Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
информатика
1 кл—4 кл
23.06.2019
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера" предназначена для знакомства с устройством пк и офисными программами в доступной для данного возраста детей форме, с учетом их возрастных особенностей. Позволяет подготовить дете для самостоятельной работы с пк в средней школе.
ЮЕАмир компьютера 43 нед.doc
1
Ι
. Пояснительная записка
Направленность программы «Мир компьютера» определяется как
техническая.
В современном мире компьютерная грамотность является одной из
отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом
информационном обществе.
Задачей Программы «Мир компьютера» является умение внедрять и
использовать новые передовые информационные технологии. Информационные
технологии динамично развиваются, становятся одной из тех отраслей знаний,
которая призвана готовить современного человека к жизни в новом
информационном обществе.
Между тем многие информатические понятия и умения лежат в основе
содержания основных курсов начальной школы, поэтому было бы логично
рассматривать информационные технологии как системообразующий элемент
содержания образования начальной школы – как предмет, поддерживающий все
другие дисциплины, создающий удобный аппарат (лексический, структурный,
логический) для изложения материала, решения задач и выработки технических
навыков учащихся.
Проектный метод, эффективность которого в изучении информационных
технологий продемонстрирована широким спектром исследований, находит
лишь незначительное применение в традиционном подходе. Между тем, именно
проектный метод позволяет рассмотреть тему с разных сторон, используя
подходы, методы и технологии различных дисциплин, развивая и закрепляя
знания учащихся.
Программа значительно расширяет возможности формирования
универсальных учебных и предметных навыков.
Новизна её состоит в том, что программа строится на предметно
практической деятельности, которая является для учащихся необходимым
звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального
развития.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания
учебных программ для изучения информатики детьми младшего школьного
возраста. 2
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно
в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах
дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и
обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с
компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении
образования.
Особенностью данной программы является то, что она знакомит младших
школьников с прикладными компьютерными программами и основами
программирования, где большое количество часов отводится на практическую
(проектную) деятельность.
Дети начинают занимаются в кружке с 78 лет (12 класс) и продолжают
заниматься на втором году обучения (910 лет), они смогут освоить работу в
основных прикладных программах, познакомятся с основами программирования
и попробуют себя в качестве программистов. Условиями отбора детей в кружок
является желание заниматься.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Режим занятий: 2 раза в
неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 344 часа или на 4 часа занятий в
неделю в течение 2х лет.
Формы организации занятий.
Основными, характерными при реализации данной программы формами
являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и
практической частей, причём большее количество времени занимает
практическая часть. Приоритетными методами её организации служат
практические работы. Все виды практической деятельности в программе
направлены на освоение различных технологий работы с информацией и
компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для
обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности
рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом
учитывается посильность выполнения работы для учащихся соответствующего
возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения
работы при имеющейся материальнотехнической базе обучения. Большое
внимание обращается на обеспечение безопасности труда учащихся при
выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил
электробезопасности. Личностноориентированный характер обеспечивается
посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы 3
возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При
этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и
трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями учащихся и уровнем
их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и
требований охраны здоровья детей.
При проведении занятий используются 4 формы работы:
• демонстрационная, когда учащиеся слушают объяснения педагога и
наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на
ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда учащиеся синхронно работают под управлением
педагога;
• индивидуальная, когда учащиеся выполняют индивидуальные задания в
течение части занятия или нескольких занятий.
•
групповая
когда учащимся предоставляется возможность
самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа
взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть
возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует
более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при
организации групповой формы работы является ориентирование детей на
создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и
опыта работы.
ΙΙ
. Цель и задачи программы
подготовка
освоение знаний,
Занятия в кружке направлены на достижение следующей цели:
учащихся к эффективному использованию
информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие
творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а
также
составляющих начала представлений об
информационной картине мира, информационных процессах и информационной
культуре;
овладение умением использовать компьютерную технику как
практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и
повседневной жизни;
к информационной и
коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией;
воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
воспитание интереса
В качестве основных задач на занятиях кружка ставится: 4
освоение инструментальных компьютерных сред для работы с
информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными
изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов
информации в одном информационном объекте);
создание завершенных проектов с использованием освоенных
инструментальных компьютерных сред;
ознакомление со способами организации и поиска информации;
расширение спектра умений использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в
среде соответствующих редакторов); создание условий для овладения
способами и методами освоения новых инструментальных средств,
формирование умений и навыков самостоятельной работы; воспитание
стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим
предметам и в жизни;
развитие пространственного воображения, логического и визуального
мышления;
освоение знаний о роли информационной деятельности человека;
формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых
информационные технологии играют ведущую роль;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной
деятельности;
воспитание ценностных основ информационной культуры школьников,
уважительного отношения к авторским правам;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся
воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе,
как инструмента творчества, самовыражения и развития
ΙΙΙ
. Содержание программы
1 год обучения
Тематический план
№
Тема занятия
Количество часов
всего теория Практика
Форма
занятия
Форма
контроля
12
Компьютер в жизни человека.
