Программа дополнительного образования «Грамматейчик»
Оценка 4.8

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
Детсад
22.01.2018
Программа дополнительного образования «Грамматейчик»
ориентирована на развитие коммуникативных способностей, речевой активности, формирование качественной стороны речевой деятельности детей. Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, еще очень часто обучение сводится к запоминанию воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений развивать творческие способности детей.Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, еще очень часто обучение сводится к запоминанию воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений развивать творческие способности детей.
Программа дополнительного образования.docx
Программа дополнительного образования «Грамматейчик»  ориентирована на развитие коммуникативных способностей, речевой активности, формирование качественной стороны речевой деятельности детей. Содержание I. Целевой раздел Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи реализации программы 1.2. Отличительные особенности программы 1.3.  Принципы построения программы 1.4. Характеристика возрастных особенностей развития детей среднего и старшего дошкольного возраста 1.5. Планируемые результаты освоения программы II. 2.1. Содержательный раздел  Вариативные формы,  способы, методы и средства реализации программы   с   учетом   возрастных   и   индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов  Взаимодействие с семьями воспитанников 2.2. Учебно­тематическое планирование 2.3. III. Организационный раздел 3.1. Особенности реализации программы 3.2. Материально­техническое обеспечение программы 3.3. Методическое обеспечение программы IV. Приложение 1. Оценочный лист  2. Комплексно­тематическое планирование ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка Детство – удивительная страна. В ней, возможно, все: слабый и беззащитный может   стать   сильным   и   всемогущим,   скучное   и   неинтересное   –   веселым   и занимательным.   В   этой   стране   каждый   может   преодолеть   все   невзгоды   и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для   этого  достаточно  быть  ребенком, воображение  и  творчество   которого  могут создавать чудеса.  ФГОС   ДО   и   «Закон   об   образовании   РФ»   определяют   одним   из   ключевых направлений  поддержку  разнообразия  детства   через  создание  условий  социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Актуальность темы Наше   время   –   это   время   перемен.   Сейчас   России   нужны   люди,   способные принимать   нестандартные   решения,   умеющие   творчески   мыслить.   Современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний, еще очень часто   обучение   сводится   к   запоминанию   воспроизведению   приемов   действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений развивать творческие способности детей. Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения   в   настоящее   время   все   шире   привлекает   внимание   философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях,   способных   активно   действовать,   нестандартно   мыслить,   находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Адресная направленность  Программа рассчитана на 3 года и предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста   1.1. Цели и задачи реализации программы Цель:   способствовать   формированию   качественной   стороны   речевой деятельности детей в процессе общения на занятиях кружка.  Задачи программы: образовательные:  учить   детей   высказывать   свои   мысли   по   теме,   побуждать   составлять рассказы, сказки, рифмовки на заданную тему; создать дополнительные условия для развития речевой активности детей на занятиях кружка;   обогащать словарный запас детей,   учить определять и называть интонацию услышанного произведения.   развивающие: совершенствовать   выразительность, дикцию, развивать артикуляционный аппарат; звуковую   культуру   речи:   интонационную  развивать   связную   речь   (диалогическую,   монологическую,   описание   и повествование);  развивать   творческую   фантазию,   умение   сочинять   небольшие   сказки   и рассказы,   подбирать   простейшие   рифмы,   используя   дополнительный художественный материал. воспитательные:    сформировать коммуникативные навыки детей через речевое творчество, чувство принадлежности к группе, вызвать интерес к сверстнику; воспитывать уважение к словотворчеству друг друга, умение слушать друг друга, давать добрые советы. вызвать   желание   самим   импровизировать,   фантазировать,   находить нужную информацию. 1.2.     Отличительные   особенности   программы:   занятия   кружка   проводятся   с использованием   теории   решения   изобретательных   задач   –   (ТРИЗ­технологии)   и Кругов Луллия. Уникальность программы заключается в том, что игры и творческие задания   предполагают   самостоятельный   выбор   ребенком   темы,   материала   и   вида деятельности.   