Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"
Оценка 4.6

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
математика
9 кл
29.03.2019
Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"
Факультатив по математике «Решение текстовых задач» предназначен для обучающихся 9-х классов. Этот курс сможет удовлетворить потребности учеников, склонных к более глубокому изучению математики, а также дает возможность проявиться каждому ученику. Факультативный курс поможет глубже рассмотреть теоретический материал и поработать над ликвидацией пробелов знаний учащихся.
факультатив 9 класс.docx
Факультатив по математике «Решение текстовых задач» Учитель математики МБОУ Шиловичская ОШ  Духовщинского района Смоленской области Новикова А.И. «Умение решать задачи ­ практическое искусство,  подобное плаванию, или катанию на коньках, или  игре на фортепьяно: научиться этому можно,  лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь»... Д. Пойа. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В   современной   школе   каждый   ученик   в   процессе   обучения   должен иметь   возможность   подготовиться   к   продолжению   своего   образования   в избранном   им   направлении.   Получить   специализированную   подготовку учащиеся X­XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности. Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач, об этом можно судить по статистическим данным анализа результатов   проведения   итоговой   аттестации:   решаемость   задания, содержащего текстовую задачу, составляет  около 30%. По этим причинам возникла   необходимость   более   глубокого   изучения   традиционного   раздела элементарной   математики:   решение   текстовых   задач.   Полный   минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе. Необходимость   рассмотрения   техники   решения   текстовых   задач обусловлена   тем,   что   умение   решать   задачу   является   высшим   этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью текстовой задачи формируются   важные   общеучебные   умения,   связанные   с   анализом   текста, выделением   главного   в   условии,   составлением   плана   решения,   проверкой полученного   результата   и,   наконец,   развитием   речи   учащегося.   В   ходе решения   текстовой   задачи   формируется   умение   переводить   ее   условие   на математический язык уравнений, неравенств, их систем. Введение факультативного курса позволит учащимся IX классов убедиться в том,   что   математические   знания,   представления   о   роли   математики   в современном   мире   стали   необходимыми   компонентами   общей   культуры,   а учащимся с математическими  способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения. Факультативный   курс   сможет   удовлетворить   потребности   учеников, склонных к более глубокому изучению математики, а также дает возможность проявиться   каждому   ученику.   Преподавание   факультатива   строится   как повторение и углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса по математике основной школы. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой   логической   и   операционной   культуры,   развивающих   научно­ теоретическое   и   алгоритмическое   мышление   учащихся.   Факультативные занятия дают возможность  шире и глубже изучить программный материал, задачи повышенной трудности, глубже рассмотреть теоретический материал и поработать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрить принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают разрешить основную   задачу:   как   можно   полнее   развивать   потенциальные   творческие способности   каждого   ученика,   не   ограничивая   заранее   сверху   уровень сложности   используемого   задачного   материала,   повысить   уровень математической подготовки учащихся. В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы   организации   учебной   работы   как   практикумы   по   решению   задач, лекции,   беседа,   тестирование,   частично­поисковая   деятельность.   Можно использовать   математические   игры   (дидактическая,   ролевая),   викторины, головоломки, элементы исследовательской деятельности. Задачи курса:  сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;  сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;  развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;  расширить рамки школьной программы;  способствовать развитию логического мышления. Цели факультативного курса: Обучающие:  рассмотреть проблему необходимости решения текстовых задач,  овладение научной терминологией;  эффективное использование терминологии;  формирование логических навыков выделения главного;  формирование сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;  овладение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;  формирование знаний и умений учащихся при решении текстовых задач. Развивающие:  развитие творческих способностей;  развитие познавательной активности учащихся;  развития интереса к предмету;  применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;  интеллектуальное развитие учащихся;  развивать алгоритмическое и структурное мышление учащихся;  эстетическое восприятие;  навыки устной и письменной речи. Воспитательные:  воспитание   ответственности,   самостоятельности,   критичному отношению к себе;  формировать   качества   мышления,   необходимые   для   продуктивной жизни в обществе;  формировать   логическое,   абстрактное,   эвристическое,   системное мышление;  воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья,  формирование   ответственности,   организованности, дисциплинированности;  воспитание   ответственности,   самостоятельности,   настойчивости, культуры математического мышления;  воспитывать навыки общения со сверстниками, осознание своего вклада в общий проект. Важное место уделяется способам общения учащихся на занятиях, которые