Программа элективного курса для 9-11 классов "Текстовые задачи"
Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
математика
9 кл—11 кл
03.11.2017
Задачи – одно из главных мест для формирования универсальных учебных действий, как в среднем, так и в старшем звене. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических (или правдоподобных) задач.
Задачи приучают к первым абстракциям, позволяют формировать логические действия – сравнение, анализ, синтез, обобщение, доказательство, установление аналогий и другие
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся 9-11 классов, желающих расширить и углубить свои знания по математике, качественно подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ.Программа элективного курса по математике "Текстовые задачи"
Текстовые задачи.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ИМ.
М.К.АММОСОВА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО МАТЕМАТИКЕ
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ
9 – 11 КЛАССЫ
Учитель математики : Скокова
Инна Витальевна «Что значит владение математикой?
Это есть умение решать задачи,
причем не только стандартные, но и
требующие известной независимости
мышления,
смысла,
оригинальности, изобретательности».
Д.Пойа
здравого
Пояснительная записка:
Система математического образования в основной школе, согласно
Стандартов Нового поколения, должна стать более динамичной,
предусматривать значительное увеличение активных форм работы,
направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на
обеспечение понимания ими математического материала и развития
интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить
рассуждения, доказательства
Изучение математики в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности,
способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из
обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную
мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного
общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе
познания действительности, создание условий для приобретения
первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности,
характерных для математики и являющихся основой познавательной
культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных
учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной
жизни; • создание фундамента для математического развития, формирования
механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи – одно из главных мест для формирования универсальных
учебных действий, как в среднем, так и в старшем звене. С их помощью
учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними,
получают опыт применения математики к решению практических (или
правдоподобных) задач.
Решение задач предполагает планирование деятельности, прогнозирование
конечного результата своей деятельности, а также контроль, коррекцию и оценку.
Что является неотъемлемой частью регулятивных УУД.
Каждая задача требует поиска решения, выбора наиболее эффективных приемов
решения в зависимости от конкретных условий. Формирует умение ставить вопросы и
отвечать на них, вносить необходимые дополнения и коррективы в процесс с учетом
возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Задачи приучают к первым абстракциям, позволяют формировать
логические действия – сравнение, анализ, синтез, обобщение, доказательство,
установление аналогий и другие.
В ходе решения задач развиваются и коммуникативные действия – умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть
монологической и диалогической речью, понимание возможности различных
точек зрения, не совпадающих с собственной, готовность к к выработке
общей позиции, умение отстаивать свою позицию.
Формирование УУД в ходе решения задач способствует созданию
благоприятного эмоционального фона обучения, развитию у обучающихся
эстетического чувства.
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся 9-11 классов,
желающих расширить и углубить свои знания по математике, качественно
подготовиться к ГИА и ЕГЭ.
Анализ результатов проведения ЕГЭ, с момента его существования, говорит о том,
что решаемость заданий, содержащих текстовую задачу, составляет в среднем около
30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в
полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют, за их часто
нетрадиционной формулировкой, увидеть типовые задания, которые были
достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы.
Представленный элективный курс содержит 8 тем. Первая тема «Текстовые
задачи и способы их решения» является обзорной. Следующие темы «Натуральные
числа», «Рациональные числа», «Пропорции и проценты», «Задачи на составление
уравнений и их систем», «Задачи на смеси и сплавы» - закрепляют и дополняют
знания учащихся, полученные на уроках в 5-9 классах. Последние две темы –
«Нестандартные способы решения текстовых задач», «Текстовые задачи на
конкурсном экзамене» выходят за рамки школьной программы и значительно
совершенствуют навыки учащихся в решении текстовых задач.
Всего на проведение занятий отводится 34 часа. Занятия будут проводиться в
форме обзорных лекций с разбором ключевых задач, самостоятельного поиска
материалов с их последующим обсуждением, практических занятий, решения задач
повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ. Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
Познакомить с разными типами задач, особенностями методики и различными
Повысить уровень общей математической культуры учащихся, помочь оценить
способами их решения;
свой потенциал.
Оказать поддержку и помощь в подготовке к итоговой аттестации.
Ожидаемые результаты:
Уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее
решения, использовать при решении различные способы;
Уметь применять полученные математические знания при решении задач;
Уметь использовать дополнительную математическую литературу.
Цели и задачи курса:
Содержание
Тематическое планирование:
Коли
№
честв
зан
яти
я
часов
1
курса
о
1
и
их
Текстовые
задачи
способы
решения
Из
истории
использования
текстовых задач
в России и в
зарубежной
школе.