Они   учат   детей   выявлять   противоречивые   свойства   предметов, явлений   и   разрешать   эти   противоречия.   Разрешение   противоречий   –   ключ   к творческому мышлению.  1.3. Принципы построения программы: доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей; систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;   личностно­ориентированный подход;  изучение интересов и потребностей детей;  практическое участие и наглядное оформление;  творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.  Для   успешной   реализации   Программы   должны   быть   обеспечены   следующие психолого­педагогические условия: создание развивающей предметно­пространственной среды;   целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;  повышение   профессионального   роста   педагогов   в   вопросах   речевого развития дошкольников;  изучение состояния устной речи детей;  участие родителей в речевом воспитании детей.   1.4. Характеристика возрастных особенностей развития детей среднего и старшего дошкольного возраста Средний дошкольный возраст Физическое развитие Формируются   умения   и   навыки   правильного   выполнения   движений   в   разных формах двигательной активности. В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических   систем,   сохраняется   высокая   потребность   в   движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту   и   интересу,   движения   становятся   осмысленными,   мотивированными   и управляемыми.   Развивается   красота,   грациозность,   выразительность   движений, самостоятельность   и   творчество.   У   детей   появляется   интерес   к   познанию   себя, своего   тела,   его   строения,   возможностей.   Совершенствуются   основные   нервные процессы,   улучшается   их   подвижность.   В   движении   появляется   слаженность, уверенность,   стремительность,   легкость.   Развиваются   ловкость,   координация движений.   Дети   в   этом   возрасте   лучше,   чем   младшие   дошкольники,   удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей, возникает  потребность  действовать   совместно,  быстро, ловко, в  едином  для  всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Познавательное развитие  Ребенок   может   противостоять   в   известных   пределах   воле   другого   человека; развиваются   приемы   познавательной,   собственно   волевой   и   эмоциональной саморегуляции.     Продолжает   развиваться   образное   мышление.   Продолжают совершенствоваться   обобщения,   что   является   основой   словесно­логического мышления.   Развитие   воображения   в   этом   возрасте   позволяет   детям   сочинять достаточно   оригинальные   и   последовательно   разворачивающиеся   истории. Воображение будет активно развиваться лиши при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость   внимания.   Наблюдается   переход   от   непроизвольного   к произвольному вниманию. Речевое развитие  В   дошкольном   возрасте   происходит   активное   развитие   диалогической   речи. Диалог   детей   приобретает   характер   скоординированных   предметных   и   речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог. Наряду с наглядно­образным мышлением появляются   элементы   словесно­логического   мышления.   Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Воспринимают величину объектов, выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.   Развивается   образное   мышление.   Совершенствуется   обобщение. Совершенствуется   речь,   в   том   числе   ее   звуковая   сторона.   Развивается фонематический   слух,   интонационная   выразительность   речи.   Совершенствуется грамматический   строй   речи.     Развивается   связная   речь,   происходит   активное развитие   диалогической   речи.   Диалог   детей   приобретает   характер скоординированных предметных и речевых действий. Социально­коммуникативное развитие Распределяют роли  до  начала  игры  и строят свое  поведение, придерживаясь роли.   Осваивают   социальные   отношения.   Действия   детей   в   играх   становятся разнообразными. Сюжетная игра отличается своей направленностью на общественные стороны жизни, на личные качества людей, роли которых выполняются ребенком. Правило становится центром игры. Ребенок способен действовать по правилу. При этом, используя договор с партнерами для создания новых правил, ребенок начинает осознавать их условность. Подчинение правилу в игре делает возможным строить полноценные   коллективные   взаимоотношения,   подчинение   культурным   нормам. Развивается образ Я.   Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства. В этом возрасте   происходит   дальнейшее   развитие   личности   ребёнка,   обусловленное становлением   структуры   детского   сознания.   