Программа духовно-нравственного развития и воспитания ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель МБОУ «СШ№10 с УИОП» Бутырина Г. Н,
Пояснительная записка
Проектирование данной программы вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности. Особенность программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья учащихся.
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая и детско-юношеские движения и организации.
Перспективная программа воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в младших классах составлена на 4 года. Данная программа составлена с учётом разных возрастных особенностей.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого,” – писал В.Сароян. В этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному развитию личности ребёнка, таких как, краеведение, основы духовно-нравственной культуры народов России, мировая художественная культура, хореография, а также поиск педагогами новых, нетрадиционных подходов к обучению.
по духовно-нравственному воспитанию
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
Цель программы:
- формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи программы:
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
5. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
1.2 Основные принципы программы.
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
II. Принципы отбора содержания образования.
III. Принципы организации занятий.
1.3 Основные характеристики деятельности.
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на четыре года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй и третий год - проводится работа по расширению и закреплению имеющихся знаний. Четвертый год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.
3. Программа рассчитана на четыре возрастные группы: с 7 до 8, с 8 до 9, с 9 до 10 и с 10 до 11 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
Словесный метод используется во время:
Практический метод используется, когда необходимо:
1.4 Формы работы с детьми.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:
1.5 Ожидаемые результаты.
1.6 Содержание программы «Азбука нравственности»
Направления в работе |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
«Я и мир» |
- «День знаний» Ролевые игры: «Правила знакомства и приветствия»,» Телефонный этикет» и др. - Проигрывание сюжетов «Как поднять настроение маме». - Праздники в школе и дома: «У нас гости», «Праздник вежливости». «Неделя книголюбов»
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Экскурсия в районную библиотеку |
сентябрь Октябрь
Ноябрь
Март
Декабрь Январь
сентябрь
январь
февраль |
Приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности |
«Я и Отечество» |
-Экскурсии в школьный музей - День лицеиста - День Единства -Славные страницы истории - «Я – гражданин» - «Сыны Отечества – защитники земли русской» - Встреча с ветеранами ВОВ - Экскурсия в п. Добринка -акция «Цветок ветерану» |
В течение года Октябрь Ноябрь Февраль
Декабрь
Февраль В течение года Апрель
|
Формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества |
«Я и культура» |
-Конкурсы пьес-сказок -Новогодняя сказка -Исполнение русских частушек, народных песен.
«Осенний марафон»
Экскурсия «Природа и поэзия»
«Вместо елки – новогодний букет» |
Апрель Декабрь Март
октябрь
ноябрь
декабрь |
Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика
|
«Я и труд» |
-Беседы: - «Умственный и физический труд», -«Необходимость труда», -«Правила учебного труда», -«Тысяча профессий» и др. Занятия по конструированию, кружок технического творчества
Акция «Мастерская деда Мороза»
Акция « Поможем птицам»
Мои поручения в классе и дома «Моя клумба» |
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Февраль
декабрь
Ноябрь
сентябрь апрель |
Формирование у школьника культуры труда, этики трудовых отношений |
«Я и здоровье» |
-Русские национальные игры. -Беседы: «Твой режим дня»,»Питание и здоровье» и др. Соревнования -«Веселые старты» -«Олимпийские игры» -«Мой безопасный маршрут в школу» Конкурс рисунков « Если хочешь быть здоров!» |
В течение года В течение года
Декабрь Апрель сентябрь
февраль |
Формирование у школьников культуры здоровья и интереса к спорту и оздоровлению |
«Мы учимся для жизни» |
«Зеленая планета» - проект ( создание живого уголка в классе). |
В течение года
|
Формирование культурного отношения к природе |
1.7 Содержание программы «Экология души»
Направления в работе |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
«Я и мир» |
Заочное путешествие « Наш дом- планета Земля». Игры на развитие: упражнение по развитию памяти, внимания, воображения Беседы: « Какой я? Кто я?», « Хочу все знать», « Я и мы», « Золотое правило уважения» и др. Игра экспромт: « Наш портфель», Праздник « Свет дружбы», Экскурсия в библиотеку: «Красная книга Липецкой области», Урок православия «Религии русского народа», Заочное путешествие по музеям России Интеллектуально-познавательная игра « Поле чудес» |
Сентябрь
В течение года
В течение года
Октябрь
Ноябрь Декабрь
Январь
Февраль
Март
|
Понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, доброжелательности, Способность к сопережеванию бескорыстности. |
«Я и Отечество» |
Праздник первого звонка.
