ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»
Оценка 4.6

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
обществознание
9 кл
11.02.2017
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»
Программа элективного курса «Основы Конституционного права » составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. и предназначена для изучения обучающимися 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов. Программа реализуется за счет часов компонента образовательного учреждения. Данный курс позволяет более детально изучить Конституцию РФ и направлен на воспитание гражданина демократического общества.
советы учителю.docx
Дронова Г.Н. ст.Казанская, МБОУ Верхнедонская гимназия ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА» Аннотация Программа элективного курса  «Основы Конституционного права » составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования  2010 г. и  предназначена для изучения обучающимися 9 класса. Курс  рассчитан на 17 часов. Программа реализуется за счет часов  компонента образовательного  учреждения. Данный курс позволяет более детально изучить Конституцию РФ  и направлен  на воспитание гражданина демократического общества. Пояснительная записка   В   условиях   формирования   правового   государства   одной   из   главных   проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране,   может   быть   только   порядком,   основанным   на   праве.   Воспитание   правового сознания   на   уроках   права   связано   с   формированием   и   закреплением   демократических представлений   и   взглядов,   таких   ориентиров   поведения   и   ценностей,   как   свобода, справедливость. Данный курс направлен на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции, на воспитание социально активных и законопослушных граждан.    Современные ценностные ориентиры общества находят выражение в Конституции РФ. Именно Конституция интегрирует в себе и возводит на высший нормативно­правовой уровень   основные   направления   и,   в   определенной   мере,   результаты   демократического развития   общества   и   государства   в   их   ценностном   проявлении,   определяет   механизмы нормативной интеграции в политическую, экономическую,  социально­культурную жизнь общества, его социальных групп, территориальных общностей и отдельных граждан. В связи с этим весьма актуальным является детальное изучение Конституции РФ в рамках курса “Основы конституционного права РФ”. Данный курс предполагает теоретическое и практическое изучение основных положений Конституции РФ. В основной школе, на мой взгляд,   выделяется   недостаточное   количество   часов   на   изучение   основного   закона государства.  Учащиеся  поверхностно знакомятся  с  Конституцией  РФ, и  потому  имеют смутные представления о многих положениях данного нормативного акта. Это не может не сказаться   на   подготовке   учащихся   к   новой   форме   аттестации,   где   не   так   уж   и   мало вопросов, направленных на проверку знаний выпускников основ конституционного строя РФ.   Также   изучение   данного   курса   способствует   воспитанию   и   формированию   нового поколения граждан с активной гражданской позицией и развитой правовой культурой. Формы организации образовательной деятельности Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, практические и  самостоятельные работы обучаемых: индивидуальная, групповая, в парах. Следует  отметить, что практические работы направлены на самостоятельное изучение учащимися  Конституции РФ и других нормативных актов. С целью активизации познавательных  возможностей учащихся при изучении курса программой предусмотрено активное  использование нормативно­правовой базы РФ, информационно­коммуникационных средств обучения (прежде всего Интернет­ресурсов).  Цели курса:  воспитание   гражданина   демократического   общества   посредством   формирования представления о мире, государстве, социальных отношениях между людьми;   формирование уважительного отношения к закону,   чувство ответственности за свои действия;   формирование у учащихся собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях, необходимых для защиты прав, свобод и законных интересов личности. Задачи: 1. Систематизировать знания учащихся в сфере права. 2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны,   сочетающим   закрепление   правовых   и   политических   основ   нашего государства. 3. Дать   учащимся   представление   о   том,   что   Конституция   является   основным ориентиром по политико­правовым проблемам в реальном российском обществе. 4. Углубить   знания   учащихся   о   праве   как   об   особом   социальном   институте   в регулировании различных форм общественных отношений. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса. Личностными результатами,  формируемыми при изучении данного курса являются:  ­мотивированность   и   направленность   на   активное   и   созидательное   участие   в   будущем   в общественной и государственной жизни;  ­заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;  ­   формирование   ценностных   ориентиров,   основанных   на   идеях   патриотизма,   любви   и уважения   к   Отечеству,   на   отношении   к   человеку,   его   правам   и   свободам   как   высшей ценности. Метапредметные результаты : ∙ умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); ∙ способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности   и   модели   поведения   в   рамках   реализуемых   основных   социальных   ролей, свойственных подросткам; ∙   овладевать   различными   видами   публичных   выступлений   (высказывания,   монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; ∙ умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике. Предметные  результаты: ­целостное представление о Конституции РФ; ­формирование у обучаемых комплекса знаний об основах конституционного строя РФ, правах и обязанностях человека и гражданина, о федеративном устройстве, о месте и роли Президента Российской Федерации; ­обеспечение   понимания   ценности   прав   и   свобод   человека   и   гражданина,   знание конституционных средств и механизмов их обеспечения и защиты; ­формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры социально­правовой активности,   внутренней   убежденности   в   необходимости   соблюдения   норм   права,   на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; ­развитие логического мышления, навыков сравнения и самостоятельной работы, умения добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности. ­овладение   умениями,   необходимыми   для   применения   освоенных   знаний   и   способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности.   