Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык
9 кл
25.02.2018
Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)
Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" предназначен для учащихся 9 класса. Цель курса: Формирование коммуникативной компетенции (системы коммуникативных умений и навыков) обучающихся через осознанный выбор языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. Задачи курса: 1) развивать навыки владения речью, её коммуникативными качествами, такими, как правильность, точность, выразительность, образность, тем самым обеспечить свободное общение в учебной, трудовой и будущей профессиональной деятельности; 2) развивать речемыслительные умения обучающихся, эффективно организовать процесс обобщения, систематизации и углубления материала по текстоведению с элементами опережения, дифференцированного подхода; 3) развивать и совершенствовать навыки самоконтроля, потребности обучающихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления; 4) развивать навыки использования правил речевого этикета; 5) умение использовать Интернет- ресурсы; создавать презентации.Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" предназначен для учащихся 9 класса. Цель курса: Формирование коммуникативной компетенции (системы коммуникативных умений и навыков) обучающихся через осознанный выбор языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.
9 кл. элективн. курс. Текст как средство.doc
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДОУКОВСКОГО  ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» ( МАОУ «СОШ №2»)   ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА «Текст как средство повышения культуры речи»                1 г. Заводоуковск, 2018 Пояснительная записка. Настоящая программа под редакцией доктора педагогических наук, профессора ,  заведующей лабораторией обучения русскому (родному) языку Института содержания и  методов обучения (ИСМО) Российской академии наук (РАО) С.И. Львовой предназначена  для изучения элективного курса " Текст как средство повышения культуры речи" в 8­9  классах средних общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки и  рассчитана на 68 часов классных занятий (8 класс­34 часа; 9 класс­ 34 часа)             Данная программа составлена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 34 часа  классных занятий.            Элективный курс " Текст как средство повышения культуры речи " разработан с  учетом индивидуальных интересов обучающихся, желающих совершенствовать основные  виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи,  направлен на развитие  способности осознанно воспринимать  звучащую речь (умение слушать) и печатное слово  (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и  письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и  писать).  Содержание программы построено таким образом, что обеспечивает связь  содержания изучаемого теоретического материала с практическими умениями и навыками  обучающихся.              Немаловажное значение имеет настоящий курс в выборе дальнейшей  образовательной деятельности, в выборе профессии, связанной с умением свободно  пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно­ речевых условиях.            На занятиях курса уделяется должное внимание формированию системы  коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами  эффективного общения, что актуально в современном обществе и является одним из  критериев профессионализма в любой области.  Формируется готовность к речевому  взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами  общения  через текст; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах  общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать,  классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая  языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые  ошибки, недочёты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды  языковых норм. Данный курс помогает научиться работать с текстом: понимать назначение разных видов текстов, читать и понимать смысл прочитанного,  выражать информацию в  виде кратких записей, формулировать проблему, выстраивать систему аргументов,  создавать собственный текст. Это увлекательный, но одновременно и сложный путь.  Однако его преодоление станет одной из ступенек к успешной сдаче экзамена­ выполнению творческого задания (написанию сочинения­ рассуждения), а в дальнейшем к  совершенствованию знаний в области текста и приобретению новых. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому  использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда   творческих, практических , тестовых   работ, которые проводятся  в соответствии с  2 разработанным планированием и Программой элективного курса «Текст как средство  повышения культуры речи» под редакцией доктора педагогических наук, профессора ,  заведующей лабораторией обучения русскому (родному) языку Института содержания и  методов обучения (ИСМО) Российской академии наук (РАО) С.И. Львовой.             Элективный курс является "надпредметным", расширяет базовый курс  русского  языка,    что дает возможность обучающимся обращаться к Интернет­ресурсам, к разным  видам лингвистических словарей, к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.   