Введение
2
2
Беседа
Текущий 34
56
710
Правила техники
безопасности.
Правила техники
безопасности. Знакомство с
компьютером сказка
"Компьютерная школа".
Включение и выключение
компьютера.
Знакомство с рабочим
столом. Понятие и назначение
курсора. Знакомство с
мышью. Освоение приемов
работы с ней.
Знакомство с клавиатурой.
Работа с клавиатурным
тренажером. Тестирование по
пройденному материалу
5
2
1
2
4
1
1
Юный художник
1112
Знакомство с программами.
Знакомство с графическим
редактором Paint.
1316
Работа в программе Paint.
1720 Функция раскрашивания при
помощи графического
редактора.
2124
Графический редактор Paint.
Раскрашивание готовых
образцов рисунков.
2528
Графический редактор Paint.
(Линии, орнамент, цвет)
2932 Проект. (Создание проектов
на тему: «Времена года»,
«Моя семья», «Моя школа»,
2
4
4
4
4
4
1
1
1
1
1
3
1
4
3
4
3
4
контроль,
зачет
текущий
контроль
за
действиям
и
Текущий
контроль
Текущий
контроль
за работой
Беседа,
практиче
ская
работа
Беседа,
практиче
ская
работа
Беседа,
практиче
ская
работа с
элемента
ми игры
Беседа,
практическ
ая работа
Практичес
кая работа
Беседа с
элементами
игры,
практическ
ая работа
Практичес
кая работа
Беседа,
практическ
ая работа
Практичес
кая работа
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь за
действи
ями
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол «Моя страна»)
3336 Копирование. Составление
рисунков.
3738 Шрифт. Виды шрифтов.
3942 Проект. Поздравительная
открытка
6
4
2
4
1
1
4344
Знакомство с текстовым
редактором Word.
Учимся печатать
2
1
4548
Работа с клавиатурным
тренажером. Работа в
программе Word.
4
4950 Меню «Файл»
5154 Панель инструментов и
панель рисования.
Редактирование текста.
5558 Набор текста.
5962 Меню «Вставка». Создание
поздравительной открытки.
6364 Создание пригласительной
2
4
4
4
2
1
1
2
3
1
4
1
4
1
3
4
2
2
Беседа,
практическ
ая работа
Беседа,
практическ
ая работа
Практичес
кая работа
Беседа,
практическ
ая работа
Практичес
кая работа
с
элементами
игры
Беседа
Беседа,
практическ
ая работа
практическ
ая работа
Беседа,
практическ
ая работа
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь за
действи
ями
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Беседа,
Текущи открытки.
6568 Оформление доклада и
проекта.
6972 Ссылки
7376 Создание объёмного
компьютерного рисунка в
текстовом редакторе.
7782
Творческий проект.
Оформление брошюры.
7
4
4
4
6
2
2
1
Мастер презентации
8386
Знакомство с программой
Power Point и её
возможностями.
8790
Работа в программе Power
Point.
9192 Правила составления
презентации.
9396
Творческий проект «Я»
97100 Возможности программы
Power Point (добавление
картинок, арттекстов).
101104 Творческий проект «Моя
семья»
4
4
2
4
4
4
2
2
2
2
2
3
6
2
4
4
2
4
практическ
ая работа
Беседа,
практическ
ая работа
Беседа,
практическ
ая работа
Беседа,
практическ
ая работа
практическ
ая работа
Беседа,
практическ
ая работа
практическ
ая работа
Беседа
практическ
ая работа
Беседа,
практическ
ая работа
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
практическ
ая работа
Текущи
й 105110 Возможности программы
Power Point (добавление
эффектов анимации).
111114 Творческий проект «Мой
город»
115120 Презентации с вложениями.
Гиперссылки.
121126 Творческий проект «Моя
страна».
8
6
4
6
6
2
2
4
4
4
6
Беседа,
практическ
ая работа
практическ
ая работа
Беседа,
практическ
ая работа
практическ
ая работа
Моделирование. Основы программирования.
127130 Модель. Алгоритм. Линейный
алгоритм.
131136 Решение логических задач на
компьютере.
4
6
2
2
6
137150 Основы программирования в
14
4
10
Scratch .
151154 Проектная работа: «Создание
4
4
анимационного сюжета с
помощью Scratch».
155172 Повторение и закрепление
18
4
14
пройденного материала.
Создание обобщающих
проектов по пройденным
темам.
Итого
172
38
134
Беседа,
практическ
ая работа
Практичес
кая работа
Беседа,
практическ
ая работа
Практичес
кая работа
Беседа,
практическ
ая работа
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь
Текущи
й
контрол
ь 9
Содержание тематического плана 10
Наименование темы
Содержание
Компьютер в жизни человека. Правила
техники безопасности.
