Данный элективный курс позволяет восполнить пропущенный или забытый материал. При-чём все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что позволяет учащимся включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на индивидуальных консультаци-ях).Элективный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
«ШКОЛАИНТЕРНАТ Г.КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА «ДАРОВАНИЕ»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор школыинтерната Зам. директора по УР на заседании МО Протокол № 1
__________ Н.А.Толстова ________ О.В.Толстова Рук. МО ________ Мучкина С.А.
«30» августа 2018 года «29» августа 2018 года «28» августа 2018 года
Программа
элективного курса по русскому языку
для обучающихся 11 класса
«Исключительный русский»
Составила: Мучкина С.А.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категорияКозьмодемьянск
2018
Пояснительная записка
1.Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Исключительный русский»
(Подготовка к ЕГЭ) для 11 класса составлена на основе программы «Русский язык» под
редакцией А. И Власенкова, Л. М. Рыбченковой – М: Просвещение, 2009, утвержденной
Министерством образования и науки РФ. Программа определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
русского языка.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает элективные занятия в 11 классе 1 час в неделю, что составляет 35
часов в год.
2.Цель элективного курса
Подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ
Обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе
приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально
трудового выбора, личностного развития
Задачи курса:
1) обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка за курс
510 классов;
2) закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
3) сформировать умения правильно работать с тестами;
4) активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи;
5) формировать навыки работы над сочинением
6) учить писать сочинения по тексту;
7) практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной
итоговой аттестации.
3.Общая характеристика элективного курса
Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательнопрактическую
направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и
речевые умения.
Элективный курс
обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
как средство познания действительности
Данный элективный курс позволяет восполнить пропущенный или забытый материал. Причём
все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что позволяет учащимся
включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на индивидуальных
консультациях).Элективный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5
11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися,
закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на
подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ.На элективных занятиях предполагается уделять большое
внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа
предложенного текста.Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира. Этому будут способствовать занятия элективного курса.
4. Описание места элективного курса
Элективный курс русского языка рассчитан на 35 часов. В 11 м классе на изучение курса
отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель. Из них на проведение контрольных работ – 4 часа
5. Ценностные ориентиры содержания элективного курса
Элективный курс рассчитан на учащихся 11го класса общеобразовательной школы. Он
дополняет программу русского языка 510 классов, корректирует ее в соответствии с
требованиями и моделями заданий ЕГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о
языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.
Программа курса рассчитана на 35 часов, из них на развитие речи отводится 8 часов, на
систематизацию языковых знаний – 27 часов.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы
изучения русского языка, так и с заданиями контрольноизмерительных материалов ЕГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение
трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть
(выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и
коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки).
Учащиеся 11 классов недостаточно владеют как теоретическими знаниями, так и
практическими навыками, поэтому на занятиях предусмотрено повторение орфографии и
пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок:
грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ учащихся,
их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое
использование тестирования, изложения (подробного и сжатого) и сочинения.
6. Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного общего образования
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
Личностные результаты
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и
информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
Использование знаковосимволических средств представления информации.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,
анализа, организации и передачи информации.
Овладение логическими действиями сравнения,
обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
анализа,
синтеза,5.
6.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием
учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и
явлений, при создании собственного текста;
2. понимать и интерпретировать текст;
3. создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу
прочитанного текста;
4. аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Элективный курс «исключительный русский» (Подготовка к ЕГЭ) имеет практическую
направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Цели и задачи курса:
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для
сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
подготовить учеников к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ: (частьI );
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).
7.Содержание тем учебного курса
Основное содержание курса представлено следующими разделами:
Введение – 1ч
Задание 1й части 23 ч.
Подготовка к сочинению – 8ч
Комплексная подготовка к ЕГЭ 3ч8.Календарно тематическое планирование
Раздел
программы
1. Введение
2. Задания
первой части
Тема
Кол
.час.
Дата
П Ф
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией,
кодификатором и спецификацией ЕГЭ.
Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Задание 1. Главная информация текста
Задания 2. Средства связи предложений в тексте
Задания 3. Лексическое значение слова
Задания 4. Ударение в слове
Задания 5. Паронимы
Задания 5. Паронимы
Задания 7. Синтаксические нормы.