Акция подарок ветерану.
Конкурс «Дорога глазами детей» Беседы « С чего начинается Родина?», « Русский богатырь Илья Муромец»,
« Моя малая Родина», Экскурсия в школьный музей « История Липецкой области», Выставка рисунков « Краски земли Добринской», Конкурс стихов « Пою мое Отечество» Праздник « Я гражданин России»
|
Сентябрь
Апрель
Октябрь
В течение года
Ноябрь
Январь
Ноябрь
Декабрь
|
Формирование убежденности учащихся в том, что настоящий гражданин гордится своей Родиной , изучает историко-духовное наследие. |
« Я и культура» |
Посещение кинотеатра « Фильм! Фильм! Фильм!»,
Театрализованный конкурс « В гостях у сказки»,
Общешкольное мероприятие «Созвездие» Беседы: « Что такое красота?», « Кого мы называем честным?», « Наша совесть» и др.
Экскурсия в Никольский храм , Занятия по интересам: « Хореография», «Вокал», « Волшебный крючок», « Юный цветовод»
Фольклорный праздник « Здравствуй, весна!»,
Экскурсии в природу « Осенняя симфония»» « Зимняя сказка» « Весеннее преображение» «Цветочный карнавал»
|
В течение года
Декабрь
Апрель
В течение года
Май
В течение года
Март
Сентябрь
Январь Март Май |
Умение видеть прекрасное в окружающем мире, занятие детей в одном из кружков. |
« Я и труд» |
Выставка « Сделай сам»,
Игра « Цепочка добрых дел»
Беседы « Как хлеб на стол пришел», « Чем пахнут ремесла» и др.
Экскурсия в музей: « Духовно-нравственные традиции крестьянского труда на Руси»
|
Февраль
Октябрь, апрель В течение года
Январь |
Развитие навыков самообслуживания.
|
« Я и здоровье» |
Организация физкультминуток,
Выставка рисунков « Нет вредным привычкам»,
Праздник «Друзья Мойдодыра», Общешкольное мероприятие « Тропинка здоровья»,
Занятия- практикумы: « Опрятно и красиво одеваться», « Как оформить свою комнату»,
Беседы: « Зачем делать «Утреннюю зарядку?», « Умеешь ли ты пить и есть?» Занятие в секциях : « Плавание», « Тхэквондо», « Русские народные игры»
|
В течение года
Ноябрь
Декабрь
Апрель
В течение года
В течение года
В течение года
|
Осознание учащихся заботиться о своем здоровье, укрепление здоровья школьников. |
« Мы учимся для жизни» |
Проект « Школа трудолюбия» ( озеленение начальной школы, цветник у школы). |
В течение года |
Эстетическое отношение детей к окружающему миру и труду, как к источнику радости и творчества |
1.8 Содержание программы «Семейный очаг»
Направления в работе |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
« Я и мир» |
Беседы: « Бабушки и дедушки- источники мудрости», « Что значит быть хорошим сыном и дочерью?»,
Экскурсия «Быт и жизненный уклад русской семьи»,
Неделя православной культуры « Традиционные праздники русской семьи»
Игра « Давайте говорить друг другу комплементы»
Экскурсия в библиотеку « Великие русские ученые»,
Конкурс сочинений : « Я люблю свою маму», « Об отце говорю с уважением».
Устный журнал «Моя родословная» |
В течение года
Декабрь
Январь
Октябрь
Февраль
Ноябрь Февраль
Март |
Формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, основанных на уважениях к семье и её традициям. |
«Я и Отечество» |
Благотворительная акция « Звезды Победы»
Заочное путешествие « Здесь живет моя семья»
День открытых дверей « Школьный день вместе»
Беседы: « Русское народное творчество», « Традиции моей семьи», « как проживешь, так и прослывешь», ид.
Конкурс рисунков: « Береги природу наш дом»,
Конкурс театрализованной песни « Песни в солдатских шинелях»
Встречи с ветеранами войны и труда « Мы вместе»,
Экскурсия в школьный музей « подвиги земляков в годы ВОВ». |
Май
Октябрь
В течение года
В течение года
Март
Февраль
Апрель
Декабрь |
Формирование уважения к членам семьи, привлечение родителей к жизни класса и лицея, расширение знаний традиций Русской культуры. |
« Я и культура» |
Соревнование- конкурс « Мама, папа, я – дружная семья»,
Праздники: « Милые мама», « Мои родные- защитники Родины»,
Беседы : « История русского этикета», « Традиционные праздники русской семьи»,
День славянской письменности и культуры |
Октябрь
Март, февраль
В течение года
Май |
Изучение богатства и наследия своей семьи, формирование ценностного отношения к членам совей семьи. |
« Я и труд» |
Экскурсия на швейную фабрику
Изготовление макетов «Русский дом»,
Беседы: « Трудовое воспитание в семье», « Мои обязанности в семье»,
Изготовление поделок и сувениров к праздникам : « 8 марта», « День защитника Отечества», « 9 мая».
