Программа элективного курса "От слова к тексту" (9 кл)
Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
9 кл
12.09.2018
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык – литература), рассчитан на 12 часов. Цель курса – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества, расширить знания учащихся о законах построения текста, познакомить с образцами текстов разных форм словесного выражения (повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог).
элективный курс.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа п.Батецкий Новгородской области
Программа
элективного курса для учащихся 9 класса
« От слова к тексту»
Автор составитель:
Кривушина Ю.Л., учитель
русского языка и литературы
МОУСОШ п.Батецкий
Объем различных форм учебной работы:
Всего аудиторных занятий 12 часов
в том числе лекции 6 часов
практические занятия 3 часа
самостоятельная работа 3 часа
(создание текстов)
Форма контроля защита
рефератов п. Батецкий, 2012 год.
Утверждено:
Директор МОУСОШ
п. Батецкий Новгородской области
Григорьева Т.И.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
Гребнева Е.В.
Рассмотрено на
заседании МО.
Протокол №___
от «____» _____________ 20012г.
Руководитель МО
Леонтьева В.Д. Пояснительная записка.
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных
связей (русский язык – литература), рассчитан на 12 часов. Цель курса –
помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный
опыт человечества, расширить знания учащихся о законах построения текста,
познакомить с образцами текстов разных форм словесного выражения
(повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог).
Обратившись к « Толковому словарю» Москва, 2001, выясняем,
«слово»1) единица языка, служащая для называния отдельного понятия,
2)самая речь, способность говорить; « текст» несколько предложений или
абзацев, связанные в единое целое темой и основной мыслью. Исходя из
данных терминов, становится очевидной связь между словом и текстом.
На современном этапе в условиях многопрофильного и многоуровне
го гуманитарного образования особенно возрастает роль текста как резуль
та употребления языка.
Русский язык как универсальная знаковая система является важнейшим
средством коммуникации людей друг с другом, средством познания, лежит в
основе культуры. И школьникам очень важно осознать специфику русского
языка, его безграничные возможности и огромное значение, научиться
выражать свои мысли не только предложениями, но и целыми текстами.
Элективный курс « От слова к тексту» позволяет учащимся увидеть
литературное произведение с языковой точки зрения, оценить
неисчерпаемость семантики слова. В круг их словарного запаса активно
войдут термины и понятия – слово, язык, текст, языковые средства и т.д.
Важная роль отводится языковому и литературному развитию детей.
Дети должны увидеть различие между словом и предложением, предложением
и текстом. Такое сопоставление оказывает влияние на их собственное
творческое развитие.
В курсе много внимания уделяется самостоятельной, практической
работе детей. Результатом их самостоятельной работы могут стать рефераты
по созданию собственных текстов на самостоятельно выбранную тему. №п/п Тема
Слово как единица языка и
как словесное высказывание
Лексическое значение слова.
1
Стилистическая окраска
слова.
Текст как результат
употребления языка.
Формы словесного
выражения.
1
2
2
1.
2.
3
4
5
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Количество
часов
1
Виды деятельности
учащихся
Работа со справочной
литературой.
Составление
понятийных словарей.
Работа с толковыми
словарями.
Употребление
лексических ресурсов
языка в собственных
высказываниях.
Работа со словарями.
Употребление
стилистически
окрашенных слов.
Определение темы и
основной мысли текста.
Создание собственного
текста на предложенную
тему.
Создание текстов в
разных формах
словесного выражения:
повествование,
описание, рассуждение,
диалог, монолог. 6
7
Употребление в тексте
языковых средств.
Конкурс на лучший текст
(темы выбирают
школьники).
2
3
Обогащение словарного
запаса: работа со
словарями.
Прослушивание и
анализ текстов с
различной
стилистической и
эмоциональной
окраской
(аудиокассета).
Представление текстов
и их обсуждение.
Тема № 1.
Слово как единица языка и как словесное высказывание.
Сведения о происхождении слов. Назначение языка. Значение языка для
жизни общества.
Тема № 2.
Лексическое значение слов. Способы определения значения слов. Семантика
слова. Лексика русского языка: словатермины, омонимы, антонимы,
паронимы, новые и устаревшие слова, фразеологизмы.
Тема № 3.
Стилистическая окраска слов. Стилистические возможности лексики,
фразеологии, грамматики. Слова и выражения нейтральные и стилистически
окрашенные.
Тема № 4.
Текст как результат употребления языка. Текст, его признаки. Тема, идея
текста. Способы связи предложений в тексте. Основные требования к тексту.
Тема № 5.
Формы словесного выражения. Повествование. Описание. Рассуждение.
Диалог. Монолог. Возможность употребления разговорного и литературного
языка в устной и письменной форме. Тема № 6.
Употребление в тексте языковых средств. Языковые средства и их
употребление в зависимости от условий и цели высказывания.
Тема № 7 .
Конкурс на лучший текст. ( Темы выбирают школьники).
Литература:
1. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику « Русская
словесность. От слова к словесности». 9 класс. – Москва, 2000 г.
2. Винокур Г.О. «О языке художественной литературы». – Москва,
1991 г.
3. Лотман Ю.М. «Структура художественного текста». – Москва, 1970г.
4. Львова С.И. «Уроки словесности. 59 класс. Пособие для учителя». –
Москва, 1997г.
5. Максимов В.И. Точность и выразительность слова – Л., 1968г.
Словари:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – Москва, 1998г.
2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – Москва, 1986г.
3. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка. – Москва, 1994 г.
4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. –
Москва, 1994г.
5. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред.
В.М.Кожевникова. – Москва,1998г.
6. Толковый словарь русского языка. / Сост. Карантиров С.И. – Москва,
2001г.
7. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. –
Москва, 2000г.
Программа элективного курса "От слова к тексту" (9 кл)
Программа элективного курса "От слова к тексту" (9 кл)
Программа элективного курса "От слова к тексту" (9 кл)
Программа элективного курса "От слова к тексту" (9 кл)
Программа элективного курса "От слова к тексту" (9 кл)
Программа элективного курса "От слова к тексту" (9 кл)
Программа элективного курса "От слова к тексту" (9 кл)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.