Программа элективного курса предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 17 часов ( 1/2 часа в неделю или 1 час во 2-ом полугодии). Данная программа соответствует требованиям ФГОС , также сочетается со всеми УМК, которые рекомендованы для использования в образовательном учреждении в 7- 9 классе .Элективный курс «Избранные вопросы математики » позволит углубить знания обучающихся по теме «Модуль числа»Программа элективного курса предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 17 часов ( 1/2 часа в неделю или 1 час во 2-ом полугодии). Данная программа соответствует требованиям ФГОС , также сочетается со всеми УМК, которые рекомендованы для использования в образовательном учреждении в 7- 9 классе .Элективный курс «Избранные вопросы математики » позволит углубить знания обучающихся по теме «Модуль числа» . Занятия курса направлены на то, чтобы развивать интерес обучающихся к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, рассмотреть различные интересные задaния. Элективный курс посвящен методам решения уравнений и неравенств с модулем, построению графиков функций, содержащих модуль, своим содержанием привлекает внимание обучающихся , которым интересен предмет, позволит им лучше подготовиться к ОГЭ. В данный курс включены уравнения с параметром, задания подготавливают обучающихся к более сложным заданиям по теме : «Модули», которые будут рассматриваться позднее, в старшей школе.
элективного курса по
« Избранные вопросы
Программа
математике
математики »
9 класс.
– 2018 уч. год.
МБОУ СШ №2 им.Е.В.Камышева, Смоленская обл., г, Гагарин
Никитина Елена Анатольевна, учитель математики, выс.кв. категорияПояснительная записка.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на
17 часов ( 1/2 часа в неделю или 1 час во 2ом полугодии). Данная программа
соответствует требованиям ФГОС , также сочетается со всеми УМК, которые
рекомендованы для использования в образовательном учреждении в 7 9
классе .Элективный курс «Избранные вопросы математики » позволит углубить знания
обучающихся по теме «Модуль числа» . Занятия курса направлены на то, чтобы развивать
интерес обучающихся к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами,
расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, рассмотреть
различные интересные задaния. Элективный курс посвящен методам решения уравнений и
неравенств с модулем, построению графиков функций, содержащих модуль, своим
содержанием привлекает внимание обучающихся , которым интересен предмет, позволит
им лучше подготовиться к ОГЭ. В данный курс включены уравнения с параметром,
задания подготавливают обучающихся к более сложным заданиям по теме : «Модули»,
которые будут рассматриваться позднее, в старшей школе.
Рабочая программа элективного курса составлена на основании следующих нормативных
документов:
1. Фeдерального государственного образоватeльного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 .12 2010 г. № 1897;
2. Сборник программ 79 классов, составитель Т.А.Бурмистрова, М:
Просвещение,2014.
3. Математика. 89 классы: сборник элективных курсов. Вып. 2 / авт.сост. М.Е.
Козина. – Волгоград: «Учитель», 2012.
4. Требованиям примерной образовательной программы образовательного
учреждения СШ №2 .
Цель курса :
Обрeтение практичeских навыков выполнения заданий с модулем; повышение уровня
математической подготовки школьников.
Задачи курса:
Формирование аналитического мышления, расширение кругозора, формирование
умения преодолевать трудности при решении более сложных задач.
Развивать умения находить и систематизировать. Критически осмысливать
информацию.
Совершенствовать навыки работы информацией.
Систематизировать, обобщить знания учащихся о ранее приобретенных
программных знаний по теме «Модуль числа».
расширить математические представления о приемах и методах решения задач с
модулями.
расширение сферы математических знаний учащихся .
регулятивные УУД:
Формирование УУД.
умение ставить перед собой цель, как постановку учебной задачи на основе того,
что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
планировать свою работу – определение последовательности промежуточных целей
с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным
алгоритмом ;
оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
коммуникативные и личностные УУД:
формирование коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции
собеседника и анализ оснований для того или иного мнения собеседника по
общению, умение вести дискуссию.
Методы и формы обучения:
учет индивидуальных способностей;
обучение через сотрудничество;
работа в малых группах, метод проектов, тренинги;
равноправное взаимодействие учителя и ученика.
Планируемые предметные результаты.
