Программа дополнительного образования по экологии
Оценка 5

Программа дополнительного образования по экологии

Оценка 5
Образовательные программы
doc
экология
1 кл—4 кл
18.03.2018
Программа дополнительного образования по экологии
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Знатоки» относится к программам естественнонаучной направленности. Программа курса направлена на формирование экологического образования, воспитания культуры, мышления и сознания младших школьников и составлена для проведения экологического ДО. Учебный материал максимально адаптирован соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся. Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.Программа разработана по 2 курсам "Знакомые незнакомцы", "Познавательная экология"
программа допобразования.doc
муниципальное образовательное  учреждение дополнительного образования Управление образования Ирбитского МО «Детский экологический центр» Принята                                          Утверждена Педагогическим советом                             Директором  МОУ ДО «ДЭЦ»                                            МОУ ДО «ДЭЦ» Протокол №                                                 _____________Н.В. Гвоздева от «___»________2017г                             «___»_________ 2017 г дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Знатоки» для детей младшего школьного возраста срок реализации 4 года Автор ­ составитель: Чернова Елена Васильевна педагог дополнительного образования д. Фомина, 2017 г Содержание Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1.Пояснительная записка _____________________________________ 1.2.Цель и задачи_____________________________________________ 1.3.Планируемые результаты___________________________________ Раздел №2. «Комплекс организационно­педагогических условий» 2.1.Учебный план_____________________________________________ 2.2.Календарный учебный график_______________________________ 2.3.Рабочие программы________________________________________ 2.4.Методические материалы___________________________________ Раздел №3. «Комплекс форм аттестации» 3.1.Формы аттестации_________________________________________ 3.2.Оценочные материалы______________________________________ 3.3.Список литературы_________________________________________ 2 Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно­правовой   базой   для   составления   программы   послужили следующие документы:  Федеральный   закон   РФ   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации»;  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008;  Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726­р;  СанПиН   2.4.4.3172–14   «Санитарно­эпидемиологические   требования   содержанию   и организации   режима   работы к устройству, образовательных   организаций   дополнительного   образования   детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;  Письмо   Минобрнауки   РФ   от   18.11.2015   №   09­3242   «О   направлении рекомендаций»   (Методические   рекомендации   по   проектированию дополнительных общеразвивающих программ) Дополнительная   образовательная   общеразвивающая   программа «Знатоки» относится к программам естественнонаучной направленности.  Соответствует   требованиям   к   содержанию   образовательных   программ дополнительного   образования   детей,   построена   с   учетом   преемственности экологического   образования,   опирается   на   теоретический,   практический   и личностный опыт учащихся. Уровень сложности программы –стартовый.  Программа ориентирована на младших школьников, построена с учетом двух способов связи человека с окружающим миром. Первое определяет отношение человека к окружающей среде   обитания   и   жизни,   второе   –   к   своему   здоровью   (физическому, психическому, духовному).  В   условиях   разностороннего   глубочайшего   экологического кризиса усиливается   значение   экологического   образования   в   начальной   школе   как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом   образовании», принятый  во   многих  регионах  России,  ставит своей   задачей   создание   системы   непрерывного   всеобъемлющего 3 экологического   образования   и   является   основанием   для   поиска   и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической литературы, а также состояние практики   экологического   образования   свидетельствует   о   необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с детьми младшего школьного   возраста,   одной   из   приоритетных   целей   которой   должно   стать становление   экологически   грамотной   личности,   способной   гармонично взаимодействовать   с   окружающим   миром   и   осознающей   свое   место   в природе.   Актуальность  разработанной программы   продиктована   также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе   единой,   рассчитанной   на   весь   период   обучения,   программы дополнительного   образования   с   экологической   направленностью   для младших школьников. Программа   курса  направлена  на   формирование   экологического образования,   воспитания   культуры,   мышления   и   сознания   младших школьников и составлена для проведения экологического ДО. Она охватывает три направления экологического образования:  развитие элементарных естественно­научных представлений;  развитие экологической культуры;  развитие представлений о человеке в истории и культуре. Особенностью   данного   курса   является   овладение   обучающими теоретическими   знаниями,   проведение   различных   практических   занятий. Основная часть времени посвящена обработке собственных материалов. Программа учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей   младшего   школьного   возраста   и   опирается   на   наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей  в природе. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, дети узнают о многообразии форм жизни на Земле, их особенностях развития, среде жизнедеятельности. Основные методы и технологии.   наблюдение,   экспресс­исследование, Методы   проведения   занятий: беседа,   игра,   практическая   работа,   коллективные   и эксперимент, индивидуальные   исследования, защита исследовательских работ, мини­конференция, консультация, КТД, викторины, ДПИ, ролевые игры.   самостоятельная   работа,     Технологии, методики:  уровневая дифференциация; развивающее обучение; проблемное обучение; 4 моделирующая деятельность; поисковая деятельность; игровая деятельность; информационно­коммуникационные технологии; обучение в сотрудничестве ( групповая работа); здоровьесберегающие технологии; Во время каникул образовательная деятельность может видоизмениться­ выходы   в   историко­   этнографичесий   музей,   выездные   экскурсии   по Ирбитскому   району,   массовые   экоконференции,   выставки,   экомастерские, экологические   КВНы,   онлайн­   конкурсы.   В   итоге   дети   психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношения людей к природе, овладевать приемами общения. Занятия могут проводиться как со всеми детьми, так и по группам, индивидуально.   Учебный материал максимально адаптирован соответственно возрасту и уровню   подготовки   учащихся.   Содержание   материала   основывается   на дополнительной литературе энциклопедического характера.   Используя   разнообразные   методы   обучения,   необходимо   обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить  им максимальную возможность для их реализации.   Домашние   задания   предусматриваются   исключительно   в   виде творческих работ. Для   проведения   экскурсий   особое   внимание   следует   обратить   на подготовку   проекта   экскурсии,   который   включает   маршрут,   наличие необходимого   оборудования,   инструктаж   по   технике   безопасности, разработку исследовательских тем, обобщение результатов деятельности.    Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытную работу. Основная   форма   организации   образовательного   процесса­   учебное занятие,   где   применяются   такие   методы   обучения   как:   рассказ,   беседа, обсуждение, анализирование, постановка опытов и экспериментов. Программа   предназначена   для   детей   7­11   лет.   Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы 4 года. 5 1.2 Цель и задачи курса  Цель:  формирование   и   развитие   экологической   культуры   личности, которая   рассматривается   как   целостная   система,   вовлечение   учащихся   в активную   практическую   деятельность   по   изучению   своего   края,   развития чувства любви к родной местности, школе, дому.    ставит Программа следующие задачи:          1.Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,   единстве   неживой   и   живой   природы, о   взаимодействии   и взаимозависимости природы, общества и человека. собой     перед   2.Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и   правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.          3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.         4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.     5.Развитие   способности   формирования   научных,   эстетических, нравственных   и   правовых   суждений   по   экологическим   вопросам.                6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических   проблем,   восприятия   прекрасного   и   безобразного,   чувств удовлетворения   и   негодования   от   поведения и   поступков   людей   по отношению к здоровью и миру природы. 7.   Развитие   потребности   в   необходимости   и   возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения, обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности по изучению и охране окружающей среды. 9.   Углубление   теоретических   знаний   детей   в   области   экологии, формирование   ряда   экологических   понятий,   составляющих   адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки.  6 Ожидаемый результат: 1.3 Планируемые результаты:   Учащиеся должны обладать знаниями: ­ основных понятий в области охраны природы; ­современных   местных,   региональных   экологических   проблем   и вариантов их решения; умениями: ­ практической экологической и природоохранной работы; ­   изучения   естественных   сообществ   и   ответственного   отношения   к природной среде; ­ работы с простейшим инструментарием; ­ проведения творческой и исследовательской работы; ­представлять   индивидуальные   исследовательские   проекты,   уметь проводить их защиту;  навыками: ­ системного, комплексного мышления, структурирования информации; ­ формирования экологической культуры и здорового образа жизни; ­ ответственного отношения к окружающей среде. Учащиеся должны уметь: ­составлять экологические модели; ­ доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; ­ заботиться о здоровом образе жизни; ­ заботиться   об   оздоровлении   окружающей   природной   среды,   об улучшении качества жизни; ­ предвидеть   последствия   деятельности   людей   в   природе   (конкретные примеры); 7 ­улучшать   состояние   окружающей   среды   (жилище,   двор, улицу, ближайшее природное окружение); ­осуществлять   экологически   сообразные   поступки   в   окружающей природе;         ­наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;            ­ оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; ­ ставить   простейшие   опыты   с   объектами   живой   и   неживой природы; Результаты обучения к концу года обучения: личностные:  оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению   экологически   сообразных поступков;   преобладание мотивации   гармоничного   взаимодействия   с   природой   с   точки   зрения экологической допустимости. метапредметные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные:  знать   что   такое   «Экология»,   ее   задачи   и   принципы; осознание   места   и   роли   человека   в   биосфере   как   существа биосоциального; наиболее типичных представителей животного мира России, какую   пользу   приносят   представители   животного   мира;   некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; планета Земля — наш большой дом; Солнце — источник жизни на Земле; неживое и живое в природе; Учащиеся должны уметь: ­узнавать   животных   и   птиц   в   природе,   на   картинках,   по   описанию; ухаживать за домашними животными и птицами;        ­ выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; ­ применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ­ухаживать   за   культурными   растениями   и   домашними   животными (посильное участие); Результаты обучения к концу года обучения: личностные:  оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; 8 метапредметные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. оформлять свою мысль в устной речи; предметные:  знать   что   такое   «Экология»,   ее   задачи   и принципы; основные   группы   растительных   и   животных   организмов и   их приспособленность   к   условиям   существования   (примеры);   влияние деятельности   человека   на   условия   жизни   живых организмов   (примеры); самоценность любого организма; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); значение растений и животных в  жизни  человека,  условия их  выращивания  и правила   ухода; многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); организмы, приносящие   ущерб   хозяйству   человека,   и   некоторые   меры   борьбы   с ними; человек   существо   природное   и   социальное;   разносторонние   связи человека с окружающей природной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; различия съедобных и несъедобных грибов; позитивное   и   негативное   влияние   деятельности   человека в природе; способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт; Учащиеся должны уметь: ­составлять экологические модели, трофические цепи; ­ доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; ­ заботиться о здоровом образе жизни; ­ заботиться   об   оздоровлении   окружающей   природной   среды,   об улучшении качества жизни; ­ предвидеть   последствия   деятельности   людей   в   природе(конкретные примеры);­улучшать   состояние   окружающей   среды   (жилище,   двор, улицу, ближайшее природное окружение); ­осуществлять   экологически   сообразные   поступки   в   окружающей природе;         ­наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;            ­ оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; ­ ставить   простейшие   опыты   с   объектами   живой   и   неживой природы; 9 Раздел №2. «Комплекс организационно­педагогических условий» 2.1 Учебный план В   2017­   2018   учебном   году   по   данной   программе   занимается   детское творческое объединение «Знатоки». Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   включает в себя 2 курса:  ­«Знакомые незнакомцы»; ­«Познавательная экология».   программа №            курс кол­во 10 часов название ДТО всего теория практик а кол­во часов 1 «Знатоки» Чернова Е.В. №            курс название ДТО » ы ц м о к а н з е н   е ы м о к а н З « » ы ц м о к а н з е н   е ы м о к а н З « 1 2 3 4 1 год обучения «Знатоки» Чернова Е.В. 2 год обучения «Знатоки» Чернова Е.В. 3 год обучения «Знатоки» Чернова Е.В. 4 год обучения «Знатоки» Чернова Е.