МКОУ Куртамышского района « Куртамышская средняя школа №1»
Программа
факультативного курса по математике
«Математика без границ"
для 6 класса
Составила
учитель математики
Киселева Ю.Н.
2017\2018 учебный год
Аннотация.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Математика без границ», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.
Девизом всех занятий могут служить слова:
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » Э. Кант
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.
В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Пояснительная записка.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Основная цель курса – создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.
Рабочая программа факультативного курса «Математика без границ» для 6 класса составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа факультативного курса «Математика без границ» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для работы в 6-х классах общеобразовательной школы на 1 год обучения (1час в неделю, 35ч)
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
· пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
· углубление и расширение знаний учащихся по математике;
· развитие математического кругозора, мышления, научно-исследовательских умений учащихся;
· формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
· воспитание высокой культуры математического мышления, чувства коллективизма, трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на факультативные занятия.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
· учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
· доброжелательный психологический климат на занятиях;
· личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
· подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
· оптимальное сочетание форм деятельности;
· преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
· доступность.
Программа содержит разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся.
В процессе изучения данного факультативного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы: практикумов, викторин, дидактических игр, защиты творческих работ и т. д.
Наряду с решением основной задачи факультативные занятия предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную творческую работу.
Факультативный курс – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, сказки, фольклор. Проводится подготовка к олимпиаде по математике.
Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения учащихся. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Темы предстоящих занятий следует объявлять заранее, чтобы каждый ученик имел возможность выступить на занятиях. Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности.
Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы
Содержание
№ п/п |
Разделы и темы |
Кол-во часов |
|
Путешествие в историю математики ( 8ч ) |
|||
1 |
Вводное занятие Беседа о происхождении арифметики. История возникновения математики |
1ч |
|
2 |
2. История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. Беседа о возникновении цифр и чисел у разных народов земли, с применением докладов учащихся. Презентация «Эти удивительные числа». |
1 |
|
3 |
3.Системы счисления. История нуля. Различные системы счисления, их история возникновения и применения в жизни различных народов. Нуль такой неизвестный, таинственный и разный. |
1 |
|
4 |
4. Правила и приемы быстрого счета. Научить учащихся быстро считать, применяя некоторые способы счета. |
2 |
|
5 |
История математических знаков. История циркуля, транспортира. История возникновения циркуля и транспортира, их применение в древности и по сей день. Возникновение и открытие математических знаков. Что такое числа «великаны», в каких отраслях используют числа «великаны». |
1 |
|
6 |
Великие математики древности. Женщины математики. Эратосфен, Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес. Жизнь, творчество, работы великих математиков, их вклад в развитии математической науки. Презентация «Творцы математики и их открытия». Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская.Их жизнь и вклад в развитие математики. |
2 |
|
II. Знакомство с геометрией ( 6ч ) |
|
||
1 |
История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. (1ч) История возникновения геометрии. Как зарождалась наука геометрия. Где она возникла и как развивалась. Какие геометрические термины произошли из жизни. Привести примеры, решить задачи. Презентация « История геометрических терминов». |
1 |
|
2 |
Геометрические фигуры. Сказки о геометрических фигурах. Сказки о прямоугольнике, о квадрате. Новоселье шара. Случай из жизни плоскости. История о круглых братьях. Презентация о геометрических фигурах |
1 |
|
3 |
Треугольник. Египетский треугольник. Треугольник, его элементы. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника и их свойства. Виды треугольников. Стихи и загадки. Египетский треугольник.
|
1 |
|
4 |
Параллелограмм. Определение, его свойства. Частные виды параллелограмма, периметр и площадь. |
1 |
|
5. |
Прямоугольник. Квадрат. Определение, их свойства. Периметр и площадь. |
1 |
|
6 |
Пять правильных многогранников. Тетраэдр, куб, гексаэдр, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр их развертки. Платон и четыре стихии природы. Теория четырех стихий мироздания. |
1 |
|
III. Решение различных задач ( 7ч ) |
|
||
1 |
Готовимся к олимпиаде. (3ч) Математические игры, задачи на проценты, логические задачи, задачи на делимость чисел, задачи на принцип Дирихле, задачи на инвариант, задачи с геометрическим содержанием. Варианты олимпиадных заданий. |
3 |
|
2 |
Конкурс «Кенгуру» , Мультитест, Олимпус Решение задач конкурса |
2 |
|
3 |
Старинные задачи по математике. Презентация «Старинные задачи по математике». Решение различных старинных задач. |
2 |
|
IV. Математические игры и головоломки ( 5ч ) |
|
||
1 |
1. Координатная плоскость. Рисуем животных на координатной плоскости. В поисках клада. |
2 |
|
2 |
Головоломки со спичками Решение различных задач со спичками. |
1 |
|
3 |
Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки. Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки. Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы. |
2 |
|
V. Круги Эйлера, элементы комбинаторики и теории вероятностей ( 5ч ) |
|
||
1 |
Круги Эйлера. Комбинации. Дерево возможных вариантов. Достоверные, невозможные и случайные события. Вероятность. Подсчет вероятности. Практика. Решение задач по комбинаторике и теории вероятности. Решение логических задач с использованием кругов Эйлера.
|
5 |
|
VI . Заключительное занятие ( 3 ч) |
|
||
|
Представление и защита творческих работ учащихся. Подведение итогов.
|
3 |
|
Литература:
1.Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать. М.:Педагогика – Пресс, 1995.
2.Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.
3.Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- изд.-М.: Мнемозина, 2010г.
4.Олевский В.А. О секрете происхождения арабских цифр. Журнал “ Математика в школе”, №5, 1989.-С. 78.
5.Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.
6.Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.
7.Баврин И.И., Фрибус Е.А.Старинные задачи. –М: Просвещение, 1994.
8.Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных. –М: Просвещение, 1992.
9.Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5-6кл - М: Дрофа, 1998.
10.Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика 5-9кл. -М: Дрофа,2002.
11.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11кл.- М: Айрис- Пресс, 2002.
12.Ю.В.Лепехин. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель, 2011.
13.Ф.А.Пчелинцев, П.В.Чулков. Математика. 5-6класс. Задачи на развитие математического мышления. - М.: «Издат-школа 2000»
14.И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2004 г.
15.Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : АСТ , 2009.
16.«Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
17.Интернет - ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.