ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
10.04.2017
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Данная программа позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) - во внекласс¬ной работе (внеурочная деятельность) - и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятель-ность).ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВ.ВОСП..docx
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО
Пояснительная записка
Нормативноправовой и документальной основой Программы духовно
нравственного развития обучающихся на ступени начального общего
образования являются Закон «Об образовании»,
федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования, Концепция духовнонравственного воспитания российских
школьников, Концепция УМК «Школа России».
Программа духовнонравственного воспитания и развития обучающихся
направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на
раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире.
Данная программа позволяет выстроить совокупную деятельность
школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная
деятельность) во внеклассной работе (внеурочная деятельность) и во
внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).
Цель программы: создать социальнопедагогические условия для
воспитания, развития и становления личности младшего школьника,
способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых
моральных норм и нравственных идеалов.
Задачи:
Формирование способности к непрерывному образованию,
самовоспитанию и универсальной духовнонравственной компетенции —
«становиться лучше».
Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и
взаимопомощи.
Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения
детей.
Формирование личности, уважающей историю своего народа,
способную к толерантному взаимодействию с окружающей
действительностью.
Ориентирование семьи на духовнонравственное воспитание детей,
укрепление авторитета семьи. Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном
сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами
социализации – социальными партнерами школы:
районный Совет ветеранов;
Комитет по образованию и молодёжной политике;
МБУ ДО «Ярцевская ДЮСШ»
МБОУДОД ЦДТ (Центр детского творчества)
МБУК «ЯРЦКИ»
Центральная библиотека
Центр по библиотечной работе с детьми
ЦД «Современник»
МБУ ФКС «ЯСК»
МБУ «ЯМЦ»
МБУ ДО «СЮН»
СМИ (Газета «Вести Привопья»)
СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»
МКУК «Ярцевский историкокраеведческий музей»
МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
Школы Округа №1
Программа духовнонравственного развития,
воспитания
обучающихся содержит шесть разделов.
1. Цель и задачи духовнонравственного развития, воспитания
обучающихся и ценностные установки духовнонравственного развития и
воспитания российских школьников.
2. Основные направления духовнонравственного развития обучающихся
младших классов.
3. Содержание духовнонравственного развития обучающихся начальной
школы.
4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по
духовнонравственному развитию обучающихся.
5. Планируемые результаты духовнонравственного развития
обучающихся
6. Критерии эффективности функционирования Программы духовно
нравственного развития и воспитания младших школьников.
Основные понятия:
Социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе
образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную
среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных
социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы
общественных отношений. Духовнонравственное воспитание – педагогически организованный
процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных
ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных,
духовных и нравственных ценностей многонационального народа
Российской Федерации.
Духовнонравственное развитие – осуществляемое в процессе
социализации последовательное расширение и укрепление ценностно
смысловой сферы личности, формирование способности человека
оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных
норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом.
I. Цель и задачи духовнонравственного развития и
воспитания обучающихся.
Цель и задачи духовнонравственного развития и воспитания личности
младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в
контексте национального воспитательного идеала. На его основе в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и
сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания
личности младшего школьника.
Целью духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования является
личностных
социальнопедагогическая
характеристик выпускника начальной школы, а именно:
поддержка становления
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность,
умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах
регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и
слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
любящий свою семью, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и школой;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя
и окружающих.
Общие задачи духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования определены на
основе национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции,
а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»,
установленных Стандартом: В области формирования
семейной культуры
формирование у обучающегося
уважительного отношения к
родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим
и младшим;
формирование представления о
семейных ценностях;
знакомство обучающегося с
культурноисторическими и
этническими традициями
российской семьи.
В области формирования личностной
культуры
В области формирования социальной
культуры
реализация творческого потенциала во
формирование основ российской
всех видах деятельности;
гражданской идентичности;
формирование основ нравственного
формирование патриотизма и
гражданской солидарности;
формирование толерантности и основ
культуры межэтнического общения,
уважения к языку, культурным, религиозным
традициям, истории и образу жизни
представителей народов России;
развитие навыков организации и
осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями,
старшими детьми в решении общих проблем;
развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости;
становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
самосознания личности (совести);
способность младшего школьника
формулировать собственные
нравственные обязательства,
осуществлять нравственный
самоконтроль, требовать от себя
выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим
поступкам;
принятие обучающимся базовых
национальных ценностей; национальных и
этнических духовных традиций;
формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто
выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию;
развитие трудолюбия, способности к
преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в
достижении результата. Ценностные установки духовнонравственного развития и
воспитания обучающихся
Ценностные установки духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся начальной школы согласуются с традиционными
источниками нравственности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине,
служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость,
милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг
перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок,
межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей,
забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое
сознание);
традиционные российские религии (культурологические представления
о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество).
Портрет будущего выпускника – гражданина России
Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними.
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться.
