ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.7

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
10.04.2017
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Данная программа позволяет выстроить совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) - во внекласс¬ной работе (внеурочная деятельность) - и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятель-ность).ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВ.ВОСП..docx
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ    ПРОГРАММА ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО Пояснительная записка   Нормативно­правовой и документальной основой Программы духовно­ нравственного   развития   обучающихся   на   ступени   начального   общего образования   являются   Закон   «Об   образовании»,   федеральный государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования,   Концепция   духовно­нравственного   воспитания   российских школьников, Концепция УМК «Школа России».  Программа духовно­нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Данная   программа   позволяет   выстроить   совокупную   деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) ­ во внеклассной работе (внеурочная деятельность) ­ и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).   Цель   программы: создать   социально­педагогические   условия для воспитания,   развития  и   становления  личности   младшего   школьника, способного   сознательно   выстраивать   отношение   к   себе,   своей   семье, обществу,   государству,   Отечеству,   миру   в   целом   на   основе   принятых моральных норм и нравственных идеалов.   Задачи: ­ Формирование   способности   к   непрерывному   образованию, самовоспитанию  и  универсальной  духовно­нравственной  компетенции  — «становиться лучше». ­ Создание   общешкольной   атмосферы   любви,   взаимопонимания   и взаимопомощи. ­ Развитие активного культурного  сознания и нравственного поведения детей. ­ Формирование   личности,   уважающей   историю   своего   народа, способную   к   толерантному   взаимодействию   с   окружающей действительностью. ­ Ориентирование   семьи   на   духовно­нравственное   воспитание   детей, укрепление авторитета семьи. Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве   с   семьями   обучающихся,   с   другими   субъектами социализации – социальными партнерами школы: ­ районный Совет ветеранов; ­ Комитет по образованию и молодёжной политике; ­ МБУ ДО «Ярцевская ДЮСШ» ­ МБОУДОД ЦДТ (Центр детского творчества) ­ МБУК «ЯРЦКИ» ­ Центральная библиотека ­ Центр по библиотечной работе с детьми ­ ЦД «Современник» ­ МБУ ФКС «ЯСК» ­ МБУ «ЯМЦ» ­ МБУ ДО «СЮН» ­ СМИ (Газета «Вести Привопья») ­ СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» ­ МКУК «Ярцевский  историко­краеведческий музей» ­ МБОУ ДОД «Детская школа искусств» ­ Школы Округа №1    Программа   духовно­нравственного   развития,   воспитания обучающихся  содержит шесть разделов. 1.  Цель   и   задачи   духовно­нравственного   развития,   воспитания обучающихся и ценностные установки духовно­нравственного развития и воспитания российских школьников. 2.  Основные направления духовно­нравственного развития обучающихся младших классов. 3.  Содержание духовно­нравственного развития обучающихся начальной школы. 4.  Совместная   деятельность   школы,   семьи   и   общественности   по духовно­нравственному развитию обучающихся. 5.  Планируемые   результаты   духовно­нравственного   развития обучающихся 6.  Критерии   эффективности   функционирования   Программы   духовно­ нравственного развития и воспитания младших школьников.   Основные понятия: Социализация —   усвоение   человеком   социального   опыта   в   процессе образования и жизнедеятельности  посредством  вхождения в социальную среду,   установления   социальных   связей,   принятия   ценностей   различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений. Духовно­нравственное   воспитание –   педагогически   организованный процесс   усвоения   и   принятия   обучающимися   базовых   национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных   и   нравственных   ценностей   многонационального   народа Российской Федерации. Духовно­нравственное   развитие –   осуществляемое   в   процессе социализации   последовательное   расширение   и   укрепление   ценностно­ смысловой   сферы   личности,   формирование   способности   человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.   I. Цель   и   задачи   духовно­нравственного   развития   и воспитания обучающихся. Цель и задачи духовно­нравственного развития и воспитания личности младшего   школьника   формулируются,   достигаются   и   решаются   в контексте   национального   воспитательного   идеала.   На   его   основе   в Федеральном   государственном   образовательном   стандарте   начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная   цель нравственного   развития   и   воспитания личности младшего школьника. Целью   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся на   ступени   начального   общего   образования   является   личностных социально­педагогическая характеристик выпускника начальной школы, а именно: поддержка становления   ­ умеющий   учиться,   способный   организовать   свою   деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками; ­ владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней; ­ обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение); ­ любознательный, интересующийся, активно познающий мир; ­ любящий свою семью, свой край и свою Родину; ­ уважающий и принимающий ценности общества; ­ готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; ­ выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Общие   задачи духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции, а   также   с   учетом   «Требований   к   результатам   освоения   основной образовательной   программы   начального   общего   образования», установленных Стандартом: В области формирования семейной культуры ­ формирование у обучающегося  уважительного отношения к  родителям, осознанного,  заботливого отношения к старшим  и младшим; ­  формирование представления о семейных ценностях; ­  знакомство обучающегося с  культурно­историческими и  этническими традициями  российской семьи.   В области формирования личностной культуры В области формирования социальной культуры     ­ реализация творческого потенциала во ­  формирование основ российской  всех  видах деятельности; гражданской идентичности; ­ формирование основ нравственного  ­  формирование патриотизма и  гражданской солидарности; ­  формирование толерантности и основ  культуры межэтнического общения,  уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни  представителей народов России; ­  развитие навыков организации и  осуществления сотрудничества с  педагогами, сверстниками, родителями,  старшими детьми в решении общих проблем; ­  развитие доброжелательности и  эмоциональной отзывчивости; ­  становление гуманистических и  демократических ценностных ориентаций.   