Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Оценка 5

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русская литература
Взрослым
27.11.2017
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания. Задачи программы: • установить ценностные ориентиры начального образования; • определить состав и характеристику универсальных учебных действий; • выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
Программа формирования универсальных учебных действий.doc
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования Цель программы:  обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания. Задачи программы:   установить ценностные ориентиры начального образования;  определить состав и характеристику универсальных учебных действий;  выявить   в   содержании   предметных   линий     универсальные   учебные   действия     и     определить   условия формирования  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.  Программа  формирования универсальных учебных действий содержит: 1. описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;  2. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. 3. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа России»; 4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных  учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»; 1 5. описание   преемственности   программы   формирования   универсальных   учебных   действий   по   ступеням   общего образования в соответствии с УМК «Школа России».  6. Планируемые результаты сформированности УУД. Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов. Представим разделы программы в соответствии с УМК «Школа России».  ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования  следующим образом:  1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая ­  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; ­ осознание ответственности человека за благосостояние общества; ­  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; ­ отказ от деления на «своих» и «чужих»;  ­ уважение истории и культуры каждого народа. 2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества. 2 ­ доброжелательность, доверие и  внимание к людям,  ­ готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; ­ уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;   3. развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма. ­ принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; ­ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  ­ стыда, вины, совести  ­ как регуляторов морального поведения; ­   формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; 4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: ­ развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества; ­   формирование   умения   учиться   и   способности   к   организации   своей   деятельности   (планированию,   контролю, оценке); 5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: ­  формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе; ­ готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; ­ критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; 3 ­ готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; ­ целеустремленность и настойчивость в достижении целей; ­ готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; ­ умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности   личности и общества в пределах своих возможностей.     1         В   концепции   УМК   «Школа   России»   ценностные   ориентиры   формирования   УУД   определяются     вышеперечисленными требованиями ФГОС и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.        Это человек:   Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир  Владеющий основами умения учиться.  Любящий родной край и свою страну.  Уважающий и принимающий ценности семьи и общества  Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.  Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,   умеющий высказать свое мнение.  Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. 1 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 4 В ФГОС начального общего образования  содержится  характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:       Личностные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию   обучающихся (умение   соотносить   поступки   и   события   с   принятыми   этическими   принципами,   знание   моральных   норм   и   умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.  Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;  •  нравственно­этическая ориентация, в том числе,   и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные   универсальные   учебные   действия  обеспечивают   обучающимся   организацию   своей   учебной деятельности.  К ним относятся: 5 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны х  характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; •  коррекция  —  внесение   необходимых   дополнений   и   коррективов   в   план   и   способ   действия   в  случае   расхождения эталона,   реального   действия   и   его   результата   с   учётом   оценки   этого   результата   самим   обучающимся,   учителем, товарищами; • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия  включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 6 • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; • структурирование знаний; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально­делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; •  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково­_символические действия: • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­графическая или знаково­символическая); • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 7 Логические универсальные действия: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); •  синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением  недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий;  • установление причинно­следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: • формулирование проблемы; • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать  в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: 8 • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; •  умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в   соответствии   с   задачами   и   условиями коммуникации;   владение   монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.  Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.  Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий   на разных этапах обучения  по УМК  «Школа России» в начальной школе 9 Класс 1 класс 2 класс Личностные УУД Регулятивные УУД  Познавательные УУД 1. Ценить и принимать  следующие базовые  ценности:  «добро»,  «терпение», «родина»,  «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к  своим родственникам,  любовь к родителям.  3. Освоить  роли  ученика;  формирование интереса  (мотивации) к учению. 4. Оценивать  жизненные  ситуаций  и поступки героев  художественных текстов с  точки зрения  общечеловеческих норм. 1. Ценить и принимать  следующие базовые  ценности:  «добро»,  «терпение», «родина»,  «природа», «семья», «мир»,  «настоящий друг». 2. Уважение к своему  народу, к своей родине.   3. Освоение личностного  смысла учения, желания  1. Организовывать свое  рабочее место под  руководством учителя.  2. Определять цель  выполнения заданий на  уроке, во внеурочной  деятельности, в жизненных  ситуациях под  руководством учителя.  3. Определять план  выполнения заданий на  уроках, внеурочной  деятельности, жизненных  ситуациях под  руководством учителя. 4. Использовать в своей  деятельности простейшие  приборы: линейку,  треугольник и т.д. 1. Самостоятельно  организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму  организации учебной и  внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной  деятельности с помощью  учителя и самостоятельно.  4. Определять план  1. Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на основе  изучения данного раздела.  2. Отвечать на простые  вопросы учителя, находить  нужную информацию в  учебнике. 3. Сравнивать предметы,  объекты: находить общее и  различие. 4. Группировать предметы,  объекты на основе  существенных признаков. 5. Подробно пересказывать  прочитанное или  прослушанное; определять  тему.  1. Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на основе  изучения данного раздела;  определять круг своего  незнания.  2. Отвечать на простые  и  сложные вопросы учителя,  самим задавать вопросы,  Коммуникативные УУД 1. Участвовать в диалоге на  уроке и в жизненных  ситуациях. 2. Отвечать на вопросы  учителя, товарищей по  классу.  2. Соблюдать простейшие  нормы речевого этикета:  здороваться, прощаться,  благодарить. 3. Слушать и понимать речь  других. 4. Участвовать  в паре.  1.Участвовать в диалоге;  слушать и понимать других,  высказывать свою точку  зрения на события,  поступки. 2.Оформлять свои мысли в  устной и письменной речи с  учетом своих учебных и  жизненных речевых  ситуаций.  10 учиться.  4. Оценка жизненных  ситуаций  и поступков  героев художественных  текстов с точки зрения  общечеловеческих норм. 3.Читать вслух и про себя  тексты учебников, других  художественных и научно­ популярных книг, понимать  прочитанное.  4. Выполняя различные роли  в группе, сотрудничать в  совместном решении  проблемы (задачи). выполнения заданий на  уроках, внеурочной  деятельности, жизненных  ситуациях под  руководством учителя. 5.  Соотносить выполненное  задание  с образцом,  предложенным учителем. 6. Использовать в работе  простейшие  инструменты и  более сложные приборы  (циркуль).  6. Корректировать  выполнение задания в  дальнейшем. 7. Оценка своего задания по  следующим параметрам:  легко выполнять, возникли  сложности при выполнении.  находить нужную  информацию в учебнике. 3. Сравнивать  и  группировать предметы,  объекты  по нескольким  основаниям; находить  закономерности;  самостоятельно продолжать  их по установленном  правилу.   4. Подробно пересказывать  прочитанное или  прослушанное;  составлять  простой план . 5. Определять,  в каких  источниках  можно  найти   необходимую информацию  для  выполнения задания.  6. Находить необходимую  информацию,  как в  учебнике, так и в  словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать  самостоятельные   простые  выводы 3 класс 1. Ценить и принимать  следующие базовые  ценности:  «добро»,  «терпение», «родина»,  «природа», «семья», «мир»,  «настоящий друг»,  1. Самостоятельно  организовывать свое рабочее место в соответствии с  целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно  определять важность или   1. Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на основе  изучения данного раздела;  определять круг своего  1. Участвовать в диалоге;  слушать и понимать других,  высказывать свою точку  зрения на события,  поступки. 2.Оформлять свои мысли в  11 «справедливость», «желание понимать друг друга»,  «понимать позицию  другого». 2. Уважение к своему  народу, к другим народам,  терпимость к обычаям и  традициям других народов. 3. Освоение личностного  смысла учения; желания  продолжать свою учебу. 4. Оценка жизненных  ситуаций  и поступков  героев художественных  текстов с точки зрения  общечеловеческих норм,  нравственных и этических  ценностей. незнания; планировать свою  работу по изучению  незнакомого материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная информация буде нужна для изучения  незнакомого материала; отбирать необходимые   источники информации  среди предложенных  учителем словарей,  энциклопедий,  справочников. 3. Извлекать информацию,  представленную в разных  формах (текст, таблица,  схема, экспонат, модель,  а, иллюстрация и др.) 4. Представлять  информацию в виде текста,  таблицы, схемы, в том числе  с помощью ИКТ. 5. Анализировать,  сравнивать, группировать  различные объекты, явления, факты.  устной и письменной речи с  учетом своих учебных и  жизненных речевых  ситуаций.  3.Читать вслух и про себя  тексты учебников, других  художественных и научно­ популярных книг, понимать  прочитанное.  4. Выполняя различные роли  в группе, сотрудничать в  совместном решении  проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку  зрения, соблюдая правила  речевого этикета.  6. Критично относиться к  своему мнению 7. Понимать точку зрения  другого  8. Участвовать в работе  группы, распределять роли,  договариваться друг с  другом.  необходимость выполнения  различных задания в  учебном  процессе и  жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной  деятельности с помощью  самостоятельно.  4. Определять план  выполнения заданий на  уроках, внеурочной  деятельности, жизненных  ситуациях под  руководством учителя. 5. Определять правильность  выполненного задания  на  основе сравнения с  предыдущими заданиями,  или на основе различных  образцов.  