Любящий родной край и свою Родину, не разделяющий мир на чужих и
своих.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
перед семьей и школой.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий
высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех
участников, умеющий дружить и сотрудничать.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя
и окружающих. II. Основные направления духовно – нравственного развития обучающихся начальных классов.
Для решения поставленных данной Программой задач определены приоритетные направления:
1
Направления
Воспитание
Базовые нравственные ценности
любовь к России, своему народу, своему краю; служение
Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и
правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и
национальная; доверие к людям, институтам государства и
гражданского общества.
гражданственности,
патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.
2
Воспитание нравственных чувств и
этического сознания.
3
4
5
6
Воспитание трудолюбия,
творческого
отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения
к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к
природе, окружающей среде (экологическое
воспитание).
Воспитание ценностного отношения к
прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание).
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость;
милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям;
уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и
чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость,
забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания;
толерантность, представление о вере, духовной культуре и
светской этике.
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к
познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость;
бережливость; трудолюбие.
уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье
физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье
нравственное и социальнопсихологическое.
родная земля; заповедная природа; планета Земля;
экологическое сознание.
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое
развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. III. Содержание духовнонравственного развития и воспитания
учащихся
Реализация программы предполагает создание социально открытого
пространства, в котором данные ценности будут реализовываться в
практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в
учебной и внеучебной деятельности, в характере общения и
сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной
деятельности обучающихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной
ценности и смысла;
в личном примере ученикам.
Опыт реализации Программы развития общественноактивной школы
позволит использовать уже созданное пространство. Согласованные
усилия всех социальных субъектовучастников образования дают его
полноценное функционирование, т.е. социально открытый уклад школьной
жизни. Уклад школьной жизни является педагогически целесообразной
формой приведения в соответствие разнообразных видов (учебной,
семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально
коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной,
внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с
моральными нормами, нравственными установками, национальными
духовными традициями.
Главные принципы содержания общественноактивной школы (согласно
Программы развития) учитывают полисубъектность современного
воспитания и социализации школьника. Поэтому накопленный опыт
позволяет сделать такой уклад жизни обучающегося, который организован
педагогическим коллективом школы при активном и согласованном
участии иных субъектов воспитания и социализации.
Социально открытое пространство нравственного уклада жизни
обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
Принцип ориентации на идеал.
Идеалы служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно
нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы
поддерживают единство уклада школьной жизни,
обеспечивают
возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания
и социализации.
Принцип следования нравственному примеру.
Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт
ребёнка, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных
отношений,
продемонстрировать ребёнку реальную возможность
следования идеалу в жизни. На начальной ступени таким примером
является нравственный пример педагога – нравственность учителя,
моральные нормы,
которыми он руководствуется в своей
профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему
педагогическому труду, к ученикам, коллегам
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет
диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями
(законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет
полисубъектный характер. Младший школьник включён в различные виды
социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании
которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и
мировоззренческие установки. Целесообразные партнерские отношения с
другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями,
учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта,
СМИ дают возможность согласовать цели, задачи и ценности программы
духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования.
Принцип индивидуальноличностного развития.
Для успешной социализации и самоопределения личности младшего
школьника необходима педагогическая поддержка, развития способностей,
таланта каждого ребенка.
Принцип интегративности.
Интеграция духовнонравственного развития и воспитания в основные
виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и
общественно полезную.
Принцип социальной востребованности воспитания.
Соединение духовнонравственного развития и воспитания с жизнью,
реальными социальными проблемами позволяет преодолевать изоляцию
детства, обеспечивают полноценное социальное созревание младших
школьников.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной
социальных и культурных практик с помощью
деятельности,
следующих инструментов:
УМК «Школа России»
В содержание системы учебников «Школа России» включен
воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Важнейшая задача российской школы — становление российской
гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа
России» реализуется различными средствами.
Вопервых, отбор содержания учебного материала осуществлен с
ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.
Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях
воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой
Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным
ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их
национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к
государственным символам Российской Федерации.
Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального
общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности
младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у
ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей
страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее
духовного и культурного величия. Т.е. вовторых, содержание учебников
наполнено родиноведческими и краеведческими знаниями.
В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа
России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой
предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает
многообразие и единство национальных культур народов России,
содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к
межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с
культурами народов других стран мира. В этой связи, важное место в
системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных
культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему
учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших
школьников мотивации к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Создание среды школьного пространства
В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:
изучать символы российской государственности и символы родного
края (экскурсии в школьный музей, использование на уроках и во
внеурочное время фонда музея); муниципальные и школьные праздники
(совместные с родителями и учреждениями культуры и дополнительного
образования); историю, культурные традиции, достижения обучающихся и
педагогов школы (традиционные праздники,
которые являются традиционными для всего города); связи школы с социальными
партнерами;
традиции школы.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
Время
Тема мероприятия
проведения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1 сентября – День знаний.
