Программа элективного курса "Преступление и наказание"
Оценка 5

Программа элективного курса "Преступление и наказание"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
обществознание +1
8 кл—9 кл
23.02.2018
Программа элективного курса "Преступление и наказание"
Программа элективного курса "Преступление и наказание" (8–9-е классы) Формирование гражданского общества - важный современный государственный процесс, предъявляющий особые требования к гражданину. Одно из них - высокая правовая культура, которая немыслима без знания норм права, их соблюдения и умелого применения. В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж профессиональной юридической деятельности. Общество с трудом, но преодолевает правовой нигилизм, скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше утверждается идея установления и поддержания режима законности. В этих условиях особенно актуальной становится задача формирования устойчивой мотивации подростка на познание норм права, что поможет ему в дальнейшем в социализации, формировании гражданской позиции, в самоопределении, в выборе профессии. Многообразие отраслей права говорит о сложности процесса усвоения правовых норм. Предлагаемый курс в качестве предмета изучения берет уголовное право, точнее те его составляющие, которые касаются несовершеннолетних и помогут им отличать самое опасное правонарушение - преступление.
Программа элективного курса 8-9.doc
Программа элективного курса "Преступление и наказание" (8–9­е классы) Формирование гражданского общества ­ важный современный государственный процесс,  предъявляющий особые требования к гражданину. Одно из них ­ высокая правовая культура, которая  немыслима без знания норм права, их соблюдения и умелого применения. В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж  профессиональной юридической деятельности. Общество с трудом, но преодолевает правовой  нигилизм, скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше утверждается идея  установления и поддержания режима законности. В этих условиях особенно актуальной становится  задача формирования устойчивой мотивации подростка на познание норм права, что поможет ему в  дальнейшем в социализации, формировании гражданской позиции, в самоопределении, в выборе  профессии. Многообразие отраслей права говорит о сложности процесса усвоения правовых норм.  Предлагаемый курс в качестве предмета изучения берет уголовное право, точнее те его  составляющие, которые касаются несовершеннолетних и помогут им отличать самое опасное  правонарушение ­ преступление. Программа элективного курса "Преступление и наказание" предназначена для учащихся 8­9 классов и рассчитана на 18 часов. Цель курса: активизировать познавательный интерес и содействовать правовому воспитанию  личности, формированию устойчивой потребности в правомерном поведении, расширение и  углубление правовых знаний через изучение отдельных положений уголовного права.  Задачи курса:  информировать обучающихся об особенностях уголовного права, его принципах и основных  функциях;  ознакомить со структурой УК РФ;  раскрыть важнейшие положения уголовного права.  способствовать формированию понятия о преступлении и наказании, о субъектах уголовных  правоотношений;  информировать о состоянии преступности в современной России, акцентируя внимание на  подростковой преступности, ее особенностях и причинах;  развивать способность оценки правовой ситуации;  содействовать формированию собственной позиции на основе правовых ценностей общества;  стимулировать развитие коммуникативных способностей;      формировать представление об обстоятельствах, влияющих на взаимосвязь преступления и  наказания, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних,  способствовать воспитанию таких качеств как ответственность, уважение к закону, чувство  долга;  способствовать формированию активной гражданской позиции и профессиональному  самоопределению;  повышать межличностную активность, актуализировать потребность в саморазвитии;          Отбор содержания материала осуществлялся на основе доступности, оптимальности объема,  реальности усвоения, системности, объективности и целостности. Программа предоставляет возможность подробнее остановиться на рассмотрении практических  ситуаций актуальных для подростков, через метод исследований и дискуссий. С этой целью в  содержании программы предусмотрены семинары и практикумы с опережающими заданиями. Данный курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения  обществознания, права и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей. Его  содержание предполагает аналитическую работу с документами (законами); с информацией от  респондентов. Каждая тема включает в себя как индивидуальную, так и коллективную работу. Во  избежание чисто информационной направленности курса обучающимся регулярно предлагаются  задания и вопросы, с помощью которых можно оценить уровень сформированности знаний и умений.  К таким заданиям относятся ранжированные тесты, анализ судебных дел, решение и составление  правовых задач, написание эссе, проведение социологического опроса по проблеме и т. д. Предполагаемые результаты. Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся:            устойчивого познавательного интереса к правоведению, стремления к творчеству;  умения выделять основные признаки преступления, квалифицировать их, раскрыть содержание проблем отрасли в современной России;  умений сравнивать обстоятельства преступления в различных ситуациях, выделять  закономерности событий, определять сходство и различия в истории преступных деяний;  умения давать самостоятельную оценку;  умения определять состав преступления;  умения оперировать изученными положениями УК РФ;  умения проводить социологический опрос, анализировать полученную информацию, обобщать  и делать выводы;  умения анализировать юридические источники;  умения определять функции представителей юридических профессий;  умения прогнозировать результат противоправного поведения несовершеннолетних;  умения дискутировать, отстаивать свои взгляды.  