Нормы согласования. Нормы управления
Задания 8. Правописание корней
Задания 9. Правописание приставок
Задания 10. Правописание суффиксов (кроме Н/НН)
Задания 11. Правописание личных окончаний глаголов
и суффиксов причастий
Задания 12. Правописание НЕ и НИ
Задания 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Задание 14. Правописание Н, НН в разных частях речи
Задания 15. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
и в предложении с однородными членами
Задания 16. Пунктуация в предложениях с обособленными
членами
Задания 17. Пунктуация при словах и конструкциях,
не связанных с членами предложения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1Задания 18. Пунктуация в сложноподчиненном предложении
Задания 19. Пунктуация в сложных предложениях с разными
видами связи
Задание 20. Смысловая и композиционная целостность текста
Задания 21. Типы речи
Задания 22. Лексическое значение слова
Задания 23. Средства связи предложений в тексте
Задание 24. Средства выразительности
Постановка проблемы.
Виды комментария к проблеме
Выявление и формулировка авторской позиции.
Способы аргументации собственного мнения.
Композиция сочинения.
Практикум по написанию сочинения.
3. Подготовка
к сочинению
4.Комплексная
подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Коррекция
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
9. Планируемые результаты изучения элективного курса русского языка в 11 классе
Ученики должны иметь представление о структуре экзаменационной работы,
кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
1. сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному
минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
2. содержание заданий ЕГЭ;
уметь
1. применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и
явлений, при создании собственного текста;
2. оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
3. понимать и интерпретировать текст;
4. создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу
прочитанного текста;
5. аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
10.Учебномтодическое и материальнотехническое обеспечение
Наименование объектов и средств
материальнотехнического обеспечения
Примечание
Программа по русскому языку для 1011
классов Общеобразовательных учреждений
под редакцией А.И.Власенкова,
Л.М.
Рыбченковой, 2013
Учебники
Русский
1011класс,
под.редА.И.Власенков,,Л.М.Рыбченкова.
М.: Просвещение, 2012 г.
Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку:
рабочая тетрадь, 1011 классы / авт.
сост. М.М. КазбекКазиева. – 2е изд.,
язык
В программе определены цели и задачи курса
«Русский язык», основное содержание курса,
рассмотрены подходы к структурированию
материала.
В учебнике представлен материал,
соответствующий программе и позволяющий
сформировать систему знаний, необходимых
для продолжения изучения математики ( или
другого предмета, указать), представлена
система учебных задач (заданий) на отработку
УУД, на развитие логического мышления, и т.п.
Рабочие тетради сориентированы на
вычленение и тщательную отработку
наиболее
элементов
содержания учебника. В них содержатся
задания, которые обучающиеся должны
выполнить в течение учебного года.
существенных
тесты
содержат
Пособия
для
самостоятельных и проверочных работ с
учетом уровня
Тесты
обеспечивают итоговую самопроверку знаний
по всем изученным темам.
сложности.
карточки
темам курса,
В методических пособиях представлены
поурочные разработки по курсу «Русский
язык». В пособии даны разъяснения к
приведены
трудным
инструктивные
для
самостоятельной работы, примерные вопросы
для проведения бесед. Определен объем
домашней работы с указанием заданий.
В пособии представлены разработки уроков и
методические рекомендации к ним.
Раскрываются методические
приемы,
обеспечивающие развитие умений принимать
учебные цели, следовать им, действовать по
плану, контролировать процесс и оценивать
результаты своей деятельности.
в
Таблицы построены
контексте
методической системы учебника. Имеют
следующие назначения:
информационнообобщающие;
проблемноаналитические;
информационносправочные и другие.
переработ. М.: ВАКО, 2015.
Рабочие тетради
Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ
Материалы сайта ФИПИ.
http://www.fipi.ru/
Проверочные работы
Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. Русский
язык.
Государственная итоговая
аттестация (в новой форме) Практикум
11 класс. (один на парту).
* ЕГЭ2015 . Русский язык: сборник
экзаменационных заданий. Федеральный
банк экзаменационных материалов/ ФИПИ
авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И.
Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров,
Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова,
Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2015.
Методические пособия
Н.А.Сенина Русский язык подготовка к
ЕГЭ2016 Ростов –на Дону: Легион, 2015
Поурочные разработки
Егорова Н.В. Поурочные разработки
по русскому языку 11 класс, М.:
ВАКО,2013
Демонстрационные материалы
Памятки (папки) по русскому языку
Памятки (папки) «Подготовка к ЕГЭ»
Орфографический словарь, под.ред.
Баранова
произношение,
Орфоэпический словарь русского
языка:
ударение,
грамматические формы / Под ред. Р.
И. Аванесова. — М., 1988.
Ожегов С. И. Словарь русского
языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред.
проф. Л. И. Скворцова. — 24е изд.,
испр.. — М.:
Образование, 2007.
Оникс,
Мир и
Компьютерные
коммуникативные средства
и информационно
Презентации к урокам – 30
Технические средства обучения
Компьютер
проектор
Электронные приложения дополняют и
обогащают материал учебника
мультимедийными объектами,
видеоматериалами, справочной
информацией, проверочными тестами разных
уровней сложности.