Осознание обучающимися значения математики для повседневной жизни человека;
Представление о математической науке как сфере математической деятельности,
об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
Развитие у обучающихся умений работать с учебным математическим текстом,
грамотно и точно выражать свои мысли ,применять математическую терминологию
и символику, проводить классификации, логические обоснования ;
Владение базовым понятийным аппаратом по изучаемым разделам;
Создавать условия для подготовки к ОГЭ по математике; предоставить ученику
возможность утвердиться в желании выбрать для дальнейшего обучения
математический профиль.
Расширить представление обучающихся о сферах применения математики в
различных областях жизни.
Показать необходимость владения конкретными математическими знаниями и
способами выполнения математических преобразований .
Расширить сферу применения математических знаний.Содержание учебного курса.
Модуль числа. Решение уравнений с модулем.
Определение модуля и его основные свойства. Геометрическая интерпретация
модуля числа. Операции над модулями( абсолютными величинами).
Решение простейших уравнений с модулями: вида f(x) | = а,, | f(x) | =| g(x) |, f(x) | =
g(x); решение уравнений, содержащих несколько выражений под знаком модуля, метод
последовательного раскрытия модуля для решения уравнений , содержащих « модуль в
модуле».
Решение различных неравенств с модулем.
Решение неравенств вида | f(x) |≥a, | f(x) | ≤а, | f(x) |≥ g(x), | f(x) | ≤ g(x), метод
интервалов.
Уравнения с параметром, содержащие модуль.
Решение уравнений с параметрами, содержащие модули.
Функция. Графики функций, содержащих модуль.
Графики и свойства элементарных функций. Преобразования графиков функций
(элементарных). Функция y= f(|x|) и ее свойства, график. Функция у =| f(x) | и ее свойства,
график . Построение графиков более сложных функций. Графики с модулями в ОГЭ.
Содержание программы элективного курса
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Название темы
Количество
часов
Основные понятия
Некоторые способы решения уравнений, содержащих модуль
Неравенства с модулями
Уравнения с параметром, содержащие модуль
Функции, содержащие модуль
Итоговое занятие(тестирование)
Общее количество часов
1
4
4
3
3
2
17Учебно тематический план
№ п/п
Тема
Колво
часов
Лекция
Практика
Форма контроля
1.
2
3
Основные понятия,
cвойства модуля.
Простейшие
уравнения с
модулем.
Некоторые способы
решения уравнений,
содержащих модуль
4.
Решение неравенств
с модулем
5
6
7
Уравнения с
параметрами,
содержащие модуль
Построение
графиков функций,
содержащих модуль
Итоговое
тестирование
1
1
4
3
2
4
2
0,5
0,5
1
1
1
1
0,5
0,5
2
2
2
2
2
C/р
Домашнее задание
(Исследовательска
я работа)
C/р
Тест.
Календарно тематическое планирование.
№
1
Определение модуля и его основные теоремы
Тема
Колво час
1Решение простейших уравнений вида | f(x) | = a
Решение уравнений вида | f(x) | =| g(x) |, | f(x) | =g(x)
2
3
3 Метод интервалов.
4
5
6
7
8
неравенств
простейших
Решение уравнений, содержащих не менее двух выражений под
знаком модуля
C/р по теме « Решение уравнений с моделями»
Решение
| f(x) |≥a, | f(x) | ≤а
Решение простейших неравенств вида
| f(x) |≥ g(x), | f(x) | ≤ g(x)
Решение неравенств, содержащих не менее двух выражений под
знаком модуля
9
Уравнения с параметром, содержащие модуль
10 Уравнения с параметром, содержащие модуль
11 Построение и преобразования графиков элементарных
вида
функций.
12 Функция y= f(|x|) и ее график, свойства.
13 Функция у =| f(x) | и ее график, свойства
14
15
16 Итоговый тест
Графики функций с модулем в заданиях ОГЭ.
C/р по теме « Функции, содержащие модуль»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Литература, список ЦOР:
1.
Л.В.Ершов, Р.Б. Райхмист. Построение графиков функций. Москва.: Просвещение,
1984 год.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич. Сборник задач по алгебре: Учебное
пособие для 89 классов с углубленным изучением математики. Москва: Просвещение,
2004год.
Сычева Г.В., Гусева Н.Б., Гусев В.А. Математика: «Неравенства. Система
неравенств».Москва.: Астрель, 2013год.
А.В. Столин. Комплексные упражнения по математике с решениями 711 классы.
