Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Оценка 5

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
экология
1 кл—4 кл
21.04.2017
Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Данная программа позволяет организовать проектную и научно - исследовательскую деятельность ещё с детского сада, если есть тесная связь с дошкольным учреждением. Преемственность позволит получить результаты уже в 1 - 2 классах. Сначала используется метод групповых проектов. Постепенно обучающиеся переходят к индивидуальным проектам.
программа 2016.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Абинский район                                                            УТВЕРЖДЕНО                                                            решение педсовета протокол №  1                                                            от    _____августа 2016 года                                                            Председатель педсовета                                                            _____________Н. Ю. Форопонова РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА  Кружка «Экология для младших школьников»    Ступень обучения  – начальное  общее, с 1 по 4 класс Количество часов – 135 часов ( 33  по 1 часу в неделю в 1 классе и 34 по 1 часу в неделю во 2 – 4 классах.  ) Учитель:   Новосёлова Светлана Витальевна Программа разработана на основе программы по экологии, допущенной  Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования  Министерства образования  Российской Федерации ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Составленная программа«Экология для младших школьников» в рамках  научно – исследовательской деятельности. Допускается использование  программы и КТП для кружка «Я – исследователь – «Планета загадок».  В рекомендациях международных организаций и конференций определены  основополагающие принципы экологического образования в области охраны  окружающей среды:     • приоритет социальных аспектов экологических проблем;     • рассмотрение как естественной, так и созданной человеком окружающей  среды;     • междисциплинарность;     • требование осведомленности и знаний;     • важность навыков, отношений, ценностей, желание участвовать в решении  проблем сохранения окружающей среды.      Цель современного экологического образования —  формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании.  Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического  образования, мною была составлена  программа экологического воспитания  младших школьников с учётом исследовательской  деятельности  в рамках  курса «Экология для младших школьников».                                                            Цель – формирование целостной картины мира и  места человека в нём.              Задачи. Развивать УУД согласно требованиям новых  государственных  стандартов; познакомить с современным представлением об экологии, как науке и о  закономерностях развития и перспективах сохранения жизни на Земле;  пропагандировать и расширять экологические знания среди младших  школьников;  воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения;  показать неразрывную связь человека с природой и их взаимозависимость; искать реальные пути выхода из экологического кризиса;   формировать исследовательские навыки;  развивать у детей любовь к природе, нетерпимость к нарушениям  экологических норм поведения; участвовать  в практической деятельности по охране природы.                              Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического  образования, мною была составлена  программа экологического воспитания  младших школьников с учётом исследовательской  деятельности  в рамках  курса «Экология для младших школьников», которую можно продолжить и в  курсе «Планета загадок».  Сочетание доступности, познавательного интереса и научности материала, кроме целей экологического воспитания, предполагает  развитие творческого мышления, формирование навыков наблюдения и  поведения в природе, пробуждение интереса к науке. Сочетание доступности, познавательного интереса и научности материала,  кроме целей экологического воспитания, предполагает развитие творческого  мышления, формирование навыков наблюдения и поведения в природе,  пробуждение интереса к науке.Программа строится таким образом, чтобы в  процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное  воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка,  т.е. предполагает работу по направлениям:  1.познавательное;  2.познавательно­развлекательное;  3.исследовательское.  Предлагаемый     план   работы   предусматривает   проектно­ исследовательскую   деятельность.   При   отборе   материала   для   данной программы явилось то, что  главное назначение излагаемой на каждом занятии информации   должно   состоять   в   том,   чтобы   вызвать   интерес   учащихся, заставить   их   задуматься   о   своём   образе   жизни,   пробудить   желание   вести здоровый   образ   жизни   и   активно   защищать   окружающую   среду.   Наряду   с теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят. Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд. Познавательно­развлекательное направление работы ставит целью знакомство  учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы,  влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной  форме: этотеатрализованные представления на экологическую тему,  праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры­  путешествия. Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих   мероприятий:   экскурсий,   фенологических   наблюдений,   опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.   Главное то, что программа позволяет проводить экологическое обучение и  просвещение на протяжении всех лет обучения в школе.  В программе большое  внимание уделено экологическим проблемам социально ­  мировоззренческого  характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому  праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношения  общества и природы. Остальные разделы программы также подчинены  достижению фундаментальной цели экологического образования.  Основной  принцип обучения — личная заинтересованность учащегося в получении  экологических знаний. Подобная заинтересованность возникает у учащегося за  счет оригинальности, информативности, увлекательности и жизненной важности сообщаемых экологических знаний. Все разделы программы  взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе  обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других  школьных предметов, дублирование исключено. Она отвечает всем  требованиям самостоятельной дисциплины, одновременно позволяя  осуществить на практике межпредметную связь и интеграцию с другими  предметами. Предмет «Экология» рассматривается  как объединяющее начало, вокруг которого и на базе которого осуществляется экологизация всех  остальных школьных учебных предметов.     