самосознания личности (совести); ­ способность младшего школьника  формулировать собственные  нравственные обязательства,  осуществлять нравственный  самоконтроль, требовать от себя  выполнения моральных норм, давать  нравственную оценку своим и чужим  поступкам; ­ принятие обучающимся базовых  национальных ценностей; национальных и  этнических духовных традиций; ­ формирование эстетических  потребностей, ценностей и чувств; ­ формирование способности открыто  выражать и отстаивать свою нравственно  оправданную позицию; ­ развитие трудолюбия, способности к  преодолению трудностей,  целеустремлённости и настойчивости в  достижении результата. Ценностные   установки   духовно­нравственного   развития   и воспитания обучающихся   Ценностные установки духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся   начальной   школы   согласуются   с   традиционными источниками нравственности: ­ патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству); ­ социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); ­ гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); ­ семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); ­ труд   и   творчество   (творчество   и   созидание,   целеустремленность   и настойчивость, трудолюбие, бережливость); ­ наука   (познание,   истина,   научная   картина   мира,   экологическое сознание); ­ традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах); ­ искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); ­ природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); ­ человечество   (мир   во   всем   мире,   многообразие   культур   и   народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Портрет будущего выпускника – гражданина России ­ Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними. ­ Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир. ­ Владеющий основами умения учиться. ­ Любящий родной край и свою Родину, не разделяющий мир на чужих и своих. ­ Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. ­ Готовый   самостоятельно   действовать   и   отвечать   за   свои   поступки перед семьей и школой. ­ Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать   свое   мнение,   принимающий   решения   с   учётом   позиций   всех участников, умеющий дружить и сотрудничать. ­ Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. II.  Основные направления духовно – нравственного развития  обучающихся начальных классов.   Для решения поставленных данной Программой задач определены  приоритетные направления:   1 Направления Воспитание Базовые нравственные ценности любовь   к   России,   своему   народу,   своему   краю;   служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок;   поликультурный   мир;   свобода   личная   и национальная;   доверие   к   людям,   институтам   государства   и гражданского общества. гражданственности, патриотизма,  уважения   к   правам,  свободам   и обязанностям человека.   2 Воспитание   нравственных   чувств   и этического сознания. 3 4 5 6 Воспитание   трудолюбия,   творческого отношения к учению, труду, жизни. Формирование   ценностного   отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание   ценностного   отношения   к природе,   окружающей   среде   (экологическое воспитание). Воспитание   ценностного   отношения   к прекрасному, формирование представлений об эстетических   идеалах   и   ценностях (эстетическое воспитание). нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие;   честь;   достоинство;   уважение   к   родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность,   представление   о   вере,   духовной   культуре   и светской этике. уважение   к   труду;   творчество   и   созидание;   стремление   к познанию   и   истине;   целеустремлённость   и   настойчивость; бережливость; трудолюбие. уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое   и   стремление   к   здоровому   образу   жизни,   здоровье нравственное и социально­психологическое. родная   земля;   заповедная   природа;   планета   Земля; экологическое сознание. красота;   гармония;   духовный   мир   человека;   эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. III.  Содержание   духовно­нравственного   развития   и   воспитания учащихся          Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства,   в   котором   данные   ценности   будут   реализовываться   в практической жизнедеятельности: ­ в содержании и построении уроков; ­ в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной   и   внеучебной   деятельности,   в   характере   общения   и сотрудничества взрослого и ребенка; ­ в   опыте   организации   индивидуальной,   групповой,   коллективной деятельности обучающихся; ­ в   специальных   событиях,   спроектированных   с  учетом   определенной ценности и смысла; ­ в личном  примере ученикам.   Опыт   реализации   Программы   развития   общественно­активной   школы позволит   использовать   уже   созданное   пространство.   Согласованные усилия всех   социальных   субъектов­участников образования   дают   его полноценное функционирование, т.е. социально открытый уклад школьной жизни.   Уклад   школьной   жизни   является   педагогически   целесообразной формой   приведения   в   соответствие   разнообразных   видов   (учебной, семейной,   общественно   полезной,   трудовой,   эстетической,   социально­ коммуникативной,   творческой   и   др.)   и   уровней   (урочной,   внеурочной, внешкольной,   семейной,   общественно   полезной)   деятельности   ребенка   с моральными   нормами,   нравственными   установками,   национальными духовными традициями. Главные принципы содержания общественно­активной школы (согласно Программы   развития)   учитывают   полисубъектность   современного воспитания   и   социализации   школьника.   Поэтому   накопленный   опыт позволяет сделать такой уклад жизни обучающегося, который организован педагогическим   коллективом   школы   при   активном   и   согласованном участии иных субъектов воспитания и социализации. Социально   открытое   пространство   нравственного   уклада   жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов: Принцип ориентации на идеал. Идеалы служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно­ нравственного и социального развития личности. Воспитательные идеалы поддерживают   единство   уклада   школьной   жизни,   обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка,   пробудить   в   нём   нравственную   рефлексию,   обеспечить возможность   выбора   при   построении   собственной   системы   ценностных отношений,   продемонстрировать   ребёнку   реальную   возможность следования   идеалу   в   жизни.   На   начальной   ступени   таким   примером является нравственный   пример   педагога   –   нравственность   учителя, моральные   нормы,   которыми   он   руководствуется   в   своей профессиональной   деятельности   и   жизни,   его   отношение   к   своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам Принцип диалогического общения. В   формировании   ценностных   отношений   большую   роль   играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Принцип полисубъектности воспитания.  