Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.
Оценка 4.9

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
психологическая работа +2
Детсад
13.08.2018
Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего образования. С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
программа_кружка_по_обучению_чтению.docx
Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет. Пояснительная записка Основу дополнительной образовательнойпрограммы составляют:  1.Концепция  дошкольного образования детей       (1989г.);   2.  Федеральным   законом   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации»;         и знаний, умений. навыков амплификации. 3.   Концепция   Л.   А.   Венгера   о   развитии   способностей   ребенка   дошкольного   возраста, содержащая   утверждение,   что   главное   в   обучении   –   это   развитие   способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых   ситуациях,   осознанно   относиться   к   собственной   деятельности,   а   не   только формирование   4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития   ребенка   –   это   путь   обогащения,   наполнения   наиболее   значимыми   для дошкольника формами и способами деятельности, – путь 5. Концепция Д..Б Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”. Исследования   лингвистов,   психологов,   педагогов   (Л.А.   Венгер,   С.В.   Мухина,   Д.Б. Эльконин   и   др.)   показали,   что   дети   пятилетнего   возраста   наиболее   восприимчивы   к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н.А. Зайцев, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.). Формирование   у   детей   навыка   чтения   является   необходимой   базой   для   всего последующего   образования.   С   каждым   годом   увеличивается   число   детей,   у   которых проявляются  нарушения  чтения.   Они  испытывают   большие   трудности   в  осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство   зрительного,   пространственного   и   фонематического   восприятия   также  затрудняет формирование навыков чтения и письма. В настоящее время в условиях реализации основной образовательной программы   ДОУ и введению   ФГОС   в   общеобразовательные   учреждения,   требования   к   выпускнику дошкольного учреждения несколько изменились. В   характеристике   выпускника   ДОУ   значительное   место   уделяется   оценке   способности познавать   новую   информацию,   концентрировать   внимание,   удерживать   инструкцию   и сохранять высокий уровень активности при выполнении регламентированных заданий. Принимая   во   внимание   современные   тенденции   к   интенсификации   обучения дошкольников, и опираясь на мнение современных лингвистов, психологов и педагогов, которые   считают   пятый   год   жизни   ребенка   периодом   наибольшей   восприимчивости   к звуковой стороне речи, а шестой и седьмой ­ к ознакомлению со знаковой системой языка, мы посчитали   целесообразным расширить рамки курса подготовки к обучению грамоте.  Данная программа  направлена на подготовку детей 5 ­ 7 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. Особенностью данного курса является использование  принципа включения детей в целостную   мотивированную   деятельность,   в   процессе   которой   дети   в   игровой   форме решают поставленные перед ними задачи. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации каждого занятия       подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие этой программы   состоит   в   том,   что   занятия   подчинены   одной   теме   или   сюжету.   Предлагаются   разные варианты   занятий   с   использованием   разных   персонажей,   сюжетов   сказок,   элементов сюжетно­дидактической игры. Сюжетно­тематическая   организация   занятий   позволяет   добиться   устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это не маловажно, если учесть,   что   в   погодно­климатических   условиях   нашего   региона   у   детей   наблюдаются нестабильное  психоэмоциональное состояние,  быстрая  утомляемость. Такое  построение занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют:  Развитию всех компонентов речи;  Формированию навыка звуко­слогового анализа и синтеза;  Развитию познавательных процессов;  Развитию интеллектуальных и творческих способностей;  Формирование  психо­физической сферы;  Воспитание нравственно­эстетических чувств. Схема построения занятий включает следующие моменты:   Релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;  Мимические, голосовые,дыхательные и физические упражнения;  Работа над усвоением лексико­грамматического строя речи;  Физминутки и физпаузы несут дополнительную речевую нагрузку;  Задания на словотворчество детей;  Задания на развитие интеллектуальных способностей; Данная   программа   включает   следующие   направления   работы с   детьми   старшего дошкольного возраста:   формирование представлений о языковой действительности;  формирование навыков звукового анализа и синтеза;  подготовка руки к письму;  развитие интеллектуальных функций;  развитие эмоционально­волевой сферы; Значение: занятия   позволяют   детям   успешно   овладеть   звуковым   анализом   слова, состоящего   из   3   –   5   звуков;   плавным   послоговым   и   слитным   способами   чтения; складывается   весь   комплекс   готовности   к   письму.   