Празднование Дня освобождения Смоленщины и
города Ярцево от немецкофашистских
захватчиков.
День самоуправления.
Посвящение в Первоклассники.
Старт в Науку.
День пожилых людей.
День народного единства.
Неделя толерантности
День Матери.
Декабрьские встречи.
Новогодний праздник.
Неделя ЗОЖ
День Защитника Отечества.
Масленица.
Праздник мам.
Конкурсная программа для девочек.
День смеха.
Акция «Земляпланета людей»
Весенняя Неделя добра.
Уроки мужества.
Акция «Бессмертный полк».
Последний звонок.
До свидания, школа! Здравствуй лето!
осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и
педагогами; ценности здорового образа жизни (информационные стенды:
«Безопасность дорожного движения», «Пожарной безопасности», «По
противодействию терроризму»), использование спортзала для организации
игр на переменах или после уроков; спортивная площадка;
демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и
внеурочной деятельности.
в рамках духовнонравственного воспитания и развития в соответствии
с требованиями ФГОС и Концепции организуется внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность направлена на социализацию обучающихся,
развитие творческих способностей школьников и воспитание стремления к
здоровому образу жизни.
Задачи внеурочной деятельности:
реализация индивидуальных потребностей учащихся школы путем
предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на
развитие детей
обучение школьников способам овладения различными видами
внеурочной деятельности;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения
формирование и развитие детских коллективов,
совместно
участвующих в различных видах внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность представлена по направлениям развития
личности, согласно ФГОС: спортивнооздоровительное, духовно
нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, в
различных формах ее организации, отличных от урочной системы обучения
– кружки, секции, подготовку к олимпиадам и конференциям, проектная
деятельность и др., а также проведение тематических классных, школьных,
внешкольных мероприятий.
При организации внеурочной деятельности обучающихся школой
используются ресурсы школы, учреждений культуры (библиотеки, Дом
культуры,
телеканал «ПионерТВ»»)
и дополнительного образования (СЮН, ЦДТ, ДЮСШ и т.д.). Для
проведения занятий есть спортивное оборудование, спортивный зал,
школьная библиотека, компьютерный класс, школьный музей.
музейновыставочный центр,
Данные ресурсы позволяют организовать внеурочную деятельность
следующими видами и программами: Направления развития
личности
Виды внеурочной
деятельности
Программы, проек
ты, акции
Типы програм
м неурочной
деятельности
СПОРТИВНО
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
Игровая деятельность.
Спортивно –
оздоровительная
деятельность.
Туристско
краеведческая
деятельность.
Секция «В здоровом
теле здоровый дух»
Секция «Будь здоров»
Комплексные
образовательные
программы,
тематические
Тематические
образовательные
программы
ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ Игровая деятельность.
Проблемноценностное
общение.
Художественное
творчество.
Добровольческая
деятельность.
Игровая деятельность.
Социальное творчество.
Трудовая деятельность
.
СОЦИАЛЬНОЕ
Кружок «Юный
патриот».
Кружок «Мой край».
Кружок «Радуга
духовного мира».
Кружок «Азбука
православия».
Кружок
«Путешествие по
стране этикета».
Кружок «Разговор о
здоровом питании».
Формы
организации
внеурочной
деятельности
Секции,
соревнования,
экскурсии, походы
выходного дня,
школьные спортивные
игры,
совместные с
родителями
спортивные
праздники.
Кружок, творческое
объединение,
концерты, спектакли,
выставки, дискуссии,
гражданские акции,
трудовой десант.
Программы,
ориентированные
на достижение
результатов
определённого
уровня.
Детские
общественные
объединения, акции,
социально значимые
проекты. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО
Е
Познавательная
деятельность
Туристско
краеведческая
деятельность
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
Досугово –
развлекательная
деятельность.
Художественное
творчество.
Кружок «Юным
умникам и умницам».
Факультатив
«Занимательная
информатика».
Кружок «Я
исследователь».
Кружок «Умники и
умницы».
Кружок «Проектная
деятельность».
Студия «Ручное
творчество»
Кружок «Умелые
руки»
Кружок
«Художественное
творчество»
Кружок
«Изобразительное
искусство»
Тематические
образовательные
программы.
Комплексные
образовательные
программы.
Интеллектуальные
олимпиады,
исследовательские
проекты,
индивидуально –
групповые занятия.
Тематические
образовательные
программы.
Кружки
художественного
творчества, классные
часы, концерты,
спектакли, выставки,
социальные проекты
на основе
художественной
деятельности. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по основным направлениям
духовнонравственного воспитания и развития
Направления
1. Воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека.
2. Развитие
нравственных чувств и
этического сознания.
