Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
10 кл
13.02.2019
Элективный курс «Говорим и пишем правильно» предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс русского языка старшей школы, но помогают учащимся при дальнейшем её изучении. Выбор пал на данный курс с учетом интересов учащихся в углубленном изучении предмета и совершенствовании речевой культуры. Особое внимание уделяется развитию таких умений и навыков, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности выпускников, например, навыков различных видов чтения учебно-научных текстов, навыков создания собственных текстов.
Элективный курс 10 класс.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
«ШКОЛАИНТЕРНАТ Г.КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА «ДАРОВАНИЕ»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор школыинтерната Зам. директора по УР на заседании МО Протокол № 1
__________ Н.А.Толстова ________ О.В.Толстова Рук. МО ________ Мучкина С.А.
«30» августа 2018 года «29» августа 2018 года «28» августа 2018 года
Программа
элективного курса по русскому языку
для обучающихся 10 класса
«Говорим и пишем правильно»
Составила: Мучкина С.А.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория Козьмодемьянск
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы: углубление и расширение знаний о языке и речи, развитие речевой
культуры учащихся.
Основные задачи программы:
создание условий для включённости учащихся в информационное и
образовательное пространство;
ориентация учащихся на социально значимую деятельность;
формирование навыков работы с информацией;
развитие творческих способностей учащихся;
развитие коммуникативных качеств учащихся;
формирование положительного отношения к здоровому образу жизни;
создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой
самореализации личности;
обеспечение высокого уровня развития детей адекватного современному уровню
общественного развития;
целостность процесса психофизического, умственного и духовного развития
личности ребенка;
формировать умение создавать устные и письменные высказывания
(монологические и диалогические) различных типов и жанров; редактировать
собственный текст;
совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать,
анализировать, оценивать.
Сведения о программе
Элективный курс «Говорим и пишем правильно» предполагает изучение таких
вопросов, которые не входят в школьный курс русского языка старшей школы, но
помогают учащимся при дальнейшем её изучении. Выбор пал на данный курс с
учетом интересов учащихся в углубленном изучении предмета и
совершенствовании речевой культуры. Особое внимание уделяется развитию таких
умений и навыков, которые необходимы в будущей профессиональной
деятельности выпускников, например, навыков различных видов чтения учебно
научных текстов, навыков создания собственных текстов и т. п.
Программа элективного курса предназначена для учащихся, проявляющих
интерес к предмету, имеющих гуманитарные способности и ориентированных на
профессии, существенным образом связанные с языкознанием, подготовку к
дальнейшему обучению и (или) учащихся, желающих и стремящихся улучшить и
углубить свое гуманитарное образование. Программа социальнопедагогической направленности
способствует
реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в
образовательном пространстве, адаптации личности в социуме. Социальное
самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на
современном этапе одной из главных задач социальнопедагогического
направления, которая актуальна, прежде всего потому, что сейчас на передний
план выходит проблема воспитания личности, способной действовать
универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого
важно сформировать опыт проживания в социальной системе.
Образовательная деятельность направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
нравственном и интеллектуальном развитии;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся;
обеспечение духовнонравственного воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепление здоровья и творческого труда учащихся;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
углубление и расширение знаний о языке и речи, развитие речевой культуры
учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
Обоснование выбора состоит в использовании методик преподавания,
соответствующих возрастным и психофизическим особенностям учащихся. На
первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого
структурировано содержание данной программы, направленное на развитие и
совершенствование
лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций.
коммуникативной,
Программа элективного курса актуальна, поскольку современная ситуация в
стране предъявляет системе образования детей социальный заказ на формирование
целостной самодостаточной личности,
патриотических
ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в
окружающем мире. Задача школы – направить деятельность и освоение
окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, в
соответствии с интересами и потребностями детей. Образовательная деятельность
гражданственных,
языковой, организуется на принципах разумности, разнообразия, системности, опоры на
интересы и потребности детей.
Педагогическая целесообразность программы элективных курсов социально
педагогической направленности: в процессе обучения дети в интересной,
увлекательной форме учатся совместным действиям и переживаниям, получают
стимул к собственному творчеству. Реализация программы позволяет включить
механизм социализации, обучения и воспитания учащегося и достичь комфортных
условий для его самореализации. Реализация программы позволяет педагогу
увидеть ученика в активной деятельности, сформировать индивидуальный план его
развития и своевременно скорректировать издержки.
Формы и методы
Вербальный метод основан на богатстве, выразительности и многоплановости
устной речи. Основными приемами и способами вербального обучения являются
рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, инструктирование, изложение,
повествование, описание, рассуждение.
Иллюстративный метод заключается в предъявлении обучающимся
информации способом демонстрации разнообразного наглядного материала, в том
числе с помощью технических средств.
Репродуктивный метод многократное воспроизведение (репродуцирование)
действий, направлен на формирование навыков и умений. Этот метод предполагает
как самостоятельную работу обучающихся, так и совместную работу с педагогом.
