Программа элективного курса "Познай себя"
Оценка 4.7

Программа элективного курса "Познай себя"

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
психологическая работа +1
9 кл
10.02.2019
Программа элективного курса "Познай себя"
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Цели программы. 1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб. 2. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда. 3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Программа составлена для учащихся 15-16 лет, т.к. в этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различия, определять причину и следствие. Они охотно откликаются на возможность узнать что-то новое о себе, своём характере, поговорить о своих проблемах. Огромное влияние на старших подростков оказывают такие киты воспитания, как семья, средства массовой информации, ближайшее окружение сверстников, поэтому необходимо научить подростков ориентироваться в современном мире, осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни. Планируемые результаты освоения курса: Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как: • Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка. • Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни. • Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.
эл.курс .doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №73» Рабочая программа элективного курса   Познай себя в 9 классах на 2018­2019 учебный год Составитель: Журавлева Марина Юрьевна,  Пеадагог­психолог, высшая категория Ижевск 2018 Пояснительная записка Ориентация   на   профессиональный   труд   и   выбор   своего   профессионального   будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно­воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей  учащихся к труду. Актуальность курса определяется значимостью   формирования   у   школьников   профессионального   самосознания   и   осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор   профессии»   стоит   планирование,   проектирование,   обдумывание   профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Проблема   подготовки   подрастающих   поколений   к   труду   —   извечная   проблема человеческого   общества.   Однако   в   различных   общественно­экономических   формациях   она решалась  по­разному, каждый раз наполняясь новым содержанием  и обретая новые  формы реализации на практике. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных,   и   в   этом   смысле   судьбоносным,   так   как   задаёт   «тон»   всему   дальнейшему профессиональному пути. Цели программы. 1.   Актуализировать   процесс   профессионального   самоопределения   учащихся   за   счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб. 2.   Сформировать   готовность   учащихся   к   обоснованному   выбору   профессии,   карьеры, жизненного   пути   с   учетом   своих   способностей,   возможностей   и   полученных   знаний   по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда. 3.   Развить   у   учащихся   способности   к   профессиональной   адаптации   в   современных социально­экономических условиях.  Задачи программы. Образовательные задачи: 1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере. 2. Формирование   знаний   по   основам   экономики,   представлений   о   хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. 3. Формирование   знаний   о   системе   учреждений   начального,   среднего   и   высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы. Воспитательные задачи. 1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор будущей профессии с учётом рынка труда и собственных профессиональных возможностей. 2. Приобретение   практического   опыта,   соответствующего   интересам,   склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения. 3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города. Развивающие задачи. 1.   Развитие   потребности   в   трудовой   деятельности,   самовоспитании,   саморазвитии   и самореализации. 2.   Формирование   положительного   отношения   к   себе,   уверенности   в   своих   силах применительно к реализации себя в будущей профессии. 3. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений. Эффективность реализации программы.  Повысить   компетентность   учащихся   о   мире   профессий,   через   активизацию   их познавательной деятельности в поисках «своей» профессии;  Скорректировать   личностные   особенности   старшеклассников   и   оказать   им   помощь   в правильном выборе профессии. Программа составлена для учащихся 15­16 лет, т.к. в этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные  ситуации, находить сходство и различия, определять причину  и  следствие. Они охотно откликаются на возможность узнать что­то новое о себе, своём характере, поговорить о своих   проблемах.  Огромное   влияние   на   старших   подростков   оказывают   такие   киты воспитания,   как  семья,   средства  массовой  информации,  ближайшее   окружение   сверстников, поэтому   необходимо   научить   подростков   ориентироваться   в   современном   мире,   осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни. Как известно, жизненное важными потребностями для подростка являются самопознание, взаимопонимание со сверстниками, уважение и признание в значимом кругу друзей, признание чувства взрослости. Данные занятия помогут подростку удовлетворить эти значимые для него потребности, осознать себя личностью, способной к совершенствованию, разбираться в себе, в своих потребностях, черты своего характера. Предполагаются   теоретические   и   практические   занятия.   Занятия   проводятся   в   форме лекций, дискуссий, семинаров, сообщений учащихся по разной проблематике. Практические занятия – в основном в групповой форме. Предполагается также проведение ролевых игр и упражнений,  опросов,  тестирования, тренингов, обсуждения  ситуаций,  новинок литературы, материалов СМИ, телепередач по теме курса. При этом используются методы объяснительно­ иллюстративный, репродуктивный, исследовательский и метод проблемного изложения.        Данная   программа   профессионального   определения   является   комплексной   по содержанию,   т.   к.   её   осуществление   связано   с   применением   различных   методов профориентационной работы:  Элементы профинформирования во время школьных и внеклассных занятий;  Профдиагностика;  Помощь в изучении и использовании своих личных особенностей;  Проблемно­игровые ситуации;  Беседы;  Экскурсии;  Игры;  Беседы;  Консультации. Основные принципы работы: 1.  Принцип   активности   участников   группы:   в   ходе   занятий   учащиеся   постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д. 2. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания. 3. