Программа элективного предмета "Основы политологии"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка Развитие демократического политического сознания населения способствует укреплению у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями человек рискует стать разменной картой в политической игре, превратиться в объект манипулирования, эксплуатации и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому не только отдельный человек, но и все общество прямо заинтересованы в сознательном культивировании политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в едином государстве. Политика рано или поздно приходит в каждый дом. Вопрос лишь в том, насколько каждый человек – сознательно или бессознательно – оказывается субъектом политических отношений, насколько он обдуманно делает свой политический выбор при голосовании в органы государственной власти, понимает последствия своих действий.
Иконка файла материала Программа элективного предмета.doc
Программа элективного предмета "Основы политологии" Пояснительная записка Развитие демократического политического сознания населения способствует укреплению у людей чувства гражданского  долга, ответственности перед обществом и государством. Политические знания и культура нужны сегодня любому  человеку, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без  обладания такими знаниями человек рискует стать разменной картой в политической игре, превратиться в объект  манипулирования, эксплуатации и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и обществу, ибо она предохраняет его от деспотизма и тирании,  от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому не только отдельный человек, но и все общество прямо заинтересованы в сознательном культивировании политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в едином государстве. Политика рано или поздно приходит в каждый дом. Вопрос лишь в том, насколько каждый человек – сознательно или  бессознательно – оказывается субъектом политических отношений, насколько он обдуманно делает свой политический  выбор при голосовании в органы государственной власти, понимает последствия своих действий. Данный элективный предмет рассчитан на учащихся 10­11 классов, интересующихся современной политической теорией.  В процессе изучения предмета будут рассматриваться вопросы, касающиеся истории развития политической мысли,  структура политической системы общества, формы правления и политические режимы, избирательные системы. Особое  внимание будет уделяться таким важным проблемам современной политологии, как соотношение гражданского общества  и правового государства, организация и проведение избирательной кампании. Программа элективного предмета предусматривает практическую направленность деятельности учащихся :  индивидуальную научно­исследовательскую работу при подготовке рефератов с обязательным использованием  материалов органов местного самоуправления города Переславля­Залесского и Переславского муниципального района,  защиту рефератов на научной конференции моу – гимназии (апрель 2007, апрель 2008 г), по возможности – на научных  конференциях более высокого уровня. В процессе обучения будут регулярно проводиться встречи с депутатами  городской Думы, Собрания представителей Переславского муниципального района, сотрудниками администраций г.  Переславля­Залесского и Переславского муниципального района, предусматривается участие учащихся в публичных  слушаниях при рассмотрении бюджетов города и района на 2007 и 2008 годы (декабрь 2006 г., декабрь 2007 г.). В период  проведения предвыборной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и  Президента РФ предполагается проведение круглых столов с приглашением руководителей местных партийных  организаций, председателей и членов городской и районной избирательных комиссий. Результаты усвоения учащимися учебного материала элективного предмета “Основы политологии” будут отслеживаться  во время проведения семинарских занятий, тестовых работ, практических занятий, в процессе научно­исследовательской  работы над темами рефератов. Основная цель программы:  Сформировать у учащихся целостную, логически стройную совокупность знаний об основных проблемах,  сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению разного рода  политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. Задачи программы:      научить детей понимать методологические проблемы политологии, касающиеся ее предмета и основных  категорий, методов исследования политических явлений, а также функций политологии, и ее место в системе  общественных наук; учащиеся должны знать основные вехи развития политической мысли в Западной Европе, США и России; сформировать у учащихся навыки анализа и осмысления социально­исторических условий появления различных  политологических концепций и их развитие в процессе взаимовлияния и исторической преемственности; сформировать у учащихся навыки научно­исследовательской деятельности; закрепить у учащихся умение пользоваться дополнительной и справочной литературой. Программа рассчитана на 68 часов учебного времени(1 и 2 год обучения).1 год – Политология как наука. История развития политической мысли. 