Дети   постоянно   рассуждают, анализируют,   делают   собственные   выводы,   учатся   их   обосновывать.   Т.е.   формируется система знаний, имеющих значение не только при обучении ребенка чтению,  но и для всего последующего изучения родного языка. При выборе данного направления работы   педагогический коллектив   МБДОУ № 12  исходил из: 1. 2. 3. Объективной потребности в обновлении деятельности ДОУ в целом; Социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей; Реальных возможностей и условий дошкольного учреждения. Цель программы – обучение детей послоговому и слитному способам чтения. Задачами программы  являются:  формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;   развитие познавательных процессов,   развитие   умения     выполнять   звуковой   анализ   и   давать   качественную   характеристику звукам, свободно оперировать условно­схематическими моделями; формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение;  ознакомление  с  буквами  русского  алфавита;  составлению  слов  и  предложений  из  букв азбуки;  подготовка руки ребенка к письму;  развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.  воспитание самостоятельности,  инициативы,  настойчивости  в достижении поставленных  целей. Направление работы по подготовке к обучению грамоте.  Формирование представлений о языковой действительности.     1. Познакомить   детей   с   различными   языковыми   явлениями   (полисемия,   синонимия, антонимия, многозначность и т.д.) 2. Дать   детям   элементарные   теоретические   знания   о   речи,   структуре   текста   и   о   составе предложения из слов, а слов из слогов. 3. Сформировать   представления   о   звуках   речи   (гласные   и   согласные,   твердые   и   мягкие, звонкие и глухие). Формирование навыков звукового анализа. 1. Развивать умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слове. 2. Развивать умение определять место заданного звука в слове (начало,середина, конец) с использованием наглядных моделей.  3. Развивать умение оставлять наглядную схему слова с характеристиками согласных звуков. Подготовка руки ребенка к письму. 1. Развивать умение ориентироваться на тетрадном листе. 2. Развивать умение произвольно выполнять задания (графические диктанты). 3. Развивать умение изображать элементы печатных букв. Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Срок реализации – 2 года. Учебная программа рассчитана на 64 часа. Программа   предполагает   проведение   одного   занятия   в   неделю.   Продолжительность каждого занятия 30 мин. Общее количество учебных занятий в год 32.  Занятия имеют определенную структуру: Повторение материала предыдущих занятий; Пихогимнастика Артикуляционная гимнастика или разминка; уточнение правильного произношения звука; Знакомство   с   новым   звуком,   буквой:   игры   и   упражнения;   работа   по   развитию звукового анализа; Физкультминутка; Индивидуальная работа детей с разрезной азбукой; Чтение; Работа в тетрадях; Итог. Одновременно дети овладевают навыком слогового чтения.         Особенности организации процесса восприятия. При обучении дошкольников грамоте необходимо учитывать ряд особенностей: Введение   букв   параллельно   с   изучением   соответствующего   звука   позволяет добиться более быстрого запоминания его зрительного образа, получить дополнительную к слуховой  зрительную  опору  при  аналитической  деятельности,  а  также  улучшить навык слияния буквенных элементов при чтении. Применение   различной   символики   (схемы,   звуковые   «домики»,   звуковые «человечки» и пр.) повышает эффективность звуко­слоговой аналитической деятельности, а также контроль за усвоением соответствующих знаний. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Для   закрепления   навыков   звуко­   слогового   анализа   необходимо   использовать многочисленные лексические элементы. Предлагаемая последовательность предъявления речевого материала при обучении чтению следующая: сочетания из 2­х – 3­х гласных, прямые слоги, обратные, сочетания гласной   буквы   с   обратным   слогом,   односложные   слова   и   т.   п.   