Правила техники безопасности.
Знакомство с компьютером сказка
"Компьютерная школа". Включение и
выключение компьютера.
Знакомство с рабочим столом. Понятие и
назначение курсора. Знакомство с
мышью. Освоение приемов работы с ней.
Знакомство с клавиатурой. Работа с
клавиатурным тренажером. Тестирование
по пройденному материалу
Знакомство с программами. Знакомство с
графическим редактором Paint.
Роль компьютера в жизни человека
Правила техники безопасности при работе
за компьютером.
Базовая конфигурация
Принцип действия основных компонентов
базовой конфигурации компьютера.
Устройства ввода, устройства вывода.
Правила включения/выключения
компьютера.
Рабочий стол. Понятие и значение
курсора. Принцип действия и назначение
мыши. Упражнения для развития
движений мышью: перемещение мышки,
щелканье мышкой.
Назначение клафиатуры. Группы клавиш.
Метод десятипальцевого набора текста.
Выполнение упражнений на отработку
десятипальцевого набора текста.
Выполнение теста по пройденному
материалу.
Классификация прикладных программ.
Понятие
«графический редактор».
Назначение программы и её возможности.
Запуск/
структура окна.
Создание,
хранение и считывание
документа.
закрытие,
с
Знакомство
интерфейсом и
возможностями программы на практике.
Выполнение рисунка с помощью
графических примитивов.
Изменение рисунка (перенос, растяжение /
сжатие, удаление и т.д.).
Палитра. Назначение инструментов
ластик, кисть, распылитель, заливка и
карандаш.
Практическое использование
инструментов ластик, кисть, распылитель,
заливка и карандаш.
Создание узоров и орнаментов в
графическом редакторе, знакомство с
инструментами линия, кривая и т.д.
Расширение цветовой палитры.
Создание рисунков на заданные темы с
использование графического редактора.
Процедура копирования: назначение и
№
занятия
Работа в программе Paint.
Функция раскрашивания при помощи
графического редактора.
Графический редактор Paint.
Раскрашивание готовых образцов
рисунков.
Графический редактор Paint.(Линии,
орнамент, цвет)
Проект. (Создание проектов на тему:
«Времена года», «Моя семья», «Моя
школа», «Моя страна»)
Копирование. Составление рисунков. 11
Шрифт. Виды шрифтов.
Проект. Поздравительная открытка
Знакомство с текстовым редактором
Word.
Работа с клавиатурным тренажером.
Работа в программе Word.
Меню «Файл»
Панель инструментов и панель
рисования. Редактирование текста.
Набор текста.
Меню «Вставка». Создание
поздравительной открытки.
Создание пригласительной открытки.
Оформление доклада и проекта.
Ссылки
Создание объёмного компьютерного
рисунка в текстовом редакторе.
использование на практике. Составление
рисунка при помощи копирования
Понятие шрифт. Текстовые возможности
Paint. Инструмент надпись. Панель
атрибутов текста. Виды и размеры шрифта
Создание поздравительной открытки в
редакторе Paint с использованием
возможностей данной программы.
Элементы окна Microsoft Word Способы
выполнения операций.
Правила ввода текста.
Вспоминаем десятипальцевый метод
набора текста с помощью клавиатурного
тренажера. Набор стихотворного текста в
программе Word.
Знакомство с пунктом меню «файл».
Открытие, закрытие, сохранение и поиск с
его помощью текстовых документов
Знакомство с панелью инструментов и
панелью рисования, их назначением и
возможностями. Операции над текстом,
относящиеся к редактированию.
Способы выделения текста.
Вставка автофигур, изменение положения
автофигуры. Заливка и цвет линий. Работа
с текстовым объектом WordArt.
Упражнения по набору текста на
компьютере в данном текстовом редакторе
Знакомство с пунктом меню «Вставка».
Изучение пункта меню Рисунок и Надпись.
Создание открытки с использованием
данного пункта меню
Создание открытки с использование меню
«Вставка» и панели инструментов
рисование
Знакомство с правилами оформления
доклада и проекта. Оформление
титульных листов доклада и проекта.
Знакомство с понятием «ссылка».
Подробное знакомство с пунктом меню
«вставка» ссылка. Назначение и
использование
Создание трехмерных фигур и линий.
Добавление цвета. Поворот, направление,
освещение, цвет, объем. Создание
объёмного рисунка.
Работа по оформлению брошюры.
Творческий проект. Оформление
брошюры.
Знакомство с программой Power Point и Элементы окна Microsoft Power Point.
её возможностями.
12
Работа в программе Power Point.
Правила составления презентации.
Творческий проект «Я»
Возможности программы Power Point
(добавление картинок, арттекстов).
Творческий проект «Моя семья»
Возможности программы Power Point
(добавление эффектов анимации).
Творческий проект «Мой город»
Презентации с вложениями.