Виды и формы воспитательных мероприятий
беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная);
классный час (внеурочная);
туристическая деятельность, краеведческая работа (внеурочная, внешкольная);
просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);
путешествия
по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная);
сюжетноролевые игры гражданского и историкопатриотического содержания
(урочная, внеурочная, внешкольная);
творческие
конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внеурочная,
внешкольная);
изучение
вариативных учебных дисциплин;
участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детскоюношескими
организациям (внеурочная, внешкольная);
встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная)
беседа,
экскурсии, заочные путешествия (урочная, внеурочная, внешкольная);
театральные постановки, литературномузыкальные композиции (внеурочная,
внешкольная);
художественные выставки, уроки этики (внеурочная, внешкольная);
встречи с религиозными деятелями (внеурочная, внешкольная); 3. Воспитание
трудолюбия, творческого
отношения к учению,
труду, жизни.
4. Формирование
ценностного отношения к
семье, здоровью и
здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного
отношения к природе,
окружающей среде
классный час (внеурочная);
просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная);
праздники, коллективные игры (внеурочная, внешкольная);
акции благотворительности, милосердия (внешкольная);
творческие проекты, презентации (урочная, внеурочная, внешкольная).
экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных
профессий (урочная, внеурочная, внешкольная),
беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).
презентации «Труд наших родных», сюжетноролевые экономические игры (урочная,
внеурочная, внешкольная);
праздники труда, ярмарки, город мастеров (внеурочная, внешкольная);
конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная);
организации работы детских фирм (внеурочная, внешкольная);
работа творческих и учебнопроизводственных мастерских, трудовые акции
беседы с педагогами, школьным психологам, медицинскими работниками,
(внеурочная, внешкольная).
беседы, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная)
подготовка и проведение подвижных игр, туристических походов, спортивных
соревнований (урочная, внеурочная, внешкольная)
родителями.
изучение учебных дисциплин «Окружающий мир», некоторых тем «Литературное
чтение» (урочная);
беседы, просмотра учебных фильмов «Мой край», «Растения нашей местности»
(урочная).
экскурсии, прогулки (внеурочная, внешкольная), 6. Воспитание ценностного
отношения к прекрасному,
ценностях
формирование
представлений об
эстетических идеалах и
туристические походы и путешествия по родному краю (внеурочная, внешкольная).
изучение учебных дисциплин «Окружающий мир», некоторых тем «Литературное чтение»
(урочная);
экскурсии, прогулки (внеурочная, внешкольная),
внешкольная).
туристические походы и путешествия по Ярцевскому району (внеурочная,
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Основное содержание
Виды деятельности
Формы организации занятий
Элементарные
представления
о
политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни
общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства —
Флаге, Гербе России, о флаге и гербе
Смоленской области и Ярцевского района.
Элементарные
представления
институтах гражданского общества,
возможностях участия
общественном управлении;
об
о
граждан в
элементарные представления о правах и
обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям,
Получение первоначальных
представлений о Конституции
Российской
Федерации,
ознакомление с государственной
символикой — Гербом, Флагом
Российской Федерации, гербом и
флагом Смоленской области и
Ярцевского района.
Знакомство с деятельностью
общественных
организаций
патриотической и гражданской
направленности,
детскими
школьными
организациями
«Юные Жуковцы» И «Пост №1»
Изучение плакатов, картинок,
в процессе бесед, чтения книг,
изучения
предметов,
предусмотренных учебным планом.
В процессе посильного участия в
социальных проектах и мероприятиях. понимание активной роли человека в
обществе;
стремление активно участвовать в делах
класса, школы, семьи, своего города;
уважительное отношение к русскому
языку
языку как государственному,
межнационального общения;
Начальные представления о народах
России, об их общей исторической судьбе, о
единстве народов нашей страны;
Элементарные
представления
о
национальных героях и важнейших событиях
истории России
и её народов;
Получение первоначального
опыта
межкультурной
коммуникации с детьми и
взрослыми — представителями
разных
России,
знакомство с особенностями их
культур и образа жизни.
народов
Знакомство с историей и
культурой родного края,
народным
фольклором,
быта народов России.
творчеством,
особенностями
Знакомство с героическими
страницами истории России,
жизнью замечательных людей,
явивших примеры гражданского
исполнения
служения,
патриотического долга,
с
обязанностями гражданина.
В процессе бесед, народных игр,
организации
проведения
и
национальнокультурных праздников.
В процессе бесед, сюжетноролевых
кинофильмов,
просмотра
игр,
творческих конкурсов,
фестивалей, праздников, экскурсий,
путешествий, изучения вариативных
учебных дисциплин.
В процессе бесед, экскурсий,
просмотра
кинофильмов,
путешествий по историческим и
памятным местам, сюжетноролевых
игр гражданского и историко –
патриотического
содержания,
изучения основных и вариативных
учебных дисциплин Интерес к государственным праздникам и
важнейшим событиям в жизни России,
Смоленской области, Ярцевского района.
Любовь к школе, своему городу, народу,
России.
Уважение к защитникам Родины.
Умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям
порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению
своих
обязанностей.
человеком
Знакомство с важнейшими
событиями в истории нашей
страны,
значением
праздников.
содержанием и
государственных
В процессе бесед,
проведения
классных часов, просмотра учебных
фильмов, участия в подготовке и
проведении
мероприятий,
посвящённых
государственным
праздникам.
Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы,
ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные
примеры гражданственности и патриотизма.
Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных
фильмов; проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках
Отечества; подготовке и проведении игр военнопатриотического
содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетноролевых
игр на местности, встреч с ветеранами ВОВ и труда, военнослужащими.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Основное содержание
Формирование представлений о
нормах моральнонравственного
поведения.
Формы организации
Классный час «Правила поведения в
школе» «Как надо вести себя на улице,
в магазине, в гостях?»
Диспуты «Что такое хорошо и что
Ответственные
Классные руководители начальных
классов, педагог организатор, школьный
библиотекарь. такое плохо?»
Акция «Прилетите птицы»
(строим домик для пернатых),
Акция «Милосердие»,
Акция «Вахта памяти»,
Акция «Земляпланета людей»
Праздники вместе с родителями.
Конкурс
творческих
работ:
«История и традиции моего города»,
«История и традиции моей семьи».
Зам.
директора по ВР,
педагог
организатор.
Классные руководители,
работники
культуры и учреждений дополнительного
образования.
Заочные путешествия «Традиции
Классные руководители, преподаватели
народов России»
Посещения музеев.
курсов внеурочной деятельности.
в
Участие
делах
благотворительности, милосердия,
в оказании помощи нуждающимся
забота о животных, природе.
Получение
первоначальных
представлений о нравственных
взаимоотношениях в семье.
Расширение опыта позитивного
взаимодействия в семье.
Получение
первоначальных
представлений о ценностях
отечественной
культуры,
традиционных моральных нормах
российских народов.
Экскурсия в церковь города.
Ознакомление по желанию
обучающихся и с согласия
родителей с деятельностью
православных
религиозных
организаций.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
Встреча с религиозным деятелем.
Классные руководители совместно с
родителями. Основное содержание
Виды деятельности
Формы организации
занятий
Узнают о профессиях своих родителей
(законных представителей) и прародителей,
участвуют в организации и проведении
презентаций «Труд наших родных».
Первоначальные представления
о нравственных основах учёбы,
ведущей роли образования, труда и
значении творчества в жизни
человека и общества;
уважение к труду и творчеству
старших и сверстников;
ценностное отношение к учёбе
как виду творческой деятельности;
элементарные представления об
основных
профессиях;
элементарные представления о
роли знаний, науки, современного
производства в жизни человека и
общества.
и
В процессе изучения учебных
проведения
дисциплин
мероприятий
внеурочных
обучающиеся
получают
первоначальные представления о
роли знаний, труда и значении
творчества в жизни человека и
общества:
в
экскурсиях по городу, встречах с
представителями
разных
профессий;
Презентация «Труд моих
родных».
участвуют
Первоначальные
навыки
коллективной работы, в том числе
при разработке и реализации
учебных и учебно трудовых
проектов;
умение
проявлять
дисциплинированность,
последовательность
и
Приобретают опыт уважительного и
творческого отношения к учебному труду
(посредством презентации учебных и
творческих достижений,
стимулирования
творческого учебного труда, предоставления
обучающимся возможностей творческой
инициативы в учебном труде);
получают
первоначальные
навыки
В ходе сюжетно ролевых
экономических игр, посредством
создания игровых ситуаций по
мотивам различных профессий,
проведения
внеурочных
мероприятий
Конкурсы:
На лучшую тетрадь, настойчивость в выполнении
учебных и учебно трудовых
заданий;
умение соблюдать порядок на
рабочем месте;
бережное
отношение к результатам своего
труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам,
личным вещам.
Отрицательное отношение к
лени и небрежности в труде и
учёбе, небережливому отношению
к результатам труда людей
сотрудничества, ролевого взаимодействия со
сверстниками, старшими детьми, взрослыми в
учебно трудовой деятельности учатся
творчески применять знания, полученные при
изучении учебных предметов на практике
приобретают начальный опыт участия в
различных видах общественно полезной
деятельности на
школы и
взаимодействующих организаций социума.
базе
Приобретают
умения
и
навыки
самообслуживания в школе и дома;
участвуют во встречах и беседах с
выпускниками своей школы, знакомятся с
показавших
биографиями выпускников,
достойные
высокого
профессионализма, творческого отношения к
труду и жизни.
примеры
На лучшего чтеца.
Конкурсы по
трудовой
тематике на лучшую поделку: из
природного материала, оригами,
аппликация.
Изготовление подарков.