Различные
способы решения
текстовых задач
Универсальные учебные действия
Личностные:
– проявлять интерес к культуре и истории своего
народа, родной страны;
– проявлять понимание и уважение к ценностям
культур других народов;
- выражать положительное отношение к процессу
познания: проявлять внимание, желание больше
узнать;
Регулятивные:
– оценивать весомость приводимых доказательств и
рассуждений («убедительно, ложно, истинно,
существенно, не существенно»);
– анализировать собственную работу: соотносить
план и совершенные операции, выделять этапы и
оценивать меру освоения каждого,
– оценивать уровень владения тем или иным
учебным действием
(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные:
– анализировать результаты опытов, элементарных
исследований;
– классифицировать объекты (объединять в группы
по существенному признаку);
– моделировать различные отношения между
объектами
Коммуникативные:
– характеризовать качества, признаки объекта,
относящие его к определенному классу (виду)
2-8
и
Задачи по теме
«Натуральные
числа»
Сложение
вычитание
натуральных
чисел
Умножение
деление
натуральных
чисел
Задачи
части»
и
«на
7
1
1
1
Личностные:
- проявлять в конкретных ситуациях
доброжелательность, доверие, внимательность,
помощь и др.
проявлять внимание, желание больше узнать;
Регулятивные:
– планировать решение учебной задачи:
выстраивать последовательность необходимых
операций (алгоритм действий);
- осуществлять итоговый контроль деятельности
(«что сделано») и пооперационный контроль («как
выполнена каждая операция, входящая в состав
учебного действия»); Задачи
на
нахождение двух
чисел по их
сумме и разности
Задачи
на
по
движение
реке
Задачи
движение
Разные задачи
на
9-
13
Задачи по теме
«Рациональные
числа»
Вводные задачи
Задачи на дроби
Сложение
и
вычитание
обыкновенных
дробей
Умножение
деление
обыкновенных
дробей
Задачи
совместную
работу»
и
«на
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
- находить ошибки, устанавливать их причины;
– оценивать уровень владения тем или иным
учебным действием
Познавательные:
– воспроизводить по памяти информацию,
необходимую для
решения учебной задачи;
– проверять информацию, находить
дополнительную информацию, используя
справочную литературу;
– применять таблицы, схемы, модели для получения
информации;
- сравнивать различные объекты: выделять из
множества один или несколько объектов, имеющих
общие свойства; сопоставлять
характеристики объектов по одному (нескольким)
признакам; выявлять сходство и различия объектов;
- сравнивать различные объекты: выделять из
множества один или несколько объектов, имеющих
общие свойства; сопоставлять
характеристики объектов по одному (нескольким)
признакам; выявлять сходство и различия объектов;
Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной
учебной задачи,
находить в тексте информацию, необходимую для
ее решения;
- участвовать в учебном диалоге и строить
монологические высказывания
Личностные:
– выражать положительное отношение к процессу
познания
Регулятивные:
– планировать решение учебной задачи:
выстраивать последовательность необходимых
операций (алгоритм действий);
– анализировать собственную работу: соотносить
план и совершенные операции, выделять этапы и
оценивать меру освоения каждого, находить
ошибки, устанавливать их причины
Познавательные:
– моделировать различные отношения между
объектами
– исследовать собственные нестандартные способы
решения;
- высказывать предположения, обсуждать
проблемные вопросы, составлять план простого
эксперимента;
– устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости между объектами, их положение в
пространстве и времени;
– выполнять учебные задачи, не имеющие
однозначного решения
Коммуникативные:
- умение с достаточно полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
14-
19
Пропорции и
проценты
Простые задачи
6
1
Личностные:
– оценивать собственную учебную деятельность:
свои достижения, самостоятельность, инициативу, от
на пропорцию
Сложные задачи
на пропорцию
Нахождение
процентов
числа
Нахождение
числа по его
процентам
Нахождение
процентного
отношения
Сложные задачи
на проценты
на
Задачи
составление
уравнений и их
систем
Решение задач с
помощью
уравнений
Более сложные
задачи,
решаемые
с
помощью
уравнений
Применение
систем линейных
уравнений
Применение
квадратных
уравнений
Применение
рациональных
уравнений
Применение
систем
рациональных
уравнений
Задачи
на
смеси и сплавы
Арифметический
способ решения
Применение
линейного
уравнения
Применение
систем линейных
уравнений
Задачи
многократные
переливания
на
20-
25
26-
29
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
ответственность, причины неудач;
Регулятивные:
– удерживать цель деятельности до получения ее
результата;
– оценивать уровень владения тем или иным
учебным действием (отвечать на вопрос «что я не
знаю и не умею?»).