Содержание курса обуславливает необходимость использования различных форм и  методов обучения: проектной  деятельности, семинарских занятий, ролевых игр,  поисковых бесед,  подготовки и обсуждения докладов.             Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся предусмотрена встреча с  библиотекарем, презентация «Словари 21 века», работа со словарями, справочной  литературой, Интернет­ ресурсами.            В работе с данным содержанием  используются следующие виды деятельности:  работа с текстами разных стилей, типов и жанров, составление таблиц, схем, иллюстраций,  подготовка презентаций, сообщений, докладов, тестов, устных рассказов. Предложенная  система заданий совершенствует у обучающихся прочные и осознанные навыки написания  сочинения­ рассуждения, развивает их творческое мышление, интеллектуальные  способности, культуру речи, связанные с чтением, анализом текста и созданием  собственного письменного высказывания.  Данный курс направлен на совершенствование  указанных умений. В центре внимания оказывается текст как средство повышения  культуры речи обучающихся. Языковые анализируемые средства рассматриваются с точки  зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется  формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в  разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как  правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей  родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм. Цель курса:  Формирование коммуникативной компетенции (системы коммуникативных умений и  навыков)  обучающихся через осознанный выбор языковых средств  для достижения  коммуникативного совершенства речевого высказывания. Задачи курса: 1) развивать навыки владения речью, её коммуникативными качествами, такими, как  правильность, точность, выразительность, образность, тем самым обеспечить  свободное общение в учебной, трудовой и будущей профессиональной  деятельности; 2) развивать речемыслительные умения обучающихся, эффективно организовать  процесс обобщения, систематизации и углубления материала по текстоведению с  элементами опережения, дифференцированного подхода; 3) развивать и совершенствовать навыки самоконтроля, потребности обучающихся  обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной  3 справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с  употреблением в речи того или иного языкового явления; 4) развивать навыки использования правил речевого этикета; 1) умение использовать Интернет­ ресурсы; создавать презентации. На занятиях элективного курса запланирована  встреча с библиотекарем. Литература: Основная: 1. С.И. Львова. Программа «Культура речи».­ М., 2007. 2. С.И. Львова. «Позвольте пригласить Вас…», или Речевой этикет.­ М., 2004. 3. С.И. Львова. Язык и речь: Учебное пособие для 8­9 классов.­ М.,2004. 4. С.И. Львова. Язык и речь: Книга для учителя. 8­9 класс.­ М., 2004. 5. И.Г. Милославский. Культура речи и русская грамматика. – М., 2005. 6. И.П. Цыбулько, С. И. Львова.  Русский язык. Эффективная подготовка.­ М.,  2004. 7. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. ­ М.:       ACADEMIA, 2003 Дополнительная: 1. Л.И. Дмитриев, Л.Н. Клокова, В.В. Павлова. Словарь языка жестов.­ М.,2003. 2. В.В. Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка.­ М., 2004. 3. С.И. Львова. Краткий орфографический словарь с этимологическими  комментариями.­ М.,2004. 4. Л.И. Скворцов. Культура русской речи. Словарь­ справочник. – М., 2005. 5. Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. Промежуточная аттестация. Русский язык. Сочинение­  рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу: рабочая тетрадь по русскому  языку. 8­9 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2010. Примерное тематическое планирование курса (объем 34 ч.) №  п/п 1­ 2. Дата Тема проведе ния Язык как средство общения.   Нормативный аспект культуры речи (27  часов) Теоретические знания:  Правильность речи. Правильность речи в  Форма проведения Кол­во часов Лекция с элементами  беседы. 2ч.(1ч.­  теория; 1ч.­  практикум). 4 тексте как соответствие её нормам  современного русского литературного языка. Практикум.  Составление рассуждения на основе  выдвижения гипотез по теме «Зачем  человеку нужен текст и культура создания  текста» Практикум. Деловая игра  «Ситуации, в которых используется текст»  (презентация  речевых умений­ монолог). 3­ 4­ 5­ 6­ 7. Контроль. Сочинение­ рассуждение на тему «Человек  в жизни окружён текстами». Орфоэпические (произносительные и  акцентологические) нормы (5 часов) Теоретические знания: Роль орфоэпии в устном общении. Основные  нормы современного литературного  произношения: произношение безударных  гласных звуков, некоторых согласных,  сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических  форм. Особенности произношения  иноязычных слов, а также русских имён и  отчеств. Нормы ударения в современном русском  языке. Допустимые варианты произношения  и ударения. Лекция с элементами  беседы. Всего­5ч. (3 ч.­ теория; 2ч.­  практикум). Практикум.  Написание текстов разных жанров, в которых используется текст (деловые бумаги:  заявление, объяснительная, докладная и т.п.  (умение правильно произносить  использованные клише) и неделовых (письмо  другу, подруге, маме и т.