6. Корректировать  выполнение задания в  соответствии с планом,  условиями выполнения,  результатом действий на  определенном этапе.  7. Использовать в работе  литературу, инструменты,  приборы.  8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее  представленным. 12 4 класс 1. Самостоятельно   формулировать задание:  определять его цель,  планировать алгоритм его  выполнения, корректировать работу по ходу его  выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать  при  выполнения задания  различные средства:  справочную литературу,  ИКТ, инструменты и  приборы.  3. Определять  самостоятельно критерии  оценивания, давать  самооценку.  1. Ценить и принимать  следующие базовые  ценности:  «добро»,  «терпение», «родина»,  «природа», «семья», «мир»,  «настоящий друг»,  «справедливость», «желание понимать друг друга»,  «понимать позицию  другого», «народ»,  «национальность» и т.д. 2. Уважение  к своему  народу, к другим народам,  принятие ценностей других  народов. 3. Освоение личностного  смысла учения;  выбор  дальнейшего  образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных  ситуаций  и поступков  героев художественных  текстов с точки зрения  общечеловеческих норм,  нравственных и этических  ценностей, ценностей  гражданина России. 1. Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на основе  изучения данного раздела;  определять круг своего  незнания; планировать свою  работу по изучению  незнакомого материала.   2. Самостоятельно  предполагать, какая   дополнительная информация буде нужна для изучения  незнакомого материала; отбирать необходимые   источники информации  среди предложенных  учителем словарей,  энциклопедий,  справочников, электронные  диски. 3. Сопоставлять  и отбирать  информацию, полученную из различных источников  (словари, энциклопедии,  справочники, электронные  диски, сеть Интернет).  4. Анализировать,  сравнивать, группировать  различные объекты, явления, факты.  Участвовать в диалоге;  слушать и понимать других,  высказывать свою точку  зрения на события,  поступки. 2.Оформлять свои мысли в  устной и письменной речи с  учетом своих учебных и  жизненных речевых  ситуаций.  3.Читать вслух и про себя  тексты учебников, других  художественных и научно­ популярных книг, понимать  прочитанное.  4. Выполняя различные роли  в группе, сотрудничать в  совместном решении  проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку  зрения, соблюдая правила  речевого этикета;  аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и  дополнительных сведений.   6. Критично относиться к  своему мнению. Уметь  взглянуть на ситуацию с  иной позиции и  договариваться с людьми  иных позиций. 13 7. Понимать точку зрения  другого  8. Участвовать в работе  группы, распределять роли,  договариваться друг с  другом. Предвидеть   последствия коллективных  решений. 5. Самостоятельно делать  выводы, перерабатывать  информацию,  преобразовывать её,   представлять информацию  на основе схем, моделей,  сообщений. 6. Составлять сложный план  текста. 7. Уметь передавать  содержание в сжатом,  выборочном или  развёрнутом виде. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов  (на основе образовательных ресурсов УМК  «Школа России»)  Формирование   универсальных   учебных   действий   в   образовательном   процессе   осуществляется   в   контексте усвоения   разных   предметных   дисциплин.   Требования   к   формированию   универсальных   учебных   действий   находят отражение   в   планируемых   результатах   освоения   программ   учебных   предметов   «Русский   язык»,   «Литературное чтение»,   «Математика»,   «Окружающий   мир»,   «Технология»,   «Иностранный   язык»,   «Изобразительное   искусство», «Физическая   культура»  в   отношении     ценностно­смыслового,   личностного,   познавательного   и   коммуникативного развития учащихся.  Каждый из предметов УМК «Школа России», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: 14  Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;  Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;  Умений   выполнять   логические   действия   абстрагирования,   сравнения,   нахождения   общих   закономерностей, анализа,   синтеза;   осуществлять   эвристические   действия;   выбирать   стратегию   решения;   строить   и   проверять элементарные гипотезы. Каждый   учебный   предмет   в  зависимости   от   его   содержания   и   способов   организации   учебной   деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Смысловые  акценты УУД личностные Литературное чтение Математика  Русский язык Окружающий мир регулятивные познавательные общеучебные   смысло образование нравственно­этическая ориентация   планирование, жизненное само­ определение целеполагание,   оценка, алгоритмизация   действий   (Математика,   Русский   язык,   Окружающий   мир,   Технология   , Физическая культура и др.) моделирование (перевод речи в письменную) нравственно­этическая ориентация   коррекция, широкий источников информации устной   прогнозирование,   контроль,   спектр смысловое   чтение,   произвольные и осознанные   устные   и письменные высказывания   моделирование, выбор   наиболее эффективных способов   решения задач 15 познавательные логические коммуникативные личных,     языковых, формулирование нравственных   проблем.   Самостоятельное создание   способов   решения   проблем поискового и творческого характера использование   средств   языка   и   речи   для   получения   и   передачи   информации,   участие   в продуктивном диалоге;     самовыражение: монологические высказывания разного типа.   анализ, синтез, сравнение, группировка,  причинно­следственные связи, логические  рассуждения, доказательства, практические  действия Связь   универсальных   учебных   действий   с   содержанием   учебных   предметов     определяется      следующими утверждениями: 1. УУД   представляют   собой   целостную   систему,   в   которой   можно   выделить     взаимосвязанные   и взаимообуславливающие  виды действий: коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы, личностные – определяющие мотивационную ориентацию, регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.  2. Формирование   УУД   является   целенаправленным,   системным   процессом,   который   реализуется   через   все предметные области  и внеурочную деятельность. 3. Заданные   стандартом   УУД   определяют   акценты   в   отборе   содержания,   планировании     и   организации образовательного процесса с учетом возрастно­психологических особенностей обучающихся. 