У   дошкольника   развивается соподчинение   мотивов,   наблюдательность,   умение   планировать   собственную деятельность, появляется произвольность в поведении. Главным источником эмоций становятся   жизненные   ситуации,   система   взаимоотношений   людей,   ролевые   и сюжетные   игровые   действия   с   персонажами.   Закладываются   основы   будущей личности,   формируются   предпосылки   морального   развития.   Ребенок   осознает собственные позитивные и негативные поступки. Художественно­эстетическое развитие   Эстетическое  отношение к  миру  у старшего  дошкольника  становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой­то мере создавать ее.   Это возраст наиболее активного рисования. Тематика рисунков   разнообразна,   рисунки   приобретают   сюжетный   характер,   отличаются оригинальностью   композиционного   решения,   передают   статичные   и   динамичные отношения. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети   различают   по   светлоте   и   называют   промежуточные   цветовые   оттенки, совершенствуются   творческие   способности   детей,   формируется   художественный вкус.   Старших   дошкольников   отличает   эмоционально   яркая   реакция   на   музыку. Развиваются   навыки   пения,   движения   под   музыку,   игры   на   музыкальных инструментах.  Старший дошкольный возраст Физическое развитие   У детей 7­ого года жизни скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может   выполнять   различные   движения,   которые   требуют   силы,   гибкости.   Тело приобретает   заметную   устойчивость.   Ноги   и   руки   становятся   более   сильными, значительно   выносливыми,   подвижными,   ловкими.   Развивается   творчество, самостоятельность инициатива в двигательных действиях осознанное отношение к ним,   способность   к   самоконтролю,   самооценке   при   выполнении   движений. Формируются предпосылки к учебной деятельности. Дошкольник значительно точнее выбирает движения, которые нужно выполнить. Отмечается устойчивое стремление к совместным играм между мальчиками и девочками.  Старший дошкольник способен достаточно   адекватно   оценивать   результаты   своего   участия   в   подвижных   играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку   радость,   способствует   эмоциональному   благополучию   и   поддерживает положительное отношение к себе.  Познавательное развитие  Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность   действий.   Мышление   наглядно­образное   и   появляются   элементы словесно­логического   мышления.   Начинают   формироваться   общие   категории мышления. Старшие дошкольники проявляют интерес к природе, к печатному слову, математическим   отношениям.   Они   с   удовольствием   буквы,   овладевают   звуковым анализом слова. Развивается образное мышление.  Речевое развитие  В старшем дошкольном возрасте развиваются навыки общения и рассуждения. Развивается восприятие, воображение, внимание. Развивается звуковая сторона речи, грамматический   строй,   лексика,   связная   речь.   Развивается   диалогическая   и некоторые формы монологической речи.  Ребенок осваивает новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.  Слушая чтение книг, ребенок сопереживает литературным героям, обсуждает их действия. К 7   годам   формируются   предпосылки   успешного   перехода   на   следующую   ступень образования. Социально­коммуникативное развитие  В   сюжетно­ролевых   играх   осваивают   сложные   взаимодействия   людей, отражающие   жизненные   ситуации.   У   детей   высокий   уровень   познавательного   и личностного   развития.   Ребенок   способен   оценивать   поступок   с   точки   зрения последствий для физического и эмоционально состояния другого человека и себя. Осваивают   формы   позитивного   общения   с   детьми,   развивается   половая идентификация,   формируется   позиция   школьника.   У   ребенка   складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и   способов   поведения   характерные   для   мальчиков   и   девочек.   Дети   подчиняются правилам   в   игре.   Неудовлетворенность   общения   ребенка   со   взрослым   может привести   к   эмоциональной   отчужденности   между   ними.   Возрастает   потребность общения   со   сверстниками.   Развивается   адекватная   оценка   ребенком   своих высказываний   и   поступков,   а   также   собственных   возможностей   и   достижений   в различных видах деятельности.   Художественно­эстетическое развитие    Совершенствуются   творческие   способности   детей,   формируется художественный вкус. При восприятии изобразительного искусства детям доступны произведения декоративно­прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. Рисунки   приобретают   детализированный   характер,   обогащается   цветовая   гамма. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное,   показывая   взаимосвязи.   В   процессе   декоративного   рисования   ребенок осознает эмоциональное стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что   помогает   в   осуществлении   перехода   от   наглядно­образного   мышления   к абстрактному.   