Содержание курса  (17 часов) Тема 1. Конституция РФ – основной закон государства – 1 ч. Понятие конституции. Классификация конституций. Этапы конституционного развития  России. Разработка и принятие действующей Конституции РФ. Конституционная реформа.  Проекты Конституции РФ (1990­1993 гг.). Особенности структуры и содержания  Конституции РФ 1993 г. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.  Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных  поправок. Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации – 1 ч. Понятие конституционного строя и его основ. Основные черты конституционного строя  РФ. Человек, его права и свободы ­ высшая ценность. Демократическое государство.  Суверенитет народа. Государственный суверенитет. Федеративное государство.  Республиканская форма правления. Правовое государство. Социальное государство.  Светское государство. Осуществление государственной власти и разделение властей.  Экономические основы конституционного строя. Идеологическое и политическое  многообразие. Разграничение государственной власти и местного самоуправления. Власть в Российской Федерации: содержание и формы проявления. Конституционные  характеристики российского государства. Конституционно­правовые основы  политического плюрализма и статуса общественных объединений в РФ. Тема 3. Федеративное устройство Российского государства – 2 ч. Конституционно­правовой статус Российской Федерации. Органы власти  Российской  федерации. Конституционно­правовой статус  субъектов Российской Федерации.  Организация законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Тема 4. Гражданство Российской Федерации – 1 ч. Принципы гражданства РФ. Способы и порядок приобретения гражданства РФ. Способы и  порядок прекращения гражданства РФ. Гражданство детей. Органы и должностные лица,  ведающие делами гражданства. Конституционно­правовой статус иностранцев и лиц без  гражданства в РФ. Тема 5. Права и свободы  человека и гражданина. Обязанности граждан.   – 3 ч. Принципы конституционного статуса личности в РФ. Основные права, свободы  человека и  гражданина в РФ. Понятие и классификация конституционных прав.. Личные права и  свободы. Политические права и свободы. Экономические, социальные и культурные права  и свободы. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Проблемы  обеспечения свободы личности, гарантий и защиты основных прав и свобод человека и  гражданина в РФ. Уполномоченный по правам человека в РФ. Обязанности граждан РФ. Тема 6. Избирательная система Российской Федерации – 1 ч. Общая характеристика непосредственной и представительной демократии в Российской  Федерации. Референдум: теория и практика России. Система выборных органов  государственной власти и местного самоуправления в РФ. Тема 7. Президент Российской Федерации – 1 ч. Природа института Президента РФ. Место Президента РФ в системе органов  государственной власти РФ. Конституционно­правовой статус Президента РФ.  Полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ: назначение, виды, юридическая сила.  Организация деятельности Президента РФ. Администрация Президента РФ. Прекращение  полномочий Президента РФ. Тема 8. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – 3 ч. Конституционно­правовой статус Федерального Собрания РФ. Двухпалатная структура  Федерального Собрания РФ. Компетенция Совета Федерации. Компетенция  Государственной Думы. Законодательный процесс в Федеральном Собрании. Тема 9. Конституционно­правовые основы системы федеральных органов  исполнительной власти. Правительство Российской Федерации – 1 ч. Конституционно­правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти  РФ. Конституционные основы статуса Правительства РФ. Основные сферы компетенции и  деятельности Правительства РФ. Тема 10. Конституционные основы правосудия в Российской Федерации– 1 ч. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционной законности. Порядок  формирования Конституционного Суда РФ. Компетенция Конституционного Суда РФ. Тема 11. Конституционно­правовые основы местного самоуправления в Российской  Федерации – 1 ч. Местное самоуправление в РФ: назначение и основные функции. Система местного  самоуправления в РФ. Предметы ведения местного самоуправления. Гарантии и  ответственность местного самоуправления. Итоговое повторение и обобщение. – 1 ч. № Тема урока Тематическое планирование Кол Форма урока Виды учебной ур ок а 1  Конституция РФ – основной  закон государства ичес тво  часо в 1 Лекция 2 Основные черты  Конституционного строя 1 Практическая  работа по  группам. 3 4 Конституционно­правовой статус РФ  1 Комбинированн ый урок Конституционно­правовой статус субъектов РФ 1 Лабораторная  работа 5 Гражданство РФ 1 Семинар деятельности (На уровне учебных  действий) Характеризовать Конституцию РФ как  закон высшей  юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её  высшую юридическую  силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять что значит  «Россия —  демократическое  федеративное правовое  государство с  республиканской  формой правления» Объяснять  какие  принципы правового государства отражены в статьях  первой главы;  раскрывать основы конституционного строя  РФ.  