Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
дефектология +1
Взрослым
18.10.2017
Начальное образование эффективно, то есть, направлено на развитие личности ученика и его способностей только тогда, когда учитывает психологические особенности учеников.
Каждый ребенок, поступая в школу, должен иметь определенный запас знаний, умений и навыков, которые и составляют его уровень готовности к обучению. Неготовность ребенка к школе обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах, повышенной тревожности.
Существует несколько аспектов проблемы школьной готовности. Одним из компонентов комплексной готовности к обучению является готовность к овладению грамотой.Начальное образование эффективно, то есть, направлено на развитие личности ученика и его способностей только тогда, когда учитывает психологические особенности учеников.
Каждый ребенок, поступая в школу, должен иметь определенный запас знаний, умений и навыков, которые и составляют его уровень готовности к обучению. Неготовность ребенка к школе обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах, повышенной тревожности.
Существует несколько аспектов проблемы школьной готовности. Одним из компонентов комплексной готовности к обучению является готовность к овладению грамотой.
Приложение 1.doc
Приложение 1
Программа экспресс обследования
готовности к обучению грамоте.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Начальное образование эффективно, то есть, направлено на развитие
личности ученика и его способностей только тогда, когда учитывает
психологические особенности учеников.
Каждый ребенок, поступая в школу, должен иметь определенный запас
знаний, умений и навыков, которые и составляют его уровень готовности к
обучению. Неготовность ребенка к школе обнаруживается в фактах
неуспеваемости, в школьных неврозах, повышенной тревожности.
Существует несколько аспектов проблемы школьной готовности. Одним из
компонентов комплексной готовности к обучению является готовность к
овладению грамотой.
В настоящее время у значительного числа первоклассников уровень
готовности достаточно низкий, что приводит к нарушениям чтения и письма.
Это можно предупредить продуманной системой обучения, основанной на
раннем прогнозировании трудностей овладения грамотой. То есть выявить
предрасположенность к дисграфии и дислексии (нарушениям чтения и
письма) еще до начала обучения в школе.
Можно выделить три основные группы показателей готовности к
успешному овладению чтением и письмом.
I.Соответствующий возрасту уровень развития устной речи (совершенство
фонетикофонематических процессов, лексикограмматического строя речи,
связной речи, сформированность предпосылок к овладению звуковым
анализом слова).
II. Достаточная степень развития ряда неречевых функций (зрительного и
пространственного восприятия, эрительномоторных координаций, общей и
мелкой моторики).
III.Определенный уровень общего (интеллектуального, деятельного,
личностного) развития ребенка.
В соответствии с этими компонентами готовности к овладению чтением и
письмом разработана система экспресс обследования, проводимого до начала
школьного обучения.
1 Приложение 1
Программа обследования включает следующие
разделы:
I. Слухоречевая память. Ребенку предлагается прослушать, запомнить и
повторить предложение, состоящее из 9 слов различного звукового состава и
слоговой структуры. При этом дается три попытки. Возможность ребенка
повторить 7 и менее слов после третьего предъявления предложения говорит
о низкой готовности по этому параметру. Варианты предложений:
а) Пушистая кошка сидит на окошке и греется на солнышке. (9 слов)
б) Когда я пойду в школу, научусь читать, писать и считать. (10 слов)
II.
Звукопроизношение и слоговая структура. Отмечается произношение
звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, замены, смешения букв,
пропуски, перестановки звуков и слогов. Для обследования используются
картинки. Речевой материал:
с сок, миска, слон, мост, автобус, велосипед, велосипедист
з зуб, замок, зонт, стрекоза, кукуруза, запропастился Везет Сеня Саню с
Соней на санках. У Зины красивый зеленый зонтик.
ц цепь, цапля, курица, прицеп, мастерица, милиционер Цыплята и курица
пьют чай на улице; с ц Бедным курицам не спится, если им лисица
снится.
ж жук, кожаный, зажужжал; ш школа, кошелек, шоколад, пешеход
с ш Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.
з ж На зеленой ёлочке зажглись жёлтые звездочки.
ч чай, качели, ключ, коричневый, гречневая
щ щука, плащ, пещера, угощение, трещотка
ч – щ Щёткой чищу я щенка; ч ш Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
ч с часы, сейчас, сосчитать, чистописание
р рак, руки, горка, самовар, портфель, транспорт; Роет норку серый
крот, разоряет огород.
