Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектирование данной программы вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности. Особенность программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья учащихся. Перспективная программа воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в младших классах составлена на 4 года. Данная программа составлена с учётом разных возрастных особенностей.Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста.
Иконка файла материала Программа духовно.docx

Программа духовно-нравственного развития и воспитания ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Учитель МБОУ «СШ№10 с УИОП» Бутырина Г. Н,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Проектирование данной программы вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности. Особенность программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья учащихся.

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации.

Перспективная программа воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в младших классах составлена на 4 года. Данная программа составлена с учётом разных возрастных особенностей.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого,” – писал В.Сароян. В этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному развитию личности ребёнка, таких как, краеведение, основы духовно-нравственной культуры народов России, мировая художественная культура, хореография, а также поиск педагогами новых, нетрадиционных подходов к обучению.

 

  1. 1 Цель и задачи программы

             по духовно-нравственному воспитанию

 

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

 

Цель программы:

- формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.

 

Задачи программы:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

5. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

 

1.2 Основные принципы программы.

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

  • Построение жизни на основе требований христианского совершенства.
  • Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
  • Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
  • Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры).

II. Принципы отбора содержания образования.

  • Научность и доступность (сочетание современных достижений педагогики и психологии).
  • Учет требований типовых программ.
  • Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации занятий.

  • Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

 

1.3 Основные характеристики деятельности.

1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2. Изложение материала рассчитано на четыре года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй и третий год - проводится работа по расширению и закреплению имеющихся знаний. Четвертый год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.

3. Программа рассчитана на четыре возрастные группы: с 7 до 8, с 8 до 9, с 9 до 10 и с 10 до 11 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

 

Наглядный метод используется во время:

  • экскурсий в музей, библиотеку, на производство;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • проведения ролевых игр;
  • посещение выставок;
  • экскурсий по поселку, целевых прогулок;
  • моделирование из бумаги и картона.

Словесный метод используется во время:

  • чтения литературных произведений во время театрализованных постановок;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

 

1.4 Формы работы с детьми.

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр фильмов, мультфильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
  • Творческие вечера.
  • Организация соревнований по плаванию и тхеквондо.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:

  • спортивно-оздоровительное - блок «Я и здоровье»
  • художественно-эстетическое - блок «Я и культура»
  • научно-познавательное - блок «Я и мир»
  • гражданско-патриотическое-блок «Я и Отечество»
  • трудовое-блок «Я и труд»
  • проектная деятельность – блок «Мы учимся для жизни»

1.5 Ожидаемые результаты.

  • усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру;
  • формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической картины мира;
  • воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;
  • приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
  • формирование деятельного отношения к труду;
  • формирование здорового образа жизни.

1.6 Содержание программы «Азбука нравственности»

Направления в работе

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

«Я и мир»

- «День знаний» Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия»,» Телефонный этикет» и др.

- Проигрывание сюжетов «Как поднять настроение маме».

- Праздники в школе и дома: «У нас гости», «Праздник вежливости».

«Неделя книголюбов»

 

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Экскурсия в районную библиотеку

сентябрь

Октябрь

 

Ноябрь

 

Март

 

Декабрь

Январь

 

 

сентябрь

 

январь

 

февраль

Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности

«Я и Отечество»

-Экскурсии в школьный музей

- День лицеиста

- День Единства

-Славные страницы истории

- «Я – гражданин»

- «Сыны Отечества – защитники земли русской»

- Встреча с ветеранами ВОВ

- Экскурсия в п. Добринка

-акция «Цветок ветерану»

В течение года

Октябрь

Ноябрь

Февраль

 

 

Декабрь

 

Февраль

В течение года

Апрель

 

Формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества

«Я и культура»

-Конкурсы пьес-сказок

-Новогодняя сказка

-Исполнение русских частушек, народных песен.

 

«Осенний марафон»

 

 

Экскурсия «Природа и поэзия»

 

«Вместо елки – новогодний букет»

Апрель

Декабрь

Март

 

 

октябрь

 

 

ноябрь

 

декабрь

Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика

 

«Я и труд»

-Беседы:

- «Умственный и физический труд»,

-«Необходимость труда»,

-«Правила учебного труда»,

-«Тысяча профессий» и др.

