Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс
Оценка 4.6

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
rtf
воспитательная работа
1 кл
22.11.2018
Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс
Образовательная программа элективного курса "Этикет" составлена на основе авторской программы Наследовой Н. И. "Этикет", Старункиной Е. Л. "Этика и этикет в начальной школе", Богуславской Н.Е. "Весёлый этикет". В рабочей программе представлены содержание образования, ожидаемые результаты. Срок реализации - 1 год.
пояснительная записка.rtf
1.  Пояснительная записка дополнительной образовательной программы  "Этикет". Образовательная   программа   элективного   курса   "Этикет"   составлена   на   основе авторской программы Наследовой Н. И. "Этикет", Старункиной Е. Л. "Этика и этикет в начальной   школе",   Богуславской   Н.Е.   "Весёлый   этикет".   В   рабочей   программе представлены содержание  образования, ожидаемые результаты. Культурно­речевое   воспитание   детей   ­   дело   большой   социальной   значимости.   Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Как следствие, у него формируется чувство   ущербности,   комплекса   неполноценности.   Предупредить   такие   проблемы разумнее, нежели устранять их последствия. Занятия по программе "Этикет" в начальной школе позволяет интегрировать знания, полученные   в   процессе   обучения   по   предметным   курсам,   с   воспитанием   личности младшего школьника. В программе нашли отражение нормы, вобравшие в себя основные идеи   гуманизма.  Эти   нормы   трансформируются   в  нравственные   правила,  доступные   и понятные   ребёнку,   которые   призваны   служить   руководством   к   действию,   выбору общественно­ценных форм поведения. Цель программы:  Развитие потребности в доброжелательном общении с окружающими. Формирование у детей нравственных ориентиров в построении деятельности и взаимоотношений, основ мировоззрения самовоспитания. Задачи программы:   Расширить навыки поведения в различных ситуациях (знакомство, приветствие и прощание,   просьба   и   отказ,   утешение   и   извинение,   благодарность   и поздравление).  Формирование элементарных правил вежливого общения, поведения дома и в общественных местах.  Развитие представлений о хороших и плохих поступках, умения оценивать их. Развитие навыков распознавания эмоционального состояния и адекватного отношения переживаний. Данные занятия предположительно помогут младшему школьнику: ­ осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения; ­ понять не только свой внутренний мир, но и мир другого человека; ­   подойти   к   пониманию   взаимосвязи   нравственных   и   материальных   ценностей, приоритета первых над вторым; Образовательная   функция   занятий   состоит   в   постижении   специфики   нравственных явлений,   системы   соответствующих   представлений   и   понятий.   Эти   занятия   обогатят представления   учеников   о   мире,   раскрывая   связи   и   соотношения   морального общественного   сознания   и   индивидуального   нравственного   сознания,   зависимости   их уровня от культуры социальной жизни. Воспитывающая функция определяет формирование нравственной стороны личности как её стержневого образования. Возраст детей ­ 7­8 лет. Сроки реализации программы ­ 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Максимальное количество часов ­ 117 . Используются фронтальные, групповые формы. Занятия проводятся всем составом. На занятиях моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, нравственных установок. Широко используются литературные произведения о чувствах, поступках, поведении для анализа, постановок; подвижные   и   коммуникативные   игры;   чаепитие;   творческие   задания  ­   рисунок,  лепка, работа   с   семейными   фотографиями.     Программой   предусмотрено   посещение   музея, библиотеки, концертов, катка и других общественных мест.  В результате программы ребёнок:   Обогатит свой активный словарь.  Будет увереннее себя чувствовать в различных ситуациях.  Познакомится   с   правилами   этикета,   узнает   историю   его   возникновения   и необходимость в современной жизни.  Научится оценивать поступки исходя из своих представлений о вежливости.  Станет лучше различать свои эмоциональные состояния и чувства других. По окончании курса проводится занятие ­ путешествие с викториной. 