В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых   присутствуют   разные,   нередко   противоречивые   ценности   и мировоззренческие   установки. Целесообразные   партнерские   отношения   с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями   дополнительного   образования,   культуры   и   спорта, СМИ дают возможность согласовать цели, задачи и ценности программы духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени начального общего образования. Принцип индивидуально­личностного развития. Для   успешной   социализации   и   самоопределения   личности   младшего школьника необходима педагогическая поддержка, развития способностей, таланта каждого ребенка. Принцип  интегративности. Интеграция духовно­нравственного развития и воспитания в основные виды   деятельности   обучающихся:   урочную,  внеурочную,   внешкольную   и общественно полезную. Принцип социальной востребованности воспитания. Соединение   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   с   жизнью, реальными   социальными   проблемами   позволяет   преодолевать   изоляцию детства,   обеспечивают   полноценное   социальное   созревание   младших школьников. Программа   реализуется   в   рамках   урочной,   внеурочной,   внешкольной   социальных   и   культурных   практик   с   помощью деятельности, следующих инструментов:      УМК «Школа России»   В   содержание   системы   учебников   «Школа   России»   включен воспитывающий   и   развивающий   потенциал,   позволяющий   эффективно реализовывать   целевые   установки,   заложенные   в   «Концепции   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России». Важнейшая   задача   российской   школы   —   становление  российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами. Во­первых,   отбор   содержания   учебного   материала   осуществлен   с ориентацией   на   формирование   базовых   национальных   ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям,   уважительное   отношение   ко   всем   народам   России,   к   их национальным   культурам,   самобытным   обычаям   и   традициям,   к государственным символам Российской Федерации. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего   образования   ФГОС   и   возрастные   психологические   особенности младших   школьников,   одной   из   важнейших   задач   является   развитие   у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. Т.е. во­вторых, содержание учебников наполнено родиноведческими и краеведческими знаниями. В  третьих,  поликультурность   содержания  системы  учебников «Школа России»   носит   сквозной   характер.   Она   обеспечивается   в   каждой предметной   линии,   с   учетом   предметной   специфики   и   отражает многообразие   и   единство   национальных   культур  народов   России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному   и   межконфессиональному   диалогу,   знакомству   с культурами  народов   других   стран   мира. В   этой   связи,   важное   место   в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур   и   светской   этики».   Курс   органично   интегрирован   в   систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников   мотивации   к   осознанному   нравственному   поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.   Создание среды школьного пространства В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся: ­ изучать   символы   российской   государственности   и   символы   родного края   (экскурсии   в   школьный   музей,   использование   на   уроках   и   во внеурочное   время   фонда   музея);   муниципальные   и   школьные   праздники (совместные с родителями и учреждениями культуры и дополнительного образования); историю, культурные традиции, достижения обучающихся и педагогов   школы   (традиционные   праздники,   которые   являются традиционными   для   всего   города);   связи   школы   с   социальными партнерами; ­ традиции школы. Календарь традиционных школьных дел и праздников Время Тема мероприятия проведения Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 1 сентября – День знаний. Празднование Дня освобождения Смоленщины и города   Ярцево   от   немецко­фашистских захватчиков. День самоуправления. Посвящение в Первоклассники. Старт в Науку. День пожилых людей. День народного единства.  Неделя толерантности День Матери. Декабрьские встречи. Новогодний праздник. Неделя ЗОЖ День Защитника Отечества.  Масленица.      Праздник мам. Конкурсная программа для девочек. День смеха. Акция «Земля­планета людей» Весенняя Неделя добра. Уроки мужества. Акция «Бессмертный полк». Последний звонок. До свидания, школа! Здравствуй лето! ­ осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; ценности здорового образа жизни (информационные стенды: «Безопасность  дорожного   движения»,   «Пожарной   безопасности»,   «По противодействию терроризму»), использование спортзала для организации игр на переменах или после уроков; спортивная площадка; ­ демонстрировать   опыт   нравственных   отношений   в   урочной   и внеурочной деятельности. ­ в рамках духовно­нравственного воспитания и развития в соответствии с требованиями ФГОС и Концепции организуется внеурочная деятельность. Внеурочная  деятельность направлена   на   социализацию   обучающихся, развитие творческих способностей школьников и воспитание стремления к здоровому образу жизни. Задачи внеурочной деятельности: ­ реализация   индивидуальных   потребностей  учащихся  школы   путем предоставления   выбора   широкого   спектра   занятий,   направленных   на развитие детей ­ обучение   школьников   способам   овладения   различными   видами внеурочной деятельности; ­ формирование навыков позитивного коммуникативного общения ­ формирование   и   развитие   детских   коллективов,   совместно участвующих в различных видах внеурочной деятельности Внеурочная деятельность представлена по направлениям развития личности,   согласно   ФГОС: спортивно­оздоровительное,   духовно­ нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, в различных формах ее организации, отличных от урочной системы обучения – кружки, секции, подготовку к олимпиадам и конференциям, проектная деятельность и др., а также проведение тематических классных, школьных, внешкольных мероприятий. При   организации   внеурочной   деятельности   обучающихся   школой используются   ресурсы   школы,   учреждений   культуры   (библиотеки,   Дом культуры,   телеканал   «Пионер­ТВ»») и дополнительного   образования   (СЮН,   ЦДТ,   ДЮСШ   и   т.д.).   Для проведения   занятий   есть   спортивное   оборудование,   спортивный   зал, школьная библиотека, компьютерный класс, школьный музей.   музейно­выставочный   центр,  Данные ресурсы позволяют организовать внеурочную деятельность следующими видами и программами: Направления развития личности Виды внеурочной деятельности Программы,  проек ты, акции Типы програм м неурочной деятельности СПОРТИВНО­ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ Игровая деятельность. Спортивно –  оздоровительная  деятельность. Туристско­ краеведческая деятельность. Секция «В здоровом  теле ­ здоровый дух» Секция «Будь здоров» Комплексные  образовательные  программы,  тематические Тематические  образовательные  программы ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОЕ Игровая деятельность. Проблемно­ценностное  общение. Художественное  творчество. Добровольческая  деятельность. Игровая деятельность. Социальное творчество. Трудовая  деятельность . СОЦИАЛЬНОЕ Кружок «Юный  патриот». Кружок «Мой край». Кружок «Радуга  духовного мира». Кружок «Азбука  православия». Кружок  «Путешествие по  стране этикета». Кружок «Разговор о  здоровом питании». Формы организации внеурочной деятельности Секции,  соревнования,  экскурсии, походы  выходного дня,  школьные спортивные игры,  совместные с  родителями  спортивные  праздники.   