Гиперссылки.
Знакомство с рабочей областью данной
программы. Понятие «слайд».
Оформление и разметка слайдов,
добавление и удаление слайдов, вставка и
копирование слайдов.
Сохранение слайдов.
Создание первых слайдов, использование в
работе разметки и оформления слайдов,
добавление и удаление слайдов, вставка и
копирование слайдов на практике.
Сохранение созданных слайдов.
Знакомство с правилами составления
презентации.
Создание презентации по теме.
Расширение знаний о программе,
знакомство с функциями добавления
картинок и арттекстов. Работа с данными
функциями.
Создание проекта по данной теме
Расширение знаний о программе.
Знакомство с понятием «анимация».
Знакомство с возможностями анимации в
Power Point. Создание небольшого
мультфильма в Power Point.
Создание проекта по теме.
Знакомство с понятием «презентацией с
вложениями» и «гиперссылка». Процесс
создания гиперссылок и презентаций с
вложениями. Практическая работа по
созданию гиперссылок.
Создание проекта по теме
Творческий проект «Моя страна».
Модель. Алгоритм. Линейный алгоритм. Понятие «модель», «алгоритм». Линейный
Решение логических задач на
компьютере.
Основы программирования в Scratch .
Проектная работа: «Создание
анимационного сюжета с помощью
Scratch».
Повторение и закрепление пройденного
материала.
алгоритм. Применение алгоритмов к
решению математических и логических
задач.
Решение логических задач с помощью
компьютерных развивающих программ с
составление алгоритма.
Среда программирования Scratch.
Интерфейс программы. Создание
элементарных программ с использованием
среды.
Проектная работа по созданию
анимационного сюжета с использованием
среды
Повторяем и обобщаем, полученные
знания через практику. Создание
обобщающей презентации на выбранную
тему — выполнение итоговой 13
практической работы.
Тема
2 год обучения
Тематический план
Количество часов
всего
теорияпрактика
Введение
№
14
58
914
Правила техники
безопасности. Человек и
информация. В мире звуков.
Правила техники
безопасности. Виды
информация. Источники
информации. Приемная
информация. Радио и
телефон.
Устройство компьютера.
Программы. Упражнения
для развития движений
мышью.
1520 Клавиатурный тренажер.
Работа с клавиатурным
тренажером в режиме ввода
слов.
2122
Повторение и
тестирование
4
4
6
6
2
4
2
2
2
3
6
1
1
Форма
занятия
Форма
контроля
Беседа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа с
элемента
ми игры
Беседа,
практичес
кая
работа с
элемента
ми игры
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Текущий
контроль,
зачет
текущий
контроль за
действиями
Текущий
контроль за
работой
Текущий
контроль за
работой
Текущий и
итоговый
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль за
действиями
2326 Носители информации.
3
Кодирование информации.
1
4
Кодирование информации.
2730 Алфавит и
4
2
2
кодирование
информации.
Английский алфавит и
славянская азбука.
Переключение
клавиатуры с
латиницы на
кириллицу и обратно.
3134 Письменные источники
4
1
3
Беседа,
Текущий информации. Разговорный и
компьютерный языки.
Текстовая информация.
Работа с текстовым
редактором Word.
Текст. Текст и его смысл.
Передача текстов.
Компьютер и обработка
текстов. Работа с текстовым
редактором Word.
3538
3942 Числовая информация.
Число и кодирование
информации. Код из двух
знаков. Обработка числовой
информации.
4344 Назначение и
функциональные
возможности программы
Калькулятор. Знакомство с
интерфейсом.
4548 Настройка рабочей среды
программы Калькулятор.
Выполнение простейших
вычислений.
Знакомство с Microsoft
Excel. Интерф йсее
программы.
4954
5558 Память компьютера.
Работа в Microsoft Excel.
5964
Работа в Microsoft Excel.
6566 Повторение и повторение и
компьютерный практикум.
14
4
4
2
4
6
4
6
2
1
2
1
2
2
1
3
2
1
4
4
2
6
1
Понятие, суждение, умозаключение
6772
7378
Понятие. Деление и
обобщение. Отношения
между понятиями. Работа
в Excel.
Совместимые и
несовместимые понятия.
Понятие «истина» и «ложь».
Работа в Excel.
6
6
4
3
2
3
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа
Беседа,
практичес
кая
работа
Практиче
ская
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Практиче
ская
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий и
итоговый
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль 7984
Суждение и умозаключение.
Работа в Excel.
8586 Повторение, тестирование
15
6
2
3
1
3
1
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Текущий
контроль
Текущий и
итоговый
контроль
Модель, моделирование, основы программирования.
8790 Модель объекта. Модель
отношений между
понятиями.
9194 Алгоритм. Исполнитель
алгоритмов.
95100 Компьютерная программа.
Программа Scratch.
101106 Интерфейс программы
Scratch. Создание
мультфильма.