п.; дневниковые  записи.); также статьи, отзыва на  Практикум. Создание текстов. Ролевая игра. 5 прочитанную книгу и т.д. Разыгрывание типичных речевых ситуаций: ­ Поездка за границу (диалог с иностранцем с использованием заимствованных слов ­ Учитель и ученик на перемене, на уроке. ­ Разговор по душам с … ­ Ученик и директор, завуч. ­ Продавец и покупатель. Контроль. Презентация ситуации общения с  использованием Интернет­ресурсов. Сочинение на тему «Культура речи как  показатель культуры человека», «Интернет в нашей жизни», «Выбор жизненного пути­ очень важное  дело» Просмотр  презентаций с  использованием  компьютерных  технологий. Лекция с элементами  беседы. 3ч. (2ч.­ теория; 1ч.­  практикум). 8­ 9­ 10 Теоретические знания: Лексические нормы. (3 часа) Употребление слова в строгом соответствии  с его лексическим значением­ важное  условие речевого общения. Выбор из  синонимического ряда нужного слова с  учётом его значения  и стилистических  свойств. Молодёжный сленг (крутой, клёвый и т.п.) и  отношение к нему. Практикум. Анализ лексических норм на основе статей  газеты «Заводоуковские вести». Анализ статей газеты  «Заводоуковские  вести». 6 11­ 12­ 13­ 14­ 15­ 16 6ч.(теория­ 4ч.;  практикум­2  ч.) Контроль. Написание текста на тему «Сленг в нашей  жизни. Его место в речевой культуре  общества» Написание статьи в газету «Заводоуковские  вести» с учётом мотива, цели общения с  читателями, предмета речи, аудитории. Теоретические знания: Грамматические нормы. (6 часов) Лекция с элементами  беседы. Нормативное употребление форм слова.  Нормативное построение словосочетаний по  типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в  составе словосочетаний. Правильное  построение предложений. Нормативное  согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с  обособленными членами, а также  сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их  стилистические и смысловые различия. Практикум. Ролевая игра «Я журналист». Контроль. Интервью с… Практическая работа с текстами разных  жанров (отзыв, статья, аннотация, очерк, эссе и т.д.) Их анализ с точки зрения  грамматических норм. Ролевая игра «Я  журналист». 17­ 18­ 19 Теоретические знания: Интонационные нормы. (3 часа) Основные элементы интонации: логическое  Лекция с элементами  беседы. 3ч.(1ч.­  теория; 2ч.­  7 практикум). Ролевые игры с  употреблением  этикетных формул. Конкурс ораторского  искусства. ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи.  Смыслоразличительная роль каждого  элемента интонации. Роль интонации в  передаче смысла речи и подтекста.  Этикетная функция интонации в речевом  общении Практикум. Разыгрывание речевых ситуаций с  употреблением этикетных формул  обращения, приветствия, прощания,  извинения, просьбы, благодарности,  поздравления, приглашения и др. Конкурс ораторского искусства. Доклады, приветственное слово, сообщения  и т.д. с презентацией на темы «Роль заглавия  в тексте», «Дороги, которые мы выбираем»,  «Всё беззащитнее душа в тисках  расчётливого мира» (А. Передреев), «Ода  честной жизни», «Живая душа народа»,  «Летопись в камне»  Контроль. Тексты для конкурса ораторского искусства. Составление и разыгрывание диалога с  употреблением этикетных формул. 20­ 21­ 22 Орфографические нормы. (3 часа) Теоретические знания: Разделы русской орфографии и основные  принципы написания: 1) правописание  морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные  написания; 3) употребление прописных и  строчных букв; 4) правила переноса слов; Лекция с элементами  беседы. 3ч. (1ч.­ теория;  2ч.­ практикум) 8 5)правила графического сокращения слов. Практикум. Выступление перед аудиторией на тему,  выбранную обучающимся самостоятельно.   Составление презентации по теме «Роль  орфографии в жизни человека», «Великое  богатство­ слово», «Языковые средства, их  роль в тексте» Рассуждение в публицистическом стиле по  теме «Друг и приятель», «Краткость­ сестра  таланта» (А.П. Чехов) Контроль. Письменная монологическая речь.Тест. Защита устной речи. Презентация,  использование  компьютерных  технологий,  Интернет­ресурсов. Сочинение­ рассуждение 23­ 24­ 25­ 26­ 27 Теоретические знания: Пунктуационные нормы. (5 часов) Лекция с элементами  беседы. 5ч. (2ч.­  теория; 3ч.­  практикум). Принципы русской пунктуации. Разделы  русской пунктуации и система правил,  включённых в каждый из них: 1) знаки  препинания в конце предложений;  2) знаки препинания внутри простого  предложения; 3) знаки препинания между  частями сложного предложения; 4) знаки  препинания при передаче чужой речи; 5)  знаки препинания в связном тексте. Абзац  как пунктуационный знак, передающий  смысловое членение текста. Практикум. Семинарское занятие. Семинар. Защита устных рассказов. (Тема свободная,  на усмотрение обучающегося). Семинарское занятие. Семинар. 1ч. 1ч. 9 28­ 29­ 30­ 31­ 32­ 33­ 34 Защита сообщений, докладов на  литературную тему по художественному  произведению, по жизни и творчеству  писателя, поэта. Использование презентации. Диспут на литературную тему (по  творчеству Михаила Задорного). Дискуссия по творчеству Михаила  Жванецкого. Контроль. Устные рассказы, сообщения, доклады,  презентации. Теоретические знания: Этический аспект культуры речи  (7 часов) Речевой этикет как правила речевого  общения. Речевой этикет как компонент  культуры речи. Культура поведения,  культура речи и речевой этикет. Культура  диалога. Правила ведения речи для  говорящего и для слушателя. Языковые  средства выражения речевого этикеты:  речевые стереотипы, формулы вежливости.  