Программа элективного курса "Моя речь- мое достоинство" (5 класс, русский язык)
Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
5 кл
18.09.2018
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования.Программа элективного курса.
программа элект.курса 5 класс.docx
Программа курса «Моя речь – моё достоинство»
для обучающихся 5-х классов
Пояснительная записка
«Единственная настоящая роскошь
это роскошь человеческого общения»
А. СентЭкзюпери « Маленький принц»
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации образования,
соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр
внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии
обучающихся основной образовательной программы основного общего образования
предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов
речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание
определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно
эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального
словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами
литературного языка
грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к
речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру
как общечеловеческую ценность.
(орфоэпическими,
лексическими,
Рабочая программа курса «Моя речь – моё достоинство» для обучающихся 5 класса
направлена на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.
Речевая культура один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта.
Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного
совершенствования. Культура речи особый раздел науки о языке, главным результатом
изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически
включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче
мысли.
Сочетание курса по русскому языку и курса по выбору «Моя речь – моё достоинство»
даёт возможность максимально успешно сформировать функциональнограмотную
личность.
Реализация программы данного курса способствует приобретению
обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению
нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету
«Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений,
активизации навыков ораторского искусства.
Основная цель курса состоит в формировании всесторонне образованной и
инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в
повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейнонравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно
воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному
образованию в современном обществе.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между
собой задач:
1. познакомить с основными понятиями культуры речи;
2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;
3. пробудить потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной
устной и письменной речи;
4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов,
культуры мышления;
5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.
6. создать условия для учебноисследовательской и проектной деятельности
обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Курс рассчитан на 35 часов: 1 ч в неделю, 35 учебных недель.
Требования к уровню подготовки
(Планируемые результаты)
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание
роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения
и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской,
творческой и других видов деятельности;
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
∙ владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство);
∙ моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
∙ расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
∙ совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль,
находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
∙ работать над расширением словарного запаса;
∙ применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая
устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Планируемые результаты изучения курса:
В результате изучения данного курса обучающийся должен
иметь представление:
о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей; о нормах русского литературного языка (орфоэпических,
лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета;
о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
знать:
основные понятия культуры речи, основные качества речи;
показатели индивидуальной культуры человека;
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов
речи и ситуаций общения;
изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и
фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
основные нормы литературного языка;
назначение речевого этикета;
значение различных видов словарей в жизни человека.
качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность,
богатство).
Содержание курса
Культура речи (5 часов)
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Речевой этикет как
правила речевого общения. Особенности разговорного стиля речи. Правила речевого
этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы». Азбука важных и вежливых слов.
Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.
«В начале было слово…» (13 часов)
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк
горбунок» литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы,
архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные
различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».
Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения.
Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов,
афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы.
Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука.
Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать
фамилии?
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.
«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)
К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с
этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения
лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О
словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как
основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство
русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема,
основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?
Напиши письмо Другу. Качества хорошей речи (7 часов)
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного
произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила общения
посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях
на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции
при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.
Тематическое планирование
Основные виды
деятельности
Кол
во
часов
сроки
№
занятия Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Культура речи
Вводное занятие. Русский язык –
наше национальное богатство.
Речевой этикет как правила
речевого общения. Особенности
разговорного стиля речи.
Правила речевого этикета. Как мы
обращаемся друг к другу. «Ты и
Вы».
Азбука важных и вежливых слов.
Наш язык богат и могуч. Великие
люди о языке.
Лекционное занятие.
Подготовка сообщений,
практические задания по
культуре речи.
Индивидуальная и
групповая работа: правила
поведения во время беседы
Сбор материала и анализ.
Сбор материала и анализ.
«В начале было слово…»
О чём рассказывает устное
народное творчество? Сказка П.П.
Ершова «Конёкгорбунок»
литературный памятник живому
русскому языку XIX века.
Историзмы, архаизмы, неологизмы. Сбор материала и анализ.
Литературный язык и местные
говоры.
Просмотр сказки.
Индивидуальная и
групповая поисковая
работа.
Заочное путешествие.
Лексические диалектные различия
и их типы.
Анализ диалектной лексики в
рассказе С.М.Мишнева «Русская
изба».
Фразеологическое богатство языка.
Фразеологические словари.