Занятия по конструированию, кружок технического творчества

 

Акция «Мастерская деда Мороза»

 

 

Акция « Поможем птицам»

 

Мои поручения в классе и дома

«Моя клумба»

 

Сентябрь

 

Октябрь

 

Декабрь

 

Февраль

 

декабрь

 

 

Ноябрь

 

сентябрь

апрель

Формирование у школьника культуры труда, этики трудовых отношений

«Я и здоровье»

-Русские национальные игры.

-Беседы: «Твой режим дня»,»Питание и здоровье» и др.

Соревнования

-«Веселые старты»

-«Олимпийские игры»

-«Мой безопасный маршрут в школу»

Конкурс рисунков « Если хочешь быть здоров!»

В течение года

В течение года

 

Декабрь

Апрель

сентябрь

 

 

февраль

Формирование у школьников культуры здоровья и интереса к спорту и оздоровлению

«Мы учимся для жизни»

«Зеленая планета» - проект

( создание живого уголка в классе).

В течение года

 

Формирование культурного отношения к природе

1.7 Содержание программы «Экология души»

Направления в работе

 

Мероприятия

 

Сроки

 

 

Ожидаемые результаты

«Я и мир»

Заочное путешествие « Наш дом- планета Земля».

Игры на развитие: упражнение по развитию памяти, внимания, воображения

Беседы:

« Какой я? Кто я?», « Хочу все знать», « Я и мы», « Золотое правило уважения» и др.

Игра экспромт: « Наш портфель»,

Праздник « Свет дружбы»,

Экскурсия в библиотеку:

«Красная книга Липецкой области»,

Урок православия «Религии русского народа»,

Заочное путешествие по музеям России

Интеллектуально-познавательная игра « Поле чудес»

Сентябрь

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

 

Октябрь

 

Ноябрь

Декабрь

 

 

Январь

 

Февраль

 

Март

 

 

 

Понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, доброжелательности,

Способность к сопережеванию бескорыстности.

«Я и Отечество»

Праздник первого звонка.

 

Акция подарок ветерану.

 

Конкурс «Дорога глазами

детей»

Беседы « С чего начинается Родина?», « Русский богатырь Илья Муромец»,

 

« Моя малая Родина»,

Экскурсия в школьный музей « История Липецкой области»,

Выставка рисунков « Краски земли Добринской»,

Конкурс стихов « Пою мое Отечество»

Праздник « Я гражданин России»

 

Сентябрь

 

Апрель

 

Октябрь

 

В течение года

 

 

Ноябрь

 

 

 

Январь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Формирование убежденности учащихся в том, что настоящий гражданин гордится своей Родиной , изучает историко-духовное наследие.

« Я и культура»

Посещение кинотеатра

« Фильм! Фильм! Фильм!»,

 

Театрализованный конкурс « В гостях у сказки»,

 

Общешкольное мероприятие «Созвездие»

Беседы: « Что такое красота?», « Кого мы называем честным?»,

« Наша совесть» и др.

 

Экскурсия в Никольский храм ,

Занятия по интересам:

« Хореография»,

«Вокал»,

« Волшебный крючок»,

« Юный цветовод»

 

Фольклорный праздник « Здравствуй, весна!»,

 

 

Экскурсии в природу

« Осенняя симфония»»

« Зимняя сказка»

« Весеннее преображение»

«Цветочный карнавал»

 

 

В течение года

 

Декабрь

 

 

Апрель

 

В течение года

 

 

 

Май

 

 

В течение года

 

 

 

Март

 

 

 

Сентябрь

 

Январь

Март

Май

Умение видеть прекрасное в окружающем мире, занятие детей в одном из кружков.

« Я и труд»

Выставка « Сделай сам»,

 

Игра « Цепочка добрых дел»

 

Беседы « Как хлеб на стол пришел»,

« Чем пахнут ремесла» и др.

