Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)
Оценка 4.9

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
английский язык
10 кл—11 кл
07.11.2017
Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)
Календарно-тематическое планирование элективного курса "Юный филолог"
Пояснительная записка.doc
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ»  ДЛЯ 10­11 КЛАССОВ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Белоножкина М.Л., учитель английского языка высшей категории, МБОУ Сургутский естественно­научный лицей г. Сургут, ул. Просвещения, 50,  тел. 50­14­22. Пояснительная записка Программа элективного курса «Юный филолог» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,   разработанного   в   соответствии   с   Законом   Российской   Федерации   «Об   образовании»   (ст.7),   «Концепцией,   модернизацией российского образования на период до 2010 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации №1756­р от 29 декабря 2001 года, одобренного коллегией Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года №21/12, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года №1089 и Концепцией   профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.2002 г. №2783. Одной из целей профильного обучения является эффективная подготовка выпускников образовательных организаций к освоению высшего профессионального образования. Среди разнообразных форм реализации принципов профильного обучения     большой интерес представляют   элективные   курсы,   направленные   на   удовлетворение   индивидуальных   образовательных   интересов,   потребностей   и склонностей отдельных учеников. Именно они становятся в наши дни важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как дают возможность выбора содержания образования в зависимости от интересов, способностей и последующих жизненных планов. «Юный филолог» является предметно – ориентированным курсом, он помогает выпускнику сделать осознанный выбор профессии, включает в себя углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Данный элективный курс предназначен для учащихся старших классов с углубленным изучением литературы и английского языка. Он представляет   материал   по   истории   английской   и   американской   литературы.   Во   всем   мире   изучению   литературы   уделяется   большое внимание, так как литература именно тот вид искусства, который связан непосредственно с языком, вербально отражает культуру, историю и традиции народов. Данный элективный курс дает ученикам возможность через исследование художественных текстов выйти за рамки отдельно взятой литературы и получить представление об англоязычной литературе как уникальной части мирового целого. Элективный курс «Юный филолог» по истории английской и американской литературы призван не только совершенствовать литературное и языковое образование школьников, но также способствовать их дальнейшему (развитию) духовному и художественно­эстетическому развитию.  Продолжительность изучения курса 68 часов, при двух часах в неделю, занятия 1 час 20 минут Вид программы – авторская, компилятивная. Апробируется в 11 А, 11 В классах социально­гуманитарного направления. Цель курса. Основной   целью   учебного   курса   является   введение   учащихся   в   мир   литературно­художественной   культуры   Великобритании   и Америки, знакомство как с классическими произведениями разных эпох и литературных направлений, их вкладам в национальные культуры англоговорящих стран, так и с основами практического анализа, структурных и семантических  особенностей  художественного текста, стимулировать чтение зарубежной литературы на языке оригинала. В конечном итоге цель курса состоит в том, чтобы научить школьников критически относиться к     источникам собственного суждения о литературе, культуре, отличать интеллектуальный штамп, стереотип от интеллектуально­состоятельного, логически обоснованного, творческого, самостоятельного суждения. создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий; Задачами элективного курса являются: 1. 2. ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих профессии филолога; 3. поддержка мотивации к данному профилю. Для достижения поставленных целей программы данного курса, предполагает решение следующих задач:  * формирование представления о произведениях англоязычной литературы как уникальной части мирового целого; * понимание содержания литературного текста; * формирование начальных навыков литературоведческого анализа текста на английском языке; * формирование представления о том, что художественный текст не сводим к запрограммированному набору слов, что смысловой потенциал художественного текста безграничен; *   формирование   практических   навыков   участия   в   диалоге,   являющемся   актом   коллективного   творчества,   в   процессе   которого меняется стереотип восприятия англоязычной литературы. Специфической характеристикой курса является: * обеспечение значительного разнообразия и углубления знаний без перегрузки учащихся; * ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности; * дополнение и углубление базового предметного образования, компенсация недостатков обучения по профильным предметам; *   реализация   личностно   –   ориентированного   подхода   к  обучению   и   воспитанию,   решению   задач   индивидуализации   образования (выходит за