Деятельность школьников на
пришкольном участке в учебное и
каникулярное время.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
Основное содержание
Ценностное отношение к
своему здоровью, здоровью
родителей,
членов своей
семьи,
педагогов,
сверстников;
Виды деятельности
Приобретение познаний о здоровье, здоровом
образе жизни,
возможностях человеческого
организма, об основных условиях и способах
укрепления здоровья;
участие в беседах о значении занятий
Формы организации занятий
В ходе уроков физической
культуры и других учебных
дисциплин (например,
в курсе
«Окружающий мир» разделы:
«Здоровье и безопасность», элементарные
представления о единстве и
взаимовлиянии различных
видов здоровья человека:
физического, нравственного
(душевного),
социально
психологического (здоровья
семьи
школьного
и
коллектива);
понимание
важности
физической культуры и
спорта
здоровья
человека, его образования,
труда и творчества;
для
знание и выполнение
санитарногигиенических
правил,
здоровьесберегающего
режима дня;
соблюдение
интерес к прогулкам на
природе, подвижным играм,
участию в спортивных
соревнованиях;
первоначальные
представления
об
оздоровительном влиянии
физическими упражнениями, активного образа
жизни, спорта, прогулок на природе для
укрепления своего здоровья;
практическое освоение методов и форм
здоровьесбережения,
физической культуры,
простейших элементов спортивной подготовки;
составление здоровьесберегающего режима дня
и контроль его выполнения, поддержание чистоты
и порядка в помещениях, соблюдение санитарно
гигиенических норм труда и отдыха;
получение навыков следить за чистотой и
опрятностью своей одежды, за чистотой своего
тела, рационально пользоваться оздоровляющим
влиянием природных факторов (солнца, чистого
воздуха, чистой воды), экологически грамотного
питания;
получение элементарных представлений о
взаимосвязи,
взаимозависимости
здоровья
физического,
нравственного (душевного) и
социальногопсихологического (здоровья семьи и
школьного коллектива),
получение знаний о возможном негативном
телевидения,
влиянии компьютерных игр,
рекламы на здоровье человека,
отрицательное отношение к невыполнению
правил личной гигиены и санитарии, уклонению от
«Путешествия», «Как устроен мир»,
«Мы и наше здоровье»,
«Наша безопасность»),
просмотра
учебных
фильмов, в системе внеклассных
мероприятий,
бесед,
в спортивных секциях школы, при
подготовке и проведении подвижных
игр,
походов,
спортивных соревнований.
туристических
Через доровьесберегающие формы
досуговой деятельности в процессе
бесед, просмотра учебных фильмов,
игровых и тренинговых программ в
системе взаимодействия школы и
местного социума.
В ходе бесед с педагогами,
психологами,
работниками,
школьными
медицинскими
родителями. природы на человека;
первоначальные
занятий физкультурой.
представления о возможном
негативном
влиянии
компьютерных
игр,
телевидения, рекламы на
здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
Основное содержание
Развитие интереса к
природе,
природным
явлениям и формам жизни,
понимание активной роли
человека в природе.
Виды деятельности
Формы организации занятий
Усвоение элементарных представлений об
экокультурных ценностях, о традициях этического
отношения к природе в культуре народов России,
других стран, нормах экологической этики, об
экологически грамотном взаимодействии человека
с природой
В ходе изучения учебных
дисциплин «Окружающий мир»,
некоторых тем «Литературное
чтение»,
внеурочной
деятельности
экологической
направленности:
курсов
Ценностное отношение к
природе и всем формам
жизни.
Получение первоначального опыта эмоционально
чувственного непосредственного взаимодействия
с природой, экологически грамотного поведения в
природе
В ходе экскурсий, прогулок,
походов
туристических
путешествий по родному краю.
и
бесед,
просмотра
учебных
фильмов «Мой край», «Растения
нашей местности». Элементарный
опыт
природоохранительной
деятельности.
Бережное отношение к
растениям и животным.
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (на
пришкольном участке, экологические акции, десанты – уборка территории школы, высадка
растений, создание цветочных клумб, очистка пришкольной территорий от мусора и т. д.),
в деятельности школьных экологических патрулей;
участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
Усвоение в семье позитивных
образцов взаимодействия с природой
(при поддержке родителей (законных
представителей).
Расширение опыта общения с природой,
заботы о животных и растениях, участие вместе
с родителями (законными представителями) в
экологической деятельности
по месту
жительства.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
Основное
содержание
Виды деятельности
Формы организации занятий
Представления
о
душевной и физической
красоте человека;
формирование
эстетических идеалов,
чувства
прекрасного;
умение видеть красоту
труда и
природы,
Получение элементарных представлений об
эстетических идеалах и художественных ценностях
культуры России, культур народов России;
ознакомление с эстетическими идеалами,
традициями;
художественной культуры родного края,
с
фольклором и народными художественными
промыслами.
В ходе изучения учебных
дисциплин и курсов внеурочной
деятельности,
виртуальные
знакомства
лучшими
произведениями искусства в музеях,
на выставках.
Классный час
«Художественные ценности России и
малой родины»
с творчества;
интерес к чтению,
произведениям
искусства,
детским
спектаклям, концертам,
выставкам, музыке;
интерес к занятиям
художественным
творчеством;
стремление
опрятному
виду.
к
внешнему
Отрицательное
отношение к некрасивым
поступкам
и
неряшливости.