В. всего теория практик а всего теория практик а всего теория практик а всего теория практик а 54 18 36 45 19 26 21 12 9 25 13 12 » я и г о л о к э   я а н ь л е т а в а н з о П « » я и г о л о к э   я а н ь л е т а в а н з о П « 9 3 6 19 7 12 41 14 27 35 13 22 формы аттестации (контроля) в о с а ч   о г о т и выставка творческих работ, защита проектов формы аттестации (контроля) выставка творческих работ, защита проектов в о с а ч   о г о т и 63 21 42 64 26 38 62 26 36 60 26 34 11 2.2 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2017­2018 учебный год Начало учебного года – 1 сентября 2017 года. Окончание учебного года – 31 мая 2018 года. Продолжительность учебного года: 31 неделя. Праздничные и выходные дни: 4 ноября ­ День народного единства;  1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января ­ Новогодние каникулы; 7 января ­ Рождество Христово;  23 февраля ­ День защитника Отечества;  8 марта ­ Международный женский день;  9 марта ­ выходной день, перенос с субботы 6 января; 1 мая ­ Праздник Весны и Труда;  2 мая ­ выходной день, перенос с воскресенья 7 января; 9 мая ­ День Победы;  12 июня ­ День России. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Продолжительность занятий – 45 минут. Перерывы   между   занятиями   в   учреждении   дополнительного   образования детей – не менее 10 минут.  Сроки проведения промежуточной аттестации: с 15 по 30 мая (в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся). Программа разработана для детей младшего школьного возраста с учетом особенностей развития.  Занятия проводятся 2 раза в неделю с нагрузкой 2 часа. Курс рассчитан на 62 часа ( в том числе, теоретические   занятия – 20 часов и практические занятия – 40 часов). В   процессе   обучения   возможно   увеличение   или   сокращение   часов,   по какой­ либо теме, в зависимости от корректировки задач. Расписание занятий ДТО «Знатоки» пн ср вт чт 14.15­ пт 14.15­ 12 15.10 15.10 2.3 Рабочие программы 1. Учебно ­ тематический план по курсу «Знакомые незнакомцы» №  тема занятия количество часов всего теория практика 1 год обучения 1 2 3 1 2 3 4 5 6 1 2 Введение Дикие животные Пернатые жители Введение Мой дом за окном Я и мое окружение 2 год обучения Вода­ источник жизни Солнце и свет в нашей жизни Воздух и здоровье 3 год обучения Введение Человек и природа 1 32 21 1 13 16 8 5 2 1 5 1 10 7 1 4 7 4 2 1 1 2 22 14 9 9 4 3 1 3 13 3 4 1 2 3 Неживое в природе Царство грибов Введение Реки и озера Человек и животные 4 год обучения 12 3 1 12 12 6 3 1 6 6 Итого: 145 62 2.3 Рабочие программы 6 6 6 83 2. Учебно ­ тематический план по курсу «Познавательная экология» №  тема занятия количество часов всего теория практика 1 год обучения 1 2 3 1 2 3 4 Введение «Поле чудес» Проектная деятельность 2 год обучения Введение Гигиена моего дома Весенние работы Проектная деятельность 3 год обучения 1.  Введение 1 2 6 1 11 3 4 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 7 2 3 14 2 3 4 1 2 3 4 Живое   в   природе.   Экологические 9 связи Сельскохозяйственный труд Проектная деятельность 4 год обучения Введение Среда обитания Сельскохозяйственный труд Проектная деятельность 3 28 1 19 9 6 4 1 8 1 9 2 1 Итого 104 37 Содержание программ в Приложении 5 2 20 10 7 5 67 15 2.4. Методические материалы 2.4.1 Материально­ технические условия реализации программы ресурсы Наименование объектов и средств материально­ наглядные материалы технические средства технического обеспечения таблицы.   схемы,   иллюстрированный   материал, гербарии, электронное приложения набор рабочих инструментов для практических  занятий; микроскоп, лупа;  компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор  с экспозиционным экраном; фотоаппарат 2.4.2 Учебно­информационное обеспечение 1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для  детей. — М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003. 2. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. –  Москва: Просвещение, 2001. 3. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков.  Москва .: Просвещение, 1998. 4. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно­методические материалы / А.  А. Плешаков. – Москва ., 2000. 5. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе /  А. А. Плешаков // Начальная школа. — 1998. ­№ 8. 6. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А.  Плешаков // Начальная школа. — 1991. — № 5. 16 Раздел №3. «Комплекс форм аттестации» 3.1.Формы аттестации Методы   контроля  по   дополнительной   образовательной общеразвивающей   программе   естественнонаучной   направленности   защита   исследовательских   работ, «Знатоки»: консультация, выступление,   выставка,   научно­ исследовательская   конференция,   участие   в   конкурсах   исследовательских работ.   доклад,   презентация,   мини­конференция, Формы подведения итогов: ­выставки поделок из различного природного материала; ­фотовыставки; ­учебно­исследовательские конференции; ­демонстрация и защита  презентаций; ­тестовые задания и защита исследовательских работ; ­участие в конкурсах разного уровня. Мониторинг проводится по зачетной системе и участия детей в разных конкурсах. Показатели  (оцениваемые параметры) 1.Теоретическая подготовка детей: 1.1.   Теоретические   знания (по   основным   разделам 3.2.Оценочные материалы Критерии Степень выраженности оцениваемого качества % / кол­во  чел. Соответствие теоретических ­   минимальный   уровень (овладели   менее   чем   ½ объема знаний); Методы диагностики Собеседование, Соревнования, Тестирование, Анкетирование, Наблюдение, 17 учебно­тематического плана программы) знаний программным требованиям 1.2.  Владение специальной терминологией Осмысленность   и правильность использования    Практическая 2. подготовка детей: 2.1.   Практические   умения и навыки, предусмотренные программой   (по   основным разделам)   Соответствие практических умений   и   навыков программным требованиям 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением   Отсутствие затруднений использовании   в 2.3. Творческие навыки   в Креативность выполнении практических заданий   3. Обшеучебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно­ интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу Самостоятельность в подборе и анализе литературы ­  средний   уровень  (объем освоенных знаний составляет более ½);  максимальный   уровень ­ (дети   освоили   практически весь знаний, предусмотренных программой) объем             с ­   минимальный   уровень (избегают употреблять специальные термины); ­ средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой);  максимальный   уровень ­ (термины употребляют осознанно   и   в   полном соответствии их содержанием)   минимальный   уровень (овладели   менее   чем   ½ предусмотренных   умений   и навыков); ­  средний   уровень  (объем освоенных умений и навыков составляет более ½);  максимальный   уровень ­ (дети   овладели   практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой) ­   минимальный   уровень (испытывают   серьезные затруднения   при   работе   с оборудованием) ­  средний уровень  (работает с помощью педагога)   ­  ­  максимальный уровень (работают самостоятельно) ­ начальный  (элементарный, выполняют   лишь   простейшие практические задания) ­ репродуктивный (выполняют задания на основе образца) ­   творческий  (выполняют практические   задания   с элементами творчества)   минимальный  (испытывают серьезные затруднения, нуждаются   в   помощи   и контроле педагога) (работают   с ­ литературой   с   помощью педагога и родителей) ­  максимальный  (работают самостоятельно)  средний      Итоговая работа, Собеседование, Тестирование, Опрос, Анкетирование, наблюдение Наблюдения, Соревнования, Итоговые работы, наблюдение Наблюдение, Итоговые работы Наблюдение, Анкетирование, 18 Самостоятельность в пользовании   Самостоятельность в учебно­ исследовательской работе Уровни по аналогии с п. 3.1.1. ­ минимальный ­средний ­максимальный Уровни по аналогии с п. 3.1.1. ­ минимальный ­средний ­максимальный Наблюдение, Опрос, Наблюдение, Беседа, Инд. Работа, Адкватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи подготовленной информации Самостоятельно готовят   и   убирают рабочее место  Соответствие реальных   навыков соблюдения   ТБ программным требованиям Уровни по аналогии с п. 3.1.1. ­ минимальный Наблюдения, Опрос, ­средний ­максимальный Уровни по аналогии с п. 3.1.1. ­ минимальный ­средний ­максимальный Уровни по аналогии с п. 3.1.1. ­ минимальный ­средний ­максимальный ­   минимальный   уровень (овладели   менее   чем   ½ объема   навыков   соблюдения ТБ); ­  средний   уровень  (объем освоенных навыков составляет более ½);  максимальный   уровень ­ (освоили   практически   весь объем навыков) ­ удовлетворительно   ­ хорошо ­отлично наблюдения наблюдение наблюдение Наблюдение, Итоговые работы     Умение 3.1.2. пользоваться компьютерными источниками информации   3.1.3. Умение осуществлять   учебно   ­ исследовательскую   работу (рефераты, самостоятельные   учебные исследования,   проекты   и т.