Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"
Оценка 4.9

Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
обществознание +1
9 кл—11 кл +1
08.03.2018
Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"
Пояснительная записка. “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” в качестве одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика. В соответствии с указанными целями составлен данный элективный курс. В основу программы положены новые подходы к изучению гуманитарных наук в числе которых: развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных при изучении разных предметов, формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира. Курс рассчитан на учащихся 9-х классов, занятия проводятся по 1 часу в неделю.
322.doc
Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке" Пояснительная записка. “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” в качестве одним из приоритетных  направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление  воспитательного потенциала и социально­гуманитарной направленности содержания образования, способствующего  утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика. В соответствии с указанными целями составлен данный элективный курс. В основу программы положены новые подходы к изучению гуманитарных наук в числе которых: развитие у учащихся  способностей к самостоятельному анализу событий, раскрытию причинно­следственных связей, обобщению фактов,  использованию знаний, полученных при изучении разных предметов, формирование у учащихся системы ценностей и  убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и  уважения к традициям и культуре народов России и мира. Курс рассчитан на учащихся 9­х классов, занятия проводятся по 1 часу в неделю. Основные цели курса: 1. С позиции актуальности для самих учащихся осмысление места и роли своего “Я” человека в поиске смысла  жизни. Жизненные цели и задачи. 2. Практическое применение знаний в повседневной жизни. Своё место в социуме. Для реализации намеченных целей выделяются следующие задачи: 1. Сформировать у учащихся целостное представление о сложном и многообразном мире человека, привлекая  современные данные психологии, философии, социологии, истории, культурологи. 2. Научить понимать себя, истолковывать собственные переживания и настроение, войти в мир собственный души и  духа. Заявленные темы курса предполагают активные методы преподавания: мини­лекции и семинары с элементами дискуссии,  создание эвристических ситуаций, проектная деятельность. В ходе изучения курса учащиеся должны знать:   представление о человеке и смысле его существования в разных эпохах и философских системах; научное и религиозное представление о человеке и смысле бытия уметь:;     характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления) их место и значение в жизни  человека и общества; осуществлять поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по теме из оригинальных,  неадаптированных текстов (философских, научных); сравнивать взгляды, выявляя общие черты и различия, сопоставлять различные подходы к изучаемым проблемам; участвовать в дискуссиях по предлагаемым проблемам;  формулировать на основе приобретённых социально­гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по  темам; оценивать различные суждения с точки зрения науки; подготавливать аннотацию, рецензию, творческую работу, устное выступление; применять полученные знания в процессе решении познавательных и практических задач;     использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  нравственной оценки своего повеления и поведения окружающих; для осуществления конструктивного  взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. Учебно­тематический план курса Тема теор ия практи ка 1ч. (2) 1ч.  (2) 1ч.  (2) 1ч.  (2) 1ч.  (2) 1ч.  (2) 1ч.  (2) 1ч.  (2) 1ч. (2) 1ч. (2) 1ч. (2)   1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1ч.   1ч. 1ч.   2 ч. 11(2 2)   6   Занят ия 1 2,3 4 5 6 7     Тема  1 Тема  2     Тема  3 Тема  4 Тема  5 Тема  6 Тема  7 Тема  8       Вводное. Культура мышления и философия. Человек в системе  философских знаний. Донаучное мышление. Мифология. Мифология и религия. Человек в  мифах. Зарождение науки. Типы наук изучающих человека, его  жизнедеятельность, внутренний мир. О начале философии Человека. Основные направления философской мысли. Человек и мир в  философии Древней Индии, Китая, Японии. Основные направления философской мысли о мире и человеке в  Древней Греции. Философия об уникальности человека. Кто я? Как я воспринимаю  других? Что я знаю? 8,9 Философия о вере человека, знаниях, идеалах, ценностях. 10 Философия о свободе и необходимости. Свобода и своеволие.  Свобода как ценность. 11,12 Любовь в философском понимании. Виды любви. Любовь и культура  человека. Религии мира о любви. 13,14 Страх и смерть в философском понимании. Мировые религии о  смерти и вечности. 15 Современный апокалипсис. Бессмертие? Жизнь после смерти? 16,17 Итоговое занятие       Итого 17 часов. Введение. Содержание курса. Человек и его природа. Как мир вокруг нас отображается на нашем внутреннем мире. Почему мыслители и философы  всех времён и народов обращают внимание на противоречивость человека. Основные Понятия: бытие, бессознательное, природа человека, разум, душа. Судьба. Эмоции смысл жизни, оптимизм,  пессимизм. Межпредметные и межкурсовые связи: в курсе литературы темы устного народного творчества, литература 19 века  (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский. Л.Н.Толстой). Биология (теория Ч.Дарвина, Вернадского),  география (заселение человеком земли, её освоение и открытие). Тема 1 Мифологическая картина мира. Мифы как способ постижения мира, присущий народам в определённые эпохи  исторического развития. Неразрывная связь человека и природы, сюжеты Древнего Египта, Двуречья, Индия, Китай,  Греция. Основные понятия: миф, мифологическая картина мира, религиозные верования, языческие обряды и культы. Межпредметные и межкурсовые связи: в курсе литературы темы устного народного творчества, мифы, сказки, легенды. Тема 2 Место философии системе знаний о человеке. Социально, психология­наука, изучающие различные стороны человека и  его деятельности. Основные идеи древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой философии: философская  доктрина буддизма, четыре благородные истины, идея взаимного возникновения. Ненасильственное отношение к миру.  