Обучение видеть прекрасное в окружающем мире,
природе родного края, в том, что окружает
обучающихся в пространстве школы и дома, сельском
ландшафте, в природе в разное время суток и года, в
различную погоду;
разучивание стихотворений,
знакомство с
картинами, участие в просмотре учебных фильмов,
фрагментов художественных фильмов о природе;
с
Знакомство
понятием
«Ландшафтный дизайн» на примере
оформления двора у дома, школьного
двора.
Представление творческих работ
по мотивам семейных экскурсий:
«Осень – очей очарованье», «В
царстве
«Природа
просыпается».
Морозко»,
В ходе изучения вариативных
дисциплин, в системе экскурсионно
деятельности,
краеведческой
внеклассных
мероприятий,
посещение
театрализованных народных
праздников
Экскурсия «Красота родного края»
обучение видеть прекрасное в поведении и труде
Конкурс рисунков,
людей,
получение первоначального опыта самореализации
в различных видах творческой деятельности, умения
выражать себя в доступных видах и формах
художественного творчества
На классных часах, в беседах о
прочитанных книгах, художественных
фильмах, телевизионных передачах,
компьютерных играх различать добро
и зло,
отличать красивое от участие вместе с родителями (законными
представителями) в проведении выставок семейного
художественного творчества, творческих вечеров
получение элементарных представлений о стиле
одежды как способе выражения внутреннего,
душевного состояния человека;
участие в художественном оформлении
помещений.
безобразного, плохое от хорошего,
созидательное от разрушительного. IV. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по
духовнонравственному развитию и воспитанию учащихся
Решающее значение для организации нравственного уклада жизни
младшего школьника имеет взаимодействие школы, семьи и внешкольными
учреждениями по местного социума.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных
факторов духовнонравственного развития,
воспитания младших
школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из
важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу
этого повышение педагогической культуры родителей необходимо
рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и
социализации младших школьников.
Основными задачами в работе с родителями являются:
развитие у родителей способности оказывать поддержку;
развитие конструктивных способов взаимодействия;
поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных
ситуаций;
увеличение взаимной открытости;
улучшение понимания родителями собственного ребенка,
особенностей и закономерностей его развития.
Система работы школы по повышению педагогической культуры
родителей (законных представителей) в обеспечении духовно
нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного
возраста основывается на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в
определении основных направлений,
ценностей и приоритетов
деятельности образовательного учреждения по духовнонравственному
развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и
реализации программ духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся, оценке эффективности этих программ;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям
(законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития
(законных
родителей
педагогической культуры каждого из
представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении
индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и
школы:
родительские собрания и конференции; индивидуальные консультации;
родительский лекторий;
информационные уголки для семьи и родителей (выставки, классные
уголки для родителей, доска объявлений) и информация на сайте школы;
дни открытых дверей.
В формировании нравственного уклада школьной жизни свои
традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного
образования и культуры, с которыми взаимодействует школа.
V. Планируемые результаты духовнонравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и
дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной,
дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной
среде ребенок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии юный человек действительно становится (а не
просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином,
свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за
пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты: − на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом
предметом воспитания как учения являются не столько научные знания,
сколько знания о ценностях;
− на втором уровне воспитание осуществляется в контексте
жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков;
− на третьем уровне создаются необходимые условия для участия
обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой
деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного
поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие,
осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются
обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно
нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
По каждому из направлений духовнонравственного развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися
следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,
отечественному культурноисторическому наследию,
− государственной символике, законам Российской Федерации, русскому
и родному языку, народным традициям, старшему
− поколению;
− элементарные представления об институтах гражданского общества, о
государственном устройстве и социальной структуре российского
общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических
традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга;
− первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,
национальной истории и культуры;
− опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
− опыт социальной и межкультурной коммуникации;
− начальные представления о правах и обязанностях чело века,
гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Планируемые результаты:
− начальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями
разных убеждений, представителями различных социальных групп;
− нравственно этический опыт взаимодействия со сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами;
− уважительное отношение к традиционным религиям;
− неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
− способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную
сторону своих поступков и поступков других людей;
− уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, заботливое отношение к младшим;
− знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
здоровому образу жизни
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей;
− элементарные представления о взаимной обусловленности
физического, нравственного и социальнопсихологического здоровья
человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья
человека;
− первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
жизни
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда,
трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
− ценностное и творческое отношение к учебному труду;
− элементарные представления о различных профессиях;
− первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со
сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
− осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания
нового;
− первоначальный опыт участия в различных видах общественно
полезной и личностно значимой деятельности;
− потребности и начальные умения выражать себя в различных
доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой
деятельности;
− мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной
и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и − первоначальные представления о роли физической культуры и спорта
для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
− знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр,
телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание)
Планируемые результаты:
− ценностное отношение к природе;
− первоначальный опыт эстетического, эмоциональнонравственного
отношения к природе;
− элементарные знания о традициях нравственноэтического отношения
к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
− первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в
школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
− личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание)
Планируемые результаты:
− первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
− первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
− элементарные представления об эстетических и художественных
ценностях отечественной культуры;
− первоначальный опыт эмоционального постижения народного
творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
− первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений
эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к
окружающему миру и самому себе;
− первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в
доступных видах творчества;
− мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы
и семьи.