107116 Создание виртуального
робота в Scratch.
117122 Повторение. Проект
деятельность по созданию
собственной игры в
программе Scratch.
4
4
6
6
10
6
2
2
2
2
3
1
2
2
4
4
7
5
123126 Управление собой и
4
3
1
Информационное управление
другими людьми.
Управление неживыми
объектами. Схема
управления. Практическая
работа: «Схема
управления».
127128 Управление компьютером.
2
1
1
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий и
итоговый
контроль
Текущий
контроль
Практиче
ская
работа
Беседа с
элемента
ми игры
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Беседа,
практичес
кая
Текущий
контроль 16
129130 Повторение и тестирование
2
131138 Понятие «сеть». Виды
сетей. Интернет. Поиск в
Интернете.
139140 Защита авторских прав.
141144 Программы для работы с
Интернетом. Запуск
браузера и работа в нём.
145150 Практическая работа
«Поиск в Интернете».
Интернет
8
2
4
6
151
172
Повторение и обобщающие
проекты.
22
1
2
2
2
6
1
6
2
6
16
работа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа,
практичес
кая
работа
Практиче
ская
работа
Беседа,
практичес
кая
работа
Текущий и
итоговый
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Текущий и
итоговый
контроль
Текущий и
итоговый
контроль
Итого
№
занятия
1.
2.
3.
172
64
108
Содержание тематического плана
Наименование темы
Содержание
Введение
Правила техники безопасности.
Человек и информация. В мире
звуков.
Правила техники безопасности. Виды
информация. Источники
информации. Приемная информация.
Радио и телефон.
Устройство компьютера. Программы.
Упражнения для развития движений
мышью.
Техника безопасности. Зачет. Информация
воспринимается органами чувств. Органы
чувств – глаза, уши, нос, кожа, язык.
Техника безопасности.
Виды информации и способы ее получения.
Что такое источники информации, что может
быть источником информации и с помощью
чего можно получить информацию Человек
как источник и приемник информации.
Устройства как источники и приемники
информации
Компьютер – устройство для хранения,
обработки и передачи разных видов
информации. Устройство компьютера.
Упражнения на работу мышкой. 17
Клавиатурный тренажер. Работа с
клавиатурным тренажером в режиме
ввода слов.
Повторение и тестирование
Вспоминаем: «Зачем нужен клавиатурный
тренажёр». Работа в режиме набора слов.
Повторяем изученное, выполнение теста по
закреплению изученного
Кодирование информации
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Память компьютера.
Работа в Microsoft Excel.
15.
Работа в Microsoft Excel.
Носители информации. Кодирование
информации.
Алфавит и кодирование
информации. Английский
алфавит и славянская азбука.
Переключение клавиатуры с
латиницы на кириллицу и
обратно.
Письменные источники информации.
Разговорный и компьютерный языки.
Текстовая информация.
Работа с текстовым редактором
Word.
Текст. Текст и его смысл. Передача
текстов. Компьютер и обработка
текстов. Работа с текстовым
редактором Word.
Числовая информация. Число и
кодирование информации. Код из
двух знаков. Обработка числовой
информации.
Назначение и функциональные
возможности программы
Калькулятор. Знакомство с
интерфейсом.
Настройка рабочей среды программы
Калькулятор. Выполнение
простейших вычислений.
Знакомство с Microsoft Excel.
Интерф йсее
программы.
Звук, бумага, береста, камень, снег и следы на
снегу, электронные носители
Звуковое кодирование, рисуночное письмо,
буквенное кодирование и иероглифы
Папирусы, свитки, книги, архивы. Знакомство
с комбинацией клавиш переключающих
кириллицу на латиницу и наоборот.
Упражнения на переключения.
Естественные и искусственные языки,
построенные на строгих правилах,
компьютерный алфавит. Древние и
современные тексты. Работа с текстом в
текстовом редакторе.
Восприятие текста людьми, информация и
животные, смысл текста. Влияние знаков
препинания на смысл предложения, ударение
и смысл слова. Текст как цепочка
компьютерных символов, текст в памяти
компьютера. Компьютерный текст. Работа с
текстом в текстовом редакторе.
Число как способ представления информации
о времени, дата, календарь, текущая дата.
Число – носитель информации о размере,
расстоянии, времени, с помощью чисел можно
закодировать текстовую информацию.
Звуковое двоичное кодирование информации,
письменное двоичное кодирование.
Программы обработки числовой информации.
Назначение программы калькулятор.
Возможности программы. Инструменты и
рабочая область данной программы.
Настройка рабочей среды программы и
выполнение вычислений в ней.
Рабочая среда Microsoft Excel. Интерфейс
программы. Выполнение простейших
вычислений в Microsoft Excel.
Абак, счеты, арифмометр, калькулятор,
компьютер. Выполнение простейших
вычислений в Microsoft Excel.
Практическая работа в Microsoft Excel. 18
16.