Методы и формы занятий. Ведущее место в преподавании настоящего курса отводится методам проблемного изложения,  частично­поисковым и исследовательским. Данный выбор определяется необходимостью  формирования умений самостоятельной поисковой деятельности, осознания себя активным  субъектом правоотношений. Учебно­тематический план составлен так, чтобы по мере углубления в содержание курса на первое  место выходили такие формы занятий как практикумы (работ с законами, итогами социологических  исследований, решение проблемных задач, материалами судебного дела). В зависимости от качества  совместной работы учителя и обучающихся можно спланировать итоговое занятие как форум юных  знатоков уголовного права, где каждый защищает реферат (эссе) по выбранной проблематике, либо  небольшую проектную работу, в которой обобщены все полученные знания и составлены правовые  задачи к разным темам. Также итоговое занятие может быть организовано как деловая игра  участников судопроизводства для рефлексии осознания профориентации учащихся. Кроме вышеизложенной работы, текущий и итоговый контроль за уровнем достижений учащихся  планируется осуществлять через тесты, ранжированные по степени сложности и объектам проверки  усвоенного. Тема 1. Уголовное право (5ч) Уголовное право ­ одна из важнейших отраслей права, призванная обеспечивать законность и  правопорядок. Профилактическая функция уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) ­ источник уголовного права. Задачи УК РФ. "Закон обратной силы не  имеет". Преступление ­ виновно совершенное общественно опасное деяние. Признаки преступления. Состав  преступления. Девиантное поведение. Классификация преступлений. Преступность в современной России (семинар). В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: суть понятия "отрасль права", название главного сборника законов в уголовном праве,  категории и основные виды преступлений.   Уметь: определять признаки преступления, квалифицировать преступное деяние, называть  категорию преступления, выделять причины отклоняющегося поведения, обобщать  особенности преступного деяния, писать сочинение ­ рассуждение.  Тема 2. Уголовная ответственность (4ч) Обстоятельства, исключающие преступные деяния. Смягчение и отягощение вины. Наказание ­ мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Виды наказаний.  Нужна ли смертная казнь в России? (семинар ­ дискуссия) В результате изучения темы учащиеся должны:   Знать: суть понятий "наказание, уголовная ответственность, отягчение и смягчение вины",  виды наказаний.  Уметь: определять вид наказания, писать сочинение ­ рассуждение, аргументировать свое  мнение в дискуссии, определять в материалах уголовного дела обстоятельства, которые могут  изменить размер и вид наказания.  Тема 3. "Ловушки" для подростка (5ч) Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы, используемые преступниками для  вовлечения детей в преступную деятельность. Ответственность за это преступление. Наркомания ­ путь к социально­психологической деградации. Ответственность за распространение  наркотиков. Профилактика бродяжничества и попрошайничества ­ профилактика преступлений (семинар). Уголовная ответственность несовершеннолетних. Права задержанного совершеннолетнего. Допрос.  Личный досмотр. Протокол задержания. Следствие ведут знатоки (практикум).  В результате изучения темы учащиеся должны   Знать: особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.   Уметь: оценивать степень опасности различных ситуаций для подростка, выделять причины  отклоняющегося поведения, обобщать обстоятельства участия в преступной деятельности,  решать правовые задачи.  Тема 4. Юридические профессии в уголовном праве. (3ч) Зачем необходимо изучать закон. Суды РФ. Мир юридических профессий (защита рефератов). Кем быть легче прокурором или адвокатом? (семинар ­ дискуссия) В результате изучения темы учащиеся должны   Знать: суть понятия "судебная власть", название главных судов РФ, юридические профессии.   Уметь: соотносить виды деятельности с определенной юридической профессией, обобщать  сведения, анализировать информацию.  Итоговое занятие (1ч) Учебно­тематический план № п/п Наименование тем курса Всего часов 1. Уголовное право 2. 3. Уголовная  ответственность "Ловушки" для  подростка 4. Юридические  профессии в  уголовном праве 5. Итоговое занятие 5 4 5 3 1 В том числе Форма контроля лекции практикумы семинары 4 2 3 1     1 1 1 1 1 1 1 1   Текущее тестирование,  эссе или решение  правовых задач Участие в семинаре,  тестирование или решение правовых задач Участие в семинаре,  тестирование, решение  правовых задач Защита реферата, решение (составление) правовых  задач Защита реферата, эссе,  участие в конкурсе  профессий или деловой  игре, составление  практических памяток с  заданиями, тестирование. Итого: 18 10 4 4   Список литературы  1. Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др. Основы правовых знаний. В 2кн.:  учебник для 8­9 классов. ­ М: РФПР, Московский городской фонд поддержки книгоиздания,  2002г.  2. Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др. Методическое пособие по курсу  "Основы правовых знаний": учебное пособие для 8­9 классов. ­ М: РФПР, Московский  городской фонд поддержки книгоиздания, 2002г.  3. Л.А.Морозова Основы государства и права. ­ М.: ООО "Издательство "Новая волна", 1999г.  4. А.Ф.Никитин Основы государства и права: Пособие для общеобразовательных учебных  заведений ­ М.: Дрофа, 2000г.  5. Настольная книга учителя обществознания: справочно­методическое пособие. Сост.  А.И.Тюляева. ­ М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003г.  6. Основы государства и права. Открытые уроки / составитель О.А. Бондаренко. ­ Волгоград:  Издательство "Учитель", 2002г.  7. Комментарий к Уголовному кодексу РФ  8. Уголовный кодекс РФ.  9. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. ­ М.: Владос, 2001г.  10. Никитин А.Ф. Юридический словарь.­ М.: ОЛМА ­ ПРЕСС Инвест, 2005г.  11. Смирнова Н.Н. Уголовное право. Учебник. ­ С.­ П., Литера, 2007г.

Программа элективного курса "Преступление и наказание"

Программа элективного курса "Преступление и наказание"

Программа элективного курса "Преступление и наказание"

Программа элективного курса "Преступление и наказание"

Программа элективного курса "Преступление и наказание"

Программа элективного курса "Преступление и наказание"

Программа элективного курса "Преступление и наказание"

Программа элективного курса "Преступление и наказание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018