д.) 3.2. Учебно ­ коммуникативные умения:  3.2.1.   Умение   слушать   и слышать педагога 3.2.2.   Умение   выступать перед аудиторией   3.3. Учебно­ организационные   умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое   рабочее   (учебное) место 3.3.2.   Навыки   соблюдения ТБ процессе деятельности в     3.3.3.   Умение   аккуратно выполнять работу   Аккуратность и ответственность   в работе 3.3. Список литературы 1.Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. — Москва. Терра ­Terra,  1992. 2. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. — М, 1991. 3. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого­природоведческие игры и  развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000. 19 4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В.  Щетинина. – М, Сфера, 2001. 5. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако//  Начальная школа. — 1992. — № 11­12. 6. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев //  Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред.  проф. С. Н. Глазачева. — Волгоград, 1996. 7. Ишутинов Л. М. Грибы — это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная  школа. — 2000. — № 6. 8. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.­М., 1976. 9. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. —  2001. — № 1. 10. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. — М., 1989. Машкова, С.  В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу /  С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. — Волгоград, 1996. — С. 36. 11. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только /  Б. А. Никитина. — Самара, 1996. 12. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в  народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. — Ленинград., 1991. 13. Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной  школе / Н. И. Пакулова и др. — Москва., 1993. 14. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. –  Москва: Просвещение, 2001. 15. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков.  Москва .: Просвещение, 1998. 16. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно­методические материалы / А.  А. Плешаков. – Москва ., 2000. 17. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе /  А. А. Плешаков // Начальная школа. — 1998. ­№ 8. 18. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А.  Плешаков // Начальная школа. — 1991. — № 5. 19. Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический  справочник ./ Харьков, Белгород – 2010 . 20. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н., Травина И. В. / Живая природа. /  Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008. 21. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для  любознательных. Москва 2010. 22. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии  для любознательных. / Харьков, Белгород 2009. 23. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. /  Харьков, Белгород 2009. 20 24. Лори Уиддон, Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис,  Мэн Иллюстрейшнс./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008. 25. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007. 26. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. /  Харьков, Приложения Содержание курса. 1­й год обучения «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» —   «ВВЕДЕНИЕ». (1 час) Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология?  « Познавательная экология» Игра   «Поле чудес»(2   часа)  Знакомство   с   программой   работы   кружка, правилами поведения при проведении практических работ.  Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес» «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» —  Раздел 1. «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» (38 часов) Тема   2.   Заяц   —   «Длинное   ухо».  Разгадывание   загадок,   рассказ   учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа.  Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами». Тема   3.Лисица.   «Лиса   Патрикеевна».   Познакомить   с   особенностями поведения   лисы   и   использование   образа   лисицы   в   народном   творчестве разгадывание   загадок,   чтение   рассказа   В.   Зотова   «Лиса»,   работа   по содержанию рассказа. Тема   4.Серый   хищник   –   волк.  Разгадывание   ребусов,   материал   из энциклопедии   о   волке   чтение   рассказа   В.Зотова   «Волк»,   работа   по 21 содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, практическая работа в группах — «Раскрась». Тема   5. Хозяин   леса   –   медведь.    Разгадывание   загадок,   рассказ   учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию   рассказа,   знакомство   с   народными   приметами   и   пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». Тема   6. Любознательный   зверёк   – белка.  Познакомить   с   особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», работа в группах – «Собери мозаику». Тема   7. Куница   —   охотник   на   белок.  Знакомство   с   куницей,   рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку». Тема   8. Лесной   красавец   –   лось.  Загадки,   рассказ   учителя   (материал   из энциклопедии)   чтение   рассказа   В.   Зотова   «Лось»   работа   по   содержанию рассказа, работа в группах — панно «Лесной красавец». Тема   9.Сердитый   недотрога   —   ёж.  Разгадывание   загадок,   материал   из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика». Тема   10. Подземный   житель   –   крот.  Разгадывание   загадок,   материал   из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес». Тема 11.Всеядное животное — барсук. Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок   с   изображением   животных.   Рассказ   учителя   о   барсуке.   Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику». Тема   12. Бобр­строитель.  Картинки   с   изображением   бобра,   разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами. Тема   13. Запасливый   бурундук.  Знакомство   с   бурундуком,   разгадывание кроссворда,   рассказ   учителя   о   бурундуке.   Чтение   рассказа   В.   Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа. Тема   14. Кабан—дикий   родственник домашней   свиньи.  Знакомство   с диким   кабаном,   разгадывание   загадок,   чтение   рассказа   В.Зотова   «Кабан», Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?. Тема   15. Мышка­норушка.  Знакомство   с   мышью,   сообщения   учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как­то раз», сценка «Теремок». Тема 16. Рысь — родственник кошки. Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней   кошки   с   рысью,   чтение   рассказа   В.   Зотова   «Рысь»,   рисование домашней кошки или рыси. 22 Тема 17. Соболь — «дорогой» зверёк. Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные». Тема 18. Тигр  — самая  большая  кошка на Земле.  Знакомство   с   самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей   и   рёва   тигра.   Чтение   рассказа   В.Зотова   «Тигр».   Составление портрета. Тема 19. Косуля — самый маленький европейский олень. Рассказ учителя о   косуле,   разгадывание   кроссворда,   загадок.   Чтение   рассказа   В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги». Тема 20. Обобщающий урок о диких животных.  