17.
18.
19.
20.
Повторение и компьютерный
практикум.
Повторение пройденного материала и
проведение компьютерного практикума.
Понятие, суждение, умозаключение
Понятие. Деление и обобщение.
Отношения между понятиями.
Работа в Excel.
Совместимые и несовместимые
понятия. Понятие «истина» и
«ложь».
Работа в Excel.
Суждение и умозаключение. Работа в
Excel.
Повторение, компьютерный
практикум.
Понятие, содержание понятия. Деление
понятий. Обобщение понятий. Связь
электронных таблиц с понятиями.
Упражнения на вычисление в Microsoft Excel
Симметричные, несимметричные отношения
между понятиями. Отношения «род»«вид»,
«вид»«род». Круги ЭйлераВенна. Понятия
«истина» и «ложь». Упражнения в
электронных таблицах с понятиями «истина»
и «ложь»
Суждение, истинные и ложные суждения,
простые и сложные суждения.
Умозаключение. Упражнения в электронных
таблицах с понятиями «истина» и «ложь»
Повторение, компьютерный практикум
Модель, моделирование, основы программирования.
21. Модель объекта. Модель отношений
между понятиями.
Модель, материальные и информационные
модели. Текстовая модель, графическая
модель.
22.
Алгоритм. Исполнитель алгоритмов. Алгоритм. Текстовые и графические
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Компьютерная программа.
Программа Scratch.
Интерфейс программы Scratch.
Создание мультфильма.
Создание виртуального робота в
Scratch.
Повторение. Проект деятельность по
созданию собственной игры в
программе Scratch.
Управление собой и другими
людьми. Управление неживыми
объектами. Схема управления.
Практическая работа: «Схема
управления».
Управление компьютером.
алгоритмы, блоксхема, линейные алгоритмы
и алгоритмы с ветвлением. Исполнитель.
Система команд исполнителя.
Компьютер, система команд компьютера.
Назначении программы скретч. Запуск
программы и её окно.
Повторение и расширение знаний об
интерфейсе программы. Учимся
программировать в скретч. Создаём
мультфильм.
Как с помощью Scratch можно виртуально
научится программировать роботов
Повторение. Создаём в скретч собственную
игру.
Управление, задачи управления. Схема
управления. Цель управления, выбор.
Создание схемы управления в Word.
задачи управления.
Управление,
Запуск
панели управления и основные её
возможности.
Повторение и тестирование.
Информационное управление
29.
Повторение и тестирование 19
Интернет
Понятие «сеть». Виды сетей.
Интернет. Поиск в Интернете.
Защита авторских прав.
30.
31.
32.
33.
34.
Понятие «сеть». Локальные и глобальные
сети. Интернет и его возможности.
Почему нужна защита авторских прав в
Интернете.
Браузер, как основная программы для работы
в Интернете. Запускаем браузер и учимся
работать в нём.
Упражнения на работу с браузером.
Программы для работы с
Интернетом. Запуск браузера и
работа в нём.
Практическая работа «Поиск в
Интернете».
Повторение и обобщающий проект. Повторение и обобщающая практическая
работа.
Ι
V. Ожидаемые результаты реализации программы кружка
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном
процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам
образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам
познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными
результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание
роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и
ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в
реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении курса, являются: 20
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и
осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы
для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в
ходе изучения курса умения, специфические для данной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках курса, его преобразованию и
применению в учебных, учебнопроектных и социальнопроектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными
результатами, формируемыми при изучении курса, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
текстовый редактор,
графический редактор,
информация,
презентации, электронные таблицы;
развитие алгоритмического мышления,
необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации;
формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей – таблица, схема, график, диаграмма, с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами, умения соблюдать нормы
информационной этики и права. 21
V. Комплекс организационнопедагогических условий
Условия реализации программы
Информационное обеспечение
Горбачева Н.М., Гончарова М.А. Введение в информатику.– С.:
издательство СПЭК, 2002
Симонович С.В. Общая информатика. Новое издание. – СПб.: Питер,
2007
Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии. Конспект
лекций: учебное пособие / И.Г. Лесничая, Ю.Д. Романова. – М.: Эксмо, 2006.
Гончарова М.А. Курс лекций по дисциплине «Операционные системы и
среды». – С.: издательство СПЭК, 2003
Иванов В. Microsoft Office System 2003: русская версия. Учебный курс.
– СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2005.
Леготина С.Н. Элективный курс. Мультимедийная презентация.
Компьютерная графика. 9 класс./ Сост. Леготина С.Н. – Волгоград: ИТД
«Корифей».
Официальный учебный курс Microsoft: Microsoft Office PowerPoint
2003/ пер. с англ. – М.: Издательство ЭКОМ; БИНОМ. Лаборатория знаний
2006.
О’Хара Шелли. Абсолютно ясно о Microsoft Office Access 2003: М.:
издательство ТРИУМФ, 2005.