Познавательные:
– анализировать результаты опытов, элементарных
исследований; фиксировать их результаты;
– проверять информацию, находить
дополнительную информацию, используя
справочную литературу;
– классифицировать объекты (объединять в группы
по существенному признаку);
Коммуникативные:
- участвовать в учебном диалоге и строить
монологические высказывания
Личностные:
– проявлять внимание, удивление, желание больше
узнать;
Регулятивные:
– оценивать уровень владения тем или иным
учебным действием (отвечать на вопрос «что я не
знаю и не умею?»).
– оценивать весомость приводимых доказательств и
рассуждений
Познавательные:
– сравнивать различные объекты: выделять из
множества один или несколько объектов, имеющих
общие свойства; сопоставлять характеристики
объектов по одному (нескольким) признакам;
выявлять сходство и различия объектов;
– выбирать решение из нескольких предложенных,
кратко
обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему
выбрал именно этот способ?»);
Коммуникативные:
– описывать объект: передавать его внешние
характеристики,
– характеризовать качества, признаки объекта,
относящие его к определенному классу (виду);
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу
познания: проявлять внимание, желание больше
узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность:
свои достижения, самостоятельность, инициативу,
ответственность, причины неудач;
Регулятивные:
– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты
деятельности
– анализировать собственную работу: соотносить
план и совершенные операции, выделять этапы и
оценивать меру освоения каждого,
- находить ошибки, устанавливать их причины;
Познавательные:
– исследовать собственные нестандартные способы
решения; 30-
32
Нестандартные
способы
решения
текстовых
задач
Переформулиров
ка задачи
«Лишние»
неизвестные
Использование
делимости
Решение задач в
общем виде
Метод подобия
3
1
1
1
– выявлять (при решении различных учебных задач)
известное и неизвестное;
– классифицировать объекты (объединять в группы
по существенному признаку);
– моделировать различные отношения между
объектами
Коммуникативные:
– характеризовать существенный признак
разбиения объектов на группы (классификации);
приводить доказательства истинности проведенной
классификации;
Личностные:
– оценивать собственную учебную деятельность:
свои достижения, самостоятельность, инициативу,
ответственность, причины неудач;
– применять правила делового сотрудничества:
сравнивать разные точки зрения; считаться с
мнением другого человека; проявлять терпение и
доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к
собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные:
– удерживать цель деятельности до получения ее
результата;
– корректировать деятельность: вносить изменения
в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;
намечать способы их устранения;
– анализировать собственную работу: соотносить
план и
совершенные операции, выделять этапы и
оценивать меру освоения каждого, находить
ошибки, устанавливать их причины;
Познавательные:
- сравнивать различные объекты: выделять из
множества один или несколько объектов, имеющих
общие свойства; сопоставлять характеристики
объектов по одному (нескольким) признакам;
выявлять сходство и различия объектов;
– выделять общее и частное (существенное и
несущественное), целое и часть, общее и различное
в изучаемых объектах;
– приводить примеры в качестве доказательства
выдвигаемых
положений;
– устанавливать причинно-следственные связи и
зависимости
Коммуникативные:
- умение с достаточно полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
33-
34
Текстовые
задачи
конкурсном
экзамене
Задачи
текстов ЕГЭ
на
из
2
1
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу
познания: проявлять внимание, желание больше
узнать;
Регулятивные:
– удерживать цель деятельности до получения ее Задачи
текстов ЕГЭ
из
1
результата;
– анализировать собственную работу: соотносить
план и
совершенные операции, выделять этапы и
оценивать меру освоения каждого
Познавательные:
– моделировать различные отношения между
объектами
– исследовать собственные нестандартные способы
решения;
- высказывать предположения, обсуждать
проблемные вопросы;
– выполнять учебные задачи, не имеющие
однозначного решения;
Коммуникативные:
– описывать объект: передавать его внешние
характеристики,
- умение с достаточно полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
Используемая литература:
А.В.Шевкин. Текстовые задачи в школьном курсе математики. Москва.
Пед.университет «Первое сентября», 2014
Ю.В.Садовничий «Решение задач и уравнений в целых числах», Экзамен, 2015
М.И.Сканави. Сборник задач по математике для поступающих в вузы.
Т.И.Соколова, А.Прокофьев. Текстовые задачи. Математика, 2015
А.Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. Математика, 2010
М.:Столетие, 2001
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ
Программа элективного курса для 9-11 классов "Текстовые задачи"
Программа элективного курса для 9-11 классов "Текстовые задачи"
Программа элективного курса для 9-11 классов "Текстовые задачи"
Программа элективного курса для 9-11 классов "Текстовые задачи"
Программа элективного курса для 9-11 классов "Текстовые задачи"
Программа элективного курса для 9-11 классов "Текстовые задачи"
Программа элективного курса для 9-11 классов "Текстовые задачи"
Программа элективного курса для 9-11 классов "Текстовые задачи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.