Кружок, творческое  объединение,  концерты, спектакли,  выставки, дискуссии,  гражданские акции,  трудовой десант. Программы,  ориентированные  на достижение  результатов  определённого  уровня. Детские  общественные  объединения, акции,  социально значимые  проекты. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО Е Познавательная  деятельность Туристско­ краеведческая  деятельность ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ Досугово –  развлекательная  деятельность. Художественное  творчество. Кружок «Юным  умникам и умницам». Факультатив  «Занимательная  информатика». Кружок «Я  исследователь». Кружок «Умники и  умницы». Кружок «Проектная  деятельность».  Студия «Ручное  творчество» Кружок «Умелые  руки» Кружок  «Художественное  творчество» Кружок  «Изобразительное  искусство» Тематические  образовательные  программы. Комплексные  образовательные  программы.   Интеллектуальные  олимпиады,  исследовательские  проекты,  индивидуально –  групповые занятия. Тематические  образовательные  программы. Кружки  художественного  творчества, классные  часы, концерты,  спектакли, выставки,  социальные проекты  на основе  художественной  деятельности. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по основным направлениям духовно­нравственного воспитания и развития Направления 1. Воспитание гражданственности,     патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2. Развитие нравственных чувств и этического сознания.     Виды и формы воспитательных мероприятий ­ беседа, экскурсия (урочная, внеурочная, внешкольная); ­ классный час (внеурочная); ­ туристическая деятельность, краеведческая работа (внеурочная, внешкольная); ­ просмотр кинофильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); ­ путешествия  по историческим и памятным местам (внеурочная, внешкольная); ­   сюжетно­ролевые   игры   гражданского   и   историко­патриотического   содержания (урочная, внеурочная, внешкольная); ­ творческие конкурсы,   фестивали,   праздники,   спортивные   соревнования  (урочная,   внеурочная, внешкольная); ­ изучение вариативных учебных дисциплин; ­ участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско­юношескими организациям (внеурочная, внешкольная); ­ встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внеурочная, внешкольная) ­ беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная, внеурочная, внешкольная); ­   театральные   постановки,   литературно­музыкальные   композиции  (внеурочная, внешкольная); ­ художественные выставки, уроки этики (внеурочная, внешкольная); ­ встречи с религиозными деятелями (внеурочная, внешкольная); 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ­ классный час (внеурочная); ­ просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная); ­ праздники, коллективные игры (внеурочная, внешкольная); ­ акции благотворительности, милосердия (внешкольная); ­ творческие проекты, презентации (урочная, внеурочная, внешкольная). ­   экскурсии   на   производственные   предприятия,   встречи   с  представителями   разных профессий (урочная, внеурочная, внешкольная), ­ беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). ­ презентации «Труд наших родных», сюжетно­ролевые экономические игры (урочная, внеурочная, внешкольная); ­ праздники труда, ярмарки, город мастеров (внеурочная, внешкольная); ­ конкурсы (урочная, внеурочная, внешкольная); ­ организации работы детских фирм (внеурочная, внешкольная); ­   работа   творческих   и   учебно­производственных   мастерских,   трудовые   акции               ­   беседы   с   педагогами,   школьным   психологам,   медицинскими   работниками, (внеурочная, внешкольная).         ­ беседы, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная)                ­ подготовка и проведение подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований (урочная, внеурочная, внешкольная)   родителями.          ­ изучение учебных дисциплин «Окружающий мир», некоторых тем «Литературное чтение» (урочная);              ­ беседы, просмотра учебных фильмов «Мой край», «Растения нашей местности» (урочная).        ­ экскурсии, прогулки (внеурочная, внешкольная), 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, ценностях формирование представлений об эстетических идеалах и        ­ туристические походы и путешествия по родному краю (внеурочная, внешкольная). ­ изучение учебных дисциплин «Окружающий мир», некоторых тем «Литературное чтение» (урочная);               ­ экскурсии, прогулки (внеурочная, внешкольная),   внешкольная).             ­   туристические   походы   и   путешествия   по   Ярцевскому   району   (внеурочная,  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Основное содержание Виды деятельности Формы организации занятий   Элементарные представления о политическом   устройстве   Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;   представления о символах государства — Флаге,   Гербе   России,   о   флаге   и   гербе Смоленской области и Ярцевского района.   Элементарные представления   институтах   гражданского   общества, возможностях   участия   общественном управлении; об   о граждан   в  элементарные   представления   о   правах   и обязанностях гражданина России; интерес   к   общественным   явлениям,   Получение   первоначальных представлений   о   Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом   Смоленской   области   и Ярцевского района.   Знакомство   с   деятельностью общественных организаций патриотической   и   гражданской направленности, детскими школьными организациями   «Юные Жуковцы» И «Пост №1»   Изучение плакатов,  картинок, в процессе бесед, чтения книг, изучения   предметов, предусмотренных  учебным планом. В   процессе   посильного   участия   в социальных проектах и мероприятиях. понимание   активной   роли   человека   в обществе;  стремление   активно   участвовать   в   делах класса, школы, семьи, своего города; уважительное   отношение   к   русскому   языку языку   как   государственному, межнационального общения;   Начальные   представления   о   народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;   Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;     Получение   первоначального опыта межкультурной коммуникации   с   детьми   и взрослыми   —   представителями разных   России, знакомство с особенностями их культур и  образа жизни. народов   Знакомство   с   историей   и культурой родного края, народным фольклором, быта народов России.   творчеством,   особенностями Знакомство   с   героическими страницами   истории   России, жизнью   замечательных   людей, явивших примеры гражданского исполнения служения, патриотического   долга,   с обязанностями гражданина.   В процессе бесед, народных игр, организации проведения и     национально­культурных праздников. В процессе бесед, сюжетно­ролевых кинофильмов,   просмотра игр,   творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий,   изучения   вариативных учебных дисциплин.     В процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий   по   историческим   и памятным   местам,   сюжетно­ролевых игр   гражданского   и   историко   – патриотического содержания, изучения   основных   и   вариативных учебных дисциплин Интерес к государственным праздникам и важнейшим   событиям   в   жизни   России, Смоленской области, Ярцевского района. Любовь к школе, своему городу, народу, России. Уважение к защитникам Родины. Умение   отвечать   за   свои   поступки; негативное   отношение   к   нарушениям порядка   в   классе,   дома,   на   улице,   к невыполнению своих обязанностей. человеком     Знакомство   с   важнейшими событиями в истории нашей страны, значением   праздников.   содержанием   и государственных В   процессе   бесед,   проведения классных   часов,   просмотра   учебных фильмов,   участия   в   подготовке   и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам.     Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших  собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов; проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества;   подготовке   и   проведении   игр   военно­патриотического содержания,   конкурсов   и   спортивных   соревнований,   сюжетно­ролевых игр на местности, встреч с ветеранами ВОВ и труда, военнослужащими.     2.  Воспитание нравственных чувств и этического сознания: Основное содержание Формирование   представлений   о нормах   морально­нравственного поведения.  Формы организации Классный час «Правила поведения в школе» «Как надо вести себя на улице, в магазине, в гостях?»  Диспуты «Что такое хорошо и что Ответственные Классные   руководители   начальных классов, педагог ­ организатор, школьный библиотекарь. такое плохо?» Акция «Прилетите птицы» (строим домик для пернатых),  Акция «Милосердие», Акция  «Вахта памяти», Акция «Земля­планета людей» Праздники вместе с родителями. Конкурс   творческих работ: «История   и   традиции   моего   города», «История и традиции моей семьи».   Зам.   директора   по   ВР,   педагог­ организатор. Классные   руководители,   работники культуры  и  учреждений  дополнительного образования. Заочные   путешествия   «Традиции Классные руководители,  преподаватели народов России» Посещения музеев. курсов внеурочной деятельности.     в Участие делах благотворительности,   милосердия, в оказании помощи нуждающимся забота о животных, природе.   Получение первоначальных представлений   о   нравственных взаимоотношениях в семье. Расширение   опыта   позитивного взаимодействия в семье.   Получение первоначальных представлений   о   ценностях отечественной культуры, традиционных   моральных   нормах российских народов.   Экскурсия   в   церковь   города. Ознакомление   по   желанию обучающихся   и   с   согласия родителей   с   деятельностью православных религиозных организаций.   3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: Встреча с религиозным деятелем.   Классные   руководители   совместно   с родителями. Основное содержание Виды деятельности Формы организации занятий Узнают   о   профессиях   своих   родителей (законных   представителей)   и   прародителей, участвуют   в   организации   и   проведении презентаций «Труд наших родных».     Первоначальные   представления о   нравственных   основах   учёбы, ведущей роли образования, труда и значении   творчества   в   жизни человека и общества; уважение  к  труду  и  творчеству старших и сверстников; ценностное   отношение   к   учёбе как виду творческой деятельности; элементарные представления об основных профессиях; элементарные   представления   о роли   знаний,   науки,  современного производства   в   жизни   человека   и общества.         и   В   процессе   изучения   учебных проведения дисциплин мероприятий внеурочных обучающиеся получают первоначальные   представления   о роли   знаний,   труда   и   значении творчества   в   жизни   человека   и общества: в экскурсиях по городу, встречах с представителями разных профессий; Презентация  «Труд  моих родных». участвуют         Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при   разработке   и   реализации учебных   и   учебно   ­   трудовых проектов; умение проявлять   дисциплинированность, последовательность   и Приобретают   опыт   уважительного   и творческого   отношения   к   учебному   труду (посредством   презентации   учебных   и творческих   достижений,   стимулирования творческого   учебного   труда,   предоставления обучающимся   возможностей   творческой инициативы в учебном труде); получают   первоначальные   навыки  В   ходе   сюжетно   ­   ролевых экономических   игр,   посредством создания   игровых   ситуаций   по мотивам   различных   профессий, проведения внеурочных мероприятий Конкурсы: ­ На лучшую тетрадь, настойчивость   в   выполнении учебных   и   учебно   ­   трудовых заданий;   умение   соблюдать   порядок   на рабочем   месте; бережное отношение   к   результатам   своего труда,   труда   других   людей,   к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. Отрицательное   отношение   к лени   и   небрежности   в   труде   и учёбе,   небережливому   отношению к результатам труда людей сотрудничества,   ролевого   взаимодействия   со сверстниками, старшими детьми, взрослыми  в учебно   ­   трудовой   деятельности   учатся творчески   применять   знания,   полученные   при изучении учебных предметов на практике приобретают   начальный   опыт   участия   в различных   видах   общественно   полезной деятельности   на   школы   и взаимодействующих организаций социума.   базе  Приобретают   умения   и   навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют   во   встречах   и   беседах   с выпускниками   своей   школы,   знакомятся   с   показавших биографиями   выпускников, достойные   высокого профессионализма,   творческого   отношения   к труду и жизни. примеры   ­ На лучшего чтеца. Конкурсы   по   трудовой тематике на лучшую поделку: из природного   материала,   оригами, аппликация.  Изготовление подарков.   Деятельность   школьников   на пришкольном участке в учебное и каникулярное время.   4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:   Основное содержание Ценностное   отношение   к своему   здоровью,   здоровью родителей,   членов   своей семьи, педагогов,   сверстников; Виды деятельности Приобретение   познаний   о   здоровье,   здоровом образе   жизни,   возможностях   человеческого организма,   об   основных   условиях   и   способах укрепления здоровья; участие   в   беседах   о   значении   занятий Формы организации занятий В   ходе   уроков   физической культуры   и   других   учебных дисциплин   (например,   в   курсе  «Окружающий мир» разделы:  «Здоровье и безопасность», элементарные   представления  о единстве  и взаимовлиянии   различных видов   здоровья   человека: физического,   нравственного (душевного), социально­ психологического   (здоровья семьи   школьного и коллектива); понимание важности физической   культуры   и спорта здоровья человека,   его   образования, труда и творчества;   для       знание   и   выполнение санитарно­гигиенических правил, здоровьесберегающего режима дня;   соблюдение интерес   к   прогулкам   на