Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
2 кл
22.01.2017
Программа курса "Тайны грамматики" для детей 8 - 9 лет составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.Актуальность выбора курса "Тайны грамматики" ориентировано на связь с программным материалом по русскому языку, учитывается преемственность между начальным и основным общим образованием, пробуждает у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитывает любовь к языку; учит бережно обращаться с ним; вырабатывает навыки исследовательской работы, проектной деятельности.Материал курса "Тайны грамматики" представлен в занимательной, увлекательной форме. Дети активно включаются в работу, тем самым обогащая свой язык, а это значит, ребенок будет вдумчивым, увлекающимся учеником в настоящем и интересным, и внимательным собеседником в будущем.Программа курса "Тайны грамматики" включает в себя вопросы по всем разделам грамматики. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю, поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке.
Тайны грамматикиПрограмма кружка.docx
Пояснительная записка
Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению,
формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно
актуальны в настоящее время. Изучение лингвистических интересов обучающихся
начальных классов показывает, как велико их желание узнать новое о русском
языке. Это свидетельствует о любознательности, о той необходимой предпосылки,
которая позволяет воспитывать интерес и любовь к русскому языку. Однако
строгие рамки уроков и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на
вопросы детей.
Показать учащимся богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны»
поможет курс «Тайны грамматики». Программа курса "Тайны грамматики"
включает в себя вопросы по всем разделам грамматики. Но нельзя начинать
работу без экскурса в историю, поэтому включены в программу беседы по
истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности
положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается
различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес
у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к
слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии
вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии
стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.
Программа курса "Тайны грамматики" составлена с таким расчётом,
чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным
разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению
словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию
языкового чутья.
Актуальность выбора курса "Тайны грамматики" ориентировано на связь с
программным материалом по русскому языку, учитывается преемственность между
начальным и основным общим образованием, пробуждает у учащихся интерес к
изучению русского языка; воспитывает любовь к языку; учит бережно обращаться
с ним; вырабатывает навыки исследовательской работы, проектной деятельности.
Новизна данной программы позволяет показать обучающимся как
увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для
формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной
деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слов в
контексте ребята могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные
слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание
интереса к изучению мира слов должно побуждать у обучающихся стремление
расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Цели данного курса:
1. Формировать у обучающихся позитивного эмоциональноценностного
отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию,
понимание того, что правильная устная и письменная речь является
показателем общей культуры человека;
2. Развивать и совершенствовать грамотное письмо через обобщение и
систематизацию орфографических правил;
3. Дать начальное представление о нормах русского литературного языка и
правилах речевого этикета, развивать способность ориентироваться в целях,
задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативной задачи.
Задачи курса:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
Развитие коммуникативных умений, диалогической и монологической устной
и письменной речи;
Развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой
деятельности;
Расширение и углубление программного материала;
Обогащение словарного запаса учащихся;
Развитие связной устной и письменной речи;
Развитие самостоятельной познавательной деятельности;
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за
связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за
правильностью употребления форм слова;
Самостоятельное конструирование словосочетаний,
предложений,
продуцирование текстов.
Содержание курса "Тайны грамматики" предусматривает целенаправленную
работу по развитию у младших школьников универсальных учебных действий: Интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
Познавательных (учебнопознавательных мотивов, учебной познавательности
и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать,
сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их
достижением);
Регулятивных (планировать свою деятельность, осуществлять самооценку и
контроль своих действий,);
Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку:
любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности,
гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
Коммуникативных (организовывать сотрудничество).
Материал курса "Тайны грамматики" представлен в занимательной,
увлекательной форме. Дети активно включаются в работу, тем самым обогащая
свой язык, а это значит, ребенок будет вдумчивым, увлекающимся учеником в
настоящем и интересным, и внимательным собеседником в будущем.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех
учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая
познавательная деятельность. С целью развития языкового чутья, которое служит
основой для совершенствования речи, особое внимание уделено заданиям на
сопоставление внешне сходных, но различных по сути языковых явлений, а также
на анализ слов различных по форме, но близких или тождественных по значению
(синонимов). Большое внимание уделяется воспитанию у младших школьников
этических норм речевого поведения.
На изучение курса «Тайны грамматики» отводится 32 часа. Занятия
проводятся 1 раз в неделю, 32 занятия за учебный год.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается
на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность; связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Курс " Тайны грамматики" позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более
полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от
классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных
качеств школьника. Режим занятий:
Продолжительность занятий: 2 класс 40 минут.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие,
точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Формы подведения итогов:
тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады и т. д.
Календарно тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество
часов 1
2
3
4 5
6
7
По законам графики, или звуки и буквы.
Древние письмена. Как возникла наша письменность?
Буквы в слове переставим много новых слов составим!
Какие они разные гласныесогласные.
Привет, Страна Олимпия!
Морфемы и их роль в словах.
8 9
Смотри в корень. К кому и зачем пристают приставки?
Суффикс звучит загадочно.
Образование сложных слов, или коечто о действии
сложения.
Слово плюс слово пословица готова.
Где живут слова и как они находят место?
Существительное значит существует.
Живое неживое? С душою или без?
10
11
12
13
14
15
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Встреча с именами прилагательными.
Глагол часть речи или речь?
Законы орфографии.
Непроизносимые согласные или звуки потерялись.
Встреча с именами собственными.
Весёлая путаница частей слов и речи.
Где же хранятся слова?
Дружба звуков, или коечто о парных согласных.
Словарь или вселенная в алфавитном порядке.
Поговорим о происхождении, или этимология слов.
Однозначные и многозначные слова.
Слова – «родственники»
В гостях у омонимов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Дружба слов. Встреча с синонимами.
Когда значения спорят, или коечто об антонимах.
Встреча с фразеологизмами. Коечто об архаизмах.
Итоговое занятие. Привет, Страна Олимпия!
29
30
31
32
1
1
1
1
Итого: 32 часа Литература:
1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского
языка. М.: Астрель, 2002.
2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
3. Касаткина Н.А. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка
в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Волгоград: Учитель, 2005.
4. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.
5. Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом. Учебнометодический комплект.
ФГОС. 12е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
6. Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М.: Просвещение, 1992.
7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (14) Москва
“ВЛАДОС”, 2013 г.
8. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. Практикум для
учащихся (14 классов) М.: ВАКО, 2005.
9. Минскин Е.Н. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
10.Ракитина В.А., Рыжанкова В.Н. Повышаем грамотность детей с помощью
ребусов. СПб.: Детство ПРЕСС, 2007.
11.Сергеев В.Н. Словари наши друзья и помощники. М.: Просвещение, 1984.
12.Страхова Л. Л. Готовые сочинения для младших школьников. – СПб.:
Издательский дом «Литера», 2014
13.Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных
классах. М.: Просвещение, 1981
14.Шукейло В. А. Справочник школьника по русскому языку. 14 классы. –
СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014
Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Программа дополнительного образования по курсу "Тайны грамматики" (2 класс. русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.