Предлагаемая программа элективного курса «Основы современного права» рассчитана на 17 учебных часов и предназначена для учащихся 10 класса. Предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные правоотношения с окружающими.
Программа элективного курса по правоведению
«Основы современного права»
10 класс
Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективного курса «Основы современного права» рассчитана на 17
учебных часов и предназначена для учащихся 10 класса.
Вид курса: предметноориентированный. Теоретические занятия курса гармонично сочетаются с
практическими, что позволяет учащимся глубже усвоить сложный, но интересный материал, изучение
которого формирует полноценную гражданскую личность с чёткими представлениями о своих правах и
обязанностях. Данный курс базируется на учебном пособии для 1011
классов А.Ф. Никитина
«Правоведение» и нормативноправовых документах Российской Федерации: Конституции РФ, Уголовном
кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Кодексе об
административных правонарушениях, Уголовнопроцессуальном кодексе РФ , Законе о защите прав
потребителя и т. Предлагаемый базисным планом курс обществознания практически не включает в себя
элементов знаний в области права. Предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует
формированию их правовой культуры и социальной активности. Практикоориентированный характер
обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить
конструктивные правоотношения с окружающими.
Цели элективного курса:
формирование умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций,
обеспечивающих успешную самореализацию личности в правовом государстве и гражданском обществе.
Задачи:
углубление знаний учащихся, формирование их правовой культуры и социальной активности;
осознание приоритета прав личности,
развитие умений школьников строить конструктивные правоотношения с окружающими.
Содержание курса и учебная деятельность учащихся
№ Тема
Колво часов
Деятельность учащихся
всег
о
теор
ия
пра
кти
ка
Система права. Правоотношения (2)
1
Право и его роль в жизни общества и
государства.
Субъекты
права. Система права. Понятие нормы права.
Нормативный правовой акт. Виды нормативных
Принципы права.
1
1
Конспектирование, беседа с
учителем
Заполнение
таблиц «Система права»,правовых актов (законы, указы, постановления).
Система
Правовая
информация.
законодательства.
актов»
«Виды норм.
работа
практическая
(использование
системы
«Консультант» Эссе «Право
существует для пользы
человечества».
2
Правомерное поведение. Признаки и виды
правонарушений. Юридическая ответственность
(понятие, принципы, виды).
1
1
Конституционное право (6)
с
учителем,
Беседа
заполнение таблицы «Виды
правонарушений и юрид.
отвсти»,
выполнение
тестов Беседа с учителем,
заполнение таблицы «Виды
правонарушений и юрид.
отвсти». Эссе «Оставить
преступление
безнаказанным – значит
стать его соучастником». П.
Кребийон
3
4
5
Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного
Российской
Федерации. Народовластие. Федеративное
устройство России.
строя
1
1
Практическая работа (гл. 1
РФ),
Конституции
выполнение
тестов
Практическая работа (гл. 3
Конституции РФ), сдача
карты
Президент Российской Федерации. Органы
законодательной и исполнительной власти в
Российской Федерации.
1
1
1
Конституционные основы судебной
системы РФ. Правоохранительные органы.
Судебная система России. Конституционный
суд РФ. Система судов общей юрисдикции.
Нотариат.
Прокуратура.
Милиция.
органов
государственной власти и граждан.
Взаимоотношения
Адвокатура.
1
1
1
Составление и заполнение
таблицы «Органы зак. и
исполн. власти РФ» (гл. 4,
5,6 Конституции РФ),
выполнение тестов
Составление и заполнение
таблицы «Суды в РФ»
выступления учащихся с
использованием норм. актов
(Конституция РФ, гл. 7; ФЗ
«О судебной системе РФ,
«Об
«О прокуратуре»,
адвокатуре»,
«Основы
выполнение
нотариата»),
тестов6
7
8
Гражданство. Понятие гражданства РФ.
Права, свободы человека и гражданина в
России,
их гарантии.
Конституционные
обязанности гражданина.
1
1
1
Конспектирование,
заполнение таблицы по гл. 2
Конституции
РФ,
выполнение тестов
защита
Международноправовая
прав
человека. Декларация прав человека как
гарантия свободы личности в современном
обществе. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина.
1
1
Особенности правового статуса
несовершеннолетних.
1
1
Беседа с учителем Эссе
«Закон – это не паутина,
сквозь которую крупные
мухи пробиваются,
а
мелкие застревают». ( О.
Бальзак)
Беседа, конспектирование,
выполнение тестов
Гражданское право (3)
9
10
11
основы
Правовые
гражданских
правоотношений. Физические и юридические
лица. Правоспособность и дееспособность
участников гражданских правоотношений.
Дееспособность несовершеннолетних.
1
1
1
расписки.
таблицы
гражд.
Составление
Составление
«Участники
правоотношений»,
практическая
(Гражд.
выполнение тестов
работа
кодекс РФ),
Право собственности. Право собственности
на землю. Основные виды гражданско
правовых договоров.
Правовое регулирование отношений в
области образования. Право на образование.
Порядок приема в образовательные
учреждения начального и среднего
профессионального
образования.
Дополнительное образование детей.
1
1
1
1
Практическая работа (ФЗ
«Об образовании», Устав
МОУ «Ленинская сош»)
Семейное, трудовое, административное и др. отрасли права (3)
12
Семейные правоотношения. Порядок и
Права и
условия заключения брака.
обязанности родителей и детей.
1
1
1
Беседа, конспектирование,
Практическая
работа:
(Семейный кодекс РФ),
выполнение
тестов;
искового
составление
заявления,
брачногодоговора
1
1
Презентация
выполнение
составление
договора
проектов,
тестов,
трудового
Выполнение тестов по разд.
материалам
1
1
1
1
Конспектирование
13
14
Право на труд. Трудовые правоотношения.
Трудоустройство
несовершеннолетних.
Правовой
несовершеннолетнего
работника.
статус
Административные правоотношения.
Виды
Административное правонарушение.
административных наказаний.
Уголовное право (3)
Уголовное право.
Преступление
(понятие, состав). Понятие и цели уголовного
наказания.
Пределы
допустимой самообороны.
Виды наказаний.
15
16
Необходимая оборона
и крайняя
необходимость. Основания привлечения и
освобождения от уголовной ответственности.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
1
1
Конспектирование,
выполнение тестов
17
Итоговое занятие
1
Всего 17 часов
17
10
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Презентация
учащимися.
проектов
1
7
Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, обеспечивающих успешную самореализацию
личности в правовом государстве и гражданском обществе. В этом направлении приоритетами для
элективного курса являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия),
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности:
на поиск
и извлечение нужной информации по заданной теме в
нормативных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование
компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов
познавательной и практической деятельности (проектов гражданскоправовых договоров,
исковых заявлений и т. д.)
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками средней школы
осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.