2 год – Актуальные проблемы современной политологии. Основные формы занятий: 1. Лекции – изложение учебного материала в течение занятия, в процессе которого осуществляется анализ  полученного научного материала, его обобщение. 2. Семинары – обеспечивают коллективное обсуждение вопросов. 3. Практикумы – работа, основанная на самостоятельной работе учащихся над различными видами проблемных  заданий и их источниками. 4. Организация работы со справочной литературой и словарями. 5. Проведение научно­практической конференции. Ожидаемые результаты:   данный элективный курс поможет учащимся самостоятельно и творчески разбираться в сложных проблемах  политической жизни современного общества и при необходимости делать правильный политический выбор, а  также принимать соответствующие решения в своей деятельности и поведении в тех или иных политических  обстоятельствах; итогом реализации программы может служить успешная сдача Единого государственного экзамена по истории,  экзамена по выбору предмета – “обществознание”, а также экзаменов при поступлении в высшие учебные  заведения. Методы и приемы:   познавательные и практические задания и задачи; исследование научной литературы. № урока Календарно­тематическое планирование Название разделов, глав, уроков Кол­во часов Срок и   I. Раздел “Политология как наука” 1 Политика и политология. 2. Категории политологии 3. Методы исследования в политологии 4. Функции политологии. Политология в системе общественных наук. 5. Семинар на тему “Политология: категории, методы, функции”. 6. Тестовая работа.   II. Раздел “ История развития политической мысли” 7. Политическая мысль античного общества. Платон, Аристотель, Цицерон. 8. Политическая мысль в средневековой Европе. Августин Аврелий, Фома  Аквинский. 6 1 1 1 1 1 1 18 1 1 9. Развитие политической мысли в эпоху Возрождения. Н. Макиавелли, Ж. Боден. 1.10. Политические взгляды мыслителей Нового времени. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж.  Локк 11. Политические воззрения французских просветителей XYIII века. Ш.Л.  Монтескье, Ж­Ж Руссо. 12. Политические взгляды американских просветителей XYIII века. Т.  Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон. 13. Политические теории европейских мыслителей XIX – начала XX века. О. Конт,  К. Марс, Г. Еллинек. 14. Семинар на тему “ Развитие политической мысли в странах Западной Европы и США. 15. Тестовая работа. 16. Практическое занятие. Публичные слушания по рассмотрению бюджета  Переславского муниципального района на 2007 год. 17. Политические идеи и проекты М.М. Сперанского. 18. Политические взгляды декабристов. П. И. Пестель, Н. М. Муравьев. 19. Общественно­политические воззрения славянофилов и западников. 20. Политические взгляды русских революционных демократов. 21. Политические воззрения представителей русского революционного  народничества. 22. Политические теории русского либерализма. 23. Семинар на тему “Политическая мысль в России в XIX– начале XX века”. 24. Тестовая работа.   III. Раздел “Теория власти и властных отношений” 25. Социальный порядок и власть. 26. Господство как форма власти. 27. Генезис политической власти. 28. Особенности политической власти. 29. Теория разделения властей. 30. Политическая власть и политические режимы. 31. Семинар на тему “Проблема власти в современной России”. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1                                             432. Тестовая работа. 33. Защита рефератов. 34. Научно­практическая конференция.   IV. Раздел “ Политическая система общества” 35. Понятие “политическая система общества”. Политическая система как  иерархия и взаимосвязь политических институтов. 36. Причины возникновения государства. Признаки и функции государства. 37. Государство – основной институт политической системы общества 38. Формы государственного устройства и формы правления. 39. Политический режим как способ существования государства. 40. Правовое государство. 41. Основные типы взаимоотношений государства и общества. 42. Политические партии в политической системе общества. 43. Семинар на тему “Политическая система общества и ее основные  институты” 44. Тестовая работа 45. Практическое занятие. Встреча с руководителями органов местного  самоуправления города и района.   V. Раздел “Избирательная система” 46. Выборы в политической системе общества. 47. Избирательная система: сущность и основные компоненты. 48. Практическое занятие. Пресс­конференция с председателями избирательных  комиссий г. Переславля­Залесского и Переславского муниципального района. 