Чиртик А.А. HTML: Популярный самоучитель. 2е изд. – СПб.: Питер,
2008. 22
Хуторской А.В. Технология создания сайтов. Информатика и ИКТ. 10
– 11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразовательных
учреждений / А.В. Хуторской, А.П. Орешко. – М.: Дрофа, 2007.
Официальный учебный курс Microsoft: Microsoft Office Access 2003/
пер. с англ. – М.: Издательство ЭКОМ; БИНОМ. Лаборатория знаний 2006.
Игра "Освобождение колобка" (бесплатное программное обеспечение)
Игра развивает навык рисования с помощью мыши. Игровое поле представляет
собой вид сверху на лабиринт, затопленный водой. Чтобы Колобок смог
перебраться с одного берега на другой, нужно двигаться лишь по узенькой тропе
из досок и камней, выступающих из воды. Задача обучающегося найти
возможный путь и нарисовать его Колобку с помощью мыши.
Классы: 14
Игра "Пазл"(бесплатное программное обеспечение)
С помощью мыши ученик собирает картинки из кусочков мозаики. При
этом используется операция перетаскивания. В игре предусмотрены три пазла
различной степени сложности. Класс: 14.
Перечень учебнометодических средств обучения:
Компьютер
Проектор
Принтер
Устройства вывода звуковой информации
Устройства для ручного ввода текстовой информации и
манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Все компьютеры в классе объединены в локальную сеть. Есть выход
в Интернет. С помощью современного проекционного оборудования
(проектор) и системы озвучивания зала можно максимально
наглядно и качественно демонстрировать учебные материалы (слайды,
презентации, обучающие видеоролики).
Программные средства:
Операционная система Windows XP.
Офисное приложение
включающее текстовый
редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу
разработки презентаций.
MicrosoftOffice, 23
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем
или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Формы аттестации/контроля
После завершения каждого этапа обучения и воспитания учащихся
необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько
эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придется
совершенствовать повторно. Для выполнения этого безусловно необходим
контроль знаний и умении, задача которой проанализировать процесс и
результат развития, обучения и воспитания.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний,
умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля регулярное
управление учебной деятельностью детей и ее корректировка. Он позволяет
получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного
материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.
Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция
регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения
умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.
Для определения результативности усвоения программы «Мир
компьютера», в конце каждого раздела, в середине учебного года, а также
окончанию изучения курса предполагается контроль в виде тестирования и
итоговых практических работ.
Аттестация в форме тестирования предполагает получение широкого
диапазона результатов обучения. Итоговые тесты сформированы с учетом
важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и
представительность выборки. Как и любая другая форма контроля,
тестирование нацелено на определение степени достижения результатов
обучения. В отличие от устной аттестации, суммирующий тест содержит
разноплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку
индивидуальных достижений учащихся.
Оценочные материалы прилагаются
Методические материалы 24
Учебнометодический комплекс курса «Мир компьютера» содержит
интерактивную и не интерактивную части.
Основу интерактивной части УМК, реализованной с помощью
информационных технологий, составляют компьютерная поддержка урока,
Компьютерная поддержка урока комплекс педагогических приёмов с
использованием компьютерной техники, направленных на повышение
эффективности обучения и облегчение труда педагога.
На занятиях используются следующие типы презентаций:
презентации для сопровождения занятий;
презентации для повторительнообобщающих уроков, в том числе с
использованием игровых моментов.
Проведение урока с демонстрацией презентаций
дает возможность более доступно учить чемуто новому,
качественно объяснить новый материал, сэкономить время на повторение
пройденного материала;
позволяет воспринимать лучше, т.к. зрительное восприятие дает
объемное и полное запоминание новой темы. Поэтому даже самая сложная тема
быстрее воспринимается учащимися, причем не только успевающими, но и
отстающими;
дает возможность представить уникальные материалы (изображения,
видеофрагменты, звукозаписи и т.д.);
повышает интерес к учебному процессу.
Также в комплект УМК "Мир компьютера" входят не интерактивные
элементы: рабочая программа курса, дидактические материалы по изучаемым
темам, оценочные материалы.
«Устройство компьютера»;
«Основы моделирования»;
«Основы программирования»;
«Обработка текстовой информации»;
«Обработка графической информации»;
«Создание презентаций в PowerPoint»;
«Работа в Интернете».
Дидактические материалы разработаны по темам:
Для определения результативности освоения материала в конце каждого
раздела, разработан оценочный материал в виде тестов и итоговых практических
работ. 25
Ι
V . Список литературы
1. http://www.detkiuch.ru
2. http://nsportal.ru
3. http://информатика.1сентября.рф/view_article.php?ID=200900520
4. Горбачева Н.М., Гончарова М.А. Введение в информатику.– С.:
издательство СПЭК, 2002
5. Симонович С.В. Общая информатика. Новое издание. – СПб.: Питер,
2007
6. Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии. Конспект
лекций: учебное пособие / И.Г. Лесничая, Ю.Д. Романова. – М.: Эксмо, 2006.