Беседа. Игра «Угадай по описанию»,   разгадывание   кроссворда,   ребусов.   Игра   «Чьё   это   меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных. «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» —  Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ» Тема 21. Воробей — самая распространённая птица на Земле. Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?». Тема 22. Ворона — «интеллектуальная» птица. Картинки с изображением вороны,   загадки,   народные   приметы.   Чтение   и   анализ   рассказа   В.Зотова «Ворона». Составление портрета. Тема   23. Ворон   —   красивая,   умная птица.  Картинки   с   изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона». Тема   24. Сорока   —   белобока   —   «лесная сплетница».  Слайды   с изображением   сороки,   загадки,   пословицы,   поговорки.   Чтение   и   анализ рассказа  В.Зотова  «Сорока».Чтение  стихотворения «Сорока  —  Трещётка». Просмотр м/ф про сороку. Тема 25. «Лесной доктор» — дятел.  Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?,   загадки,   работа   над   скороговорками   пословицами,   поговорками, народными   приметами.   Чтение   и   анализ   рассказа   В.   Зотова   «Дятел». Практическая работа в группах с пластилином. Тема 26. Соловей — «великий маэстро». Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». Просмотр м/ф « Соловей». Тема 27. Галка — городская птица.  Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание   кроссворда   и   загадок,   народные   приметы.   Чтение   и   анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику». Тема 28. Загадочная птица — кукушка. Слайды с изображением кукушки, сообщения   учеников,   разгадывание загадок,   Чтение   и   анализ   рассказа   В. Зотова   «Кукушка»   или   В.   Бианки   «Кукушонок».   Работа   над   народными 23 приметами   и   поговорками.   Беседа   «Гнёзда   и   птенцы».   Составление скороговорок о кукушке­ практическая работа в парах. Тема   29. «Пернатая   кошка»   —   сова.  Знакомство   с   «Пернатой   кошкой»­ совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?». Экскурсия в краеведческий музей. Тема 30. Любимая птица – снегирь. Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц. Тема   31. «Сестрицы­синицы»   —   самые   полезные   птички   России. Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа   В.   Зотова   «Синица».   Работа   над   пословицами   и   народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. Тема 32. Наш добрый сосед — скворец.  Знакомство   с   первой   весенней   птицей   –   скворцом.   Сообщения   учеников, разгадывание   загадок.   Чтение   и   анализ   рассказа   Н.   Сладкова   «знахари». Чтение   стихотворения   «Скворец».   Практическая   работа   со   взрослыми­ изготовление скворечников. Тема 33. «Золотая птица» — иволга. Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда   и   загадок.   Чтение   и   анализ   рассказа   В.   Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки». «Познавательная экология» Тема   34. Обобщающее   занятие о   птицах.   КВН   —   крылатая   компания. Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование   «Знатоки   птиц».   Конкурс   «Назови   всех   птиц   на   картинке». Пропеть   отрывок   из   песни   о   птицах.   Конкурс   «Кто   так   поёт?».   Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок». Учебно­тематический план. 1­й год обучения«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» — 33 часа №  занятия Тема занятия 1. Введение (1 час) Вводное занятие: Что такое Экология? Игра  «Поле чудес» 2. Дикие животные ( 19 часов) Заяц — «Длинное ухо» Лисица. «Лиса Патрикеевна» Серый хищник — волк Хозяин леса — медведь 1 2 3 4 5 Количество часов теория практика 1 2 10 0,5 0,5 0,5 0,5 22 1 1 1 1 24 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21­24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Любознательный зверёк ­белка Куница — охотник на белок Лесной красавец — лось Сердитый недотрога­ ёж Подземный житель — крот Всеядное животное — барсук Бобр­строитель Запасливый бурундук Кабан — дикий родственник домашней свиньи Мышка­норушка Рысь — родственник кошки Соболь — «дорогой» зверёк Тигр — самая большая кошка на Земле Косуля — самый маленький европейский олень Обобщающие занятие о диких животных Экскурсия 3. Пернатые жители (14 часов) Воробей — самая распространённая птица на  Земле Ворона — «интеллектуальная» птица Ворон — красивая, умная птица Сорока ­белобока — «лесная сплетница» «Лесной доктор» — дятел Соловей — «великий маэстро» Галка — городская птица Загадочная птица — кукушка «Пернатая кошка» — сова Любимая птица — снегирь «Сестрицы­синицы» — самые полезные птички  России Наш добрый сосед — скворец «Золотая птица» — иволга Обобщающее занятие о птицах Познавательная экология 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 7 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 39­42 Проектная деятельность Итого: 6 42 20 62 Содержание курса. 2­й год обучения «ВВЕДЕНИЕ» «ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (62 часа)  Тема 1. Что такое экология?  Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами   поведения   при   проведении   практических   работ.   Выясняем,   что такое экология. Экология — наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома — планеты Земля.   Простейшая   классификация   экологических   связей:   связи   между неживой   и   живой   природой;   связи   внутри   живой   природы   на   примере дубового   леса   (между   растениями   и   животными,   между   различными животными);связи   между   природой   и   человеком. Разъяснение   значения экологии на основе анализа примеров «Знакомые незнакомцы» Раздел 1. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (6 часов)  Тема 2. Мой дом.  Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Тема 3. Дом, где мы живем. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме. Тема 4.   Практическое   занятие   «Уборка   школьного   двора».  Техника безопасности.   Распределение   обязанностей.   Отчет   о   выполнении   задания.  Тема   5.   Практическое   занятие   «Деревья   твоего   двора».  Зеленые насаждения   перед   домом,   во   дворе   школы.   Зачем   сажать   деревья?   Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев? Тема   6.   Птицы   нашего   двора.  Знакомство   детей   с   многообразием   птиц, выделением  их  существенных и отличительных   признаков. Среда  обитания птиц   (лес,   птичник,   водоем)   Перелетные   птицы.   Зимующие   птицы. Замечательные   птицы:   самые   маленькие(колибри),   самые   большие   (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. Тема   7.   Практическое   занятие   «Изготовление   кормушек   для   птиц». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек. Раздел 2. « Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов)  Происхождение   слова   «семья» (от   слова Тема 8. «семя»). Маленькое   семя, с   любовью   посаженное   в   землю,   дает   крепкий росток.   Со   временем   на   нем появляются   сначала   нежные   цветы, затем   и добрые   плоды.   Занятие и   обязанности   членов   семьи   по   ведению   общего   Моя   семья. 26 хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Тема 9. Соседи­жильцы.  Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи   по   планете.   Кто наши   соседи?   Дружба   народов,   взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Тема 10. Мой   класс.  Свет,   тепло,   уют.   Для   чего   предназначена   мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу. Тема   11. Практическое   занятие   «Создание уюта   в   классной   и   игровой комнатах».  Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе. Тема 12. Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? Тема   13. Рассказы,   стихи   о   семье.  