 

Экскурсия в музей:

« Духовно-нравственные традиции крестьянского труда на Руси»

 

Февраль

 

Октябрь, апрель

В течение года

 

 

Январь

Развитие навыков самообслуживания.

 

« Я и здоровье»

Организация физкультминуток,

 

Выставка рисунков « Нет вредным привычкам»,

 

Праздник «Друзья Мойдодыра»,

Общешкольное мероприятие « Тропинка здоровья»,

 

Занятия- практикумы:

« Опрятно и красиво одеваться»,

« Как оформить свою комнату»,

 

Беседы: « Зачем делать «Утреннюю зарядку?»,

« Умеешь ли ты пить и есть?»

Занятие в секциях :

« Плавание», « Тхэквондо»,

« Русские народные игры»

 

В течение года

 

Ноябрь

 

 

Декабрь

 

Апрель

 

 

В течение года

 

 

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

Осознание учащихся заботиться о своем здоровье, укрепление здоровья школьников.

« Мы учимся для жизни»

Проект « Школа трудолюбия» ( озеленение начальной школы, цветник у школы).

В течение года

Эстетическое отношение детей к окружающему миру и труду, как к источнику радости и творчества

1.8 Содержание программы «Семейный очаг»

Направления в работе

 

Мероприятия

 

Сроки

 

 

Ожидаемые результаты

« Я и мир»

Беседы:

« Бабушки и дедушки- источники мудрости»,

« Что значит быть хорошим сыном и дочерью?»,

 

Экскурсия «Быт и жизненный уклад русской семьи»,

 

Неделя православной культуры « Традиционные праздники русской семьи»

 

Игра « Давайте говорить друг другу комплементы»

 

Экскурсия в библиотеку « Великие русские ученые»,

 

Конкурс сочинений : « Я люблю свою маму», « Об отце говорю с уважением».

 

Устный журнал «Моя родословная»

В течение года

 

 

 

 

 

Декабрь

 

 

Январь

 

 

 

Октябрь

 

 

 

Февраль

 

Ноябрь

Февраль

 

 

Март

Формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, основанных на уважениях к семье и её традициям.

«Я и Отечество»

Благотворительная акция « Звезды Победы»

 

Заочное путешествие « Здесь живет моя семья»

 

День открытых дверей « Школьный день вместе»

 

Беседы: « Русское народное творчество», « Традиции моей семьи», « как проживешь, так и прослывешь», ид.

 

Конкурс рисунков: « Береги природу наш дом»,

 

Конкурс театрализованной песни « Песни в солдатских шинелях»

 

Встречи с ветеранами войны и труда « Мы вместе»,

 

Экскурсия в школьный музей « подвиги земляков в годы ВОВ».

Май

 

 

Октябрь

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

 

 

 

Март

 

 

Февраль

 

 

 

Апрель

 

 

Декабрь

Формирование уважения к членам семьи, привлечение родителей к жизни класса и лицея, расширение знаний традиций Русской культуры.

« Я и культура»

Соревнование- конкурс « Мама, папа, я – дружная семья»,

 

Праздники: « Милые мама», « Мои родные- защитники Родины»,

 

Беседы : « История русского этикета», « Традиционные праздники русской семьи»,

 

День славянской письменности и культуры

Октябрь

 

 

Март, февраль

 

 

 

В течение года

 

 

 

Май

Изучение богатства и наследия своей семьи, формирование ценностного отношения к членам совей семьи.

« Я и труд»

Экскурсия на швейную фабрику

 

Изготовление макетов «Русский дом»,

 

Беседы: « Трудовое воспитание в семье», « Мои обязанности в семье»,

 

Изготовление поделок и сувениров к праздникам : « 8 марта», « День защитника Отечества», « 9 мая».

 

Конкурс выставки кружков: « Умелые руки», « Волшебный крючок», « Глиняная игрушка»

Ноябрь

 

Декабрь

 

 

В течение года

 

 

 

Февраль, Март, Апрель.

 

 

 

В течение года

Воспитание почитания к труду взрослых, укрепление традиций семьи.