рамки концептуальных основ образовательного стандарта по иностранным языкам); * создание условий для самообразования, формирование у учащихся приемов самостоятельной работы и самоконтроля, включение различного материала, способствующего развитию мышления, творческого отношения к изучаемому материалу, реализация деятельностного подхода к обучению; * наличие четкой методологической основы, позволяющей достигать определенной формализации и моделирования познавательной деятельности,   проектирование   способов   закрепления   знаний   и   умений   и   осуществление   связей   с   другими   средствами   обучения   и самоконтроля (выходит за рамки воспитывающего и развивающего потенциал стандарта). В основе структуры курса лежит историко­литературный принцип подачи материала. Каждый раздел содержит обзор определенного исторического периода в развитии литературы, краткий, но достаточный литературно­критический материал о писателях данного периода, их творчестве, тексты произведений или отрывки из него, а также вопросы и задания, направленные на проверку понимания прочитанного. Подобное   представление   материала   способствует   формированию   у   учащихся   более   полного   представления   о   развитии   литературы англоговорящих стран, лучше понять культурные и исторические факторы той или иной эпохи, в которой творили писатели. Программа элективного курса «Юный филолог» учитывает такие принципы государственного стандарта как:  принцип природосообразности (учета не только типологических особенностей школьников, их возрастных особенностей, но и учет индивидуальных особенностей); принцип   автономии   школьников,   они   выступают   в   качестве   активных   субъектов   учебной   деятельности,   увеличивается удельный вес их самостоятельности;   принцип   продуктивности  обучения  –  нацеленность   на  реальные   результаты  обучения   в  виде  продуктов  деятельности   – собственно – речевых, речевых, включенных в другие виды деятельности (трудовую, эстетическую), а также предусматривает не только приращение знаний, умений и навыков, но и приращение в духовной сфере школьника.   Образовательные результаты курса: * знакомство с лучшими авторами и произведениями английской и американской литературы; * усовершенствование навыков литературоведческого анализа прозаических и поэтических текстов; *   выработка   навыков   продуктивного   интеллектуального   общения   (научиться   слушать,   слышать,   понимать   другого   и   совместно приходить к новому взаимоприемлемому решению). *   умение создавать собственное суждение; * формирование общеучебных навыков, совершенствуя учебную компетенцию, создавая стиль учебно­познавательной деятельности; *   расширение возможности социализации учащихся; * обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся: Учащиеся   должны   знать   происхождение   английского   языка,   уметь     работать   с   тестами   для     изучающего,   просмотрового   и ознакомительного   чтения.   Уметь   анализировать   окружающую     среду   и   ее     влияние   на   творчество   писателя,   определять   тему,   сюжет, кульминацию произведения, пользуясь  языковой и контекстуальной догадкой, вести дискуссию  по прочитанному, уметь понимать смысл и проблематику  текста,  используя  элементы  анализа  текста,    прогнозировать    развитие   и  результат  излагаемых  фактов,  событий,   уметь определять основную информацию от второстепенной, отбирать значимую информацию, работать в группе и решать  проблемы в процессе сотрудничества. Методические принципы построения курса: * нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна  и  автономна, модульна); * интеграция лингвистических и литературоведческих навыков; * избыточность предлагаемого материала; проблемность, открытость и неоднозначность заданий; * интерактивность в сочетании с высокой степенью автономии учащегося. Методы и формы обучения: * обучение через опыт и сотрудничество; * учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; * интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, метод проектов, имитационное моделирование); * личностно­деятельностный (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие); * фасилитация (главная функция учителя – фасилитация – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели); * методы поискового и исследовательского характера, самостоятельная работа с различными источниками учебной информации. Основные формы организации учебного процесса. В  процессе   реализации   курса   используются   разнообразные   подходы  к   организации   занятий:   академические   лекции,   проектная   и исследовательская деятельность, практикумы, игровые технологии. Выполняемые в ходе обучения на курсе проекты и исследования могут пополнить Книжку личных достижений гимназиста (портфолио).  Первое занятие – вводная лекция учителя. Остальные темы рассчитаны на 2­4 часа аудиторной дискуссии под руководством учителя. Ученик  приходит  на урок,  предварительно  прочитав  художественные тексты, которые будут обсуждаться,  и подготовив свой вариант ответов на вопросы, предлагаемые в пособии. При проведении урока важно создать атмосферу интеллектуального полилога, коллективного исследовательского поиска. Учитель может фиксировать на доске наиболее интересные из наблюдений учащихся, наиболее яркие формулировки или удачные примеры. Они могут стать «ступеньками» к итоговому обобщению и подготовит учащихся к написанию сочинения – эссе, проекта. Не следует квалифицировать ответы учащихся в терминах «правильно­неправильно»: в интерпретации художественного произведения любое суждение субъективно.  