Программа элективного курса для обучающихся 10 класса "Морфология. Трудные случаи орфографии"
Оценка 5

Программа элективного курса для обучающихся 10 класса "Морфология. Трудные случаи орфографии"

Оценка 5
Образовательные программы
pdf
русский язык
10 кл
15.05.2018
Программа элективного курса  для обучающихся 10 класса "Морфология. Трудные случаи орфографии"
Программа элективного курса «Морфология. Трудные случаи орфографии» направлена на формирование орфографической грамотности обучающихся, обеспечивает осмысление системы знаний о языке, повторение орфографических правил русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование языковой культуры. Данный курс может быть эффективен при подготовке к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка. Программа элективного курса «Морфология. Трудные случаи орфографии» составлена в соответствии с программой по русскому языку (авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.
Программа факульт 10 класс.pdf

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 73

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морфология. Трудные случаи орфографии

 

Направление развития личности школьника: интеллектуальное

 

Адаптационная программа элективного курса по русскому языку  для обучающихся 10 класса 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: 

Мышева Елена Геннадьевна,  учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории МБОУ г. Иркутска СОШ № 73

 

                                                                                                                               Утверждена на заседании МС 

 

                                                                                                                               Протокол № 5 от 26.05.2017.

 

 

 

 

 

Иркутск, 2017

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа элективного курса «Морфология. Трудные случаи  орфографии» направлена на формирование орфографической грамотности обучающихся, обеспечивает осмысление системы знаний о языке, повторение  орфографических правил русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование языковой культуры. Данный курс может быть эффективен при подготовке к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка.

Элективный курс «Морфология. Трудные случаи  орфографии» поможет учащимся расширить теоретические сведения на основе обобщения ранее изученного, систематизировать знания о языке, содействовать более гармоничному развитию коммуникативно-речевой культуры в рамках грамматических норм современного русского языка. В процессе работы создаётся прочная база орфографических навыков, совершенствуются общеучебные умения (обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать).

Цель: повысить интерес учащихся к русскому языку, расширить активный и пассивный словарный запас учащихся, развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников Задачи:

      повторить теорию школьного курса русского языка, знать нормы литературного языка;

      выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий; владеть приемами лингвистического анализа, уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.

При построении программы для достижения результатов учитывались следующие принципы:

1.      Формирование языковой и лингвистической компетенций служит основой для совершенствования коммуникативной компетенции, что определяет тесную связь теоретической и практической части курса.

2.      Изложение сведений в логической последовательности способствует формированию целостного представления о системе русского языка.

3.      Изучение принципов русского правописания должно способствовать совершенствованию навыков грамотного письма.

4.      Обобщение и систематизация ранее изученного материала осуществляется с использованием схем, таблиц, алгоритмов.

Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.

Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников.  

Программа элективного курса «Морфология. Трудные случаи орфографии» составлена в соответствии с программой по русскому языку (авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.

Данный курс составлен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 34 часа.

В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны уметь орфографически грамотно оформлять письменные работы, анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования, применять полученные теоретические знания на практике.

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

     

Наименование темы

Всего часов

Количество часов

Практикумы

Диагностические работы

Основные понятия морфологии и орфографии 

11

11

Орфография и морфология. Правописание самостоятельных частей речи

12 

11

1

Орфография и морфология. Правописание служебных частей речи

8

7

1

4

Обобщение и систематизация знаний

2

2

-

5

Подведение итогов

1

-

1

 

Итого  

34

31

3

 

Содержание программы

 

1. Основные понятия морфологии и орфографии.

Взаимосвязь морфологии и орфографии.  Принципы русской орфографии. Морфологический (морфемный) принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.  Морфологические признаки и грамматические особенности имени существительного. Морфологические признаки и грамматические особенности имени прилагательного. Морфологические признаки и грамматические особенности имени числительного. Особенности склонения числительных.  Морфологические признаки и грамматические особенности местоимений. Морфологические признаки и грамматические особенности глагола. Морфологические признаки и грамматические особенности причастия. Грамматические особенности наречия, категории состояния, деепричастия.

2. Орфография и морфология. Правописание самостоятельных частей речи

Орфограммы в приставках. Орфограммы в корне слова. Безударная гласная в корне слова. Чередование гласных в корне слова. о\ё после шипящих. и\ы после ц, непроизносимая согласная. Удвоенная согласная. Орфограммы в суффиксах слов. Гласные в суффиксах глагольных форм. о\ё после шипящих и ц. Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Орфограммы в окончаниях слов. Ь после шипящих. Роль мягкого знака. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных, прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

3. Орфография и морфология. Правописание служебных частей речи

Разряды частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями. Различение частиц НЕ и НИ. Особенности употребления предлогов и союзов. Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и словосочетаний. Правописание производных предлогов. 

4. Обобщение и систематизация знаний

 

Методологическое обеспечение программы

Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием, которое оценивается по пятибалльной системе.

Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся. 

В данной программе предусмотрена работа по формированию у обучающихся орфографической зоркости.