Метод проблемного изложения рассчитан на вовлечение ученика в
познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам
ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят
за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым
включаются в атмосферу научнодоказательного по искового решения.
Частичнопоисковые, или эвристические методы, используются для
подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для
обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования.
Практические методы связаны с выполнением обучающимися творческих
работ, практикумов, наблюдений и предусматривают их самостоятельность и
активность.
Формы занятий: лекция, объяснение, беседа, практическая работа.
Все занятия направлены на развитие интереса учащихся к предмету, на
расширение представлений об изучаемом материале. Занятия проводятся с
группой учащихся достаточно однородной с точки зрения обучаемости.
Ожидаемые результаты В ходе реализации данной программы предполагается участие учащихся в
всероссийских,
конкурсах различного уровня:
международных конкурсах, олимпиадах и научно исследовательских
конференциях.
областных,
городских,
Учащиеся получат знания, умения, навыки, способствующие дальнейшему
профессиональному самоопределению. Поученные учащимися новые знания и
представления о языке, практические умения и навыки по самостоятельному
анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение
опыта проведения первых научных исследований могут быть использованы при
итоговой аттестации, а также в предполагаемой будущей профессиональной
деятельности.
Учащиеся в конце обучения должны знать:
Орфоэпические нормы русского языка.
Лексические нормы в русском языке.
Словообразовательные нормы.
Выразительные особенности словообразования.
Морфологические нормы.
Орфографические нормы.
Синтаксические нормы русского языка.
Сложное предложение.
Индивидуальноавторские особенности применения средств художественной
изобразительности.
Правильно и свободно говорить и писать, соблюдая нормы русского
литературного языка. Принимать участие в дискуссиях на различные
актуальные темы, в том числе лингвистические. Выполнять информационную
обработку письменных текстов различных стилей и жанров. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
Теория Практика
Введение
Орфоэпические нормы русского
языка
Лексические нормы в русском языке
Словообразовательные нормы.
Выразительные особенности
словообразования
Морфологические нормы
Орфографические нормы
Синтаксические нормы русского
языка
Сложное предложение
Информационная обработка
письменных текстов различных
стилей и жанров
2
4
4
4
5
4
5
3
3
0,7
1,7
1,5
1,5
2,1
2
2,2
1,4
1,7
1,3
2,3
2,5
2,5
2,9
2
2,8
1,6
1,3
Итого:
34
14,3
16,7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (2 часа)
Теоретическая часть. Национальный язык и его основные разновидности.
Основные аспекты культуры речи. Культура речи как научная дисциплина.
Качества хорошей речи. Основы риторики делового общения.
Практическая часть. Работа со словарями и справочной литературой;
работа с текстами. Выполнение тестовых работ. Лингвистические игры.
Орфоэпические нормы русского языка (4 часа)
Теоретическая часть. Понятие языковой нормы. Современные тенденции в
развитии норм русского литературного языка. Типы орфоэпических норм.
Акцентологические нормы.
Нормы произношения гласных звуков.
Произношение согласных звуков.
Практическая часть. Работа со словарями и справочной литературой;
работа с текстами. Практикум по орфоэпии. Тестирование.
Лексические нормы в русском языке (4 часа)
Теоретическая часть. Диспут о чистоте русского языка. Стилистическая
окраска слов. Лексические ошибки. Крылатые слова.
Практическая часть. Работа со словарями и справочной литературой;
работа с текстами; выполнение лексического разбора. Лингвистические игры.
Словообразовательные нормы.
Выразительные особенности словообразования (4 часа)
Теоретическая часть. Словообразовательные нормы. Выразительные
особенности словообразования. Семантика словообразования. Значение
сопоставления морфем, создания новых сложных слов. Явления переходности в
морфологии.
Практическая часть. Работа со словарями и справочной литературой.
Работа с тренировочными текстами. Тестирование.
Морфологические нормы (5 часов) Теоретическая часть. Особенности употребления имён существительных.
Современные нормы некоторых разрядов существительных. Особенности
употребления имён прилагательных. Особенности употребления имён
числительных.
Особенности
употребления местоимений. Местоимения и другие части речи. Особенности
употребления глаголов.
Склонение числительных всех разрядов.
Практическая часть. Редактирование предложений и текстов с
неправильными глагольными формами. Работа со словарями и справочной
литературой; работа с текстами. Выполнение тестовых работ.
Орфографические нормы (4 часа)
Теоретическая часть. Систематизация орфограмм в соответствии с
принципами орфографии. Блоковый характер орфографических правил как
средство преодоления дробности частных правил. Слитно? Раздельно? Через
дефис? Правописание омонимичных частей речи. Функциональные омонимы.
Трудные случаи орфографии.
Практическая часть. Работа со словарями и справочной литературой.
Орфографический разбор. Игра «Найди ошибку». Решение орфографических
задач. Тренинги.