Детям   доступны   целостные   композиции   по   предварительному замыслу. Обогащаются музыкальные впечатления детей, отмечается эмоционально яркая реакция на музыку. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы:   умение   строить   взаимоотношения   с   другими   детьми,   взрослыми   в соответствии   с   нормами   нравственных   категорий,   понятий   адекватных общечеловеческим ценностям; владение   важнейшими   жизненными   навыками,   необходимыми   для успешной   социализации   ребенка   в   коллективе,   обществе,   адаптации   к школе и быстроменяющимся условиям жизни;   наличие   у   ребенка   адекватных   представлений   об   окружающем   мире   и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов;  развитость   творческих   особенностей   ребенка,   позволяющих   выйти   за пределы   исходной,   реальной   ситуации   и   в   процессе   ее   преобразования создать новый, оригинальный продукт.  Критерии результативности обучения:  придумывание словесных загадок на основе сравнений, противоречий;  придумывание новых сказок, небылиц, рассказов;  придумывание   продолжения   прочитанных   произведений   (рассказы, сказки); сочинение стихов, загадок, скороговорок с помощью рифмованных слов.  Оценивание уровня достигнутого ребенком образовательного результата может проводиться через:  организацию педагогического наблюдения;  открытые мероприятия для детей и родителей;  творческие   задания   по   составлению   совместных   альбомов,   книг   с собственными   произведениями   детей   (сказки,   стихи, сопровождаемые рисунками и фотографиями).   рассказы, II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов  Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики   и   обеспечивает   единство   воспитательных,   обучающих   и   развивающих задач.  Формы организации занятий:  игровая   деятельность   (развивающие   игры:   настольно­печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);  творческие   задания,   предполагающие   организацию   разных   видов художественно­творческой   деятельности   детей   (изобразительной, музыкально­исполнительской, театрально­игровой, речевой); экскурсия, путешествие;   исследование,   экспериментирование   (игровое   экспериментирование   и опыты с предметами и материалами);  прогулка в природу в разные сезоны;   развлечение;  проектирование решения проблемы;  познавательная   беседа   (с   использованием   разнообразного   наглядно­ сопровождения, иллюстративного художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);   музыкального   материала,    посещение гостей;  чтение, прослушивание сказки;   трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно­бытовой труд). Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов,   максимально   активизирующих   мышление,   воображение,   поисковую   и продуктивную деятельность детей. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:  использование игровых мотиваций;  использование сюрпризных моментов;   использование   музыкального   сопровождения, включение игровых и сказочных персонажей;   соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;  использование   художественного   слова   (коротких   рассказов, познавательных   сказок,   стихотворений,   загадок,   пословиц,   поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);  «минутки общения»;  групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп;  предоставление   детям   возможности   сделать   самостоятельный   выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.);   поощрение   детей   за   внимательность,   доброжелательность, сотрудничество.  Методы, направленные на повышения познавательной активности детей:  развивающие игры;   игры­инсценировки, игры­сотрудничества;  динамические игры познавательного содержания;  классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;  использование художественного слова, музыкального сопровождения;  познавательные беседы;    вопросы   воспитателя   (наводящие,   уточняющие,   обобщающие   и   др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений   на   формирование   умения   самостоятельно   рассуждать, детей, устанавливать   простейшие   причинно­следственные   связи   и закономерности, делать выводы; сравнительный   анализ   различных   предметов,   объектов   окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;  обследование различных предметов;  наблюдения за  изучаемыми объектами  и  явлениями окружающего  мира (природного, социального), трудом   взрослых и т.д.;   инструкции    демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;  (инструкции­констатации, словесные комментарии и инструкции­интерпретации), «нормотворчество»; совместное   обсуждение   информации,   коллективное   формулирование выводов, подведение итогов.     