природе,   подвижным   играм, участию   в   спортивных соревнованиях; первоначальные представления об оздоровительном   влиянии   физическими   упражнениями,   активного   образа жизни,   спорта,   прогулок   на   природе   для укрепления своего здоровья; практическое   освоение   методов   и   форм   здоровьесбережения, физической   культуры, простейших элементов спортивной подготовки; составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно­ гигиенических норм труда и отдыха; получение   навыков   следить   за   чистотой   и опрятностью   своей   одежды,   за   чистотой   своего тела,   рационально   пользоваться   оздоровляющим влиянием  природных  факторов (солнца,  чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания; получение   элементарных   представлений   о взаимосвязи,   взаимозависимости   здоровья физического,   нравственного   (душевного)   и социального­психологического (здоровья семьи и школьного коллектива), получение   знаний   о   возможном   негативном   телевидения, влиянии   компьютерных   игр, рекламы на здоровье человека, отрицательное   отношение   к   невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от «Путешествия»,   «Как устроен мир», «Мы и наше здоровье»,  «Наша безопасность»),   просмотра учебных фильмов,   в   системе   внеклассных мероприятий, бесед,   в спортивных секциях школы, при подготовке и проведении подвижных игр,   походов, спортивных соревнований. туристических   Через доровьесберегающие  формы досуговой   деятельности   в   процессе бесед,   просмотра   учебных   фильмов, игровых   и   тренинговых   программ   в системе   взаимодействия   школы   и местного социума.   В   ходе   бесед   с   педагогами, психологами, работниками,     школьными медицинскими родителями. природы на человека; первоначальные занятий физкультурой.       представления   о   возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,   рекламы   на здоровье человека.          5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):          Основное содержание Развитие   интереса   к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание   активной   роли человека в природе.   Виды деятельности Формы организации занятий Усвоение   элементарных   представлений   об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других   стран,   нормах   экологической   этики,   об экологически грамотном взаимодействии человека с природой В   ходе   изучения   учебных дисциплин   «Окружающий   мир», некоторых   тем   «Литературное чтение», внеурочной   деятельности экологической направленности:  курсов     Ценностное отношение к природе   и   всем   формам жизни.   Получение первоначального опыта эмоционально ­ чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе В ходе экскурсий, прогулок, походов туристических путешествий по родному краю.     и бесед,   просмотра учебных фильмов «Мой   край», «Растения нашей местности». Элементарный   опыт природоохранительной деятельности.   Бережное   отношение   к растениям и животным.     Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (на пришкольном участке, экологические акции, десанты – уборка территории школы, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка пришкольной  территорий от мусора и т. д.), в деятельности школьных экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; Усвоение   в   семье   позитивных образцов   взаимодействия   с   природой (при   поддержке   родителей   (законных представителей). Расширение   опыта   общения   с   природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с   родителями   (законными   представителями)   в экологической   деятельности   по   месту жительства.         6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):   Основное содержание Виды деятельности Формы организации занятий   Представления о душевной   и   физической красоте человека; формирование эстетических   идеалов, чувства   прекрасного; умение   видеть   красоту   труда   и природы, Получение   элементарных   представлений   об эстетических   идеалах   и   художественных   ценностях культуры России, культур народов России; ознакомление   с   эстетическими   идеалами, традициями; художественной   культуры   родного   края,   с фольклором   и   народными   художественными промыслами. В   ходе   изучения   учебных дисциплин   и   курсов   внеурочной деятельности, виртуальные знакомства лучшими произведениями  искусства в музеях, на   выставках.   Классный   час «Художественные ценности России и малой родины»   с творчества; интерес   к   чтению, произведениям искусства,   детским спектаклям,   концертам, выставкам, музыке; интерес   к   занятиям художественным творчеством; стремление опрятному   виду.   к внешнему Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.   Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе   родного   края,   в   том,   что   окружает обучающихся в пространстве школы и дома, сельском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание   стихотворений, знакомство   с картинами,   участие   в   просмотре   учебных   фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе;       с Знакомство понятием «Ландшафтный   дизайн»   на   примере оформления двора у дома, школьного двора. Представление   творческих   работ по   мотивам   семейных   экскурсий: «Осень   –   очей   очарованье»,   «В царстве   «Природа просыпается».   Морозко», В   ходе   изучения   вариативных дисциплин, в системе экскурсионно ­ деятельности, краеведческой внеклассных мероприятий, посещение театрализованных  народных праздников     Экскурсия «Красота родного края» обучение видеть прекрасное в поведении и труде Конкурс рисунков, людей, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать   себя   в   доступных   видах   и   формах художественного творчества На   классных  часах,  в   беседах   о прочитанных книгах, художественных фильмах,   телевизионных   передачах, компьютерных играх различать добро и   зло,   отличать   красивое   от участие   вместе   с   родителями   (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, творческих вечеров получение   элементарных   представлений   о   стиле одежды   как   способе   выражения   внутреннего, душевного состояния человека; участие   в   художественном   оформлении помещений. безобразного,   плохое   от   хорошего, созидательное от разрушительного. IV.  Совместная   деятельность  школы,  семьи  и  общественности  по духовно­нравственному развитию и воспитанию учащихся Решающее   значение   для   организации   нравственного   уклада   жизни младшего школьника имеет взаимодействие школы,  семьи и внешкольными учреждениями по местного социума. Педагогическая   культура   родителей   –   один   из   самых   действенных факторов   духовно­нравственного   развития,   воспитания  младших школьников.   Уклад   семейной   жизни   представляет   собой   один   из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого   повышение   педагогической   культуры   родителей   необходимо рассматривать   как   одно   из   важнейших   направлений   воспитания   и социализации младших школьников. Основными задачами в работе с родителями являются:  развитие у родителей способности оказывать поддержку;  развитие конструктивных способов взаимодействия;  поиск   новых   конструктивных   способов   разрешения   конфликтных ситуаций;  увеличение взаимной открытости;  улучшение   понимания   родителями   собственного   ребенка, особенностей и закономерностей его развития.  