Синтаксические нормы русского языка (5 часа)
Теоретическая часть. Смысловой центр предложения. «Данное» и «новое».
Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со сказуемым. Нормы
согласования и управления.
Употребление деепричастных оборотов.
Синонимика согласованных и несогласованных определений. Стилистический
характер неполных предложений.
Стилистические характеристики
обособленных членов предложения. Употребление словпредложений в устной и
письменной формах речи.
Практическая часть. Синтаксический разбор. Пунктуационный анализ
Выполнение тестовых работ. Тренинг. Лингвистические игры.
текста.
Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы.
Сложное предложение (3 часа)
Теоретическая часть. Основные виды сложных предложений, их
синонимика. Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов
предложения и придаточных предложений. Многозначные придаточные
предложения. Синонимика союзных и бессоюзных предложений. Сложные
многокомпонентные предложения. Период. Практическая часть. Анализ текста. Тренинг. Практикумы, выполнение
Синтаксический разбор сложного предложения.
тестовых заданий.
Пунктуационный анализ текста.
Информационная обработка письменных текстов
Различных стилей и жанров (3 часа)
Теоретическая часть. Главная информация текста Интерпретация
информации. Индивидуальноавторские особенности применения средств
художественной изобразительности.
Практическая часть. Интерпретация текста. Создание минитекстов.
Комплексный анализ текста.
Литература и средства обучения
1. Бабайцева В.В. Тайна орфографической зоркости// Русская словесность.2000.№1.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
3. Бахтин М.М. Язык в художественной литературе: в 5 т. – М.,1997.
4. Белошапкова В. А., Галактионова И. В. О видах выражения согласия // Русская
речь. 1982. № 2.
5. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. – М.,2001.
6. Болотнова Н. С. Стилистический анализ текста в школе // Русский язык в школе.
2002. № 2.
7. Болотнова Н. С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики
лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие. Томск,
2002.
8. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск,2006.
9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. РостовнаДону,2005.
10. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.,1993.
11. Воителева Т. М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. 2003. № 2.
12. Ворожбитова А. А. Лингвориторическая теория сильной языковой личности как
общая стратегия языкового образования и воспитания // Русский филологический
вестник. 1996. № 34.
13. Ворожбитова А. А. Начальное лингвориторическое образование. Методика
преподавания русского языка. М.: Флинта: Наука, 2002.
14. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.
15. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.,1971.
16. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров
17. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М., 1998.
18. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. –
М.,1986.
19. Кохтев Н.Н. Риторика. – М.,1994. 20. Культура русской речи / под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяевой. – М.,1998.
21. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум:
Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 1998.
22. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы
анализа. – М.,1999.
23. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.,2002.
24. Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. М., 1973.
25. Михальская А. К. Педагогическая риторика. История и теория. М., 1998.
26. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.
27. Основы культуры речи: хрестоматия / Составитель Л. И. Скворцов. М., 1984.
28. Плёнкин Н. А. О понятии «богатство речи» // Русский язык в школе. 1987. № 3.
29. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988
30. Соловьева Л. Говори свободно. Создавая совершенный голос. Издательство
«Добрая книга», 2006.
31. Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок: Учебное пособие. Новосибирск,
1994.Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М., 1992.
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Введение
Дата
Национальный язык и его основные разновидности.
Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей
речи
Основы риторики делового общения
Орфоэпические нормы русского языка
Типы орфоэпических норм
Акцентологические нормы
Нормы произношения гласных звуков.
Произношение согласных звуков
Лексические нормы в русском языке
Диспут о чистоте русского языка
Стилистическая окраска слов
Лексические ошибки
Конкурс эрудитов «Как появились эти крылатые слова?»
Словообразовательные нормы.
Выразительные особенности словообразования
Словообразовательные нормы.
Выразительные особенности словообразования
Семантика словообразования. Значение сопоставления
морфем, создания новых сложных слов
Явления переходности в морфологии
Морфологические нормы 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Особенности употребления имён существительных
Особенности употребления имён прилагательных
Особенности употребления имён числительных
Особенности употребления местоимений
Особенности употребления глаголов
Орфографические нормы
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами
орфографии
Слитно? Раздельно? Через дефис?
Правописание омонимичных частей речи
Правописание омонимичных частей речи
Синтаксические нормы русского языка
Порядок слов в предложении
. Согласование подлежащего со сказуемым
Нормы согласования и управления
Употребление причастных оборотов
Употребление деепричастных оборотов
Сложное предложение
Синонимика простых предложений и сложноподчиненных,
членов предложения и придаточных предложений
Синонимика союзных и бессоюзных предложений
Сложные многокомпонентные предложения
Информационная обработка письменных текстов различных
стилей и жанров
Главная информация текста
Интерпретация информации.
Индивидуальноавторские особенности применения
средств художественной изобразительности.
Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Программа элективного курса "Говорим и пишем правильно"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.