инструкции I.1. Учебно­тематическое планирование Организационные Количество формы обучения часов 2 1 2 занятие развлечение занятие занятие развлечение Блок Тема » «Овощи – фрукты» А К Й А Д А Г У « «Хозяюшка Осень» «Деревня» «В мире много сказок» занятие праздник занятие развлечение занятие  развлечение занятие занятие конкурс занятие «Волшебница Зима» «Моя семья» «Весна – Красна» «Дикие животные» «Кем быть?» Итого по блоку: 2 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2 21 Срок сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май «Хозяюшка Осень» » «Овощи – фрукты» А К Й Я Н И Ч О С « «Деревня» занятие занятие развлечение занятие «В мире много сказок» занятие «Волшебница Зима» занятие «Моя семья» занятие «Весна – Красна» занятие «Кем быть?» занятие Итого по блоку: «Моя семья» » «В мире много сказок» занятие Я И Л И З А Р Б О О В « «Дикие животные» «Весна – Красна» занятие занятие занятие Итого по блоку: ИТОГО: сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март май декабрь февраль март апрель 1 1 1 1 1 1 2 1 2 11 1 1 1 1 4 36 Особенности тематического планирования   Программа состоит из трех основных блоков:  1 блок – «Угадайка»; 2 блок – «Сочиняйка»; 3 блок – «Вообразилия». Темы занятий кружка:  «Овощи – фрукты»;  «Хозяюшка Осень»;  «Деревня»;  «В мире много сказок»;  «Волшебница Зима»;  «Моя семья»;  «Весна красна»;  «Дикие животные»;  «Кем быть?». Каждая тема может быть представлена в нескольких блоках. Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть направлена на формирование культуры устной речи: артикуляционные упражнения, упражнения для развития речевого дыхания, упражнения для развития выразительности мимики, жестов, движений. 2   часть   ­     на   формирование   творческого   мышления:   дидактические   игры, творческие задания, сюжетно­ролевые игры.       Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев проведения занятий.    1 блок «УГАДАЙКА» Блок  включает   в  себя   отгадывание   словесных   загадок,  стихов  ­   добавлялок, загадки – рифмы, анализ загадок, сопоставление похожих предметов, нахождение сходства и различия. Творческие задания из программы ТРИЗ. 1 год обучения «Овощи ­ фрукты»  Рассматривание   овощей и фруктов, выделение особенностей внешнего вида и качеств. Отгадывание загадок об овощах и фруктах. «Хозяюшка Осень» Целевая прогулка «Приметы осени». Отгадывание словесных загадок об осенних явлениях, деревьях. «Деревня» Отгадывание словесных загадок о домашних животных, птицах и их детенышах. Наблюдение за домашними животными, их повадками. «В мире много сказок»  Рассматривание книг­сказок.  Рассказывание  стихов ­ добавлялок о сказочных героях.  «Волшебница Зима» Целевая прогулка «Приметы зимы». Чтение стихов ­ добавлялок о зиме. Составление альбома «Волшебница Зима» (рассказы, рисунки детей – совместное творчество детей и взрослых).  «Моя семья» Отгадывание словесных загадок «Кто кем приходится». Чтение стихов – добавлялок о членах семьи. «Весна – Красна» Целевая прогулка «Приметы весны». Чтение стихов – добавлялок о весне. «Дикие животные» Отгадывание словесных загадок о диких животных наших лесов и жарких стран. «Кем быть?»  Отгадывание  загадок ­ рифм о профессиях людей. 2 год обучения «Овощи ­ фрукты» Выделение   особенностей   внешнего   вида   и   качеств   овощей   и   фруктов, нахождение сходства с предметами живого и неживого мира природы. Отгадывание загадок об овощах и фруктах. «Хозяюшка Осень» Целевая прогулка «Осенний лес». Отгадывание словесных загадок о ягодах, грибах. Чтение стихов – добавлялок об осени. «Деревня» Загадывание загадок ­ рифм друг другу.  Сравнение   и   сопоставление   домашних   животных   с   различными   явлениями окружающего мира с предметами живой и неживой природы. «В мире много сказок» Отгадывание загадок о сказочных героях. Литературная викторина. «Волшебница Зима» Целевая прогулка «Зимние забавы». Отгадывание загадок ­ рифм   о зиме, снеге, зимних развлечениях, зимующих птицах. «Моя семья» Рассматривание   фотографий   семьи,   нахождение   сходства   и   различий   между членами семьи. Чтение стихов – добавлялок о членах семьи. «Весна – Красна» Целевая прогулка «Весенние цветы». Отгадывание загадок ­ рифм о весне, весенних явлениях, цветах. Чтение стихов – добавлялок о весне. «Дикие животные» Отгадывание загадок ­ рифм о диких животных наших лесов и жарких стран. Конкурс «Кто больше загадает загадок о животных». «Кем быть?»  Отгадывание словесных загадок о профессиях людей и «машинах помощниках». 2 блок «СОЧИНЯЙКА»   Блок   предполагает   сочинение   рассказов,   считалок,   скороговорок,   стихов, основанных   на   реальных   явлениях.   В   занятия   данного   блока   также   включены творческие задания на придумывание новых загадок на основе сравнения предметов, противоречий, сопоставлений. 1 год обучения «Овощи – фрукты» Составление описательных рассказов об овощах и фруктах с использованием символов. «Хозяюшка Осень» Придумывание   словесных   загадок   об   осенних   явлениях   природы   на   основе сравнения предметов. «Деревня» Придумывание   загадок   –   рифм   о   домашних   животных   и   птицах,   выделяя характерные особенности.  «В мире много сказок» Придумывание стихов – добавлялок о сказочных героях. «Волшебница Зима» Придумывание скороговорок и чистоговорок о снеге, морозе. Составление рассказов о приметах зимы, зимних забавах.  «Моя семья» Придумывание игры с пальчиками «Моя семья». Придумывание ласковых слов о маме и бабушке.  «Весна ­ Красна» Составление словесных загадок о приметах весны.  «Кем быть?» Придумывание считалок и стихов о профессиях людей. Составление рассказов на тему «Кем ты хочешь быть?»  2 год обучения «Овощи – фрукты» Сочинение скороговорок и считалок об овощах и фруктах. «Хозяюшка Осень» Сочинение рассказов на тему «За что тебе нравится осень?» Составление   альбома   «Хозяюшка   Осень»   (рисунки   и   рассказы   –   совместное творчество детей и взрослых). «Деревня» Придумывание словесных загадок о домашних животных и птицах. Составление альбома о домашних животных с рассказами, сказками, загадками и рисунками детей. «В мире много сказок» Придумывание загадок – рифм о сказках, сказочных героях. «Волшебница Зима» Сочинение рассказов на тему «За то ты любишь зиму?»  «Моя семья» Сочинение стихов – добавлялок на тему «Моя семья». Составление рассказов о своей семье по рисунку.  «Весна ­ Красна» Сочинение рассказов на тему «За что тебе нравится весна?» Составление альбома «Приметы весны» (стихи, рассказы, рисунки – совместное творчество детей и взрослых) «Кем быть?» Составление альбома о профессиях (словесные загадки, рисунки). 3 блок «ВООБРАЗИЛИЯ» Блок  предполагает  придумывание   небылиц,  сказок.  В  занятия   данного   блока также   включены   творческие   задания   на   придумывание   новых   сказок,   изменение сюжета   старых   сказок,   продолжение   известных   сказок,   придумывание   необычных героев (элементы программы ТРИЗ) 1 год обучения «В мире много сказок» Сочинение сказок на тему «Как звери встречают Новый год», с использованием графической аналогии. Составление письма Деду Морозу. «Моя семья» Придумывание сказки для мамочки по опорным словам. «Весна – Красна» Придумывание небылиц «Когда это бывает?» «Дикие животные» Придумывание фантастических животных (рисунки, описательные рассказы). 2 год обучения «В мире много сказок» Придумывание нового сюжета к сказке «Морозко». Составление письма Деду Морозу. «Моя семья» Придумывание сказки для мамочки. «Весна – Красна» Сочинение сказки «Весна в лесу».  «Дикие животные» Придумывание небылиц «Так бывает или нет?» 3 год обучения по программе «Грамматейчик» предполагает обобщение знаний и   умений   детей,   полученных   ранее,   представление   результатов   практической (речевой) деятельности через оформление книг, альбомов, стенгазет, выставок по всем темам. I.2. Взаимодействие с семьями воспитанников Принципы взаимодействия с родителями воспитанников:    доверительные отношения между родителями и педагогами; родители полноправные партнеры воспитания и обучения детей; единство   в   понимании   педагогами   и   родителями   ценностно­целевых ориентиров, задач, условий, результата развития ребенка;  личная   заинтересованность   родителей   –   изменение   педагогической позиции родителей.         Формы сотрудничества с родителями воспитанников: участие родителей в проведении занятий; организация выставок работ детей; наглядно­информационные материалы для родителей; презентации деятельности для родителей; участие родителей совместно с детьми в конкурсах, выставках; помощь родителей в создании предметно­развивающей среды; организация развлечений с участием родителей. II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ II.1. Особенности реализации программы Программа предполагает проведение дополнительных занятий один раз в неделю продолжительностью   20   минут   в   средней   группе,   25­30   минут   в   старшей   и подготовительной группе во вторую половину дня.  Общее   количество   занятий   в   год   –   36   занятий,   общее   количество   занятий, предусмотренных программой – 108. II.2. Материально­техническое обеспечение программы В   ДОО   существуют   необходимые   условия   для   реализации   Программы: групповые   помещения,   музыкальный   зал,   которые   соответствуют   требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической   безопасности   учреждения   дошкольного   образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников. В групповых помещениях создана необходимая предметно­развивающая среда, имеется   разнообразная   тематика   материалов   и   оборудования   для   организации занятий.  II.3. Методическое обеспечение программы Построение программы опирается на:   Примерную   основную   общеобразовательную   программу   дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – М: Мозаика­синтез. – 2014г. Танникова   Е.Б.   Формирование   речевого   творчества   дошкольников.   Обучение сочинению сказок. – М.: ТЦ «Сфера», – 2008г. Толстикова   О.