В программе  выделяется  четыре самостоятельных, вполне законченных и  взаимоувязанных блока, которые соответствуют:  первый блок — дошкольное обучение и воспитание. Которое проводится на  базе детского сада № 20. Составлена совместная программа школы и детского  сада.   Второй блок ­ 1—4 кл.;  Третий блок ­ 5—9 кл.  Четвёртый блок ­ 10—11 кл. Каждый блок содержит комплекс экологических знаний, доступных для  понимания учащимися разных возрастных групп.     1 ступень  ­ см. совместную программу детского сада и школы.    На 2­й ступени учитывается эмоционально­образное и неформализованное  восприятие детей младшего возраста. В этом возрасте дети очень  восприимчивы к искренним чувствам, они легче усваивают нравственно­ этические нормы поведения как в коллективе, так и по отношению к природе.     Поэтому главная цель преподавания экологии в начальной школе — развитие и укрепление в детях чувства доброты и любви по отношению к природе,  чувства доброты и терпимости по отношению друг к другу. Те начальные  экологические знания и жизненные примеры, которые при этом приводятся,  направлены прежде всего на воспитание детей в духе высокой нравственности  и ответственности за окружающий мир. Материал  дается языком, доступным  для понимания детей младшего возраста, на примерах хорошо известных и  любимых ими растениях и животных.  Сочетание доступности, познавательного интереса и научности материала, кроме целей экологического воспитания,  предполагает развитие творческого мышления, формирование навыков  наблюдения и поведения в природе, пробуждение интереса к науке.                     В 1­м классе предполагается знакомство с предметом «Экология» во время  экологических игр.наблюдений и экскурсий,  сообщаются краткие сведения о  Красной книге и экологических проблемах взаимоотношения человека  (общества) и природы.  Во 2 – 4  классах продолжается знакомство с предметом «Экология»                  во время экологических игр.наблюдений и экскурсий,  сообщаются более  подробные сведения   о Красной книге Кубани  и собирается в процессе  исследования  информация  о рэдких и исчезающих растениях и животных в микрорайоне школы. Продолжается изучение экологических проблем и   взаимоотношения человека (общества) и природы. Упор делается в 3 – 4  классах на научно – исследовательскую и природоохранную деятельность.  4. 1. Планируемые   предметные   внеурочной деятельности.    результаты   освоения   курса Личностные результаты 1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за   свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей этнической   и   национальной   принадлежности;   ценности   многонационального российского   общества,   становление   гуманистических   и   демократических ценностных ориентаций. 2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4.Овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и развивающимся мире. 5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе   в   информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9.Развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10.Формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. У выпускника будут сформированы: учебно­познавательный   интерес   к   новому   учебному   материалу   и   способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;  способность   к   самооценке   на   основе   критериев   успешности внеучебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к   школе,   понимания   необходимости   учения,   выраженного   в   преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения; устойчивого   учебно­познавательного   интереса   к   новым   общим         способам решения задач; деятельности; адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии   как   осознанного   понимания   чувств   других   людей   и сопереживания  им,  выражающихся  в  поступках,  направленных  на  помощь  и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты 1.Овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3.Формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4.Использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5.Активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. 6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии   с   целями   и   задачами,   осознанного   построения   речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах. 7.Овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и причинно­следственных   связей,   построения   рассуждений,   отнесения   к известным понятиям. 8.Овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических   и   др.)   в   соответствии   с   содержанием   конкретного   учебного предмета. 9.Овладение   базовыми   предметными   и   межпредметными   понятиями, отражающими   существенные   связи   и   отношения   между   объектами   и процессами. 10.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.  Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,         родителей и других людей; различать способ и результат действия. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:  осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения внеучебных   заданий   с   использованием   учебной   литературы   и   в   открытом информационном   пространстве,   энциклопедий,   справочников   (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять   запись   (фиксацию)   выборочной   информации   об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;  строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать   причинно­следственные   связи   в   изучаемом   круге Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:  адекватно   использовать   коммуникативные,  прежде   всего  –  речевые, средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач,   строить монологическое   сообщение,   владеть   диалогической   формой   коммуникации, используя,     в   том   числе   средства   и   инструменты   ИКТ   и   дистанционного общения; допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;  Выпускник получит возможность научиться: осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием  ресурсов библиотек и сети Интернет;  записывать,   фиксировать   информацию   об   окружающем   мире   с помощью инструментов ИКТ; форме;   осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять   синтез   как   составление   целого   из   частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление причинно­следственных связей;                использовать речь для регуляции своего действия; адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных коммуникативных   задач,   строить   монологическое   высказывание,   владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:  учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;  учитывать   разные   мнения   и   интересы   и   обосновывать   собственную позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать   свою   позицию   и   координировать   ее   с   позициями партнеров   в   сотрудничестве   при   выработке   общего   решения   в   совместной деятельности;  задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной деятельности и сотрудничества с партнером;  осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве необходимую взаимопомощь;  адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей деятельности;  адекватно   использовать   речевые   средства   для   эффективного   решения разнообразных коммуникативных задач.  