Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Оценка 5
Образовательные программы
docx
экология
1 кл—4 кл
21.04.2017
Данная программа позволяет организовать проектную и научно - исследовательскую деятельность ещё с детского сада, если есть тесная связь с дошкольным учреждением. Преемственность позволит получить результаты уже в 1 - 2 классах. Сначала используется метод групповых проектов. Постепенно обучающиеся переходят к индивидуальным проектам.
программа 2016.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
муниципального образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от _____августа 2016 года
Председатель педсовета
_____________Н. Ю. Форопонова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Экология для младших школьников»
Ступень обучения – начальное общее, с 1 по 4 класс
Количество часов – 135 часов ( 33 по 1 часу в неделю в 1 классе и 34 по 1 часу
в неделю во 2 – 4 классах. )
Учитель: Новосёлова Светлана Витальевна
Программа разработана на основе программы по экологии, допущенной
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования
Министерства образования Российской Федерации ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Составленная программа«Экология для младших школьников» в рамках
научно – исследовательской деятельности. Допускается использование
программы и КТП для кружка «Я – исследователь – «Планета загадок».
В рекомендациях международных организаций и конференций определены
основополагающие принципы экологического образования в области охраны
окружающей среды:
• приоритет социальных аспектов экологических проблем;
• рассмотрение как естественной, так и созданной человеком окружающей
среды;
• междисциплинарность;
• требование осведомленности и знаний;
• важность навыков, отношений, ценностей, желание участвовать в решении
проблем сохранения окружающей среды.
Цель современного экологического образования — формирование у
учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой
нравственности и социальном сознании.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического
образования, мною была составлена программа экологического воспитания
младших школьников с учётом исследовательской деятельности в рамках
курса «Экология для младших школьников».
Цель – формирование целостной картины мира и места человека в нём.
Задачи. Развивать УУД согласно требованиям новых государственных
стандартов;
познакомить с современным представлением об экологии, как науке и о
закономерностях развития и перспективах сохранения жизни на Земле;
пропагандировать и расширять экологические знания среди младших
школьников;
воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения;
показать неразрывную связь человека с природой и их взаимозависимость;
искать реальные пути выхода из экологического кризиса;
формировать исследовательские навыки;
развивать у детей любовь к природе, нетерпимость к нарушениям
экологических норм поведения;
участвовать в практической деятельности по охране природы.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического
образования, мною была составлена программа экологического воспитания
младших школьников с учётом исследовательской деятельности в рамках
курса «Экология для младших школьников», которую можно продолжить и в
курсе «Планета загадок». Сочетание доступности, познавательного интереса и научности материала, кроме целей экологического воспитания, предполагает
развитие творческого мышления, формирование навыков наблюдения и
поведения в природе, пробуждение интереса к науке.
Сочетание доступности, познавательного интереса и научности материала,
кроме целей экологического воспитания, предполагает развитие творческого
мышления, формирование навыков наблюдения и поведения в природе,
пробуждение интереса к науке.Программа строится таким образом, чтобы в
процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное
воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка,
т.е. предполагает работу по направлениям:
1.познавательное;
2.познавательноразвлекательное;
3.исследовательское.
Предлагаемый
план работы предусматривает проектно
исследовательскую деятельность. При отборе материала для данной
программы явилось то, что главное назначение излагаемой на каждом занятии
информации должно состоять в том, чтобы вызвать интерес учащихся,
заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание вести
здоровый образ жизни и активно защищать окружающую среду. Наряду с
теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и
навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят.
Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому,
что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд.
Познавательноразвлекательное направление работы ставит целью знакомство
учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы,
влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной
форме: этотеатрализованные представления на экологическую тему,
праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры
путешествия.
Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках
следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов
которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Главное то, что программа позволяет проводить экологическое обучение и
просвещение на протяжении всех лет обучения в школе. В программе большое
внимание уделено экологическим проблемам социально мировоззренческого
характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому
праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношения
общества и природы. Остальные разделы программы также подчинены
достижению фундаментальной цели экологического образования. Основной
принцип обучения — личная заинтересованность учащегося в получении
экологических знаний. Подобная заинтересованность возникает у учащегося за
счет оригинальности, информативности, увлекательности и жизненной важности сообщаемых экологических знаний. Все разделы программы
взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе
обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других
школьных предметов, дублирование исключено. Она отвечает всем
требованиям самостоятельной дисциплины, одновременно позволяя
осуществить на практике межпредметную связь и интеграцию с другими
предметами. Предмет «Экология» рассматривается как объединяющее начало,
вокруг которого и на базе которого осуществляется экологизация всех
остальных школьных учебных предметов.
В программе выделяется четыре самостоятельных, вполне законченных и
взаимоувязанных блока, которые соответствуют:
первый блок — дошкольное обучение и воспитание. Которое проводится на
базе детского сада № 20. Составлена совместная программа школы и детского
сада.
Второй блок 1—4 кл.;
Третий блок 5—9 кл.
Четвёртый блок 10—11 кл.
Каждый блок содержит комплекс экологических знаний, доступных для
понимания учащимися разных возрастных групп.
1 ступень см. совместную программу детского сада и школы.
На 2й ступени учитывается эмоциональнообразное и неформализованное
восприятие детей младшего возраста. В этом возрасте дети очень
восприимчивы к искренним чувствам, они легче усваивают нравственно
этические нормы поведения как в коллективе, так и по отношению к природе.
Поэтому главная цель преподавания экологии в начальной школе — развитие
и укрепление в детях чувства доброты и любви по отношению к природе,
чувства доброты и терпимости по отношению друг к другу. Те начальные
экологические знания и жизненные примеры, которые при этом приводятся,
направлены прежде всего на воспитание детей в духе высокой нравственности
и ответственности за окружающий мир. Материал дается языком, доступным
для понимания детей младшего возраста, на примерах хорошо известных и
любимых ими растениях и животных. Сочетание доступности, познавательного
интереса и научности материала, кроме целей экологического воспитания,
предполагает развитие творческого мышления, формирование навыков
наблюдения и поведения в природе, пробуждение интереса к науке.
В 1м классе предполагается знакомство с предметом «Экология» во время
экологических игр.наблюдений и экскурсий, сообщаются краткие сведения о
Красной книге и экологических проблемах взаимоотношения человека
(общества) и природы.
Во 2 – 4 классах продолжается знакомство с предметом «Экология»
во время экологических игр.наблюдений и экскурсий, сообщаются более
подробные сведения о Красной книге Кубани и собирается в процессе
исследования информация о рэдких и исчезающих растениях и животных в микрорайоне школы. Продолжается изучение экологических проблем и
взаимоотношения человека (общества) и природы. Упор делается в 3 – 4
классах на научно – исследовательскую и природоохранную деятельность.
4.
1.
Планируемые предметные
внеурочной деятельности.
результаты освоения курса
Личностные результаты
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального
российского общества, становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающимся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности,
в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности
внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я»
как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения
к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
деятельности;
адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаковосимволических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого
высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов
в устной и письменной формах. 7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
8.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета.
9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
10.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
форме;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение,
включающее установление
причинноследственных связей;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
задавать вопросы,
необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Программа рассчитана на 1час в неделю.
Конечный результат – сформировать экологически грамотного, социально
активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды,
бережно относящегося к богатствам природы. Участие в работах по
озеленению своего района и других природозащитных мероприятиях.
Образовательные результаты в динамике по годам обучения от1 к 4
классу:
1 класс:
Умение выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в
эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих
цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения
национальнокультурной норме (идеалу).
Блок внеаудиторной работы: посещение драматического театра и (или)
кинотеатра, просмотр видеозаписи спектакля, кинофильма о человеческих
судьбахи связи с природой. Чтение литературного произведения, знакомство с
портретной экспозицией, представляющие динамику внешнего облика и
внутреннего мира человека в течение его жизни, экологические мониторинги.
