Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Оценка 4.6

Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
дефектология +1
Взрослым
18.10.2017
Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Начальное образование эффективно, то есть, направлено на развитие личности ученика и его способностей только тогда, когда учитывает психологические особенности учеников. Каждый ребенок, поступая в школу, должен иметь определенный запас знаний, умений и навыков, которые и составляют его уровень готовности к обучению. Неготовность ребенка к школе обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах, повышенной тревожности. Существует несколько аспектов проблемы школьной готовности. Одним из компонентов комплексной готовности к обучению является готовность к овладению грамотой.Начальное образование эффективно, то есть, направлено на развитие личности ученика и его способностей только тогда, когда учитывает психологические особенности учеников. Каждый ребенок, поступая в школу, должен иметь определенный запас знаний, умений и навыков, которые и составляют его уровень готовности к обучению. Неготовность ребенка к школе обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах, повышенной тревожности. Существует несколько аспектов проблемы школьной готовности. Одним из компонентов комплексной готовности к обучению является готовность к овладению грамотой.
Приложение 1.doc
Приложение 1 Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.        Начальное   образование   эффективно,  то  есть,    направлено   на   развитие личности   ученика   и   его   способностей   только   тогда,   когда   учитывает психологические особенности учеников.        Каждый ребенок, поступая в школу, должен иметь определенный запас знаний, умений и навыков, которые и составляют его уровень готовности к обучению.   Неготовность   ребенка   к   школе   обнаруживается   в   фактах неуспеваемости, в школьных неврозах, повышенной тревожности.     Существует несколько аспектов проблемы школьной готовности. Одним из компонентов   комплексной   готовности   к   обучению   является   готовность   к овладению грамотой.        В   настоящее   время   у   значительного   числа   первоклассников   уровень готовности достаточно низкий, что приводит к нарушениям чтения и письма. Это   можно   предупредить   продуманной   системой   обучения,   основанной   на раннем   прогнозировании   трудностей   овладения   грамотой.  То   есть   выявить предрасположенность   к   дисграфии   и   дислексии   (нарушениям   чтения   и письма) еще до начала обучения в школе.        Можно   выделить  три   основные   группы   показателей   готовности   к успешному овладению чтением и письмом. I.Соответствующий   возрасту   уровень   развития   устной   речи   (совершенство фонетико­фонематических процессов, лексико­грамматического строя речи, связной   речи,   сформированность   предпосылок   к   овладению   звуковым анализом слова). II. Достаточная степень развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, эрительно­моторных   координаций,   общей   и мелкой моторики). III.Определенный уровень общего (интеллектуального, деятельного, личностного) развития ребенка.     В соответствии с этими компонентами готовности к овладению чтением и письмом разработана система экспресс обследования, проводимого до начала школьного обучения. 1 Приложение 1    Программа обследования включает следующие  разделы: I.   Слухоречевая   память.   Ребенку   предлагается   прослушать,   запомнить   и повторить предложение, состоящее из 9 слов различного звукового состава и слоговой   структуры.   При   этом   дается   три   попытки.   Возможность   ребенка повторить 7 и менее слов после третьего предъявления предложения говорит о низкой готовности по этому параметру.  Варианты предложений: а) Пушистая кошка сидит на окошке и греется на солнышке. (9 слов) б) Когда я пойду в школу, научусь читать, писать и считать. (10 слов) II.     Звукопроизношение и слоговая структура.  Отмечается   произношение   звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях, замены, смешения букв, пропуски,   перестановки   звуков   и   слогов.   Для   обследования   используются картинки.   Речевой материал: с ­ сок, миска, слон, мост, автобус, велосипед, велосипедист з ­ зуб, замок, зонт, стрекоза, кукуруза, запропастился Везет Сеня Саню с Соней на санках.  У Зины красивый зеленый зонтик. ц ­ цепь, цапля, курица, прицеп, мастерица, милиционер Цыплята и курица пьют чай на улице;  с ­ ц     Бедным курицам не спится, если им лисица снится. ж ­ жук, кожаный,  зажужжал;  ш ­ школа, кошелек, шоколад, пешеход с ­ ш  Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила. з ­ ж   На зеленой ёлочке зажглись жёлтые звездочки. ч ­ чай, качели, ключ, коричневый, гречневая щ ­ щука, плащ, пещера, угощение, трещотка ч – щ  Щёткой чищу я щенка; ч ­ ш  Чешуя у щучки, щетинка у чушки. ч ­ с  часы, сейчас, сосчитать, чистописание р  ­  рак,  руки,  горка,  самовар,  портфель,   транспорт;  Роет  норку  серый крот, разоряет огород. 