Предполагается следующая структура занятий:

1.      Теоретическая часть (повторение правил, систематизация изученного,  анализ трудных случаев)

2.      Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую,      лингвистическую     и          коммуникативную   компетенцию,           закрепить             знание орфографических правил, приобрести устойчивые навыки).

 

Предполагаемая результативность курса После изученного курса учащиеся должны будут знать:

           основные единицы орфографии и их особенности (звук, морфемы, орфограммы);

           основные правила написания;

           трудные случаи правописания;

           способы работы с информационными источниками.

        Уметь:

           грамотно писать, применяя полученные знания. Требования, предъявляемые данной программой не предполагают дословного воспроизведения формулировок орфографических правил, предполагается проникновение в их орфографический смысл, умение передать этот смысл своими словами и применять правила на практике.

           Наблюдать, изучать, анализировать, исследовать;

           Записывать результаты исследований,

           Грамотно представить результаты своего труда

           Активно оценивать свои возможности и способности Владеть способами

           Вести самостоятельный поиск информации; извлекать информацию из  научно-учебных текстов; отбирать и систематизировать материал на определённую тему; преобразовывать информацию, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования; пользоваться словарями различных типов, справочной литературой Грамотного письма и орфографического анализа текста

В результате изучения курса ученик должен: знать/понимать

           связь языка и истории, культуры русского и других народов;

           смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

           основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

           грамматические, орфографические нормы современного русского литературного языка уметь

           осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 

           анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

           проводить лингвистический     анализ            текстов           различных         функциональных      стилей            и

разновидностей языка; аудирование и чтение

           использовать         основные       виды   чтения            (ознакомительно-изучающее,         ознакомительно-

реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; 

           извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо

           применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка; 

           соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка;

           соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

           использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

           осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

           развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

           увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

           совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому

взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

 

Список литературы

1.      Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. — Саратов: Лицей, 2005.

2.      Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-пресс, 2007

3.      Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М.: Рольф; Айриспресс, 2000.

4.      Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник – практикум: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и Образование» 

5.      Розенталь Д.Э.Сборник упражнений по русскому языку. — М.: Высш. шк., 1994.

6.      Сухотинская А.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. — М.: ООО «Издательство АСТЛТД», 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Колич ество часов

Дата

Корректиро вка

Основные понятия морфологии и орфографии

1.  

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии

1

 

 

2.  

Принципы русской орфографии. 

1

 

 

3.  

Морфологический (морфемный) принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания

1

 

 

4.  

Морфологические признаки и грамматические особенности имени существительного. 

1

 

 

5.  

Морфологические признаки и грамматические особенности имени прилагательного.  

1

 

 

6.  

Морфологические признаки и грамматические особенности имени числительного. 

1

 

 

7.  

Особенности склонения числительных

1

 

 

8.  

Морфологические признаки и грамматические особенности местоимений. 

1

 

 

9.  

Морфологические признаки и грамматические особенности глагола. 

1

 

 

10.  

Морфологические признаки и грамматические особенности причастия. 

1

 

 

11.  

Грамматические особенности наречия, категории состояния, деепричастия. 

1

 

 

Орфография и морфология. Правописание самостоятельных частей речи

12.  

Орфограммы в приставках

1

 

 

13.  

Орфограммы в корне слова. Безударная гласная в корне слова

1

 

 

14.  

Чередование гласных в корне слова

1

 

 

15.  

о\ё после шипящих. и\ы после ц, непроизносимая согласная. Удвоенная согласная

1

 

 

16.  

Орфограммы в суффиксах слов. Гласные в суффиксах глагольных форм

1

 

 

17.  

о\ё после шипящих и ц.

1

 

 

18.  

Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

1

 

 

19.  

Орфограммы в окончаниях слов. Ь после шипящих. Роль мягкого знака.

1

 

 

20.  

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

1

 

 

21.  

Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных, прилагательных

1

 

 

22.  

Слитное, раздельное и дефисное написание слов

1

 

 

23.  

Диагностическая работа

1

 

 

 

Орфография и морфология. Правописание служебных частей речи

24.  

Разряды частиц. Раздельное и дефисное написание частиц

1

 

 

25.  

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями

1

 

 

26.  

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями

1

 

 

27.  

Различение частиц НЕ и НИ

1

 

 

28.  

Особенности употребления предлогов и союзов.

1

 

 

29.  

Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и словосочетаний.

1

 

 

30.  

Правописание производных предлогов

1

 

 

31.  

Диагностическая работа

1

 

 

 

Обобщение и систематизация знаний

32.  

Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ

1

 

 

33.  

Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ

1

 

 

34.  

Подведение итогов. Итоговое тестирование

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Пояснительная записка Программа элективного курса «Морфология

Пояснительная записка Программа элективного курса «Морфология

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

Правописание производных предлогов

Правописание производных предлогов

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Морфологические признаки и грамматические особенности глагола

Морфологические признаки и грамматические особенности глагола

Работа с контрольно-измерительными материалами

Работа с контрольно-измерительными материалами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018