Таким   образом обеспечивается формирование навыка слитного послогового чтения, столь важного для будущих школьников. Правильное   называние   букв   (коротко,   без   добавления   гласных),   способствует слитному, плавному, послоговому чтению. Обучение   чтению   с   применением   большого   количества   игровых   заданий.   Их выполнение позволяет реализовать одновременно несколько задач: развитие внимания и памяти, повышение интереса к работе с буквами, совершенствование словесно­логического мышления, активизация творческих процессов. Понимание смысла всех слов, предлагаемых для чтения, написания, анализа или синтеза,   перед   соответствующей   деятельностью   должно   уточняться   с   детьми   и соотноситься ими с определенными предметами или явлениями действительности. Написание   предлагаемых   детям   слов,   не   расходится   с   их   произношением. Соблюдение   данного   принципа   на   начальном   пусковом   периоде   обучения   грамоте существенно облегчает детям переход к чтению и письму в условиях школы. Особенности организации практической деятельности детей. Существует множество приемов закрепления образа буквы: «Напишите» букву пальчиком в воздухе, на столе; Выложите печатную букву из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов; «Напишите»   букву   пальчиком   на   манке,   другой   мелкой   крупе,   предварительно насыпав тонкий слой крупы в коробку из­под конфет; Выложите букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе; Положите пластмассовые или магнитные буквы в мешочек. Предложите ребенку доставать   буквы   из   мешочка   и   называть   их.   Вы   можете   предложить   ребенку предварительно ощупывать буквы в мешочке, называть их, а потом доставать; Пальчиком «напишите» букву на тыльной стороне ладони ребенка, попросите его назвать эту букву. 7. 1. 1. 2. 3. 4. 5. Далее дети пишут букву по образцу по клеточкам в тетради. Развитие   звуковой   стороны   речи.   Опираясь   натактильный,   слуховой,   зрительный   и двигательный   анализаторы,   ребенок   самостоятельно   перечисляет   все   характеристики звука, используя следующие приемы: при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего   не   мешает:   ни   губы,   ни   зубы,   ни   язык,   то   есть   воздух   не   встречает   никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» ­ ребенок   дотрагивается   тыльной   стороной   ладони   до   горла,   чтобы   почувствовать   эту вибрацию. При произнесении согласного звука  воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык ( воздух встречает преграду, препятствие на своем пути). Чтобы определить звонкость­глухость согласного звука используется тот же прием с горлышком – если горлышко «гудит», значит , звук звонкий, если не «гудит» ­ глухой.  Можно прижать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» ­ глухой. Чтобы определить твердость­мягкость звука, ребенок обращает внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются» (можно воспользоваться зеркалом). Можно помочь кулачком: при   произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо. Подготовка   руки   к   письму. Развить   мелкую   моторику,   внимание   и   память,   зрительно­ пространственную   координацию,   воображение   ребенка,   закрепить   образ   звука   и   буквы (каждый рисунок обозначает в сказке предмет, со звучанием которого связаны изучаемый звук и буква) помогут рисунки по клеткам. При выполнении рисунка нельзя поворачивать тетрадь, проводить линии несколько раз. Взрослому необходимо следить за тем, как ребенок держит карандаш. Словесные рекомендации взрослого должны быть четкими, ясными и краткими. Нельзя ругать ребенка, повышать на него голос. Необходимо часто хвалить ребенка, даже когда его успехи невелики. После   того   как   ребенок   научится   видеть   клеточку,   определять   ее   центр,   проводить горизонтальные   и   вертикальные   палочки,   палочки   с   наклоном,   можно   переходить   к выполнению рисунков. Рисунки можно выполнять: 1. 2. 3. по словесной инструкции, с опорой на зрительный образ; по словесной инструкции, без опоры на зрительный образ (слуховой диктант); с опорой на зрительный образ, без словесной инструкции (срисовывание). Перед началом работы ребенок находит верхний левый угол страницы, отступает на 2 клеточки сверху, на 2 клеточки слева, ставит точку. Эта точка будет началом рисунка. Стадии звукового анализа: Процесс звукового   анализа –   это   особый   мыслительный   процесс.  И   как   любое умственное действие оно проходит несколько этапов.  1. Интонационное выделение звуков.       Его задачи:  научить детей выделять любые звуки в словах – интонационно (дддом). Слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого.  выделять и называть слова, в которых есть нужный звук (сначала с опорой на наглядность – картинку, предмет).   