Закон кармы, понятие нирваны; основные принципы даосизма; конфуцианство. Платон,Пифагор, Сократ. Аристотель. Межпредметные и межкурсовые связи: история древнего мира, обществознание. Тема 3 Человек как большая тайна, необыкновенное существо, способное познать мир, любить, страдать, переживать страх.  Становление личности человека. Развенчание человека. Самобытность и неповторимость человека. Инакомыслие и  нестандартное поведение. Основные понятия: антропогия, альтруизм, гармония, инстинкт, прогресс, человеческое бытие, идентификация, индивид,  индивидуальность, социализация. Межпредметные и межкурсовые связи: биология – раздел антропологии, обществознание­раздел человека, личность,  история – первобытный период истории человечества. Тема 4 Феномен веры. Вера и знание. Откуда берутся идеалы. Человеческие ценности. Иерархия ценностей. Бездуховность. Кому  поклоняться? Основные понятия: вера, дух, душа, идеал, мораль, надежда, принцип, нравственность, раскаяние, совесть, счастье, добро  и зло, заповедь, святость, истина, смирение. Межпредметные и межкурсовые связи: литература, история. Тема 5 Человек в мире людей. Общество. Феномены Робинзон и Маугли. Проблема отцов и детей. Время и пространство.  Эгоцентризм и альтруизм. Ответственность человека, свобода выбора, долг. Основные понятия: личность, общество, поколение, время, пространство, конформизм и нонконформизм, этические  нормы. Эгоизм, альтруизм, разумные потребности, разумный эгоизм, свобода, ответственность, воспитание. Межпредметные и межкурсовые связи: география – влияние пространства и среды обитания на сообщество людей;  зоология – взаимоотмошение животных в стае; литература­роль общества в жизни человека (Д.Дефо “Робинзон Крузо”,  Р.Киплинг “Маугли”, И.С.Тургенев “Отцы и дети”). Тема 6 Любовь, ненависть, дружба. Мыслители о человеческих чувствах и их роли в жизни людей. Взаимная ответственность.  Ключевая роль семьи в общественной структуре. Основные понятия: амур, грех, рыцарь, целомудрие, обычай, семья. Межпредметные и межкурсовые связи: литература – произведение А.С.Пушкина, У. Шекспир, Петрарки и др. Тема 7 Страх – его происхождение и физиология. Можно ли преодолеть чувство страха? Пути преодоления страха. Философское  понимание смерти. Религия о смерти. Бессмертие души. Основные понятия: страх, ужас, оцепенение, апокалипсический катаклизм, иррациональный, метафизика, астрал, буддизм,  индуизм, ислам, иудаизм. Магия, медитация, предопределение. Межпредметные и межкурсовые связи: естествознание, астрономия, история – опора на соответствующие данной теме  разделы наук: строение человека, вселенной,основные физические законы и законы развития общества. Тема 8 Проблема понимания мира, истории. Мысли о цикличности хода истории, смене определённых ступеней, о пути к кризису, катастрофе, о множественности путей развития и отсутствии общих законов истории. Направления исторического  развития. Общественный прогресс и его относительность. Прогресс и нравственность. Цивилизация и культура как  творение человека. Существует ли универсальная система ценностей? Экологические проблемы современного  человечества как часть глобальных проблем. Основные понятия: цивилизация, культура, система ценностей, окружающая среда, природа, экология, природные  катастрофы, глобальные проблемы человечества, экологическая культура. Межпредметные и межкурсовые связи: география – влияние рельефа, климата, полезных ископаемых на общество;  история древнего мира – цивилизации бассейнов великих рек (Тигр, Евфрат, Инд, Янцзы), развитие техники; экология –  проблемы окружающей среды. Источники. 1. Библия: Книга Священного Писания. Ветхий и Новый Завет (любое издание). 2. Вернадский В. И. Ноосфера. М., 1994г. 3. Гегель Г. В. Ф. Философия религии (любое издание) 4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986 г. 5. Древнекитайская философия. Антология. М., 1994 г. 6. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995 г. 7. Коран (любое издание) 8. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1992 г. 9. Философский словарь. М., 1980 г. 10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990 г. 11. Энциклопедия мысли; Собрание афоризмов и изречений от древности до наших дней. СПб., 1997 кн. 1,2. 12. Эстетика: Словарь. М., 1989 г. 13. Юнг. К. Г. Душа и миф. М., 1997 г. Литература для учителя. 1. Апресян Р. Г. Идея морали. М., 1995 г. 2. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992 г. 3. Гараджа В. И. Религиоведение. М., 1994 г. 4. Гуревич П. С. Человек. М., 1995 г. 5. Кравченко А. И, Введение в социологию. М., 1994 г. 6. Купцов В. И. Человек и общество. Современный мир. М., 1994 г. 7. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991 г. 8. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. М., 1997 г. Литература для учащихся. 1. Аграшенков А. Психология на каждый день. М., 1997 г. 2. Введение в обществознание (под редакцией Л. Н. Боголюбова) М., 2003 г. 3. Гуревич П. С. Философский словарь. М., 1997 г. 4. Человек. М., 1995 г. 5. Елисеев Г. А. История религий. М., 1997 г. 6. Козлов Н. Философские сказки. М., 1994 г. 7. Религии мира: Энциклопедия для детей. М., 1996 г. 8. Таранов П. С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Анатомия мудрости. Симферополь 1996г. 9. Энциклопедия обрядов и обычаев. М., 1996 г.

Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"

Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"

Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"

Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"

Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"

Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"

Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"

Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"

Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"

Программа элективного курса: "Введение в философию: специфика философского знания о человеке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018