Объяснять понятия:  субъект Федерации, его  правовой статус, виды  субъектов РФ.  Объяснять сущность  федерации, что  находится в ведении РФ  Объяснять понятия:  субъект Федерации,   правовой статус, виды  субъектов РФ.  Объяснять сущность  федерации, что  находится в совместном  ведении РФ и субъектов. Объяснять понятий:  гражданин, гражданство,  двойное гражданство, 6­ 7 Основные права, свободы   человека и гражданина в РФ 2 Круглый стол 8 Обязанности граждан РФ 9 Избирательная система РФ 1 1 Комбинированн ый урок Лекция с  элементами  беседы 10 Президент Российской  Федерации 1 Урок­проект:  «Если я стану  президентом» лица без гражданства,  иностранцы,  беженцы. Знать порядок  приобретения и  прекращения  гражданства, называть  органы, решающие  вопросы о гражданстве.  Объяснять смысл  понятий:  права  человека, свободы  человека. Классифицировать права и свободы (приводить  примеры различных  групп прав) Объяснять понятия:  конституционный статус,  конституционные  обязанности. Знать конституционные  обязанности граждан РФ.  Объяснять понятия:  избирательный процесс,  избирательная кампания,  избирательные округа,  избирательный участок  избирательная комиссия.  Называть стадии  избирательного процесса,  характеризовать их.  Знать, как  осуществляется  финансирование выборов. Объяснять содержание  прав, обязанностей и  ответственности  гражданина как  избирателя.   Объяснять понятия:  президент, глава  государства;  ­ называть полномочия  Президента РФ;  ­ объяснять порядок  избрания и условия 11 Федеральное собрание РФ 12 Совет Федерации 13 Государственная Дума 14 Правительство РФ 15 Конституционные основы  правосудия в РФ  1 1 1 1 1 Комбинированн ый урок Практическая  работа. Урок­игра  «Заседание  Государственно й Думы» Комбинированн ый урок Практическая  работа отрешения президента РФ  Раскрывать понятия:  Федеральное Собрание — парламент России, Совет  федерации,  Государственная  Дума.  Объяснять порядок  формирования Совета  федерации и порядок  избрания депутатов  Государственной думы    Объяснять понятия:   Совет федерации.  Называть предметы  ведения Совета  Федерации и объяснять  законотворческий процесс в РФ.  Объяснять понятие  Государственная дума,  законодательная власть.  Называть состав   Государственной думы;  Предметы ведения  Государственной Думы,  объяснять  законотворческий процесс в РФ  Объяснять понятия:    правительство  исполнительная власть;   порядок формирования и  полномочия  Правительства РФ;  называть функции ветвей  власти, приводить  примеры исполнения  функций.  Объяснять понятие  конституционного  судопроизводства. Называть основные  принципы и стадии  конституционного  судопроизводства. Право  на обращение в  Конституционный суд РФ. 16 Конституционно­правовые  основы местного самоуправления в РФ 1 Урок­ дискуссия 17 Итоговое обобщение 1 Конференция Объяснять понятия: самоуправление, муниципальная  собственность;  объяснять структуру и  механизмы формирования органов местного  самоуправления,  приводить примеры  действий органов  самоуправления.  Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и  общества. Уметь применять эти  знания к анализу и  оценке реальных социальных ситуаций. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса учащиеся должны  знать:      основы конституционного строя РФ; права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных  правоотношений; механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России; систему органов государства и конституционные принципы их организации и  деятельности; конституционно­правовые основы организации и осуществления местного  самоуправления. уметь:   характеризовать основные черты конституционного строя России; правильно толковать нормы конституционного права;      приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений; оценивать поведение людей с точки зрения правовых норм; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее  носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных  отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;  деятельности людей в различных сферах. Учебно­методическое сопровождение курса 1. Конституционное право России: учеб. Пособие/ А.В. Карпов. – 2­е изд., стер. – М.: Издательство «Омега­Л», 2011 2. Обществознание   в   таблицах   и   схемах.   Издание   2­е,   испр.   и   доп.   Спб.:   ООО «Виктория плюс», 2013 3. Правоведение. 8­9 классы. Изучаем Конституцию: элективный курс/ авт.­сост. С.Н. Степанько. ­ Волгоград: Учитель, 2010 Нормативно­правовые акты       1 Конституция РФ.         2.Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации».      3.Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».      4Федеральный  закон « Об общих принципах организации местного самоуправления» Дидактические материалы к элективному курсу « Основы конституционного права» Таблицы и схемы для закрепления и лабораторных работ Задание 1. Охарактеризуйте достоинства и недостатки Конституции 12 декабря 1993 г. Достоинства Недостатки Задание 2. Заполните схему «Типы субъектов РФ». Типы субъектов РФ Задание 3. Заполните таблицу. Российской Федерации Субъектов РФ Предмет ведения Задание 4. Заполните таблицу «Права человека и гражданина» Гражданские права Политические права Экономические, социальные и культурные права     Задание 5. «Полномочия Президента РФ». В области законодательной В области исполнительной власти власти В области судебной власти В области обороны и безопасности В отношении обороны граждан Задание 6. Проанализируйте ст. 94–96, 99, 100, 102, 103, 105, 106 Конституции РФ и составьте схему «Федеральное Собрание РФ». Федеральное Собрание ПАЛАТЫ Полномочия Задание 7. Заполните схему «Полномочия правительства РФ». Правительство РФ Задание 8. Заполните схему «Судебная власть». Судебная власть

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017