. 1 условия безопасной  работы. 1 Правильная  организация рабочего  места.  1 Учебные  пособия на  печатной  основе; осуществле­ ния практи­ ческих  действий 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Познакомить детей  с удивительным  миром популярной  в прошлом в России и возраждающейся  ныне лепной  глиняной игрушки:  Филимоновской,  Дымковской.  Помочь глубже  узнать народные  промыслы, озна­ комиться с глиня­ ной игрушкой как  одним из видов  народного твор­ чества; Прививать детям  любовь к труду;  уважение к труду  других людей; Посещать выставки  народных промыслов в  музеях; Принимать участие  в школьных,  городских  конкурсах. октябрь Передача формы,  пропорций. Дымковская  игрушка. Беседа по истории  возникновения  художественного  промысла  изготовления  глиняной игрушки в России (с показом  иллюстративного и  предметного  материала). Основные цвета  красок,  используемые в  росписи глиняных  игрушек в  традиционных  народных  промыслах:  Дымковская  игрушка. ноябрь 1 2 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 средства  наглядности 1 2 1 Знакомство с  правилами и приёмами обработки глины. Отработка приёма  лепки: вытягивания. Соблюдение правил  безопасной работы. Отработка приёмов  лепки: вытягивания и  прищипывания.  Средства и способы  изображения в  пластике. Лепка с натуры по  образам народной  (дымковской)  игрушки  «Петушок». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «Лошадка». Отработка приёма –  наращивание по  частям. 1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Знакомство с  элементами  росписей  используемыми в  росписи  Дымковских  игрушек. декабрь Простейшие  приёмы декора  1 Овладение  простейшими  приёмами декора  изделий: защипы,  налепы. Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «Барашек». Отработка приёма –  наращивание по  частям. Упражнения в  выполнении элементов росписей   используемых в  традиционном  народном промысле  Дымковская игрушка. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Выставки работ детей. Конкурс   «Дымковская  игрушка». январь Простейшие  приёмы декора  изделий из глины. 1 Простейшие приёмы  декора изделий из  глины. Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «Козлик». Отработка приёма –  наращивание по  частям 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 1 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности Упражнения в  выполнении элементов росписей   используемых в  традиционном  народном промысле  Дымковская игрушка. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «Всадник на  коне». Отработка приёма –  наращивание по  частям Создание несложных  по технике  выполнения  творческих работ  (дымковская  игрушка). Роспись игрушек с  использованием  традиционных  приёмов. 2 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 2 2 средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Особенности  формообразования. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки  «Петушок». 2 февраль Филимоновская  игрушка. Беседа по истории  возникновения  художественного  промысла  изготовления  глиняной игрушки в России (с показом  иллюстративного и  предметного  материала). Особенности  формообразования. март 1 1 Основные цвета  красок,  используемые в  росписи глиняных  игрушек в  традиционных  народных  промыслах:  Филимоновская  игрушка. Упражнения в  выполнении  элементов росписей используемых в  традиционном  народном промысле Филимоновская  игрушка. Знакомство с  элементами росписей  используемыми в  росписи  Филимоновских  игрушек. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Отработка приёма:  лепка из целого куска  с добавлением  деталей. Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки   «Коровушка». 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности Простейшие  приёмы декора  изделий из глины. 1 Отработка приёма:  лепка из целого куска  с добавлением  деталей. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности Создание несложных  по технике  выполнения  творческих работ  (филимоновская  игрушка). Роспись игрушек с  использованием  традиционных  приёмов. Выставки работ детей. Конкурс   «Филимоновская   игрушка». 2 2 2 апрель май Итого: 18 48 Календарный план учебно­воспитательной работы по образовательной программе дополнительного образования «Детская глиняная игрушка»: (второй год обучения) месяц Теоретические занятия ы Практические с а ч занятия ы Средства обучения с а ч Воспитательная работа Познакомить детей  с удивительным  миром популярной  в прошлом в России и возраждающейся  ныне лепной  глиняной игрушки:  Филимоновской,  Дымковской,  Каргопольской.  Помочь глубже  узнать народные  промыслы, озна­ комиться с глиня­ ной игрушкой как  одним из видов  народного твор­ чества; Прививать детям  любовь к труду;  уважение к труду  других людей; Посещать выставки  народных  промыслов в  музеях; Принимать участие  в школьных,  городских и  областных  конкурсах. сентябрь «Дымковские  мастерицы» ­ беседа по истории  возникновения  художественного  промысла  изготовления  глиняной игрушки в России (с показом  иллюстративного и  предметного  материала). Отличительные  свойства различных глин; особенности  формообразования; Инструменты и  приспособления,  используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды,  тряпочка). Передача формы,  пропорций. 