16 4.  Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.   5. Способы учета уровня их сформированности ­   в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.   Педагогическое сопровождение этого процесса  осуществляется с помощью Универсального интегрированного 6. Портфолио (раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»),  который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий. 7. Результаты   усвоения   УУД   формулируются   для   каждого   класса   и   являются   ориентиром   при   организации мониторинга их достижения. Приведем пример, как  формируются некоторые  личностные результаты  средствами разных учебных предметов в УМК «Школа России» В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:  1)   Формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства   гордости   за   свою   Родину, российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности, 17 формирование   ценности   многонационального   российского   общества,   гуманистические   и   демократические ценностные ориентации. 2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Школа России» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.  В курсе «Окружающий мир»   — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».   В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства.   Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России»,   «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России,  Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др. В курсе «Литературное чтение» —    это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической  литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и 18 обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность. В курсе «Русский язык»  представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями,     русскими умельцами, руками которых созданы Царь­пушка и Царь­колокол,   церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина,  И. С. Соколова­Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки  А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве русского   языка.   Ученики   составляют   тексты,   рассказы   о   своей   малой   родине   —   крае,   городе,   селе,   об   их достопримечательностях, природных и культурно­исторических особенностях. В   курсе   «Математика»  —   в     сюжетах   текстовых   задач   (например,   в   3   и   4   кл.)   представлены   сведения   из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности  Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны (например, о годах жизни А.С. Пушкина, о собрании сочинений Л.Н. Толстого, о посещении музеев, художественных галерей и др.). В курсе «Музыка» произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной  культуры, широко используется принцип  диалога  культур. Он предполагает  знакомство учащихся с 19 народной и профессиональной музыкой различных национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно­эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур. В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных   заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры». В курсах иностранных языков (английского, французского, испанского и немецкого языков)     с   этой целью предлагаются тексты и диалоги о культуре  России  и аналогичные тексты о культуре и истории изучаемых стран.  Начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран. Учащимся предлагаются увлекательные материалы об этих странах и их столицах: Мадриде, Париже,  Берлине,  Вашингтоне;   о   России   и   её  столице   Москве,   об   испанских,  французских,  немецких,  английских   , американских руссийских музеях, о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран. В курсе «Основы религиозных культур и светской этики»  для реализации указанных личностных результатов каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена иллюстративным материалом, отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебным содержанием, которое раскрывается на материале 20 отечественной   истории.   Кроме   того,   в   основе   содержания   всех   модулей   лежат   концептуальные   понятия   «мы   — российский   народ»,   «мы   разные   и   мы   вместе».   Содержание   религиозных   и   светских   традиций   в   каждом   учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно­исторического мира России.  В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение  следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:  Овладение  способностью  принимать  и сохранять цели  и задачи  учебной  деятельности,   поиска  средств ее осуществления.  В   учебниках   русского   языка,   математики,   окружающего   мира,   литературного   чтения   (1­4кл.)   на   шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они  будут  учиться,  изучая  данный  раздел. В  начале каждого  урока  представлены  цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам   видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.  Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.   При такой системе построения материала учебников постепенно формируются  умения  сначала  понимать и принимать    познавательную  цель,  сохранять  её  при  выполнении   учебных действий,  а   затем   и   самостоятельно   формулировать       учебную       задачу,     выстраивать план действия для её последующего   решения. 21 Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через   систему   заданий,   предусмотренных   в   материале   каждого   урока.   Урок,   тема,   раздел   завершаются   заданиями рубрики   «Проверь   себя»,   содержание   которых   способствует   организации   контрольно­оценочной   деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.  Формирование и освоение  указанных способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера,   направленных на развитие у учащихся познаватель­ных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой  теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации. В курсе «Русский язык»  одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт».   Проводя исследование, дети, например,   узнают, как можно определить   слоги   в   слове,   основу   слова;   убеждаются,   что   слов   без   корня   не   бывает;   определяют,   какие   глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом,  овладевают новыми знаниями.  Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».  