Краткие мудрые изречения.
Афоризмы. Крылатые слова.
Практическая работа. Сочинение
сказки с использованием
фразеологизмов, афоризмов,
крылатых слов.
Общеупотребительные слова,
Сбор материала по
тематическим группам
лексики.
Работа с тестом.
Индивидуальная
поисковая работа.
Практическое занятие.
Индивидуальная
поисковая работа.
Практическое занятие.
Создание самодельных
книжек сказок или выпуск
сборника сказок.
Индивидуальная и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Термины и профессионализмы.
Жаргонная лексика.
Молодёжный сленг и отношение к
нему.
Антропонимика как наука. Личное
имя. Отчество.
История возникновения фамилий.
О чем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объект научного
изучения. Происхождение прозвищ.
групповая поисковая
работа.
Самостоятельное
наблюдение и запись речи
своей, своих товарищей,
старшего поколения,
анализ собранного
материала.
Сбор материала по истории
личных имен, отчеств.
Сбор материала по истории
личных фамилий.
Сбор материала и
обработка.
«Слово – понятие, слово – творчество»
Составление «биографии»
слова.
Элементы игровых
технологий.
Составление «паспорта»
слова.
Наблюдение за языком
Сбор материала и анализ
Анализ произведений УНТ,
создание своих загадок.
Работа со словарями
Работа с текстами.
К истокам слова. Почему мы так
говорим?
Происхождение слов. Работа с
этимологическим словарем.
Лексическое значение слова.
Способы определения
лексического значения слова.
Толковый словарь.
«Сказал то же, да не одно и то же».
О словах одинаковых, но разных.
Как правильно употреблять слова.
Многозначность как основа
художественных тропов. Метафора
в загадках, пословицах, поговорках.
Богатство русского языка
Текст как речевое произведение.
Тема, микротема, основная мысль,
ключевые слова.
Письмо как речевой жанр. Как
общаться на расстоянии?
Напиши письмо Другу.
Составление памятки «Как
написать письмо».
Создание творческих
работ.
Качества хорошей речи
Разговор как искусство устной
речи. Основные нормы
современного литературного
произношения.
Эмоциональная грамотность.
Основные речевые правила
общения посредством телефона.
Основные правила письменного
Лекционное занятие.
Изображение персонажей
сказки с выражением
различных эмоций.
Индивидуальная и
групповая работа.
Практическое занятие.
Индивидуальная и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32 общения в виртуальных дискуссиях
на чатах Интернета.
Невербальные средства общения.
Значение мимики и жестикуляции
при общении.
Защита проектов «В умелых руках
слово творит чудеса»
Итоговое занятие.
групповая работа.
Практическое занятие.
Использование
невербальных средств
общения в диалоге.
Практическое занятие.
Защита проекта.
1
1
Подведение итогов работы 1
33
34
35
Литература для учителя
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение,
2000г.
2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель,
2001
3. ВасильеваГангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.
4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г.
Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростовн/Д.: Феникс, 2006.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по
русскому языку: Пособие для учителя. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. –
207 с.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова//
Русский язык в школе. – 2004. №6.
11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// М., Учительская газета, 2008.
№47.
12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// М., Учительская газета,
2008. №46.
13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр,
2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. М: Дрофа, 2002.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для учся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий. –
М.: Просвещение, 1984.
Средства обучения
1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические
диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые
выражения»,
2. Сказка П.П. Ершова «Конёкгорбунок» (х\ф) 3. Словари и справочники по русскому языку:
Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006
Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов,
Русский язык.Медиа,
Москва,2006
Краткий этимологоорфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2005
4. Мультимедийные пособия.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007,
2008, 2010.
Полезные ссылки в сети Интернет
1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
3. Основные
грамматики
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
правила
русского
языка
4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)
5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).
8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
9. Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su//t_blank
Программа элективного курса "Моя речь- мое достоинство" (5 класс, русский язык)
Программа элективного курса "Моя речь- мое достоинство" (5 класс, русский язык)
Программа элективного курса "Моя речь- мое достоинство" (5 класс, русский язык)
Программа элективного курса "Моя речь- мое достоинство" (5 класс, русский язык)
Программа элективного курса "Моя речь- мое достоинство" (5 класс, русский язык)
Программа элективного курса "Моя речь- мое достоинство" (5 класс, русский язык)
Программа элективного курса "Моя речь- мое достоинство" (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.