Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 73
Направление развития личности школьника: интеллектуальное
Составитель:
Мышева Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ г. Иркутска СОШ № 73
Утверждена на заседании МС
Протокол № 5 от 26.05.2017.
Программа элективного курса «Морфология. Трудные случаи орфографии» направлена на формирование орфографической грамотности обучающихся, обеспечивает осмысление системы знаний о языке, повторение орфографических правил русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование языковой культуры. Данный курс может быть эффективен при подготовке к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка.
Элективный курс «Морфология. Трудные случаи орфографии» поможет учащимся расширить теоретические сведения на основе обобщения ранее изученного, систематизировать знания о языке, содействовать более гармоничному развитию коммуникативно-речевой культуры в рамках грамматических норм современного русского языка. В процессе работы создаётся прочная база орфографических навыков, совершенствуются общеучебные умения (обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать).
Цель: повысить интерес учащихся к русскому языку, расширить активный и пассивный словарный запас учащихся, развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников Задачи:
• повторить теорию школьного курса русского языка, знать нормы литературного языка;
• выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий; владеть приемами лингвистического анализа, уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
При построении программы для достижения результатов учитывались следующие принципы:
1. Формирование языковой и лингвистической компетенций служит основой для совершенствования коммуникативной компетенции, что определяет тесную связь теоретической и практической части курса.
2. Изложение сведений в логической последовательности способствует формированию целостного представления о системе русского языка.
3. Изучение принципов русского правописания должно способствовать совершенствованию навыков грамотного письма.
4. Обобщение и систематизация ранее изученного материала осуществляется с использованием схем, таблиц, алгоритмов.
Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.
Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников.
Программа элективного курса «Морфология. Трудные случаи орфографии» составлена в соответствии с программой по русскому языку (авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.
Данный курс составлен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 34 часа.
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны уметь орфографически грамотно оформлять письменные работы, анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования, применять полученные теоретические знания на практике.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.
Учебно-тематический план
№
|
Наименование темы |
Всего часов |
Количество часов |
|
Практикумы |
Диагностические работы |
|||
1 |
Основные понятия морфологии и орфографии |
11 |
11 |
- |
2 |
Орфография и морфология. Правописание самостоятельных частей речи |
12 |
11 |
1 |
3 |
Орфография и морфология. Правописание служебных частей речи |
8 |
7 |
1 |
4 |
Обобщение и систематизация знаний |
2 |
2 |
- |
5 |
Подведение итогов |
1 |
- |
1 |
|
Итого |
34 |
31 |
3 |
1. Основные понятия морфологии и орфографии.
Взаимосвязь морфологии и орфографии. Принципы русской орфографии. Морфологический (морфемный) принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Морфологические признаки и грамматические особенности имени существительного. Морфологические признаки и грамматические особенности имени прилагательного. Морфологические признаки и грамматические особенности имени числительного. Особенности склонения числительных. Морфологические признаки и грамматические особенности местоимений. Морфологические признаки и грамматические особенности глагола. Морфологические признаки и грамматические особенности причастия. Грамматические особенности наречия, категории состояния, деепричастия.
Орфограммы в приставках. Орфограммы в корне слова. Безударная гласная в корне слова. Чередование гласных в корне слова. о\ё после шипящих. и\ы после ц, непроизносимая согласная. Удвоенная согласная. Орфограммы в суффиксах слов. Гласные в суффиксах глагольных форм. о\ё после шипящих и ц. Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Орфограммы в окончаниях слов. Ь после шипящих. Роль мягкого знака. Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных, прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Разряды частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. НЕ с существительными, прилагательными, наречиями. Различение частиц НЕ и НИ. Особенности употребления предлогов и союзов. Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и словосочетаний. Правописание производных предлогов.
Методологическое обеспечение программы
Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием, которое оценивается по пятибалльной системе.
Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
В данной программе предусмотрена работа по формированию у обучающихся орфографической зоркости.
Предполагается следующая структура занятий:
1. Теоретическая часть (повторение правил, систематизация изученного, анализ трудных случаев)
2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенцию, закрепить знание орфографических правил, приобрести устойчивые навыки).
Предполагаемая результативность курса После изученного курса учащиеся должны будут знать:
• основные единицы орфографии и их особенности (звук, морфемы, орфограммы);
• основные правила написания;
• трудные случаи правописания;
• способы работы с информационными источниками.