содержат элементы парного, группового, коллективного решения проблемных ситуаций,   диалог   в   ходе   решения,   защиту   решений,   самостоятельную проработку теоретического материала, элементы контроля и самоконтроля, создание презентаций и защита презентаций. Используется проектная работа учащихся, используются элементы деловой игры. После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь  следующие результаты обучения:  уметь определять тип текстовой задачи,  знать особенности методики  её  решения,  используя при  этом разные способы;  уметь   применять   полученные   математические   знания   в   решении жизненных задач;  уметь   использовать   дополнительную   математическую   литературу   с целью углубления материала основного курса,  проводить полные обоснования при решении задач,  приобрести навык в решении уравнений или неравенств, встречающихся в ходе решения текстовых задач,  перестать   испытывать   психологический   дискомфорт   при   встрече   с условием текстовой задачи. Тематическое планирование (34 часа, 1 час в неделю) 1 Вводное занятие. Понятие текстовой  1ч Лекция. Презентация задачи 2 Типы текстовых задач. Алгоритм  1ч Беседа. Презентация 3 4 решения текстовых задач Задачи на проценты Задачи на процентное отношение,  концентрацию Задачи на  работу Задачи на движение Задачи на движение по реке Задачи «на числа» 5 7 8 9 10 Задачи «на прогрессии» 11 Задачи с геометрическим содержанием 12 Решение задач повышенной сложности 13 Итоговое занятие 3ч Практикум. Презентация 5ч Практикум 5ч Практикум. Презентация 4ч Практикум 3ч Практикум 2ч Практикум. Презентация 3ч Практикум. Презентация 3ч Практикум 3ч Практикум 1ч Семинар. Защита  творческих работ Содержание занятий 1. Вводное занятие. Понятие текстовой задачи.  понятие текстовой задачи  история использования текстовых задач в России  этапы решения текстовой задачи  наглядные образы как средство решения математических задач  рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач  арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи 2. Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.  этапы математического моделирования   этапы решения задач  виды текстовых задач  арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи  понятие о математическом моделировании.  алгоритм решения текстовых задач  оформление решения задач 3. Задачи на проценты.  понятие процента  вводные задачи на доли  задачи на дроби  задачи на пропорции.  процентное отношение  нахождение числа по его процентам  типы задач на проценты  процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы,  штрафы, банковские операции, голосования)  примеры решения задач  процентные расчеты   процентные изменения  простой и сложный процентный рост  задачи, связанные с изменением цены  задачи о вкладах и займах  формула сложных процентов 4. Задачи на процентное отношение, концентрацию. задачи на смеси и сплавы   основные допущения при решении задач на смеси и сплавы  задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное  содержание»  объёмная концентрация  процентное содержание  формула сложных процентов 5. Задачи на работу.  понятие работы  понятие производительности  алгоритм решения задач на работу  вычисление неизвестного времени работы  путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как      совместная работа задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы задачи, в которых требуется найти производительность труда задачи, в которых требуется определить время, затраченное на  выполнение предусмотренного объёма работы  система задач, подводящих к составной задач 6. Задачи на движение.  движения навстречу друг другу  движение в одном направлении  движение в противоположных направлениях из одной точки  движение по реке  движение по кольцевым дорогам  относительность движения  чтение графиков движения и применение их для решения текстовых  задач 7. Задачи на числа.  Представление многозначного числа в виде суммы разрядных  слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач  на числа. 8. Задачи на прогрессии.  арифметическая прогрессия  геометрическая прогрессия 9. Задачи с геометрическим содержанием.  треугольники  четырёхугольники  исследовательская работа  многоугольники  окружности Литература 1. Л.М. Галицкий, Сборник задач по алгебре 8­9 классов. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.  М., Просвещение, 2007. 2. КИМы по математике 5­9 классы. М., Вако, 2012г. 3. А.Е. Захарова. Несколько задач «про цены». М.М. Фирсова. Урок  решения задач с экономическим содержанием. – Журнал «Математика в школе» №8/2002. Стр. 34 – 38. 4. А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. ­ Еженедельная учебно­ методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г. 5. А. Прокофьев, Т. Соколова, В. Бардушкин, Т. Фадеичева. Текстовые  задачи. Еженедельная учебно­методическая газета «Математика», №9,  2005г. 6. В. Булынин Применение графических методов при решении текстовых  задач. – Еженедельная учебно­методическая газета «Математика», №14, 2005г. 7. Липсиц И.В. Экономика. Методическое пособие 10 кл. в 2­х кн. – М.:  Вита – Пресс, 2000. 8. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе ­  №4, 2001. 9. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа – Пресс,  2000. Интернет­ ресурсы:    na   ­  ege   ­  po   ­ 1. http://ege­study.   matematike    /  ru   /  materialy    ­  ege   /  tekstovaya    ­  zadacha    ­  v  13­ 2. http://hijos.ru/izuchenie­matematiki/algebra­10­klass/6­tekstovye­ zadachi/ 3. http://www.seznaika.ru/matematika/zadachi 4. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/matematika/tekstovye­zadachi­v­ obuchenii­mladshego­shkolnika­matematike

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"

Программа факультатива по математике для 9 класса "Решение текстовых задач"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019