Программа рассчитана на 1час в неделю.  Конечный результат – сформировать экологически грамотного, социально  активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды,  бережно относящегося к богатствам природы. Участие в работах по  озеленению своего района и других природозащитных мероприятиях. Образовательные   результаты   в   динамике   по   годам   обучения   от1   к   4 классу: 1 класс: Умение выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном   слове,   в   музыкальных   звуках,   в   красках   соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально­культурной норме (идеалу). Блок   внеаудиторной   работы:   посещение   драматического   театра   и   (или) кинотеатра,   просмотр   видеозаписи   спектакля,   кинофильма   о   человеческих судьбахи связи с природой. Чтение литературного произведения, знакомство с портретной   экспозицией,   представляющие   динамику   внешнего   облика   и внутреннего мира человека в течение его жизни, экологические мониторинги. 2 класс: Изучение окружающей среды с целью её охраны.  Блок   внеаудиторной   работы:   экскурсии   для   наблюдения   за   изменениями   в природе   своей   местности   и   развития   навыков   экологически   грамотного поведения   в   природной   среде;   подготовка   и   проведение   праздников   по традициям народов своего края и связи с окружающей средой. Экскурсии   в   краеведческий   музей.   Встречи   с   народными   мастерами   и исполнителями произведений народного музыкально­поэтического творчества о природе. 3 класс: Обобщение   полученных   знаний     об   окружающей   среде   и   написание   научно исследовательских проектов.   Умение формулировать понятие о всемирных духовных   сокровищах.   Называть   имена   своих   земляков,   соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества   (по   выбору   Определять   общезначимые   ценные   качества   в современном мире и человеке; составлять свой список всемирных духовных сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации. Блок внеаудиторной  работы: посещение природных и исторических  объектов малой   родины,   своего   края.   Оформление   «Альбома   путешествий».   Заочные путешествия   к   объектам  Всемирного   природного  и  культурного  наследия  с помощью современных средств информации и презентации.  4 класс: Умение аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём посёлке. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между   собственным   благом   и   процветанием   России.   Составлять   проекты   и защищать их.  Использование программы.   Данную работу можно использовать, как на уроках природоведения,  окружающего мира, так и во внеурочной работе с целью воспитания  экологической культуры детей младшего школьного возраста, кроме того,  можно использовать при работе с родителями во время родительских собраний или консультаций.  Методы и приёмы: словесный наглядный образный В результате этого учащиеся смогут  воспитать в себе:  любознательность;  усидчивость;  коммуникабельность;  организованность;           2. ответственность.  Актуальность  и значимость. Содержание курса. Мир глазами эколога.  Экология ­ наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей  средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. "экос" ­ дом, "логос" ­ учение). Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи:  между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между  природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах  растений и животных родного края. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа. Примеры экологических катастроф. Природа  Земли. Земля – живой организм. Человек в созданной им среде. Человек ­ часть природы. Его отношение к  окружающей среде. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье  человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на  здоровье. Экология жилища человека. Экология питания. Правила личной  экологической безопасности. Экономика и экология. Задачи экологии и две  стороны экономики. Влияние экономики на экологию.  Моя малая родина. Выявление экологической ситуации , сопричастность каждого к будущему  малой родины и всей страны. Пути решения экологических проблем. Правила  поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. Изучение разнообразия  животных и растений родного края. Причины сокращения численности редких  животных и растений, необходимые меры их охраны. Составление "Красной  книги" исчезающих видов животных и растений родного края. Охрана окружающей среды.   Охрана исчезающих видов животных и растений родного края. .  Практическая деятельность по изготовлению кормушек. Лекарственные растения и их охрана. Составление устного журнала "Зелёная книга". Экологическая акция "Не  рубите, люди, ёлок!" в преддверии новогодних праздников. Практическая  деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологические десанты и  мониторинги ).Причины сокращения численности редких животных и меры их  охраны. Немного об охоте и рыбной ловле.  Передаём свои знания и подводим итог. Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация  результатов своей деятельности. Подготовка и проведение бесед, КВНов  экологического содержания для учащихся других классов. Обобщение  основных теоретических знаний, итоги практических дел.  3.Календарно – тематическое планирование.  № п. п Тема Количество часов по классам 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 6 часов. 14 часов 8 часов 10 часов 4 часа 4 часа 8 часов 6 часов 11 часов  6 часов,00 8 часов 6 часов 8 часов  6 часов 6 часа 8 часов 4 часа 4 часа 4 часов 4 часа 1 2 3 4 5. Мир глазами  эколога.  Человек в  созданной им  среде. Моя малая  родина.  Охрана  окружающей  среды.  Передаём свои  знания и  подводим итог. итого 33 часа 34 часа 34 часа  34 часа объединения у                                                                   29.08.2016   Новосёлова С.В.                               «____» ______________ 2016 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО  Учителей начальных классов                                   директор_______________ Н. Ю. Форопонова СОГЛАСОВАНО

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"

Программа "Экология для младших школьников в рамках научно - исследовательской и проектной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017