2. Программа курса "Этикет". Учебно­тематический план № п/п Название темы Вводное занятие 1. Как я выгляжу 2. Знакомство 3. Школьный этикет 4. Зачем быть вежливым 5 Правила общения 6. Сказка о вежливости 7 Добро и зло в сказках 8. Твои поступки и твои родители 9. Обязанности ученика в школе и  дома 10. Чем богат человек 11. Внешкольный этикет 12. Ты и твоё здоровье 13. Праздничный этикет 14. Наш класс 15 Дружба 16. Моя мама ­ самая лучшая 17. Наши четвероногие друзья 18. Письмо 19. Учись общаться 20. Безопасность 21. Этикет от прошлого до наших дней 22. Сказки в нашей жизни Заключительное занятие Всего 1,5 7,5 3 4,5 1,5 4,5 4,5 7,5 1,5 3 1,5 16,5 3 13,5 3 7,5 1,5 7,5 4,5 7,5 6 3 1,5 1,5 Количество часов Теория Практика 1,5 1,5 1,5 4,5 6 1,5 3 1,5 1,5 1,5 1,5 6 3 3 1,5 4,5 4,5 6 1,5 3 1,5 12 3 7,5 3 6 1,5 4,5 3 6 4,5 3 1,5 1,5 Итого: 117 93 24 3. Содержание программы Введение. Этика ­ наука о морали. Дать понятие "Этика", соотнести его с понятием "этикетка". "Этикетка" поведения каждого человека. Этика как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики. Тема 1. Как я выгляжу. Дать понятие "внешний вид" (одежда, причёска, поза, жесты, мимика, речь). Значение для   человека   внешнего   вида.   Показать   необходимость   бережного   отношения   к   своим вещам и умение поддерживать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек. Практические занятия: моделирование школьной формы, одежды для праздника. Школьные и праздничные причёски. Мимика, речь и жесты при знакомстве, оказании помощи, встрече. Тема 2. Знакомство. Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Тема 3. Школьный этикет. Понятия   "этикет"  и   "основные   правила   поведения   в   школе".   Ты   ­   ученик.   Помочь учащимся осознать их роль в школе. Правила поведения на уроке и перемене, школьном дворе.   Игры   на   переменах,   школьном   дворе.   Понятие   о   школьных   принадлежностях. Сюжетно­ролевая игра "Я на уроке". Тема 4. Зачем быть вежливым. Понятия:     "вежливость",   "привычка",   "хорошее   поведение",   "поступок",   "добрый поступок", "плохой поступок", "дракон внутри человека". Вежливость ­ самая нужная и необходимая привычка человека. Тема 5. Правила общения. Понятие   вежливого   общения.   Привычка   употреблять   вежливые   слова.   Желание   и умение сопереживать, оказывать помощь окружающим как основа вежливого отношения к ним.   Важность   доброжелательного   характера   общения   со   сверстниками.   Культура поведения в семье.  Тема 6. Сказка о вежливости. Понятия  "сказка" , "вежливость", "поступок", "добрый поступок", "плохой поступок", "дракон   внутри   человека".   О   дружбе   и   взаимопомощи   людей.   Как   исправить   плохой поступок. Тема 7. Добро и зло в сказках. Объяснить понятия  "добро ­ хорошо" , "зло ­ плохо" , "сказка" . Показать, что добро всегда   побеждает   зло,   потому   что   этой   победе   помогает   природа,   звери,   люди   (на примерах художественной литературы). Театральная постановка. Тема 8. Твои поступки и твои родители. Объяснить понятия "родители" , "уважение к родителям" . Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям. Тема 9. Обязанности ученика в школе и дома. Понятие   "обязанность"   .   Обязанности   в   школе   и   дома.   Показать   необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. Тема 10. Чем богат человек. Объяснить понятия "богатство" , "характер" , "сундучок" . Богатство человека ­ в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране. Тема 11. Внешкольный этикет. Манеры поведения. Основные правила поведения в общественных местах (кино, театре, цирке,   представлении,   катке,   транспорте   и   т.д.).     Умение   правильно   реагировать   на приглашение   в   гости.   Формирование   понимания   элементарного   этикета   разговора   по телефону,   построение   разговора   по   телефону.   Ситуации:   звонок   другу;   родителям   на работу;   к   телефону   просят   члена   семьи;   ошиблись   номером.   Телефон   на   улице,   его назначение. Продолжительность разговора. Умение обратиться к незнакомому человеку на улице  с вопросом, просьбой.  Формы привлечения внимания, типовые  вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко "Я Вас знаю!"  Посещение спектакля, кино, библиотеки, музея, катка, прогулка в парк. Тема 12. Ты и твоё здоровье. Понятия   "здоровье"   ,   "режим   дня"   ,   "личная   гигиена"   .   Режим   дня   и   укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита. Тема 13. Праздничный этикет. Дать понятие "праздник" , "праздник в классе" , "семейные праздники" , "календарные праздники"   ,   "государственные   праздники"   .   Эмоции.   Показать,   как   эти   понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости. Составление программы домашнего праздника, школьного праздника. Тема 14. Наш класс. Дать   понятия  "класс" , "коллектив   класса" .  