49. Избирательная кампания. 50. Типы избирательных систем. 51. Выборы в России: история и современность. 52. Практическое занятие. Урок­диспут на тему “Многопартийная система в  Российской Федерации. Предвыборные программы партий” ( с приглашением  руководителей местных партийных организаций). 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 153. Семинар на тему “ Избирательная система и предвыборная кампания в  Российской Федерации”. 54. Тестовая работа. 1 1   VI. Раздел “ Элиты и политическое лидерство. Личность и политика”. 14 55. Классические теории элиты. Современные концепции и типологии элит. 56. Политическая элита и класс. Политическая элита России. 57. Практическое занятие. Актуальное интервью с председателем Городской  думы и председателем Собрания представителей Переславского  муниципального района. 58. Лидерство и его специфика в политическом аспекте. Современные теории  политического лидерства 59. Типология политических лидеров и их функции. 60. Политическое лидерство и политический маркетинг. 61. Современные тенденции в развитии политического лидерства. 62. Практическое занятие. Урок открытых мыслей на тему “ Роль и место элиты,  личности в системе власти”. 63. Личность и политика: история и современность. Типы личностей в политике и  факторы их политического поведения. 64. Политическая социализация личности: понятие, агенты и типы. Стадии  политической социализации личности. 65. Семинар на тему “ Современные мировые политические лидеры”. 66. Тестовая работа. 67. Защита рефератов. 68. Научно­практическая конференция.   ИТОГО: Образовательные стандарты Учащиеся должны знать: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 5                                    Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическую жизнь и властные  отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.  Историю политических учений. Российскую политическую традицию: истоки, социокультурные основания,  историческую динамику.  Сущность власти. Природу власти. Соотношение власти и политики. Основы власти. Политическую власть и ее  характеристики. Типологию политической власти. Уровни функционирования власти. Качественные  характеристики власти. Политическую систему. Политические режимы. Политические партии. Электоральные системы. Гражданское  общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.   Виды избирательных систем. Мажоритарную систему и ее разновидности. Систему пропорционального  представительства. Смешанную систему выборов. Власть и элиту. Роль и место элиты в системе власти. Понятие “лидер” (свойства, окружение, функции).  Современные тенденции и теории политического лидерства. Типы личностей в политике. Факторы политического  поведения личности. Учащиеся должны уметь:  Объяснять причины и следствия политических событий.  Сравнивать политические события и ситуации, определять в них общее и особенное.  Анализировать и интерпретировать политические процессы.  Формулировать общие суждения и выводы.  Приводить и сопоставлять оценки политических событий и личностей.  Излагать и обосновывать свою точку зрения на политические события.  Применять полученные навыки научно­исследовательской работы.  Пользоваться словарями и справочными пособиями по политологии. Литература 1. Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002. 2. Алескеров Ф.Т., Ортещук П. Выборы. Голосование. Партии. М. Академия, 1995. 3. Буренко В.И. Политология: Учебные материалы. М., 2002. 4. Василик М.А., Вершинин М.С.Избирательная система России: Словарь­справочник. СПб., 1999. 5. Введение в политологию: Словарь­справочник. М., 1996. 6. Выборы во всем мире: электоральная свобода и общественный прогресс: Энциклопедический справочник / Авт.­ Сост. А. А. Танин­Львов. М., 2001. 7. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М., 2001. 8. Горелов А.А. Политология: Учебник. М., 2002. 9. История политических и правовых учений / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000. 10. Кравченко А. И. Социология и политология: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., 2000. 11. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999. 12. Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. Калуга; М., 2002. 13. Панарин А.С. Политология. М., 2001. 14. Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. 15. Политические партии и движения России. М., 1999. 16. Политология / Под ред. Буренко. М., 2002. 17. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993. 18. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2002. 19. Соловьев А. И. Политология: политическая теория. Политические технологии: Учебник. М., 2003.20. Халипов В. Ф. Кратология как система наук о власти. М.: Республика, 1999. 21. Электоральная политология: теория и опыт России / Под ред. Л Сморгунова. СПб., 1998.