Чтение   стихов,   художественной   ли­ тературы о семье, любви, дружбе, труде. Тема 14.   Комнатные   растения   в   квартире, в   классе.  Познавательное, эстетическое   и   гигиеническое   значение,   условия   содержания,   правила расстановки   комнатных   растений   с  учетом   приспособленности   к   условиям существования. Знакомство   с   комнатными   растениями   класса.   Оценить условия   жизни   и   роста   растений:   освещенность,   частоту   полива.   Уход   за комнатными растениями. Тема   15.   Практическое   занятие   «Уход за   комнатными   растениями». Пересадка   комнатных   растений.   Формовка   крон   и   обрезка. Распределение обязанностей   по   уходу   за   комнатными   растениями.   Их   выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ. Тема 16.   Практическое   занятие   «маленький   огород   на   подоконнике». Подготовка   семян   к   посеву.   Подготовка   почвы.   Посадка   луковиц   лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. «Познавательная экология» Раздел 3. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» ( 7 часов) Тема 17. Гигиена класса.  Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание.   Гигиена   жилища. Режим   проветривания   класса.   Влажная уборка. растениями (опрыскивание, рыхление   почвы,   полив,   протирание листьев).   Уход   за домашними животными.  Распределение Тема   18. Практическое   занятие   «Гигиена класса». обязанностей,   выполнение   работы,   отчет   групп   о   проделанной   работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены. Тема 19. Бытовые   приборы   в   квартирах.  Знакомство   с   бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность   человека.   Правила   обращения   с   газовой   и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто 27   Дежурство.   Уход   за   комнатными «ВОДА   –   ИСТОЧНИК   ЖИЗНИ»   ими   пользуется,   правила   безопасности   при   их эксплуатации. Тема 20. Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с кухней, бытовыми приборами.   Правила   безопасности   при   использовании   бытовых   приборов. Тема   21. Наша   одежда   и   обувь.  Знакомство   с   одеждой   и   обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. Тема 22. Русская народная одежда. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Тема   23.Практическое   занятие   «Русская   национальная   одежда». Придумывание   одежды.   Как   зашить   дырку,   пришить   пуговицу,   вычистить щеткой верхнюю одежду? «Знакомые незнакомцы» Раздел   4. (4   часа) Тема 24. Вода в моем доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие   нужды   расходуется,   куда   удаляется?   Вода,   которую   мы   пьем. Вода сырая,   кипяченая,   загрязненная.   Сколько   стоит   вода,   почему   ее надо экономить? Как можно экономить воду? Тема 25. Стихи, рассказы о воде в природе.  Чтение  рассказов,  стихов  о воде   в   природе.   Чтение   рассказов о   загрязнении   Мирового   океана. Тема 26. Вода в жизни растений и животных.   Как вода влияет на жизнь растений?   Как   вода   влияет   на   жизнь   животного мира?   Как   животные заботятся о чистоте? Тема 27. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена.» Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды. Раздел   5.   «СОЛНЦЕ   И   СВЕТ   В   НАШЕЙ   ЖИЗНИ»   (3   часа) Тема 28. Солнце, Луна, звезды – источники света. Солнце — естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток. Тема 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.  Влияние тепла и света на комнатные растения. Тема 30. Практическое занятие по   размещению   комнатных   растений с учетом   потребности   тепла  и   света.  Провести   наблюдения   по   выявлению светолюбивых   и   теплолюбивых   комнатных   растений.   Распределить!   обя­ занности.   Отчет   о   выполненной   работе.   Наблюдение   после   произведённой работы. «Познавательная экология» Раздел 6. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа)  Тема 31. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке (перекопка, внесение удобрений). 28 Опыт   «Влияние   сроков   посева   на   цветение   декоративных   растений» Инструктаж по технике безопасности. Тема   32.   Практическое   занятие   по   посадке   растений   и   уход   за   ними. Инструктаж  по  технике  безопасности. Разбивка  грядок. Посадка  растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами.   Опыт   «Влияние   удобрений   на   рост   и   развитие   высаженных растений.  «Знакомые незнакомцы» Раздел 7. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (2 часа) Тема 33. Воздух   и   здоровье   человека.  Свойства   воздуха.   Зачем   нужен воздух? Воздух­ которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Тема 34. Практическое занятие «Уборка в классе». Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание. Учебно­тематический план 2­й год обучения «ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» — 62 часа №  занятия Тема занятий Введение (1час) Что такое экология? Знакомые незнакомцы Количество  часов теория практика 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 4 1 1 1. Мой дом за окном (6 часов) Мой дом Дом, где мы живем Практическое занятие «Уборка школьного двора» 0,5 0,5 Деревья твоего двора 0,5 Птицы нашего двора Практическое занятие «Изготовление кормушек  0,5 для птиц» 2. Я и мое окружение ( 9 часов) Моя семья Соседи­жильцы 7 1 1 9 1 1 2 2 1 2 9 1 1 29 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Мой класс Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» Дом моей мечты Рассказы, стихи о семье Комнатные растения в квартире, в классе  Практическое занятие «Уход за комнатными  растениями» Практическое занятие «маленький огород на  подоконнике» 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 Познавательная экология 3. Гигиена моего дома ( 7 часов) Гигиена класса Практическое занятие «Гигиена класса» Бытовые приборы в квартире Экскурсия в школьную кухню Наша одежда и обувь Русская народная одежда Практическое занятие «Русская национальная  одежда» Знакомые незнакомцы 4. Вода — источник жизни (4 часа) Вода в моем доме и в природе Стихи, рассказы о воде в природе Вода в жизни растений и животных. Вода и здоровье человека. Личная гигиена. 5. Солнце и свет в нашей жизни (3 часа) Солнце, Луна, звезды – источники света Светолюбивые и теплолюбивые комнатные  растения Практическое занятие по размещению комнатных  растений с учетом потребности тепла и света Познавательная экология 6. Весенние работы (2 часа) Практическое занятие по подготовке почвы к  4 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 1 1 1 1 2 1 0,5 0,5 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 30 32 33 34 посеву Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними Знакомые незнакомцы 7. Воздух и здоровье (2 часа) Воздух и здоровье человека Практическое занятие «Уборка в классе» Познавательная экология 35­37 Проектная деятельность Итого: 0,5 1 0,5 0,5 1 1 1 3 38 24 62 часа Содержание курса 3­й год обучения  НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» — 62 часа «ВВЕДЕНИЕ» (2 час) Тема   1. Вводное   занятие.   Мы   жители   планеты   Земля. Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении   наблюдений   и   практикумов.   Создание   ситуации   понимания единства всех существ на земле. Тема 2. Мир вокруг.  Представление   об   основных   понятиях   начального   природоведения   (живая неживая   природа),   сравнить   предметы   природы   и   предметы,   созданные человеком, различия между растениями и животными. «Знакомые незнакомцы» Раздел 1. « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов) Тема 3. Экология и мы.  Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Тема   4.  Представление   о   видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Тема   5.   