Необходимость   вежливого   общения   и взаимопомощи в классе.  Тема 15. Дружба. Необходимость формирования умения управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях. Знакомство с понятием "друг" . Формирование таких качеств, как умение дружить, беречь дружбу. Тема 16. Моя мама ­ самая лучшая. Дать   понятие   "внимание",   "забота",   "чуткость",   "сострадание".   Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы. Тема 17. Наши четвероногие друзья. Ответственность принятия решения завести животное. Уход за животным. Для чего человек приручил животных. Выбор кличек различным животным. Животное не может быть   подарено   без   согласования   с   будущим   владельцем.   Рассказ   о   своём   любимце. Составление книжки ­ раскладушки "Наши питомцы". Урок ­ театр "Мы в ответе за тех, кого приручили". Знакомство с профессией ­ ветеринар. Тема 18. Письмо. История   письма.   Письмо   и   технические   средства   связи.   Традиционные   формы построения   письма,   аккуратность   и   разборчивость   написания.   Ответ   на   письмо, своевременность ответа. Чужое письмо. Составление письма. Тема 19. Учись общаться. Дать   понятия   "диалог"   ,   "общение"   ,   "уважение".   Правила   составления   диалога. Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении  с  взрослыми. Сюжетно ­ ролевые игры. Тема 20. Безопасность. Понятие   здорового   образа   жизни.   Правила   поведения   в   морозы,   в   жару.   Правила поведения во время дождя и в грозу. Безопасность поведения на воде. Когда ты дома один. Сюжетно­ ролевая игра. Составление сборника "Наша безопасность". Тема 21. Этикет от прошлого до наших дней.  Проследить на достигнутом уровне логику развития этикета, замену отживших норм поведения новыми, диктуемыми новыми условиями времени. Обобщить полученные за год учащимися знания по этикету. Тема 22. Сказки в нашей жизни. Правила   этикета   в   сказках.  Этикет   в  сказках   и  отношения   между   людьми.  Урок  ­ конкурс. Заключительное занятие. Подвести итоги проведения занятий этикета, уровень усвоения учащимися этических норм и применения их в разных ситуациях. Конкурсная программа.  4. Список литературы для педагогов и учащихся. 1. Старункина Е. Л. Этика и этикет в начальной школе.. ­ М., 2002. 2. Дик Н. Ф. Этикет. ­ изд­во Феникс, 2008. 3. Богуславская Н. Е. Весёлый этикет.­ Екатеринбург: "Литур", 2000. 4. Богданова О. С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими      школьниками.­ М., 1982. 5. Васильева­Гангнус Л. Азбука вежливости. ­ М.,1989.  6. Гусейнов А. Н., Апресян Р. Г.  Этика.­ М.,1999. 7. Доренко Е. Н. Азбука этикета. ­ М., 1996. 8. Лихачёва Л. Уроки этикета. ­ Екатеринбург, 1996. 9. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. ­ Лениздат: Фирма "Человек", 1991. 10. Сергеева Е. Где живут сказки? ­ СПб., 1992. 11. Сергеева Е. Л. Путешествие в мир сказок. ­ СПб., 1994. 12. Хихачёва Л. Школа этикета. ­ Екатеринбург, 1997. 13. Чудакова Н. В.  Этикет от А до Я для детей и взрослых. ­ М., 1976. 14. Всё об этике. Сборник. ­ изд­во "Феникс", 1995. 15. Методические рекомендации к урокам этики для начальной школы. ­ Краснодар, 1991. 16. Словарь по этике. Под ред. И. С. Кона. ­ М., 1981. 17. Этикет на все случаи жизни. ­ М., 1999. 18. Козлов Н. Философские сказки. ­ Ростов­на­Дону: изд­во "Феникс", 1994. 19. Братец кролик. Сборник сказок. ­ СПб., 1994. 20. Лукоморье. Сказки русских писателей. ­ М., 1969.Барто А. Л. Собрание сочинений в трёх              томах. ­ М., 1969. 21. Носов Н. Собрание сочинений в трёх томах. ­ М., 1969. Программу составила учитель начальных классов МОУ ООШ № 21         ________________                   Н. В. Квасова МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 Принята на заседании                                                Утверждена приказом педагогического совета                                              директора МОУ ООШ № 21 "___"  __________ 2009 г.                                          ____________ Л.Ф. Орлова Протокол № ______                                                    Приказ № _______                                                                                       от "____" ____________ 2009 г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ЭТИКЕТ" Автор: Квасова Наталья Владимировна   учитель начальных классов  МОУ ООШ " 21 Возраст обучающихся: 7­8 лет Срок реализации: 1 год г. Оленегорск 2009 год

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс

Программа дополнительной образовательной деятельности "Этикет" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018