2 1 подготовка материала  (глины) к работе. Знакомство с планом  работы на год. 1 Условия и правила  безопасной работы;  правильная  организация рабочего  места. Формообразование в  работе с глиной;  отработка приёмов  лепки: вытягивания и  прищипывания. 1 Правила и приёмы  обработки глины.  Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе; осуществле­ ния практи­ ческих  действий 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности октябрь Лепка с натуры по  образам народной  (дымковской)  игрушки  «Барыня». 2 1 Знакомство с  элементами росписей  и узорными  композициями  используемыми в  росписи игрушек в  народных промыслах. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Основные цвета  красок,  используемые в  росписи глиняных  игрушек в  традиционных  народных  промыслах:  Дымковская  игрушка. 1 Учебные  Элементы и  узорные  композиции  росписей   дымковской  игрушки.  1 Упражнения в  выполнении элементов и узорных композиций росписей  дымковской игрушки. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. ноябрь Простейшие  приёмы декора  изделий из глины. 1 Простейшие приёмы  декора изделий из  глины. 2 1 Элементы и  узорные  композиции   росписи  дымковских  игрушек. декабрь Узорные  композиции   росписи  дымковских  игрушек. 1 1 пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности Лепка с натуры по  образам народной  игрушки   «Водоноска». Отработка приёма –  наращивание по  частям. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 2 1 2 Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «Скоморох». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Лепка с натуры по  образам народной  игрушки  «На свинье». Отработка приёма –  наращивание по  частям. 1 Узорные  композиции   росписи  дымковских  игрушек. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Выставки работ детей. Конкурс   «Дымковская  игрушка». 2 1 Отработка приёма:  1 Учебные  лепка из целого куска. пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности январь «Мастера  филимоновской  игрушки» ­ беседа  по истории  возникновения  художественного  промысла  изготовления  глиняной игрушки в России (с показом  иллюстративного и  предметного  материала).  2 2 средства  наглядности средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Отработка приёма:  лепка из целого куска  с добавлением  деталей. Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки  «Барыня». Элементы росписей и  узорные композиции  используемые в  росписи  филимоновской  игрушки. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Основные цвета  красок,  используемые в  росписи глиняных  игрушек в  традиционных  народных  промыслах:  Филимоновская  игрушка. февраль март Простейшие  приёмы декора  изделий из глины. Упражнения в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   филимоновской  игрушки.  Каргопольская  игрушка. Беседа по истории  возникновения  художественного  промысла  изготовления  глиняной игрушки в России (с показом  иллюстративного и  предметного  материала). Овладение  простейшими  приёмами декора  изделий: защипы,  налепы. Передача формы,  пропорций. Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки  «Солдат». 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности 1 Передача формы,  1 Учебные  пропорций 1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Отработка приёма:  1 Учебные  лепка из целого куска. пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Формообразование в  работе с глиной;  отработка приёма:  лепка из целого куска. Средства и способы  изображения в  пластике. Лепка с натуры по  образам народной  (каргопольской)  игрушки  «Берегиня». 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядности Основные цвета  красок,  используемые в  росписи глиняных  игрушек в  традиционных  народных  промыслах:  Каргопольская  игрушка. Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  каргопольская  игрушки. Упражнения в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   каргорпольской  игрушки.  апрель май Правила и приёмы  обработки глины.  1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Лепка с натуры по  образам народной  (каргопольской)  игрушки  «Мужик». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Создание несложных  по технике  выполнения  творческих работ. 1 Передача формы,  пропорций. Роспись игрушек с  использованием  традиционных  приёмов. 2 средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 1 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Выставки работ детей. Конкурс   «Каргопольская  игрушка». 2 49 Итого: 19 Календарный план учебно­воспитательной работы по образовательной программе дополнительного образования «Детская глиняная игрушка»: (третий год обучения) ы Практические с а ч занятия ы Средства обучения с а ч Воспитательная работа Познакомить детей  с удивительным  миром популярной  в прошлом в России и возраждающейся  ныне лепной  глиняной игрушки:  Филимоновской,  Дымковской,  Каргопольской,  Абашевской.  Помочь глубже  узнать народные  промыслы, озна­ комиться с глиня­ ной игрушкой как  одним из видов  народного твор­ чества; месяц Теоретические занятия сентябрь Игра –путешествие  «Игрушечных дел  мастера» . Из истории  развития   народного  художественного  промысла глиняной игрушки в России:  Дымковская  игрушка.  1 Правильная  организация рабочего  места;  соблюдение  правил безопасной  работы. Знакомство с планом работы на год. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Разнообразие глин,  их назначение и  основные свойства:  цвет, пластичность,  водонепроницаемос ть.  Правильная  организация  рабочего места.  1 Основные приёмы  работы с глиной;  подготовка материала  (глины) к работе.  Соблюдение правил  безопасной работы. Особенности  формообразования в  глиняной пластике. 1 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Инструменты и  приспособления  для работы с  глиной: разные по  форме стеки, кисть, станок для лепки,  тряпочка, баночка  для воды; их  назначение.  Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  дымковских  игрушек.  Композиция в  пластике.  октябрь Упражнение в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   дымковской  игрушки. ноябрь 1 Правила и приёмы  безопасной работы и  хранение.  Особенности  формообразования в  глиняной пластике. Лепка с натуры по  образам народной  (дымковской)  игрушки  «Индюк». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 1 Отработка приёма  лепки способами  кругового налепа. Создание единой  композиции. Лепка с натуры по  образам народной  (дымковской)  игрушки  «На горке». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Обобщение ранее  изученных правил и  приёмов обработки  глины. Создание  коллективной  композиции  «Музыканты» Прививать детям  любовь к труду;  уважение к труду  других людей; Посещать выставки  народных  промыслов в  музеях; Принимать участие  в школьных,  городских и  областных  конкурсах. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе; осуществле­ ния практи­ ческих  действий 2 средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности 2 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядности Роспись композиции с  использованием  традиционных  приёмов. 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 Игра –путешествие  «Свистунья» . Из истории  развития   народного  художественного  промысла глиняной игрушки в России:  Филимоновская  игрушка. декабрь Искусство  композиции в  творчестве  народных мастеров. 1 Искусство композиции в творчестве   народных мастеров.   1 Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  филимоновских  игрушек.  Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки  «Всадник». Роспись   игрушки   с использованием традиционных приёмов. Экскурсия на  тематическую  выставку. 1 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 январь Приёмы стилизации в лепке. 1 Приёмы   стилизации   в 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности 2 лепке. Лепка с сохранением  стиля. Лепка с натуры по  образам народной  (филимоновской)  игрушки  «Танцующая пара». Роспись композиции с использованием традиционных приёмов. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 2 Упражнение в  выполнении  элементов и  узорных  композиций  росписей   филимоновской  игрушки. Игра –путешествие  «Хранители  промысла» . Из истории  развития   народного  художественного  промысла глиняной игрушки в России:  Каргопольская  игрушка.  февраль Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  каргопольских  игрушек.  март Использование  цвета в росписи  изделий для  отражения  эмоционального  состояния. Лепка с натуры по  образам народной  (каргопольской)  игрушки  «Полкан». Отработка приёма:  лепка из целого куска  с добавлением  деталей. 2 2 средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности 1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 1 Создание единой  композиции. Лепка с натуры по  образам народной  (каргопольской)  игрушки  «На лодке». 1 Использование цвета в росписи изделий для  отражения  эмоционального  состояния. средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Упражнение в  выполнении элементов и узорных композиций росписей   каргопольской  игрушки. Роспись композиции с  использованием  традиционных  приёмов. Работа над образом. Отработка приёма  лепки способами  кругового налепа. Лепка с натуры по  образам народной  (абашевской) игрушки «Олень». Создание творческих  работ. Приёмы стилизации в  лепке. 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 средства  наглядности 2 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 1 Абашевская  игрушка. Из истории  развития   народного  художественного  промысла глиняной игрушки в России:  Абашевская  игрушка.  Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  каргопольских  игрушек.  Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. апрель май Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Роспись игрушек с  использованием  традиционных  приёмов народных  промыслов. Индивидуальные и  коллективные  выставки работ детей. Конкурс  «Русская  народная глиняная  игрушка». 2 2 49 Итого: 19 Календарный план учебно­воспитательной работы по образовательной программе дополнительного образования «Детская глиняная игрушка»: месяц Теоретические занятия с а ч занятия (четвертый год обучения) ы Практические ы Средства обучения с а ч Воспитательная работа сентябрь Игра –путешествие  «Народные  художественные  промыслы глиняной игрушки в России»  (филимоновской,  дымковской,  абашевской).  Разнообразие глин,  их назначение и  основные свойства. Инструменты и  приспособления  для работы с  глиной,  их  назначение, правила и приёмы  безопасной работы  и хранение. Искусство круглой  многофигурной  композиции в  творчестве  народных мастеров. 