2 л лук, полы, стол, полотенце, клубника; Около лодки два весла.
р речь, гречка, рисунок, кремовый; л лента, склеить, самолет, улетели
л р рояль, Лариса, корабль, разрешили, балерина; Взял Валерка тарелку.
Вёз корабль карамель; л –й Яна, еловый, пою. Клара у Вали играет на
рояле.
Приложение 1
III. Фонематический слух, сформированность предпосылок к успешному
овладению звуковым анализом и синтезом.
а) услышать наличие звука в слове (хлопни в ладоши, если услышишь слово со
звуком);
б) придумать слово с заданным звуком;
в) определить наиболее частотный звук в стихотворении:
Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
г) отобрать картинки с заданным звуком
д) запомнить и повторить ряд слогов и слов из правильно произносимых
ребенком звуков, оппозиционных по звонкости — глухости, твердости —
мягкости: за—са—за, да—та—та, лу—лю—лу, шу—шу—жу, то—та—то
Если ребенок допускает ошибки в этих заданиях, не дифференцирует ряд
звуков, то можно говорить о снижении фонематического слуха, что является
проявлением низкой готовности к обучению грамоте.
О сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым
анализом и синтезом можно говорить, если ребенок выполняет следующие
задания:
а) выделяет последовательно звуки в словах (мак, стол, муха, радуга)
б) определяет, какими звуками (буквами) различаются слова:
сом — дом, кот — кит.
I V . Словарный запас и грамматический строй речи:
1) Подбор прилагательных к существительным мужского, женского и
среднего рода: помидор какой? морковь какая? яблоко какое?
2) Подбор существительных к прилагательным (с опорой на картинки):
синий ..., синее..., синяя …
3 рама, форточка, стекло,
3) Называние частей предмета по показу:
подоконник.
4) Подбор слов с противоположным значением с использованием картинок.
5) Употребление обобщающих слов:
одежда, обувь, посуда, мебель, инструменты, транспорт, овощи, фрукты,
деревья, цветы (по картинкам и без них).
6) Образование множественного числа существительных: стол — столы,
стул — стулья, город — города, голова — головы.
Приложение 1
7) Постановка существительных множественного числа в родительном
падеже: цветы много цветов (карандашей, кресел, ручек, портфелей,
колец)
8) Образование прилагательных от существительных: коробка из картона —
картонная, платье из шерсти ... , каша из гречки ... , варенье из слив …
9) Образование притяжательных прилагательных:
берлога медведя — медвежья, уши зайца ... , хвост лисы – …
10) Название детенышей животных: у лисы — лисята, у коровы ... , у
лошади ...
11) Использование в речи предлогов. Рассказать о действиях учителя (ручку
кладем в тетрадь, достаем из тетради, кладем под тетрадь, достаем из
под тетради).
V . Связная речь. Установить последовательность серии картинок, составить
по ним рассказ (34 картинки). Неумение установить логическую
последовательность событий, речевые ошибки при составлении рассказа
говорят о низкой готовности к построению связных высказываний.
V I. Пространственное восприятие, в том числе осознание схемы
собственного тела. Проверяется ориентировка «праволево» на листе бумаги.
Речевая проба Хеда: достань левой рукой правое ухо, покажи правой рукой
левое колено. Графический диктант: проведи вправо одну клетку, вверх две
клетки и т.д.
VII. Моторика и эрительномоторные координации. Срисовывание группы
точек (лист нелинованный). Срисовывание фразы, написанной письменными
буквами:
4 Неверное количество точек, нарушение их пространственного расположения,
совпадение с образцом 2 — З букв говорит о низком уровне развития данного
компонента.
. Зрительное восприятие. Ребенку предлагают лист, где изображения
VIII
нескольких предметов наложены друг на друга и просят перечислить то, что
он видит. Предлагают незавершенный контур предмета и просят назвать
недорисованный предмет, либо предмет без определенной части (машина без
колеса, часы без стрелок). О низком уровне развития зрительного восприятия
говорит неумение выделить все объекты, наложенные друг на друга и
определить недостающие части предметов.
5
Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.