Система   работы   школы   по   повышению   педагогической   культуры родителей   (законных   представителей)   в   обеспечении   духовно­ нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основывается на следующих принципах:  совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении   основных   направлений,   ценностей   и   приоритетов деятельности   образовательного   учреждения   по   духовно­нравственному развитию   и   воспитанию   обучающихся,   в   разработке   содержания   и реализации   программ   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;  педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);  поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития (законных   родителей   педагогической   культуры   каждого   из представителей);  содействие   родителям   (законным   представителям)   в   решении индивидуальных проблем воспитания детей;  опора на положительный опыт семейного воспитания. Для   этого   используются   различные   формы   взаимодействия   семьи   и школы:  родительские собрания и конференции;  индивидуальные консультации;  родительский лекторий;  информационные уголки для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений) и информация на сайте школы;  дни открытых дверей.  В   формировании   нравственного   уклада   школьной   жизни   свои традиционные   позиции   сохраняют   учреждения   дополнительного образования и культуры, с которыми взаимодействует школа.   V.  Планируемые   результаты духовно­нравственного   развития   и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования   Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний  (об   общественных   нормах,  об   устройстве   общества,   о   социально одобряемых   и   неодобряемых   формах   поведения   в   обществе   и   т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие   ученика   со   своими   учителями   (в   основном   и дополнительном   образовании)   как   значимыми   для   него   носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй   уровень   результатов –   получение   школьником   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества (человек,   семья,   Отечество,   природа,   мир,   знания,   труд,   культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет   взаимодействие школьников   между   собой   на   уровне   класса,   школы,   т.е.   в   защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде   ребенок   получает   (или   не   получает)   первое   практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий   уровень   результатов –   получение   школьником   опыта самостоятельного   общественного   действия.   Только   в   самостоятельном общественном   действии   юный   человек   действительно становится (а   не просто узнает   о   том,   как   стать)   социальным   деятелем,   гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде. С   переходом   от   одного   уровня   результатов   к   другому   существенно возрастают воспитательные эффекты: − на   первом   уровне   воспитание   приближено   к   обучению,   при   этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; − на   втором   уровне   воспитание   осуществляется   в   контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; − на   третьем   уровне   создаются   необходимые   условия   для   участия обучающихся   в   нравственно   ориентированной   социально   значимой деятельности   и   приобретения   ими   элементов   опыта   нравственного поведения и жизни. Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные   мотивы   поведения,   значения   ценностей   присваиваются обучающимися   и   становятся   их   личностными   смыслами,   духовно­ нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты. По   каждому   из   направлений   духовно­нравственного   развития   и воспитания   обучающихся   на   ступени   начального   общего   образования должны   быть   предусмотрены   и   могут   быть   достигнуты   обучающимися следующие воспитательные результаты.   Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Планируемые результаты: − ценностное   отношение   к   России,   своему   народу,   своему   краю, отечественному культурно­историческому наследию, − государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему − поколению; − элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном   устройстве   и   социальной   структуре   российского общества,  наиболее   значимых  страницах  истории  страны, об  этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; − первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; − опыт   ролевого   взаимодействия   и   реализации   гражданской, патриотической позиции; − опыт социальной и межкультурной коммуникации; − начальные   представления   о   правах   и   обязанностях   чело   века, гражданина, семьянина, товарища. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Планируемые результаты: − начальные   представления   о   моральных   нормах   и   правилах нравственного   поведения,   в   том   числе   об   этических   нормах взаимоотношений   в   семье,   между   поколениями,   этносами,   носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; − нравственно   ­   этический   опыт   взаимодействия   со   сверстниками, старшими   и   младшими   детьми,   взрослыми   в   соответствии   с общепринятыми нравственными нормами; − уважительное отношение к традиционным религиям; − неравнодушие   к   жизненным   проблемам   других   людей,  сочувствие   к человеку, находящемуся в трудной ситуации; − способность   эмоционально   реагировать   на   негативные   проявления   в детском   обществе   и   обществе   в   целом,   анализировать   нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; − уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; − знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, здоровому образу жизни  Планируемые результаты: − ценностное   отношение   к   своему   здоровью,   здоровью   близких   и окружающих людей; − элементарные   представления   о   взаимной   обусловленности физического,   нравственного   и   социально­психологического   здоровья человека,   о   важности   морали   и   нравственности   в   сохранении   здоровья человека; − первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; жизни Планируемые результаты: − ценностное   отношение   к   труду   и   творчеству,   человеку   труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; − ценностное и творческое отношение к учебному труду; − элементарные представления о различных профессиях; − первоначальные   навыки   трудового   творческого   сотрудничества   со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; − осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; − первоначальный   опыт   участия   в   различных   видах   общественно полезной и личностно значимой деятельности; − потребности   и   начальные   умения   выражать   себя   в   различных доступных   и   наиболее   привлекательных   для   ребёнка   видах   творческой