Практическое   занятие   «Пришкольный   участок».  Дать представление   о   пришкольном   учебно­опытном   участке;   дикорастущие   и культурные   растения.   Работа   на   участке,   инструктаж   по   технике безопасности. Тема 6. Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи  Человек – верный сын природы. Положительное и   отрицательное   влияние   человека   на   природу.   Ничего   не   меняется   без   Осенние   работы   в   поле. 31 человека,   а   человек   существует   только   во   взаимосвязи   с   природой. Составление   моделей,   показывающих   место   человека   в   природе.   Защита проекта. Тема 7. Осень в лесу (экскурсия). Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое   в   природе   –   желтеют   листья,   закладываются   зимующие   почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария. Раздел 2. « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов) Тема   8   –   9. Неживая   природа.  Формирование   представлений   о   неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Тема 10. Солнце – источник тепла и света.  Солнце — источник тепла и света для   живых   существ.   Влияние   солнца   на   жизнь   на   Земле.   Солнце   и здоровье. Тема   11.   Вода,   её   признаки   и   свойства.  Вода,   ее   признаки   и   свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты   по   выявлению   свойств   воды: вода   —   растворитель,   текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды. Тема 12. Берегите воду!   Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение рек. Источники загрязнения. Работа над проектом   « Сбережем капельку!» Тема 13. Почва – святыня наша.  Почва – необходимая среда для растений. Опыты по составу почвы (вода, воз­ дух,   органические   вещества,   песок, глина).   Просмотр   коллекции   «Виды почвы». Тема   14.   Практическое   занятие   «Почва   –   состав   и   свойства   почвы».   Практическая   работа   по   обработке   почвы   комнатных   растений. Значение почвы и меры по ее охране. Тема 14 – 15. Погода. Климат.   Дать   общее   понятие   погоды   и   климата. Дискуссия   на   тему   «Хорошо   ли,   что   климат   теплеет?». Кто   определяет прогноз   погоды и   для   чего   это   необходимо?   Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ природы». наблюдения Тема   17. Предсказание   погоды   по   народным   приметам.  Умение прогнозировать   природные   изменения   по   народным   приметам,   выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.  Актуализация   представлений   у   учащихся   о Тема   18. Почему   нельзя..?   загрязнении   помещения,   где   не   используют   сменную   обувь,   осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека «Календарях за   погодой     в     32 и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения». Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой»   Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой   природы.   Актуализация   представлений   о   мусоре как   загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!» «Познавательная экология» Раздел   3.   «ЖИВОЕ   В   ПРИРОДЕ…   ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ   СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов) Тема   20. Практикум   «Хлебные   крошки»  Формирование   потребности   и практических   умений   заботиться   о   птицах.   Кто   чем   питается? Конструирование модели кормушки. Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся  Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. — Москва, 2001.— С. 23) и о перелет­ ных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. Тема   22. Экологические   связи   неживой   и   живой   природы.  Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование   на   создание   самой   интересной и   длинной   цепи   питания. Защита своей модели. Тема 23. Вода и жизнь. Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. Тема   24.   Растения   рядом.  Практическая   работа   по   изучению   растений пришкольного   участка.   Игра   «   Угадай   растения   по   описанию.   Экскурсия, практикум «Выявление  повреждений деревьев». Тема 25. Комнатные растения. Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду,  дома,  классе   с  учетом тепла   и  света,  по   правильному  комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив). Тема   26.   Размножение   комнатных   растений.  Различные   способы размножения комнатных   растений (побеги,   черенки,   листья,   деления корневища). Пересадка   комнатных   растений,   формовка   крон   и   обрезка. Тема   27.   Дикорастущие   растения   луга,   водоёма,   ласа.  Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса».  Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями. «Знакомые незнакомцы» 33 микроскопических   Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа) Тема   29.   Съедобные   грибы.  Сформировать   представление   о   грибах   как части   живой   природы;   показать   значение   грибов   для   человека, растений   и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы — накопители вредных веществ. Дать представление о строении   шляпочных,   пластинчатых   и   трубчатых   грибов.   Познакомить   с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Тема   30.   Несъедобные   грибы.  Обобщить   представления   о   сходстве и различии   съедобных   и   несъедобных грибов.   Воспитывать   навыки экологически   грамотного   поведения   в   природе (мухомор   опасен   для человека, а для оленя он является лечебным.) Тема 31. Микроскопические организмы.  Дать представление о некоторых видах кефирные, плесневые). Рассмотреть   свойства   и   значения   их   в   жизни   человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. «Познавательная экология» Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа) Тема   32.   Сельскохозяйственные   машины   и   орудия.  Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде. Тема   33.   Сельскохозяйственные   работы   на   пришкольном   участке. Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов. Дежурство   и   наблюдение   юных экологов   за   всходами.   Акция с привлечением родителей. Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке. Посадка декоративных растений. Опыты:1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных   растений».2.   «Влияние   удобрений   на   рост   и   развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток. грибов (дрожжевые,   Учебно­тематический план 3­й год обучения«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» — 62 часа №  занятия Тема занятия Введение (2час) Вводное занятие. Мы жители планеты Земля Мир вокруг. 1 2. Количество  часов теория практика 2 1 1 34 Знакомые незнакомцы 1. Человек и природа (5 часов) Экология и мы. Осенние работы в поле Практическое занятие «Пришкольный участок» Место человека в мире природы. Принятие в юные  экологи Осень в лесу 2. Неживое в природе ( 12часов) Неживая природа Солнце – источник тепла и света Вода, её признаки и свойства Берегите воду! Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы 8 – 9 10 11 12 13 14 15 – 16 Погода. Климат. 17 18 19 3 4 5 6 7 Предсказание погоды по народным приметам Почему нельзя..? Диалоги с неживой природой Познавательная экология 3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов) Практикум «Хлебные крошки» Кто улетает, а кто остаётся Экологические связи неживой и живой природы Вода и жизнь Растения рядом Комнатные растения Размножение комнатных растений Дикорастущие растения луга, водоема и леса Практическое занятие «Растения луга и леса» Знакомые незнакомцы 4. Царство грибов (3часа) Съедобные грибы 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 35 30 31 32 33 34 35 36  Несъедобные грибы Микроскопические грибы Познавательная экология 5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа) Сельскохозяйственные машины и орудия Сельскохозяйственные работы на пришкольном  участке Сельскохозяйственные опыты на пришкольном  участке Творческая лаборатория Проектная деятельность Итого: 1 1 1 1 2 1 1 10 10 36 4 4 26 62 часа Содержание курса 4­й год обучения «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» — 62 часа «ВВЕДЕНИЕ».  