Уметь:
• грамотно писать, применяя полученные знания. Требования, предъявляемые данной программой не предполагают дословного воспроизведения формулировок орфографических правил, предполагается проникновение в их орфографический смысл, умение передать этот смысл своими словами и применять правила на практике.
• Наблюдать, изучать, анализировать, исследовать;
• Записывать результаты исследований,
• Грамотно представить результаты своего труда
• Активно оценивать свои возможности и способности Владеть способами
• Вести самостоятельный поиск информации; извлекать информацию из научно-учебных текстов; отбирать и систематизировать материал на определённую тему; преобразовывать информацию, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования; пользоваться словарями различных типов, справочной литературой Грамотного письма и орфографического анализа текста
В результате изучения курса ученик должен: знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• грамматические, орфографические нормы современного русского литературного языка уметь
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка; аудирование и чтение
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-
реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо
• применять в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
1. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. — Саратов: Лицей, 2005.
2. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-пресс, 2007
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М.: Рольф; Айриспресс, 2000.
4. Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник – практикум: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и Образование»
5. Розенталь Д.Э.Сборник упражнений по русскому языку. — М.: Высш. шк., 1994.
6. Сухотинская А.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. — М.: ООО «Издательство АСТЛТД», 1997.
№ п/п |
Тема урока |
Колич ество часов |
Дата |
Корректиро вка |
Основные понятия морфологии и орфографии |
||||
1. |
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии |
1 |
|
|
2. |
Принципы русской орфографии. |
1 |
|
|
3. |
Морфологический (морфемный) принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания |
1 |
|
|
4. |
Морфологические признаки и грамматические особенности имени существительного. |
1 |
|
|
5. |
Морфологические признаки и грамматические особенности имени прилагательного. |
1 |
|
|
6. |
Морфологические признаки и грамматические особенности имени числительного. |
1 |
|
|
7. |
Особенности склонения числительных |
1 |
|
|
8. |
Морфологические признаки и грамматические особенности местоимений. |
1 |
|
|
9. |
Морфологические признаки и грамматические особенности глагола. |
1 |
|
|
10. |
Морфологические признаки и грамматические особенности причастия. |
1 |
|
|
11. |
Грамматические особенности наречия, категории состояния, деепричастия. |
1 |
|
|
Орфография и морфология. Правописание самостоятельных частей речи |
||||
12. |
Орфограммы в приставках |
1 |
|
|
13. |
Орфограммы в корне слова. Безударная гласная в корне слова |
1 |
|
|
14. |
Чередование гласных в корне слова |
1 |
|
|
15. |
о\ё после шипящих. и\ы после ц, непроизносимая согласная. Удвоенная согласная |
1 |
|
|
16. |
Орфограммы в суффиксах слов. Гласные в суффиксах глагольных форм |
1 |
|
|
17. |
о\ё после шипящих и ц. |
1 |
|
|
18. |
Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий |
1 |
|
|
19. |
Орфограммы в окончаниях слов. Ь после шипящих. Роль мягкого знака. |
1 |
|
|
20. |
Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов |
1 |
|
|
21. |
Трудные случаи правописания безударных окончаний и суффиксов существительных, прилагательных |
1 |
|
|
22. |
Слитное, раздельное и дефисное написание слов |
1 |
|
|
23. |
Диагностическая работа |
1 |
|
|
|
Орфография и морфология. Правописание служебных частей речи |
|||
24. |
Разряды частиц. Раздельное и дефисное написание частиц |
1 |
|
|
25. |
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями |
1 |
|
|
26. |
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями |
1 |
|
|
27. |
Различение частиц НЕ и НИ |
1 |
|
|
28. |
Особенности употребления предлогов и союзов. |
1 |
|
|
29. |
Слитное и раздельное написание омонимичных в произношении слов и словосочетаний. |
1 |
|
|
30. |
Правописание производных предлогов |
1 |
|
|
31. |
Диагностическая работа |
1 |
|
|
|
Обобщение и систематизация знаний |
|||
32. |
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ |
1 |
|
|
33. |
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ |
1 |
|
|
34. |
Подведение итогов. Итоговое тестирование |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.