В курсе «Математика» освоение  указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих: 22  продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;   провести классификацию   объектов,   чисел,   равенств,   значений   величин,   геометрических   фигур   и   др.   по заданному признаку;   провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.  В   учебниках   предлагаются   «Странички   для   любознательных»   с   заданиями   творческого   характера,   начиная   со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».  С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными,   практическими,   знаковыми,   графическими).   Всё   это   формирует   умения   решать   задачи   творческого   и поискового характера.      Проблемы   творческого   и   поискового   характера   решаются   также   при   работе   над   учебными   проектами   по математике, русскому  языку, литературному  чтению, окружающему  миру, технологии, иностранным  языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс. Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК «Перспектива» Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК «Перспектива»  конструируются  учителем на основании следующих общих подходов:  23 1.     Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных,   регулятивных,   познавательных  и  коммуникативных)  предполагает   осуществление   субъектом   (в свёрнутом   или   развёрнутом   виде)   следующих   навыков:   ознакомление­понимание   ­   применение­анализ­синтез­ оценка.  В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.  2. Требования к задачам. Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надёжными и объективными, они должны быть: ­ составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом; ­ сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение обладание соответствующих УУД; ­ избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»; ­ многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить: общий подход к решению; выбор необходимой стратегии; ­ «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из её условий. 24 Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования. Организация   преемственности   осуществляется   при   переходе   от   дошкольного   образования   к   начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой  ступени   образовательного  процесса   проводится  диагностика   (физическая,   психологическая,   педагогическая) готовности  учащихся к обучению на следующей ступени.   Стартовая диагностика определяет   основные проблемы, характерные для большинства обучающихся,   и в соответствии с особенностями   ступени обучения   на определенный период выстраивается система работы по преемственности. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет: ­   принятия   в   педагогическом   коллективе   общих   ценностных   оснований   образования,     в   частности   ­   ориентация   на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. ­ четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени; ­ целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД   в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.). Основанием преемственности  разных ступеней образовательной системы   становится   ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.2 2 25 В  Таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе основной школе» 3 представлены    УУД,   результаты развития УУД, их значение для обучения.  УУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные действия Адекватная школьная мотивация.  ­ смыслообразование Мотивация достижения. ­ самоопределение Развитие основ гражданской идентичности. Регулятивные действия Рефлексивная адекватная самооценка Функционально­структурная  сформированность учебной деятельности.  Обучение   в   зоне   ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся     границ   «знания   и   Достаточно   высокая незнания». самоэффективность   форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. Высокая   успешность   в   усвоении   Создание учебного   содержания. в   Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Коммуникативные (речевые),   регулятивные действия Коммуникативные, 3 Произвольность восприятия, внимания,   памяти, воображения. предпосылок   для   дальнейшего перехода к самообразованию. Внутренний план действия Рефлексия   –   осознание   учащимся Способность   действовать   «в   уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. Осознанность и критичность учебных 26 регулятивные действия содержания,   последовательности   и действий.  оснований действий Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального Педагогические ориентиры: Развитие личности.  В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников обучения. будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Педагогические ориентиры:     Самообразование и самоорганизация В  сфере   регулятивных   универсальных   учебных   действий  выпускники   овладеют   всеми   типами   учебных   действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Педагогические ориентиры:    В  сфере   познавательных   универсальных   учебных   действий  выпускники   научатся   воспринимать   и   анализировать  Исследовательская культура сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково­символические средства, в том числе овладеют 27 действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. Педагогические ориентиры:     Культура общения В  сфере   коммуникативных   универсальных   учебных   действий  выпускники   приобретут   умения   учитывать   позицию собеседника   (партнёра),   организовывать   и   осуществлять   сотрудничество   и   кооперацию   с   учителем   и   сверстниками, адекватно   воспринимать   и   передавать   информацию,   отображать   предметное   содержание   и   условия   деятельности   в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. «Условия , обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе.» Учитель   знает: − важность формирования универсальных учебных действий школьников; −  сущность и виды универсальных умений,  ­  педагогические приемы и способы их формирования . Учитель   умеет: ­  отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД ­  использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД  ­  привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД  28 29

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени  начального общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017