Использование этикетных выражений для  установления контакта и поддержания  доброжелательности и взаимного уважения в  разных ситуациях речевого общения. Особенности речевого этикета в  официально­деловой, научной и  публицистической сферах общения. Основные речевые правила общения  посредством телефона, в том числе  мобильного. Особенности речевого этикета  при дистанционном общении (СМС­ сообщения, электронная почта, телефакс и  т.д.) Основные правила письменного  общения в виртуальных дискуссиях,  конференциях на тематических чатах  Диспут. Дискуссия. 1ч. Лекция с элементами  беседы. 7 часов (4ч.­  теория; 3  часа­  практикум) 10 Интернента. Виды коммуникативных неудач, вызванных  нарушением правил речевого этикета. Роль  невербальных средств (мимика, жесты,  телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция. Практикум. Работа с толковым словарём под редакцией  Ожегова, лексико­грамматическим словарём. Составление тестов по теме «Основные  нормы современного литературного  произношения». Орфоэпические словари и справочники;  работа с ними. Презентация «Словари 21 века». Практикум. Встреча с библиотекарем. Тема: «Ресурсы  и возможности школьной библиотеки». Работа со словарями, справочниками, анализ  словарных статей, орфоэпических норм. Контроль. Составление орфоэпического словарика. Контроль. Тест по теме «Основные требования к  содержанию и языковому оформлению  устного высказывания.» Работа со словарём,  анализ словарных  статей, норм  произношения. Составление тестов. Презентация  «Словари 21 века». Составление  словарной статьи. Работа со словарями,  справочниками.  Встреча с  библиотекарем. Составление  орфоэпического  словарика. Тест.       Итого: 34 часа, из них – лекций с элементами беседы­ 19 ; практикумов­15.              Программа «Текст как средство повышения культуры речи», составленная доктором  педагогических наук, профессором , заведующей лабораторией обучения русскому  11 (родному) языку Института содержания и методов обучения (ИСМО) Российской  академии наук (РАО) С.И. Львовой нацеливает на более углубленное изучение  возможностей русского языка точно и правильно передавать смысл устного или  письменного высказывания в разных ситуациях общения. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и  навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения.  Обучающиеся учатся осознанному выбору и организации языковых средств для  достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания.       При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области  орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые  средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического  использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного  и уместного использования языковых средств в разных ситуациях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность,  стилистическая уместность и выразительность.     Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: на развитие способности  осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение  читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и  письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и  писать).       Важное направление работы связано с развитием и совершенствованием навыков  самоконтроля, потребности обучающихся обращаться к разным видам лингвистических  словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы,  связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.       Формы организации работы обучающихся носят деятельностный характер, что  способствует эффективному речевому поведению, самоконтролю.      Программа рассчитана на 68 часов для обучающихся 8­9 классов; в 8 классе­34 часа;  в 9 классе ­34 часа.        8 класс рассматривает следующие темы: 1) Языковая норма и её виды (3 часа).; 2)  Культура речи­4ч.; 3) Коммуникативный аспект культуры речи ­ 28ч.        9 класс­ 1) Нормативный аспект культуры речи ­27 часов.2) Этический аспект  культуры речи – 7 часов. Метапредметные связи Курс имеет тесную связь со школьным курсом русского языка, литературы. 12 Форма отчетности: выступление  обучающихся перед аудиторией с докладами,  сообщениями, презентациями.        В процессе работы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: 1) навык владения речью, её коммуникативными качествами, такими, как  2) правильность, точность, выразительность, образность, тем самым обеспечить  свободное общение в учебной, трудовой и будущей профессиональной  деятельности;  навыки самоконтроля, потребность обучающихся обращаться к разным видам  лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для  определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного  языкового явления;  навык использования правил речевого этикета;  умение использовать Интернет­ ресурсы; создавать презентации. На занятиях элективного курса запланирована  встреча с библиотекарем. 3) 4) 13

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)

Программа элективного курса "Текст как средство повышения культуры речи" (9 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018