« Я и здоровье»

Семейный праздник: « Большие гонки»

 

Встречи родителей со специалистами- врачами « Здоровье детей в наших руках»,

 

Практикум « Секрет голливудской улыбки»,

 

Экскурсия в аптеку « Мои друзья витамины»,

 

Конкурс « Смак» (любимые блюда нашей семьи).

 

Поход « Вместе весело шагать…»

 

 

 

 

Апрель

 

 

Декабрь

 

 

 

Ноябрь

 

 

Октябрь

 

 

Март

 

 

Май

Вовлечение всех членов семьи в спортивно- оздоровительные мероприятия, формирование основ здорового образа жизни.

« Мы учимся для жизни»

Проект « Мои в труде и бою»

В течение года

 

1.9 Содержание программы «Гармония и здоровье»

Направления в работе

 

Мероприятия

 

Сроки

 

 

Ожидаемые результаты

« Я и мир»

Устный журнал « Очевидное невероятное»

 

Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда?

 

Беседы: «Спартанцы, кто они?», « Из истории олимпийского движения»,

 

Конкурс сочинений « Спорт в моей семье»,

 

Конкурс сказок, услышанных от бабушек.

 

Встречи с настоятелем Никольского храма, отцом Александром « Божьи заповеди»,

 

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

В течение года

 

 

 

Декабрь

 

 

Март

 

 

 

Апрель

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, привитие ему основополагающих принципов нравственных на основе православных и культурно-исторических традиций России.

« Я и Отечество»

Беседы и кл. часы: « Овеянные славой, Флаг наш и герб»,

« духовное наследие России»,

« Что значит любить Родину?»,

 

Акция « Гайдарики» ( помощь пожилым людям)

 

Конкурс рисунков « Наша армия»,

 

Конкурс песни « Песнь могучая, песнь раздольная»,

 

Митинг « День юного героя антифашиста»,

 

Уроки мужества,

 

Литературно-поэтический салон « Русь- моя малая Родина!»

 

В течение года

 

 

 

В течение года

 

Январь

 

 

Апрель

 

 

 

Февраль

 

 

Январь

 

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие общественной активности учащихся, расширение знаний о своем крае и России

«Я и культура»

Конкурс рисунков и плакатов « О спорт, ты мир!»,

 

Конкурс стихов о спорте

 

Русские народные зимние традиции:

- Колядки;

- Масленица;

- Рождественские посиделки;

 

Экскурсия в библиотеку « Прикоснуться к вечности» ( храмы Добринского района),

 

Встреча с поэтом – земляком Сидоровым

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

Январь, февраль

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

Май

Развитие творческих способностей, предоставление возможностей реализовываться

В соответствии со своими склонностями и интересами.

« Я и труд»

Акция « Сохраним лес» ( сбор макулатуры),

 

Работа в уголке живой природы

 

Самообслуживание и дежурство в классе ( выполнение поручений)

 

Акция « Осенняя неделя добра»

«Весенняя неделя добра»

 

Занятие в кружках по интересам:

« Юный столяр», « Умелые руки»,

 

Беседы: « Кем быть?», « Мир твоих увлечений»

 

Март-апрель

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

Сентябрь- октябрь

Апрель

 

В течение года

 

 

В течение года

Воспитать положительное отношение к труду, как к важнейшей ценности жизни

« Я и здоровье»

Беседы: « Спорт и здоровье»

« В здоровом теле - здоровый дух!»,

« Не навреди себе , не навреди Земле»,

 

Общешкольный праздник « Малые Олимпийские игры»

 

Военно-спортивный праздник «Богатырские забавы»

 

 

Соревнования по лыжам « Олимпийцы среди нас»

 

Занятия по секциям :

« Плавание»

« Фитнес»

« Футбол»

 

Поход « За здоровьем на природу»

В течение года

 

 

 

 

Декабрь

 

 

Январь

 

 

 

Февраль

 

 

В течение года

 

 

 

Май

 

Выработать у учащихся потребность в постоянном укреплении своего здоровья и занятиям разными видами спорта.

« Мы учимся для жизни»

Проект « от детской игрушки до изобретения»

В течении года