2 л ­ лук, полы, стол, полотенце, клубника; Около лодки два весла.  р ­ речь, гречка, рисунок, кремовый; л ­ лента,  склеить, самолет, улетели л ­ р рояль, Лариса, корабль, разрешили, балерина; Взял Валерка тарелку. Вёз корабль карамель;   л –й     Яна, еловый, пою. Клара у Вали играет на рояле.   Приложение 1 III.   Фонематический   слух,  сформированность   предпосылок   к   успешному овладению звуковым анализом и синтезом. а) услышать наличие звука в слове (хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком); б) придумать слово с заданным звуком; в) определить наиболее частотный звук в стихотворении: ­ Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом. ­ Воробей просил ворону вызвать волка к телефону. г) отобрать картинки с заданным звуком д)   запомнить   и   повторить   ряд   слогов   и   слов   из   правильно   произносимых ребенком   звуков,   оппозиционных   по   звонкости   —   глухости,   твердости   — мягкости: за—са—за, да—та—та,  лу—лю—лу, шу—шу—жу, то—та—то      Если ребенок допускает ошибки в этих заданиях, не дифференцирует ряд звуков, то можно говорить о снижении фонематического слуха, что является проявлением низкой готовности к обучению грамоте.    О   сформированности   предпосылок   к   успешному   овладению   звуковым анализом  и  синтезом можно  говорить,  если  ребенок выполняет  следующие задания: а) выделяет последовательно звуки в словах (мак, стол, муха, радуга) б) определяет, какими звуками (буквами) различаются слова:  сом — дом, кот — кит. I  V   . Словарный запас и грамматический строй речи: 1)   Подбор   прилагательных   к   существительным   мужского,   женского   и среднего рода:   помидор какой? морковь какая? яблоко какое? 2) Подбор существительных к прилагательным (с опорой на картинки):    синий ..., синее..., синяя … 3 рама,   форточка,   стекло, 3)   Называние   частей   предмета   по   показу: подоконник. 4) Подбор слов с противоположным значением с использованием картинок. 5) Употребление обобщающих слов:  одежда, обувь, посуда, мебель, инструменты, транспорт, овощи, фрукты, деревья, цветы (по картинкам и без них). 6)   Образование   множественного   числа   существительных:  стол   —   столы, стул — стулья, город — города, голова — головы.   Приложение 1 7)   Постановка   существительных   множественного   числа   в   родительном падеже:  цветы   ­   много   цветов   (карандашей,   кресел,   ручек,   портфелей, колец) 8) Образование прилагательных от существительных: коробка из картона — картонная, платье из шерсти ­ ... , каша из гречки ­ ... , варенье из слив ­ … 9) Образование притяжательных прилагательных:  берлога медведя — медвежья, уши зайца ­ ... , хвост лисы – … 10)   Название   детенышей   животных:  у   лисы   —   лисята,   у   коровы   ­   ...   ,   у лошади ­ ...  11) Использование в речи предлогов. Рассказать о действиях учителя (ручку кладем в тетрадь, достаем из тетради, кладем под тетрадь, достаем из­ под тетради). V   . Связная речь. Установить последовательность серии картинок, составить по   ним   рассказ   (3­4   картинки).   Неумение   установить   логическую последовательность   событий,   речевые   ошибки   при   составлении   рассказа говорят о низкой готовности к построению связных высказываний. V   I.   Пространственное   восприятие,   в   том   числе   осознание   схемы собственного тела. Проверяется ориентировка «право­лево» на листе бумаги. Речевая проба Хеда: достань левой рукой правое ухо, покажи правой рукой левое колено. Графический диктант: проведи вправо одну клетку, вверх две клетки и т.д. VII. Моторика и эрительно­моторные координации. Срисовывание группы точек (лист нелинованный). Срисовывание фразы, написанной письменными буквами:                                          4 Неверное количество точек, нарушение их пространственного расположения, совпадение с образцом 2 — З букв говорит о низком уровне развития данного компонента.  . Зрительное восприятие.  Ребенку   предлагают   лист,  где   изображения VIII   нескольких предметов наложены друг на друга и просят перечислить то, что он   видит.   Предлагают   незавершенный   контур   предмета   и   просят   назвать недорисованный предмет, либо предмет без определенной части (машина без колеса, часы без стрелок). О низком уровне развития зрительного восприятия говорит   неумение   выделить   все   объекты,   наложенные   друг   на   друга   и определить недостающие части предметов. 5

Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа экспресс обследования готовности к обучению грамоте. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2017