В худшем случае ответ может быть «спорным» или «некорректным». Желательно, чтобы это было отмечено самими учащимися. Важно учить школьников слушать друг друга, находить у другого плодотворную идею и развивать ее или, в случае несогласия, аргументировано оспаривать. Роль учителя в данном диспуте – роль посредника, помогающего каждому наиболее адекватно выразить свою мысль. Таким должно быть внешнее впечатление. На деле же учителю предстоит неявно – преимущественно через систему «сократовских вопросов» направлять разговор в нужное русло. При этом главная функция учителя – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной на достижение общей образовательной цели. Такой подход позволяет создать доверительный, психологический климат, в основе которого взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество. Из единственного источника знаний в традиционном обучении учитель превращается в «проводника» в мир знаний: эксперта и консультанта – при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего – в имитационной игре и тренинге, координатора и консультанта – при выполнении учебного проекта. Критерии  удачного   урока:   активное       участие   всех   присутствующих;   совместное   (с   обязательно   отмеченным   личным   вкладом ученика)   формулирование   ответов   на   поставленные   вопросы;   открытие   нового   (пусть   оно   противоречит   предложенному   в   пособии комментарию). Работа ученика на уроке может быть оценена по двум основным параметрам: активность и содержательность выступлений. По итогам аудиторного обсуждения ученикам рекомендуется написать небольшое эссе, применив полученные знания к анализу нового художественного текста. Формы и методы контроля уровня достижений учащихся и критерии. Виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый. Они используются на различных этапах обучения: текущий   контроль   проводится   в   процессе   усвоения   нового   учебного   материала,   рубежный   применяется   для   проверки   усвоения значительного объема изученного материала (темы, например); с помощью итогового контроля выявляется степень овладения учебным материалом за определенный период времени. Формы контроля: тестирование (индивидуальное или письменное); собеседование (индивидуальное или фронтальное; одноязычное или двуязычное) – в предварительном контроле; опрос (разные виды, в том числе тестирование, наблюдение) – в текущем контроле; опрос (разные виды, контрольные работы, тестирование) – в периодическом контроле; контрольные устные и письменные работы, тестирование, слушание рефератов, зачет – в итоговом контроле. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формы итоговой зачетной работы к курсу. Оценка может выставляться как в форме зачтено/не зачтено, так и по балльной шкале.  С целью повышения привлекательности курса для учащихся и повышения шансов его продвижения на рынке образовательных услуг, формы и содержание контроля уровня достижений учащихся в рамках элективного курса согласовываются с требованиями контрольно­ измерительных материалов ЕГЭ по английскому языку.  Для   контроля   уровня   достижений   используются   такие       способы   как   наблюдение   активности   на   занятии,   беседа   с   учащимися, родителями, экспертные оценки педагога по литературе, истории, анализ творческих, исследовательских работ, результаты выполнения диагностических заданий учебного пособия, анкетирование, тестирование. Для   проведения   итоговой   аттестации   по   результатам   изучения   курса   используется   как   зачетная   работа   (экзамен,   тест),   так   и портфолио   ученика,   т.е.   совокупность   самостоятельно   выполненных   работ   и   документально   подтвержденных   достижений   (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть и накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. Минимальные требования к зачету по курсу – создание двух эссе – микроисследований. Объем письменной работы – 5­6 тетрадных страниц. Критерии   оценки   работы:   точность   и   полнота   анализа   художественных   текстов,   самостоятельность,   оригинальность,   глубина   и корректность суждений; грамотность и степень владения письменным литературным стилем.  Итоговая оценка учитывает также активность участия школьников в аудиторных дискуссиях. Литература 1. 2. 3. 4. 5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.// Вестник образования. – 2002 ­ №6 – с. 11­40. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Стандарты и мониторинг образования. – 2002 ­ №3 – с.     3­11. Макмиллан Literature Guile for Russia на английском языке. План –график мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Стандарты     и  мониторинг в образовании. – 2003 ­ №4 – с. 4­8.  Соловова Е.Н. «Создание авторских элективных курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового  образования» ­ Английский язык в школе. – Москва, 2005.

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)

Программа элективного курса "Юный филолог" (10-11 класс, английский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017