1 Правильная  организация рабочего  места;  соблюдение  правил безопасной  работы. Знакомство с планом  работы на год 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Подготовка материала (глины) к работе. Соблюдение правил  безопасной работы. 1 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности 1 Искусство круглой  1 Учебные  многофигурной  композиции в  творчестве народных  мастеров. Создание единой  композиции. 1 Лепка с натуры по  образам дымковской  игрушки – композиции «Ярмарка» с  внесением изменений. октябрь 1 Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  дымковских  игрушек.  Обобщение ранее  изученных правил и  приёмов обработки  глины. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Познакомить детей  с удивительным  миром популярной  в прошлом в России и возраждающейся  ныне лепной  глиняной игрушки:  Филимоновской,  Дымковской,  Абашевской,  Тверской;  С народными  художественными   промыслами  Новгородской  лепной игрушки:  старинный ­   Солецкая глиняная  игрушка,  современный  ­новгородская  игрушка (студия  Святослава  Тарасова). Помочь глубже  узнать народные  промыслы, озна­ комиться с глиня­ ной игрушкой как  одним из видов  народного твор­ чества; Прививать детям  любовь к труду;  уважение к труду  других людей; Посещать выставки  народных  промыслов в  музеях; пособия на  печатной  основе; осуществле­ ния практи­ ческих  действий Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядности 1 2 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Создание творческих  работ. 2 средства  наглядности Принимать участие  в школьных, ноябрь Композиция в  пластике.  Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  филимоновских  игрушек.  декабрь Работа над образом. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Лепка с натуры по  образам  филимоновской  игрушки – композиции «Рождество» с  внесением изменений. 1 Отработка приёма  1 лепки способами  кругового налепа. Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Лепка с сохранением  стиля народной  (абашевской) игрушки – композиции  «Ладья». 1 Отработка   лепки кругового налепа.   приёма способами 1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  абашевских  игрушек.  Индивидуальные и  коллективные  выставки работ детей.   «Русская Конкурс   народная   глиняная игрушка». городских и  областных  конкурсах. 2 2 1 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядности средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности средства  наглядности 2 1 1 2 2 Игра –путешествие  «Игрушка из  Торжка» Из  истории  развития  народных художественных  промыслов  глиняной игрушки в России: Тверская  игрушка.  январь Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Лепка с сохранением  стиля народной  (тверской)  игрушки  «Царь­рыба» с  внесением изменений. Отработка приёма:  лепка из целого куска  с добавлением  деталей. 2 2 1 Роспись   игрушки   с использованием традиционных приёмов. 1 Лепка с натуры по  образам Солецкой  игрушки Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи тверских  игрушек.  Игра –путешествие  «Новгородская  глиняная игрушка». Народные  художественные  промыслы  Новгородской  лепной игрушки:  Солецкая глиняная  игрушка (XVI век). февраль Лепка с сохранением  стиля народной  (солецкой) игрушки  «Медведь». Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи солецких  игрушек.  1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Создание  коллективных  композиций  «Деревенька». Лепка с натуры по  образам народной  игрушки с внесением  изменений. Основные приёмы  работы с глиной. Особенности  формообразования в  глиняной пластике. 2 средства  наглядности 2 Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности март Приёмы стилизации в лепке. 1 Приёмы стилизации в  лепке. 1 Учебные  Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 2 пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Игра –путешествие  «Город мастеров» Народные  художественные  промыслы  Новгородской  лепной игрушки:  современная  новгородская  игрушка (студия  Святослава  Тарасова). апрель 1 Лепка с натуры по  образам Новгородской игрушки 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 2 Лепка с натуры по  образам Новгородской игрушки  «Новгородская  ярмарка» Использование цвета в росписи изделий для  отражения  эмоционального  состояния. средства  наглядности Средства  осуществле­ ния практи­ ческих  действий; наглядности Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  новгородских   игрушек.  май Элементы росписей и узорные  композиции  используемые в  росписи  новгородских   игрушек.  1 Роспись   игрушки   с использованием традиционных приёмов. Создание  коллективных  композиций «Наше  Лукоморье». Лепка с натуры по  образам народной  игрушки с внесением  изменений. Создание творческих  работ. 1 Роспись игрушки с  использованием  традиционных  приёмов. 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности 2 средства  наглядности 2 средства  наглядности 1 Учебные  пособия на  печатной  основе;  средства  наглядности Индивидуальные и  коллективные  выставки работ детей. Конкурс   «Новгородская  глиняная игрушка». 2 50 Итого: 18

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)

Программа дополнительного образования "Детская глиняная игрушка" (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017