В.,   Савельева   О.В.,   Иванова   Т.В.,   Овчинникова   Т.А., Симонова   Л.Н.,   Шлыкова   Н.   С.,   Шелковкина   Н.А.   Современные   педагогические технологии   образования   детей   дошкольного   возраста:   методическое   пособие.   – Екатеринбург: ИРО. ­  2013г. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.   Корзун А.В.  Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.­ Минск, 2000г. Ростов­н/Д.: ТЦ «Учитель», 2002.  Колодяжная   Т.П.   Речевое   развитие   в   детском   саду:   новые   подходы.   – Лазаренко   О.И.  Конспекты   занятий   по   формированию   у   детей   4­х   лет творческого мышления и культуры устной речи / О.И. Лазаренко, Е.Б. Спорышева. – М.: Айрис­пресс, 2007.   1997.  Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль «Академия развития», Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «ДЕТСТВО­        ПРЕСС», 2007. Симановский   А.Э   Развитие   творческого   мышления   детей.   Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996. Танникова   Е.Б.   Формирование   речевого   творчества   дошкольников. Обучение сочинению сказок. – М.: ТЦ «Сфера», – 2008. Толстикова   О.В.,   Савельева   О.В.,   Иванова   Т.В.,   Овчинникова   Т.А., Симонова   Л.Н.,   Шлыкова   Н.   С.,   Шелковкина   Н.А.   Современные   педагогические технологии   образования   детей   дошкольного   возраста:   методическое   пособие.   – Екатеринбург: ИРО. ­  2013. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста:   Учебн.   –   методич.   Пособие   для   воспитателей   дошк.   Образоват. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.     Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3­6 лет: Пер. с нем. ­М.: Гензис, 2005.   Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: Айрис­ пресс, 2006. Приложение 1  Диагностика сформированности знаний, умений воспитанников, полученных в ходе апробации дополнительной образовательной программы «Грамматейчик» Оценочный лист № п/п               Критерии                     результативн ости                                обучения придумывание  словесных  загадок на  основе  сравнений,  противоречий придумывание  новых сказок,  небылиц,  рассказов придумывание   продолжения  прочитанных  произведений  (рассказы,  сказки) сочинение  стихов, загадок,  скороговорок с  помощью  рифмованных  слов Общий  уровень  развития  ребенка  1 срез 2 срез 1 срез 2 срез 1 срез 2 срез 1 срез 2 срез 1 срез 2 срез Ф.И.  ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 № з а н я т и я 1­й срез проводится в сентябре  2­й срез проводится в мае ВВН – выше возрастной нормы ВН ­    возрастная норма НВН ­ ниже возрастной нормы Комплексно­тематическое планирование Приложение 2  Блок Организационные формы обучения Тема Содержание  Сентябрь 1 «Угадайка» Занятие   «Овощи – фрукты» 2 «Угадайка» Занятие   «Овощи – фрукты» 3 «Сочиняйка» Занятие   «Овощи – фрукты» 4 «Угадайка» Развлечение   «Овощи – фрукты» 1 год.  Рассматривание  овощей и фруктов, выделение особенностей внешнего вида и  качеств.  2 год.  Выделение особенностей внешнего  вида и качеств овощей и фруктов,  нахождение сходства с предметами живого и неживого мира природы. 1 год.  Отгадывание загадок об овощах и  фруктах. 2 год.   Отгадывание загадок об овощах и  фруктах. 1 год. Составление описательных  рассказов об овощах и фруктах с  использованием символов. 2 год.  Сочинение скороговорок и  считалок об овощах и фруктах. 1 год.   Загадывание загадок младшим  дошкольникам.  Рассказывание описательных рассказов об  овощах и фруктах.  2 год.   Драматизация белорусской   народной сказки «Пых». Октябрь 1 «Угадайка» Занятие   «Хозяюшка Осень» 2 «Угадайка» Занятие   «Хозяюшка Осень» 3 «Сочиняйка» Занятие   «Хозяюшка Осень» 4 «Сочиняйка» Развлечение   «Хозяюшка Осень» 1 год.   Целевая прогулка  «Приметы  осени». 2 год.   Целевая прогулка «Осенний лес». Отгадывание словесных загадок о ягодах,  грибах. 1 год.  Отгадывание словесных загадок об  осенних явлениях, деревьях. 2 год.  Чтение стихов – добавлялок об  осени. 1 год.  Придумывание  словесных загадок  об осенних явлениях природы на основе  сравнения предметов. 2 год. Сочинение рассказов на тему         «За что тебе нравится осень?» 1 год.  Загадывание загадок младшим  дошкольникам.  2 год.    Составление альбома  «Хозяюшка Осень»   (рисунки и рассказы – совместное  творчество детей и взрослых). 1 «Угадайка» Занятие   «Деревня» 1 год. Наблюдение за домашними  животными, их повадками. Ноябрь 2 «Угадайка» Занятие   «Деревня» 3 «Сочиняйка» Занятие   «Деревня» 4 «Угадайка» Развлечение   «Деревня» 1 «Угадайка» Занятие  «В мире  много сказок» 2 «Сочиняйка» Занятие  «В мире  много сказок» 3 «Вообразилия» Занятие  «В мире  много сказок» 4 «Угадайка» Праздник  «В мире  много сказок» 2 год. Сравнение и сопоставление  домашних животных с различными  явлениями окружающего мира с  предметами живой и неживой природы. 