Харьков, «Рубикон»,1995год.
Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. Москва.: Наука 1976 год.
Расу лов К.М., Василенков В. П., Елисеев Ю.Г. Смоленские математические
олимпиады школьников. — Смоленск: СОКО, СГПИ, СИУУ, 1995.
Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА. Задания с параметром.
Коннова Е.Г. Р. на
Д.: 2014год.
Алгебра. Экспрессрепетитор для подготовки к ГИА 9 класс. Нестандартные
задачи. Сычева Г.В. и др., Москва: Астель, 2011год.
1. http://schoolcollection.edu.ru/ ( Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов ) .
2. http://www.problems.ru (Интернетпроект « Задачи » )
3.
http://www.problems.ru (Мир математических уравнений ).
4. http://graphfunk.narod.ru/ (Графики функций).
Часть 1.
Приложение 1. Тест.В №1№4, 8 укажите номер правильного ответа:
№1. Вычислить | 0,145 + 0,52 | | 0,7 |.
1)0,805 2) – 0,595 3) 0,112 4) 0,805
№2.Решить уравнение |5 х – 7 | = 2
1)1 и 1,8 2) 1,8 и 1 3) 1,8 и 1 4) 1 и – 1,8
№3. Одна из точек на координатной прямой соответствует числу | √2−3 |. Какая это
точка?
1)А 2) В 3)С 4)M
№4. Из данных чисел назовите то, модуль которого больше:
1)19 2) – 7 3) 15 4) – 23
№5. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их
задают.
а) у = |х2 – 4 | б) у = |2х – х2| в) у = | ( х – 3)2 1|
1)
3)
2)
4)
Ответ:
а
б
в
В № 57,10 записать ответ.
№6. Решить уравнение: |3х –2| = 5х .
Если уравнение имеет более одного решения в ответ записать меньший корень.
№7. Упросить выражение, если известно, что х>0, у >0 ,х > у
| х +1| + | х – у | |2х| +|7 + у|№8. Выберите номера верных утверждений:
1)Модуль отрицательного числа есть число положительное.
2) Если х>у, то |х|>|у|.
3) График функции у = | х2 +4| симметричен относительно оси ОУ.
№9. Решить неравенство |2х 1| < 9
1)( 4;5) 2 ) [4;5] 3) ( ∞ ;4) ∪ (5;+∞) 4) ( ∞ ;4] ∪ [5;+∞)
№10. Решите неравенство. В ответ запишите наибольшее целое решение неравенства:
| 2x + 3 | ≤ 4
Часть 2.
Задания с полным оформлением.
№11. Решить уравнение: х 25|x|+6=0.
№12. Решить уравнение: |52x|+|3+х|=23x
№13. Решить неравенство : ¿ x2 +5x| ≥ 6.
№14. Построить график функции у = | х |( х + 2 ) – 5х. Определить, при каких значениях m
прямая у = m имеет с графиком две общие точки.Ответы( тест)
Часть 1
№1. 2
№2. 3
№3. 3
№4. 4
№5.
а
2
б
1
в
3
№6. 0,25
№7. 8
№8. 13
№9. 1
№10. 0
Часть 2
№11.
Решите уравнение: х 25|x|+6=0
Замена |x| =t
t2 – 5t +6 =0
t = 2 или t = 3
Обратная замена
|x| = 2 |x| = 3
х=±2,±3
№12.
Решить уравнение: |52x|+|3+х|=23x
х=2,5 х=3
( ∞;3)
[3;2,5)
[2,5 ; +∞)
+
+
+
1)
2)
3)
+
5 – 2х
3+х
( ∞;3)
52х3х=23х
0х=0
хлюбое число, учитывая, что х ( ∞;3)
ϵ
х ( ∞;3)
[3;2,5)
52х+3+х=23х
х= 3
[2,5 ; +∞)
5 +2х+3+х =23х
ϵ
2
3 не подходит
х=
Ответ: ( ∞ ;3].№13. Решить неравенство : ¿ x2 +5x| ≥ 6.
x2 +5x ≥ 6(1) или x2 +5x ≤6(2) ,
Решение (1) х≥1 или х≤ 6
Решение (2) 3≤х≤ 2
Ответ: ( ∞; 6] ∪ [ 3;2] ∪ [1;+∞)
№14.
Раскроем знак модуля:
График данной функции:
m = 2,25 , m =12,25.