VI. Критерии эффективности функционирования Программы
духовнонравственного развития и воспитания младших
школьников
Важнейшим показателем эффективности функционирования
Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших
школьников является нравственное развитие ребенка и становление личностных характеристик выпускника начальной школы.
(Приложение1)
Объективная оценка определяется социологическими и психолого
анкетирование,
педагогическими исследованиями
тестирование обучающихся, родителей и педагогов).
(наблюдение,
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа,
наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование,
недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.
Используемые диагностики:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Диагностика на определение психологического климата в семье
«Нарисуй свою семью».
Диагностика на определение уровня самооценки «Лестница».
Диагностика на выявление выраженности творческого мышления
«Нарисуй несуществующее животное».
Диагностика готовности к школе «Корректурная проба
Ландольта».
Диагностика продуктивности вербальной памяти детей «Назови
как можно больше слов по теме».
Диагностика сухой механической памяти детей «Запомни число».
Диагностика типов памяти ребёнка (слуховой, моторнослуховой,
зрительной, зрительнослуховой и т.д.)
Исследование способности к умозаключению детей.
8.
9. Методика исследования особенностей мышления, опосредованной
памяти, аффективноличностной среды. Пиктограмма А.Р.Лурия.
10. Тест на опосредованное запоминание детей 610 лет
(А.Н.Леонтьев).
11. Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса.
12. Диагностика уровня воспитанности школьника (методика
Третьякова) и т.д. 1. Модель выпускника начальной школы
Модель
выпускника
Приложение 1
1 класса
2 класса
− умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом
материале и действовать в соответствии с указаниями
педагога;
− умеет строить отношения со взрослыми,
сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми;
− дисциплинирован, знает правила поведения в
общественных местах;
− имеет представление о здоровом образе жизни,
элементарные культурногигиенические навыки, обладает
хорошей работоспособностью, развиты двигательные и
моторные навыки;
− знает элементарные правила безопасного поведения
при взаимодействии с другими людьми, правила
поведения на улице, в быту, школе;
− владеет доступными видами общественнополезного
труда
− владеет нагляднообразной памятью.
− умеет управлять своим вниманием, самостоятельно
его организовать;
− владеет разнообразными формами и средствами
общепланирования в совместной продуктивной
деятельности;
− проявляет чувство ответственности за живое существо,
деятельности, сдержан, тактичен;
начатое дело,
результат совместной
3 класса
− выполняет основные положения здорового образа
жизни, правила личной и общественной гигиены,
особенности охраны здоровья в разные времена года;
− выполняет правила безопасного поведения на улице,
в быту, при контактах с людьми;
− трудолюбив, умеет правильно организовать свой
труд, поддерживать, контролировать правильность своих
действий;
− владеет словеснологической памятью;
− обладает устойчивостью внимания,
умеет
распределять и переключать свое внимание;
− проявляет интерес к людям,
общителен,
доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к
сотрудничеству;
− умеет контролировать свое поведение, различать
разные позиции в общении, оценивать свое положение в
системе социальных отношений;
− выполняет основные положения здорового образа
жизни, относится к своему здоровью как к важной личной
и общественной ценности, имеет прочные культурно
гигиенические навыки,
умеет оказывать первую
медицинскую помощь;
− знает и выполняет условия безопасного поведения на
улице, в быту, условия безопасности при пользовании
общественным транспортом, знает правила дорожного
движения;
− обладает потребностью трудиться и осознает
необходимость
умеет
самостоятельно ориентироваться в любой работе,
трудовой деятельности;
трудовой деятельности,
− умеет управлять своей памятью и регулировать ее
проявление. 4 класса
− владеет произвольным вниманием,
умеет
организовывать и регулировать свое внимание,
сознательно управлять им;
− имеет первоначально отработанную произвольную
память;
− коммуникативен,
владеет культурой общения,
бережно относится к общечеловеческим ценностям;
честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и
убеждения, настойчив в преодолении трудностей;
− ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к
здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой
защитой, умеет применять простейшие способы оказания
первой медицинской помощи;
− способен действовать в чрезвычайных ситуациях,
сознательно и ответственно относиться к личной
безопасности и безопасности окружающих;
− способен действовать, анализировать свои действия,
находить причину затруднений, строить новый проект
своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к
сознательному управлению своим поведением;
− владеет культурой самоопределения личности,
стремится к самосовершенствованию, мотивирован на
достижение успеха,
на дальнейшее продолжение
образования в основной школе;
− он гражданин, патриот, ощущающий ответственность
настоящее и будущее отечества,
за прошлое,
приверженный общечеловеческим духовным идеалам;
− обладает уверенностью в себе,
чувством
собственного достоинства, положительной самооценкой.
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.