Программа факультатива «Азбука общения»
Оценка 4.7

Программа факультатива «Азбука общения»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология +2
9 кл
03.03.2017
Программа  факультатива  «Азбука общения»
Умение общаться имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка с нарушением интеллекта, для коррекции недостатков его личности, развития его самооценки. Умение общаться является одним из критериев, определяющих готовность детей с с умственной отсталостью жить в обществе. Именно в общении формируются у воспитанников умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.
кружок 9А.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Программа  факультатива  «Азбука общения»        Составитель: Лазарева Л.В.                                педагог­психолог г. Волжский 2013г. Пояснительная записка Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор  формирования личности, один из главных видов деятельности человека,  направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.  Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с  другими. Общение с взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку  усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых  жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение  моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном  развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и  необходимости.  Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них  являются: организация совместной деятельности людей (согласование и объединение  людей, их усилий для достижения общего результата); формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с  целью налаживания отношений); познание людьми друг друга.                                                                        Умение общаться имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка с нарушением интеллекта, для коррекции недостатков его личности,  развития его самооценки. Умение общаться является одним из критериев,  определяющих готовность детей с ОВЗ жить в обществе. Именно в общении  формируются у воспитанников умение подчиняться правилам, ориентироваться на  социальные нормы. Цель   программы:  формирование   коммуникативных   умений   и   социальных контактов с окружающими людьми.    Задачи программы: 1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством  межличностного общения.  2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ  собственного поведения и поступков окружающих людей.  3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения,  взаимодоверия и сочувствия.  4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.  5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения,  формирование умений и навыков практического владения выразительными  (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой,  интонацией.  6. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих  взаимопониманию в коммуникативной деятельности. Программа   предполагает   использование   следующих   методов   активного обучения:   ролевые   игры,   анализ   ситуаций,   игры­упражнения   на   развитие   и коррекцию   памяти   и   внимания,   воображения,   мышления,   даются   понятия невербальных   форм   общения.   Общение   с   помощью   мимики,   жестов, пантомимики,   использование   подвижных   игр,   психологических   упражнений, адаптированных для детей с умственной отсталостью, а также стихов, сказок, рассказов. Предполагаемые результаты по знаниям и умениям учащихся с ОВЗ: Учащиеся должны знать и уметь: Общаться в разных социальных группах Иметь навыки речевого, жестового общения Владеть своим настроением, мимикой лица Знать правила взаимоотношений между людьми Уметь слушать и быть интересным другом Уметь расположить к себе человека Уметь улыбаться, спорить, избегать драки, конфликты Уметь работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю. Календарно­тематическое планирование № Дата Тема занятия Кол­во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 1 четверть  (16 часов) Что такое "Я' Кто такой "Я" (мой автопортрет) О слабых и сильных сторонах темперамента Что в имени тебе моём? Тайна имени Три зеркала (самооценка) Положи себя под микроскоп Вглядись в себя, сравни с другими Помоги понять себя Скажи себе сам Мои заветные желания Мой интеллект Об умении выразить свои чувства и симпатии Об умении выразить своё настроение и  чувствовать состояние другого Итоговое занятие 2 четверть (16 часов)   Ценностные ориентиры личности Путешествие в дом добра и зла Любим добрые поступки "Добрым быть совсем­совсем непросто"  Душа—это наше творение Урок улыбки "Нам счастья не сулит обида чья­то..."  