деятельности; − мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Формирование   ценностного   отношения   к   семье,   здоровью   и − первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; − знания   о   возможном   негативном   влиянии   компьютерных   игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Планируемые результаты: − ценностное отношение к природе; − первоначальный   опыт   эстетического,   эмоционально­нравственного отношения к природе; − элементарные знания о традициях нравственно­этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; − первоначальный   опыт   участия   в   природоохранной   деятельности   в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; − личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений   об   эстетических   идеалах   и   ценностях   (эстетическое воспитание) Планируемые результаты: − первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; − первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; − элементарные   представления   об   эстетических   и   художественных ценностях отечественной культуры; − первоначальный   опыт   эмоционального   постижения   народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; − первоначальный   опыт   эстетических   переживаний,   наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; − первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,   формирование   потребности   и   умения   выражать   себя   в доступных видах творчества; − мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.   VI.  Критерии эффективности функционирования Программы духовно­нравственного   развития   и   воспитания   младших школьников     Важнейшим   показателем   эффективности   функционирования Программы   духовно   –   нравственного   развития   и  воспитания  младших школьников   является   нравственное   развитие   ребенка   и становление личностных   характеристик   выпускника   начальной   школы. (Приложение1) Объективная   оценка   определяется   социологическими   и   психолого­   анкетирование, педагогическими   исследованиями   тестирование обучающихся, родителей и педагогов). (наблюдение, Наиболее   информативными   методами   диагностики   являются:   беседа, наблюдение,   тестирование,   анкетирование,   социометрия,   ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора. Используемые диагностики:  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Диагностика   на   определение   психологического   климата   в   семье «Нарисуй свою семью». Диагностика на определение уровня самооценки «Лестница». Диагностика  на  выявление  выраженности  творческого  мышления «Нарисуй несуществующее животное». Диагностика   готовности   к   школе   «Корректурная   проба Ландольта». Диагностика   продуктивности   вербальной   памяти   детей   «Назови как можно больше слов по теме». Диагностика сухой механической памяти детей «Запомни число». Диагностика типов памяти ребёнка (слуховой, моторно­слуховой, зрительной, зрительно­слуховой и т.д.) Исследование способности к умозаключению детей. 8. 9. Методика исследования особенностей мышления, опосредованной памяти, аффективно­личностной среды. Пиктограмма А.Р.Лурия. 10. Тест   на   опосредованное   запоминание   детей   6­10   лет (А.Н.Леонтьев). 11. Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса. 12. Диагностика   уровня   воспитанности   школьника   (методика Третьякова) и т.д. 1. Модель выпускника начальной школы Модель   выпускника Приложение 1  1 класса 2 класса −  умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале   и   действовать   в   соответствии   с   указаниями педагога; −  умеет   строить   отношения   со   взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми; −  дисциплинирован,   знает   правила   поведения   в общественных местах; −  имеет   представление   о   здоровом   образе   жизни, элементарные культурно­гигиенические навыки, обладает хорошей   работоспособностью,   развиты   двигательные   и моторные навыки; −  знает элементарные правила безопасного поведения при   взаимодействии   с   другими   людьми,   правила поведения на улице, в быту, школе; −  владеет доступными видами общественно­полезного труда −  владеет наглядно­образной памятью. −  умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовать; −  владеет   разнообразными   формами   и   средствами общепланирования   в   совместной   продуктивной деятельности; −  проявляет   чувство   ответственности   за   живое существо, деятельности, сдержан, тактичен;   начатое   дело,   результат   совместной 3 класса −  выполняет   основные   положения   здорового   образа жизни,   правила   личной   и   общественной   гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года; −  выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми; −  трудолюбив,   умеет   правильно   организовать   свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий; −  владеет словесно­логической памятью; −  обладает   устойчивостью   внимания,   умеет распределять и переключать свое внимание; −  проявляет   интерес   к   людям,   общителен, доброжелателен,   склонен   не   к   конфликтам,   а   к сотрудничеству; −  умеет   контролировать   свое   поведение,   различать разные позиции в общении, оценивать свое положение в системе социальных отношений; −  выполняет   основные   положения   здорового   образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и   общественной   ценности,   имеет   прочные   культурно­ гигиенические   навыки,   умеет   оказывать   первую медицинскую помощь; −  знает и выполняет условия безопасного поведения на улице,   в   быту,   условия   безопасности   при   пользовании общественным   транспортом,   знает   правила   дорожного движения; −  обладает   потребностью   трудиться   и   осознает необходимость   умеет самостоятельно   ориентироваться   в   любой   работе, трудовой деятельности;   трудовой   деятельности, −  умеет   управлять   своей   памятью   и   регулировать   ее проявление. 4 класса −  владеет   произвольным   вниманием,   умеет организовывать   и   регулировать   свое   внимание, сознательно управлять им; −  имеет   первоначально   отработанную   произвольную память; −  коммуникативен,   владеет   культурой   общения, бережно   относится   к   общечеловеческим   ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать  свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей; −  ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи; −  способен   действовать   в   чрезвычайных   ситуациях, сознательно   и   ответственно   относиться   к   личной безопасности и безопасности окружающих; −  способен действовать, анализировать свои действия, находить   причину   затруднений,   строить   новый   проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением; −  владеет   культурой   самоопределения   личности, стремится   к   самосовершенствованию,   мотивирован   на достижение   успеха,   на   дальнейшее   продолжение образования в основной школе; −  он гражданин, патриот, ощущающий ответственность   настоящее   и   будущее   отечества, за   прошлое, приверженный общечеловеческим духовным идеалам; −  обладает   уверенностью   в   себе,   чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017