Конкурс выставки кружков: « Умелые руки», « Волшебный крючок», « Глиняная игрушка» |
Ноябрь
Декабрь
В течение года
Февраль, Март, Апрель.
В течение года |
Воспитание почитания к труду взрослых, укрепление традиций семьи. |
« Я и здоровье» |
Семейный праздник: « Большие гонки»
Встречи родителей со специалистами- врачами « Здоровье детей в наших руках»,
Практикум « Секрет голливудской улыбки»,
Экскурсия в аптеку « Мои друзья витамины»,
Конкурс « Смак» (любимые блюда нашей семьи).
Поход « Вместе весело шагать…»
|
Апрель
Декабрь
Ноябрь
Октябрь
Март
Май |
Вовлечение всех членов семьи в спортивно- оздоровительные мероприятия, формирование основ здорового образа жизни. |
« Мы учимся для жизни» |
Проект « Мои в труде и бою» |
В течение года |
|
1.9 Содержание программы «Гармония и здоровье»
Направления в работе |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
« Я и мир» |
Устный журнал « Очевидное невероятное»
Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда?
Беседы: «Спартанцы, кто они?», « Из истории олимпийского движения»,
Конкурс сочинений « Спорт в моей семье»,
Конкурс сказок, услышанных от бабушек.
Встречи с настоятелем Никольского храма, отцом Александром « Божьи заповеди»,
|
Сентябрь
Октябрь
В течение года
Декабрь
Март
Апрель |
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, привитие ему основополагающих принципов нравственных на основе православных и культурно-исторических традиций России. |
« Я и Отечество» |
Беседы и кл. часы: « Овеянные славой, Флаг наш и герб», « духовное наследие России», « Что значит любить Родину?»,
Акция « Гайдарики» ( помощь пожилым людям)
Конкурс рисунков « Наша армия»,
Конкурс песни « Песнь могучая, песнь раздольная»,
Митинг « День юного героя антифашиста»,
Уроки мужества,
Литературно-поэтический салон « Русь- моя малая Родина!»
|
В течение года
В течение года
Январь
Апрель
Февраль
Январь
Май
|
Развитие общественной активности учащихся, расширение знаний о своем крае и России |
«Я и культура» |
Конкурс рисунков и плакатов « О спорт, ты мир!»,
Конкурс стихов о спорте
Русские народные зимние традиции: - Колядки; - Масленица; - Рождественские посиделки;
Экскурсия в библиотеку « Прикоснуться к вечности» ( храмы Добринского района),
Встреча с поэтом – земляком Сидоровым |
Октябрь
Ноябрь
Январь, февраль
Апрель
Май |
Развитие творческих способностей, предоставление возможностей реализовываться В соответствии со своими склонностями и интересами. |
« Я и труд» |
Акция « Сохраним лес» ( сбор макулатуры),
Работа в уголке живой природы
Самообслуживание и дежурство в классе ( выполнение поручений)
Акция « Осенняя неделя добра» «Весенняя неделя добра»
Занятие в кружках по интересам: « Юный столяр», « Умелые руки»,
Беседы: « Кем быть?», « Мир твоих увлечений»
|
Март-апрель
В течение года
В течение года
Сентябрь- октябрь Апрель
В течение года
В течение года |
Воспитать положительное отношение к труду, как к важнейшей ценности жизни |
« Я и здоровье» |
Беседы: « Спорт и здоровье» « В здоровом теле - здоровый дух!», « Не навреди себе , не навреди Земле»,
Общешкольный праздник « Малые Олимпийские игры»
Военно-спортивный праздник «Богатырские забавы»
Соревнования по лыжам « Олимпийцы среди нас»
Занятия по секциям : « Плавание» « Фитнес» « Футбол»
Поход « За здоровьем на природу» |
В течение года
Декабрь
Январь
Февраль
В течение года
Май
|
Выработать у учащихся потребность в постоянном укреплении своего здоровья и занятиям разными видами спорта. |
« Мы учимся для жизни» |
Проект « от детской игрушки до изобретения» |
В течении года |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.