7. Гончарова М.А. Курс лекций по дисциплине «Операционные системы и
среды». – С.: издательство СПЭК, 2003
8. Иванов В. MicrosoftOfficeSystem 2003: русская версия. Учебный курс.
– СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2005.
9. Леготина С.Н. Элективный курс. Мультимедийная презентация.
Компьютерная графика. 9 класс./ Сост. Леготина С.Н. – Волгоград: ИТД
«Корифей».
Официальный учебный курс Microsoft: MicrosoftOfficePowerPoint 2003/
пер. с англ. – М.: Издательство ЭКОМ; БИНОМ. Лаборатория знаний 2006 26
Оценочные материалы
1 год
Приложение 1
Компьютер — в переводе с английского это …
Самый маленький компьютер — это …
Тест по теме «Введение».
1.
а) сумматор;
б) вычислитель;
в) делитель.
2.
а) ноутбук;
б) нетбук;
в) калькулятор.
3.
а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь;
б) монитор, ксерокс, принтер, мышь.
4.
Выбери перечень основные устройств компьютера:
Выбери правило, которое не входит в технику безопасности при работе с
компьютером:
а) в компьютерном классе нельзя бегать;
б) нельзя работать за компьютером в мокрой одежде и с мокрыми руками; 27
в) надо трогать экран монитора;
г) поработал 20 минут – дай отдохнуть глазкам.
Схема проекта.
Приложение 2
Оценочные материалы
2 год
Тест по теме «Введение».
1. Дайте самый полный ответ. Информация – это…
а) сведения об окружающем нас мире;
б) то, что передают в телевизорах в выпусках новостей;
в) прогноз погоды;
г) то, что печатают в газете.
2. Через, что человек воспринимает информацию:
а) через органы чувств;
б) через мышцы;
в) через мозг.
3. Выберите устройства ввода информации на ПК:
а) принтер;
б) мышь;
в) клавиатура; 28
г) сканер.
4. Выберите полный ответ. Клавиатурный тренажёр — это …
а) программа для обучения слепому методу печати;
б) программа для увеличения скорости набора;
в) вид компьютерных программ или онлайнсервисов, предназначенных
для обучения набору на компьютерной клавиатуре.
Компьютерный практикум в форме Flashигры в формате swf.
Тест по теме “Понятие, суждение, умозаключение”
1. Все существенные признаки объекта составляют
А) описание объекта
Б) содержание понятия
В) характеристику объекта
2. Обобщение понятия – это
А) мысленное действие, смысл которого в выделении видовых
понятий, входящих в родовое понятие
Б) мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых
в одном родовом понятии
3. Слово, обозначающее понятие пишется
А) в кавычках, в родительном падеже, во множественном числе
Б) в кавычках, в единственном числе, в именительном падеже
4. Какие действия можно совершать с понятиями:
А) умножение
Б) деление
В) сложение
Г) обобщение
5. Отношение “вид” “вид” называется
А) симметричное
Б) несимметричное
6. Отношение “компьютер” – “персональный компьютер” называется
А) симметричное
Б) несимметричное
7. Это отношение называют
А) подчинения 29
Б) противоречия
В) противоположности
8. “Яблоко вкуснее вишни”. Является ли это высказывание суждением?
А) да
Б) нет
9.Умозаключение – это
А) мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких
видовых понятий в одном родовом
Б) умственное действие, которое состоит из посылок и заключения
10. Суждения могут быть:
А) истинными
Б) интересными
В) ложными
Г) необычными
Д) сложными
Е) секретные
Практическая работа по теме «Поиск информации в Интернете».
Указание адреса страницы.
1.
1) Открыть Internet Explorer двойным щелком ЛКМ по значку на рабочем
столе.
2) Ввести в адресную строку http://top140.com/fantasy/library/tolkien.htm
3) По полученным материалам выяснить, где и когда родился
Дж.Р.Р.Толкиен (автор книги «Властелин кольца»).
4) Скопировать полученные данные и вставить под номером 1 в файл
текстового процессора Microsoft Word 2003.
2. Передвижение по гиперссылкам поискового каталога.
1) Ввести в адресную строку – www.list.ru (название поискового
каталога).ENTER.
2) Выбрать рубрику «Культура и искусство», перейти по гиперссылке
театр
3) Перейти по гиперссылке – драматический театр.
4) Перейдём по гиперссылке «Большой Драматический Театр».
5) На сайте театра найти гиперссылку «История»
6) В полученном материале найдите дату основания большого театра. 7) Скопировать полученные данные и вставить под номером 2 в файл
текстового процессора Microsoft Word 2003
30
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Программа дополнительного образования по информатике для 1-4 классов "Мир компьютера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.