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур. Объем   курса:   17   часов   для   учащихся   9   классов   (1   час   в   неделю   на   протяжении   1 полугодия). Планируемые результаты освоения курса:  Результатом   обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:  Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.  Толерантность,   эмоциональная   устойчивость,   эмпатия,   доброжелательное   отношение   к многообразию жизни.  Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения. Учащиеся должны знать:  значение   профессионального   самоопределения,   требования   к   составлению   личного профессионального плана;  правила выбора профессии;  определение профессии и профессиональной деятельности;  понятие   об   интересах,   мотивах   и   ценностях   профессионального   труда,   а   также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;  понятие   темперамента,   ведущих   отношениях   личности,   эмоционально­волевой   сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;  значение творческого потенциала человека, карьеры;  требования современного общества к профессиональной деятельности человека;  понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;  возможности получения образования по избранному профилю;  перспективы,   психологические   основы   принятия   решения   в   целом   и   выбора   профиля обучения в частности. Учащиеся должны уметь:  находить   выход   из   проблемной   ситуации,   связанной   с   выбором   профиля   и   пути продолжения образования;  объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;  ставить цели и планировать действия для их достижения;  выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;  использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;  анализировать   профессиограммы,   информацию   о   профессиях   (по   общим   признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;  пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. № заня тия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема занятия Количе ство часов Содержание занятия Вводное занятие «Я­ человек и  личность» Психологические основы  выбора профессии К чему мы стремимся в жизни. Наступает время выбора На пути к счастью Как я сам себя оцениваю и как  меня оценивают  другие. Черты характера и  профессиональный выбор Темперамент и профессии Профдиагностика Как управлять собой. Основы общения Способности и  профессиональный выбор Рейтинг профессий.  Особенности современного  молодежного рынка труда Новые профессии нашего  времени На   пути   к   профессиональной сфере Самооценка   и   уровень притязаний личности Итоговое занятие. Выбор  ХХI века. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Общее количество часов 17 Понятие «личность», «выбор профессии», формула профессии. Важность выбора профессии в жизни человека.  Особенности своей личности. Факторы и мотивы выбора будущей профессии.  Понятия «мотив», «мотивация», «личный профессиональный план». Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Классификация профессий. Смысл и цель  жизни человека. Мотивационная сфера личности.  Понятия «самооценка».  Мир профессий. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Познавательные процессы и способности личности. Понятия «типы нервной системы», «типы темперамента», «характер».  Ведущий тип темперамент. Ведущий тип нервной системы.  Выбор будущей профессии. Понятия «психика», «сознание», «сила воли». Внутренний мир человека и его особенности.  Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.  Общение. Деловое общение. Признаки делового общения.  Понятие «способности», их виды. Понятие «карьеры», «должность», виды карьеры.   Склонности, интересы и мотивы. Профессионально важные качества. Новые профессии на рынке труда. Рекомендации при выборе профессии.  Жизненные цели и ценности. Личностный рост. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.  Мотивационные факторы выбора профессии. Профпригодность. Построение личного профессионального плана. Востребованные профессии, редкие профессии, новые профессии на рынке труда. Система отслеживания планируемых результатов. При   оценивании   достижений  обучающихся,   завершающих   освоение   программы   элективного курса выставляется зачет/не зачет. Специфика материала курса и методика его преподавания требуют   особых   форм   оценивания   результатов   работы   учащихся.   Итоговая   оценка   будет выставлена по результатам творческой работы, выполненной школьниками по изученным темам с аргументированным обоснованием своего выбора, а также работы на практических занятиях. Литература для педагогов:   Профориентация   старшеклассников: 1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005. 2. Найди себя / Г.К. Селевко, Н.И. Бабурина, О.Г. Левина..–М.: Народное образование, 2010.– (Профессиональная библиотека учителя. Серия: Самосовершенствование личности). 3. Организация   профориентационной   работы   с   учащимися   старших   классов общеобразовательных учреждений. Методические ­ Челябинск., 2009. 4. Павлова   Т.Л. профессиональной зрелости. –М.: ТЦ Сфера, 2010. 5. Профориентационные игры из приложения к УТ “Школьный психолог” – Москва, 2012. 6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры. Упражнения, опросники (8­11 классы). – М.: ВАКО, 2005. 7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1.–М.: Владос, 2001. 8. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9­ 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под науч. ред. Л.А.Обуховой. –М.:ВАКО, 2005. 9. Черняховская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд­во ВЛАДОС­ПРЕСС, 2005.   Диагностика   и   развитие Литература для обучающихся: Зуева   Ф.А.   Основы   профессионального   самоопределения.   Предпрофильная   подготовка: 1. Учебное пособие для учащихся 9 кл. – 2­е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2008. 2. Грецов А.Г., Бедарева Т.А. «100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для саршеклассников и студентов»». – Питер. ­ Санкт­Петербург ­ 2009 г. – 272 с. 3. Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8­9 классов.– Москва, 2010. 4. Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Дидактические материалы к курсу “Твоя профессиональная карьера”.– Москва, 2012. 5. Энциклопедия для детей «Выбор профессии»/глав.ред. Е.Ананьева. – М.: Мир энциклопедий «Аванта+», Астрель, 2009 г. – 428 с.   Интернет источники: 1. www.rabotka.ru (справочник профессий). 2. azps.ru (профориентационные тесты). 4. www.psiholognew.com 5. www.mubiblioteka.ru 6. www.vashpsixolog.ru

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"

Программа элективного курса "Познай себя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2019