Программа факультативного курса " Математика без границ"
Оценка 4.7

Программа факультативного курса " Математика без границ"

Оценка 4.7
Библиография +1
doc
математика
6 кл
04.03.2018
Программа факультативного курса " Математика без границ"
Основная задача обучения математике в школе-обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений , необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества. Для активации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике и вводится данный курс.
факультатив 6.doc

МКОУ Куртамышского района « Куртамышская средняя школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

факультативного  курса по математике

 

«Математика без границ"

 

 для 6 класса

 

 

 

 

 

Составила

учитель математики

Киселева Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017\2018 учебный год

 

Аннотация.

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Математика без границ», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.

Девизом всех занятий могут служить слова:

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » Э. Кант

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.

В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Пояснительная записка.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Основная цель курса – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.

Рабочая программа факультативного курса «Математика без границ» для 6 класса составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа факультативного курса «Математика без границ» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для работы в 6-х классах общеобразовательной школы на 1 год обучения (1час в неделю, 35ч)

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

·        пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;

·        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

·        развитие математического кругозора, мышления, научно-исследовательских умений учащихся;

·         формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

·         воспитание высокой культуры математического мышления, чувства коллективизма, трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

 

Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на факультативные занятия.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

·        учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

·        доброжелательный психологический климат на занятиях;

·        личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

·        подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

·        оптимальное сочетание форм деятельности;

·        преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;

·        доступность.

Программа содержит разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся.

В процессе изучения данного факультативного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы: практикумов, викторин, дидактических игр, защиты творческих работ и т. д.

Наряду с решением основной задачи факультативные занятия предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную творческую работу.

Факультативный курс – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, сказки, фольклор. Проводится подготовка к олимпиаде по математике.

Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения учащихся. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Темы предстоящих занятий следует объявлять заранее, чтобы каждый ученик имел возможность выступить на занятиях. Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности.

Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы

 

 

 

Содержание

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

 Путешествие в историю математики ( 8ч )

1

Вводное занятие

Беседа о происхождении арифметики. История возникновения математики

2

2. История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.

Беседа о возникновении цифр и чисел у разных народов земли, с применением докладов учащихся. Презентация «Эти удивительные числа».

1

3

3.Системы счисления. История нуля.

Различные системы счисления, их история возникновения и применения в жизни различных народов. Нуль такой неизвестный, таинственный и разный.

1

4

4. Правила и приемы быстрого счета.

Научить учащихся быстро считать, применяя некоторые способы счета.

2

5

 История математических знаков. История циркуля, транспортира.

История возникновения циркуля и транспортира, их применение в древности и по сей день.

Возникновение и открытие математических знаков. Что такое числа «великаны», в каких отраслях используют числа «великаны».

1

 

6

 Великие математики древности. Женщины математики.

Эратосфен, Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес. Жизнь, творчество, работы великих математиков, их вклад в развитии математической науки. Презентация «Творцы математики и их открытия».  Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская.Их жизнь и вклад в развитие математики.

2

II. Знакомство с геометрией ( 6ч )

 

1

 История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. (1ч)

История возникновения геометрии. Как зарождалась наука геометрия. Где она возникла и как развивалась. Какие геометрические термины произошли из жизни. Привести примеры, решить задачи. Презентация « История геометрических терминов».

1

2

Геометрические фигуры. Сказки о геометрических фигурах.

Сказки о прямоугольнике, о квадрате. Новоселье шара. Случай из жизни плоскости. История о круглых братьях. Презентация о геометрических фигурах

1

 

3

 Треугольник. Египетский треугольник.

Треугольник, его элементы. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника и их свойства. Виды треугольников. Стихи и загадки. Египетский треугольник.

 

1

4

Параллелограмм.

Определение, его свойства. Частные виды параллелограмма, периметр и площадь.

1

 

5.

Прямоугольник. Квадрат.

Определение, их свойства. Периметр и площадь.

1

 

6

Пять правильных многогранников.

Тетраэдр, куб, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр их развертки. Платон и четыре стихии природы. Теория четырех стихий мироздания.

1

 

III. Решение различных задач ( 7ч )

 

1

 Готовимся к олимпиаде. (3ч)

Математические игры, задачи на проценты, логические задачи, задачи на делимость чисел, задачи на принцип Дирихле, задачи на инвариант, задачи с геометрическим содержанием. Варианты олимпиадных заданий.

3

 

2

 Конкурс «Кенгуру» , Мультитест, Олимпус

Решение задач конкурса

2

 

3

 Старинные задачи по математике.

Презентация «Старинные задачи по математике». Решение различных старинных задач.

2

 

IV. Математические игры и головоломки ( 5ч )

 

1

1. Координатная плоскость.

Рисуем животных на координатной плоскости. В поисках клада.

2

2

Головоломки со спичками

 Решение различных задач со спичками.

1

3

Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки.

Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки. Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы.

2

 

V. Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей ( 5ч )

 

1

Круги Эйлера. Комбинации. Дерево возможных вариантов. Достоверные, невозможные и случайные события. Вероятность. Подсчет вероятности.

Практика. Решение задач по комбинаторике и теории вероятности. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера.

 

5

 

VI . Заключительное занятие ( 3 ч)

 

 

Представление и защита творческих работ учащихся. Подведение итогов.

 

3

 

 

 

 

 

Литература:

1.Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. М.:Педагогика – Пресс, 1995.

2.Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.

3.Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- изд.-М.: Мнемозина, 2010г.

4.Олевский В.А. О секрете происхождения арабских цифр. Журнал “ Математика в школе”, №5, 1989.-С. 78.

5.Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.

6.Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.

7.Баврин И.И., Фрибус Е.А.Старинные задачи. –М: Просвещение, 1994.

8.Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных. –М: Просвещение, 1992.

9.Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5-6кл - М: Дрофа, 1998.

10.Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика 5-9кл. -М: Дрофа,2002.

11.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11кл.- М: Айрис- Пресс, 2002.

12.Ю.В.Лепехин. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.

13.Ф.А.Пчелинцев, П.В.Чулков. Математика. 5-6класс. Задачи на развитие математического мышления. - М.: «Издат-школа 2000»

14.И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2004 г.

15.Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : АСТ , 2009.

16.«Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

17.Интернет - ресурсы.


МКОУ Куртамышского района « Куртамышская средняя школа №1»

МКОУ Куртамышского района « Куртамышская средняя школа №1»

Аннотация. Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой…

Аннотация. Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой…

Пояснительная записка. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни…

Пояснительная записка. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни…

Программа содержит разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся

Программа содержит разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся

Содержание № п/п

Содержание № п/п

Треугольник. Египетский треугольник

Треугольник. Египетский треугольник

Литература: 1.Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать

Литература: 1.Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018