Тема 1. Введение. Жизнь на Земле.   Проведение инструктажей по технике безопасности   при   проведении   наблюдений   в   природе,   работе   на   участке. Беседа   о   целях   занятий   в   новом   учебном   году.   Работа   со   схемой Возникновение   жизни   на   Земле».   Нахождение   сходств   и   различий   между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. «Познавательная экология» Раздел 1. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)   Тема   2. Времена   года   на   Земле.  Сравнение   времен   года   в   разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Тема   3.   Наблюдения   за   сезонными   изменениями   в   неживой   и   живой природе.  Найти   признаки   ранней   осени.  Построить   предположения   о   том, какими   мы   увидим   небо,   деревья   и   животных   через   1­2   недели. Тема 4. Изменения окружающей среды. Смена естественных и регулярных изменений,   их   взаимосвязь   (количество   растительности   –   численность травоядных – численность хищников). Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».  Виды сельскохозяйственного   труда,   выращиваемые   культуры   и   их   значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Тема 6. Условия жизни растений.  Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. 36 Тема   7.   Разнообразие   животных,   условия   их   жизни.  Представление   о классификации   животного   мира.   Местообитание   животных   в   экосистеме. Цепи питания. Раздел 2. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа) Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Тема 9. Просмотр видеофильма о жизни динозавров.  Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Тема   10.   Экологический   проект   «Почему   нужно   защищать   природу? Полезные   взаимосвязи   природы   и   человека.   Что   делать   для   сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Тема   11.   Красная   книга   –   способ   защиты   редких   видов   животных   и растений.  Знакомство   с   разделами   Красной   книги.   Красная   книга Ставропольского края. Разгадывание загадок. «Знакомые незнакомцы» Раздел 3. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)  Тема 12.Реки и озера. Пресная вода. Осадки. Тема   13.   Получение   кислорода   под   водой.  Жители   рек   —   рыбы.   Как работают   жабры,   другие   способы   получения   кислорода (личинки комаров — через   трубочку,   жук­карусельщик   носит   под   крыльями воздушный пузырь). Тема 14. Пресноводные животные и растения. Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­ лях пресных водоемов. Тема 15. Жизнь у рек и озер. Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности). Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод — причина загрязнения водоемов. Тема 17. Околоводные птицы. Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания Тема 18. Подготовка  акции «Сохраним  первоцвет!»  Чтение   рассказов   о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края. Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!»  Доклады   учащихся   о   раннецветущих   растениях.   Составление   обращения   к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов. Раздел 4. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов) Тема 20.Жизнь среди людей(1час) Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек. Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» 37 Тема 22. Домашние животные.  Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья».  Загадки, рассказ  учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Тема 24.Уход за домашними животными. Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Тема   25.Работа   над   проектом   «Ты   в   ответе   за   тех,   кого   приручил».  Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. Тема 26. Люди и паразиты.  Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. Тема   27.Бактерии   и   вирусы.   Борьба   с   болезнями.  Жизнь   бактерий   и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини­ сочинение «Защити себя» «Познавательная экология» Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (7 часов)  Тема   28. Почва.  Представление   о   необходимости   перекопки   и   рыхления почвы,   о   способах   перекопки.   Развивать   умение   работать   с   лопатой   и граблями.   Практическая   работа   «Изучение   механического   состава   почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). Тема   29. Семена   овощных   и   декоративных   культур.  Беседа   о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. Тема 30. Заботы хлебороба весной.  Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. Тема 31. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений. Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки. Тема   32. Подготовка   почвы   на   пришкольном   участке.  Инструктаж   по технике   безопасности   с   сельскохозяйственным   инвентарём.   Перекапывание участка, внесение органических удобрений. Тема   33.   Высадка   рассады   на   участке.   Составление   графика   полива. Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах. Тема   34.   Декоративные   растения.  Декоративные   растения   и   цели   их выращивания.   Закреплять   понятие   об   основных   органах   растений;   учить 38 закладывать   растения   в   гербарные   папки.  Закрепить   понятия  «кустарник», «дерево», «травянистое растение». 4­й год обучения«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» — 62 часа Учебно­тематический план №  занятия Тема занятия Введение (1час) Вводное занятие. Жизнь на Земле Количество  часов теория практика 1 1 Познавательная экология 1. Среда обитания (6 часов) Времена года на Земле Наблюдения за сезонными изменениями в неживой  и живой природе Изменения окружающей среды Практическое занятие «Осень на пришкольном  участке» Условия жизни растений Разнообразие животных, условия их жизни 2. Жизнь животных ( 4часа) Динозавры – вымерший вид животных  Просмотр видеофильма о жизни динозавров Экологический проект «Почему нужно защищать  природу?» Красная книга – способ защиты редких видов  животных и растений Знакомые незнакомцы 3. Реки и озера (8 часов) Реки и озера Получение кислорода под водой Пресноводные животные и растения Жизнь у рек и озер Экологический проект « Человек и его  деятельность – причина загрязнения водоемов» 5 1 0,5 1 0,5 1 1 3 1 0,5 0,5 1 6 1 1 0,5 1 0,5 3 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 39 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Околоводные птицы Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» Акция « Сохраним первоцвет!» 4. Человек и животные ( 8 часов)  Жизнь среди людей Ролевая игра «Это все кошки» Домашние животные Викторина «Собаки – наши друзья» Уход за домашними животными Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого  приручил». Люди и паразиты Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями Познавательная экология 5. Сельскохозяйственный труд (7часов) Почва Семена овощных и декоративных культур Заботы хлебороба весной Изготовление «Посадочных лент» семян  культурных растений Подготовка почвы на пришкольном участке Высадка рассады на участке. Составление графика  полива Декоративные растения Проектная деятельность 1 0,5 0,5 6 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 4 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 5 36 Итого: 26 62 часа 40 41

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии

Программа дополнительного образования по экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018