Советуем друг другу Отчего бывает одиноко Отворите волшебные двери добра и доверия Быть уверенным в себе, но не самоуверенным Учусь сопротивляться давлению                     Итоговое занятие 3 четверть (20 часов) Общение в семье Мой дом – моя семья Портрет моей семьи Тепло родного дома Чью старость ты утешил Посмотрите в глаза Учись быть благодарным Раздели печаль и радость близкого Как решать проблемы Я в кругу семьи Поговори со мною, мама 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1                   1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 2 2 1 1 1 2 2 2 1 1 Содержание программы Раздел 1 Что такое "Я" Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка. Образ своего "Я" – это сумма мыслей и чувств ребёнка о самом себе. Позитивные и негативные мысли о  своём "Я" и их участие в процессе общения. Взгляд на себя со стороны (свой  внешний облик, особенности и манеры поведения, темперамента, черта характера). Воспитание чувства собственной индивидуальности и личной уникальности у  каждого ребёнка.  Процесс познания самого себя формирует самооценку ребёнка. Важность  адекватности самооценки, негативность или завышения самооценки личности.  Чувство собственного достоинства, помогающее обрести уверенность в себе и  своих силах.  Возможные типы заданий. 1. Игра "Что такое Я?", "Положи себя под микроскоп", "Вглядись в себя, сравни с  другими", "Интервью", "Прокуроры, адвокаты".  2. Упражнения "Мои сильные стороны", "Автопортрет", "Мои слабые стороны",  "Психологический автопортрет", 3. Ролевой тренинг "Три зеркала".  4. Обсуждение поступков героев книг, кинофильмов.  Раздел 2  Ценностные ориентиры личности. Нравственные представления о добре и зле, жестокости и человечности,  внимательности к окружающим. Воспитание ответственности за свои поступки,  поведение в целом. Гуманность как проявление уважения и доброжелательного  отношения к любому человеку. Честь как чувство собственного достоинства,  основанного на уважении достоинства другого человека. Возможные типы заданий. 1. Психологические задачи­ситуации.  2. Тематическое рисование "Дом Добра", "Дом Зла", "Карикатура".  3. Игры "На кого я похож", "Ромашка", "Копилка добрых и злых слов",  "Волшебное кресло".  4. Карусели общения "За что меня любят люди?", "От чего бывает одиноко?".  Раздел 3 Общение в семье Особенности внутрисемейных отношений. Именно в семье закладываются основы  уважения к старшим, любви к близким, заботы о них. Настроение взрослых членов  семьи, их поступки, отношения между собой сказываются на формировании  коммуникативных навыков ребёнка.  Возможные типы заданий. 1. Тест "Рисунок семьи".  2. Сюжетно ролевые игры "Вечер в семье", "День рождения", "Приём гостей",  "Поездка на дачу".  3. Этюд "Дружная семья", "8­ое марта".  4. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций.  5. Сочинения­миниатюры "За что я люблю маму".  Раздел 4 Культура общения полов Различие между мальчиками и девочками проявляются ещё в дошкольном  возрасте.  Формирование нормальных взаимоотношений мальчиков и девочек является одной из важнейших задач воспитания культуры общения, будущего счастья детей, их  возможности полноценно "найти себя" в жизни и способности создать крепкую  семью в будущем. В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя  "мужские и женские роли", наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся  общаться между собой. Возможные типы заданий 1. Игры на развитие основных эмоциональных состояний.  2. Анкетирование.  3. Тематическое рисование.  4. Беседы.  5. Упражнения подражательно­исполнительного и творческого характера.  6. Сочинения­миниатюры.  Литература 1. М.М. Левинштейн «Уроки общения»  Брянск 1997г. 2. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. /А.В.Толстых.– М., 1990. 3. Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. –  М.,1997.  4. Сонин, В.А. Психологический практикум /В.А.Сонин. – Москва, 1998г. 5. Фромм, А. Азбука для родителей / А.Фромм – М., 1991.  6.  Ковалёв, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни – тесты,  опросники, ролевые игры: книга для учителя /С.В.Ковалёв. М:  Просвещение, 1991.

Программа факультатива «Азбука общения»

Программа  факультатива  «Азбука общения»

Программа факультатива «Азбука общения»

Программа  факультатива  «Азбука общения»

Программа факультатива «Азбука общения»

Программа  факультатива  «Азбука общения»

Программа факультатива «Азбука общения»

Программа  факультатива  «Азбука общения»

Программа факультатива «Азбука общения»

Программа  факультатива  «Азбука общения»

Программа факультатива «Азбука общения»

Программа  факультатива  «Азбука общения»

Программа факультатива «Азбука общения»

Программа  факультатива  «Азбука общения»

Программа факультатива «Азбука общения»

Программа  факультатива  «Азбука общения»

Программа факультатива «Азбука общения»

Программа  факультатива  «Азбука общения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017