2 класс:
Изучение окружающей среды с целью её охраны.
Блок внеаудиторной работы: экскурсии для наблюдения за изменениями в
природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение праздников по
традициям народов своего края и связи с окружающей средой.
Экскурсии в краеведческий музей. Встречи с народными мастерами и
исполнителями произведений народного музыкальнопоэтического творчества
о природе.
3 класс:
Обобщение полученных знаний об окружающей среде и написание научно
исследовательских проектов. Умение формулировать понятие о всемирных
духовных сокровищах. Называть имена своих земляков, соотечественников,
представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие
качества (по выбору Определять общезначимые ценные качества в
современном мире и человеке; составлять свой список всемирных духовных
сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации.
Блок внеаудиторной работы: посещение природных и исторических объектов
малой родины, своего края. Оформление «Альбома путешествий». Заочные
путешествия к объектам Всемирного природного и культурного наследия с
помощью современных средств информации и презентации.
4 класс:
Умение аргументировать необходимость личной ответственности каждого за
будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в
своём посёлке. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные
цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости
между собственным благом и процветанием России. Составлять проекты и
защищать их.
Использование программы.
Данную работу можно использовать, как на уроках природоведения,
окружающего мира, так и во внеурочной работе с целью воспитания
экологической культуры детей младшего школьного возраста, кроме того,
можно использовать при работе с родителями во время родительских собраний
или консультаций.
Методы и приёмы:
словесный
наглядный
образный
В результате этого учащиеся смогут воспитать в себе:
любознательность;
усидчивость;
коммуникабельность;
организованность;
2.
ответственность.
Актуальность и значимость.
Содержание курса. Мир глазами эколога.
Экология наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей
средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. "экос" дом, "логос"
учение). Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи:
между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между
природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах
растений и животных родного края. Глобальные проблемы экологии. Что такое
экологическая катастрофа. Примеры экологических катастроф. Природа
Земли. Земля – живой организм.
Человек в созданной им среде. Человек часть природы. Его отношение к
окружающей среде. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье
человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на
здоровье. Экология жилища человека. Экология питания. Правила личной
экологической безопасности. Экономика и экология. Задачи экологии и две
стороны экономики. Влияние экономики на экологию.
Моя малая родина.
Выявление экологической ситуации , сопричастность каждого к будущему
малой родины и всей страны. Пути решения экологических проблем. Правила
поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей
оценке возможных последствий своих поступков. Изучение разнообразия
животных и растений родного края. Причины сокращения численности редких
животных и растений, необходимые меры их охраны. Составление "Красной
книги" исчезающих видов животных и растений родного края.
Охрана окружающей среды.
Охрана исчезающих видов животных и растений родного края. . Практическая
деятельность по изготовлению кормушек. Лекарственные растения и их охрана.
Составление устного журнала "Зелёная книга". Экологическая акция "Не
рубите, люди, ёлок!" в преддверии новогодних праздников. Практическая
деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологические десанты и
мониторинги ).Причины сокращения численности редких животных и меры их
охраны. Немного об охоте и рыбной ловле.
Передаём свои знания и подводим итог. Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация
результатов своей деятельности. Подготовка и проведение бесед, КВНов
экологического содержания для учащихся других классов. Обобщение
основных теоретических знаний, итоги практических дел.
3.Календарно – тематическое планирование.
№ п. п
Тема
Количество часов по классам
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
6 часов.
14 часов
8 часов
10 часов
4 часа
4 часа
8 часов
6 часов
11 часов
6 часов,00
8 часов
6 часов
8 часов
6 часов
6 часа
8 часов
4 часа
4 часа
4 часов
4 часа
1
2
3
4
5.
Мир глазами
эколога.
Человек в
созданной им
среде.
Моя малая
родина.
Охрана
окружающей
среды.
Передаём свои
знания и
подводим итог. итого
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
объединения у 29.08.2016 Новосёлова С.В. «____» ______________ 2016
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
Учителей начальных классов
директор_______________ Н. Ю. Форопонова
СОГЛАСОВАНО
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.