1 год. Отгадывание словесных загадок о  домашних животных, птицах и их  детенышах. 2 год.   Загадывание загадок ­ рифм друг  другу. 1 год.    Придумывание загадок – рифм о  домашних животных и птицах, выделяя  характерные особенности.  2 год. Придумывание словесных загадок о  домашних животных и птицах. 1 год.  Загадывание загадок младшим  дошкольникам. 2 год.   Составление альбома о домашних  животных с рассказами, сказками,  загадками и рисунками детей. Декабрь 1 год. Рассматривание книг­сказок.  Рассказывание  стихов ­ добавлялок о  сказочных героях. 2 год. Отгадывание загадок о сказочных  героях.  1 год. Придумывание стихов – добавлялок  о сказочных героях. 2 год.  Придумывание загадок – рифм о  сказках, сказочных героях. 1 год. Сочинение сказок на тему «Как  звери встречают Новый год»,  с  использованием графической аналогии. Составление письма Деду Морозу. 2 год. Придумывание нового сюжета к  сказке «Морозко».  Составление  письма  Деду Морозу. 1 год.  Рассказывание стихов о сказочных  героях.  2 год. Литературная викторина для  малышей.  Январь 1 «Угадайка» Занятие   «Волшебница Зима» 2 «Угадайка» Занятие   «Волшебница Зима» 1 год.  Целевая прогулка  «Приметы  зимы».  2 год.  Целевая прогулка  «Зимние  забавы».  1 год.  Чтение стихов ­ добавлялок о зиме. 2 год.  Отгадывание загадок ­ рифм  о 3 «Сочиняйка» Занятие   «Волшебница Зима» 4 «Угадайка» Развлечение  «Волшебница Зима» зиме, снеге, зимних развлечениях. 1 год.  Придумывание скороговорок и  чистоговорок о снеге, морозе. Составление рассказов о приметах зимы,  зимних забавах.  2 год. Сочинение рассказов на тему «За то  ты любишь зиму?» 1 год.   Составление альбома «Волшебница Зима» (рассказы, рисунки детей –  совместное творчество детей и взрослых). 2 год.  Рассказывание  стихов и рассказов о зиме  младшим дошкольникам  собственного сочинения.  1 «Угадайка» Занятие   «Моя семья» 2 «Сочиняйка» Занятие   «Моя семья» 3 «Вообразилия»  4 «Сочиняйка» Занятие   «Моя семья» Развлечение   «Моя семья» 1 «Угадайка» Занятие   «Весна – Красна» 2 «Вообразилия» 3 «Сочиняйка» Занятие   «Весна – Красна» Занятие   «Весна – Красна» 4 «Угадайка» Развлечение  «Весна – Красна» Февраль 1 год. Отгадывание словесных загадок  «Кто кем приходится». Чтение стихов –  добавлялок о членах семьи. 2 год.  Рассматривание фотографий семьи, нахождение сходства и различий между  членами семьи. Чтение стихов –  добавлялок о членах семьи. 1 год.    Придумывание игры с пальчиками  «Моя семья». 2 год.  Сочинение стихов – добавлялок на  тему «Моя семья». 1 год. Придумывание сказки для мамочки  по опорным словам. 2 год. Придумывание сказки для мамочки. 1 год.   Придумывание ласковых слов о  маме и бабушке. 2 год.   Составление рассказов о своей  семье по рисунку. Март 1 год.    Целевая прогулка «Приметы  весны».  2 год.   Целевая прогулка «Весенние  цветы». Чтение стихов – добавлялок о  весне. 1 год. Придумывание небылиц «Когда это  бывает?» 2 год.   Сочинение сказки «Весна в лесу». 1 год. Составление словесных загадок о  приметах весны. 2 год. Сочинение рассказов на тему «За  что тебе нравится весна?» 1 год.   Чтение стихов – добавлялок о  весне. Рассказывание небылиц. 2 год. Составление альбома «Приметы  весны» (стихи, рассказы, рисунки –  совместное творчество детей и взрослых).  Отгадывание загадок ­ рифм о весне. Апрель 1 «Угадайка» Занятие   «Дикие животные» 2 «Угадайка» Занятие   «Дикие животные» 3 «Вообразилия» Занятие   «Дикие животные» 4 «Угадайка» Конкурс   «Дикие животные» 1 «Угадайка» Занятие   «Кем быть?» Май 2 «Угадайка» Занятие   «Кем быть?» 3 «Сочиняйка» 4 «Сочиняйка» Занятие   «Кем быть?» Занятие «Кем быть?» 1 год. Отгадывание словесных загадок о  диких животных наших лесов и жарких  стран. 2 год. Отгадывание загадок ­ рифм о диких животных наших лесов и жарких стран.  1 год.  Игра – путешествие «Где мы были  мы не скажем, кого видели, покажем». 2 год.  Игра – путешествие «Где мы были  мы не скажем, кого видели,  расскажем». 1 год. Придумывание фантастических  животных (рисунки, описательные  рассказы). 2 год. Придумывание небылиц «Так бывает или нет?» 1 год.   Конкурс «Кто отгадает больше  загадок о животных».  2 год.   Конкурс «Кто больше загадает  загадок о животных». 1 год. Отгадывание  загадок ­ рифм о  профессиях людей. 2 год. Отгадывание словесных загадок о  профессиях людей и «машинах  помощниках». 1 год.  Чтение стихов – добавлялок о  профессиях людей. Составление альбома  «Все профессии важны».  2 год.     Игра – путешествие «В страну  профессий» 1 год. Придумывание считалок и стихов о  профессиях людей. 2 год. Составление альбома о профессиях  (словесные загадки, рисунки). 1 год. Составление рассказов на тему  «Кем ты хочешь быть?» 2 год.  Составление альбома «Кем быть?»  (стихи, рассказы, рисунки – совместное  творчество детей и взрослых)

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»

Программа дополнительного образования «Грамматейчик»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018