формировать умение произносить звуки изолированно и выделять первый звук в слове.   определять место звука – в начале, середине, конце слова.  То есть, первое чему надо научить детей в звуковом анализе это интонационно выделять звук.  Важно!   К   схеме   надо   обращаться   тогда,   когда   дети   научаться   интонационно выделять звуки   и   на   основе   этого   определять   их   мест     в   слове.   Со   схемой звукового анализа педагог знакомит на примере слова ау.   Алгоритм  (последовательность   выполнения)   –   слово   произносится   протяжно   – выделяется   1   звук   ааа   –   выделяется   2   звук   ууу.   Дошкольникам   сложно   в   силу   своих особенностей   опираться   только   на   произношение,   устанавливая   порядок   следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность, фишка.  И.Эльконин предложил моделировать слова в виде картинки­схемы звукового состава. На картинке   изображен   предмет,   слово­название   которого   должно   быть   проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового анализа в виде горизонтальных клеток по   числу   фонем.   Вместе   со   схемой   детям   дается   несколько   одноцветных   фишек. Например, картон, пластик; круглый, квадратный; серый, желтый. Фишками заполняется схема на основе последовательного выделения звуков. Картинка   и   схема   позволяет   наглядно   показать   слово   в   предметном   плане.   Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки или другое графическое обозначение являются заместителями – символами звуков. В дальнейшем можно совершать звуковой анализ без заданной схемы.  2.Дифференциация гласных, согласных звуков. Алгоритм – выделение гласного звука + отметка на схеме фишкой ­ выделение согласного звука  +  отметка   на  схеме   фишкой.   На   этом  же   этапе   происходит   установление   места ударения в слове, т.е. ударный гласный. В слове только одно ударение.  Важно   правильное   ударение,   иначе   слово   нельзя   будет   узнать   и   понять.  Алгоритм  – выделение ударного слога – выделение ударного гласного звука + отметка на схеме места ударения.  3. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости (в дальнейшем по глухости и звонки, это уже школа).  Алгоритм – выделение согласного звука + определение мягкости­твердости + отметка на схеме определенной фишкой. Дети определяют мягкие и твердые звуки. Объяснить это можно   разными   способами.   Например,   Л.Е.   Журова   делает   это   в   игровой   форме. Парные звуки (м­м/) называются «Братцами», твердые звуки – «Сердитыми», мягкие звуки – «Добрыми».  Так   же   через   игровую   ситуацию   происходит   знакомство   детей   с твердыми   и мягкими звуками.   Например,   вносят   2   куклы.   Кукла   в   синем   костюме,   нахмуренная,   сердитая. Кукла в зеленом костюме, веселая. У детей есть картинки. Они их распределяют так – несут кукле в синем костюме картинку с первым твердым звуком в слове (как вариант). Далее дети замещают куклы фишками синего и зеленого цвета.  4.Проведение звукового анализа без опоры на наглядность  – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).      В результате изучения программы дошкольник должен: Предполагаемый результат: Хорошо   владеть   понятиями:   «слово»,   «звук»,   «буква»,   «предложение»;   знать порядок букв и их названия; Различать   гласные   и   согласные   (твердые   ­   мягкие,   звонкие   –   глухие)   звуки; выполнять звуковой анализ; Правильно ставить ударение в знакомых словах; Свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры; Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце; Проявлять любовь к родному языку; Выполнять рисунки по клеточкам.                                   Уровни освоения программы. Низкий.  Ребенок   различает   слово   и   звук.   Выделяет   звуки   в   слове   только   с   помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки. Средний. Ребенок   допускает   ошибки   в   звуковом   анализе   слов,   затрудняется   в дифференцировке   твердых   и   мягких   звуков.   Медленно   читает   по   слогам,   с   ошибками составляет слова простой структуры. Высокий. Ребенок   проявляет   интерес   к   языку,   самостоятельно   производит   звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные   и   согласные,   твердые   и   мягкие   звуки,   активно   участвует   в   составлении предложений   по   «живой   модели»,   правильно,   плавно   читает   по   слогам   с   постепенным переходом   к   чтению   целыми   словами.   Правильно   составляет  из   букв  разрезной   азбуки слоги и слова простой структуры.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.

Программа дополнительного образования по обучению чтению детей 5 – 7 лет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018